Символы русского народа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главная функция государственного символа - выражать главную идею государства, его формулу, его ДНК. Основоположник традиционализма Рене Генон считал, что символы могут действовать сами по себе, независимо от нашего сознания. У русских таких символа четыре.

Первое официально задокументированное свидетельство появления святого Георгия в качестве государственного символа относится к 1497 году. Тогда всадник-змееборец появился на лицевой стороне печати Иоанна III. Надо сказать, что копейщика на печати идентифицировали как святого Георгия только спустя несколько веков – никаких же современных указаний в эпоху Иоанна III, что это именно Георгий Победоносец, не найдено.

Многие историки высказывают сомнения, что на печати московского государя 1497 года изображен именно святой Георгий.

Так, ряд исследователей утверждают, что, вероятней всего, всадник c печати является архистратигом Михаилом, который со времен Ивана Калиты был покровителем московских князей.

До этого на Руси архангел изображался пешим с мечом или копьем в руке. Кроме того, согласно канону, архистратиг изображался с крыльями и с нимбом (кстати, как и св. Георгий), но на печати великого князя эти атрибуты отсутствуют.

Использование образа всадника, поражающего змея, не было чистым новаторством Иоанна III. Так, этот образ использовал князь Московский Василий Темный, отец Иоанна, в первой половине XV века.[С-BLOCK]

Правда, князь чеканил копейщика на московских монетах, на княжеской же печати представал всадник с соколом на плече. Изображение копейщика на монетах также ничем не указывает, что он святой.

Более того, если на одной стороне монеты сюжет соответствует истории Георгия Победоносца, поражающего змея копьем, то на обратной стороне мы видим уже всадника, замахнувшегося на змея мечом, что не соответствует иконографическому канону.

Кто же тогда этот всадник, если ни святой Георгий, ни архангел Михаил? Ряд историков настаивает, что это и есть сам князь. Как в случае с монетами Василия Темного, так и в случае с печатью Иоанна III.[С-BLOCK]

После смерти Иоанна III символ всадника-змееносца использовали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, но ни у кого их этих монархов копейщик не фигурировал в документах как Георгий Победоносец.

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать.

Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания.

Существует также версия, что двуглавый орел пришел на Русь не из Византии, а от Гамсбургов, использовавших этот символ за полвека до появления фантастического пернатого на госпечати Ивана III.

В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году еще не прекратила своего существования.

Пятиконечная звезда также пришла в Россию из-за рубежа. В конце XVIII – начале XIX века во французской армии появились пятиконечные звёздочки на эполетах и головных уборах офицеров и генералов, которые определяли их чин. Эта традиция восходила ко временам Древнего Рима, где пятиконечная звезда являлась символом бога войны — Марса — и обозначала лилию, из которой он родился.

В 1827 году российский император Николай I перенял французский опыт и ввел звёзды на эполетах офицеров и генералов русской армии.

Речь идёт о золотых кованых звёздах. 27 лет спустя, в 1854 году, император ввел в русской армии погоны, а также шитые звёзды на них.

После Февральской революции царские знаки различия в армии были отменены. 21 апреля 1917 года приказом по флоту и морскому ведомству № 150 военного и морского министра Временного правительства Александра Гучкова погоны были заменены нарукавными знаками различия, и была введена новая кокарда. На ней пятиконечная звезда была размещена над розеткой с якорем.

Как всякий геральдический символ, армейская красная звезда имела своё толкование. В первые годы существования РККА под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли: пять концов звезды — пять материков планеты.

Красный цвет — цвет пролетарской революции, он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом.

В более поздний период красная звезда трактовалась как символ воинов, стоящих на страже мирного труда, защищающих трудящихся от голода, войны, нищеты и рабства.

Серьёзно увлекавшийся эзотерикой, Лев Троцкий знал, что звезда, пентаграмма, обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых сильных символов.

Символом нового государства вполне могла стать и свастика, культ которой был очень силен в России начала XX века.

Серп и молот - самый известный символ Советского Союза. По отдельности и серп и молот использовались в геральдике задолго до рождения СССР. Молот был одним из гланвых симовлов рабочего движения в Европе ещё в середине XIX века, позже его позаимствовали русские революционеры.

Серп ещё до революции был изображен на гербах многих городов как одно из главных сельскохозяйственных орудий.

«Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:

- А что если попробовать такую символику? - При этом он стал ходить по холсту. - Вот так изобразить серп - это будет крестьянство, а внутри молот - это будет рабочий класс.[С-BLOCK]

Серп и молот в тот же день послали из Замоскворечья в Моссовет, и там отвергли все другие эскизы: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом.

Далее этот символ был перенесён на государственный герб Советского Союза, а имя художника было забыто на долгие годы. Вспомнили о нём лишь только в послевоенное время. Евгений Камзолкин жил спокойной жизнью в Пушкино и не претендовал на авторские отчисления за столь котируемый символ.


Главная функция государственного символа - выражать главную идею государства, его формулу, его ДНК. Основоположник традиционализма Рене Генон считал, что символы могут действовать сами по себе, независимо от нашего сознания.

Тамга Владимира

R_kiev1_3

Различные тамги использовали на протяжении нескольких тысячелетий степные народы Евразии – сарматы, гунны, турки-сельжуки, монголы.

Георгий Победоносец

7192_900

Первое официально задокументированное свидетельство появления святого Георгия в качестве государственного символа относится к 1497 году. Тогда всадник-змееборец появился на лицевой стороне печати Иоанна III.
Надо сказать, что копейщика на печати идентифицировали как святого Георгия только спустя несколько веков – никаких же современных указаний в эпоху Иоанна III, что это именно Георгий Победоносец, не найдено.

Многие историки высказывают сомнения, что на печати московского государя 1497 года изображен именно святой Георгий.

До этого на Руси архангел изображался пешим с мечом или копьем в руке. Кроме того, согласно канону, архистратиг изображался с крыльями и с нимбом (кстати, как и св. Георгий), но на печати великого князя эти атрибуты отсутствуют.

Использование образа всадника, поражающего змея, не было чистым новаторством Иоанна III. Так, этот образ использовал князь Московский Василий Темный, отец Иоанна, в первой половине XV века.

Правда, князь чеканил копейщика на московских монетах, на княжеской же печати представал всадник с соколом на плече. Изображение копейщика на монетах также ничем не указывает, что он святой.

Более того, если на одной стороне монеты сюжет соответствует истории Георгия Победоносца, поражающего змея копьем, то на обратной стороне мы видим уже всадника, замахнувшегося на змея мечом, что не соответствует иконографическому канону.

Кто же тогда этот всадник, если ни святой Георгий, ни архангел Михаил? Ряд историков настаивает, что это и есть сам князь. Как в случае с монетами Василия Темного, так и в случае с печатью Иоанна III.

После смерти Иоанна III символ всадника-змееносца использовали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, но ни у кого их этих монархов копейщик не фигурировал в документах как Георгий Победоносец.

Двуглавый орел

Carskaya-pechat

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать.

Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания.

Существует также версия, что двуглавый орел пришел на Русь не из Византии, а от Гамсбургов, использовавших этот символ за полвека до появления фантастического пернатого на госпечати Ивана III.

В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году еще не прекратила своего существования.

Медведь

World_around_1900

Еще одним анималистическим символом России, кроме двуглавого орла, стал медведь. Почему это произошло?

В течение нескольких столетий по дорогам Руси странствовали ватаги с ручными медведями, способными танцевать, кувыркаться и даже попрошайничать. Медвежьи потехи фактически были тогдашней поп-культурой России.

В русской традиции медведь, в отличие от собаки, считается чистым животным. По приписываемым ему чудесным качествам он может не только предупредить человека о присутствии нечистой силы, но и выступить в роли наказания Господня нераскаявшихся грешников.

Однако это не объясняет, почему медведь стал символом России. Почему именно медведями стали называть русских? Точно не потому, что на Руси иностранец запросто мог увидеть в городе пляшущего медведя.

Скажем, в Индии по городам гуляли слоны, но англичанам и в голову не пришло сравнивать индусов со слонами.

Возможно, подача русскому тотему пришла именно с нашей стороны. Как известно, первыми себя стали сравнивать с медведями варяжские дружины в ранней Киевской Руси.

Считалось, что к человеку, победившего медведя в схватке, переходит его сила. А русский человек не только смог покорить медвежье царство, но и приручить медведя.

Пятиконечная звезда

67a8fa956fc31d6022e9c03d4591fbb1

Пятиконечная звезда также пришла в Россию из-за рубежа. В конце XVIII – начале XIX века во французской армии появились пятиконечные звёздочки на эполетах и головных уборах офицеров и генералов, которые определяли их чин. Эта традиция восходила ко временам Древнего Рима, где пятиконечная звезда являлась символом бога войны — Марса — и обозначала лилию, из которой он родился.

В 1827 году российский император Николай I перенял французский опыт и ввел звёзды на эполетах офицеров и генералов русской армии.

Речь идёт о золотых кованых звёздах. 27 лет спустя, в 1854 году, император ввел в русской армии погоны, а также шитые звёзды на них.

После Февральской революции царские знаки различия в армии были отменены. 21 апреля 1917 года приказом по флоту и морскому ведомству № 150 военного и морского министра Временного правительства Александра Гучкова погоны были заменены нарукавными знаками различия, и была введена новая кокарда. На ней пятиконечная звезда была размещена над розеткой с якорем.

Как всякий геральдический символ, армейская красная звезда имела своё толкование. В первые годы существования РККА под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли: пять концов звезды — пять материков планеты.

Красный цвет — цвет пролетарской революции, он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом.

В более поздний период красная звезда трактовалась как символ воинов, стоящих на страже мирного труда, защищающих трудящихся от голода, войны, нищеты и рабства.

Серьёзно увлекавшийся эзотерикой, Лев Троцкий знал, что звезда, пентаграмма, обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых сильных символов.

Символом нового государства вполне могла стать и свастика, культ которой был очень силен в России начала XX века.

Серп и молот

09_05_2008_0834782001210351320_evgenijj_ananevich_khaldejj

Серп и молот - самый известный символ Советского Союза. По отдельности и серп и молот использовались в геральдике задолго до рождения СССР. Молот был одним из гланвых симовлов рабочего движения в Европе ещё в середине XIX века, позже его позаимствовали русские революционеры.

Серп ещё до революции был изображен на гербах многих городов как одно из главных сельскохозяйственных орудий.

«Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:

- А что если попробовать такую символику? - При этом он стал ходить по холсту. - Вот так изобразить серп - это будет крестьянство, а внутри молот - это будет рабочий класс.

Серп и молот в тот же день послали из Замоскворечья в Моссовет, и там отвергли все другие эскизы: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом.

Далее этот символ был перенесён на государственный герб Советского Союза, а имя художника было забыто на долгие годы. Вспомнили о нём лишь только в послевоенное время. Евгений Камзолкин жил спокойной жизнью в Пушкино и не претендовал на авторские отчисления за столь котируемый символ.

Герб СССР

СССР создавался как сверхгосударство. Формально за каждой из республик Союза согласно Конституции сохранилось право выхода из состава СССР, они также могли самостоятельно вступать в дипломатические отношения с иностранными государствами.

Духом интернационализма и открытости был пронизан и главный государственный символ СССР.

Первый государственный герб СССР был утвержден ЦИК СССР 6 июля 1923 года. Его описание было закреплено в Конституции СССР 1924 года.



Для древних людей орнаменты всегда имели магический смысл. Декор и цвет костюма играли очень важную роль. Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде: рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам, а также рушникам – полотенцам. Наши предки общались не только с людьми, но и с богами, духами, прародителями, и своим обликом человек должен был дать всем им представление о том, кем он является, поэтому в одежде заключалось много смысловых уровней. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях. Прежде всего, одежда должна была защищать своего владельца, в том числе и в магическом смысле. И это отражалось уже в цветах, которые использовались при создании костюма. Черный и белый цвета символизировали добрые и враждебные силы, цветом человеческой жизни был красный. В своей одежде человек пытался примирить и уравновесить эти силы в своей жизни. Белое плотно – белый свет, черная полоса – потусторонние силы, красный орнамент вышивки – жизнь, солнце, мироздание. Иногда в узоры добавляли песочно-желтого, светло-зеленого и голубого цветов. Голубой и синий – цвета неба и воды. Голубые тона производят впечатления лёгкости, чистоты. Синий цвет символизирует вечность и устойчивость, тайну и истину. Зелёный цвет – цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зелёных растений, без которых немыслима жизнь на Земле. Цветовые особенности вышитых узоров резко отличали одежду различных сел или больших районов, являясь результатом развития народной культуры в этих местах.






Большое значение в народе придавалось поясу. Он служил оберегом, талисманом и охранял человека от всего дурного. Женские пояса были плоскими с узором из ромбов, перекрещивающихся линий, косых крестов и зигзагов, длиной до пяти метров. Мужские, как правило, были витыми, плетёными или ткаными. По количеству полос на поясе, цветовой гамме и ширине этих полос можно было узнать место проживания хозяина пояса. Использовалось несколько видов орнамента: геометрический, состоящий из геометрических элементов, зооморфный орнамент, изображающий стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных, иногда подобный орнамент называют звериным стилем, и антропоморфный орнамент, который в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Еще один вид орнамента – растительный, использовался сравнительно мало.


Геометрический орнамент является одним из древнейших. Вначале это были простые, легко запоминающие знаки – символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат и ромб – поле, волнистая линия – воду. Ромб символически был связан с плодородием. Он мог означать и землю, и женщину, и растение. Крест и круг соотносились с огнём и солнцем. Если такими знаками отмечены фигуры людей, животных или птиц, это свидетельствует об их связи с небом. Волнистая или зубчатая линия представляла стихию воды, игравшей огромную роль в верованиях древних славян. Расположенная не горизонтально, а сверху вниз, она становилась изображением дождя, особо почитаемого нашими предками атмосферного явления. Символика орнаментальных вставок на одежде, была связана с культом неба, солнца и весеннего плодородия земли.


Другие очень устойчивые геометрические элементы – крестообразная фигура (разных вариантов), круг, квадрат, розетка. Вышивались на женской одежде (рукава, воротник, подол). Громовник – шестиконечный крест в круге или шестиграннике. Знак Грома и Перуна. Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.

Перекрещивающиеся прямые, срастающиеся в одну, или перекрещивающиеся прямые – знак союза двух начал: женского и мужского.

Более сложную группу представляют зооморфные и антропоморфные орнаменты. Традиции существовали в двух мирах – мужском и женском. Пересекались эти миры в свадебных, родильных и земледельческих обрядах. Знаки солнца, земли, огня, стилизованные кони, дикие звери, хищные птицы, петухи, вышитые или вытканные на рубахе, определяли магию мужского мира. Лев – символ божественной силы, власти, величия солнца и огня. С ним связывали ум, благородство, отвагу, гордость, справедливость. Смысл орнамента на женской одежде соответствовал виду деятельности хозяйки. Потому подолы с полосками узоров определенного значения просто менялись от работы к работе. Их пришивали к стану рубахи. Традиционно женские мотивы орнамента – это знаки воды, луны, плодородия, и изобилия, стилизованные олени и кони, как носители солнечной силы, птицы и женские фигуры. Основные виды животных в вышивке: олень (лось), кони, лев (барс).


Олень был очень почитаем (вспомним легенду об олене – золотые рога) и по представлениям крестьян, приносил счастье и веселье. Вышивался на подоле женской сорочки, женских фартуках и полотенцах. Символ красоты и солнца.

Частым сюжетом русской вышивки является кон ь. Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце приобретало образ коня, а конь как бы приобретал силу солнца. Конь был наделён божественной силой и считался знаком солнца и неба. Конь, конник, колесо – равнозначные знаки солнца и тепла.


Птица была одним из наиболее распространенных мотивов русской северной вышивки. Чаще всего образ птицы обобщен, в нем трудно определить ее вид. Птицы изображались в сложных архаических сюжетах, рядом с древом или женской фигурой, помещались на корпусах коней и под ними. Птицы могли составлять самостоятельный орнамент вышивки, если помещались попарно на подоле рубахи или платья. Во многих образах все же можно определить конкретный вид птиц: выделяются водоплавающие птицы, достаточно ясны петухи и куры, павлин, хищники – особенно орел. Водоплавающие птицы представляли водную стихию, в вышивке под птицами нередко проводится зубчатая волнистая линия, как бы изображение воды, и в то же время они были связаны с солнцем, совершавшим свой дневной путь по океану на солнечной ладье. И зображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребешками, пышными хвостами и узорчатыми перьями. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну и тёплое лето. Птицы – это символ счастья, весны, тепла, света. Птицы предсказывают будущее, сулят урожай, богатство, сообщают вести, воплощают души умерших, связывают небо и землю. Их изображениями чаще всего украшают подол женской сорочки, женские фартуки и полотенца. Каждая птица имеет свое значение: павлин – это птица семейного счастья, которая несёт в себе солнечную энергию; соколы, петухи, голуби – символы молодожёнов. Характерной чертой свадебного полотенца является расположение птиц головками друг к другу. Голуби либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева – символа новой семьи. Орнаментальный мотив птицы на дереве перекликается с песенными образами. В песнях нередок мотив вещей птицы, предсказывающей хорошее будущее. Выражена в орнаменте и идея материнства – птенцы изображаются внутри птицы или окружают ее. Нередко птицы располагаются по сторонам круга-розетки, и вся композиция насыщена знаками солярной символики.


Петух и курица издавна почитались славянами. Предвестник зари и света – петух связывался с представлениями о солнце и издревле почитался как его священная птица. Не случайно в вышивках петух, как и конь, нередко сочетался с кругом-солнцем. Его связь с огнем, домашним очагом выражена в представлениях крестьян вполне определенно. Крик петуха в полночь играл магическую роль. Петух – священный мужской знак. В качестве символа мужского начала он частый элемент в охранных узорах на свадебных рушниках, но только в том случае, если он вышит красными или светлыми нитями. Черный петух вышивался на других обрядовых полотенцах как знак смерти и потустороннего мира, символизирующий воскрешение из мертвых и вечный круговорот в природе. Велико значение петуха и курицы в свадебной обрядности. Петух и курица связаны были с магией плодородия. На вышивках они чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета – петух поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде.


Центральное место в орнаментах на народной одежде занимает Мировое древо. Воплощение центра мироздания, символ союза стихий. В нем заключена гармония жизни: миры Прави ( ветви древа достигают неба) и Нави ( корни – знак подземного мира) находятся в равновесии, а Явь ( ствол, где мир людей ) – это мост между ними. На головных уборах, рубахах, в женских костюмах изображалось оно: древо жизни, и древо мира, и древо познания, и модель мира. Мы говорим: корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим: древо рода, родословное древо. Дерево – это и дом, и храм, и последнее пристанище человека. Наши предки связывали образ древа с центром Вселенной. Причудливое, с раскидистыми цветущими ветвями вечное древо жизни воплощало плодоносную силу живой природы. Древо является сложным составным орнаментом. Деревья вышивались в строгом геометрическом стиле с двумя или более особо выделенными, длинными ветвями, нередко с корнями (двумя или тремя) или на треугольном основании, которое можно считать корнями, изображенными обобщенно. Древо являлось центром композиции, к которому были обращены животные, птицы. Дерево становилось объектом поклонения всадников или всадниц. Древо жизни могло вышиваться на различных вещах крестьянского обихода: полотенцах, простынях, скатертях, но могло применяться и в одежде мужчин (на поясах), женщин разных возрастов (головные уборы, рубахи, полотенца). Особенно часто мотив древа жизни встречается на предметах свадебного обряда. Это символ жизни, рая, связи поколений.


Рожаницы – древнеславянские женские божества, спутницы бога Рода, олицетворение женского животворящего начала и великого таинства природы, в них воплощались представления о земле рождающей и о женщине, продолжающей род. Тайна и чудо рождения, которыми наделена женщина, воспринималась как некая могущественная сила. Рожаницы традиционно изображаются в позе рожающей женщины. Для фигуры роженицы характерны широко раскинутые руки и ноги (поза лягушки). Фигуру часто окружают лоси (кони), а в руках роженица держит птиц. Иногда птицы изображены в верхнем (небесном) ярусе. Рожаница изначально являлась женским символом. Рожаницы отвечали за женское начало всего сущего, олицетворяли животворящие силы природы и таинство рождения. Они могли подарить женщине телесное обновление, обрести физическую красоту.


Символическое изображение природы, силы Матери-Земли – это М акошь – богиня судьбы, прядущая путь души в земном воплощении, богиня-Мать и богиня-рожаница, попечительствующая деторождению, в этой ипостаси предстающая как хранительница рода и домашнего очага. Она почитается как богиня земного плодородия, водной стихии и исконно женских ремесел . Макошь является дочерью бога Рода – как женская ипостась созидающей силы творца мироздания. Она покровительствует женщинам хозяйкам и изображается на различной хозяйственной утвари, полотенцах и женской одежде. Изображается в виде женской фигуры и относится к солярной символике.


Повезло тем, у кого сохранился заветный бабушкин сундук со старинными нарядами и вышивками. Тот, кто когда-нибудь носил подлинный народный костюм, хорошо поймет, о чем я говорю. Сразу выпрямляется спина, гордо поднимается голова и хочется двигаться плавно и несуетливо. И вышитое полотно тепло обнимает тебя, как будто и впрямь оберегает. Недаром модные кутюрье снова и снова возвращаются к народным истокам, создают этно-коллекции. В том числе, и на основе русского народного костюма. Конечно, это стилизация. Традиционные русские узоры не просто копируют, а стилизуют, подчеркивая наиболее характерные черты и дополняя новыми элементами.

В 2015 году Valentino выпустил модную коллекцию, вдохновленную народными русскими и украинскими костюмами. При создании этих костюмов использовалась ручная вышивка, представляющая собой стилизованные геометрические и цветочные орнаменты, древа жизни и другие узоры.

1. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Под ред. В. А. Юматова. – М.: Советская Россия, 1990.

4 Тверская вышивка в собрании Загорского музея / Под ред. Т. Ю. Клюевой. – М.: Советский художник, 1982.

Издревле русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

русский узор

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.

символика славяне

Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

символ алатырь

Священный Алатырь

  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

символ славян

Один из вариантов изображения Дерева Царствования

  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

символы русичей

Символ Орепей

  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

символика славянская

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.

кукла оберег

Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

роспись жостовская

Роскошная жостовская роспись

хохлома

Хохлома популярна и в наши дни

  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

игрушки из глины

Старооскольские глиняные игрушки

  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

павлопосадский платок

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.

рисуем орнамент

Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

русская вышивка

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.

вышивка лен

Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.

русский костюм

Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: