Признаки письменной речи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Письмо — средство запечатления мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений (письменных знаков, письменности), позволяющей закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. Письмо в криминалистическом понимании включает письменную речь (смысловые, языковые средства выражения мысли при письме) и почерк.

Признаки письменной речи подразделяются на общие и частные.

Общие признаки письменной речи — это манера изложения текста, общий уровень грамотности, стилистические и грамматические особенности языка, словарный запас.

Лексико-фразеологические признаки характеризуют общий словарный запас, употребление терминов, свойственных лицам определенных профессий, местности и т.п. Среди них можно выделить: профессионализмы — слова, специфические для лиц определенных профессий; архаизмы — устаревшие слова и выражения; диалектизмы — слова и обороты речи, используемые в определенной местности; варваризмы — употребление слов из других языков; жаргонизмы — слова искусственного, условного языка определенных групп людей (жаргона).

Грамматические признаки (орфографические, синтаксические, пунктуационные) отражают знание исполнителем грамматических правил письма. В соответствии с ними общий уровень грамотности исполнителя определяется как низкий, средний и высокий.

Частные признаки письменной речи:

• орфографические навыки, устойчивое неправильное написание слов;

• пунктуационные навыки, в том числе своеобразное использование тех или иных знаков препинания, разделение текста на абзацы, разделы;

• лексико-фразеологические навыки — использование слов в не свойственных им значениях и связях с другими словами, использование определенных диалектизмов, вульгаризмов, жаргонизмов, просторечия и др.;

• синтаксические навыки — определенное нарушение норм синтаксиса, своеобразное использование синтаксических конструкций и т.п.;

• стилистические навыки — устойчивое нарушение норм лексической стилистики, своеобразные композиции изложения.

Почерковедческая экспертиза производится с целью установления лица — исполнителя рукописного текста или подписи, его пола и возраста, условий и обстоятельств, при которых выполнены различного рода рукописные документы, записи или подписи.

27. Особенности расследования убийств, связанных с исчезновением человека.

Отсутствие трупа обычно объясняется тем, что он либо уничтожен, либо сокрыт.

Места сокрытия трупов весьма многообразны. Если преступник живет в частном доме, труп может оказаться закопанным в подполе, сарае, хлеву, саду, огороде, на ином участке приусадебного хозяйства.

Следует подчеркнуть, что большинство убийц по делам данной категории не только находились в близких отношениях с потерпевшим, но и отчетливо осознавали, что эта связь хорошо известна окружающим.

Будучи не в состоянии уничтожить или надежно спрятать труп убитого либо не желая обременять себя этим, убийца нередко делает труп неопознаваемым

Сокрытие трупа преступником, не находившимся в близких отношениях с потерпевшим, характерно для лиц, совершивших убийство в своем жилище либо на рабочем месте (котельная, сторожка и др.).

На первоначальном этапе расследования исключительно важны допросы свидетелей прежде всего для выяснения, кому была выгодна смерть потерпевшего. На допросах всех этих людей главное - выявить лиц, с которыми потерпевший находился в неприязненных или враждебных отношениях.

Не менее важно узнать, кто, где, когда, при каких обстоятельствах видел без вести пропавшего в последний раз, не говорил ли кто-либо о его уходе или отъезде из дома, не заявлял ли исчезнувший о своем желании куда-нибудь уехать.

. Следует поинтересоваться у допрашиваемых, как характеризовался пропавший по месту работы и жительства, какими чертами характера обладал, какие имел привычки, в том числе дурные.

Другие особо важные первоочередные действия - обыск и осмотр квартиры (дома) как возможного места убийства.




При обнаружении костных и иных останков уничтоженного трупа назначается судебно-медицинская экспертиза. Самая общая ее задача - установить их принадлежность к организму человека, определить пол и возраст убитого.

При подтверждении версии "исчезнувший убит" естественно встает вопрос "кем он убит?".

К выдвижению версии "убийство совершил человек, близкий потерпевшему" могут побудить:

а) остроконфликтные отношения исчезнувшего с подозреваемым

б) противоречия в объяснениях о причинах и обстоятельствах исчезновения, которые подозреваемый дал разным лицам, или расхождения его заявлений с точно установленными фактами;

в) улики поведения близкого человека, указывающие на его виновность

Проверить эту версию помогают допросы свидетелей, которые либо подтверждают и приумножают, либо опровергают факты, положенные в ее основу.

При обыске у подозреваемого, проживавшего совместно с исчезнувшим, пристальное внимание надлежит уделить обнаружению следов крови, возможного орудия убийства, переписки с родственниками потерпевшего, а также его вещей, с которыми тот обычно не расставался.

Версия "убийство совершил посторонний человек" выдвигается обычно на основе следующих фактов:

а) отсутствие среди близких исчезнувшего людей, заинтересованных в его смерти;

б) наличие достоверных данных об отъезде потерпевшего куда-либо;

в) имевшиеся у него в момент отъезда значительные ценности, на которые мог польститься неизвестный преступник.

Действия по проверке этой версии локализуются вдоль предполагаемого маршрута передвижения лица, пропавшего без вести, и подчинены прежде всего выявлению населенного пункта, дома, квартиры, где потерпевшего видели в последний раз, а также лица, с которым он общался перед исчезновением. Поиск становится более целенаправленным, когда следователь путем допросов свидетелей узнает профессию, занятие человека, в котором нуждался исчезнувший (адвокат, посредник в обмене квартир (маклер), портной, дилер, торговец-оптовик, антиквар и т.д.).

Принимаются меры к отысканию предметов и ценностей, находившихся при исчезнувшем.

Письмо — средство запечатления мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений (письменных знаков, письменности), позволяющей закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. Письмо в криминалистическом понимании включает письменную речь (смысловые, языковые средства выражения мысли при письме) и почерк.

Признаки письменной речи подразделяются на общие и частные.

Общие признаки письменной речи — это манера изложения текста, общий уровень грамотности, стилистические и грамматические особенности языка, словарный запас.

Лексико-фразеологические признаки характеризуют общий словарный запас, употребление терминов, свойственных лицам определенных профессий, местности и т.п. Среди них можно выделить: профессионализмы — слова, специфические для лиц определенных профессий; архаизмы — устаревшие слова и выражения; диалектизмы — слова и обороты речи, используемые в определенной местности; варваризмы — употребление слов из других языков; жаргонизмы — слова искусственного, условного языка определенных групп людей (жаргона).

Грамматические признаки (орфографические, синтаксические, пунктуационные) отражают знание исполнителем грамматических правил письма. В соответствии с ними общий уровень грамотности исполнителя определяется как низкий, средний и высокий.

Частные признаки письменной речи:

• орфографические навыки, устойчивое неправильное написание слов;

• пунктуационные навыки, в том числе своеобразное использование тех или иных знаков препинания, разделение текста на абзацы, разделы;

• лексико-фразеологические навыки — использование слов в не свойственных им значениях и связях с другими словами, использование определенных диалектизмов, вульгаризмов, жаргонизмов, просторечия и др.;

• синтаксические навыки — определенное нарушение норм синтаксиса, своеобразное использование синтаксических конструкций и т.п.;

• стилистические навыки — устойчивое нарушение норм лексической стилистики, своеобразные композиции изложения.

Почерковедческая экспертиза производится с целью установления лица — исполнителя рукописного текста или подписи, его пола и возраста, условий и обстоятельств, при которых выполнены различного рода рукописные документы, записи или подписи.

27. Особенности расследования убийств, связанных с исчезновением человека.

Отсутствие трупа обычно объясняется тем, что он либо уничтожен, либо сокрыт.

Места сокрытия трупов весьма многообразны. Если преступник живет в частном доме, труп может оказаться закопанным в подполе, сарае, хлеву, саду, огороде, на ином участке приусадебного хозяйства.

Следует подчеркнуть, что большинство убийц по делам данной категории не только находились в близких отношениях с потерпевшим, но и отчетливо осознавали, что эта связь хорошо известна окружающим.

Будучи не в состоянии уничтожить или надежно спрятать труп убитого либо не желая обременять себя этим, убийца нередко делает труп неопознаваемым

Сокрытие трупа преступником, не находившимся в близких отношениях с потерпевшим, характерно для лиц, совершивших убийство в своем жилище либо на рабочем месте (котельная, сторожка и др.).

На первоначальном этапе расследования исключительно важны допросы свидетелей прежде всего для выяснения, кому была выгодна смерть потерпевшего. На допросах всех этих людей главное - выявить лиц, с которыми потерпевший находился в неприязненных или враждебных отношениях.

Не менее важно узнать, кто, где, когда, при каких обстоятельствах видел без вести пропавшего в последний раз, не говорил ли кто-либо о его уходе или отъезде из дома, не заявлял ли исчезнувший о своем желании куда-нибудь уехать.

. Следует поинтересоваться у допрашиваемых, как характеризовался пропавший по месту работы и жительства, какими чертами характера обладал, какие имел привычки, в том числе дурные.

Другие особо важные первоочередные действия - обыск и осмотр квартиры (дома) как возможного места убийства.

При обнаружении костных и иных останков уничтоженного трупа назначается судебно-медицинская экспертиза. Самая общая ее задача - установить их принадлежность к организму человека, определить пол и возраст убитого.

При подтверждении версии "исчезнувший убит" естественно встает вопрос "кем он убит?".

К выдвижению версии "убийство совершил человек, близкий потерпевшему" могут побудить:

а) остроконфликтные отношения исчезнувшего с подозреваемым

б) противоречия в объяснениях о причинах и обстоятельствах исчезновения, которые подозреваемый дал разным лицам, или расхождения его заявлений с точно установленными фактами;

в) улики поведения близкого человека, указывающие на его виновность

Проверить эту версию помогают допросы свидетелей, которые либо подтверждают и приумножают, либо опровергают факты, положенные в ее основу.

При обыске у подозреваемого, проживавшего совместно с исчезнувшим, пристальное внимание надлежит уделить обнаружению следов крови, возможного орудия убийства, переписки с родственниками потерпевшего, а также его вещей, с которыми тот обычно не расставался.

Версия "убийство совершил посторонний человек" выдвигается обычно на основе следующих фактов:

а) отсутствие среди близких исчезнувшего людей, заинтересованных в его смерти;

б) наличие достоверных данных об отъезде потерпевшего куда-либо;

в) имевшиеся у него в момент отъезда значительные ценности, на которые мог польститься неизвестный преступник.

Действия по проверке этой версии локализуются вдоль предполагаемого маршрута передвижения лица, пропавшего без вести, и подчинены прежде всего выявлению населенного пункта, дома, квартиры, где потерпевшего видели в последний раз, а также лица, с которым он общался перед исчезновением. Поиск становится более целенаправленным, когда следователь путем допросов свидетелей узнает профессию, занятие человека, в котором нуждался исчезнувший (адвокат, посредник в обмене квартир (маклер), портной, дилер, торговец-оптовик, антиквар и т.д.).

Принимаются меры к отысканию предметов и ценностей, находившихся при исчезнувшем.

Свои письменно-двигательные навыки человека формирует в течение длительного промежутка времени, как и умение грамматически правильно, логически и содержательно излагать свои мысли.

Идентификационные признаки письменной речи отражают культуру человека и выражают смысловую сторону письма. Признаки письменной речи делятся на: общие и частные. Признаки текста изучают на большом по объему тексте.

  • Общие признаки характеризуют письменную речь в целом и позволяют дифференцировать авторов рукописей по степени владения ею. Авторство по общим признакам можно установить только в предположительной форме.
  • Частные признаки характеризуют определенные стороны навыка владения письменной речью конкретного человека. Признаки письменной речи в большей мере характеризуют автора рукописи, а не исполнителя.

Общие признаки письменной речи

Наиболее общим признаком является уровень владения письменной речью. В зависимости от последовательности изложения мыслей, их логичности, грамотности, стиля можно выделить три уровня владения письменной речью:

Высокий уровень отличает логическая последовательность изложения и глубина мыслей, эрудиция, обширный словарный запас и высокий уровень грамотности.

Средний уровень владения письменной речью характеризуется недостаточной степенью развития стилистического, лексического и грамматического навыков, отсутствием строгой последовательности и стройности изложения основной мысли, преобладанием разговорно-бытового стиля.

Низкий уровень владения письменной речью характеризуется отсутствием логической последовательности, неполнотой раскрытия мысли, бедным словарным запасом, низким уровнем грамотности.

Показателем уровня владения письменной речью является степень развития трех навыков: грамматического, лексического и стилистического.

Степень развития грамматического навыка письма

Зависит от степени овладения правилами письма на определенном языке. На развитие общего уровня грамотности влияют способности человека, методика обучения в школе, уровень образования, общая культура.

Степень развития грамматического навыка определяется количеством орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок и бывает высокой, средней, низкой.

Высокая степень в большой по объему рукописи характеризуется:

  • отсутствие ошибок;
  • 1-2 негрубые орфографические или пунктуационные ошибки;
  • 1-2 синтаксические ошибки.

Средняя степень развития грамматического навыка характеризуется наличием в рукописи:

  • не более 4 грубых орфографических или пунктуационных ошибок либо 3-5 орфографических или пунктуационных ошибок;
  • 3-5 синтаксических ошибок.

Низкий уровень характеризуется наличием в рукописи 6 и более орфографических или пунктуационных и 6 и более синтаксических ошибок.

Виды ошибок в рукописях

  • орфографические — нарушение правил написания букв в сло-вах и прописных букв;
  • пунктуационные — нарушение правил употребления знаков препинания;
  • синтаксические — нарушение правил построения предложений.

Исходя из норм оценки письменных работ учащихся средних школ, грубыми ошибками считаются те, которые нарушают широко распространенные (явные) правила и не вызывают трудностей при проверке.

Степень развития грамматического навыка чаще всего используется для установления не автора, а исполнителя рукописи.

Степень развития лексического навыка письма

Это словарный запас человека. Каждый человек обладает определенным запасом слов, который формируется на протяжении всей жизни и зависит от социальной среды, в которой вращается человек, его культурного и профессионального уровня, специальности, местности проживания и т. д.

Лексика современного русского языка по сферам употребления делится на две группы: общеупотребительные слова и слова ограниченного пользования, т. е. слова, употребляемые какой-то группой людей.

Словарный запас может быть обширным (богатая лексика) и ограниченным (бедная лексика).

Специфика лексики человека определяется в словах ограниченного пользования:

  • диалектизмы — слова, заимствованные из местного диалекта или говора;
  • профессионализмы — слова, употребляемые коллективом, объединенным профессией, специальностью;
  • арготизмы — жаргонные слова, выражения, речь определенной социальной группы людей, отличающейся наличием слов и выражений с особым значением;
  • вульгаризмы — слова, не свойственные литературной речи;
  • архаизмы — слова, вышедшие из активного употребления, устаревшие;
  • неологизмы — слова, которые недавно появились в языке и еще не вошли в активный запас. Со временем неологизмы обычно становятся общеупотребляемыми словами;
  • экзотизмы — слова иноязычного происхождения;
  • варваризмы — иноязычные слова; отличаются от экзотизмов тем, что могут выражать понятия, для которых в русском языке имеются свои исконно русские слова. В рукописях варваризмы обычно воспроизводятся буквами того языка, которому они принадлежат;
  • фразеологизмы — устойчивые словосочетания;
  • слова-паразиты — слова, не несущие смысловой нагрузки;
  • неоправданно часто повторяющиеся одно или несколько слов.

Степень развития стилистического навыка письма

Данный признак характеризуется языком изложения мыслей и общим построением письменной речи.

Язык каждой национальности подразделяется на функциональные стили. Выделяются: разговорно-бытовой, официально-деловой, научный, производственно-технический, публицистический стили.

Человек берет на вооружение только ту часть и разновидность стиля национального языка, которая в наибольшей степени отвечает его индивидуальности, психофизиологическим особенностям, общественной, трудовой и личной жизни.

Индивидуальный стиль — это присущая каждому человеку совокупность признаков письменной речи, отражающая навыки использования определенных языковых средств.

Индивидуальный стиль каждого человека характеризуют конкретные признаки:

1) Архитектоника — общее построение письменной речи в рукописи, т. е. логическая последовательность, связь и взаимоотношения между всеми частями рукописи (вводная часть, основная часть и выводы). Навыки архитектоники проявляются в умении правильно, последовательно и взаимосвязанно излагать свои мысли. В заключении эксперта характеристика архитектоники обычно описывается таким образом: "мысли изложены правильно, логично и последовательно" или наоборот.

2) Наличие или отсутствие абзацев характеризует смысловую сторону письма. Определяется количество абзацев в рукописи, количество предложений в абзаце (размер абзацев), способ выделения абзацев.

3) Длина предложений. Предложения по длине определяются количеством слов: малые — до шести, средние — от шести до тридцати, большие — свыше тридцати слов.

4) Преобладающий тип предложений. Предложения по типу бывают: с упрощенной конструкцией, с простой конструкцией (простые повествовательные), со сложной конструкцией (сложноподчиненные, сложносочиненные), с усложненной конструкцией (сложные с вводными словами, причастными и деепричастными оборотами).

5) Наличие символов, способы сокращений, исправлений. Символы — условные графические знаки, служащие для обозначения отдельных слов и словосочетаний. Сокращения бывают следующими:

  • аббревиатуры — использование начальных букв слов (АПН, ТАСС);
  • слоговые — сокращение по слогам (профком);
  • усеченные слова — одно слово сокращено, второе полное (пединститут, фотохимический);
  • авторские — сокращения, не предусмотренные правилами. Они имеют наибольшее идентификационное значение.

Исправления бывают по буквам, выше, ниже букв, с зачеркиванием неправильной буквы или слова и т. д.

6) Способы акцентирования, т. е. способы выделения основной, по мнению автора, мысли или слова в рукописи:

  • подчеркивание (одной, двумя чертами, другими красителями);
  • выделение специальным шрифтом, разрядкой букв;
  • использование вопросительных, восклицательных знаков, многоточий, скобок и т. д;
  • изменение наклона, размера букв в отдельном слове, фразе.

Частные признаки письменной речи

Для каждого человека эти признаки качественно различны:

  • Устойчиво повторяющиеся (два и более раз) ошибки: грамматические (орфографические, пунктуационные, синтаксические) и лексические;
  • Авторская лексика — употребление в рукописи определенных специфических слов: диалектизмов, профессионализмов, арготизмов;
  • Навыки акцентирования — устойчиво повторяющиеся (два и более раз) способы акцентирования в рукописи;
  • Навыки в использовании символов, сокращений, исправлений;
  • Устойчиво повторяющиеся (два и более раз) способы сокращений, исправлений, использования символов.

При наличии большого по объему почеркового материала исследование необходимо начинать с изучения признаков письменной речи.

Они обычно используются в совокупности с признаками почерка, но и по признакам письменной речи можно решить идентификационные вопросы, особенно диагностические — физическое, психическое состояние писавшего, определение его возраста, пола и т. д., а иногда и ситуационные — характеризующие условия, обстановка, обстоятельства, в которых исполнялась исследуемая рукопись.

Письмо – одно из средств коммуникации и один из способов фиксации речи.

Письмо – средство общения, в котором посредством графических знаков и правил их сочетания запечатлены мысли человека.

В письме выделяются две стороны: смысловая (содержание, стиль, манера изложения, лексика и т. д.) и графическая (почерк).

В формирования письма лежит обучение и практическая деятельность человека.

В задачу криминалистического исследования письменной речи входит определение особенностей письменно-речевых навыков.

Письменная речь – это содержание документа (понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается.

Признаки письменной речи

1. Семантические признаки:

а) тема документа;

б) лейтмотив — основная мысль, выраженная в документе;

в) фактический материал документа — факты, знанием которых характеризуется выбор документа. Сюда можно отнести профессиональные знания, знание людей, мест, событий и их характерных подробностей и пр.;

г) архитектоника — построение документа (вступление, разделы, их расположение, заключение и т. п.).


2. Стилистические признаки (своеобразие средств письменной речи):

а) фразеологические: употребление восклицательных и вопросительных предложений, цитат, междометий, пословиц и поговорок, крылатых слов, идиом (своеобразных выражений, свойственных лишь данному языку и не переводимых дословно на другой язык, например "тянуть канитель");

  • архаизмы — устаревшие или вышедшие из употребления в живом языке слова, выражения (зело, сиречь, сие и др.);
  • неологизмы — новые слова, возникшие в языке для обозначения новых понятий (новатор);
  • варваризмы — иностранные слова или обороты речи, не свойственные языку, на котором написан исследуемый документ;
  • профессионализмы — профессиональные термины и выражения (служить на флоте, играть на театре);
  • диалектизмы или провинциализмы — слова, заимствованные из местных, областных говоров (курень, гутарить, рушник);
  • аргоизмы — слова из арго — условного, жаргонированного языка обособленной группы, кружка (воровское, флотское, молодежное арго);
  • вульгаризмы — грубые слова, неправильные обороты речи, которые не употребляются в литературном языке;
  • употребление уменьшительных, сокращенных слов, привычных слов (следовательно, факт).


3. Грамматические признаки: морфологические (согласование слов в роде и падеже, написание сложных слов и дробных числительных и др.), синтаксические, орфографические признаки.


4. Топографические признаки (размещение текста и его частей на бумаге):

  • поля — расположение (левые, правые), размер, конфигурация, направление (вертикальные, сужающиеся, расширяющиеся);
  • абзацы — наличие и частота, способ выделения абзацев, размеры абзацных отступов;
  • строки — конфигурация (прямые, изогнутые, ступенчатые), направление, положение относительно линовки на бумаге, размер промежутков между строками;
  • наличие переносов слов, промежутки между словами;
  • особенности окончания строк;
  • обращение к адресату (положение относительно краев листа и текста);
  • подпись, дата — положение относительно текста.


5. Мелкие привычки письменной речи:

  • выделение отдельных частей текста;
  • приемы внесения исправлений в текст;
  • способ нумерации страниц, разделов, абзацев;
  • способ сокращения слов.


Привычки письма так же, как и мелкие признаки почерка, постоянны.

На указанных признаках письменной речи основана автороведческая экспертиза, предметом которой являются фактические данные о самом авторе и условиях составления этого документа. Иногда автор и исполнитель являются одним лицом, тогда здесь можно решить задачи диагностического и идентификационного характера.

В процессе исследования письма происходит анализ всех аспектов рукописного текста, включая смысловые (письменную речь) и технические (графическую сторону). В этом процессе осуществляется решение соответствующих задач: по письменной речи установление автора документа, по почерку определение его исполнителя.

Письменная речь включает содержание документа в его понятийном наполнении и языковые средства, которыми выражено содержание. Функция почерка заключается в отражении на листе движений в ходе выполнения письменных знаков.

Идентификационный признак почерка включает особенности письменно-двигательного навыка, который отображается в рукописи и индивидуализирует вместе с другими особенностями почерк определенного человека. Признак почерка можно считать диагностическим в случае, если он способен характеризовать условия выполнения рукописи, которые влияют на письменно-двигательный навык, а также свойства личности писавшего.

Признаки письменной речи и почерка

Эти признаки можно разделить на две большие группы — признаки письменной речи и признаки почерка.

Признаки письменной речи включают зафиксированные посредством системы графических знаков особенности речевых навыков индивидов. Эти признаки могут включать комплекс разных языковых навыков, в том числе пунктуацию, лексику, грамматику, орфографию.

Общий признак письменной речи представлен показателем того, в какой степени человек владеет нормами литературного русского языка. Их выделяют через оценку соответствующих языковых средств, используя несколько критериев: правильно — неправильно (в основе лежит соответствие этих средств литературным нормам).

Частные признаки языкового навыка способны отразить разные свойства, особенности его структуры, выраженные в соответствующих устойчивых языковых нарушениях речи, использовании выбранных средств языка в типичной речевой ситуации.

Значение признаков почерка состоит в особенностях, которыми характеризуется представление о нем в качестве системы движений.

Общие признаки

Общие признаки, которые характеризуют пространственную ориентацию фрагментов рукописи и выполняемых движений включают:

1. Размещение самостоятельных фрагментов по отношению к срезу листа, по отношению к основному тексту или друг к другу.

Контроль признака осуществляется зрительно, что отражает навыки глазомерной ориентации пишущего лица в процессе размещения фрагментов документа по отношению к: срезу листа бумаги, основному тексту, другим реквизитам документов и т.д. Этот признак необходимо учитывать, размещая:

Общие признаки

Общие признаки

Общие признаки

2. Наличие (отсутствие) полей, в том числе их размер, форма и направление.

Поля представляют собой отступы пишущего. Они могут быть от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк, а также от окончания строк до правого вертикального среза листа (вертикально), могут быть горизонтальными как сверху, так и снизу.

Общие признаки

Размер полей можно определить расстоянием от начальных (конечных) движений в строках по отношению к левому (правому) срезу листа бумаги, первой и последней строке к верхнему и нижнему срезу (большой — от 30 мм, средний — от 10 до 30 мм, малый — до 10 мм.).

Форма линии полей является линией левого поля, которая образуется через соединение крайних левых точек начала строк. Для правого поля ее образование происходит за счет соединения крайних правых точек окончаний строк, для левого поля линия может быть прямой (прямолинейной), дугообразной (выгнутой, вогнутой), извилистой, прямолинейной, ломаной (ступенчатой).

Общие признаки

Направление линий поля по отношению к вертикальным срезам может быть: левонаклонным, правонаклонным, без наклонов от вертикали.

Движение, которое начинается в первой строке абзаца по отношению к началу других строк может проявляться размерами отступа от левого вертикального среза листа, который находится в пределах красных строк.

Общие признаки

4. Интервал между строками и его размер.

Этот признак способен характеризовать размещение строк по отношению друг к другу. Интервалы можно определить с помощью расстояния между нижней линией строки и верхней линией последующей строки. Исчисление размера межстрочных интервалов происходит при измерении высоты строчных букв, за исключением надстрочных и подстрочных элементов (их условно можно поместить между строками). Размеры могут быть: большими (более двойной высоты строчной буквы), средними, то есть равными двойной высоте буквы, малыми, то есть равными или несколько большими, чем высота строчной буквы.

5. Интервал между словами и его размер.

Этот признак отражает размещение соседних слов в строке по отношению друг к другу. Размер интервалов, который есть между словами, можно определить с помощью ширины строчных двухэлементных букв, условно помещенных между словами. Промежуток может быть большим (от ширины двух букв), средним (равным ширине 1-2 букв), малым (менее ширины буквы), смешанным.

6. Размещение линии письма по отношению к линии линовки бланковой строки (типографская линовка).

Подобный признак определяется в почерке рукописного текста, который выполнен на разлинованных листах бумаги. Размещение может быть как над строками, так и под ней, совмещаться со строкой, смешанным.

Общие признаки

7. Направление линии письма в строках.

Этот признак оценивают в рукописях, которые выполнены на нелинованной бумаге.

Общие признаки

8. Форма линий письма в строках

Признак предполагает разделение на прямолинейную форму (основа букв находится на одной горизонтали), не прямолинейную форму (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).

Общие признаки

9. Размер интервалов между знаками препинания и предыдущим словом, их положение по отношению к линии письма.

Интервал между строками может быть: большим (от двухэлементной буквы), средним (равным ширине буквы), малым (меньше, чем ширина буквы), смешанным.

Помимо этого, исследуется положение знаков препинания в отношении линии письма. Они располагаются как на его линии, так и выше (ниже), также положение знаков препинания может быть смешанным.

Общие признаки

10. Знаки переноса и их положение

Показатель разделяет положение на линии строки, выше (ниже) ее, параллельное, опускающееся, поднимающееся, смешанное.

Читайте также: