Проанализируйте фрагмент счастливые из главы сельская ярмонка кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Чуйнушева Сауле Мурзабековна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Веселовская СОШ №1

Литература. 10 класс. Лебедев Ю.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Под ред. Журавлёва В.П., 2013 г.

Уровень обучения: базовый

Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1 час

Место урока в системе уроков по теме: 5 урок

Задачи урока: создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства, пробудить интерес к поэме.

воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативных навыков.

Планируемые результаты:

Личностные:
- формирование положительного отношения к учебной деятельности;
- ф ормирование способности к самооценке.
Регулятивные:
- в сотрудничестве с учителем ставить учебные цели и задачи;
- проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
- высказывание своих предположений;
Познавательные:
- формирование умения осуществлять анализ, сравнение;
- под руководством учителя осуществлять обобщение;
- строить высказывания в устной и письменной форме;
- добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и адекватно воспринимать другое мнение.

Содержание урока:

Проверка выполнения домашнего задания.

Слово учителя (лекция).

Анализ художественного текста.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

III . Актуализация знаний.

- Откройте тетради, запишите число, тему урока.

- Сформулируйте цель и задачи урока.

IV . Слово учителя (обучающиеся записывают основные положения лекции).

1. Замысел поэмы.

2. История создания поэмы.

Н.А. Некрасов в поэме поднимает социальные и экономические, психологические и нравственные вопросы.

Просмотр видеозаписи (Приложение 1).

- Каковы особенности языка?

- Удалось ли Некрасову передать богатство и выразительность народного языка?

- Назовите художественно-выразительные средства, которые использует автор.

- Какие еще приемы сближают поэму с фольклором?

- Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период? (Названия деревень, волости, губернии; указания на то, что крестьяне не всегда были сыты и одеты, что они должны были на себе испытать грабительский характер крестьянской реформы.)

Причина несчастья

(мир, достаток, спокойствие.)

Солдаты шилом бреются, солдаты дымом греются, -

Какое счастье тут?

Нет покоя, богатства и чести

Лакей князя Переметьева.

Матрёна Тимофеевна Корчагина.

VII . Рефлексия.

- Как вы думаете, что мешало крестьянам быть счастливыми?

- Какие черты русского национального характера изображает в поэме автор?

VIII . Домашнее задание

1. Разделиться на группы и подготовить по плану (приложение 3) анализы образов крестьян.

1 группа: Образ Якима Нагого.

2 группа: Образ Ермилы Гирина.

3 группа: Образ Савелия.

4 группа: Образ Матрены Тимофеевны Карчагиной.

Литература.

Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо, Москва, 1987.

Вторая глава произведения начинается, как и предыдущая ( глава "Поп" ) реалистическим пейзажем.

Реалистический пейзаж отличается тем, что отображает определенные насущные проблемы действительности. Весна связывается не с традиционным романтическим чувством возрождения, а с думами об урожае и с необходимостью чем-то кормить изголодавшийся за зиму скот - то есть с главными заботами крестьянина:

Весна нужна крестьянину
И ранняя и дружная,
А тут — хоть волком вой!
Не греет землю солнышко,
И облака дождливые,
Как дойные коровушки,
Идут по небесам.

Проходя одним селом, наши герои удивляются, почему в нем почти ни души. Оказывается, все уехали на ярмарку, устроенную в селе Кузьминском по случаю церковного праздника. Некрасов использует слово "ярмонка", чтобы сохранить народное словоупотребление того времени.

В надежде найти в столь благостный день счастливых соотечественников, отправляются туда и мужики.

Тема пьянства

И что же видят там они? Прежде всего - обилие торговли спиртным. Все мужики стоят без шапок, хотя крестного хода вроде бы нет. Оказывается, за нехваткой стаканов, они протягивают шапки, платки и даже рукавицы разносящим спиртное, чтобы им туда налили горькой. Поэт применяет иронию:

Ой жажда православная,
Куда ты велика!
Лишь окатить бы душеньку,
А там добудут шапочки,
Как отойдет базар.

Некоторые приехавшие торговать уже не могут начать свою торговлю, так как опьянели.

Дед Вавилушка пропил последние гроши и потому плачет, что не только все домашние не получат теперь гостинцев, но и самая любимая внучка останется без обещанных башмачков. Вавилушка, убивающийся о собственном болезненном малодушии, напоминает нам безвольного пьяницу Мармеладова из "Преступления и наказания", написанного годом позже (в 1866) Достоевским.

Тема любви к народу

Собиратель фольклора Павлуша Веретенников - первый образ в поэме, который воплощает тему любви к мужику. Он спасает горького пьяницу Вавилушку, дав ему деньги на башмачки для внучки.

И вот здесь мы прикасаемся к ответу на вопрос - кто счастлив на Руси?

И получаем первый ответ: счастье - в неравнодушии человеческом, во взаимопомощи, в сострадании. Оно не у какого-то определенного сословия, а в данном случае там, где душевно соприкасаются два разных слоя общества - грамотный "барин" Павлуша и несчастный крестьянин.

Вавило схватил ботиночки, которые купил ему Павлуша, и даже спасибо "забыл сказать" на радости. Побежал к своей дорогой внучке.

Тема крестьянского невежества

Торговцы мелочами (так называемые офени) берут у купца портреты толстых генералов, попов, разбойников. Они объясняют, что крестьяне покупают у них только такие картинки, где господа толстые и грозные. А своих истинных героев и заступников народ и не знает.

Эх! эх! Придет ли времечко,
Когда (приди, желанное. )
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?

Войти через uID

Начиная с главы "Счастливые" в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить "счастливцы" из низов. У большинства из них велик соблазн хлебнуть вина бесплатного. Но сам факт их появления знаменателен в эпопее. Внимание семи странников все более и более захватывает многоголосая народная Русь. Звучат рассказы-исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастии. Конечно, "счастливцы" эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке, подвигающий действие эпопеи вперед, знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье. Ермил - "не князь, не граф сиятельный, а просто он - мужик!". Но по своему характеру и по влиянию на крестьянскую жизнь он посильнее и поавторитетнее любого. Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре Ермила Гирина на этот мир. Поэтизируется богатырство народа, когда он действует сообща. Рассказ о Ермиле начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Когда в конце торга "вышло дело дрянь" - с Ермилом денег не было,- он обратился к народу за поддержкой:
И чудо сотворилося -
На всей базарной площади
У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую
Заворотило вдруг!

Это первый случай в поэме, когда народный мир одним порывом, одним единодушным усилием одерживает победу над неправдою:
Хитры, сильны подьячие,
А мир их посильней,
Богат купец Алтынников,
А все не устоять ему
Против мирской казны.

Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил "из рекрутчины меньшого брата Митрия". Но этот поступок стоил праведнику жестоких мучений и завершился всенародным покаянием, еще более укрепившим его авторитет. Совестливость Ермила не исключительна: она является выражением наиболее характерных особенностей крестьянского мира в целом. Вспомним, как Ермил рассчитывался с мужиками за мирской их долг, собранный на базарной площади:
Рубль лишний, чей - Бог ведает!
Остался у него.
Весь день с мошной раскрытою
Ходил Ермил, допытывал,
Чей рубль? да не нашел.

Всей жизнью своей Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет "все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет". Но в критическую минуту жизни Ермил этим "счастьем" жертвует ради правды народной и попадает в острог.

Образы счастливых в первоначальном замысле

Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:

Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.

Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.

Жизнь попа

Счастье простого народа

Женское счастье

Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Тест по произведению

Положительные черты характера героя

Странники встретили попа, которого нельзя однозначно назвать отрицательным персонажем. Искренне он рассказывает ходокам, что нельзя быть равнодушным к людскому горю. Смерть не может ни расстроить. Переживает поп, видя сирот, вдов. Привычка не вырабатывается:

Душа переболит, ломается, но не черствеет.

Священники чаще получают приход по наследству. Они с младенческих лет привыкают к жизни в Вере, не ропщут на Бога.

Умение выслушать и поддержать.

Священник находит слова для крестьянок, теряющих кормильца, для матери, хоронящей детей, для больных и убогих.

Поп должен прийти к умирающему или больному в любое время суток. Он идет в дождь, ветер, снег. Приходится идти ночью, через лес. Нет у попов сопровождающих, есть только вера.

Читайте также: