Проблема поддержания межрелигиозного мира кратко

Обновлено: 02.07.2024

5. Основные трудности осуществления межрелигиозного диалога в нашей стране.

История каждого народа, государства и страны уникальна и неповторима. Хотя это не исключает взаимного влияния друг на друга, тем не менее, у каждого народа свой путь развития и становления, своя сложившаяся культура и традиции и наконец, религия. Сегодня, в эпоху глобализации, в силу многих причин размываются границы между культурами и народами, происходит процесс взаимопроникновения. Если раньше какому либо народу или стране соответствовала определенное религиозное верование, то сегодня ситуация быстро меняется. На фоне основных и традиционных религий появляются течения и направления, пришедшие из других мест.

Это не обошло стороной и Россию. Исторически сложилось так, что традиционной религией стало православное христианство и в большинстве своем верующие на Руси были православными христианами. Со временем к Российскому государству присоединялись новые территории и соответственно в ее состав входили новые этносы со своими верованиями. На сегодняшний момент Россия – это большая и многонациональная страна, включая сюда обширное разнообразие религий и верований, наряду с традиционными религиями. Православное христианство, Католицизм, Григорианство, Протестантизм с большим числом конфессий, Ислам, Буддизм и другие религии востока, множество народных языческих верований и многое, многое другое. Это позитивный фактор, характеризующий нашу страну, но в то же время, такое разнообразие в религиозном плане усложняет задачи межрелигиозного диалога, возникают определенные трудности. Эти трудности важно обозначить.

В данном случае трудности – это факторы, затрудняющие организацию, с целью постоянного проведения межрелигиозного диалога в нашей стране. В перечень этих факторов можно включить:

- Отсутствие инициативы со стороны религиозных деятелей и потенциальных участников межрелигиозного диалога.

Религиозным деятелям традиционных конфессий, таким как РПЦ, Ислам, занимающим более влиятельную позицию в нашей стране, необходимо проявлять активную деятельность в проведении различных встреч и диалогов внутри государства, вовлекая в них и других представителей религий. Хоть эта работа и ведется, но это происходит в основном по инициативе Межрелигиозного совета России, так же через комитеты, советы и иные структуры, созданные государственными институтами. Все это выстраивание связей по вертикали, а связей по горизонтали с местными религиозными группами иных конфессий выстраивается недостаточно.

И на этих встречах – минимум или полное отсутствие собственно богословского диалога.

- Политическая ангажированность многих видных религиозных деятелей;

Политика, всегда была большим соблазном для религиозных лидеров, к сожалению и сегодня присутствует тот факт, что некоторым религиозным деятелям трудно сохранить политическую нейтральность, им бы во всех отношениях лучше стоять подальше от политики;

- Нарушения государственными органами и должностными лицами конституционных принципов отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом;

- Высокий уровень религиозной нетерпимости;

- Острые противоречия в некоторых конфессиональных объединениях;

- Неудачные заявления некоторых известных религиозных деятелей

В этой связи лишь отрицательно можно расценивать неоднократные заявления некоторых представителей Русской православной церкви о том, что надо прекратить называть Россию многонациональной и поликонфессиональной страной, что она мононациональна и моногонфессиональна. Это в свою очередь может привести к непониманию и конфронтации, а так же создать новые трудности в области межрелигиозного диалога в нашей стране.

В завершении важно отметить, что сегодня диалог между представителями религий особенно актуален и требует большого внимания со стороны общества и государства. Необходимо, чтоб такие встречи были весьма конструктивными, ведущими к поиску общего. Этого невозможно достичь, если диалог не построен на принципах, которые содействуют этому процессу. Это толерантность, равноправие, открытость. Необходимо, чтобы религиозные лидеры проявляли инициативу в проведении таких диалогов, чтоб это проводилось регулярно и систематически, вовлекая в этот процесс представителей власти, социальных и общественных деятелей, людей культуры и науки. Поиск общих целей и совместных решений по выполнению задач.

2. Диалог: теоретические проблемы и методы исследования: сб. научно-аналитических обзоров/ отв. ред. Н.А. Безменова. М.: ИНИОН, 1991. С.5

5. Коран, сура 49:13, 51:56

8. Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий// Тиллих П. Теология культуры. М.: Юрист.1995. С. 250

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Постановка целей и задач урока – 4 мин.

3. Формулирование учащимися проблемных вопросов– 10 мин.

4. Работа в группах (3 этапа) – 25 мин.

5. Итог урока – 3 мин.

6. Рефлексия – 2 мин.

1. Организационный момент

Приветствие детей, учитель отмечает отсутствующих.

2. Постановка целей и задач урока

Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами интегрированный урок обществознания и истории, тема которого весьма непроста.

Процесс формирования народностей и наций получил отражение в национальных религиях. Возникновение империй, включавших в свой состав десятки народов, привело к тому, что появились так называемые мировые религии. В империи Магатха на полуострове Индостан в конце первого тысячелетия до н. э. сложился буддизм, в арабском халифате – ислам, в Римской империи сформировалось христианство.

3. Формулирование учащимися проблемных вопросов

Учитель: Ребята, из поколения в поколение происходит сосуществование представителей разных религий, всегда ли это мирное сосуществование?

Ученики: Нет, между представителями разных религий часто возникают конфликты

Учитель: Раз существуют такие конфликты, значит, есть причины, по которым они произошли. Что нам нужно выяснить?

Ученики : Чтобы понять причины конфликтов между представителями религии нужно определить, какова философия этих религий, заложен ли изначально в нее конфликт.

Учитель: За видимыми причинами нередко стоят скрытые предпосылки, что нам нужно в таком случае определить?

Ученики: Мы должны для объективности определить, кто стоит за религиозными конфликтами.

Учитель: Ребята, вы определили проблему, которая в современном мире остается глобальной - проблема отношений между людьми, исповедующими разные религии. Давайте сформулируем проблемные вопросы, на которые вы попробуете сегодня дать ответы

Ученик пишет на доске

  1. В чем причины межрелигиозных конфликтов?
  2. Кто за этим стоит?
  3. Какие ценности заложены изначально в основах Мировых религий?

Ведут ли они изначально к конфликту?

  1. Можно ли разрешить межконфессиональные конфликты?
  2. Как это сделать?

Учитель: Итак, цель нашего занятия - выработать свою позицию и создать документы:

  1. Обращение к Саммиту лидеров государств
  2. Обращение к Всемирному Совету церквей

используя предоставленную информацию, свой жизненный опыт и знания, приобретенные на уроках.

4. Работа в группах над проблемными вопросами

Учитель: Ребята, давайте сейчас попробуем ответить на вопросы:

  1. В чем причина межрелигиозных конфликтов?
  2. Кто за этим стоит?

Учитель: У нас определились 2 точки зрения:

1 – религии изначально противостоят друг другу, сталкивают людей друг против друга, главы разных религиозных конфессий поднимают приверженцев своей религии против людей другой веры.

2 – войны велись не за религию, а из каких-то экономических или политических целей (обогатиться, добиться власти), а религия была просто прикрытием.

Для этой работы вам предлагается материал на голубых и зеленых листах. В нем выдержки из исторических документов разных эпох, отражающих историю разных стран.

Арабские завоевания (по свидетельствам арабских историков и географов)

«…Господин папа вышел на обширную размерами площадь…И вот папа обратился ко всем с убедительной речью:

Жестокие, массовые террористические акты, проводимые под лозунгом:

«В черте Иерусалимкого храма, говорят, погибло до 10000 неприятелей сверх тех, трупы которых валялись по улицам и площадям… Остальная часть войска разошлась по городу и, вытащив… из узких и отдаленных переулков тех, кто укрывался от смерти, избивала их на месте. Другие, разделившись на отряды, ходили по домам и извлекали оттуда отцов семейств с женами и детьми, прокалывали их мечом или сбрасывали с кровель и таким образом ломали им шею. При этом каждый, ворвавшись в дом, обращал его в свою собственность со всем находившимся в нем, ибо еще до завоевания города было условлено между ними, что по завоевании каждый присваивает себе на вечные времена все, что он успеет захватить.

Из высказываний М. Горького о турецком геноциде по отношению к армянам:

Крестовые походы были, прежде всего, захватническими войнами. Их настоящие цели: расширение влияния папы Римского на Восток, увеличение доходов церкви, захват новых владений и подданых, увеличение богатств феодалов, получение земель мелкими феодалами (странствующими рыцарями), избавление от тяжелых условий жизни крестьян в обедневшей Европе, налаживание выгодных торговых связей для горожан. Множество родовитых, но безземельных рыцарей скиталось по дорогам, промышляя разбоем и грабежом. Они были настоящим бедствием для общества. Поэтому церковь была рада избавиться от них, отправив в поход, а они сами желали получить богатства и земли на Востоке.

Отрывок из книги Ж. Ле Гоффа:

«Народонаселение Европы, вероятно, удвоились между 10 и 14 веками. Этот демографический подъем имел в свою очередь значение для экспансии христианского мира. (Экспансия – расширение сферы влияния).Первым проявлением экспансии стало освоение христианами целины.

На заседании Всемирного Совета церквей в феврале 1991 года проходившем в Канберре (Австралия) во время войны в Персидском Заливе, был поставлен вопрос о правомерности монополии на истину в христианстве. Речь шла также о возможном слиянии различных религиозных представлений .

Совместная работа миротворцев различного религиозного происхождения была продиктована требованиями дня для того, чтобы сохранить мир.

Сейчас группы, работая с документами, должны найти подтверждение своей точки зрения.

Учащиеся работают в группах, отвечают, дополняют друг друга

Ученики: Мы попытались ответить на вопросы: откуда берет свое начало борьба экстремистски настроенных религиозных фанатиков против так называемых людей другой веры, оправдывающая терроризм? В чем настоящая причина средневековых крестовых походов, были ли это действительно войны за веру?

Основой всех межрегиональных конфликтов являются политические мотивы: борьба за власть, за влияние в том или ином регионе, борьба за территории и богатства. Религия в данном случае служит прикрытием. Основы гуманных по своей сути религий преднамеренно извращаются в политических, корыстных целях.

Учитель : Учит ли Коран или Библия убивать, зверствовать, отбирать чужое?

Учитель: Ребята, давайте ёще раз проанализируем и ответим на поставленный нами вопрос: какие этические ценности заложены изначально в основах мировых религий. И несет ли истинная религия вражду и ненависть среди народов? Для этого нам необходимо обратиться к основным постулатам религиозных философий, сведенным в табличную форму.

Группы получают раздаточный материал для детей – таблицу

Задание: выявить общие этические ценности, заложенные во всех мировых религиях.

Сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

Этические ценности буддизма

  1. Я, Господь твой, и да не будет у тебя других богов.
  2. Не сотвори себе кумира.
  3. Не произноси имени господа своего понапрасну.
  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а день седьмый – Господу Богу своему.
  5. Почитай отца и матерь свою.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
  10. Не желай жены ближнего своего, ни осла его, ни всего того, что есть у ближнего.

- Нет перед Богом иудея и эллина.

- Да возлюбите друг друга

- Жизнь есть страдание.

-Причины страданий наши эгоистические желания.

-Избавление от страданий в их преодолении, т.е саморегуляции.

-Путь к нирване - восьмеричный путь.

Во Восьмеричный путь:

  1. Праведное знание (осознание жизни).
  2. Праведная решимость (намерения)
  3. Праведные слова.
  4. Праведные дела.
  5. Праведный образ жизни:
  • не кради;
  • обуздай половые влечения;
  • избегай лжи;
  • воздержись от пьянства и наркотиков.
  1. Праведное усердие.
  2. Праведные помыслы.
  3. Праведное созерцание (медитация, путь к совершенству, просветлению).

5 столпов ислама:

  1. Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его.
  2. Молитва – не менее 5 раз в сутки.
  3. Милосердие.
  4. Священный месяц Рамазан (Великий пост).
  5. Хадж – паломничество к святым местам в Мекку.

1. В исламском государстве – теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви. Нет разделения церкви и государства.

2. Самая разработанная часть шариата – уголовное право. Самое тяжелое преступление –

убийство (кара- смерть) Мстить можно было только убийце, а не его родственникам. Вору – отрубали руку.

3. Среди пророков, в которых веруют мусульмане библейские персонажи: Адам, Ной,

Моисей, Иисус Христос..

Этические принципы крупнейших мировых и национальных религий:

Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.

Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай того другому.

Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю – своей потерей.

Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе

Христианство: Поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Учащиеся работают по таблице, отвечают, дополняют друг друга.

Выводы групп: любая религия, будь то мировая или национальная, учит нравственной чистоте, порядочности, совестливости. Религия, как и наука, как и искусство, является неотъемлемой частью национальной культуры. Если бы каждый из нас всегда следовал заповедям религии, не было бы необходимости в судах, прокуратуре, исправительных учреждениях. Нам необходимо научиться быть толерантными к вероисповеданию других людей.

Учитель: Итак, ребята, вы пришли к осознанию того, что для самосохранения человечество должно избавиться от межконфессиональной вражды. Нужно быть терпимее, толерантнее к представителям других религиозных верований. Сейчас вам представилась возможность составить свои обращения к взрослым, от которых сегодня зависит судьба нашего мира. Первая группа озвучит свое обращение к Саммитам лидеров государств, т. е. к политикам самого высокого уровня, а вторая группа к деятелям разных церквей, которые собираются на Всемирный Собор церквей

Учащиеся создают свои творческие продукты, озвучивают результат своей работы, вносят дополнения

Старый человек, умирая, вдруг увидел во сне всю свою жизнь в виде длинной цепочки следов на песке, а рядом с его следами шли еще чьи-то следы.

- Да ведь это Господь рядом шел!- догадался старик.

Но к огорчению своему, увидел он также, что в тех местах его жизни, когда особенно тяжело ему было, только одни следы отпечатались на песке.

- Как же так, Господи? – с укором воскликнул старик. – В самые трудные моменты бросал Ты меня!

- Нет, - ответил Господь с небес, - в те годы Я тебя на руках нес…

Учитель : Как вы думаете, в чем проявляется мудрость этой притчи?

Ученики : В ней говорится о том, что каждый из нас перед смертью обязательно отчитывается перед самим собой, своей совестью в том, какую жизнь он прожил, восстановив ее в виде длинной цепочки следов.

Учитель : Мы обратились к сокровищнице христианской мудрости, но каждая религия мира содержит подобные притчи, обосновывая тем самым великую значимость того, какой след оставит человек после себя, кем бы он ни был, какую национальность ни представлял, к какой вере ни относился. Чем раньше вы, ребята, это поймете и осознаете, тем более достойную жизнь вам удастся прожить. Мы надеемся, что из сегодняшнего урока вы вынесете осознание того, что истинная вера рождается в душе каждого человека. Я думаю, что тема сегодняшнего урока может являться призывом к каждому из вас: учитесь быть толерантными в отношении людей другой религии.

В заключении учащимся предлагается провести экспресс – рефлексию урока – они заполняют карточки:

Мое отношение к теме: успешности:

  1. Она меня лично волнует
  2. Она безразлична мне
  3. Считаю ее актуальной, но лично она меня не волнует
  4. Считаю ее не актуальной, не важной для человечества

Моя работа в группе:

Мое понимание учебного материала урока:

  1. Материал показался мне непосильно сложным, трудным для понимания
  2. Материал был доступный, хорошо воспринимался
  3. Материал был насыщенным, отличался новизной
  4. Материал был сухим, скучным, ничего нового

Учитель выставляют оценки за урок только после тщательного анализа образовательных продуктов, созданных детьми на уроке, после обсуждения работы каждого на уроке и после проверки эссе учащихся. Оценки объявляются детям на следующем уроке обществознания, с комментарием учителя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки по обществознанию.

Разработка интегрированных уроков по обществознанию с психологией с применением ИКТ, 7 класс. Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: к.

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"


Интегрированный урок (информатика - обществознание) по теме "Политические партии современной России".

При разработке данного урока за основу была взята идея другого учителя (к сожалению, не помню его ФИО), найденная в Интернете. Данный урок был проведен в 11 классе учителем информатики Исаковой .


интегрированный урок (литература-обществознание) 6 класс "А счастье так возможно. Так близко. "

интегрированный урок по темам "Роман А.С.Пушкина "Дубровский"" (литература) и "Семья" (обществознание).


ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ-ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЯХ.


В этом уроке закрепляется понятие конфликта, его видов, процесс развития и пути выхода из конфликта на примере героини повести В.К. Железникова "Чучело". В ходе урока у учащихся воспитываются чувства .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель : Шкабара Т.А.

Дата: 16.02.2018

Тема: Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Проблема поддержания межрелигиозного мира

Цель: рассмотреть принципы функционирования религиозных объединений и организаций в России, определить правовой статус религиозных объединений и организаций.

Ознакомить учащихся со спецификой религиозных организаций, право на создание которых имеют граждане России.

Раскрыть сущность правового статуса религиозных объединений, прежде всего их прав, гарантированных законом Российской Федерации.

Подвести к пониманию необходимости поддержания межрелигиозного мира в условиях социальных изменений в современной России.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

I . Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Ребята, ответьте на вопрос, что означает светское государство? (Светское государство означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Церковь отделена от государства.)

Правильно, а в чем же проявляется светский характер? (Проявляется в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определённую религию, а также в равенстве приверженцев всех вероисповеданий и атеистов перед законом).

Ситуация с деятельностью религиозных объединений в современной России является непростой.

С одной стороны, ученые-религиоведы отмечают, что в условиях политических, социальных, экономических преобразований в стране заметно меняется и ситуация в духовной жизни. Повышение престижа религиозных объединений, активизация их деятельности в самых разных сферах — безусловно позитивные процессы.

С другой стороны, ситуация начала 90-х гг. XX в. привела к расширению влияния различных деструктивных сект, миссионерской деятельности разного рода организаций, финансируемых зарубежными религиозными центрами, увлечению вне вероисповедной мистикой, различными формами оккультизма.

IV . Изучение нового материала.

1. Работа в группах:

- Далее будем работать в группах. Используя текст учебника, Конституцию РФ, раздаточные
материалы выполните задания из предложенных карточек. На выполнение заданий дается 20
минут. Затем каждая группа поочередно выступит.

1. Что такое религиозное объединение?

3. На основании каких норм государство может приостановить деятельность религиозных объединений и организаций? Привести примеры.

1. В чем различие специфических прав религиозных организаций от типичных?

Типичные права

Специфические права

3. В чем заключается смысл статьи 5 «Федерального закона «О свободе совести и о религиозных

«1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору

индивидуально или совместно с другими.

Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учётом права ребёнка.

Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.

1. В чем проявляется рост влияния религиозных организаций на общественную жизнь и

3. Какие религиозные организации называются экстремистскими?

2. Выступление групп.

(На выступление каждой группе отводится по 5 минут).

3. Физкультминутка (2 мин.)

(Проводится после выступления первой группы).

4. Выводы и дополнения учителя по выступлениям:

Реализация права на объединение по интересам включает возможность создавать общественные объединения религиозного характера.

Религиозные организации вносят значительный вклад в формирование духовно-нравственного фундамента российского общества, атмосферы свободы совести, свободы вероисповеданий, благоприятно влияют на развитие религиозной жизни РФ и т.д.

К концу XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Это связано с теми социальными потрясениями, которое перенесло человечество (революции, мировые и религиозные войны, последствия НТР). Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге, церкви, в вере и религия помогает обрести человеку душевное спокойствие. Но наряду с этой позицией, в современной религиозной деятельности значительно повысилась доля фанатизма и религиозного экстремизма, неприятие инакомыслящих и инаковерующих.

V . Закрепление изученного материала.

Составление синквейна: религия, молитва, экстремизм.

VI . Подведение итогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Религиозные объединения и организации в Российской Федерации" предназначена для учителей и учащихся 11 класса (УМК Л.Н. Боголюбова) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Вариант презентации позволяет как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Обществознание, 11 Урок № 41 Религиозные объединения и организации в Российской Федерации Д.З.: § 18, ?? (с.211-212), задания (с.212-213) Повторить § 12-18 по ?? (215-216) © А.И. Колмаков

Обществознание, 11

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации

Д.З.: § 18, ?? (с.211-212), задания (с.212-213)

Повторить § 12-18 по ?? (215-216)

© А.И. Колмаков

Цели урока Формировать представление о роли религиозных объединений и организаций в Российской Федерации. Обогатить социальные знания по теме; Содействовать формированию грамотного социального и нравственного поведения в обществе.

Универсальные учебные действия

Понятия, термины

Изучение нового материала

  • Религиозные объединения.
  • Права религиозных организаций.
  • Проблема поддержания межрелигиозного мира.

Вспомните . Какие права имеют организации верующих в светском государстве? Кто создает религиозные организации? Чем опасны тоталитарные секты?

Религия в нашем понимании Одной из древнейших форм культуры является РЕЛИГИЯ. Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное. РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ПАНТЕИЗМ (греч. - всеобщий) - отождествление Бога со всем миром, обожествление природы. ПОЛИТЕИЗМ (греч. - многий) - многобожие (античная Греция, Рим, древние славяне, Индия). МОНОТЕИЗМ (греч.- один) единобожие, религиозная система, признающая единого Бога. АТЕИЗМ (греч. - отрицание) - отрицание существования Бога. Отличительные признаки религии система символов верования ритуалы Этос (нравственная позиция) взгляд на мир

Религия в нашем понимании

Одной из древнейших форм культуры является РЕЛИГИЯ.

Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное.

РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ

ПАНТЕИЗМ (греч. - всеобщий) - отождествление Бога со всем миром, обожествление природы.

ПОЛИТЕИЗМ (греч. - многий) - многобожие (античная Греция, Рим, древние славяне, Индия).

МОНОТЕИЗМ (греч.- один) единобожие, религиозная система, признающая единого Бога.

АТЕИЗМ (греч. - отрицание) - отрицание существования Бога.

Отличительные признаки религии

система символов

Этос (нравственная позиция)

взгляд на мир

Древнейшие религии ТОТЕМИЗМ - поклонение рода, племени животному, растению, предмету, считавшемуся предком. АНИМИЗМ - вера в существование души, духов ФЕТИШИЗМ - вера в сверхъестественные свойства особых предметов МАГИЯ - вера в действенность обрядов, ритуалов Национальные религии: иудаизм индуизм конфуцианство синтоизм Мировые религии Ислам Христианство Буддизм Суннизм Шиизм Хариджизм Православие Католицизм Протестантизм Хинаяна Тантризм Ламаизм Махаяна

Древнейшие религии

ТОТЕМИЗМ - поклонение рода, племени животному, растению, предмету, считавшемуся предком.

АНИМИЗМ - вера в существование души, духов

ФЕТИШИЗМ - вера в сверхъестественные свойства особых предметов

МАГИЯ - вера в действенность обрядов, ритуалов

Национальные религии:

конфуцианство

Мировые религии

Христианство

Православие

Протестантизм

Какие самые многочисленные религии в Мире? РОССИЯ Канада Монголия Казахстан США Китай Индия Бразилия Австралия

Какие самые многочисленные религии в Мире?

Мировые религии

Мировые религии

 Ареалы распространения крупнейших религий в современном мире.

Ареалы распространения крупнейших религий в современном мире.

Религия Структура Функции - мировоззренческая; - регулятивная; - терапевтическая; - коммуникативная; - культуротранслирующая; - интегрирующая; - легитимизирующая - религиозное сознание - религиозный культ - религиозная организации

- мировоззренческая; - регулятивная;

- терапевтическая; - коммуникативная;

- культуротранслирующая;

- интегрирующая; - легитимизирующая

- религиозное сознание

- религиозный культ

- религиозная организации

Роль религии в жизни общества

Религия - один из способов найти ответы на философские вопросы:

"Есть ли душа?", "Что лежит в основе поступков человека?", "В чём разница между добром и злом?"

Принадлежность людей к одной религиозной вере, совместное отправление ими религиозных обрядов, сплачивали их в одно целое. Общая религия и совместная религиозная деятельность были мощным объединяющим фактором, способствовали национальной консолидации.

Проповедуя моральные (нравственные) заповеди, религия оказала громадное влияние на развитие духовной культуры - священные книги (Веды, Библия, Коран) - источники мудрости, доброты. Архитектура, музыка, живопись, распространение грамотности; мощный источник патриотизма (Сергий Радонежский, Великая Отечественная война)

Конституция Российской Федерации (статья 14)

Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" 1997 года № 125-ФЗ

Государство представляет своим гражданам право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозным объединением в России признаётся добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории страны, образованное в целях совместного исповедования и распространения веры.

Религиозные объединения

Религиозная группа

Религиозная организация

- добровольное объединение граждан, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, осуществляет свою деятельность без государственной регистрации

Религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства и равны перед законом.

Конституция Российской Федерации



К концу XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Как вы думаете, с чем это связано ? Это связано с теми социальными потрясениями, которое перенесло человечество (революции, мировые и религиозные войны, последствия НТР). Люди уставшие от социальных катастроф ищут душевного равновесия в Боге, церкви, в вере и религия помогает обрести человеку душевное спокойствие. Однако В современной религиозной деятельности значительна доля фанатизма и религиозного экстремизма, неприятие инакомыслящих и инаковерующих.

К концу XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились.

Как вы думаете, с чем это связано ?

Это связано с теми социальными потрясениями, которое перенесло человечество (революции, мировые и религиозные войны, последствия НТР). Люди уставшие от социальных катастроф ищут душевного равновесия в Боге, церкви, в вере и религия помогает обрести человеку душевное спокойствие.

В современной религиозной деятельности значительна доля фанатизма и религиозного экстремизма, неприятие инакомыслящих и инаковерующих.

Конфессия (лат. confessio — исповедание) или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы. Каковы

Конфессия (лат. confessio — исповедание) или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы.

Каковы "факторы риска", угрожающие межрелигиозному миру и согласию?

1. Религиозная нетерпимость

2. Расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им, стремление лишить нетрадиционные конфессии и религии доступа к СМИ, сфере образования, возможности заниматься благотворительной деятельностью.

3. Международная напряжённость + религиозный экстремизм.

В День народного единства Президент Российской Федерации и представители конфессий Путь к межконфессиональному согласию и миру!

В День народного единства Президент Российской Федерации и представители конфессий

Путь к межконфессиональному согласию и миру!

Таблица. Современные религии ( практическая работа ). Сделать дома! Название религии 1 Основные положения (отличия) Буддизм: Тантризм 2 Ламаизм Христианство: Православие Католицизм Протестантизм 3 Ислам: Суннизм Шиизм

Таблица. Современные религии

( практическая работа ). Сделать дома!

Название религии

Основные положения (отличия)

Христианство:

Православие

Протестантизм

Практические выводы 1. Осуществление принципа свободы совести предоставляет каждому возможность выбора принадлежности к той или иной религиозной организации или отказа от такой принадлежности. Вам самим решать, участвовать или нет в религиозном объединении, организации. Это дело сугубо личное и добровольное. 2. Ряд нетрадиционных религиозных культов делают свою ставку на молодёжь, которая, с одной стороны, ищет для себя духовные ориентиры, а с другой - склонна к социальному протесту, в том числе и в вопросах веры. Недостаток знаний о существе вероучения может легко привести в организацию, далекую от истинно религиозных целей. 3. Решая для себя, состоять или не состоять в объединении верующих, стоит помнить о том, какую опасность представляют так называемые тоталитарные секты. Для них характерны жесткий контроль за членами в сочетании с воинствующе-агрессивным учением. Он и часто используют методы психологического воздействия на человека, отнюдь не безопасные для морального и психологического здоровья .

Практические выводы

1. Осуществление принципа свободы совести предоставляет каждому возможность выбора принадлежности к той или иной религиозной организации или отказа от такой принадлежности. Вам самим решать, участвовать или нет в религиозном объединении, организации. Это дело сугубо личное и добровольное.

2. Ряд нетрадиционных религиозных культов делают свою ставку на молодёжь, которая, с одной стороны, ищет для себя духовные ориентиры, а с другой - склонна к социальному протесту, в том числе и в вопросах веры. Недостаток знаний о существе вероучения может легко привести в организацию, далекую от истинно религиозных целей.

3. Решая для себя, состоять или не состоять в объединении верующих, стоит помнить о том, какую опасность представляют так называемые тоталитарные секты. Для них характерны жесткий контроль за членами в сочетании с воинствующе-агрессивным учением. Он и часто используют методы психологического воздействия на человека, отнюдь не безопасные для морального и психологического здоровья .

Контрольные вопросы Какие религиозные объединения могут действовать в Российской Федерации? Укажите обязательные признаки, которым и должны обладать религиозные объединения. Что вам известно о законодательных нормах в отношении создания религиозных объединений в органах власти? Каковы основные проблемы, стоящие перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациями и учреждениями?

Контрольные вопросы

Рабочий лист. Религиозные объединения и организации в РФ.

  • Объясните выражение: Российская Федерация – светское государство.
  • Какой закон (название, дата) регулирует отношения государства и организаций верующих?
  • Что такое свобода совести?
  • К Высшим органам управления Русской православной церковью не относится : а) Священный синод;

б) Поместный собор; в) Архиерейский собор;

г) Духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ.

Религиозное объединение в России - … объединение граждан РФ, иных … , постоянно и на законных основаниях … на территории … страны, образованное в целях … и … веры.

Рабочий лист. Религиозные объединения и организации в РФ. 6.Признаки религиозного объединения: -вероисповедание; -совершение богослужений, обрядов; -…. -…. -….

Рабочий лист. Религиозные объединения и организации в РФ.

6.Признаки религиозного объединения:

-совершение богослужений, обрядов;

Рабочий лист. Религиозные объединения и организации в РФ.

Рабочий лист. Религиозные объединения и организации в РФ.

Рабочий лист. Религиозные объединения и организации в РФ.

Рабочий лист. Религиозные объединения и организации в РФ.

Рабочий лист. Религиозные объединения и организации в РФ.

  • Обществознание. Учебник для 11кл. Базовый уровень.
  • Под редакцией Л. Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой, А.И. Матвеева. М., Просвещение,2008.
  • Ресурсы сети Интернет.
  • Куликов Р.В., учитель обществознания. МОУ СОШ № 28 ст. Анастасиевской


-75%

Читайте также: