Признаки государства государственный суверенитет кратко

Обновлено: 02.07.2024

Современные исследователи в области права, под государством понимают такую организацию политической власти, которая позволяет осуществлять управление социумом на вверенной территории, обеспечивать на ней порядок и стабильность.

Рассматривая его с политологической точки зрения, государство является уникальной организацией, которая имеет ряд характерных для нее признаков, атрибутов, функций, не имеющих аналогов.

Ученые, которые занимаются проблемами государства и права, выделяют несколько основных признаков, которые присущи правовому государству, одним из основных является суверенитет.

Под суверенитетом понимают наивысшую, неограниченную власть государства по отношению ко всем лицам и организациям, которые действуют на территории данного государства.

Также многие ученые добавляют к данному определения и/или ставят в его основу независимость, то есть возможность вести свои внутренние дела и проводить внешнюю политику независимо от других государств и иных политически активных субъектов.

Суверенитет как признак государства

Любой субъект права, который признан государством, вправе осуществлять свою высшую власть в рамках обозначенной для него территории. Данный субъект самостоятельно определяет характер взаимоотношений с другими государствами, которые не имеют права вмешиваться во внутреннюю политику этой страны. Суверенитет является неотъемлемым признаком любого государства вне зависимости от величины территории, политического, социально-экономического, религиозного уклада и любых других факторов.

Государственный суверенитет включает в себя несколько ключевых для любого государства понятий, таких как:

  • Единство/неделимость территории;
  • Неприкосновенность его территориальных границ;
  • Невмешательство во внутреннюю политику.

В случае вмешательства иностранного государства и/или его представителей во внутренние дела государства, нарушение его границ, то говорится о нарушении суверенитета. Нарушение суверенитета является признаком слабости данного политического образования, его неспособности защитить свои интересы и интересы своих граждан от влияния из вне.

Готовые работы на аналогичную тему

Суверенитет включает себя ряд следующих аспектов:

  • Экономический аспект суверенитета любого государства предполагает владение определенной территорией, собственностью, культурными и иными ценностями.
  • Политический аспект суверенитета любого государства заключается в стабильности и развитости политических институтов внутри данного образования.
  • Правовой аспект суверенитета для любого государства заключается в законодательном закреплении его основ как на внутриполитическом, так и на международном уровнях. Законодательно должны быть закреплены основы территориальной целостности страны, равенство всех государств на международной арене, невмешательство во внутриполитические дела государства, а так же право наций на самоопределение.

Суверенитет, являясь признаком государства, характеризует его как особого субъекта политических отношений, а так же как основной компонент политической системы общества.

В рамках теории конституционного права принято выделить три основных разновидности суверенитета, которые находят выражение в следующих положениях:

Богиня правосудия

Основополагающие принципы государственного суверенитета:

  • неотчуждаемость (суверенитет не нуждается в чьём-либо признании и не может быть отменён);
  • невмешательство других государств во внутренние дела;
  • способность обеспечить единство и неделимость государственной территории.

Если другое государство или иная внешняя сила пытается влиять на решения государства или совершает какие-либо другие действия, противоречащие перечисленным выше принципам, это называется нарушением суверенитета.

Наличие суверенитета – основной признак государства. Перефразировав это утверждение, можно сказать, что наличие государственного суверенитета является главным признаком, позволяющим отличить страну от прочих территориальных образований, обладающих схожими с ней свойствами.

Составляющие суверенитета

Обязательными являются такие элементы государственного суверенитета как:

  • Верховенство государственной власти. Государству принадлежит вся полнота власти, и оно регулирует все правовые отношения в обществе на своей территории. При этом нет другой власти, которая стояла бы выше государственной. Но в демократических государствах источником власти является народ, который может оказывать на неё влияние посредством специальных процедур (выборы, референдумы, петиции).
  • Единство государственной власти. Данный принцип подразумевает, что существует единая система, которая четко разграничивает полномочия и сферы ответственности отдельных органов власти. При этом общая компетенция органов, входящих в эту систему, полностью покрывает все полномочия, которые необходимы для управления государством. Также в такой системе обычно присутствует главный орган, которому подчиняются остальные.
  • Независимость государственной власти. Государство монопольно владеет правом на принятие любых решений, и никакая внешняя сила не должна навязывать ему свою волю.

Признаки суверенитета

У государственного суверенитета есть два измерения: внутреннее и внешнее. Следовательно, основные признаки также можно разделить на две соответствующие категории.

Внутренние признаки:

  • Государственная власть действует на всей территории страны и распространяется на всех граждан, а также на все организации, действующие на этой территории.
  • На своей территории государственная власть полностью самостоятельна и не зависит от каких-либо внешних сил.
  • Государственная власть выше любых общественных организаций и может отменять их решения, если они нарушают закон.
  • Государство обладает монополией на насилие и принуждение, а также на контроль над армией, правоохранительными органами и пенитенциарной системой.
  • Государство устанавливает законы и регулирует отношения во всех сферах жизни общества на собственной территории.

Внешние признаки:

  • Признание остальными странами как равного партнёра.
  • Самостоятельность в международных делах.

Виды суверенитета

С точки зрения современной политологии, существует 3 вида суверенитета: государственный, народный и национальный. Они тесно связаны между собой, и всё же их следует различать. Чтобы лучше понять различия между ними, рассмотрим каждый из них подробнее:

  • Государственный. Данную форму суверенитета впервые подробно описали Жан Боден и Томас Гоббс, изучавшие процессы усиления европейских монархий в 15-16 веках. В их понимании суверенитет – это абсолютная власть, находящаяся выше законов.
  • Народный.Данное понятие ввели философы Нового времени Джон Локк и Жан-Жак Руссо. Оно отражает в себе назревшие в тот период недовольство общества политической ситуацией. Локк и Руссо определяли народный суверенитет как принадлежность власти народу страны. Под этим подразумевается, что народ обладает средствами и возможностью для реального влияния на деятельность государства. Осознавая это, государство также проводит политику, которая отражает интересы народа.
  • Национальный.На рубеже 19-го и 20-го веков во всём мире активизировались движения, направленные на деколонизацию национальных территорий и создание из них полноценных государств. Национальный суверенитет подразумевает, что нация обладает правом на самоопределение с целью сохранения своей культуры, языка, традиций и прочих ценностей.

В современном мире суверенитет любого государства в той или иной мере основывается на народном и национальном суверенитетах. Соответственно, деятельность государств направлена на то, чтобы защищать интересы своих народов и отдельных наций, составляющих эти народы.

Суверенитет в понимании философов

В понимании Бодена суверенитет – это функция, которую может выполнять любой человек или организация. При этом он описывал суверенитет как абсолютную власть, являющуюся источником закона и стоящую превыше этого закона. Он считал, что суверенная власть подчиняется только божественным и природным законам.

Следующим мыслителем, развившим и расширившим понятие суверенитета, стал английский философ Томас Гоббс. Будучи сторонником договорной теории возникновения государства, он решил освободить это понятие от религии. Доработав концепцию Бодена, Гоббс предложил новую трактовку суверенитета.

Он определял суверенитет как абсолютную высшую власть, которая контролирует все остальные инстанции, сама же не подчиняется никому. Эта власть устанавливается волей граждан, но не может быть произвольно снята ими в любой момент. Приняв эту власть, они обязались подчиняться ей, и теперь должны соблюдать это обязательство. Суверен со своей стороны обязан уважать взаимный договор с гражданами и заботиться о безопасности государства и народа.

Английский философ Джон Локк первым поставил закон выше правителя. То есть, по его мнению, суверенитет подразумевает, что все граждане, включая монарха или иного правителя подчиняются одним и тем же законом. Верховная власть при этом принадлежит народу, а власть суверена имеет определённые ограничения. Кроме того, Локк показал важность разделения государственной власти на ветви и наличия конституционного контроля над этими ветвями.

Франко-швейцарский философ Жан-Жак Руссо считал, что государство является продуктом общественного договора, дающего ему власть над участниками этого договора. Фундаментом для данной власти является народная воля, поэтому её нельзя отобрать. Точка зрения Руссо интересна тем, что философ допускал возможность существования внутреннего суверенитета без внешнего. То есть, государство вполне может обладать всей полнотой власти на своей территории, но не быть достаточно самостоятельным в международных делах или оставаться не признанным другими странами.

Суверенитет в России

На протяжении практически всего времени существования Советского Союза Россия не обладала суверенитетом. Как и другие республики, она подчинялась верховной власти СССР. Днём обретения суверенитета считается 12 июня 1990 года (чуть больше чем за год до распада СССР), когда была подписана Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Это не подразумевало выхода из состава Союза, однако означало, что РСФСР больше не подчиняется его руководству.

Этим документом Россия отказалась от обязанности выполнять распоряжения советского руководства. Также в нём закреплялись и некоторые другие нововведения, такие как расширение прав регионов и разделение властей. Сегодня все знают, что 12 июня – это День России. Однако не все в курсе, что данный праздник учреждён в честь подписания декларации о суверенитете.

Отличия суверенитета от независимости

Суверенитет – это политическое свойство государства, подразумевающее не только самостоятельность в делах, но и верховенство государственной власти. Кроме того, фактическая независимость не подразумевает обязательного международного признания. Таким образом, независимость и суверенитет – это тесно связанные политические понятия, и ни одно из них нельзя отделить от другого так, чтобы оно не поменяло своего смысла.

1 ) верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;

2) независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта.

3) суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, государственная власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С другой стороны, верховенство власти ограничивается нахождением государства в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств). Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям.

4) государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту - государству

5) международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях.

Суверенитет государства не беспределен, внутри страны он ограничен суверенитетом народа, вне страны - принятыми нормами отношений между государствами.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

Внешняя – независимость государственной власти;

Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

Внешний суверенитет проявляется в признании данного государства международным сообществом, то есть являться субъектом международных отношений, в осуществлении самостоятельной внешней политики и не вмешательство других государств во внутренние и внешние дела других государств.

Внутренняя – верховенство власти;

Исключительное право представлять все общество, а не части. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения.

Признаки государственного суверенитета:

С внутренней стороны:

Верховенство государственной власти – то есть ее распространение на всех лиц на территории данной страны и обеспечивается с помощью законов и аппарата власти;

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

Универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

Государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;

Наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает, например, армия, полиция, тюрьмы;

Монопольную возможность применения таких средств воздействия, принуждения, силовых методов, которыми не располагают другие субъекты политики;

Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических;

Самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

С внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны;

Признаки гос суверенитета

Суверенитет - важнейшая характеристика политико-правовой сущности государства. Он означает верховенство и независимость власти. Это такое свойство власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела.

Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчиненность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.

Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией.

В качестве суверена государство полностью распоряжается территорией в пределах государственной границы, т.е. обладает территориальным верховенством. Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями.

Государство обязано пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также обеспечивать свою экономическую, политическую и информационную независимость. Оно обеспечивает защиту населения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение - одной из важнейших государственных функций.

Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.

В широком толковании термин "суверенитет" означает также верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал рассматривать суверенитет как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 - 1596 гг.).

Понятие "суверенитет" имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя - весьма относительной.

Если Ж. Боден признавал за государственным суверенитетом такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами.

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны. . читать далее .

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.


О чем эта статья:

Понятие государства

Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Сегодня это слово имеет другое определение: государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Французская Республика.

Названия государств

У большинства государств есть два названия:

Полное — официальное, протокольное. Используется, если речь идет о государстве как о юридическом лице, например, в договорах и законах.

Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Краткое — географическое. Используется, когда про государство говорят как о стране, в контексте географии и экономики.

Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Признаки государства

Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

  • единство территории;
  • законодательная деятельность;
  • суверенитет;
  • монополия на применение силы (легальное принуждение);
  • обязательность членства (гражданство);
  • налоговые сборы;
  • публичная власть.

Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

  • государственные символы;
  • единый язык общения;
  • армия;
  • национальная валюта.

Государственные символы

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

Функции государства

У государства есть внутренние и внешние функции:

Какие функции у государства внутри страны:

  • Экономическая: государство развивает экономику. А именно: создает государственные предприятия, финансирует промышленность, сельское хозяйство и другие области и принимает законы в экономической сфере.
  • Правоохранительная: государство обеспечивает правопорядок. А именно: защищает права и законные интересы человека, следит за соблюдением законодательства гражданами, организациями и государственными органами.
  • Социальная: государство обеспечивает защищенность личности и условия жизни для всех членов общества. Например, выплачивает пенсии, платит пособия по безработице, оказывает помощь многодетным семьям.
  • Культурно-просветительская: государство поддерживает культурную жизнь и обеспечивает образовательный уровень граждан, создает условия для их участия в культурной жизни, науке, искусстве.
  • Экологическая: государство борется с загрязнениями окружающей среды в своей стране. Например, с помощью закона запрещает загрязнения и наказывает за их нарушения.

К внешним функциям государства относятся:

  • Оборонительная: государство защищает граждан от внешних угроз, охраняет границы (пограничные войска), обеспечивает работу таможни.
  • Экономическое сотрудничество с другими странами: государство устанавливает многообразные экономические и научно-технические связи между странами.
  • Борьба за мир и мирное существование: государство отказывается от войны как способа решения спорных вопросов с другими государствами и разрешает их путем мирных переговоров.
  • Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами: государство обеспечивает обмен между странами научным и культурным опытом. Например, участвует в работе ЮНЕСКО.
  • Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды: государство защищает и улучшает окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений.

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

  • формы правления — кто руководит страной и как передается власть;
  • формы государственного устройства — как делится территория и как части взаимодействуют между собой;
  • политического режима — какими способами осуществляется власть.

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

  • Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках монарха.
  • Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
  • Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.

Республика — форма правления, при которой верховная власть избирается и имеет срок правления. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

  • Пример президентской республики: США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
  • Примеры парламентских республик: Германия и Италия, в которых главой государства считается премьер-министр, который возглавляет победившую партию.
  • Пример смешанной республики: Франция, где широкие полномочия есть и у парламента, и у президента.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой регионы не самостоятельны и подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Франция, Испания, Япония.
  • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
  • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865), Евросоюз, СССР.

Современная Швейцария по традиции называется Швейцарской Конфедерацией, но на деле имеет признаки федеративной республики.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

  • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников. Примеры демократии: современные Франция, Швеция, Индия.
  • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляет один человек или элитарная группа, партия при минимальном участии народа. Пример авторитаризма: СССР эпохи застоя, современный Китай.
  • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека. Примеры тоталитаризма: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

Теории происхождения государств

Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

  • Раннее государство — организационно и социально неполное. Примеры ранних государств: государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы.
  • Развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае.
  • Зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами и нациями. Является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Отличительная черта зрелых государств — их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первые развитые государства: Англия, Франция, Китай.

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

  • те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
  • те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, у которых небольшая территория и численность населения, называют карликовыми. Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

  • государство-нация — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

Читайте также: