Проблема идентичности в концепции э эриксона кратко

Обновлено: 07.07.2024

Под личностной идентичностью Эриксон понимает субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека.

Являясь жизненным стержнем личности и главным индикатором ее психосоциального равновесия, личностная идентичность означает:

а) внутреннее тождество субъекта в процессе восприятия им внешнего мира, ощущение устойчивости и непрерывности своего Я во времени и пространстве;

б) включенность этого Я в некоторую человеческую общность, тождество личного и социально-принятого типов мировоззрения.

32. Характеристика статусов идентичности (Дж.Марсиа)

Дж. Марсия обратился к рассмотрению идентичности как гипотетической психологической структуры, которая проявляет себя феноменологически черезпаттерны решения индивидом проблем. Им были выделены два критерия, согласно которым становится понятно, прошел ли испытуемый кризис идентичности или нет.Критерий принятия–непринятия обязательств и исследования альтернатив, предшествующего выработке обязательств.

На пересечении этих двух критериев были описаны четыре статуса идентичности:

Диффузнаяидентичность (Identity Diffusion)– это отсутствие связной, определенной идентичности: ни поиск, ни выбор решения индивидом не осуществлялись.

Наконец, достигнутая идентичность(Identity Achievement) характеризуется самостоятельно осуществленным активным поиском решения проблемы и принятием такого решения. Лица с достигнутой (или иначе, в терминологии Дж. Марсии, сконструи-

рованной) идентичностью имеют собственные, отличные от родительских, планы на будущее. Эти планы при необходимости могут быть пересмотрены, поскольку, с точки зрения людей с достигнутой идентичностью, будущее существует для самореализации, а не для достижения идеалов, заданных заранее кем-то другим.

Человек в своей жизни проходит определенные фазы развития (эпигенетический принцип). Концепция Эрика Эриксона. Клиническая психология; учебно-теоретический материал.

Кризис развития идентичности (характеристики, источники)

Идентичность — это тождественность человека самому себе или твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя. Это субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности (Э.Эриксон). Почему важно изучение проблемы идентичности — потому что формирование идентичности младших поколений лежит на нашей совести

Характеристика возрастных стадий.

  1. (орально-сенсорная стадия) На первом этапе развития решается вопрос базового доверия или недоверия к миру. Ключевая роль матери в положительном решении задачи возраста. Критерий сформированности доверия к миру — способность ребенка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.
  2. Обретение самостоятельности/ неуверенность в себе (до 4 лет) Негативный вариант в случае, когда взрослые сверхтребовательны/ берут на себя лишнее.
  3. (локомоторно-генитальная/эдипова стадия — 4-6 лет) инициатива/ чувство вины
  4. (6-11 лет) Овладение различными умениями, символиками культуры. Формирование чувства умения и компетенции/ неполноценности. Решающее значение имеет собственное одобрение деятельности.
  5. (11-20 лет) Ключевая для приобретения идентичности. Идентификация я/ смешанная идентичность. Задача стадии — объединение всего, что подросток знает о себе самом как о сыне, школьнике, спортсмене и т.д. в единое целое. Также он должен осмыслить и связать это с прошлым и спроецировать на будущее.
  6. (21-25 лет) Переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности.
  7. (25/50-60 лет) Стадия противоречия между способностью человека к развитию и личностным застоем (медленный регресс личности в процессе обыденной жизни). Награда за овладение способностью к саморазвитию формирование человеческой индивидуальности и неповторимости.
  8. (свыше 60) Обретение покоя/ обречение на безысходное страдание как итог спутанной жизни.

Эпигенетический принцип психического развития. Жизненные циклы.

Смысл эпигенетического (от слова генез) принципа развития заключается в том, что человек в своей жизни проходит определенные фазы развития — последовательность новообразований. Эпигенетический принцип: все, что развивается имеет исходный план развития, в соответствии с которым появляются отдельные части — каждая из которых имеет свое время доминирования — покуда все эти части не составят способного к функционированию целого.

Стадии развития идентичности

Каждая последующая стадия есть потенциальный кризис вследствие радикального изменения перспективы. Кризис — момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций.

Формирующаяся на основании опыта первого года жизни установка по отношению к миру. Базисное недоверие как альтернатива проявляется в форме выраженного отчуждения — не могу поладить с другими — ухожу в себя.

Оральная стадия — рот является фокусом самого первого совместного с матерью подхода к жизни. Первая часть. Инкорпоративная (вбирающая стадия), на которой ребенок берет то, что ему предлагают. Взять в этом случае означает — воспринять то, что дается. Закладываются основы для того, чтобы самому стать дающим. Нарушения в развитии на этой стадии ведут в будущем к нарушению связей с миром в целом, и в особенности со значимыми людьми. Ранняя фрустрация на этой стадии должна быть скомпенсирована. Причем возможна как горизонтальная компенсация, так и лонгитюдная. На оральной стадии окончательно формируются способности добиваться и получать удовольствие в более активной и определенно направленной деятельности.

Вторая часть. Задача брать и удерживать предметы. Кризис этой стадии состоит в совпадении во времени 3 моментов:

  1. Потребность в активном овладении, приобретении и наблюдении, изменение в оральном механизме (появление зубов)
  2. Растущее осознание себя как отдельной персоны
  3. Постепенный отход матери от ребенка, возвращение ее к своим привычным делам.

Потеря привычной материнской любви может вызвать у ребенка депрессию или хроническое состояние печали.

Именно вопреки всем этим переживаниям. Связанным с депривацией, с покинутостью и формирующим чувство базисного недоверия, должно развиться и установиться чувство базисного доверия. Доверие должно сформироваться не только к жизни, но и к самому себе.

В клинической практике мы говорим об оральном характере, когда пациент имеет нерешенные конфликты этой стадии. Оральный пессимизм, инфантильные страхи быть покинутым, голодным, бесполезным. Может сформироваться качество жадности: жесткая потребность брать, хватать, добывать. Вкусовые привычки, самообман, алчность — выражение определенной слабости оральной уверенности. Оральность — это нормальный субстрат любого индивида. Она проявляется в наших зависимостях и ностальгии. Интеграция этой стадии приводит к комбинации веры и реализма, доверчивости и реалистичности.

Степень доверия зависит от качества взаимоотношения ребенка с матерью. Мать должна сочетать тонкую реакцию на потребности младенца и демонстрировать полную уверенность в контексте взаимного доверия их совместного стиля жизни. Мать должна донести до ребенка, что существует определенный глубокий смысл в том, что они делают.

Для каждой стадии характерны: расширяющиеся либидные потребности, раздвигающийся социальный радиус, дифференцирующиеся способности, качественно новое чувство отчужденности, специфическая психологическая сила (например предпочтение доверия недоверию).

Анальная стадия: анальный опыт, появление достаточно сформированного стула и общая координация мускульной системы. Борьба за автономию. Развитие сдерживающего отпускающего модуса.

Фаллическая стадия

Задача индивида на этой стадии — выяснить какой же именно персоной он может стать. Ребенок должен выйти из этой стадии с чувством инициативы, как базисным для реалистического ощущения собственных целей и амбиций. Ребенок должен научиться сочетать дозволенные ему действия с собственными возможностями. На этой стадии наиболее сильное стремление к обучению. В поведении на этой стадии доминирует модус вторжения: вторжение в пространство при помощи активных движений, вхождение в неизвестное при помощи всепоглощающей любознательности.. влезание в уши и головы других людей своими криками и воплями, физическая атака в отношении других людей, первые пугающие мысли о том, чтобы ввести фаллос в женское тело. Эдипов комплекс. На этой стадии появляется модальность делания. Причем у мальчика акцент остается на делании посредством мозговой атаки, а у девочки он может обернуться ловлей посредством агрессивного захвата, или превращения себя в привлекательную и неотразимую особу. Формируются предпосылки мужской и женской инициативы. Просыпается глубинное чувство вины, поселяющее уверенность в совершении каких-то страшных преступлений. Инициатива влечет за собой антиципирующее соперничество (борьба за первенство). Неизбежное и необходимое поражение также ведет к переживанию чувства вины и тревоги.

Феномен стадии — латентная и повальная готовность следовать за любым лидером, выдвигающим цели и предлагающим доблестное достижение этих целей. Вклад стадии — высвобождение детской инициативы и формирование чувства цели.

На этой стадии проявляется стремление наблюдать и имитировать занятия взрослых, а также принимать участие в их занятиях. Ребенок получает первые систематические знания и инструкции. Поглощенность игрой позволяет проникнуть в мир других людей. Происходит овладение социальным опытом через экспериментирование, планирование, взаимодействие с другими. Появляется чувство созидания — ощущение себя способным делать что-либо хорошо — и потребность в уединении для самостоятельного творчества. Освоение сублимации — ребенок учится завоевывать признание посредством производства разных вещей и предметов. Опасность этой стадии — развитие отчуждения от самого себя и от своих задач — хорошо известное чувство неполноценности. Семейная жизнь может не подготовить ребенка к школьной жизни, а школьная жизнь может не оправдать ожиданий предыдущих стадий. Чувство, что все, что ты научился делать хорошо до сих пор, не принимается во внимание в школьной среде. Возрастает значимость социального окружения.

Если ребенок обнаружит что его семейная принадлежность, статус и прочее влияют на отношение к нему окружающих больше, чем его собственные способности, возникает чувство неполноценности. Из-за того, что в образовательной системе как правило только женщины, возникает ощущение, что знание — это чисто женское, а действие — это чисто мужское. Задача педагога — подчеркнуть то, что ребенок МОЖЕТ. Опасность — вероятность, что ребенок за время хождения в школу так и не сможет получить удовольствие от работы. Это стадия решающая в социальном отношении, хотя считается, что наиболее сильные потребности на этой стадии спят. О вальдорском и классическом образовании. Другая опасность стадии — если ребенок начинает воспринимать работу как единственный критерий собственной ценности.

Отрочество

Отрочество характеризуется неустойчивостью эго с одной стороны и большим потенциалом роста с другой.

Люди бывают страшно озабочены тем, что их собственное мнение о себе не совпадает с мнением окружающих, а также тем, что их собственные идеалы не являются общепринятыми. Подросток особенно страстно ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить. Он боится быть обманутым и парадоксально выражает свою потребность в вере громким и циничным неверием.

На этой стадии присутствует смертельная боязнь оказаться слабаком, насильно вовлеченным в такую деятельность, где он будет чувствовать себя объектом насмешек или ощущать неуверенность в своих силах. Как следствие, подросток скорее будет вести себя вызывающе в глазах старших, чем позволит принудить себя к активности, позорной в своих собственных глазах или глазах сверстников. Подросток протестует против любых педантичных ограничений его представлений о себе и может громогласно настаивать на своей виновности даже вопреки собственным интересам. Выбор рода занятий приобретает большее значение, чем вопрос о зарплате и статусе. Стоит молодому человеку почувствовать, что окружение пытается оградить его от важных форм выражения, как он начинает сопротивляться. Переведение пассива в актив может трансформировать симптом в социальное поведение (девочка, ухаживающая за новорожденными телятами).

Отчуждением этой стадии является спутанность идентичности. Для подростка однажды признанным деликвентным самым большим желанием является отказ от старших наставников, представителей судебных органов и т.д. Наиболее часто встречается неспособность установить профессиональную идентичность. Подростки предпринимают попытки прийти к определению собственной идентичности через проекцию своего диффузного я на другого и возможность таким образом увидеть этот образ отраженным и постепенно проясняющимся, поэтому во многом юношеская любовь — это разговор. Прояснения образа можно добиться и деструктивными мерами: обособленность или фанатичная приверженность клану, как временно необходимая защита от чувства потери идентичности.

За идентичностью

За идентичностью — жизнь после отрочества, использование идентичности и возвращение некоторых форм кризиса идентичности на более поздних стадиях жизненного цикла.

Кризис интимности. Юноша, не уверенный в своей идентичности, избегает межличностной интимности или же бросается в беспорядочные интимные контакты без настоящего единения. Межличностные связи становятся весьма стереотипными, что приводит к глубокому чувству изоляции. Неотъемлемой частью интимности является дистанцированность: готовность человека отвергать те силы и тех людей, сущность которых кажется ему опасной. Во взрослом возрасте человек должен прийти к этическому чувству, которое выше убежденности отрочества и морализма детства. Прежде, чем будет достигнут уровень генитальной зрелости, многое в половой любви будет исходить из своекорыстия, голода идентичности, когда каждый из партнеров в действительности старается прийти к самому себе или возникает генитальная битва, где каждый стремиться стать победителем. Отчуждением этой стадии является изоляция — неспособность воспользоваться своим шансом, разделив истинную интимность. Любовь — витальная сила ранней взрослости.


Теория Эриксона делает акцент на том, что помимо инстинктов и потребностей, социокультурная среда, в которой растет человек, оказывает непосредственное воздействие на формирование Эго. Как это происходит? И почему так важно обрести идентичность с собой?

Что такое Эго-идентичность

девушка с зеркалом

Люди, которые тебя окружают, примеры для подражания, культура, социальный контекст, установки, требования, которые к тебе предъявляются обществом или семьей – все это оказывает воздействие на формирование личности.

Целостность значит, что личность развивается, но остается самой собой. Она изменяется, но сохраняет свое постоянство.

Согласно теории Эриксона, Эго – это автономная часть личности, которая постоянно взаимодействует с реальностью с помощью мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания.

Групповая идентичность – соотнесение себя с социумом, в котором ты находишься, считая себя его частью.

Эго-идентичность – это не просто совокупность твоих социальных ролей, это целостный образ, осознание себя. Например, мать – это не просто женщина, которая родила ребенка. Писатель – это не просто человек, который пишет книги.

Помимо социальных ролей, Эго-идентичность включает сумму твоих возможностей, достижений, которые определяют тебя как личность, твой уровень притязаний, целей, систему ценностей.

Стадии формирования Эго-идентичности

Эго-идентичность появляется уже у младенцев, но она еще не сформирована. Согласно Эриксону, по мере взросления, человек проходит 8 стадий развития. На каждой из них он решает свои психосоциальные задачи, у него появляются различные личностные качества.

Переход с одной стадии на другую сопровождается кризисами, успешное прохождение которых помогает ребенку приобретать важные жизненные навыки. И каждый период по-своему влияет на Эго-идентичность.

Теория развития личности Эрика Эриксона

Теория развития личности Эрика Эриксона

Возраст, которому приписываются та или иная стадия – условен. Все индивидуально и зависит от скорости развития личности, а также требований, предъявляемых к ней обществом.

Это время, когда формируется базовое доверие или недоверие к миру. Ребенок подсознательно определяет в какой среде живет: безопасной ли, можно ли доверять людям вокруг, чего стоит ждать от мира. Так формируется оптимизм или пессимизм, как часть Эго.

Формирование самостоятельности или зависимости. Если ребенку позволяют делать все самому, то он вырастает с уверенностью в себе и силой воли. Если нет, что во взрослой жизни всегда чувствует стыд, сомнение, зависим от других.

Если родители поощряют желания и инициативу ребенка, то частью его Эго становятся такие качества, как целеустремленность, предприимчивость. Если нет, то человек начинает подражать другим, следовать чужим целям, часто испытывать чувство вины.

Формируется ощущение своей компетентности в чем-либо, уверенности, что человек справится с поставленной задачей. Либо же появится неверие в свои силы, чувство неполноценности.

Это наиболее важный период для формирования Эго-идентичности. Подросток осознает, что в мире есть множество ролей. А его взгляды отличаются от взглядов других людей. Он начинает подражать авторитетам, значимым взрослым, сверстникам.

Подросток осознает себя в контексте тех социальных связей, которые он выстраивает. Главная задача этого периода – собрать все роли в единое целое. Какие-то отбросить, а какие-то интегрировать так, чтобы у него сложился целостный образ себя.

Если предыдущие периоды прошли успешно, у него сформировались:

  • доверие к миру;
  • уверенность в себе;
  • инициативность;
  • самостоятельность.

А это значит, что в подростковом возрасте шанс обрести личностную целостность намного выше. Это время, когда подросток пытается понять себя, осознать свои способности, выбрать жизненный путь.

Эриксон уверен, что именно юношеский период является одним из самых значимых. Он играет ключевую роль в формировании Эго-идентичности.

Формируется чувство близости, интимности, умение быть в эмоциональном контакте. Если Эго-идентичность не была сформирована, наступает одиночество, изоляция, непонимание чего человек хочет в этой жизни.

Это время для самореализации, профессиональных достижений, обретения социального статуса, занятий творчеством. Но при неблагополучном прохождении предыдущих стадий наступает чувство опустошенности, застой, безразличие.

Либо наступает сожаление. Понимание, что жизнь прожита зря и что уже поздно что-либо начинать. Часто этому сопутствует снятие с себя ответственности за свои решения и поступки, отказ признавать свои ошибки.

При таком сценарии можно говорить, что у человека так и не сформировалась личностная целостность, то есть, Эго-идентичность.

Эго-интеграция и кризис идентичности

Кризис идентичности выражается в том, что человек не знает, чего он хочет, какой представляет свою жизнь, что ему нравится, увлекает. Он не чувствует себя самореализованным, значимым.

Часто кризис идентичности сопровождается чувством одиночества, высоким уровнем тревожности, неуверенностью в себе. Характерной чертой такого кризиса являются социальные страхи и проблемы в общении с противоположным полом.

Противоположность этому – чувство Эго-интеграции, высшая форма целостности. Для нее характерно то, что личность:

  • адекватно воспринимает среду;
  • умеет брать из нее то, что ей нужно;
  • успешно справляется с трудностями;
  • принимает осознанные решения;
  • находится в гармонии со своими эмоциями и управляет ими;
  • строит здоровые отношения;
  • стремится к самореализации.

Интеграция Эго – это восприятие мира, как среды, где можно удовлетворить любую свою потребность, желание.

фото 16318_1

Идентичность – это способность личности осознавать собственную принадлежность к той или иной социальной роли.

От результатов протекания кризиса идентичности, которая преимущественно формируется в период подросткового возраста, зависит дальнейшая жизнь человека, его принципы, установки, способы реагирования на важные ситуации, закономерные вопросы.

Что такое кризис идентичности?

Подростковый возраст закономерно провоцирует проявление кризиса идентичности. В юношестве закладываются основы сознательного поведения, формируются определённые нравственные установки.

Развитие личности происходит стремительно, поэтому для представителей данного возрастного этапа закономерно характерна личностная нестабильность, противоречивость между характером и демонстрируемым поведением.

Развитие в этот период характеризуется динамичностью, даже самые спокойные, уравновешенные до этого подростки начинают проявлять эмоциональную нестабильность. Для юношей и девушек характерен внутренний дисбаланс, противоречивость чувств, тревожность, растерянность.

Кризис идентичности рассматривается как:

  • реакция на утрату привычного статуса ребёнка в обществе;
  • несоответствие биологических данных социальным возможностям;
  • неуверенность в собственных силах, правильности сделанного выбора, сформулированного ответа.

Подросток стремится найти своё место, определиться с будущим, понять, как к ему относятся окружающие люди. Юноша или девушка не могут ответить на эти вопросы, не ориентируясь на образцы как внутри семьи, также вне её.

Неуверенность, страхи могут быть настолько сильны, что подросток часто демонстрирует поведенческие ритуалы, которые помогают убеждаться в принципиальном наличии себя – вести дневник, часто смотреться в зеркало, ощупывать себя и прочее.

Как автор характеризует период?

Проблема изучения идентичности в разных её аспектах является одной из основных в современной психологической науке. Эрик Эриксон рассматривал идентичность как важнейшую задачу развития любого человека.

фото 16318_2

Учёный сформулировал собственную теорию, выделяя среди характерных симптомов кризиса идентичности:

  • постоянный страх;
  • тревожность;
  • стремление к уединению;
  • безэмоциональность.

Причину комплекса таких невротических состояний Э. Эриксон видел в изменении социальных условий существования личности.

Учёный исследовал социально-психологические механизмы, а также способы формирования идентичности. Иметь зрелую личность – значит, быть самим собой, находиться среди того окружения, которое соответствует внутренним нормам, установкам, ценностям.

Условиями построения личностной идентичности, преодоления кризиса является:

  • идентификация, интеграция значимых социокультурных образцов;
  • развитая рефлексия собственных переживаний;
  • коммуникация, её опосредованное значение;
  • понимание, согласованность всех личностных проявлений;
  • выбор новых ценностей, целей, готовность, решимость для их отстаивания, достижения.

Таким образом, социокультурная сущность идентичности подразумевает связь культуры и человека: культурный контекст может или способствовать, или препятствовать формированию идентичности индивида.

Суть трудностей у подростков

Идентичность создает у субъекта чувство комфортной устойчивости, непрерывности, единства, внутренней стабильности. Первая цельная форма идентичности формируется именно в юношеском возрасте.

Этот период характеризуется самым глубоким жизненным кризисом. К возникновению негативных проявлений приводят:

  • стремительное изменение физических данных, активное половое созревание;
  • эмоциональная нестабильность, озабоченность тем, как подросток выглядит в глазах других;
  • необходимость найти своё место, профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, знаниям, навыкам, индивидуальным способностям, интересам, а также требованиям общества.

Если юноше или девушке не удается решить появляющиеся задачи, в личности формируются деструктивные установки, которые можно сгруппировать на несколько комплексов.

Исходя из того, что результаты подросткового кризиса определяют дальнейшую жизнь человека, важно уделять данному вопросу особое внимание.

Длительность и причины возникновения

Формирование идентичности представляет собой процесс преобразования личности для успешной адаптации в будущем. Пытаясь избежать негативных проявлений, подростки излишне спешат с самоопределением, смиряются с осознанием предопределённости, оказываются неспособными раскрыть внутренний потенциал полностью.

Другие юноши и девушки, напротив, растягивают процесс на неопределённое время. Поэтому длительность кризиса может быть различной – от нескольких месяцев до нескольких лет.

фото 16318_4

Успешность разрешения, а также сроки периода варьируются в зависимости от:

  • того какой уровень идентичности (индивидуальный или групповой) он затрагивает;
  • содержания (статусная, ролевая, гражданская, этническая, профессиональная и т. д.);
  • характера неадекватности идентичности (негативная, утраченная, недостигнутая, диффузная, виртуальная и др.);
  • социальных условий и обстоятельств жизни;
  • индивидуальных особенностей человека.

Возрастной кризис возникает в 12-15 лет, когда в течение относительно короткого промежутка времени, наблюдаются резкие и существенные психофизиологические изменения.

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Это тяжёлое, болезненное переходное состояние перехода от детства к взрослости.

Для чего этот период взросления?

Кризис идентичности необходим для планирования собственной дальнейшей жизни во всех её сферах. Если подросток сможет сформировать адекватное восприятие себя и окружающего мира, любая деятельность будет полностью осознанной, целеполагающей, обоснованной.

Подросток точно будет знать, зачем и почему он выполняет то или иное действие, что необходимо предпринять, чтобы завоевать признание общественности, какой будет его жизнь в перспективе.

Причины возникновения

Кризис подростковой идентичности характеризуется ощущением неполноценности. Юноши и девушки учатся оценивать собственные способности и таланты, возможность выполнить определённые действия или совершить конкретные поступки, ищут ответ на вопрос, кем в действительности они являются.

При успешном разрешении внутреннего конфликта формируется уверенность в собственных силах, верность значимым людям, идеалам, убеждениям.

Среди основных причин развития кризиса идентичности:

  • резкая смена социальных идеалов и приоритетов;
  • переход на ступень закономерного подросткового кризиса;
  • потребность в признании и престиже.

Главная причина кризиса идентичности – это стресс. Психологическое потрясение выводит подростка за пределы зоны комфорта, поэтому появляется необходимость совладать с собой и вернуть внутреннее психическое равновесие.

Симптомы и проявления

Банальная наблюдательность и тщательный самоанализ позволят своевременно выявить характерные для кризиса идентичности симптомы проявления.


Среди них:

  • неуверенность при принятии решений, вне зависимости от степени их важности;
  • сомнения, касающиеся выбора места учёбы, сексуальной ориентации, принадлежности к одному или иному сообществу;
  • поиск смысла жизни;
  • нерешительность, неготовность предпринимать какие-либо действия для изменения дискомфортной ситуации;
  • опасения за собственное будущее;
  • повышенная тревожность;
  • разрушение привычной системы ценностей, трудности в формировании новой.

Симптомы кризиса идентичности особенно тяжело переносят ранимые, чувствительные подростки. Они много времени проводят в бездействия, постоянно впадают в уныние и тоску, останавливаются в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии, предпочитают изоляцию.

Нередко юноши и девушки страдают от морального или физического истощения, становятся заложниками пагубных пристрастий, нарушают закон, задумываются или совершают самоубийство.

Как преодолеть негативные стороны?

При неспособности преодолеть кризис идентичности подросток переживает весь спектр негативных эмоций, может испытывать как сильнейший стресс, так и проявлять агрессивные реакции. Отсутствие конструктивного выхода из этой ситуации влечет за собой тяжелые последствия.

  1. Исследование собственных интересов, наклонностей, способностей.
  2. Поиск поддержки.
  3. Воспитание решительности.

Не стоит замыкаться в себе и ждать, пока всё разрешится само собой. Этого не произойдёт. Чем дольше откладывается разрешение внутриличностного конфликта, тем тяжелее и длительнее будет проходиться кризис.

Новообразования юношеского возраста

В период становления личности у подростка развивается самосознание, формируется направленность на собственные особенности, их признание. Юноши и девушки становятся склонны к саморефлексии, перестают бояться себя и с готовностью открывают новые возможности. В подростковом возрасте происходит активное развитие волевых качеств, которые обусловлены заботой о будущем.

Что может осложнить ситуацию?

Протекание кризиса идентичности во многом зависит от личностных качеств подростка, его социального окружения, примеров в лице взрослых. Если у юноши или девушки есть возможности для самореализации, поддержка близких, то процесс поиска себя и определение с будущем не заставит себя долго ждать.

Нестабильная среда для подрастающего поколения характеризуется высоким ростом общего напряжения, трудностями, связанными с выстраиванием гармоничных взаимоотношений с окружающими, разрушением некогда принятых норм и правил поведения, установок. Именно в подростковом возрасте формируются психологические задатки для дальнейшего самоопределения.

Заключение

Взрослеющая личность особенно уязвима при поиске конструктивной идентичности. Подростки, у которых только начинает формироваться образ окружающего мира, особенно чувствительны к кризисам.

Читайте также: