Проблема критериев смерти человека и морально мировоззренческое понимание личности кратко

Обновлено: 05.07.2024

ВОПРОСЫ:
1.
2.
3.
4.
Отношение к смерти в истории
человечества.
История отношения врача к умирающему
больному.
Проблемы эвтаназии.
Медицинские и биоэтические предпосылки
современной паллиативной медицины.

3. Проблема смерти

4. Отношение к смерти в истории человечества

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В ИСТОРИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Первобытное общество:
В родовом обществе над всеми отношениями
господствует сила рода.
Смерть родового человека – явление столь же
естественное, что и жизнь.
Смерть не окончательна, поэтому к умершим
относились как к живым.
Смерть для родового человека – это часть
бытия, обыденное явление, которое не должно
вызывать страха.

5. Отношение к смерти в истории человечества

6. Отношение к смерти в истории человечества

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В ИСТОРИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Европейское средневековье:
в соответствии с официальной церковно-религиозной
доктриной, смерть –
это наказание рода человеческого за первородных
грех.
переход к загробному личностному
существованию.
Этика смерти вырастает из религиозной концепции.
Понятия добра и зла в отношении смерти и
умирающих закрепляются в профессиональных
кодексах врачей. Основа кодекса – уважение к
жизни как к высочайшей ценности.

7. Отношение к смерти в истории человечества

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В ИСТОРИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Новое время:
Утверждение ценности индивидуальноличностного бытия.
Понятие смерти наполняется содержанием
конечности и единственности
человеческого бытия.
Смерть утрачивает черты естественного
порядка и превращается в личную
трагедию.

8. Отношение к смерти в истории человечества

9. Отношение к смерти в истории человечества

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В ИСТОРИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Современное общество:
Меняется социокультурный смысл смерти. Из
религиозного ритуала он постепенно сводится
к светской медико-технической церемонии.
В техногенной культуре право на жизнь
расширяется до права ее оборвать, ценность
жизни включает в себя понятие комфортной
жизни, а составляющей человеческого
достоинства становится оптимальное
телесное функционирование.

10. История отношения врача к умирающему больному

ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЯ ВРАЧА К
УМИРАЮЩЕМУ БОЛЬНОМУ
С древности и почти до 20 века от врача не
требовалось находиться у постели больного
до самой его смерти.
Врач, убедившись, что пациент
безнадежен, прекращал лечение и
приглашался священник, который часто и
констатировал смерть.

11. История отношения врача к умирающему больному

12. История отношения врача к умирающему больному

ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЯ ВРАЧА К УМИРАЮЩЕМУ
БОЛЬНОМУ
Но примерно с середины 19 века ситуация начинает
меняться. Постепенно медицинская профессия
приобретает исключительное право, а затем и
обязанность констатировать смерть.
Этот процесс в культуре называют медикализацией
смерти.
В Сиднейской декларации ВМА 1968 года говорится,
что в большинстве стран определение момента
смерти является юридической обязанностью врача, и
такое положение должно сохраняться.

13. История отношения врача к умирающему больному

ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЯ ВРАЧА К УМИРАЮЩЕМУ
БОЛЬНОМУ
Другая сторона процесса медикализации смерти
появилась позднее – это то, что местом, где
человек расстается с жизнью, все чаще
становится больница.
Процесс умирания, часто довольно длительный,
контролируется медицинским персоналом и
становится не просто естественным событием, а
событием в определенной мере искусственным,
обусловленным решениями, принимаемыми
людьми.

14. История отношения врача к умирающему больному

ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЯ ВРАЧА К УМИРАЮЩЕМУ
БОЛЬНОМУ
Возможность и обязанность принимать
решения, касающиеся жизни и смерти
порождает чрезвычайно серьезную
ответственность и новые моральные
проблемы, с которыми традиционная
медицина не сталкивалась ранее.
В большей степени эти новые моральные
проблемы связаны с развитием новых
биотехнологий в медицине.

15. Проблема критерия смерти

ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЯ СМЕРТИ
Современный
научно-технический
прогресс
заставил
медиков
искать
альтернативу
кардио-респираторным
критериям смерти, на которых покоились
традиционные
нормы
медицинской
деятельности.
Новый критерий смерти был выработан в
Гарварде в 1968 году. Этот критерий
основывается
на
необратимом
прекращении деятельности мозга, а не
сердца и легких как было ранее.

16. Проблема критерия смерти

ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЯ СМЕРТИ
Необходимость выработки нового критерия смерти
была обусловлена:
1.
чтобы сделать возможным прекращение
бессмысленного лечения
2. как медицинские, юридические и моральные
основания забора органов для трансплантации.
Россия приняла критерии смерти мозга,
предложенные ВОЗ, по которым смерть человека
связывается с необратимым поражением мозга,
как субстрата личности, определяющего его
социальную сущность и телесное
функционирование.

17. Проблема критерия смерти

ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЯ СМЕРТИ
Критерий должен быть:
1. обоснованным с научно-медицинской точки
зрения, то есть позволяющий надежно и с
высокой точностью отличать того, кого уже
нельзя спасти, от того, за чью жизнь еще
можно бороться;
2. доступным с практической точки зрения –
т.е. в каждом конкретном случае для его
использования не должно требоваться
чрезвычайных усилий множества
специалистов и чересчур много времени;

18. Проблема критерия смерти

ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЯ СМЕРТИ
Критерий должен быть:
3. объективным, т. е. одинаково пониматься и
применяться любым достаточно
квалифицированным специалистом, а также
правильность применения, которого в
каждом конкретном случае может быть
проверена;
4. приемлемым с точки зрения
господствующих в обществе в целом
культурных и этических норм.

19. Проблемы жизнеподдерживающего лечения

ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО
ЛЕЧЕНИЯ
Немало моральных проблем возникает в связи
с тем, что медицинские технологии позволяют
существенно продлевать жизнь человека.
До каких пределов следует врачам вести борьбу
за жизнь пациента, если исход этой борьбы
уже предопределен и в лучшем случае лишь
может быть отсрочен?
У этого вопроса на сегодняшний день нет
единственного и очевидного для всех ответа.

20. Проблемы жизнеподдерживающего лечения

ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО
ЛЕЧЕНИЯ
Проблема отказа от жизнеподдерживающего
лечения:
Правовые нормы, позволяющие пациенту
отказаться от жизнеподдерживающего
лечения, содержатся в законодательствах
многих стран.
Пациент имеет право получать информацию
даже в случае неблагоприятного прогноза
заболевания, то пациент вправе выбирать, соглашаться ему на жизнеподдерживающее
лечение или нет.

21. Проблемы жизнеподдерживающего лечения

22. Проблемы эвтаназии

23. Проблемы эвтаназии

24. Проблемы эвтаназии

25. Проблемы эвтаназии

ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ
Различают активную эвтаназию и пассивную
эвтаназию.
Пассивная – это отказ от
жизнеподдерживающего лечения, когда оно
либо прекращается, либо не начинается
вообще.
Активная эвтаназия – это преднамеренное
вмешательство с целью прервать жизнь
пациента, например путем смертельной
инъекции.
В подавляющем большинстве стран активная
эвтаназия запрещена законом.

26. Проблемы эвтаназии

ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ
Различают три формы активной эвтаназии:
1. убийство или умерщвление из сострадания
(жизнь, являющаяся мучением для пациента,
так или иначе прерывается другим
человеком);
2. добровольную активную эвтаназию (имеется
согласие пациента);
3. самоубийство при помощи врача (врач
передает в руки пациента смертельное
средство, позволяющее ему покончить с
собой).

27. Проблемы эвтаназии

30. Паллиативная помощь

31. Паллиативная помощь

ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ
Если жизнь человека невозможно спасти, то
место борьбы за ее спасение занимает
паллиативная помощь (обезболивание, уход,
социально психологическая поддержка),
имеющая целью обеспечить достойное
человека умирание.
Ближайшая задача такой помощи – защитить
пациента от психофизических страданий.

32. Паллиативная помощь

ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ
Из всех проблем умирающего больного
проблема борьбы с болью часто бывает
самой насущной и неотложной.
Борьба с болью есть непременное условие
реализации одного из фундаментальных прав
пациента – права на достойное умирание.

33. Паллиативная помощь

ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ
Проблема боли и страдания:
Если врач назначает дозы обезболивающего,
которые сами по себе могут повлиять на
сокращение жизни пациента, то он исходит из того,
что в современном обществе для пациента более
важным является качество жизни, а не её
продолжительность.
Но Комитет экспертов ВОЗ, рассматривавший
проблемы паллиативного лечения пришел к
выводу:
о необходимости считаться с решением верующего
человека отказаться от обезболивания.

34. Паллиативная помощь

35. Паллиативная помощь

ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ
Квалифицированный и опытный персонал
хосписов помогает неизлечимым больным
дожить до конца их жизни, максимально
сохраняя физические силы, психические и
эмоциональные способности и социальные
взаимоотношения.

5.1. Критерии смерти и морально-мировоззренческое понимание личности

Проблема смерти — это проблема по существу своему морально-религиозная и медицинская. И если религия и

Медицинская диагностика смерти, связанная с констата­цией прекращения дыхания и остановкой сердцебиения, была непротиворечиво связана с христианским пониманием сердца и дыхания как основ жизни. Не удивительно, что первые на­учно обоснованные попытки оживления умерших были свя­заны с воостановлением дыхательной способности и функ­ции кровообращения. Так, например, в 1805 году доктор Е. Мухин предлагал с целью оживления мнимо умерших вду­вать в легкие воздух с помощью мехов. К началу XIX века во многих странах Европы ставился вопрос о новом определе­нии смерти, которая связывалась уже с отсутствием эффек­та реакции организма на искусственное дыхание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 343 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 288 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • Другое
  • Дошкольное образование
  • Школьному психологу
  • Дошкольники
  • 1 класс
  • Презентации

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.05.2020 220
  • PPTX 1.9 мбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Жусупова Гульнара Каиргильдеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Россию накрывает новая волна коронавируса – штамм "омикрон" добрал.

Смерть как завершающий этап жизни

Феномен смерти человечество пытается разгадать с глубокой древности. Смерть как сон, из которого не возврата в реальный мир, смерть как переход в иной, внеземной мир, смерть как прекращение жизнедеятельности организма человека… Эти и другие варианты объяснения феномена смерти сменяли в истории человечества друг друга и до настоящего времени существуют в рамках различных культур.
Понимание того, что представляет собой жизнь и смерть человека является одновременно и ответом на вопрос о том, что такое сам человек – одна из форм материи, имеющих место быть в земных условиях или нечто другое.
В биоэтике проблема смерти и умирания человека рассматривается с позиций современных научных представлений о том, что смерть – это состояние полного прекращения жизнедеятельности человека. Прекращается функционирование всех органов и систем человеческого организма и наступает состояние, при котором невозможны никакие виды активности человека – ни духовная, ни психологическая, ни социальная, ни физиологическая. Вся духовная и социальная жизнь человека понимается как результат психической деятельности, а психика является свойством высокоорганизованной материи – мозга. Смерть мозга становится для человека одновременно смертью и во всех остальных отношениях. Необратимость физиологических изменений, наступающих в момент биологической смерти, означает прекращение существования человека в определенном качественном состоянии как материального объекта – во всей полноте его физиологических, психологических, социокультурных, духовных характеристик как человека, представителя земного рода homo sapiens. Человек гибнет как целостная биосоциальная сущность. Смерть – это естественное состояние, которым завершается жизнь человека.

Задачей биоэтики является рассмотрение феномена смерти человека как биосоциальной системы, включенной в систему социокультурных отношений общества. Биоэтический анализ предполагает рассмотрение и других точек зрения, существующих в рамках теологического, философского, психолого-эзотерического и других подходов.
В настоящее время в медицине различают клиническую и биологическую смерть. Главным признаком биологической смерти считается смерть мозга. Для биологической смерти характерно полное и необратимое исчезновение функций мозга и всех органов. Клиническую смерть характеризуют: остановка дыхания, остановка кровообращения, искусственное поддержание кровотока и вентиляции легких, сохраняющее функции центральной нервной системы.
При теологическом понимании жизни и смерти человека исходными понятиями становятся душа и тело. Физическое тело смертно, подвержено разрушению, душа – бессмертна. Во всех мировых религиях биологическая смерть понимается как переход от одной формы жизни (земной) к другой ее форе – жизни души в иной, внеземной области мироздания.

Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий

Эвтаназия: исторический и теоретический аспекты проблемы

Моральный смысл различных форм эвтаназии

Противники эвтаназии исходят из неизменной моральной нормы медицинской деятельности: задача врача (и других медицинских работников) в том, чтобы сохранять и продлевать жизнь, а не прекращать или укорачивать ее.
Сторонники эвтаназии считают, что сохранять и продлевать жизнь, безусловно, надо. Но продлевать полноценную жизнь, а не затягивать смерть, приносящую облегчение от мучений. Эвтаназия должна применяться лишь в тех случаях, когда нет никакой надежды на восстановление полноценной жизни человека. Неосознающие своих страданий люди не могут быть объектами эвтаназии, например, психические больные, находящиеся в коме и т.д. Считается, что эвтаназия может применяться при наличии определенных условий. К таким условиям, в первую очередь относится неизлечимость заболевания больного, что должно быть подтверждено достоверными объективными исследованиями и не вызывать сомнений у группы врачей, хорошо знакомых с научным состоянием данной проблемы.
Следующим условием должно быть наличие непереносимых физических страданий, а также дыхательных, диспептических или иных расстройств, которые невозможно устранить без постоянного выключения сознания. Наличие непереносимых физических страданий является главным условием в характеристике физического состояния, но в то же время и самым неопределенным, самым субъективным. Объективных критериев уровня непереносимости страданий, в мировой практике нет.
Третьим обязательным условием должно быть наличие терминального состояния. Это значит, что больной не просто неизлечим и страдает от физических мучений – он неизбежно умрет в ближайшие дни или недели, и нет никакой надежды, что за короткое время в медицине появятся средства, излечивающие данную болезнь.
Отсутствие хотя бы одного из этих условий должно исключать эвтаназию, а больной должен быть подвергнут радикальному или симптоматическому лечению.

Религиозный аспект проблемы эвтаназии

Католицизм запрещает эвтаназию во всех видах и всякая медицинская помощь должна быть направлена на сохранение жизни.
Мусульманство также требует от медицинских работников борьбы за сохранение жизни пациентов до самой последней минуты, категорически отвергая возможность эвтаназии.
Буддизм отрицает активную эвтаназию, а также искусственное продолжение жизни, когда без медицинской аппаратуры и интенсивной терапии могла бы наступить смерть.
Иудаизм отрицает эвтаназию, даже если об этом имеется соответствующая просьба больного. В то же время по вопросу относительно того, когда прекращать реанимационные мероприятия, мнения ведущих религиозных общин расходятся. Ортодоксальные раввины считают, что нужно поддерживать жизнь любой ценой, неортодоксальные – что в ряде случаев можно дать возможность свободно умереть, если продолжение жизни связано с существенными физическими страданиями, которые не могут прекратиться. Во всех случаях врач должен бороться за жизнь до последнего вдоха. Лечение при невозможности полного физического выздоровления должно быть направлено на уменьшение страданий больного .

Этико-правовой аспект проблемы эвтаназии

Этические проблемы паллиативной помощи

Таким образом, этической нормой провозглашено оказывать медицинскую помощь умирающему больному в соответствии с их интересами, что означает оказание ее в разумных пределах, не препятствуя естественным процессам жизни и смерти. Продление жизни терминального больного при помощи современных реанимационных средств признано не благом для больного, а вредом. Если медицина не может избавить человека от смерти и процесс умирания уже начался, то негуманно его затягивать при помощи современных медицинских технологий.
Основываясь на положениях отечественных и международных этико-правовых документов можно в обобщенном виде выделить следующие этические нормы деятельности медработников по оказанию медицинской помощи умирающим и находящимся в критическом состоянии больным:
1. медработник должен облегчать страдания умирающего всеми доступными и разрешенными способами, независимо от медицинского прогноза исхода болезни;
2. медработник не должен прекращать лечебных действий у постели умирающего больного до тех пор, пока пациент добровольно не выразит своего компетентного информированного решения о прекращении проведения у него активной лечебной терапии и перехода на паллиативную помощь или отказ от лечения вообще. Пациент не только должен получить полную, достоверную информацию о своем заболевании, проводимом лечении и вероятном прогнозе в доступной для него форме, но он должен и психологически принять факт приближающейся смерти. Пациент имеет право использовать оставшееся время своей жизни по своему усмотрению (подвести итог в своих делах, изменить режим питания, отказаться от какого-то вида лечения и т.д.);
3. изменения в тактике лечения могут проводиться без согласия пациента только в том случае, если он находится в коматозном, персистирующем вегетативном состоянии или имеет такие изменения психики, которые не позволяют ему принимать самостоятельные компетентные решения.
Паллиативная помощь является реальной альтернативой эвтаназии для неизлечимых больных, находящихся в терминальной стадии заболевания и испытывающих страдания. В зарубежных странах широко распространена такая форма паллиативной помощи больным как хоспис, которая начинает распространяться и в нашей стране.
Хоспис – это медико-социальное учреждение, в котором больным, находящимся в терминальной стадии заболевания оказывается не только паллиативная медицинская помощь, но и создаются комфортные социальные и психологические условия жизни. В хосписе обеспечивается достойное завершение жизненного пути человека, которое предполагает максимальное удовлетворение его физических, социальных, психологических и духовных потребностей.

При оказании медико-социальной и психологической помощи терминальным больным исходят из того, что у них имеются следующие проблемы: физические страдания, обусловленные заболеванием; социальные, связанные с потерей работы, изменением социальных ролей, возникновением зависимости от окружающих; психологические – депрессия, страх, отчаяние, неопределенность, чувство вины (перед родственниками, окружающими); экзистенциальные – переоценка жизненных ценностей, смысла жизни и др.
В.Зорза, которого по праву можно считать одним из основоположников дела организации хосписов во всем мире, считал хоспис альтернативой эвтаназии, настаивал на строго территориальном принципе их работы, поскольку люди мучительно умирают от неизлечимых болезней везде, на бесплатности их услуг для больных. Он считал, что хоспис должен не просто облегчать смерть, а обеспечить возможность достойно жить до самого конца.
В США был проведен опрос 988 тяжелых больных, находящихся дома или в больницах. 60% из них поначалу высказали желание подвергнуться эвтаназии, однако, когда их поместили в хосписы со сносными условиями жизни, этот процент упал до 10 . Данные этого опроса подтверждают мнение о том, что желание умереть у больных с тяжелыми, причиняющими страдания, неизлечимыми заболеваниями, связано с отказом от именно такой жизни, а не от жизни вообще. Поэтому единственной альтернативой эвтаназии является организация хосписов и предоставление качественной паллиативной помощи, хотя этико-философские основания современной паллиативной медицины являются по ряду вопросов спорными.
________________________
© Жарова Марина Николаевна

Читайте также: