Природные сообщества тип цивилизации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Типология цивилизаций – это разделённый на определенные типы ряд культурно-исторических этапов, имеющих общие черты, элементы и закономерности развития.

Типология цивилизаций – это разделённый на определенные типы ряд культурно-исторических этапов, имеющих общие черты, элементы и закономерности развития. В глобальном, неисторическом рассмотрении ученые выделяют два типа цивилизации – Восток и Запад.

Восточная цивилизация – консервативна по своей сути и за многие века практически не претерпела изменений. Даосизм, буддизм и конфуцианство наложили свой отпечаток на ее развитие. Человек почти неотделим от природы, и уж тем более его нельзя назвать ее царем. В некоторых странах до сих пор особую роль играет государство и верховный правитель, а также существует множество табу и запретов.

С точки зрения исторического развития существует намного больше типов цивилизаций. На самом деле точно даже не известно их количество. К примеру, до сих пор толком ни доказано, ни опровергнуто существование цивилизации Атлантиды. Итак, рассмотрим основные.

1. Первичный тип цивилизаций – это, грубо говоря, первый шаг от обезьяны к человеку. Ключевые моменты – изобретение орудий труда и переход от охоты к животноводству и земледелию. Не менее важно появление первых религий, типа анимизма или фетишизма, и мифов, появление которых уже можно назвать первым явлением культуры.

2. Ранние цивилизации – окончательный переход от первобытнообщинного строя к цивилизации. Включает египетскую, вавилонскую, индийскую и китайскую, а также цивилизации шумеров, майя, ацтеков и инков. Здесь уже появляется такая социальная организация, как государство, а также города. Развивается религия, письменность, первые знания о природе и человеке.

3. Античные цивилизации – в основном Древняя Греция и Древний Рим. Основные черты – высокоразвитая культура и искусство (Овидий, Гораций, Гомер, Эврипид), появление множества наук и учений (Платон, Архимед, Тит Ливий, Софокл). Появляются новые формы государства – Греция со своими независимыми городами-полисами, Римская республика, затем Римская империя.

4. Цивилизация Средневековья. Ключевые моменты – на смену язычеству пришло христианство, феодальное общество с разделением на сословия, религия оказывает большую роль на культуру и искусство и, при этом, подавляет развитие научной и исследовательской деятельности.

5. Цивилизация Возрождения (или Ренессанса). Характеризуется расцветом гуманизма вообще и гуманитарных наук в частности. Человек наконец-то выходит из тени церкви. Античная культура снова становится в почете, и на нее равняются многие деятели искусства, особенно скульпторы и архитекторы. Даже дети знают лицо Возрождения – знаменитую четверку – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти и Донателло. Снова стал развиваться театр, практически забытый, со времен античности (Мольер, Шекспир).

6. Реформация. Движение Реформации - промежуточный этап между цивилизациями Возрождения и Просвещения. Основоположник – Мартин Лютер, давший мощный толчок к переосмыслению христианства. В противовес католикам появляются протестанты. Их взгляд на религию и права человека стал по сути первым шагом к институтам гражданского общества, к созданию правового государства. Попросту говоря, ведьм уже не сжигают.

7. Цивилизация Просвещения. Развивается процесс отделения государства от церкви. Этот период считается золотым веком театра. Мощное развитие получает и музыкальное искусство (Моцарт, Бах), а также философия (Локк, Руссо, Вольтер, Дидро, Бэкон, Декарт). Возрастает интерес к личности человека и получает развитие социология.

8. Индустриальная цивилизация. Отделение церкви от государства завершено. Это эпоха промышленного прорыва. Пик всех изобретений и научных открытий приходится именно на этот период. Наука в почете везде и во всех отраслях. В политике утверждается демократия, а в экономике – капитализм. В ХIХ—ХХ веках индустриальная цивилизация расширяется с Европы на весь мир. Благодаря развитию транспорта (поезда, самолеты, пароходы) мир становится теснее – капиталистические отношения и массовая культура проникают всюду, различные устои и культуры смешиваются. Отсюда и возникают конфликты, очень часто перерастающие в войны. Именно в эту эпоху происходят обе мировые войны.

9. Постиндустриальная цивилизация. Постиндустриальная или информационная цивилизация возникает во второй половине ХХ века, в эпоху развития информационных технологий и набирает оборотов с появлением интернета, который проникает в культурную, экономическую и прочие сферы общественной жизни. Индустриализация уходит на второй план, на первый выдвигается информация. Возникает понятие инфосферы. Люди все чаще общаются, не видя друг друга вживую, что очень часто приводит к социальной самоизоляции. Развитие этой цивилизации мы наблюдаем воочию, и ,конечно, невозможно с уверенностью предсказать все этапы ее развития.

Естественно такое деление на типы условно, хотя и общепринято. При желании можно углубиться и выделить новые типы, либо наоборот, - обобщить и свести их количество к трем-четырем.

Цивилизацией называется сообщество людей, имеющих общие духовные ценности, сходный менталитет, устойчивые особенности социальной политики, экономики и культуры. На сегодняшний день выделяются несколько основных типов цивилизаций, отличающихся религиозными, этносоциальными, психологическими и поведенческими способами жизнедеятельности.

Содержание статьи

Какие существуют основные типы цивилизаций

  • Какие существуют основные типы цивилизаций
  • Какие существуют исторические типы обществ
  • Что такое цивилизация

В зависимости от исторического и экономического развития, перспектив развития и основ ментальности выделяют четыре типа цивилизаций:

- природные сообщества;
- восточная цивилизация;
- западная цивилизация;
- современная цивилизация.

Природные сообщества

Природные сообщества относятся к непрогрессивной форме существования, люди живут в рамках природного цикла, в гармонии с природой. Такие народы существуют вне исторического времени, у них нет понятий прошлого и будущего, для них реально только текущее время. Смысл своего существования эти общества видят в сохранении сложившихся традиций, обычаев, приемов труда, не нарушающих единства с природой. Неизменность установленных порядков поддерживается системой многочисленных табу.

Природные сообщества ведут кочевую или полукочевую жизнь. Духовная культура у них связана с обожествлением сил природы - воды, солнца, земли, огня. Посредниками между силами природы и народом являются предводители общин и жрецы. В социальной организации этих сообществ господствует коллективизм: люди живут общинами, родами, кланами, племенами.

Восточный тип цивилизации

Восточная цивилизация — это исторически первый тип цивилизации, который сформировался к 3 тысячелетию до н. э. в Древней Индии, Китае, Древнем Египте. Характерными чертами этих цивилизаций являются традиционализм, они ориентированы на воспроизводство сложившегося образа жизни. В мировоззренческом плане главенствует представление о несвободе человека, предопределение всех поступков, вызванное силами природы и богов. Сознание и воля направлена не на познание или преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, сосредоточенность на духовной жизни. Личностное начало не развито, жизнь людей построена на принципах коллективизма. Политическая организация в восточных цивилизациях основана на деспотии, экономической основой является государственная форма собственности, основным методом управления народом выступает принуждение.

Западный тип цивилизации

Западный тип цивилизации (Европа и Северная Америка) ориентирован на новизну, познание окружающего, динамизм, рациональность.
Ценностями являются человеческая личность, индивидуализм, автономия, свобода, равенство, частная собственность. В управлении отдается предпочтение демократии.

Западная цивилизация на определенном этапе перерастает в техногенную цивилизацию, сформировавшуюся в 15—17 веках в Европе и распространившуюся по всему миру. Главная черта данного типа цивилизации - это научная рациональность, ценность разума и прогресс науки и техники благодаря применению научных знаний. Развитие сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, быстрой трансформацией. Всего за одно-два поколения происходит изменение прежнего образа жизни, формируется новый тип личности.

Современный тип цивилизации

Современное состояние развития привело к зарождению глобальной цивилизации. Возрастает целостность мирового сообщества, появляется единая планетарная цивилизация. Глобализация характеризуется интернационализацией всей общественной деятельности, возникает единая система политических, социально-экономических, культурных и иных связей.

Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:

1) общие фундаментальные черты духовной жизни;
2) общность и взаимозависимость историке-политической судьбы и экономического развития;
3) взаимопереплетение культур;
4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:
1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования);
2) восточный тип цивилизации;
3) западный тип цивилизации;
4) современный тип цивилизации.

Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.

Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру.

Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. Самое страшно табу — запрет на всякие изменения. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование)

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономию личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты:
1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;
2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом измениршие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;
3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли относительно позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ.

Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.

Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающаяунификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этои унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога:
1) усвоение прогрессивного опыта, как правило, происходит при сохранении межцивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа;
2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей;
3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество;
4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.

Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ.

Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.

Различные авторы насчитывают разное количество цивилизаций: от десятка до сотни. Каждая цивилизация проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель. Продолжительность существования цивилизации может, по мысли разных ученых, составлять от 1 до 1,5 тысячи лет. Л.И. Семенникова предложила на основе нескольких общих признаков рассматривать три типа цивилизаций. Это природные сообщества (народы вне исторического времени), восточный и западный типы цивилизаций.

Природные сообщества. К ним относятся народы, живущие в рамках круговорота времен и, так же, как жили их далекие предки. В этом случае практически нет развития. Этот тип цивилизации характеризуется равновесием человека и природы, коллективной организацией социальной жизни (род, племя), строгим соблюдением традиций, запретом на их нарушение (табу). Ему свойственны отсутствие проблем экологии, урбанизма (роль городов) и связанных с этим стрессов. Но этот тип цивилизации очень хрупок.

Восточный тип цивилизации. Ему, по мнению Л.И. Семенниковой, присуще подчинение личных интересов общинным, государственным. Люди с момента рождения делятся в этом случае на определенные группы с четко закрепленными социальными ролями, а переход из одной группы в другую крайне сложен. В качестве классического примера можно привести касты в Индии.

Этому типу цивилизации несвойственны рыночная экономика и социально-классовая дифференциация. Верховным собственником выступает государство.

Для этого типа цивилизации характерна идеология индивидуализма.

Под этим понимается приоритет личности, ее интересов, право самому определять свою судьбу с одновременной ответственностью за себя и свою семью.

Пределы индивидуализма определяются нормами общественной морали и законами страны. В такой ситуации закономерна многовариантность поведения, в том числе и политического. Среди основных черт западного типа цивилизации можно выделить высокий нравственный престиж труда и его результатов, рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор, развитую частную собственность и классовую структуру общества, а также развитые формы классовой организации (профсоюзы, партии), наличие и развитие горизонтальных, независимых от власти связей. Это связи между отдельными индивидами и ячейками общества; формирование гражданского общества, понимаемого как система добровольных объединений граждан, независимая от государства и противостоящая произволу отдельных его структур. Наконец, формой государства является правовая демократия, основанная на разделении властей (законодательной, исполнительной, судебной), на верховенстве закона и прав личности.

Вместе с тем этот тип цивилизации рождает свои глубокие и острые противоречия: социально-политические конфликты, с развитием индустриального общества наступает отчуждение человека от активной деятельности, разрушение норм морали, формирование антикультуры, техногенные проблемы.

Но как показывает практика общественной жизни, человечество способно находить решение самых сложных вопросов.

Ряд ученых считает, что на основе западных ценностей происходит формирование единой мировой цивилизации. По мнению других, об общечеловеческой цивилизации говорить преждевременно, а может быть, невозможно.

Читайте также: