Проблема миграции в россии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Развал СССР, открытие границ и свобода передвижения активизировали процессы международной миграции. Рассмотрим направления, масштаб и причины внешней миграции населения России.

За период существования СССР доля русских в населении союзных республик увеличивалась, однако уже с 1960-х гг. начался процесс постепенного возвращения на историческую Родину, сначала из кавказских республик, а позже — среднеазиатских.

К 1989 г. доля русских среди населения советских республик (кроме РСФСР) составляла 18%, больше всего (30-40%) — в Казахстане, Латвии и Эстонии, меньше всего — в Армении и Азербайджане (менее 5%).

Численность русских и их доля в населении республик СССР в 1989 году. Источник: расчет автора по данным ЦСУ СССР. Нескучная экономика

Перед распадом СССР в союзных республиках проживало около 25 млн русских, большая часть – в Украине и Казахстане.

В 1980-е гг. миграционный прирост населения России (нетто-миграция) составлял около 150 тыс. человек в год: прибывало 880 тыс. человек, а уезжало — 730 тыс. человек. Закрытость страны от внешнего мира сказывалась на миграционном потоке населения – 99% переездов осуществлялось между союзными республиками. Случаи миграции населения за пределы СССР или стран соцблока были крайне редкими и не превышали нескольких сотен человек к год. Обмен населением РСФСР осуществлялся преимущественно с Украиной, Казахстаном, Беларусью и Узбекистаном.

Желание людей эмигрировать в страны дальнего зарубежья воспринималось властями как нежелательное действие или даже предательство. С 1970-х гг. начинается медленная либерализация выездного режима преимущественно для еврейского и немецкого населения. Эмиграция евреев в Израиль в большей степени затронула Украину, чем Россию.

В данной статье рассматриваются миграционные тенденции населения в Российской Федерации, выделяются основные проблемы, связанные с данным процессом.

Ключевые слова

Текст научной работы

Миграционные вопросы являются общими для всех стран мира. А в последние два десятилетия, столкнулась с этими проблемами, и Российская Федерация.

Миграция населения представляет собой как механическое передвижение людей, так и сложный общественный процесс, который затрагивает множество сторон социально-экономической и культурной жизни целых народов. [1]

С учетом демографической ситуации миграция является одним из основных и реальных источников восполнения нехватки трудовых ресурсов. Если в 1994 г. в России было 129 тыс. легальных трудовых мигрантов, то в 2014 г. — 482 тыс. человек.

Те данные, которые готова предоставить Федеральная Миграционная Служба, говорят только о том количестве трудовых мигрантов, которые официально зарегистрировались в органах власти и получили разрешение на работу или патент. Не стоит забывать, что зачастую мужчины-мигранты приезжают с семьями, состоящими из жены и детей, которые, как правило, нигде не регистрируются.

По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2016г. составила 146,6 млн. человек. С начала года число жителей России возросло на 36,6 тыс. человек, или на 0,025% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 9,9 тыс. человек, или на 0,007%). Миграционный прирост более чем в 2 раза компенсировал численные потери населения. (рис.1) [2]

Численность постоянного населения, данные http://www.gks.ru/

На сегодняшний день перемещение граждан происходит в четырех направлениях:

  1. В Россию из ближнего зарубежья;
  2. В РФ из дальнего зарубежья;
  3. В ближнее зарубежье из РФ;
  4. В дальнее зарубежье из РФ. (рис.2).

Количество мигрантов, которое въехало, выехало и находится на территории РФ

Рисунок 2. Количество мигрантов, которое въехало, выехало и находится на территории РФ

Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию из-за рубежа, являются в подавляющем большинстве выходцами из стран — бывших союзных республик СССР. Среди переехавших на постоянное место жительства в Россию доля иммигрантов из стран Содружества Независимых Государств (СНГ), Балтии и Грузии составляла в 1997-2011 годах от 93% до 97% (рис. 4). Среди иммигрантов, учтенных по измененным в 2011 году критериям, доля иммигрантов из стран СНГ, Балтии и Грузии немного снизилась — до 90% в 2011-2013 годах, а затем немного увеличилась. В январе-июне 2016 года доля иммигрантов, прибывших в Россию из других стран — бывших союзных республик СССР, составила 92%, в том числе из стран СНГ — 90%. [3]

Согласно прогнозу Росстата, численность населения в 2016–2030 гг. возрастет на 0,9 млн. человек, но население в трудоспособном возрасте сократится на 5 млн. человек. (При том, что в прогнозе уже заложено сальдо миграции в 4,9 млн. человек — Рис. 3). Важнейшим источником компенсации сокращения трудовых ресурсов на ближайшие десятилетия является миграция. [3]

Динамика общей численности населения в трудоспособном возрасте в 2017–2030 гг. с учетом миграции

Рисунок 3. Динамика общей численности населения в трудоспособном возрасте в 2017–2030 гг. с учетом миграции

Иммиграция для России — не вопрос выбора, а вопрос необходимости. Иммиграция становится важнейшим элементом поддержания потенциала экономического развития, сохранения стабильности в отдельных регионах, обеспечения национальной безопасности. Но массовый приток иноэтничных трудовых мигрантов (несоразмерный с иммиграцией на постоянное место жительства), выходцев из иных обществ, с другими традициями, культурами и нормами поведения, станет серьезным вызовом для страны, если не удастся их адаптировать к российским условиям, обеспечить интеграцию тех из них, кто связывает свое будущее и будущее своих семей с Россией.

Наряду с положительными эффектами, создаваемыми миграционными процессами, происходящими на территории Российской Федерации, выделяют такие основные проблемы, как:

  1. С одной стороны, осуществляется приток иностранцев, не требующих больших зарплат, что позволяет выдерживать конкуренцию на рынке, удешевляя процесс производства. Но, с другой стороны, все заработанные гастарбайтерами рубли вывозятся из страны, тратятся за ее пределами;
  2. В результате миграционных процессов увеличивается уровень безработицы среди коренных жителей;
  3. Большая часть приехавших работников — нелегалы. А это означает, что работодатели наживаются на их труде и не делают никаких отчислений в бюджет. Кроме того, если есть дешевая рабочая сила, нет потребности внедрять новые технологии и развиваться. [5].

Таким образом, проблема миграции на сегодняшний день является достаточно актуальной для Российской Федерации. Если дефицит трудовых ресурсов может быть восполнен притоком временных трудовых мигрантов, то депопуляция может быть сглажена исключительно притоком иммигрантов, переселяющихся в Россию на постоянное жительство.

Список литературы

Цитировать

Естественная убыль в России превышает естественный прирост населения. Нас потихоньку становится все меньше. В последние годы за счет мигрантов население РФ сокращается не так стремительно. Но можно ли считать это достойным выходом из положения? Как решаются проблемы миграции в России в 2021 году?

Конечно, в связи с распространением коронавируса COVID-19 и последующими за ним карантинными ограничениями, количество мигрантов значительно снизилось. Однако этот фактор повлиял на рост нелегальных мигрантов.

портрет российского мигранта

К нам приезжают

Россия находится в первой пятерке стран, привлекающих мигрантов, наряду с такими странами, как США и Канада. Но если в западных странах нуждаются в квалифицированной рабочей силе и претенденты проходят суровый отбор, то в Россию едут на заработки зачастую люди без образования, без знания русского языка и вообще без какой-либо квалификации. Такая тенденция притока дешевых рабочих рук из стран Средней Азии и Закавказья существует с начала 2000-х.

Экономические проблемы

С одной стороны, приток иностранцев, не требующих больших зарплат, позволяет выдерживать конкуренцию на рынке, удешевляя процесс производства, но с другой — все заработанные деньги пересылаются в семью и тратятся за ее пределами.

Бóльшая часть приехавших работников – нелегалы. А это означает, что работодатели наживаются на их труде и не делают никаких отчислений в бюджет. Кроме того, если есть дешевая рабочая сила, нет потребности внедрять новые технологии и развиваться.

Безработица

Есть мнение, что потребность в иностранной рабочей силе в России сильно преувеличена. Выходцы из бывших союзных республик создают проблемы с работой местным жителям. Труд иностранцев оплачивается так низко, что ни один россиянин просто не сможет выжить на такую зарплату, не говоря уж о содержании семьи. Выгодно это только работодателям.

Нелегальная миграции в России

Культурные проблемы

В некоторых регионах мигрантов так много, что они создают целые отдельные поселения и это затрудняет их ассимиляцию в российском обществе. Россия должна решить проблему с демографическим кризисом. Но населять свои территории людьми, не являющимися носителями русской культуры, порой не знающими языка — значит подвергать опасности социально-культурные ценности страны в какой-то степени. Каков будет среднестатистический россиянин через десять-двадцать лет?

Внутренняя миграция

В России плотность населения неоднородна. Все желающие заработать стремятся в большие города: так советует и наука о миграционных явлениях, и простой здравый смысл. Огромные территории на севере и востоке скоро придется осваивать заново. Люди покидают обжитые места, потому что не видят перспектив, небольшие населенные пункты, потеряв градообразующие предприятия, быстро деградируют. В них остаются те, кто не может уехать, или те, кому все равно.

Миграция из страны

Население России сокращается не только из-за естественной убыли. Люди с востребованными профессиями всеми силами стремятся обосноваться в Европе и Америке.

Пока квалифицированные, грамотные, трудоспособные россияне, не нашедшие себе достойного применения в родной стране, переезжают за границу, их место занимают малоквалифицированные строители и разнорабочие из стран ближнего зарубежья.

Международная миграция

Решение проблем

Проблемы миграции в России в последние годы решаются на законодательном уровне. В 2014 и 2018 годах был принят ряд законов, изменяющих порядок нахождения в РФ иностранцев. Все они уже вступили в силу.

Тесты

Всем, кто желает устроиться на работу в России, нужно будет сдавать экзамен на знание русского языка, истории и законов РФ. Таким образом российские власти хотят повысить образовательный уровень мигрантов и увеличить поступления в бюджет. С 1 июня 2015 года все иностранцы-водители коммерческого транспорта должны иметь права российского образца.

Въезд – только по загранпаспорту

Всем гражданам стран СНГ для въезда в РФ теперь нужен загранпаспорт. Не принято окончательно решение только по Украине, вернее, отложено на неопределенный срок. Увеличился размер госпошлины на оформление документов в ГУВМ МВД.

Патент на работу

Вместо разрешения на работу теперь выдается патент, причем он действителен только в том регионе, где был получен. Раньше такие патенты выдавались только для работы на физических лиц, теперь же они оформляются и для трудоустройства у юридического лица.

Чтобы оформить такой документ, нужно пройти медкомиссию, сдать экзамены, получить ИНН и медицинскую страховку, и все это за 30 дней с момента въезда в страну. Поучаствовать в оплате всех этих процедур предлагается работодателям, если они действительно заинтересованы в работнике.

Ужесточились наказания за использование нелегальной рабочей силы. Нелегалам, длительно нарушающим миграционный режим, может быть закрыт въезд в РФ на срок до 10 лет.

Привлечение российских работников

Еще один новый проект предусматривает выплаты субсидий из федерального бюджета тем работодателям, которые будут принимать на работу не иностранцев, а граждан РФ из других регионов. Это позволит сократить уровень безработицы и заменить внешнюю трудовую миграцию на внутреннюю. Приоритет получат так называемые особые экономические зоны.

Программа переселения соотечественников


По данным Росстата, в 2005–2017 годах в Российской Федерации происходил рост основных показателей миграции населения. Увеличение числа прибывших и выбывших приостанавливалось лишь в кризисные годы, продолжаясь в период посткризисного восстановления.



В докладе представлено исследование направлений внутренней миграции, проводится анализ структуры миграции по гендерному, возрастному, образовательному параметрам. Так, например, гендерный состав внутренней миграции, согласно данным Росстата, характеризуется некоторым превышением удельного веса женщин, причём это соотношение оставалось практически неизменным в течение 2008–2016 годов. Внешняя же миграция обеспечила суммарный миграционный прирост населения России, в котором доля мужчин составила 51,3%, а женщин — 48,7%, и тем самым способствовала сокращению гендерного дисбаланса населения, что важно с позиции перспектив улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.



На интенсивность внутренней миграции в субъектах Российской Федерации в 2005–2017 годах оказали влияние такие показатели социально-экономического развития регионов, как: уровень экономического развития регионов; параметры уровня жизни населения; уровни развития и доступность объектов социальной инфраструктуры в регионах; уровень преступности. Наблюдаемое после 2011 года сокращение миграционного прироста (сальдо) внешней миграции в России связано, в том числе, с падением покупательной способности среднемесячной номинальной заработной платы работников в экономике России в долларовом эквиваленте, вызванным ослаблением курса рубля относительно доллара. Позитивное влияние на результаты внешней миграции оказала государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Оптимизация направлений внутренней миграции населения возможна путём преодоления региональных различий в уровнях доходов и бедности населения, выравнивания развития социальной инфраструктуры, доступности объектов и предоставляемых ими социальных услуг. Целесообразно использовать позитивный опыт стимулирования добровольных переселений, накопленный в международной практике. По мнению экспертов Аналитического центра, мероприятия, направленные на решение проблем внутренней миграции, необходимо включать в стратегии и программы развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Миграционная география России не меняется. Сибирь и Дальний Восток устойчиво теряют население. А практически весь миграционный прирост собирает Центральный федеральный округ, другим округам достаются в буквальном смысле крохи.

Устойчивость западного вектора практически не оставляет надежд на возможность организации попятного движения. В последние годы к западному дрейфу добавилось движение населения с Юга в Центр. Причём львиная доля миграционных притоков приходится на Москву и окрестные области Центрального региона. Даже СПб не способен конкурировать с Москвой по миграционному приросту.

Отток наблюдается как с восточных территорий, так и с севера (правда в последние годы он несколько уменьшился по сравнению с 90-ми и стабилизировался). Некоторые восточные регионы, например Амурская область, которые раньше компенсировали отток своего населений на запад притоком с востока, теперь стали чистыми донорами.

При условии сохранения современных тенденций в перспективе ни один из округов, кроме Центрального, не будет иметь шансов получить миграционный прирост населения. Для Центрального округа характерен самый высокий уровень естественной убыли населения в рабочих возрастах. Только для компенсации естественных потерь этого населения округу необходимо более 6 млн мигрантов в период до 2025 г. При нынешних тенденциях для возмещения этих потерь потребуется мобилизация миграционного потенциала всей России. В таких условиях главными донорами Центрального округа рискуют остаться Сибирь и Дальний Восток.

Население России в настоящее время характеризуется низкой внутренней территориальной мобильностью, которая сохраняется на одном и том же уровне последние 5 лет. Низкая миграционная мобильность является серьезным препятствием более полного использования рабочей силы.




Миграционная география России не меняется. Сибирь и Дальний Восток устойчиво теряют население. А практически весь миграционный прирост собирает Центральный федеральный округ, другим округам достаются в буквальном смысле крохи.

Устойчивость западного вектора практически не оставляет надежд на возможность организации попятного движения. В последние годы к западному дрейфу добавилось движение населения с Юга в Центр. Причём львиная доля миграционных притоков приходится на Москву и окрестные области Центрального региона. Даже СПб не способен конкурировать с Москвой по миграционному приросту.

Отток наблюдается как с восточных территорий, так и с севера (правда в последние годы он несколько уменьшился по сравнению с 90-ми и стабилизировался). Некоторые восточные регионы, например Амурская область, которые раньше компенсировали отток своего населений на запад притоком с востока, теперь стали чистыми донорами.

При условии сохранения современных тенденций в перспективе ни один из округов, кроме Центрального, не будет иметь шансов получить миграционный прирост населения. Для Центрального округа характерен самый высокий уровень естественной убыли населения в рабочих возрастах. Только для компенсации естественных потерь этого населения округу необходимо более 6 млн мигрантов в период до 2025 г. При нынешних тенденциях для возмещения этих потерь потребуется мобилизация миграционного потенциала всей России. В таких условиях главными донорами Центрального округа рискуют остаться Сибирь и Дальний Восток.

Население России в настоящее время характеризуется низкой внутренней территориальной мобильностью, которая сохраняется на одном и том же уровне последние 5 лет. Низкая миграционная мобильность является серьезным препятствием более полного использования рабочей силы.

Читайте также: