Проблема человека в историко философском контексте кратко

Обновлено: 15.05.2024


15 чел. помогло.

Проблема человека в историко-философском контексте

Если говорить об истории антропологии, то, если абстрагироваться от того факта, что все философии так или иначе говорили о человеке, можно выделить несколько этапов развития знания о человеке. Представления о человеке как его саморефлексия развивались параллельно с общим развитием мировоззрения и сменой культурных эпох. То есть, можно говорить о различиях представлений о сущности человека в древних обществах, в античности, в средние века, в Новое время и в современности. В каждую эпоху осуществлялись попытки идентифицировать сущность человека и выявить составляющие его природы.

Еще одно отличие христианской концепции человека является негативное отношение к познающему разуму человека. Если в античности (например, у Платона) занятие науками и развитие разума возвышает душу, то в христианстве акцент ставится не на познающий разум, а на дух, использующий все свои ресурсы на то, чтобы избавиться от мира и придти к богу, для чего познание мира только мешает.

Возрождение классической древности, давшее наименование эпохе, определило решающую роль античного философского наследия в формировании учений о человеке мыслителей XIV-XVI в. Гуманизм и антропоцентризм характеризуют общее отличие всей философии эпохи Возрождения от средневековой философии. Человек не только является важнейшим объектом философского рассмотрения, но оказывается центральным звеном всего мироздания, соединяющем природное и богоподобное. В средние века человек рассматривался не сам по себе, но в своих отношениях с Богом, в контексте проблем грехопадения, искупления и спасения человека, недостижимого его собственным силами. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении. Помимо отношения с Богом, человек рассматривается и через свое соотношение с природой, а сами отношения с Богом понимаются в рамках нового пантеистического понимания мира.

Антропоцентризм гуманистической философии означал не только перенесение внимания с проблем онтологических на этические, но и перестройку всей картины мира. Гуманисты, как правило, не отвергали ни сотворения человека Богом, ни бессмертия души, но в своем учении о человеке они прежде всего исходили из представления о природе человека. Гуманисты считали, что нельзя осуждать то, что дано человеку от природы. Они реабилитировали тело, причем с ярким перевесом в сторону тела. Если человек есть неразрывное единство тела и души, материального и духовного начал, то и осуществление человеком своего предназначения требует не борьбы с собственной (т.е. исключительно человеческой, не божественной) природой, но и не преодоления духовной природы, а напротив – следования природе. Постановка вопроса о человеческой природе была прежде всего антиаскетичной, она противостояла средневековому христианскому учению о ничтожестве и тщете мира и человека. В системе гуманистической морали теряют смысл ценности ухода от мира, преодоления земных соблазнов, отказ от следования собственной природе. Более того, всякое отступление от природы представляется противоестественным и лицемерным.

Человек как телесное существо

Таким образом, в рационализме Нового времени и эпохе Просвещения человеческое тело трактуется как саморегулирующаяся, самозаводящаяся сложная машина, мозг признается главным элементом этой машины, а сердце – ее рабочей частью. Душа становится движущим началом или чувствующей материальной частью мозга. Различие позиций философов заключается в том, что Р. Декарт признает равноценными обе субстанции – тело и душу, относя к телу свойство протяженности, а к душе – свойство мышления, Т. Гоббс отдает предпочтение примату души над телом, а Ж.О. де Ламетри – наоборот – примату тела над душой.

Далее трактовку телесности человека в западной философии продолжается уже в работах XIX и XX вв. А. Бергсона, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти. В отличие от представления тела как объекта, как вещи или машины, в западной философии тело определяется как некая подвижная система текучих образов (А. Бергсон). Наше тело – не математическая точка в пространстве. и его виртуальные действия дополняются и насыщаются реальными действиями 37 .

Ф. Ницше вводит в философию тело как центральный методический принцип интерпретации бытия. Во все времена нашей ближайшей собственностью, нашим достовернейшим бытием считали тело, а не дух. Телесные функции принципиально в миллион раз важнее, чем все состояния и вершины сознания 38 .

Э. Гуссерль, в свою очередь, подчеркивает, что все данное в пространстве и времени, пусть даже в скрытых основаниях, имеет формулой своего существования телесность 39 . Если Э. Гуссерль усиливает и абсолютизирует духовное, субъективное начало (внутреннее чувство Я), отводя телу роль пассивного начала, то М. Мерло-Понти, напротив, абсолютизирует тело и превращает его в универсум, хотя и называет его скромно часовым, который молчаливо стоит у основания его слов и действий. Загадочность тела в том, что оно одновременно и видящее и видимое. Оно принадлежит миру вещей и вплетено в мировую ткань. Вещи инкрустированы в плоть тела, составляют часть его полного определения 40 .

В русской религиозной философии феномен телесности рассматривался в работах П.А. Флоренского, С.Л. Франка, В.В. Розанова. Явление, двуединое, духовно-вещественное дорого Флоренскому своей плотью и душой. Именно личности как центральной онтологической категории уготовано совершить прорыв духа через вещественную оболочку мира и обратно. Орбитальные персональные владения личности подтверждаются, по Флоренскому, математическими функциями, диалогичностью и неповторимостью судьбы 41 . Продолжая исследования Канта об энантиоморфизме правой и левой рук человека, Флоренский обсуждает проблему тела и его зеркального двойника и по существу открывает новую область исследования – виртуалистику. Виртуальная реальность, согласно С.С. Хоружему, характеризуется отсутствием тех или иных сущностных черт явлений обычной эмпирической реальности.

Итак, согласно русской религиозной философии:

• человек есть уникальное существо, возникающее на пересечении двух миров – природного и духовного. Он изначально душевно-телесен. Человек включен в порядок природы, и точка этой включенности есть пол; человек есть трансформация, модификация пола;

• человек есть любящее существо. Любовь есть проявление индивидуальности, есть утверждение вечного, бессмертного в человеке.

От природы люди – амбидекстры, они должны одинаково хорошо владеть правой и левой рукой. Наличие правшей объясняется, прежде всего, воспитанием. Это было замечено еще Платоном.

Современная инженерная психология уже учитывает наличие моторной и сенсорной асимметрии у разных индивидов. Именно на правшей сориентированы все условности культуры: правила дорожного движения и проведения спортивных состязаний, тип рукопожатия, военного приветствия и т. д. Хотя отменить универсальный закон природы – симметрию – нельзя.

Даже высший орган человека – хранитель и трансформатор всей накопленной информации – человеческий мозг – тоже регламентирован законом симметрии. Мозг человека зеркален – билатерально симметричен – его правая и левая гемисферы построены однотипно как по составу и количеству отдельных элементов, так и по общей архитектуре. Однако функционально они строго дифференцированы. Каждое полушарие характеризуется собственными процессами восприятия, обучения и хранения полученной информации.

Открытие функциональной асимметрии мозга (Р. Сперри, Нобелевская премия 1981 года) является одной из активно дискутируемых проблем не только современной медицины и физиологии, но и философии, позволяющей даже прогнозировать своеобразие двух типов культур – западной и восточной, соотнося генную (генетическую) информацию с культурой. С точки зрения современной науки, человек представляет собой оптимальную зеркально-симметричную систему.

Телесность человека – это определенный тип целостности, характеризующийся полярными сопряженностями (или зеркальностью). Ретроспективный анализ сущности человека обнаруживает единый принцип в изучении функциональной организации человека – принцип зеркальности (билатеральное). Правое и левое, мужское и женское – у пифагорейцев, энантиоморфность (неравенство) правой и левой рук человека (в немецкой философии), мужское и женское начало – пол как основа индивидуальности человека – в русской религиозной философии, очаг виртуальных и реальных действий – в современной западной философии. Индивидуальность предполагает встречу Я с не-Я-Другим, своей противоположностью – по полу, характеру, интеллекту и прочим характеристикам. Феномен зеркальности приобретает у русских философов поистине глобальное значение.

Человеческая проблематика чрезвычайно многоаспектна. Это и проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке, и проблема смысла его бытия, проблема отчуждения личности, а также ее свободы и самореализации, стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности и т.д. Эти вопросы издавна волновали людей. Уже в самых ранних письменных источниках сохранились свидетельства самопознания человека, попыток сопоставления и противопоставления своего бытия миру, попыток понять свою природу и возможности. Иными словами, вопрос о человеке и смысле его бытия имеет длительную философскую традицию.

Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Вдревнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире.

Философская антропология эпохи Возрождения формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношении, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм.

Если религиозная философия Средневековья решала проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. В противоположность учению об изначальной греховности человека она утверждает естественное стремление его к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и антропоцентризм.

Т. Гоббс, и Б. Спиноза в более последовательной форме развивали позиции материализма в понимании человека. Для них человек - часть природы, в которой соединяются материальное и духовное, причем духовное внутренне присуще материальному. И Гоббс, и Спиноза утверждали естественное равенство людей.

Эта натуралистическая концепция в трактовке человека получила в дальнейшем свое обоснование и развитие в философско-антропологических концепциях французских материалистов-просветителей XVIII в.: Д. Дидро, Ж. Ламетри, П. Гольбаха, К.А. Гельвеция и др. И если Ж. Ламетри и Д. Дидро делали акцент на естественнонаучной проблематике человека, то П. Гольбах и К.А. Гельвеций - на социальной, на взаимосвязи человека, общества и истории. Французские материалисты рассматривали человека как величайшее творение природы, целиком и полностью подчиненное ее законам.

Человеческая проблематика чрезвычайно многоаспектна. Это и проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке, и проблема смысла его бытия, проблема отчуждения личности, а также ее свободы и самореализации, стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности и т.д. Эти вопросы издавна волновали людей. Уже в самых ранних письменных источниках сохранились свидетельства самопознания человека, попыток сопоставления и противопоставления своего бытия миру, попыток понять свою природу и возможности. Иными словами, вопрос о человеке и смысле его бытия имеет длительную философскую традицию.

Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Вдревнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире.

Философская антропология эпохи Возрождения формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношении, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм.

Если религиозная философия Средневековья решала проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. В противоположность учению об изначальной греховности человека она утверждает естественное стремление его к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и антропоцентризм.

Т. Гоббс, и Б. Спиноза в более последовательной форме развивали позиции материализма в понимании человека. Для них человек - часть природы, в которой соединяются материальное и духовное, причем духовное внутренне присуще материальному. И Гоббс, и Спиноза утверждали естественное равенство людей.

Эта натуралистическая концепция в трактовке человека получила в дальнейшем свое обоснование и развитие в философско-антропологических концепциях французских материалистов-просветителей XVIII в.: Д. Дидро, Ж. Ламетри, П. Гольбаха, К.А. Гельвеция и др. И если Ж. Ламетри и Д. Дидро делали акцент на естественнонаучной проблематике человека, то П. Гольбах и К.А. Гельвеций - на социальной, на взаимосвязи человека, общества и истории. Французские материалисты рассматривали человека как величайшее творение природы, целиком и полностью подчиненное ее законам.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

2. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.


Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественнонаучных знаний сво­его времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными полити­ческими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкова­ние человека.

Первые представления о человеке возникают задолго до формирования самой философии. На на­чальных этапах истории людям были присущи мифологические и религиозные формы самосозна­ния. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Кристаллизация философского понимания человека происхо­дит как раз на базе заложенных в них представлений, идей, образов и понятий и в диалоге между формирующейся философией и мифологией. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока.

Античная философия сформировала основные западноевропейские подходы к выде­лению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Алкмеон пер­вым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не пони­мают. Согласно взглядам Протагора, человек от природы наг, разут, раздет и безоружен. Со­крата по праву считают основоположником не только западноевропейской философии чело­века, но и основоположником этики. Его, прежде всего, интересовал внутренний мир чело­века, его душа и добродетели. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.

Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием христиан­ского мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизнь духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения. В человеке скрыта темная бездна и духов­ник обязан помочь заблудшим душам найти истинный путь, строго направляя их в соответ­ствии с авторитетом Святого Писания. В средневековой философии проблема человека была поставлена по-новому, более широко. Она включила в поле своего внимания духовность и осмысленность человеческой жизни, а также ее возвышенность над эмпирической повсе­дневностью.

Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности. Но самый значительный вклад в философское осмысление человека был сделан немецким философом И.Кантом. Он исхо­дил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии.

В заключение хотелось бы отметить, что одной из важнейших тенденций развития со­временной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру. Ведь общая задача философии как раз и должна заключаться в том, чтобы соединить человека с миром, сделать человека реальным представителем и субъектом мира, а мир действительно человечным.

В истории философии выделяют следующие периоды, в которых антропология человека имела свои особенности.

$Философия Древнего мира$. На Древнем Востоке философия человека изучалась в рамках буддизма, даосизма и конфуцианства. Главной чертой такой философии являлось отношение ко всему социальному и природному с гуманностью. Ориентир данной философии состоял в постоянном совершенствовании внутреннего мира человека. Считалось, что улучшения общественной жизни возможны только при улучшении духовного преобразования человека.

Философия Дрвеней Греции

Здесь человек - часть космоса и сверхрвеменного порядка, а его душа – часть космической души. Милетская школа По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее и ее представители не отделяли антропологическую проблематику от общемировоззренческой.

$Античная философия$ в лице софистов и Сократа По данной теме мы уже выполнили реферат Аксиология Сократа подробнее акцентировала внимание на человеке, как особом предмете познания. Протагор, лидер софистов, сформулировал основной принцип философствования:

Готовые работы на аналогичную тему

Философия Средних веков

Здесь человек – часть мирового порядка, который установил Бог. Также философы того времени утверждали, что человек – образ и подобие Бога. Но история первородного греха привела к тому, что человеку свойственна двойственность: божественное начало и материальное. В нем противоречиво соединяются душа и тело, где плоть – место страстей и желаний. Аврелий Августин утверждал, что смысл жизни человека лежит в спасении души и что только вера в бессмертность души помогает человеку бороться с суровой реальностью. Иисус Христос – олицетворение человеческой и божественной природы, таким образом человек способен к внутреннему приобщению к божественной благодати.

Именно это является причиной того, почему человек стремится освободиться от оков дьявола и постичь свет божественный. Благодаря тому, что Иисус пожертвовал собой, человечество получило возможность откупиться о первородного греха и спастись в Судный День. Обязанность каждого человека – нести ответственность за содеянное, соизмерять свои поступки с заповедями. Средневековая антропология сводит человека не к субстанции или всеобщей природе, а представляет его как личность, обладающую богатым духовным миром.

Философия Возрождения

Философия Нового времени

Здесь проблема человека и человек рассматриваются сквозь призму рационализма, где мышление и разум – особенность человека. Р. Декарт утверждал:

Читайте также: