История тележурналистики в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

ХХ век, переполненный событиями от края до края, славится своей значимостью в истории человечества. Его ознаменовали революции, что снесли все предыдущие устои, смерти миллионов, удивительное и такое ожидаемое крушение империй, общественные движения, которые заявили о себе, ужасающие катастрофы, повлиявшие на весь мир, и неизбежные кризисы.

Журналистика как укоренившийся в жизни людей социальный институт не стояла в стороне от ежедневно происходивших изменений, а напротив — активно способствовала их воплощению в действительность. Развиваясь и обретая все новые структурные звенья, СМИ охватили собой мировое пространство. И чем выше становился уровень развития общества, тем больше становилось их влияние.

Происходившие процессы нашли проявления в журналистике России. В политическом плане страна изменялась в течение столетия, как ни одна другая. С современной точки зрения мы можем понаблюдать, как отразилась советская власть (от социалистической революции до отказа от коммунистических иллюзий) на печати, радио и телевизионной журналистике.

1917-1925

Печать


Для примера назовем представителей двух ведущих направлений СМИ:

Радио


Итоги периода

Окончательно разгромив белую армию, советское правительство задумалось о создании однопартийной системы печати. В связи с этим была создана и утверждена госсеть газет в январе 1922 г., в нее входили 232 газеты, по три издания в каждой губернии. Было решено сделать обязательной подписку на партийную газету каждому коммунисту.


Несмотря на жесткий политический прессинг СМИ, медиасистема развивалась стремительно. Было создано Российское Телеграфное Агенство, под его эгидой появлялись новые жанры (радиогазета, стенная газета) и передачи.

1926-1940

Печать

За следующие 15 лет советской власти бурный рост показала печать. Если в 1926 году насчитывалось около 2000 изданий, то к 1940 их было уже около 9000! Однако контроль за СМИ тоже набирал обороты. Теперь уже никто не сомневался в том, что главной функцией печати в СССР было идеологическое воспитание трудящихся. В прессе не было и намека на инакомыслие, а все попытки хоть как-то проявить его пресекались довольно оперативно.

Телевидение


После освоения радио, люди задумались о приручении телевидения. Передачу изображения на расстояние без проводов готовили еще с 1924 года, но только 15 ноября 1934 г. провели первую в Советском союзе телепередачу. А ежедневные трансляции из телецентра в Москве на Шаболовке начались с 5 октября 1938 г.

Радио

К 1940 году радиогазеты стали популярным жанром. Их было в эфире уже около 300. Рекордными темпами росло количество радиоточек: их было уже около 5 млн к началу Великой Отечественной войны. Именно они помогали правительству держать связь с народом на оккупированных территориях.

Появление возможности радиозаписи в 1930 году существенно разнообразило репертуар передач и упростило работу над созданием полноценной сетки радиовещания.

Итоги периода

Новые технологии, используемые СМИ, сделали советскую пропаганду на порядок эффективнее. И вот, к концу 1930-х гг. публицистика становится не только частью культурной жизни общества, но и опасным инструментом административно-командной системы, которая помогала решать политические задачи. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны.

Особенно большое значение журналистика стала приобретать в это время, потому что с каждым днем все очевиднее становилась возможность инвазии. В итоге случился прирост количества газет, к 1940 году их уже было девять тысяч, учитывая то, что переводных изданий было две с половиной тысячи. Радиовещание тоже не переводило дух – передачи теперь готовились и для зарубежных слушателей. А телевизионные центры были построены еще в Ленинграде и Киеве.

8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанции, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек — таков размах системы СМИ в СССР к 1938 году.

1941-1945

Печать

В ответ на новость о начале Великой Отечественной войны через десять дней в газетах центра и Всезоюзном радио появились военные разделы. Журналистика должна была проводить разоблачение коварных, бесчеловечных замыслов врага, поднимая боевой дух народа.

С каждым годом росла роль партизанской и подпольной прессы – за четыре года количество подобных изданий приумножилось больше, чем в 13 раз. До октября 1948 г. предпринимались попытки печатать газеты для солдат и офицеров немецкой армии, но потом их заменили листовки, прокламации, воззвания, обращения, плакаты и т.д.

Радио

Конечно, главная роль в военной журналистике того периода принадлежала радио. Голосом главного диктора страны, Юрия Левитана, с народом говорил сам И. Сталин. Такой личный и прямой контакт с Москвой воодушевлял солдат и офицеров. Люди с оккупированных территорий искали в эти трансляциях надежду на скорое освобождение и находили ее.

Итоги периода

Особый успех имели специализированные издания для определенных военных подразделений. Свои СМИ имели флот, авиация, пехота и т.д.

Все это позволило развеять миф об устрашающей непобедимости фашисткой армии. Главная задача идеологической работы состояла в том, чтобы каждый советский человек понял вес личной ответственности за судьбу всего его отечества и внес свой максимальный вклад в общую борьбу против захватчиков.

1946-1956

Радио и телевидение

7 мая 1945 г. в СССР впервые отмечался День радио. Торжественно идет трансляция телепередачи после длительного перерыва в тот же день, а уже 15 декабря 1945 года начинаются регулярные (первые в Европе) передачи телепрограмм.


советская цензура

Печать

Итоги периода

Главной тенденцией советской журналистики того периода можно назвать неправдоподобность. Авторы всячески ретушировали неприглядную действительность послевоенного десятилетия. Люди совершали чудеса и прорывы, жизнь била ключом, но только на бумаге. На деле реальность и журналистику разделяла гигантская идеологическая пропасть.

1957-1986


Телевидение и радио

Примерно в то же время идет развитие телевизионных центров – появляется вторая программа Центрального телевидения с февраля 1956 года, а в январе 1982 года ее преобразовали в общесоюзную.

  1. Первая общесоюзная программа – информационная, общественно-политическая, культурно-образовательная, художественная, оперативная – имела четыре дубля, позволяющих жителям различных часовых поясов смотреть передачи в удобное для них время.
  2. Вторая общесоюзная программа – культурно-просветительская – ориентировалась на литературно-драматические, музыкальные, региональные передачи и программы стран Восточной Европы.

Кроме того, были Московская и Учебная программы. Всесоюзное радио насчитывало пять программ, каждая из которых имела свою специфику: первая – общественно-политическая, вторая – информационно-музыкальная, третья – литературно-музыкальная, четвертая – музыкальная, пятая адресована гражданам страны, находящимся за ее пределами (морякам, рыбакам, полярникам).

Стране требовались новые квалифицированные кадры, поэтому 24 факультета госуниверситетов поставляли новых журналистов, а в 1959 году в МГУ создали отделение радиовещания и телевидения.

Печать


Но вкус свободы, память о котором осталась на языках деятелей культуры страны, дал неожиданный результат. 5 декабря 1965 г. в Москве, на Пушкинской площади, прошла первая демонстрация протеста. Эта дата считается началом нового, диссидентского движения. В последующие годы инакомыслящих немилосердно высылали за пределы страны или сажали в тюрьмы. И вновь, как и раньше, зарубежье стало играть роль оппозиции существовавшему в СССР политическому строю. Стало актуально искать новые угрозы на Западе и обличать гниение западной цивилизации.

→ Остававшиеся в официальных государственно-партийных изданиях журналисты искали возможность обойти цензуру, чтобы рассказывать о том, что волнует страну. Советская публицистика оставалась гражданственной, яркой и многообразной, несмотря на усилившееся идеологическое давление. Статьи и очерки А.А. Аграновского, В.М. Пескова, И.П. Руденко, Я.К. Голованова, Ю.А. Жукова заставляли задуматься над тем, что и как показывают журналисты.

Итоги периода


В середине 1980-х гг. обнаружились первые плоды работы многих поколений диссидентов. Поворот политики страны к демократичной гласности – процесс закономерный. На первый план в СМИ выступили задачи правдивого профессионального отражения действительности. Постепенно в печати стали появляться ранее табуированные темы. Выходили запрещенные книги, обсуждались исторические события, о которых ранее нельзя было даже думать. Горбачев вводил послабления постепенно, но процесс гласности был встречен журналистами с большим энтузиазмом. Стали появляться новые СМИ.

1987-1991

Система СМИ в эпоху Перестройки

Общие выводы

В советское время журналистикой пользовались вдоль и поперек: для агитации, для пропаганды, для поднятия боевого духа и деморализации противника, и гораздо реже для того, чтобы помочь гражданам взглянуть на действительность безо всяких прикрас. Благодаря этому опыту, мы можем сделать вывод, становление советской журналистики протекало в тесной связи с развитием партии КПСС и ее внутриполитического курса. Система СМИ не имела самостоятельности и была полностью контролируема правительством. Главной функцией советской журналистики была идеологическая. Она воспитывала в людях уважение и даже восхищение перед властью и маскировала ее проблемы. В таком законсервированном виде она просуществовала вплоть до развала СССР, но она же и ускорила этот исторический процесс. Когда гласность и свобода слова стали основами работы СМИ, ни о какой закрытости уже не могло быть и речи.

Первая передача малострочного телевидения из Москвы. Первая внестудийная телевизионная передача в Москве. Попытки ведения публицистического телерепортажа в 1952-1953 годах. Процесс становления телевизионной информации. Телевидение в переходный период.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.04.2009
Размер файла 19,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Российский университет дружбы народов

Филологический факультет

Реферат на тему:

История телевизионной журналистики в России

Содержание

1. Вещание 30 - 40-х годов

2. Вещание 50 - 70-х годов

3. Телевидение в переходный период

Список используемой литературы

Идея о видении на расстоянии возникла на заре человечества. Об этом свидетельствуют сказки Шахерезады или сказка о спящей царевне и семи богатырях, о позднее - сочинения Ж. Верна, Д. Лондона или А. Куприна. Но прошли века и века, прежде чем прогресс науки, техники и культуры создал возможности для воплощения в реальность древней как мир мечты - видеть на расстоянии.

На протяжении последних четырех столетий медиасистемы развивались под воздействием изменений, которые претерпевала аудитория и ее способы потребления информации. Эти способы в соответствии с методами и привычками в использовании средств информации можно разделить на четыре категории: индивидуальную - в 17-19 веках - чтение газет и журналов в соответствии с личными вкусами дома за утренним кофе или за ужином, в кафе или конторах; индивидуальную и коллективную - в первой половине 20го века - к чтению по утрам и вечерам выбранных изданий добавились регулярные посещения кинотеатров для просмотра фильмов и хроники и прослушивания радио.

Во второй половине 20го века семейный просмотр телевидения по вечерам оказывается доминирующим способом потребления медиапродукции Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990 - 2004. - М.:Изд-во Моск.ун-та, 2004. . Вместо прессы, до определенной степени ориентированной на индивидуальные вкусы, телевидение нацелилось на массовую аудиторию, массовое потребление, тем самым создавая массовую культуру и внося свой вклад в создание массового общества.

Таким образом, в полном соответствии с латинской пословицей veni, vidi, vici телевидение пришло, запустило телешоу и на время завладело вниманием публики и рекламодателей. Оно завоевало себе аудиторию на глобальном, региональном и местном уровнях, в определенной степени стали символом XX столетия и общества массового потребления.

В данной работе будет рассмотрена история развития отечественного телевидения, отечественной российской журналистики и более подробно следующие этапы ее становления:

§ Вещание 30 - 40-х годов

§ Вещание 50 - 70-х годов

§ Телевидение в переходный период

1. Вещание 30 - 40-х годов

1 мая 1932 года по телевидению был показан небольшой фильм, снятый утром этого дня на Пушкинской площади, на Тверской и на Красной площади. Интересно отметить, что фильм был звуковой: были записаны (на кинопленку) голоса диктаторов, которые вели в это утро радиопередачу о празднике. В октябре 1932 года телевидение показало фильм об открытии Днепрогэса: разумеется, показ состоялся лишь через несколько дней после события.

Малострочное телевидение, в силу ограниченности аудитории, не было способно выполнять серьезные общественные функции; единственная его функция состояла в распространении в обществе идеи возможности видеть на расстоянии.

Первая передача малострочного телевидения из Москвы - уже не экспериментального, а регулярного - состоялась 15 ноября 1934 года. Длилась она 25 минут и представляла собой эстрадный концерт. Основы малострочной телевизионной программы были эстрада и фрагменты театральных (по преимуществу балетных и оперных спектаклей).

А в Ленинграде регулярное телевизионное вещание началось летом 1938 года. В тот начальный период важно было определить направление развития телевидения. Для людей, пришедших главным образом из театра и радио, телевидение было чем-то совершенно новым, неизведанным и загадочным. Но они уже тогда увидели в нем не аттракцион и не только средство развлечения, но и агитатора, культпросветчика. Об этом говорят программы передач тех лет.

Опытный ленинградских телецентр готовил не только собственные передачи, но обращался и к спектаклям театров.

Первая большая общественно-политическая передача состоялась 11 ноября 1939 года; она была посвящена 20-летию Первой Конной армии.

Программа Ленинградского и Московского телевидения в предвоенные годы носили экспериментальный характер. Происходившие в этот период поиски телевизионных форм и средств выражения оказались важными и плодотворными для всего дальнейшего процесса становления отечественного телевидения.

2. Вещание 50 - 70-х годов

Первые послевоенные годы (1945-1948) не принесли в телевизионное вещание ничего принципиально нового по сравнению с предвоенными.

Передачи велись сначала два раза в неделю по два часа, с 1949 г. - три раза в неделю, ас 1950 - через день. И лишь с октября 1956 г. телевизионное вещание в Ленинграде стало ежедневным; московское телевидение перешло на вещание без выходных дней в январе 1955 г.

В Ленинграде с мая 1948 г. начала действовать в экспериментальном порядке передвижная телевизионная станция (ПТС); ее обслуживали инженеры завода-изготовителя.

Московский телецентр получил передвижную станцию в июне 1949 г. Появление ПТС в советском телевидении означало нечто гораздо большее, чем очередное техническое усовершенствование - возникла возможность принципиального видоизменения телевизионных программ.

Первые попытки ведения публицистического телерепортажа были предприняты в 1952-1953 гг. Передачи из Центрального Дома работников искусств и с промышленных выставок, развернутых тогда в Центральном парке культуры и отдыха, можно считать началом освоения телевидением достижений репортажного радиовещания и кинематографа.

22 марта 1951 г. Постановлением Совета Министров СССР была создана (в составе Всесоюзного комитета по радиоинформации) Центральная студия телевидения, впоследствии превратившаяся в Центральное телевидение СССР.

Структура ЦСТ предусматривала следующие подразделения: редакция литературно-драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания и, наконец, общественно-политическая редакция. Впоследствии (в 1954 г.) были созданы киноредакция, редакции научно-пoпулярных, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных передач.

В новые редакции в 1954 г. пришли работать - впервые в практике телевидения - журналисты. Они принесли в телевидение опыт прессы и радиовещания. Телевизионным журналистам предстояло овладеть всем арсеналом выразительных средств телевидения, в то время еще не познанным; нужно было научиться отражать действительность не с помощью одного только слова, но - в звукозрительных образах.

1 мая 1956 г. был впервые проведен телевизионный репортаж о параде и демонстрации на Красной площади. Однако окончательно и бесповоротно оперативный событийный репортаж завоевал права гражданства в советском телевидении в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве с 28 июля по 11 августа 1957 г.

В конце 50-х годов телевидение стало все шире пользоваться репортажем не только как жанром, но и как методом отражения действительности, позволяющим наиболее полно использовать специфические качества языка телеэкрана, языка движущихся изображений, сочетаемых со звуком.

В 60-е годы материально-техническая база телеинформации укрепляется: редакции оборудуются телетайпами (ТАСС и иностранных агентств), растет сеть собственных корреспондентов-кинооператоров, кинопроизводство оснащается новой съемочной, лабораторной и осветительной техникой. Телевизионная служба новостей стала успешно конкурировать с выпусками кинохроники - в смысле актуальности, и в смысле представительности экранной информации.

3. Телевидение в переходный период

Гласность, закон о печати, отмена цензуры, вся совокупность политических перемен, происшедших в нашем отечестве, раскрепостили телевизионных журналистов.

Телевидение внесло существенный вклад в развал социалистического строя, обрушив на зрителя небывалое количество разоблачительных, предельно откровенных материалов.

С конца 90-х и по настоящее время журналистика в России переживает переходный период не только в связи с переходом к рынку, демократии, но и в контексте глобальных изменений в средствах массовой информации.

Телевидение в России вновь приобретает пропагандистский характер. Интересно, что наряду с московскими телевизионными компаниями возникают местные сети, которые пытаются объединить местные компании и создать общероссийскую сеть.

Изучение журналистики переходного периода - черезвычайно интересная сфера, она очень сложна, поскольку включает как наши национальные, индивидуальные российские особенности, так и тенденции глобальной интернетизации СМИ.

Заключение

В любом случае, неизменным останется одно - востребованность в настоящих профессионалов ТВ - журналистов, владеющих основами аудиовизуальной культуры, некоторыми режиссерскими и продюсерскими навыками.

Список используемой литературы

1. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990 - 2004. - М.:Изд-во Моск.ун-та, 2004.

Подобные документы

История детской телевизионной журналистики. Анализ каналов Карусель", "Дисней", "Никелодеон". Сравнительная характеристика телепередач и рекламы на детском российском и зарубежном телевидении. Результаты анкетных опросов аудитории детей и взрослых.

курсовая работа [150,7 K], добавлен 06.09.2016

Обзор жанров телевизионной информации и их использования в сценарной работе. Изучение понятия телевизионной публицистической программы. Характеристика основных средств создания публицистического сценария. Анализ композиции документального произведения.

курсовая работа [54,7 K], добавлен 09.10.2012

Возникновение коммерческого телевидения. Первая попытка производства в Беларуси телевизионной программы при вложении денег частной компании. Количество коммерческих СМИ. Коммерческое вещание в современных условиях. Структура коммерческой телекомпании.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 09.04.2011

Дискурс, его применение в современной лингвистике. Современная телевизионная подача информации. Классификация телевизионной рекламы. Анализ современной отечественной телевизионной рекламы на примере экспертного дискурса в рекламе продуктов питания.

курсовая работа [53,6 K], добавлен 17.03.2015

Технологии распространения телесигнала. Особенности телевидения как рекламоносителя. Особенности телевизионной рекламы, ее преимущества и недостатки. Совокупные рейтинговые пункты. Приобретение телевизионного времени. Зрительская аудитория телевидения.

реферат [30,3 K], добавлен 29.06.2015

История становления ВВС, решения на уровне менеджмента, технологий, позволившие вывести организацию общественного вещания на уровень всемирной телевизионной сети. Технический прогресс и обострение конкуренции. Трансляция передач по кабельным сетям.

реферат [49,8 K], добавлен 13.06.2012

Теоретические основы исследования общественного телевидения, его значение как важного компонента демократии. Отдельные элементы общественного телевидения РФ в разных аспектах: как системы и как информационной телевизионной единицы. Опыт зарубежных стран.

Глава 3 история тележурналистики в россии технические предпосылки: Телевизионная журналистика, Г.В. Кузнецов, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В учебнике рассматриваются специфика и общественные функции телевидения, его место в системе средств массовой информации, изобразительно-выразительные средства, перспективы, открывающиеся с развитием кабельных сетей, .

Глава 3 история тележурналистики в россии технические предпосылки

Подобно тому как воплощенная в мифе об Икаре мысль о полете человека возникла за тысячи лет до появления аэроплана, идея о видении на расстоянии возникла на заре человечества. Об этом свидетельствуют сказки Шахерезады или сказка о спящей царевне и семи богатырях, а позднее сочинения Ж. Верна, Д. Лондона или А. Куприна, где, глядя в волшебное зеркало или на волшебный камень, видят здесь то, что происходит там, причем сейчас. Но прошли века и века, прежде чем прогресс науки, техники и культуры создал возможности для воплощения в реальность древней как мир мечты видеть на расстоянии.

Английский физик Д. Максвелл предположил существование в природе электромагнитных колебаний и вывел свое знаменитое уравнение, фигурирующее ныне во всех учебниках физики. Однако стройная теория электричества, магнетизма и света, содержащаяся в формуле Максвелла, оставалась неподтвержденной, пока немецкий физик Г. Герц экспериментально не доказал существование предсказанных Максвеллом электромагнитных колебаний. Герц по праву вошел в число ученых, чье имя стало научным термином и пишется теперь с маленькой буквы, подобно именам Вольта, Ампера, Гаусса и других великих.

Преподаватель минного офицерского класса в Кронштадте А. С. Попов и одновременно с ним итальянский изобретатель Г. Маркони заставили служить человечеству электромагнитные колебания, открытые Герцем: они независимо друг от друга изобрели радио.

История изобретения и развития техники кино широко известна. Скажем только, что авторы этого изобретения французы Луи и Огюст Люмьеры и что датируется оно 1895 г., как и изобретение радио.

Но еще до того, как были изобретены радио и кино, в разных странах, в том числе и в России, предпринимались попытки передать изображение на расстояние по проводам. Попытки эти не привели к реальным результатам, но идея была высказана. В 1880 г. П. И. Бахметьев предложил схему, теоретически вполне реальную: для передачи на расстояние изображения его следует предварительно разложить на отдельные элементы, передать их, а затем снова собрать эти элементы в цельное изображение.

Опираясь на это открытие, преподаватель Петербургского технологического института Б. Л. Розинг в 1907 г. предложил (и запатентовал в России и за границей) принцип, который сохранен в действующих и сейчас телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном). Телеэкран сегодня это не что иное, как дно катодной трубки.

Малострочное телевидение (с диском Нипкова) обладало той особенностью, что передачи его велись на длинных и средних радиоволнах, т. е. зона действия телецентра была практически неограничена передачи из Москвы принимали и в Петропавловске и в Берлине. Но крохотные размеры экрана должны были такими и оставаться. Если увеличить экран до размера хотя бы 9x12 см, диск должен иметь диаметр в несколько метров. Развитие малострочного телевидения вело в безнадежный тупик. Электронное же телевидение, дающее возможность получить четкое изображение большого размера, имеет другое ограничение зоны приема. Телевизионное изображение для передачи разлагается на очень большое количество элементов и поэтому требует широкой полосы частот настолько широкой, что весь длиннои средневолновый диапазон оказался бы занят телевидением, т. е. стало бы невозможным радиовещание. Поэтому телевизионный сигнал передается на ультракоротких волнах, в диапазоне короче 10 метров; волны этого диапазона распространяются прямолинейно, как световые. Иначе говоря, они не могут огибать выпуклость земного шара, ограничены зоной прямой видимости. При высоте антенны передатчика 120-150 метров зона приема имеет радиус в 40-50 км. Таким образом, покрыть вещанием значительную территорию можно, либо построив большое количество передающих телецентров, либо подняв антенны передатчиков на космическую высоту. На практике используется комбинация того и другого.

Во второй половине 50-х годов в СССР развернулось сооружение телевизионных кабельных линий; первые из них соединили Москву с Калинином и Ленинград с Таллином. 14 апреля 1961 г. Москва встречала Юрия Гагарина, и встреча эта передавалась по линии Москва Ленинград Таллин и (через 80-километровую морскую гладь) в Хельсинки. К этому времени Финляндия была связана кабельными линиями трансляции с Европой, где густая кабельная сеть существовала с 50-х годов. Таким образом, вся Европа смогла увидеть прямой репортаж о замечательном событии.

Бурное строительство линий наземной трансляции в 60-е годы привело к тому, что Московское телевидение стало действительно центральным его передачи принимались в столицах и крупных городах всего Союза. Наряду с кабельными линиями быстро росла сеть линий радиорелейной связи, несравненно более дешевой, так как сигнал здесь передается на расстояние по эфиру от одной небольшой вышки к другой.

Подобно тому как воплощенная в мифе об Икаре мысль о полете человека возникла за тысячи лет до появления аэроплана, идея о видении на расстоянии возникла на заре человечества. Об этом свидетельствуют сказки Шахерезады или сказка о спящей царевне и семи богатырях, а позднее – сочинения Ж. Верна, Д. Лондона или А. Куприна, где, глядя в волшебное зеркало или на волшебный камень, видят здесь то, что происходит там, причем сейчас. Но прошли века и века, прежде чем прогресс науки, техники и культуры создал возможности для воплощения в реальность древней как мир мечты – видеть на расстоянии.

Английский физик Д. Максвелл предположил существование в природе электромагнитных колебаний и вывел свое знаменитое уравнение, фигурирующее ныне во всех учебниках физики. Однако стройная теория электричества, магнетизма и света, содержащаяся в формуле Максвелла, оставалась неподтвержденной, пока немецкий физик Г. Герц экспериментально не доказал существование предсказанных Максвеллом электромагнитных колебаний. Герц по праву вошел в число ученых, чье имя стало научным термином и пишется теперь с маленькой буквы, подобно именам Вольта, Ампера, Гаусса и других великих.

Преподаватель минного офицерского класса в Кронштадте А. С. Попов и одновременно с ним итальянский изобретатель Г. Маркони заставили служить человечеству электромагнитные колебания, открытые Герцем: они независимо друг от друга изобрели радио.

История изобретения и развития техники кино широко известна. Скажем только, что авторы этого изобретения – французы Луи и Огюст Люмьеры и что датируется оно 1895 г., как и изобретение радио.

Но еще до того, как были изобретены радио и кино, в разных странах, в том числе и в России, предпринимались попытки передать изображение на расстояние по проводам. Попытки эти не привели к реальным результатам, но идея была высказана. В 1880 г. П. И. Бахметьев предложил схему, теоретически вполне реальную: для передачи на расстояние изображения его следует предварительно разложить на отдельные элементы, передать их, а затем снова собрать эти элементы в цельное изображение.

Опираясь на это открытие, преподаватель Петербургского технологического института Б. Л. Розинг в 1907 г. предложил (и запатентовал в России и за границей) принцип, который сохранен в действующих и сейчас телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном). Телеэкран сегодня – это не что иное, как дно катодной трубки.

Малострочное телевидение (с диском Нипкова) обладало той особенностью, что передачи его велись на длинных и средних радиоволнах, т. е. зона действия телецентра была практически неограниченна – передачи из Москвы принимали и в Петропавловске и в Берлине. Но крохотные размеры экрана должны были такими и оставаться. Если увеличить экран до размера хотя бы 9x12 см, диск должен иметь диаметр в несколько метров. Развитие малострочного телевидения вело в безнадежный тупик. Электронное же телевидение, дающее возможность получить четкое изображение большого размера, имеет другое ограничение – зоны приема. Телевизионное изображение для передачи разлагается на очень большое количество элементов и поэтому требует широкой полосы частот – настолько широкой, что весь длинно – и средневолновый диапазон оказался бы занят телевидением, т. е. стало бы невозможным радиовещание. Поэтому телевизионный сигнал передается на ультракоротких волнах, в диапазоне короче 10 метров; волны этого диапазона распространяются прямолинейно, как световые. Иначе говоря, они не могут огибать выпуклость земного шара, ограничены зоной прямой видимости. При высоте антенны передатчика 120–150 метров зона приема имеет радиус в 40–50 км. Таким образом, покрыть вещанием значительную территорию можно, либо построив большое количество передающих телецентров, либо подняв антенны передатчиков на космическую высоту. На практике используется комбинация того и другого.

Во второй половине 50-х годов в СССР развернулось сооружение телевизионных кабельных линий; первые из них соединили Москву с Калинином и Ленинград с Таллином. 14 апреля 1961 г. Москва встречала Юрия Гагарина, и встреча эта передавалась по линии Москва – Ленинград – Таллин и (через 80-километровую морскую гладь) в Хельсинки. К этому времени Финляндия была связана кабельными линиями трансляции с Европой, где густая кабельная сеть существовала с 50-х годов. Таким образом, вся Европа смогла увидеть прямой репортаж о замечательном событии.

Бурное строительство линий наземной трансляции в 60-е годы привело к тому, что Московское телевидение стало действительно центральным – его передачи принимались в столицах и крупных городах всего Союза. Наряду с кабельными линиями быстро росла сеть линий радиорелейной связи, несравненно более дешевой, так как сигнал здесь передается на расстояние по эфиру – от одной небольшой вышки к другой.

Появление массового телевидения как одно из ключевых мировых событий XX в.Постепенное формирование телевизионной культуры, наработка системы жанров, создание архивов программ, появление профессиональных тележурналистов и ведущих.Превращение во второй половине XX в. телевидения в массовое явление.

Основные этапы развития тележурналистики в России. Экспериментальное вещание 1930-40-х гг. Начало регулярного вещания Центрального телевидения СССР (1939 г.).

Послевоенная тележурналистика.Появление первой журналистской редакции на телевидении (1954 г.), развитие широкого спектра жанров, синтеза кино и информационных жанров.

Тележурналистика в 2000-е гг.:региональное телевидение, конвергенция СМИ, выход телевидения в Интернет,уменьшение количества программ в прямом эфире, ограничение тем и реальных медийных лиц, увеличение развлекательного контента, развитие собственного производства фильмов и сериалов. Технологичность, интерактивность, интеграция телевидения и Интернета как главные тенденции развития современного телевидения. Телевизор не только как приемник телеконтента, но и многофункциональное устройство.

История развития телевидения как стремление к мировому господству. Телевидение и его ниша в современной культуре.Известные тележурналисты России и мира.

Разъяснение в Законе основных понятий, используемых в медиасфере: массовая информация, СМИ, продукт СМИ, распространение продукции, специализированное СМИ, редакция СМИ, журналист.

Виды деятельности СМИ и отдельного журналиста, которые не подлежат ограничениям: получение, распространение и поиск массовой информации; владение, распоряжение, учреждение и пользование СМИ; приобретение, изготовление, эксплуатация и хранение технического оборудования и устройств, материалов и сырья, которые предназначены для распространения и производства медиа-продуктов.

Запрет на осуществление скрытых вставок, применение технических приемов и способов распространения сведений в радио-, видео-, теле-, кинопрограммах, художественных и документальных фильмах, компьютерных информационных файлах, программах по обработке текстов, относящихся к специальным медиа-средствам, которые могут воздействовать на подсознание граждан или сказываться негативно на состоянии их здоровья.

Запрет на освещение приемов изготовления и применения, указаниена места приобретения запрещенных средств (наркотических, психотропных) и их аналогов, пропаганду каких-либо преимуществ использования тех или иных соединений, предоставление иных сведений, не подлежащих раскрытию в соответствии с Федеральным законодательством.

Случаи, когда на практике допускаются различные отклонения от буквы закона, связанные как с соблюдением прав, так и выполнением обязанностей журналиста. Примеры ситуаций, в которых журналистов, несмотря на наличие права на получение информации, не допускают к выполнению ими профессиональных обязанностей. Случаи, когда выполнение некоторых требований Закона ведет к отсутствию возможности получения нужных журналисту сведений. Примеры, в которых следование букве Закона может вступать в противоречие с выполнением обязанностей журналиста. Способы, которые используют журналисты, чтобы разрешить сложную с точки зрения Закона ситуацию.

Читайте также: