Каково влияние невербальных средств на эффективность коммуникации кратко

Обновлено: 05.07.2024

В реальности коммуникация представляет собой намного больше, чем то, что мы говорим. Слова – это лишь малая часть нашего межличностного общения.

Научные исследования показывают, что 55% всей информации во время презентации мы получаем при помощи телодвижений: контакта глазами, жестов, положения в пространстве, поз; тоном голоса передается 38% информации и только 7% передается содержанием речи.

Именно поэтому важно не только то, что именно мы говорим, но и то, как мы говорим. К примеру, учащихся специально обучают в школах актерского мастерства правильно передавать информацию не только своими словами, но и телодвижениями, голосом. При помощи невербальной коммуникации информацию можно считывать со своего собеседника непосредственно.

Еще Ф. Шиллер писал: "Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле – приходится угадывать из его мимики, ужимок при высказывании слов, из тех, следовательно, движений, которые он делает непроизвольно".

Самым ранним периодом изучения невербального общения являются трактаты по ораторскому искусству.
По невербальному поведению человека можно понять очень многое, если правильно наблюдать и практически ничего, если не знать, на что именно необходимо обращать свое внимание.

Мимика, позы, интонационные характеристики речи, пантомимика содержат в себе огромное количество информации о человеке. К тому же невербальный язык интернационален: у многих народов все основные эмоции воспринимаются и выражаются практически одинаково. Невербальное поведение человека является очень информативным из-за высокой степени его достоверности. Известно, что оно практически не осознается человеком и его нельзя целиком контролировать. Конечно, какие-то позы, жесты можно сымитировать, но есть большое количество поведенческих признаков, которые сознательному контролю не поддаются, поэтому, их невозможно фальсифицировать никоим образом.

К таким признакам можно отнести признаки, которые основаны на функционировании вегетативной нервной системы (потоотделение, побледнение и покраснение кожных покровов, изменение дыхания (оно может быть редким или частым, поверхностным или глубоким и т.п.), изменения в тонусе мускулатуры человека (тело может напрячься непроизвольно), покашливание, глотательные движения). По невербальным признакам именно поэтому можно судить о ложности или истинности предоставляемой собеседником информации. По данным признакам можно судить насколько соответствуют действительности сказанные слова. Зачастую тон голоса или непроизвольный жест намного правдивее, чем произнесенные слова.

Психологические механизмы невербальной коммуникации активно изучаются в настоящее время. Поведение человека является единой биосоциальной системой, поэтому имеется связь между психикой и поведением человека. Мысль о единстве поведения человека и психики занимает центральное место в работах ведущих ученых.

Невербальное поведение неотделимо от личности. Использование невербального поведения как инструмента познания другого человека возможно потому, что оно выступает частью мира этой личности.

Основы изучения невербального поведения заложены в работах русского выдающегося ученого И. М. Сеченова. Изучением невербального поведения занимались также такие знаменитые ученые, как В. Райх, Ч. Дарвин, П. Экмап, Д. Эфрон, Е. Холл, Р. Бердвистелл, и другие. Конкретные методы анализа отражены в работах популярных в настоящее время ученых А. Пиза, Г. Калеро, Д. Пиренберга и других.

Вербальная и невербальная коммуникации дополняют друг друга и существуют в сложном взаимодействии. Невербальное взаимодействие может:

Таким образом, можно сделать вывод, что знания только вербального общения недостаточно, нам нужно знать и осознавать некоторые невербальные признаки, особенно в эпоху глобализации, когда происходит взаимодействие и обмен культурами и обычаями. Мы должны помнить о культурных различиях при использовании или интерпретации невербальных знаков. Например, рукопожатие, которое широко принято в западных культурах как приветствие или подтверждение деловой сделки, не может быть принято в других культурах и может вызвать путаницу. Хотя прямой контакт глазами приемлем в западной культуре (что свидетельствует о нашей уверенности), но это может быть неприемлемым в некоторых других частях мира, как в японской культуре.

Функции невербальной коммуникации

В. М. Погольша, Н. В. Казаринова и В. Н. Куницына выделяют ряд функций невербального поведения:

1. Невербальное поведение предоставляет информацию о личности собеседника. Сведения о:
темпераменте человека;

  • его "Я" – образе и самооценке;
  • его эмоциональном состоянии в данной ситуации;
  • его личностных качествах и свойствах;
  • сто социальном статусе;
  • его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, выходит из него и поддерживает);
  • его принадлежности к определенной субкультуре или группе.

2. Оно отражает отношение друг к другу участников процесса коммуникации:

  • о типе или характере отношений (зависимость – доминирование, нерасположение –расположение);
  • о динамике взаимоотношений (выяснить отношения, желание поддерживать общение, прекратить его и т.п.);
  • о желаемом уровне общения (эмоциональная и социальная близость, либо отдаленность).

3. Оно отражает информацию об отношении участников процесса коммуникации к самой ситуации, которая позволяет им регулировать взаимодействие. Она также свидетельствует о включенности в эту ситуацию (спокойствие, комфортность, интерес) или желании выйти из данной ситуации (нетерпение, нервозность).

Каналы невербальной коммуникации

Рассмотрим основные каналы невербальной коммуникации (таблица 1). Невербальное взаимодействие происходит при помощи различных каналов:

  • зрение,
  • слух,
  • кожнотактильные чувства,
  • вкус,
  • обоняние.

Таблица 1 - Структурная схема невербального поведения человека (по В. А. Лабунской)

Автор: Мазаева Наталья Ивановна
Должность: преподаватель иностранных языков
Учебное заведение: ГБПОУ "Невинномысский индустриальный колледж"
Населённый пункт: город Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Влияние невербальной коммуникации на эффективность межкультурного общения.
Раздел: среднее профессиональное

Влияние невербальной коммуникации на эффективность

межкультурного общения.

Актуальность

исследования.

(НВК), более известное как язык поз и жестов является самой древней

формой общения людей. Несмотря на такое совершенное средство общения,

каким является вербальный язык, в межличностном общении НВК передает

65% всей информации. Невербальное общение, включает в себя все формы

считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием

эффективного общения. Важность невербальных сигналов в общении можно

зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием

воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица, взгляда,

манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны,

бессознательны, а также, в отличие от слов, всегда искренни.

подтверждается экспериментальными исследованиями, которые показывают,

что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь

7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и

информация не только репрезентативного характера, но также информация

оценочного характера, позволяющая определить отношение говорящего к

Целью данного

достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Дать определение жестам и разделить их на категории.

Обозначить роль жестов в межкультурной коммуникации.

Сравнить межкультурную жестовую коммуникацию.

Жесты - это движения тела, чаще всего кистей рук, которые в целом

отражают мысль или чувство. Многие жесты являются специфическими для

определенной культуры, и в разных культурах они разные. Но когда мы

используем их, особенно в контексте межкультурного общения, мы не всегда

задумываемся о том, что они могут иметь иное значение для кого-то другого.

японская) диктуют своим представителям соблюдать большую сдержанность

в использовании жестов.

Используемые во всех культурах невербальные сигналы или жесты

можно условно разделить на три категории, две из которых могут стать

источником серьезных проблем при межкультурном общении.

означает, что все прекрасно и хорошо или что человек с этим согласен,

2. Жест может ничего не означать и не иметь никакого смысла для

ситуацию смущения или замешательства.

3. Жест имеет практически один и тот же смысл в разных культурах, и

Например, распространенный жест приветствия - рукопожатие.

подчеркнуть или выделить наиболее важные места, указать на предметы или

высказывание. Жесты часто используют вместо слов: Японцы в целом реже,

чем американцы, французы активно жестикулируют, а итальянцы в этом

смысле превосходят всех. Во многих культурах принято гладить ребенка по

культурах по-разному принято привлекать к себе внимание официанта. В

североамериканских странах - это делается поднятием указательного пальца,

Востоке принято хлопать в ладоши. В Японии приподнимают руку ладонью

вниз, слегка шевеля пальцами, а в Испании и Латинской Америке - ладонью

вверх, быстро разжимая и сжимая пальцы. Зрительный контакт также по-

разному интерпретируется в разных культурах, что в свою очередь чревато

проблемами при межкультурном общении. Во многих западных странах к

человеку, который не смотрит собеседнику в глаза, относятся с подозрением,

такие люди считаются недружелюбными, невнимательными и не достойными

доверия. В отличие от этого японских детей со школы приучают направлять

взгляд в район узла галстука учителя и, став взрослыми, японцы всегда

независимо от того, кто на кого смотрит. Воспитанный англичанин приучен

Вероятность межкультурного конфликта, которого можно было бы избежать,

человеком из другой культуры оставить у себя негативное впечатление об

этом человеке или о теме разговора.

недружелюбными, невнимательными и не достойными доверия. В отличие от

этого японских детей со школы приучают направлять взгляд в район узла

галстука учителя и, став взрослыми, японцы всегда опускают взгляд при

разговоре с человеком, старшим по возрасту или общественному положению,

демонстрируя тем самым уважение к нему. В латиноамериканских странах и

грубым в США, независимо от того, кто на кого смотрит. Воспитанный

англичанин приучен уделять много внимания говорящему: смотреть на него,

понятно. Вероятность межкультурного конфликта, которого можно было бы

избежать, здесь очень велика. Из-за культурных различий в значении жестов

человеком из другой культуры оставить у себя негативное впечатление об

этом человеке или о теме разговора.

эмблематических жестов. Эмблемы - это жесты и движения, которые сами по

США. Пожимание плечами с поднятыми ладонями вверх кистями рук - еще

использовать американскую систему жестов в других странах, где жесты

имеют другое значение. В некоторых частях Европы, например, не стоит

Средства невербальной коммуникации

Средства невербальной коммуникации

Невербальное общение что это такое в психологии

Невербальное общение – вид коммуникации без использования слов (посредством образов, интонации, жестов, мимики). Инструментом для воздействия на человека выступают:

  • взгляд;
  • межличностное пространство;
  • оптико-кинестические сигналы (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика);
  • околоречевые факторы – голосовой диапазон, вокальные качества, тембр;
  • внеречевые (смех, речевой темп, паузы).

К сведению. Невербальные способы общения улучшают взаимопонимание людей, позволяют предугадать настрой, отношение собеседника к индивиду, спрогнозировать собственную модель общения.

Происхождение невербальных способов общения

Невербальный язык имеет два вида источника происхождения: биологическая эволюция и культура. Биологи установили, что мимика при проявлении эмоций, большинство жестов, телодвижений у людей врожденные и служат сигналом для обратной связи. Биологическую природу невербальной коммуникации подтверждают элементы, не контролируемые подсознательно:

  • побледнение или покраснение;
  • увеличение зрачков;
  • искривление губ;
  • моргание.

На основе намеренной и ненамеренной коммуникации выделяют 3 невербальных средства общения:

  1. Поведенческие факторы. Вызваны физиологической реакцией: потоотделение от волнения, дрожь в случае холода или страха.
  2. Ненамеренные средства. Связаны с привычками людей (почесывание виска, болтание ногами, прикусывание губы).
  3. Коммуникативные сигналы. Передают краткие сведения об объекте, событии или состоянии.

Существуют также универсальные известные всем сигналы, характерные для конкретной культуры. Яркими примерами выступают стиль поведения, форма одежды, условные знаки приветствия и прощания.

Коммуникации невербального общения

Невербальные средства общения – это система знаков, дополняющая, усиливающая или заменяющая речь:

Важно! Специалисты невербальной психологии объединяют перечисленные виды коммуникации в различные формы передачи информации: знаково-символические, оптико-кинетические, такесические и фонационные (звуковые).

Виды невербального общения

Жесты

К невербальным жестам относят выраженные движения головой, руками, пальцами, сопровождающие высказывания, размышления. При необходимости обратить внимание на предметы людям понадобится помощь указательной жестикуляции. Подчеркивающие жесты подкрепляют высказывания. Демонстративное движение кистью поясняет положение дел. Касания партнера способствуют установлению социального контакта или получению знака внимания, ослаблению значимости информации. Производится жестикуляция в произвольной и непроизвольной формах.

Позы должны следовать нормам этикета. Открытые позы сидящей девушки в Европе и Америке имеют нейтральные значение, в Японии считаются аморальными. Положение взрослых людей, сидя на корточках, в большинстве стран имеет неприличное определение, в Южной Америке и Африке многие народы отдыхают в подобной форме. Использование стула оценивается как агрессия.

Позы силы и слабости

Позы силы и слабости

Позы при публичном обращении или деловом разговоре должны выражать открытость: руки расцеплены, ноги не скрещены, спина прямая. Если чуть податься вперед, поза будет воспринята как заинтересованность понятной темой. Сутулость сообщает о неуверенности, широко расставленные ноги и руки позволяют судить о доминировании. Постукивание рукой или ногой – проявление скуки, отсутствия времени, нетерпения. Собеседник принял закрытую позу – это может значить, что человек не верит или плохо воспринимает информацию. Ноги повернуты к выходу, человек хочет уйти. Голова наклонена вперед, собеседник внимательно слушает, анализирует.

Мимика

Мимикой принято называть выразительное движение мышцами лица с целью проявления определенных чувств индивидуума. Виды мимики соответствуют функциям психики: умственные акты выражают мышцы вокруг глаз, околоротовые мышцы связаны с актами воли. Чувства подчеркивают общие мышцы лица, изменяющиеся в сознательной и непроизвольной формах.

Возможны разные формы мимических комплексов:

  1. Амимия заключается в отсутствии видимых мимических изменений.
  2. О напряжении могут говорить плотное закрытие рта, окаменелое состояние верхней части лица.
  3. Интерес легко распознать по легкому приподниманию или опусканию бровей, небольшому расширению и сужению век. Поле зрения увеличивается, фокусировка глаз обостряется.
  4. Улыбка может относиться к умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, используется при приветствии.

Мимика передает базовые эмоции (радость, грусть, гнев, удивление, отвращение), обеспеченные врожденными нейронными программами, а также ложную информацию.

Мимическое отображение эмоций

Мимическое отображение эмоций

Дистанция

Нормы приближения двух людей определены в науке четырьмя промежутками:

  1. Интимный. Отрезок длиной 0…45 см считается оптимальным для общения близких людей.
  2. Персональный. Промежуток 45…120 см выдерживается при общении со знакомыми людьми.
  3. Социальный. Расстояние 120…400 см рекомендовано при официальных переговорах, беседе с чужими людьми.
  4. Публичный. На дистанции 400…750 см не считается грубостью обменяться парой фраз, данный промежуток соблюдается при выступлениях перед аудиторией.

Согласно учениям обществознания, для людей различных возрастов, половой принадлежности, социального статуса правила варьируются. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, относительно подростков. Мужчины занимают отдаленные позиции, в отличие от женщин. Спокойный человек максимально приближается, неуравновешенный – держится дальше. Люди обращаются на большой дистанции к собеседникам выше статусом. Национальность также играет роль. Азиаты взаимодействуют на более коротких промежутках, чем европейцы, городские жители – ближе поселенцев малонаселенных пунктов.

Интонация

Просодика (тон голоса, тембр, сила звучания, паузы) регулирует поток речи, дополняет или замещает высказывания, выражает эмоциональное состояние. Важным является умение слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, выражающие чувства и мысли собеседника:

  • волнение проявляется низким тоном голоса, быстрой обрывистой речью;
  • энтузиазм выдают громкий голос, четкая уверенная речь;
  • усталость легко определить по низкому тону голоса, ослаблению интонации к концу предложения;
  • признаками высокомерия могут выступать медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • неуверенность ощущают собеседники, допускающие ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Голос содержит много информации о владельце. Опытные специалисты по голосу способны изучать возраст, место жительства, характер и темперамент хозяина. Люди, обладающие способностью резко менять высоту голоса, общительнее, увереннее и приятнее монотонных или неуверенных собеседников.

Одежда говорит о человеке

Одежда говорит о человеке

Одежда

При формировании образа человек примеряет роль в обществе, внутренние позиции. Ключевой характеристикой является не мода, а направление стиля, цветовая гамма. Экстраверты делают ставку на ярких сочных цветах. Интроверты выбирают темные тона, невзрачные, полутона, черные, постельные, бежевые, серые. Яркие и крупные украшения также могут являться средством проявления эгоцентризма и высокого статуса человека (или индивид сам желает того).

Особенности невербального общения

Невербальное общение – это ситуативное отражение личностных характеристик людей: настроя, эмоционального фона, отношения к окружающим и теме. Данная коммуникация непроизвольна и спонтанна, ее сложно разделить на отдельные элементы (позы, мимику, ольфактонику), в этом заключается ключевая особенность невербалики. Жесты, интонацию, взгляд трудно изучить или отредактировать, потребуются годы и десятилетия. Но даже обученные люди могут пойматься на лжи при несоответствии одной части коммуникации другой. Языку жестов доверяют больше, он воспринимается на уровне интуиции.

Открытая поза на переговорах

Открытая поза на переговорах

Невербалика – это важный элемент общения, несущий 60-80 % информации телом, только 20-40 % коммуникации реализуется словами. Стоит закрыть глаза и спрятать руки, если нужно скрыть неискренность, – такой вывод сделал один наблюдательный служащий английского суда.

Видео


Использование невербальных средств в рамках деловых коммуникаций

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Роль невербальной коммуникации в деловом общении

Роль невербальных средств коммуникации в современном деловом общении состоит в том, что она помогает увеличить эффективность ведения переговоров. У человека появляется набор инструментов, которые могут оказать влияние на партнёра, точнее, на его подсознание, чтобы он принял нужную точку зрения в переговорах. Главное, что все это происходит не явно, а как бы невзначай.

Невербальные сигналы могут выполнять следующие роли:

Особенности невербальной коммуникации в деловом общении

Особенности использования невербальных сигналов состоят в том, что человеку нужно использовать их не сильно явно.

Многие деловые люди уже изучали основы и более углублённые курсы, которые посвящены невербальном жестам, так что если применять всё излишне показательно, то это легко будет замечено и все действия будут иметь обратный эффект, так как человек поймёт, что им хотят манипулировать.

В процессе делового общения все производят массу невербальных жестов, но когда это делается специально, то, особенно у новичков, это получается очень заметно. Таким образом, перед использованием нужно изучить не только теорию применения, но и практику. [4]

Методы невербальной коммуникации в деловом общении

Существуют различные методы, которые используются при установке невербальной коммуникации. В них могут входить:

Кинесика, как совокупность поз, жестов и движений, которые дополняют речь им делают её более выразительной. Этот метод помогает поддерживать внимание слушателя и акцентировать те моменты, которые являются самыми важными для рассказчика. Здесь важно соблюдать однозначность толкования, так как в ином случае могут возникнуть нежелательные последствия.

Тактильный метод. Если собеседник находится очень близко, то нередко применяется метод прикосновений. Все тактильные виды невербального общения можно разделить на профессиональные, любовные, дружеские и ритуальные. Естественно, что в деловой сфере используются профессиональные прикосновения. Они призваны вызвать больше доверия у человека, но при этом нужно учитывать культурные факторы, которые в каждой стране могут сильно отличаться. [2]

Сенсорика. В данном методе идёт воздействие на зону чувственного восприятия собеседника. Это могут быть запах, вкусы, восприятие цветовых сочетаний, ощущение температуры и так далее. Именно по этой причине подготовка внешней обстановки оказывается очень важной.

Проксемика. В основе этого метода лежит пространственное отношение. Здесь значение оказывают такие вещи, как расстояние между собеседниками. Можно выделить такие типы проксемики, как публичная, социальная, личностная и интимная.

Хронемика. На первом месте становится время, когда выгодно затягивать время встречи, или же ускорять его.

Метод паравербальной коммуникации включает в себя особенности тембра голоса, интонации и ритм речи, которые могут со временем меняться.

Культура речи и невербальная коммуникация в деловом общении

Когда дело ведётся с профессионалами, то культура речи является тем параметром, который должен быть у собеседников по умолчанию.

Никакие невербальные воздействия не смогут оказать должного влияния, если будет отсутствовать культурная составляющая.

Здесь необходимо иметь правильную постановку тона, точно произносить слова, не делая классических ошибок, употребляя неправильные словосочетания и расставляя ударения не в тех местах. Речь не должна выходить за рамки делового общения несмотря на то, что многие невербальные методы призваны дружески расположить собеседника. Любое применение методик требует предварительной практики.

Пространственная организация общения

Несомненно, что на проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы, но общие закономерности при этом сохраняются. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку:

персональное (от 46 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

публичное (более 400) – при выступлении перед различными аудиториями.

Интимная зона – самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность.

Личная зона – это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках.

Социальная зона – расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем.

Публичная зона – расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей.

Скученность людей на концертах, в транспорте и лифте приводит к неизбежному вторжению в интимные зоны друг друга. Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например в автобусе, или в лифте. Это следующие правила:

Не желательно разговаривать, даже со знакомыми;

Не рекомендуется смотреть в упор на других;

Лицо должно быть совершенно беспристрастным – никакого проявления эмоций;

Если у вас в руках книга или газета, то вы должны быть полностью погружены в чтение;

Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения;

В лифте следует смотреть только на указатель этажей.

Как можно заметить, в нашей культуре эти правила действуют мало. Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей человека (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию).

Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья – рядом, участники деловой беседы – через угол стола, конкуренты – через стол. [ 5 ]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Пиз Алан и Барбара. Новый язык телодвижений. [Текст] - М.: ЭКСМО, 2005

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. [Текст] - СПб.: Питер, 1997.

Этика деловых отношений [Текст] Московский государственный университет печати, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова

Атватер И. Невербальное общение // Психология влияния [Текст] СПб.: Питер, 2001.

Читайте также: