Свойства мифологического сознания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Философия – форма общественного сознания, производящая знание о предельных основаниях и законах бытия.

От греч. - любовь к мудрости. Попытки объяснения мира на рац. основе, что такое мир, каково место человека в мире. Религия и Ф - связь со сверхъестественным, отношение к нему. Искусство и Ф - отношение к реальности через шкалу - прекрасное/безобразное. Наука и Ф - наука дает адекватное знание о вещи. Мораль и Ф - ответ перед обществом через шкалу добро/зло. Право и Ф - ответ перед обществом законно/незаконно. Политика и Ф - власть, отношение по поводу власти.

1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение.

2)Теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания.

3) Ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них.

4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.

6)Прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую

8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания.

1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия

2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания.

3)логика- учение о законах и принципах мышления

4)Этика – учение о нравственности, морали

5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний.

6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития.

7)Философ.антропология- учение о человечестве (существование человекаа как личности)

8) аксиология – учение о ценностях;

2. Философия и религия. Философия и наука. Философия и искусство.

Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении. Философия есть независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога.

Задачи философии и религии одинаковы. Они призваны дать людям такое мировоззрение, которое максимально отвечало бы объективному назначению человека и человечества, нашей мировой Миссии.

Религия - первая форма объяснения мира. Философия дополняет религию, ставя перед собою задачи не только объяснения, но и целенаправленного развития мира. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии — на интеллектуальное постижение.

Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно.

Философия и Наука изучают картину мира, взаимно дополняя друг друга.

Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых

Черты, которые роднят философию и искусство;

• философия и искусство связаны с социальностью, с общественным, публичным существованием человека.

• и философия и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки.

• Философию и искусство роднит и сам способ творчества – особая роль интуиции, свободного, игрового момента, вдохновения и спонтанности.

• И философия, и искусство опираются на естественный язык.

Говоря же о различиях философии и искусства, отметим следующее:

Искусство говорит на языке образов о неизобразимом, а философия говорит на языке рассуждений о несказанном.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Философия как рефлексия.

Рефлексия – форма теоретической деятельности индивида, отражающая взгляд или выражающая обращение назад через осмысление своих личных действий, а также их законов.

Философская рефлексия – включает размышления и рассуждения об основаниях человеческой культуры, а также смысле человеческого существования. Именно способность критической самооценки выступает важнейшей отличительной особенностью индивида как разумной личности. Благодаря данному состоянию устраняются человеческие заблуждения, предрассудки, становится реальным духовный прогресс человечества.

Психологическая рефлексия – размышление человека, целью которого выступает рассмотрение, а также анализ собственной активности, самого себя, собственных состояний, прошлых событий, поступков. Данное свойство рассматривается как разговор или своеобразный диалог с самим собой, а также способность индивида к саморазвитию.

Научная рефлексия - направлена на критическое исследование научного знания, методов и приемов получения научных результатов, на процедуры обоснования научных теорий и законов. Такая Р. находит выражение в специальных дисциплинах — логике, методологии научного познания, психологии научного творчества и т.п.

Специфика мифологического сознания.

Форма познания где есть одни ответы, дает чисто положительную картину мира. Именно появление философии пытается упорядочить мифологический мир, ставит проблемы и заставляет искать их решения: отношение к миру как к живому, безразличие к противоречиям, отсутствие общих понятий. Чел. относится к природе как субъект к субъекту, все события рассматриваются индивидуально, миф, сознание ищет причины всего в ответе на вопрос кто? Множество богов имели одни и те же функции, различные мнения по происхождению мира.

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено, Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие, Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало", "первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры. Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры? Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека, они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества, они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Мифологическое сознание – древнейший тип общественного сознания человека. Общественное сознание определяет то, как мы воспринимаем окружающий нас мир, как его объясняем, и какое место в мире мы определяем для самих себя.

Что такое миф? Если попытаться определить его совсем просто, то миф – это некая история, объясняющая то или иное явление окружающего мира. В древности миф чаще всего облекался в художественно-поэтическую форму, и содержал в себе элементы и науки, и философии, и поэзии, и религии. Миф – это особая форма познания и восприятия. При этом миф, в отличие от сказки, воспринимается слушателем как истина. Ощущение истинности мифа не основано на фактах, его подтверждающих. Оно базируется на вере и эмоциональном сопереживании, сопричастности. Иными словами, миф – это некая информация, истинность которой пока не подтверждена (и не опровергнута) фактами, но в которую верят, потому что есть желание верить.

К.Г.Юнг в свое время с иронией отметил, что с течением времени содержание мифов меняется. Если раньше к людям являлись ангелы, то теперь их похищают инопланетяне. Собственно говоря, инопланетяне – часть современной мифологии, взявшей за основу научные идеи, и пытающейся объяснить некоторые непонятные для людей явления (НЛО). Другой классический пример – многочисленные теории заговоров, объясняющие чуть ли не все процессы в экономике и политике (а то и во всей истории) существованием всемирного заговора масонов, олигархов, сионистов и так далее. Роли древних божеств, колдунов и демонов в этой мифологии заняли таинственные комитеты, сверхмогущественные богачи и так далее. Ничто в мире не может произойти без их ведома. Мифологией является и креационизм – учение о том, что мир создан Богом (т.к. сам Бог является фигурой мифологической).

Так или иначе, объяснение будет подобрано любому явлению и процессу. Данная особенность играет очень важную роль для человека: она делает мир более уютным и объяснимым, создавая иллюзию контроля и снижая тревогу. Одно дело – считать землетрясения проявлением слепых и беспощадных сил природы, другое дело – считать их божественной карой за конкретные грехи. В этом случае с божеством можно попробовать и договориться…

Другой аспект целостности – это одушевление неживого мира.

3. Относительность морально-этических понятий.

Если внимательно изучить мифологию, то обнаруживается, что в древних мифах нет злых богов. Боги такие же непостоянные, как и силы природы, которые ими олицетворяются. Бог Солнца добрый, когда светило ласково и помогает урожаю созреть. Но бог Солнца становится злым, когда приходит засуха.

Что же было слитным, неразделеннымв мифологическом сознании?




Миф – синтез реальности и фантазии, вымысла.За его фантастической формой можно прочитать реальную историю людей. Но все это – с нашей точки зрения, анализирующей миф как культурно-исторический объект. Для членов первобытного коллектива это была самая настоящая, подлинная и единственная реальность, воспринимаемая очень ярко. Как влюбленный юноша видит свою избранницу сквозь призму своих осознаваемых и неосознаваемых желаний, идеалов и т.д., достраивая ее образ в соответствии с ними, так и первобытный человек осваивал мир в своем коллективном сознании с помощью воображения. Для мифологического сознания миф – наивысшая в своей подлинности реальность, и самое невероятное, фантастическое тут представлено очень просто, обыденно и наивно-конкретно, натуралистически, в знакомых по жизни деталях. Таковы мифологические образы кентавров, циклопов, горгон и т.д.

Другими словами, реальность, в которой живут и действуют первобытные люди, мифологична. Ни одно существо, ни один предмет, ни одно явление природы не является в их представлении (для них) тем, чем они кажутся нам. Почти все, что мы в них видим, ускользает от их внимания или безразлично для них. Зато они видят в них много такого, о чем мы и не догадываемся.

6) Человек и природа:Миф не фиксировал качественные различия человека и природы, в мифе мир представал как единая жизнь, в которой человек и природа диффузно взаимопроникали друг в друга, продолжали друг друга. Природа мыслилась в человеческих образах, а жизнь человека описывалась в природных терминах. Так, Солнце и Луна в мифологиях мира часто воспринимались как мужчина и женщина со всеми вытекающими отсюда последствиями для мира, что объясняло появление многих природных явлений; жизнь и смерть человека воспринималась как смена времен года. Но чаще все же человеческое переносилось на природное. В мифах мир представал как множество вещей-личностей, имеющих человеческие желания, стремления, способность к действию и т.д. Подобное очеловечивание мира придавало ему более родной, уютный, обжитой вид (а не безразлично-холодный, жестокий, враждебный), поддерживая ощущение доступности и понятности мира, простодушного доверия к нему и доброжелательности. Такой мир можно было любить, почитать, а не только бояться, что, возможно, создавало определенный психологический комфорт, помогало выжить в очень суровых условиях существования. Человек не воевал с миром природы, а сотрудничал, взаимодействовал – и чем меньше из него выделялся, тем легче приспосабливался.

Такова общая характеристика мифологического сознания, его синкретизма. Будучи всеобъемлющей формой сознания в первобытный период истории, оно во многом предопределило своеобразие всей системы становящейся культурной системы.

По своему содержанию мифы были чрезвычайно разнообразны, так как отражали все стороны жизни человека, его взаимоотношений с миром. Существуют разнообразные типологии древних мифов, которые выделяют основные группы сюжетов и образов. Например, выделяют:

- космогонические мифы – мифы о происхождении мира;

- космологические мифы – мифы об устройстве мира;

- этиологические мифы – мифы о причинах различных явлений природы;

- антропологические мифы – мифы о возникновении человека;

- исторические и героические – о событиях человеческой истории;

- эпонимические мифы – о происхождении названий городов, гор, озер и т.д.

- нравоучительные мифы – мифы, распространяющие нравственные идеи и обычаи; и многие другие.

Мир мифов многообразен до неохватности. Даже мифы, принадлежащие к одному и тому же типу, но созданные разными племенами и народами, своеобразны и неповторимы, так как в них воспроизводятся особенности природы, видов деятельности, исторических событий и т.д. Своеобразны мифы и одного и того же народа, но на разных стадиях развития, так как менялись понимание событий и интерпретации образов – мифы эволюционировали и в этом аспекте. Мифы мигрировали в ходе культурных контактов народов, что тоже формировало черты своеобразия сюжетов и образов.

Коллективное сознание, господство которого

Что же было слитным, неразделеннымв мифологическом сознании?

Миф – синтез реальности и фантазии, вымысла.За его фантастической формой можно прочитать реальную историю людей. Но все это – с нашей точки зрения, анализирующей миф как культурно-исторический объект. Для членов первобытного коллектива это была самая настоящая, подлинная и единственная реальность, воспринимаемая очень ярко. Как влюбленный юноша видит свою избранницу сквозь призму своих осознаваемых и неосознаваемых желаний, идеалов и т.д., достраивая ее образ в соответствии с ними, так и первобытный человек осваивал мир в своем коллективном сознании с помощью воображения. Для мифологического сознания миф – наивысшая в своей подлинности реальность, и самое невероятное, фантастическое тут представлено очень просто, обыденно и наивно-конкретно, натуралистически, в знакомых по жизни деталях. Таковы мифологические образы кентавров, циклопов, горгон и т.д.

Другими словами, реальность, в которой живут и действуют первобытные люди, мифологична. Ни одно существо, ни один предмет, ни одно явление природы не является в их представлении (для них) тем, чем они кажутся нам. Почти все, что мы в них видим, ускользает от их внимания или безразлично для них. Зато они видят в них много такого, о чем мы и не догадываемся.

6) Человек и природа:Миф не фиксировал качественные различия человека и природы, в мифе мир представал как единая жизнь, в которой человек и природа диффузно взаимопроникали друг в друга, продолжали друг друга. Природа мыслилась в человеческих образах, а жизнь человека описывалась в природных терминах. Так, Солнце и Луна в мифологиях мира часто воспринимались как мужчина и женщина со всеми вытекающими отсюда последствиями для мира, что объясняло появление многих природных явлений; жизнь и смерть человека воспринималась как смена времен года. Но чаще все же человеческое переносилось на природное. В мифах мир представал как множество вещей-личностей, имеющих человеческие желания, стремления, способность к действию и т.д. Подобное очеловечивание мира придавало ему более родной, уютный, обжитой вид (а не безразлично-холодный, жестокий, враждебный), поддерживая ощущение доступности и понятности мира, простодушного доверия к нему и доброжелательности. Такой мир можно было любить, почитать, а не только бояться, что, возможно, создавало определенный психологический комфорт, помогало выжить в очень суровых условиях существования. Человек не воевал с миром природы, а сотрудничал, взаимодействовал – и чем меньше из него выделялся, тем легче приспосабливался.

Такова общая характеристика мифологического сознания, его синкретизма. Будучи всеобъемлющей формой сознания в первобытный период истории, оно во многом предопределило своеобразие всей системы становящейся культурной системы.

По своему содержанию мифы были чрезвычайно разнообразны, так как отражали все стороны жизни человека, его взаимоотношений с миром. Существуют разнообразные типологии древних мифов, которые выделяют основные группы сюжетов и образов. Например, выделяют:

- космогонические мифы – мифы о происхождении мира;

- космологические мифы – мифы об устройстве мира;

- этиологические мифы – мифы о причинах различных явлений природы;

- антропологические мифы – мифы о возникновении человека;

- исторические и героические – о событиях человеческой истории;

- эпонимические мифы – о происхождении названий городов, гор, озер и т.д.

- нравоучительные мифы – мифы, распространяющие нравственные идеи и обычаи; и многие другие.

Мир мифов многообразен до неохватности. Даже мифы, принадлежащие к одному и тому же типу, но созданные разными племенами и народами, своеобразны и неповторимы, так как в них воспроизводятся особенности природы, видов деятельности, исторических событий и т.д. Своеобразны мифы и одного и того же народа, но на разных стадиях развития, так как менялись понимание событий и интерпретации образов – мифы эволюционировали и в этом аспекте. Мифы мигрировали в ходе культурных контактов народов, что тоже формировало черты своеобразия сюжетов и образов.

Мифологическое сознание — особая форма человеческого сознания, для которой миф не фикция, а подлинная необходимость. Для такого сознания миф не вымысел, а инструмент, который содержит в себе определённую структуру, характеризующую диалектически необходимую категорию бытия. Термин введён советским философом, писателем А. Ф. Лосевым [1] . Мифологическое сознание появилось как необходимость объяснить особенности понимания бытовых вещей и явлений. Ведь человек зачастую даже не замечает, как наделяет предметы личным, эмоциональным определением, отрешаясь от бытового восприятия.

Для определения философской системы мифа Лосев основывался на неоплатонической диалектике, используя в качестве основного инструмента феноменологию мифологического смысла. Суть подхода заключается в том, что он позволяет рассматривать концепцию мифологического сознания без формирования более широкой теоретической модели. Ведь, по мнению Алексея Лосева, миф не нуждается в усложнении, так как он представляет собой самое настоящее и реальное — нашу жизнь.

Миф — не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь, со всеми её надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей её реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью [1] .

Содержание

1 Введение
2 Что такое миф?
3 Мифология. Основные теории мифологии.
4 Мифологическое сознание.
5 Особенности мифологического мировосприятия.
6 Особенности мифологического сознания.

Прикрепленные файлы: 1 файл

философия.docx

Цель: Изучить особенности мифологического сознания

Содержание 1 Введение

2 Что такое миф?

3 Мифология. Основные теории мифологии.

4 Мифологическое сознание.

5 Особенности мифологического мировосприятия.

6 Особенности мифологического сознания.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Мифология – мировоззрение общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия. Мифы не выдумки, а часть реальной жизни. Чтобы понять мифологическое сознание, надо понять реальную жизнь, способ существования в мире человека той далекой эпохи.

Изучение мифологии началось в XVIII веке, но по-настоящему оно развернулось в XIX столетии. В. Вундт, подводя итоги этой работы в начале XX века, перечисляет следующие теории мифологии:

— «конструктивная теория (в ее основе лежит некая привнесенная идея, например, у Августина — идея божественной цели, которой все подчинено);

— теория вырождения (у романтиков и Шеллинга; мифология зарождалась в одном источнике, впоследствии распространялась среди разных народов и вырождалась);

— теория прогресса или эволюции (утверждает поступательный характер мифологии, накапливающей новые ценности без какой-либо утраты прежних);

— натуралистическая теория (Я. Гримм; полагала, что в основании мифологии находятся природные процессы, явления природы);

— рационалистическая концепция (главное видит в интеллекту-альных мотивах рассмотрения теоретических и практических проблем, т. е. полагает мифологию первобытной наукой, анализирующей при-чины);

— теория иллюзий ( т. е. новые представления подгоняются под имеющиеся старые стереотипы);

Мифологическое сознание – это не только древнейшее прошлое. Это глубинный пласт нашего современного сознания. Мифы живут. Наше массовое сознание продолжает их творить. Это, например, миф о всесилии науки и техники, которые способны избавить человечество от всех бед, мифы о чудодейственных медицинских препаратах, которые способны излечить от всех болезней, об инопланетянах, о снежном человеке, о чудовище с озера Лох-Несс и т.д

Особенности мифологического мировосприятия

Мифологическое осознание мира обладает рядом особенностей, многие из которых ярко проявляются и во многих наших современниках, и в нас тоже есть элементы мифологического мировосприятия. Отмечу основные особенности.

К.Г.Юнг в свое время с иронией отметил, что с течением времени содержание мифов меняется. Если раньше к людям являлись ангелы, то теперь их похищают инопланетяне. Собственно говоря, инопланетяне – часть современной мифологии, взявшей за основу научные идеи, и пытающейся объяснить некоторые непонятные для людей явления (НЛО). Другой классический пример – многочисленные теории заговоров, объясняющие чуть ли не все процессы в экономике и политике (а то и во всей истории) существованием всемирного заговора масонов, олигархов, сионистов и так далее. Роли древних божеств, колдунов и демонов в этой мифологии заняли таинственные комитеты, сверх могущественные богачи и так далее. Ничто в мире не может произойти без их ведома. Мифологией является и креационизм – учение о том, что мир создан Богом (т.к. сам Бог является фигурой мифологической).

Так или иначе, объяснение будет подобрано любому явлению и процессу. Данная особенность играет очень важную роль для человека: она делает мир более уютным и объяснимым, создавая иллюзию контроля и снижая тревогу. Одно дело – считать землетрясения проявлением слепых и беспощадных сил природы, другое дело – считать их божественной карой за конкретные грехи. В этом случае с божеством можно попробовать и договориться…

Другой аспект целостности – это одушевление неживого мира. Вы когда-нибудь на компьютер злились? На телевизор орали? С автомобилем разговаривали?

Например, характер сделки носят взаимоотношения некоторых африканских племен со своими божествами. Допустим, мы имеем племя, занимающееся поливным земледелием (сильно зависящим от дождей). Главный бог – бог дождя. Засуха… Бог не выполняет свою часть негласного договора. Тогда сначала ему перестают приносить жертвы. Засуха продолжается. Тогда его изображение начинают ругать. Конца засухе не видно. Тогда идол валят, начинают бить палками и втыкать в него гвозди. Наконец, дождь пошел – и идол торжественно водрузили на место. Сделка возобновлена.

3. Относительность морально- этических понятий.

мифологический сюжет картины

Мифологическое мышление появилось на этапе зарождения общества, именно благодаря ему начали активно распространяться мифы с вплетенными в них представлениями о мире, знаниями. Именно благодаря ему мы так верим в авторитеты. А сами мифы появились из-за зарождения абстрактного мышления. В результате последующей социально-биологической эволюции и развилось наше мышление и появились эффекты мифологического сознания.

В доисторические времена сообщества отличалось от других именно своими знаниями о мире. Но и сегодня культура включает элементы мифологии, религии, пословицы поговорки, сказки, прибаутки и т.д. Все это содержит знания о мире и о самом народе или группе, которая их создавала.

Особенности мифологического сознания, кроме перечисленных в предыдущей статье , проявляются в вере в авторитеты, отделении одной группы от другой, прямых и косвенных ассоциациях, внедрении определенных идей и образа мыслей, отсутствии разделения на мифологическое и реальное, самообмана во благо общества и в современных теориях заговоров.

Мифология стала первой комплексной системой накопления и передачи знания в обществе. Потом эта система видоизменялась, но именно появлению мифологии мы обязаны тому, что сейчас имеют люди. Т.е. даже появление компьютера, телевизора, электричества и много другого не было бы невозможно, если бы люди когда-то не научились накапливать и передавать знания.

Мы и они

Мифологическое мышление. Мы и они

Создание знаний и ассоциаций


Внедрение определенного образа мыслей и действий

Выгодный самообман


В ходе эволюции индивидуальный разум человека научился обманывать сам себя, если это выгодно обществу или какой-то части общества. Человек подстраивается под него и меняет поведение. Эта удивительная черта людей появилась из-за мифологического сознания, по большей части. Что человек легко меняет свое мнение под давлением- подтверждается многими экспериментами, в частности, экспериментами Соломона Аша.

Если кто-то доказал что это нужно, выгодно, мы будем слушаться. Слушаться правителей, слушаться общества-это слушаться социального авторитета. А сам авторитет правителя и общества закрепляется мифом. Поскольку мифы распространялись опираться на социальные авторитеты: вождя, далекого предка, опыт общества, позднее высших сил.

Такое поведение подкреплено не только мифом, общественным сознанием, но и биологией. Поскольку слушать вожака-важно и для примитивного стада, прайда. Когда-то эта черта обеспечивала выживаемость группы. Поскольку большая часть жизни человека зависела от первобытного общества, мозг подстроился.

Кроме того, миф приучил человека слушать общественное мнение. В примитивном обществе его могли не кормить, к примеру, если человек что-то нарушил. Или не правильно разделять еду. Первобытное общество решало, лишить ли человека статуса или возвысить. Кормить ли инвалида, или ребенка который решился родителей. Могли даже изгнать, что практически было равно страшной смерти. И мы часто подчиняемся обществу почти бессознательно. Подробнее в статьях почему умные люди делают глупости и почему люди делают глупости. Мифологическое сознание опирается на авторитет общества. А сам миф собирает знания об этом обществе и мире вокруг.

Мифологическое сознание — это своего рода мировоззрение, которое основано на желании поверить, главным образом. Это один из древнейших типов восприятия мира, и примечательно, что реальность все еще воспринимается мифологически многими людьми.

Обычно чем более развита наука, тем более скептически относится общество к мифам, но сегодня популяризация научных знаний приводит к искажению достоверной информации и возникают так называемые научные мифы и теории заговоров.

Нет четкого разделения на мифологическое и реальное

Теории заговоров

Особенности мифологического сознания порождают веру в теории заговоров. Вернее, современные теории заговоров являются продолжением развития мифологического мышления. Чаще всего эта вера зависит от психологии человека, от понимания мира вокруг, его знаний. Ну, и немного от подачи информации. Т.е. вера человека в конспирологические теории зависит больше от склонности к такому виду мышления. Подробнее об этом в статье почему люди верят в теории заговоров.

Миф-необходимый механизм передачи и накопления информации, социальной эволюции, он работает на определенных характеристиках мозга человека. Механизмы мифа обходят разумность индивида и действуют на общественное сознание напрямую, потому что миф -это механизм общества, а не отдельного индивида.

Хотя, по утверждению Лосева, это зависит и от личного отношения к мифу. Разум человека и человеческое общество плохо отделимы от друг друга. И частично общественный разум и мифология формирует личное развитие, понимание себя и мира вокруг.

Современная мифология стала более хаотичной, менее централизованной и менее значащей для отдельного индивида. Часто она используется для коммерческих интересов, оправдания поведения, создания спроса на предметы и идеологию. Ее применяют для формирования имиджа государств, чиновников, общественного строя, гос. структур, идеологий, форм общественного устройства. Потому важно понимать, что современные мифы не так полезны, как были полезны когда-то нашим предкам. Вернее, многие из них несут только вред.

А здесь можно посмотреть бесплатный вебинар: “Перестройка сознания для благополучия и счастья” с мастер йоги и цигун, психологом, специалистом по эриксоновской терапии, мастером НЛП Константином Мухиным.

Подтверждение исследований Соломона Аша в СССР

Читайте также: