Признаки государства отличающие его от общественной власти родового строя тгп кратко

Обновлено: 03.07.2024

Г- во — это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Г- во характеризуется следующими признаками, позволя­ющими отличить его от социальной власти родового строя:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не со­впадающей с населением страны ( Г- во обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения ( Г- во объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

5) право ( Г- во не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций Г и т.п.).

7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти ***

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

1. распространяется на все общество;

2. носит публично-политический характер;

3. опирается на государственное принуждение;

4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.)

5. система налогов;

6. деление населения по территориальному признаку и др.

8. Понятие и сущность Г ***

Г- во — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. При рассмотрении сущности Г важно учитывать два аспекта

1) то, что любое Г- во есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

— общесоциальный, в рамках которого Г- во можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп (Здесь Г- во уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.)

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность Г многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому сущности Г в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Раздел: Теория государства и права
Количество знаков с пробелами: 187955
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Для начала следует заметить, что при всем многообразии форм возникших государств всем им были присущи некоторые свойства, отличавшие их от первобытной организации публичной власти. В самом общем виде можно составить следующий перечень таких отличительных признаков государства:

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на принципе кровного родства всех членов родоплеменного объединения, то государство, в свою очередь, опиралось на принцип территориальной общности своих граждан (подданных).

Вообще, территория отдельного государства предполагает под собой пространственные пределы, границы, отделяющие его от иных мировых государств. Кроме того, от территории также зависят порядок формирования и структура органов управления, их задачи и функции.

При рассмотрении первого отличительного свойства государства — территориальности — важно отметить, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту проживания. При этом устанавливается принадлежность лица определенному государству — территориальная принадлежность.

2. В возникшем государстве публичная власть уже не совпадает с волей всего населения в целом, а носит конкретный политический характер. В данном случае государственная воля обладает следующими специфическими характеристиками:

• если общественная власть первобытно-общинного строя выражала интересы всего общества в целом и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть в первую очередь представляет корпоративные интересы определенной части населения, социальной группы, класса;

• реализация общественной воли самим обществом осуществлялась на добровольной и безвозмездной основах, тогда как реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые профессионально выполняют вверенные им управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

• выполнение решений, принимаемых государственными органами управления, обеспечивается специально созданным для этого карательным аппаратом, аппаратом насилия (силы армии, разведки, отряды милиции, управление исполнения наказаний и т. п.).

3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, в лице которых олицетворяется политическая власть, необходимы различные денежные средства, взимаемые с населения в форме налогов и сборов.

5. Публичная власть в государстве, в отличие от общественной власти, включает в себя не только классовое, но и общечеловеческое начало.

Таким образом, государство и, соответственно, государственная власть обладают пятью основными признаками, отличающими их от общественной власти родового строя.

Существует множество различных теорий происхождения государства. Такое разнообразие научных взглядов обусловлено тем, что имела место специфика возникновения государственного механизма у различных народов. Рассмотрение всех существующих теорий происхождения государства не представляется целесообразным, так как многие из них оперируют схожими взглядами. Однако основные теории, не похожие одна на другую, следующие:

1. Теологическая теория. Автор Фома Аквинский. Эта теория имела широкую популярность во времена феодального строя. Согласно теологической теории государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти Бога на земле. По мнению многих богословов, любая светская власть производна от власти божественной, церковной, власти религиозных организаций. Следовательно, народ должен беспрекословно подчиняться государственным правилам, являющимся продолжением церковных догм.

2. Патриархальная теория. Авторы: Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский. Согласно Аристотелю, государство — это наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага; это своеобразная разросшаяся семья. При этом власть монарха — это естественное продолжение власти отца (патриарха), который управляет своей семьей.




3. Патримониальная теория. Автор: А. Галлер. В соответствии с патримониальной теорией государство произошло от права собственности на землю — патримониума. В дальнейшем из права владения землей власть автоматически получает распространение и на людей, которые населяют данную землю.

4. Договорная теория. Авторы: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев. По мнению указанных мыслителей, государство возникло в результате заключения внутри населения общественного договора о правилах совместного проживания. При этом на тот случай, если условия заключенного договора будут нарушены, тогда народ приобретает право на революцию, то есть на изменение условий общественного договора.

Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных племен от возможных посягательств со стороны аналогичных сильных племен.

Кроме того, К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага (как сильных, так и слабых).

6. Психологическая теория. Автор: Л.И. Петражицкий. По данной теории возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться. Таким образом формируется идеология власти вождя.

7. Марксистская теория. Авторы: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов. Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Кроме того, государство выступает как средство угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим. Однако с уничтожением классов ликвидируется и само государство.

Помимо рассмотренных, существует еще множество теорий происхождения государства, но ни одна из них не может претендовать на абсолютную достоверность.

Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя

Для начала следует заметить, что при всем многообразии форм возникших государств всем им были присущи некоторые свойства, отличавшие их от первобытной организации публичной власти. В самом общем виде можно составить следующий перечень таких отличительных признаков государства:

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на принципе кровного родства всех членов родоплеменного объединения, то государство, в свою очередь, опиралось на принцип территориальной общности своих граждан (подданных).

Вообще, территория отдельного государства предполагает под собой пространственные пределы, границы, отделяющие его от иных мировых государств. Кроме того, от территории также зависят порядок формирования и структура органов управления, их задачи и функции.

При рассмотрении первого отличительного свойства государства — территориальности — важно отметить, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту проживания. При этом устанавливается принадлежность лица определенному государству — территориальная принадлежность.

2. В возникшем государстве публичная власть уже не совпадает с волей всего населения в целом, а носит конкретный политический характер. В данном случае государственная воля обладает следующими специфическими характеристиками:

• если общественная власть первобытно-общинного строя выражала интересы всего общества в целом и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть в первую очередь представляет корпоративные интересы определенной части населения, социальной группы, класса;

• реализация общественной воли самим обществом осуществлялась на добровольной и безвозмездной основах, тогда как реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые профессионально выполняют вверенные им управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

• выполнение решений, принимаемых государственными органами управления, обеспечивается специально созданным для этого карательным аппаратом, аппаратом насилия (силы армии, разведки, отряды милиции, управление исполнения наказаний и т. п.).

3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, в лице которых олицетворяется политическая власть, необходимы различные денежные средства, взимаемые с населения в форме налогов и сборов.

5. Публичная власть в государстве, в отличие от общественной власти, включает в себя не только классовое, но и общечеловеческое начало.

Таким образом, государство и, соответственно, государственная власть обладают пятью основными признаками, отличающими их от общественной власти родового строя.

Существует множество различных теорий происхождения государства. Такое разнообразие научных взглядов обусловлено тем, что имела место специфика возникновения государственного механизма у различных народов. Рассмотрение всех существующих теорий происхождения государства не представляется целесообразным, так как многие из них оперируют схожими взглядами. Однако основные теории, не похожие одна на другую, следующие:

1. Теологическая теория. Автор Фома Аквинский. Эта теория имела широкую популярность во времена феодального строя. Согласно теологической теории государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти Бога на земле. По мнению многих богословов, любая светская власть производна от власти божественной, церковной, власти религиозных организаций. Следовательно, народ должен беспрекословно подчиняться государственным правилам, являющимся продолжением церковных догм.

2. Патриархальная теория. Авторы: Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский. Согласно Аристотелю, государство — это наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага; это своеобразная разросшаяся семья. При этом власть монарха — это естественное продолжение власти отца (патриарха), который управляет своей семьей.

3. Патримониальная теория. Автор: А. Галлер. В соответствии с патримониальной теорией государство произошло от права собственности на землю — патримониума. В дальнейшем из права владения землей власть автоматически получает распространение и на людей, которые населяют данную землю.

4. Договорная теория. Авторы: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев. По мнению указанных мыслителей, государство возникло в результате заключения внутри населения общественного договора о правилах совместного проживания. При этом на тот случай, если условия заключенного договора будут нарушены, тогда народ приобретает право на революцию, то есть на изменение условий общественного договора.

Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных племен от возможных посягательств со стороны аналогичных сильных племен.

Кроме того, К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага (как сильных, так и слабых).

6. Психологическая теория. Автор: Л.И. Петражицкий. По данной теории возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться. Таким образом формируется идеология власти вождя.

7. Марксистская теория. Авторы: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов. Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Кроме того, государство выступает как средство угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим. Однако с уничтожением классов ликвидируется и само государство.

Помимо рассмотренных, существует еще множество теорий происхождения государства, но ни одна из них не может претендовать на абсолютную достоверность.


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

Государство — это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Государство характеризуется следующими признаками, позволя­ющими отличить его от социальной власти родового строя:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не со­впадающей с населением страны (Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

5) право (Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.).

4. Причины и формы возникновения государства.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины обсуждаются в различных теориях возникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в ма­териалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Формирование Государства — длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, рабовладельческое Государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку Государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование Государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского Государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособ­лена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности - закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками - знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

5. Договорная теория происхождения государства.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII— XVIII вв. в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою тер­риторию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право парода на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы па определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правите­лями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных факторов (прежде всего, социально-экономических, военно-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

Читайте также: