Приватизация в великобритании кратко

Обновлено: 02.07.2024

Несмотря на проведенную в середине 1980-х гг. приватизацию объектов ряда отраслей (угольная промышленность, энергетика, железнодорожный транспорт) , государственный сектор продолжает играть важную роль в экономике страны.
Государственный сектор продолжает играть важную роль в экономике страны. Через бюджет перераспределяется 40% национального дохода. (1979 г – лето 1984 года) характеризовался преимущественно продажей предприятии конкретных отраслей. Это мотивировалось необходимостью снизить потребность госсектора в дотациях. Это были небольшие по размерам компании.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Приватизация в Великобритании.pptx

Приватизация в Великобритании

    • Несмотря на проведенную в середине 1980-х гг. приватизацию объектов ряда отраслей (угольная промышленность, энергетика, железнодорожный транспорт) , государственный сектор продолжает играть важную роль в экономике страны.

    Государственный сектор продолжает играть важную роль в экономике страны.

    20% потребительских расходов

    9% инвестиций в основной капитал.

    Через бюджет перераспределяется 40% национального дохода.

    Процесс приватизации Великобритании делится на 3 этапа

    1.(1979 г – лето 1984 года) характеризовался преимущественно продажей предприятии конкретных отраслей. Это мотивировалось необходимостью снизить потребность госсектора в дотациях. Это были небольшие по размерам компании.

    Масштабная приватизация в Великобритании проводилась в 1980-1990-х годах правительствами консерваторов Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора. С молотка ушли BP, British Gas и British Coal, British Telecom, Rolls-Royce, Rover, British Airways, железные дороги. Всего с конца 1970-х до конца 1990-х в Британии было заключено 169 приватизационных сделок на сумму более $150 млрд. К этому времени в обществе накопилось недовольство неравномерным распределением прибылей и передачей в частные руки ряда чувствительных активов, например коммунальных служб. Этим воспользовались лейбористы во главе с Тони Блэром. В 1997 году они пришли к власти, пообещав ввести однократный налог для бизнесменов, получивших сверхприбыли от тэтчеровской приватизации (windfall profit tax). Благодаря этой мере удалось выручить £5,2 млрд. В то же время распродажа госсобственности продолжалась: в 2000-х были частично приватизированы лондонское метро и авиадиспетчерская служба.

    После объединения Германии перед немецким правительством встала задача приватизации 14 тыс. "народных предприятий" бывшей ГДР. Было создано специальное ведомство по управлению госсобственностью на востоке — Treuhandanstalt. К моменту своей ликвидации 31 декабря 1994 года эта структура приватизировала 12 162 компании, получив примерно 50 млрд дойчемарок. В 1990 году новые власти рассчитывали выручить от продажи имущества в ГДР 600 млрд марок, однако социалистические фабрики и заводы потребовали таких вложений, чтобы заинтересовать инвесторов, что в итоге был зафиксирован убыток в 270 млрд марок. На смену Treuhandanstalt пришли три специализированных агентства, управлявших оставшимися госпредприятиями (BvS), государственными недвижимостью (TLG) и земельными угодьями (BVVG). BvS ликвидировали в начале 2000-х годов. TLG с 2000 по 2011 год продало 26 тыс. объектов недвижимости за €1,04 млрд (под управлением осталось чуть более 1 тыс.). BVVG реализовало с 1992 года свыше 1,1 млн га земли, перечислив в бюджет €3,3 млрд.

    Британские власти определились с графиком крупнейшей приватизационной сделки последних десятилетий. Осенью 2013 года правительство планирует избавиться от акций Королевской почты. Как ожидается, эта сделка принесет в казну 4,75-6,35 трлн долларов.

    Помимо экономического эффекта для Великобритании приватизация почты, одного из немногих крупных активов, остающихся в руках государства, имеет важное психологическое значение. Почта — такой же символ британской нации, как Биг Бен и Тауэр. По закону на каждой почтовой марке красуется портрет монарха. Сами почтовые марки также были изобретены в Англии, в 1840 году в этой стране вышла первая в мире почтовая миниатюра. Коллекционирование марок (а равно и название этого занятия, филателия) тоже родились на британской почве.

    Как результат: в частные руки планируется перевести некоторые функции полиции; лондонская пожарная охрана передает обработку звонков на экстренный номер 999 на аутсорсинг внешней компании Capita; британские школы начинают самостоятельно зарабатывать деньги; транснациональные компании кружат вокруг больниц британской государственной службы здравоохранения NHS.

    1979-81. Эксперименты

    Консерваторы давно вынашивали идеи денационализации. В плане Ридли, разработанном для теневого кабинета Маргарет Тэтчер (альтернативного правительства оппозиционной партии, не находящейся у власти), была рекомендована политика разукрупнения государственного сектора и ослабления профсоюзов.

    Приватизация сначала не имела первостепенного значения на фоне других актуальных задач политики, например, ограничения роста зарплат для борьбы с инфляцией. Но первый кабинет Тэтчер успешно запустил первый этап приватизации некоторых крупных компаний, прежде всего авиастроительной компании British Aerospace и коммуникационной Cable & Wireless. Акцент был сделан на приватизации прибыльных предприятий для генерирования выручки и сокращения объемов госзаимствований.

    1982-86. Взлет

    В этот период правительство продало компании Jaguar, British Telecom, оставшиеся госдоли в Cable & Wireless и British Aerospace, Britoil и British Gas.

    1987-91. В головокружительном темпе

    Одержав победу на третьих выборах подряд, консерваторы чувствовали себя достаточно уверенно для того, чтобы развернуть самую активную приватизационную кампанию. На сей раз в списке продаваемых госактивов оказались British Steel, British Petroleum, Rolls Royce, British Airways, предприятия водо- и энергоснабжения. Решения правительства вызвали серьезное противодействие. Тем не менее, приватизационные меры продолжали внедрять в госсекторе.

    1992-96. Замедление и откат

    Четвертая подряд администрация консерваторов была слабой, очень быстро возникли разногласия по ряду вопросов, прежде всего относительно Европейского валютного союза. Но неолиберальные основы политики, заложенные Тэтчер, оставались в силе, и правительство продолжало курс на приватизацию в тех сферах, где видело такие возможности.

    1997-2001. Компромисс новых лейбористов

    Параллельно велась рыночная пропаганда. Питер Манделсон и его преемник в министерстве торговли и промышленности считали, что задача правительства — содействовать распространению предпринимательской культуры.

    2002-2008. Активное развитие PFI

    Второй и третий кабинет лейбористов активно продвигали инициативу дальнейшей приватизации и сокращения госсектора. Тони Блэр строил свою вторую кампанию в 2001 году на крайне непопулярной программе PFI.

    Расчет был в том, что даже если эта мера не пользуется поддержкой, победа на выборах станет подтверждением, что реальной альтернативы нет. И хотя в этот период крупных продаж не было, логическим завершением государственной политики в отношении государственной системы здравоохранения NHS была фактически приватизация этих услуг.

    Даже бюджетный кризис в системе здравоохранения, вызванный высокими издержками в системе PFI, не сбил энтузиазма.

    Реформа NHS, крупнейшей государственной системы бесплатного здравоохранения в мире, которой пользуются более 90% населения страны, направлена в том числе на расширение роли частного сектора. Даже при лейбористском правительстве поощрялись контракты NHS с частными медицинскими учреждениями, особенно при проведении плановых операций, например, по протезированию тазобедренного или коленного сустава.

    Пока лишь 3,5% таких операций проводится частными клиниками. В других сферах, к примеру, в психиатрии, роль негосударственных поставщиков медуслуг более заметна.

    Сегодня 5% бюджета государственного здравоохранения, то есть 1 из 20 фунтов стерлингов, поступает учреждениям, не входящим в систему NHS. И эту долю в результате реформы предполагается увеличить, сообщает Би-би-си.

    Критики сегодня обвиняют правительство в попытке приватизировать NHS. По мнению главы Королевской коллегии врачей-терапевтов Клэр Джерады, реформа превратит NHS в тысячи отдельных конкурирующих медицинских учреждений, в результате чего процесс лечения окажется фрагментированным — пациенты будут вынуждены обращаться в разные учреждения, не связанные между собой. Для NHS будет очень дорого отслеживать все эти отдельные организации в рамках системы.

    Только после мирового финансового кризиса маятник — пусть временно — качнулся в другую сторону, когда Гордон Браун был вынужден национализировать несколько разорившихся банков. Но даже тогда была ясная цель — вернуть эти компании в частные руки при первой возможности.

    На выборах в мае 2010 года впервые в послевоенной истории Великобритании было сформировано коалиционное правительство, так как победившая по числу мест партия (консервативная) не получила абсолютного большинства.

    Целью консерваторов с 2008 года было представить кризис глобального капитализма как кризис госрасходов. Приватизировав букмекерскую контору Tote, объявив о продаже Northern Rock и дальнейшей денационализации других банков, они указали, что будет продана и Королевская почта, а также дороги и значительные сектора образовательной системы и здравоохранения. Даже службы полиции, традиционного союзника консерваторов, частично будут переведены в частный сектор. Аутсорсинг будет развиваться во всех возможных направлениях.

    Но, если сравнивать с 1980-ыми, цель сейчас не в том, чтобы прежде всего сократить госзаимствования. Тори понимают, что продолжающийся экономический кризис — это не только бюджетная или финансовая проблема. Буксует частный сектор. Корпорации располагают триллионами, но не видят реальных возможностей их использования для прибыльных инвестиций. Американские компании имеют в резерве 1,7 трлн долларов, в еврозоне в частном секторе скопилось 2 трлн евро, у британского бизнеса незадействованных средств около 750 млрд фунтов, пишет The Guardian. И хотя идеологически консерваторы сейчас не имеют таких уверенных позиций, как в 1980-ые, судя по масштабам предлагаемых приватизаций, они рассчитывают преодолеть любое сопротивление.

    В историческом контексте приватизация, по всей видимости, отвечает на несколько дилемм, стоящих перед тори, резюмирует The Guardian. Распространяя рыночные стимулы, она размывает госсектор — базу политики лейбористов. Открывая перспективу получения прибыли в госсекторе, она вовлекает в оборот значительный объем капитала. Ослабляя влияние работников госсектора, она сдерживает взвинчивание заработной платы, то есть в теории повышает привлекательность инвестиций. Более того, благодаря рыночным принципам распределения ресурсов, приватизация благоприятствует тем, кто лучше всего контролирует рынок и — как получается в данном случае — тем, кто составляет социальную базу консерватизма.

    Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, основой участия государства в экономике являются экономические, в частности фискальные, меры. При этом государства стремятся уменьшить свое непосредственное участие в производственном процессе (например, Германия).

    В этой связи одним из основных способов управления федеральной собственностью становится приватизация предприятий. Рассмотрим опыт различных стран в проведении приватизации.

    Приватизация в Великобритании началась в 1979 году и продолжается до сих пор. Большую часть общей суммы в 97 миллиардов долларов, поступившей от приватизации в период с 1979 по 1995 гг., правительство Великобритании получило от приватизации 48 крупнейших компаний, таких как Бритиш Телеком, Бритиш Гэз, Бритиш Эйруэйз и Бритиш Петролеум. Среди других основных достижений британской программы приватизации можно назвать:

    1) значительно возросшую эффективность и прибыльность бывших государственных предприятий;

    2) значительный рост числа акционеров (от 4% взрослого населения в 1979 г. до более 25% в середине 90-х годов);

    3) значительное сокращение государственных субсидий ГП.

    Хотя бюджетный дефицит в стране по-прежнему большой, в 1995 году он составлял 6% от ВВП, общее влияние приватизации на состояние государственных финансов Великобритании было положительным. По данным "Евромани" (февраль 1996 г.), в 1981 году затраты на ГП обходились британским налогоплательщикам в 50 млн. фунтов стерлингов в неделю, выплачиваемых в форме субсидий; те же самые компании сейчас вносят в казну страны 55 млн. в неделю в форме налогов. Такой поворот событий не был бы возможен без приватизации.

    Основными чертами британской приватизации являются ее постепенность, акцент на получении прибыли, тщательная подготовка законных и нормативных рамок для каждого отдельного случая продажи.

    Великобритания стимулировала широкое владение акциями посредством особого внимания к их розничному распределению, установления скидок на предлагаемую цену, доступности акций через посредничество банков и широкомасштабных рекламных кампаний в средствах массовой информации, а также создания различных программ стимулирования покупки акций сотрудниками предприятий и структур, предлагающих акции.

    Еще одной характерной чертой была эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период, включая лицензирование и контроль за ценами, создание режима потолка цен, ограничивающего возможности приватизированных монополий в повышении цен. Регулирование с помощью установления потолка цен срабатывает гораздо лучше, чем традиционное регулирование на основе уровня возврата инвестиций, которое не способствует эффективности.

    Читайте также: