Приведите возможные пути урегулирования конфликтов на северном кавказе и других регионах рф кратко
Обновлено: 05.07.2024
Информационный сборник: №2 Февраль, 2013
Статья: Проблема формирования современной модели урегулирования этнополитических конфликтов на Северном Кавказе
В статье представлен обзор возможных вариантов решения острых этнополитических проблем на Северном Кавказе, предлагаемых представителями различных внутренних и внешних политических сил.
1. Горизонтальные (симметричные) конфликты, т.е. конфликты между различными этническими группами или политико-административными образованиями, разделенными общей административной границей в рамках единого государства.
3. Международные конфликты с геополитическим измерением, т.е. конфликты между Россией и внерегиональными силами (Турция, Иран, Англия, Германия, США, НАТО).
Модели (проекты) урегулирования этнополитических
конфликтов на Северном Кавказе
Как отмечают исследователи северокавказских конфликтов, серьезной проблемой является отсутствие у федерального центра достаточной концептуальной базы для регулирования этнополитических процессов на региональном уровне. Этот вакуум заполняют многочисленные проекты и модели, предлагаемые внутренними и внерегиональными силами.
11 октября 2010 г., видимо в порядке наполнения этой идеи, грузинское руководство объявило о введении безвизового режима для жителей Северного Кавказа, а в начале марта 2012 г. безвизовый режим был распространен на всех граждан России.
Адыгские националисты поднимают вопросы признания геноцида адыгов в Кавказской войне, права на репатриацию диаспоры и возвращения территорий под репатриацию. На эту работу мобилизованы зарубежные черкесские организации, многочисленные научно- исследовательские центры и агентства европейских стран и США. Активность адыгских националистических сил возрастает в связи с приближением Олимпийских игр в Сочи.
Концепция создания Кавказского эмирата (полное название — Исламское государство Имарат Кавказ, провозглашено 7 октября 2007 г.). Кавказский эмират сегодня — фактически сложившаяся параллельная власть, представляющая собой разветвленную сетевую структуру со всеми институциями, включая судебную.
Эксперты считают Имарат Кавказ уникальной этнофундаменталистской моделью, жизнеспособность которой они объясняют сращиванием салафитской идеологии авторов проекта с северокавказскими формациями и общественными институтами. Она адаптировалась к современным общественно-политическим условиям Северного Кавказа.
Объединительные проекты на Северном Кавказе. В последнее десятилетие озвучено несколько проектов, в основе которых лежат идеи укрупнения или объединения северокавказских субъектов федерации. В числе наиболее обсуждаемых планов следует назвать создание единого образования по образцу Горской республики, воссоединение Чечни и Ингушетии, объединение Адыгеи с Краснодарским краем, создание Северокавказского края в составе Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечни и Ставропольского края, образование в рамках реформы административно-территориального деления России Северокавказской и Причерноморской укрупненных губерний.
Субъекты Северного Кавказа в своем большинстве не приняли проекты укрупнения. В сегодняшней северокавказской среде, где сохраняется глубокая этническая дифференциация, традиционализм, приверженность авторитарным партийно-советским методам управления, такие идеи практически неосуществимы. Правящая северокавказская элита, судя по всему, опасается, что это будет новый передел, что создание новой административной карты нарушит сложившееся в регионе равновесие. Поэтому она предпочитает сохранить статус-кво, считая, что главное — улучшение управления, а не административные переделки.
Образование Северо-Кавказского федерального округа как политико-управленческое решение. Образование СКФО фиксирует важность северокавказского фактора в управленческой системе Юга России. Полагают, что главная цель образования СКФО - стабилизация обстановки и обеспечение устойчивого развития в одном из наиболее конфликтогенных регионов России, весьма сложном для управленческого воздействия. Высказывается предположение, что это решение - лишь промежуточный вариант и оно ориентировано на перспективу, предполагающую переформатирование структуры северокавказских субъектов федерации, их укрепление в новой конфигурации с учетом накопленного опыта.
Предлагаемые модели (проекты) урегулирования этнополитических противоречий на Северном Кавказе или остаются в вербальной форме, или исходят от внутренних и внерегиональных сил с их радикальными установками в духе этноцентризма и исламского фундаментализма.
Проблема модели регулирования конфликтов на Северном Кавказе остается противоречивой и дискуссионной. С одной стороны, в условиях хронической этнополитической нестабильности, сохранения высокого террористического потенциала, не спадающей активности вооруженного подполья в регионе и оправданной практикуемая федеральной властью мобилизационная модель, которая предполагает силовое воздействие на чрезвычайно сложную конфликтную среду Северного Кавказа. Власть обязана обеспечить безопасность своих граждан, единство и территориальную целостность государства.
В то же время очевидно, что противоставить усиливающимся этнополитическим и этноконфессиональным рискам можно только программную государственную политику, в основе которой должна лежать социально-политическая модернизация региона. Здесь требуют ответа три ключевых вопроса. Во-первых, каков национальный потенциал самой федеральной власти? Во-вторых, существует ли серьезный запрос на модернизацию в северокавказских обществах? В-третьих, имеются ли на Северном Кавказе элитные группы и социальные слои, способные стать проводниками политики региональной модернизации?
Северный Кавказ не следует рассматривать как некий политический анклав, как абсолютно уникальный регион, требующий особых подходов. Модернизация форм регулирования и политическими процессами на Северном Кавказе может быть осуществлена только в рамках единого политического пространства России путем реформирования всей политической организации российского общества, через переход к новому качеству общественных отношений.
В практическом плане встает задача адекватной оценки ситуации в регионе, и только на такой основе возможна выработка реальной политики по трансформации этнополитической жизни Северного Кавказа. Здесь нужна проективно-профилактическая работа, в которую специалисты включают разработку методик обращения с конфликтами. Важнейший акт обращения с конфликтами - признание их государством и обществом, что влечет за собой включение конфликтов в систему трансформации на правовом, политическом, экономическом и других уровнях.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Причины , участники , содержание , результаты вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе .
Цель занятия: показать сущность национальной политики России, определить проблемы национальной политики РФ и основные пути их разрешения, адать нализ ситуации на Северном Кавказе
Краткие теоретические сведения
1.Национальная политика России
Национальная политика в России - комплекс политических и организационных мер, проводимых властями России в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории. Россия представляет собой сложное полиэтничное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Этническим ядром страны являются русские, составляющие более 80% ее народонаселения. Однако это не позволяет отнести страну к типу моноэтнических государств по ряду причин: во-первых, территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность и не ассимилировавшихся с русским большинством; во-вторых, за советский период истории России многие ее народы сформировали основы своей государственности, которая осознается в настоящее время как величайшая ценность и историческое достижение; в-третьих, вследствие противоречивости национальной политики советского периода (направленной одновременно и на унификацию народов, и на организацию их государственности) повсеместно в СССР, и в России в том числе, сложилась этническая стратификация, в основе которой лежат различия в экономическом, демографическом и политическом статусах народов. Разрушение сложившейся политической системы в СССР происходило параллельно с возникновением и развитием этнополитической напряженности и конфликтности.
Можно выделить четыре региона активного проявления этнополитического процесса: 1) российский север (территория расселения финно-угорских народов) 2) южно-сибирский район (зона политической активности якутов тувинцев, бурят) 3) татаро-башкирский район 4) северокавказский.
Наиболее конфликтогенной является проблема государственного строительства в республиках Северного Кавказа.
Анализ и характеристика геополитической ситуации
на Северном Кавказе
Во-вторых, Северный Кавказ представляет собой сложную систему межнациональных, кланово-родовых, властных и федеративных отношений.
Под Кавказом в географическом плане, как правило, понимается Северный Кавказ, принадлежащей России, и Южный Кавказ (Закавказье), на территории которого расположены три постсоветских государства: Грузия, Армения и Азербайджан. Однако в расширенном геополитическом и стратегическом отношении Кавказ – это и те страны и организации, чья политика и деятельность в этом регионе прямым или опосредованным образом угрожают национальным интересам и безопасности Российской Федерации. В этом случае на геополитическом пространстве Кавказа появляются такие силы как США, ЕС и НАТО. Помимо этого, свои интересы в регионе имеют Турция, Иран, Саудовская Аравия и ряд других государств исламского мира.
Кавказ остается сегодня наиболее проблемным и уязвимым направлением во внутренней и внешней политике Российской Федерации. В течение последних двух десятилетий здесь произошло семь вооруженных конфликтов, последствия которых до сих пор оказывают негативное влияние на общее состояние военно-политической обстановки в этом регионе и на ряде российских территорий, влючающих российский Северный Кавказ и области, граничащие с ним. Это армяно-азербайджанский вооруженный конфликт из-за Нагорного Карабаха (1989-1994 гг.); первая грузино-южноосетинская война (1991-1992 гг.); осетино-ингушский конфликт 30 октября – 2 ноября 1992 г. из-за Пригородного района Владикавказа; вооруженное вторжение Грузии в Абхазию и война в этой стране (1992-1993 гг.); две чеченские войны (1994-1996 гг. и 1999-2000 гг.); грузино-южноосетинский и грузино-абхазский вооруженные конфликты в августе 2008 г. Во всех этих конфликтах в той или иной форме (от миротворческих мисий и до применения своих войск) принимала участие Россия, что только подтверждает стратегическую важность кавказского направления для современного российского государства.
Террористическая война против России преследует цель оторвать Северный Кавказ от РФ и создать на его территории исламского государства, опирающегося на внешнюю поддержку крупных государств исламского мира, мировой исламской финансовой олигархии, структуры международного терроризма и стратегических оппонентов России из числа региональных и мировых западных держав.
Основные цели государственной политики России в этом регионе.
Проблемы Северного Кавказа настолько серьезны, что требуют мобилизации существенных ресурсов всей страны, ответственной экспертной проработки, последовательных политических и других необходимых действий со стороны государства и консолидации общественных усилий по обеспечению мира на Северном Кавказе. Четкая и недвусмысленная формализация целей и задач государственной политики на Северном Кавказе - необходимое условие взвешенности и сбалансированности такой политики. Основными целями этой политики должны быть:
- обеспечение территориальной целостности и безопасности;
- достижение социального преуспевания населения;
- обеспечение гражданского равноправия;
- сохранение и развитие культурного многообразия;
- предотвращение и разрешение этнополитических и межконфес-сиональных конфликтов.
Российское руководство понимает всю сложность сложившейся ситуации на Северном Кавказе и на Кавказе в целом и предпринимает конкретные шаги, способные предотвратить наступление политического кризиса. Одним из таких шагов, ставшем ответом на новые вызовы безопасности страны, стало принятие Президентом РФ решения о создании нового федерального округа - Северо-Кавказского (СКФО). 19 января 2010 года указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева был образован Северо-Кавказский федеральный округ, в состав которого вошли Ставропольский Край, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика.
.ЗАДАНИЕ. Ответить на вопросы
Что стало главной задачей национальной политики России после распада СССР?
Охарактеризуйте основные события двух чеченских войн в современной истории России.
По Конституции РФ покажите основы федеративного устройства современной России.
Какие существуют в России регионы активного проявления этнополитического процесса?
В чем состоит особое положение северокавказского региона РФ?
Приведите возможные пути урегулирования конфликтов на Северном Кавказе и других регионах РФ
Статья посвящена мало изученным аспектам урегулирования крупных конфликтов на постсоветском Северном Кавказе: в Пригородном районе Северной Осетии и в Новолакском районе Дагестана. На основе проведенного автором полевого исследования показано, что на современном этапе процесса урегулирования данных конфликтов в ряде случаев позитивную роль играют местные неформальные правовые нормы, не имеющие официального юридического закрепления, но исторически присущие народам региона. Рассматриваются конкретные функции этих норм и условия их применения. Показано, что наиболее важную роль неформальные правовые механизмы играют в регулировании процесса возвращения вынужденных переселенцев в зоны конфликтов и реституции их собственности.
Последние события на Северном Кавказе – убийство туристов, нападение боевиков на столицу Кабардино-Балкарии – город Нальчик, только подтверждают истинное положение дел, Кавказ на грани взрыва.
Накачка Северо-Кавказского региона деньгами окончательно сформировала паразитарные этнические властные структуры республик Кавказа. Не решены проблемы массовой безработицы, создания рабочих мест, высочайшего уровня криминальности общества. Криминальные группировки с Южного и Северного Кавказа расползлись по всей России, создавая очаги национальной напряженности.
Москва и местные этнические властные структуры сотрудничают в плане подавления исламского подполья. Но исламистов будет только больше, в исламе заложена программа стремления к справедливому мироустройству. Люди, не боящиеся идти на смерть ради своих убеждений, вызывают только уважение. Многие уже заметили, что окруженные радикал-исламисты дерутся до последнего, не сдаются в плен. Они ведут себя, как русские солдаты, в лучших своих качествах. Эта проблема не может быть решена только силовым путём.
Планы расселения безработных с Северного Кавказа, которые озвучила Москва и Хлопонин, только ещё более усилят радикал- националистические позиции, приведут к дальнейшему усилению этно-криминальных бандитских групп.
Что надо делать, чтобы решить Кавказскую проблему
- Нельзя отделять Северный Кавказ, как предлагает часть русских националистов и либеральных деятелей. Это будет провал столетних усилий Российской империи и Красной империи по укреплению своих позиций на Кавказе. Мы получим зону непрерывной войны, где будут пролиты реки крови. Начнется война ингушей против осетин, ингушей поддержат чеченцы, осетин – Южная Осетия. Начнётся вторжение грузин на территорию Абхазии и Южной Осетии. Появится возможность создания Северокавказской федерации, которую возглавит Чечня как территория, имеющая подготовленные боевые подразделения и массу оружия. Усилится влияние турецких, английских, американских спецслужб. РФ получит миллионы беженцев, в том числе русских, что обострит социальную обстановку и так нелёгкую. Федерация Кавказа будет паразитарного типа, т. к. навыки производственной жизни, и так порядком размытые, будут окончательно утеряны. Россия получит всплеск похищений людей, набеги на русские районы, резкое усиление этнических мафий во всех крупных городах.
В итоге России опять придётся воевать, но уже со всем Кавказом, что потребует огромного напряжения сил и больших потерь.
- Немедленно сменить всех глав северокавказских регионов и всю верхушку администрации на русских, прежнюю администрацию предать суду, там почти нет невинных. Порядок на Кавказе возможен только, когда всем будут управлять русские, иначе - кумовство, клановость.
- Ликвидировать все национально-территориальные образования, создать области.
- Национальную политику надо проводить в духе Российской империи, а не СССР: в ауле можешь жить по своим законам (танцевать народные танцы на площадях, наказывать палками бл. ей, пьяниц, бездельников, резать баранов на праздники и т. п.), а в остальном должно действовать русское право.
- Полная ликвидация этно-криминальных группировок по всей России, беспощадно и быстро, в течении недели. Все явки, адреса, фамилии у МВД и ФСБ есть.
- Создание программы восстановления промышленности, сельского хозяйства, туристической отрасли и зон оздоровления (для детей, стариков, ветеранов войн), все простые жители кавказских областей должны иметь возможность мирно трудиться на своей земле.
Читайте также: