Приватизация в сша кратко

Обновлено: 02.07.2024

ПРИВАТИЗАЦИЯ (privatization) – широкомасштабная передача государственной или муниципальной собственности в собственность фирм или домохозяйств.

Задачи приватизации.

В 1970-е в развитых странах Запада начался переход от кейнсианских методов государственного регулирования к неоклассическим. Это предполагало значительное сокращение размеров государственного сектора, переход от прямых к косвенным методам централизованного регулирования экономики. Когда в начале 1990-х разрушилась социалистическая система, то в постсоциалистических странах приватизация тоже призвано была стать главным звеном реформ.

При приватизации преследуют три основные цели:

идеологическую – добиваться того, чтобы предпринимательство было основным саморазвивающимся институтом демократического общества;

экономическую – повысить эффективность работы страдающих от бюрократизма госпредприятий, а также оздоровить госбюджет путем ликвидации субсидий госпредприятиям и получения доходов от их распродажи;

социальную – снизить отчуждение трудящихся от средств производства, вовлекая их в число собственников.

Однако между приватизацией в странах с рыночным хозяйством и приватизацией в странах, где ранее была командная экономика, есть принципиальные различия.

Разгосударствление (деэтатизация от французского etate – государство) в высокоразвитых странах Запада – это переход от одной модели смешанной экономики к другой ее модели. Государственный сектор в этих странах мог не играть доминирующей роли, а функционировать на фоне рыночного механизма (Табл. 1). Поэтому здесь приватизация предприятий могла осуществляться относительно безболезненно, как правило, без острых социальных конфликтов (исключением была, например, Франция).

Таблица 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СТРАНАХ СМЕШАННОЙ И КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИКИ В 1980-е
Таблица 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СТРАНАХ СМЕШАННОЙ И КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИКИ В 1980-е
Страны смешанной экономики Доля в добавленной стоимости, % Страны командной экономики Доля в добавленной стоимости, %
Франция 17 СССР 96
Италия 14 Югославия 87
Великобритания 11 Польша 82
ФРГ 11 Китай 74
США 1 Венгрия 65
Источник: Савас Э.С. Приватизация – ключ к рынку. М., 1992

Проблемы проведения приватизации.

При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.

Первая проблема: кому передавать государственную собственность?

Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.

Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?

Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.

Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?

Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.

Приватизация в зарубежных странах.

Пионером приватизации в виде крупномасштабной экономической реформы в национальных масштабах стало в 1979–1987 консервативное правительство Великобритании М.Тэтчер.

Британская приватизация касалась энергетических компаний, транспортных предприятий, распродажи государственных квартир в полную собственность бывшим арендаторам. Стремясь добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий (Табл. 2), что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.

Опыт Великобритании по распродаже государственных предприятий был использован многими странами мира – и развитыми, и развивающимися.

В ходе приватизации в развитых странах им, как правило, удавалось повысить эффективность работы экс-государственных предприятий, страдавших от бюрократического управления и отсутствия конкуренции. Великобритания в результате реформ в определенной степени восстановила свой статус одного из экономических лидеров Западной Европы.

Среди развитых стран широкомасштабные приватизационные мероприятия проводились только Европе, поскольку в странах других регионов не было крупного государственного сектора.

Среди развивающихся государств наиболее активно и относительно успешно приватизация проходила в Латинской Америке. Лидирующую роль играла Мексика: на ее долю в конце 1980-х – начале 1990-х приходилось около 20% стоимости всех приватизационных сделок развивающихся стран. В Бразилии летом 1998 произошла самая крупная в мире приватизационная сделка – государственный телекоммуникационный холдинг Telebras был продан на конкурсных торгах за почти 19 млрд. долл.

В других развивающихся странах приватизация проходила менее успешно. В Африке сильная коррупция делала проведение приватизации скорее способом обогащения политической элиты, чем средством оздоровления экономики. В Азии государственное управление было относительно успешным, поэтому приватизация здесь оказалась менее широкой, чем в других регионах.

Если в развитых странах в покупке прав на приватизируемые предприятия участвовали в основном рядовые граждане, то в развивающихся странах большая доля бывшей госсобственности скупалась иностранными фирмами.

По данным Всемирного банка, к началу 1990-х национальные программы сокращения государственного сектора приняли более 80 стран. Следует подчеркнуть, что там, где проводилась приватизация, она привела к сокращению государственной собственности, но не к полной ее ликвидации.

Приватизация через акционирование в постсоветской России.

Под влиянием зарубежного опыта необходимость проведения приватизации обсуждалась уже в СССР. Однако практические преобразования собственности в России начались только в 1992.

На селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.

Основным способом приватизации в 1992–1993 стало акционирование – дробление прав собственности среди тысяч держателей акций.

Разработчиками программы реформы были подготовлены три варианта акционирования госпредприятий.

1. Базовая модельс преимущественным контролем государства: рабочий персонал приватизируемого предприятия имеет право на бесплатное получение привилегированных (не дающих права голоса) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме этого, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости за деньги и ваучеры, но не более чем на 6 минимальных окладов на работника. Администрация и руководство предприятия имели право приобрести не более 5% обыкновенных акций и не более чем на 2000 минимальных месячных окладов на человека.

Такую модель чаще всего выбирали коллективы крупных капиталоёмких предприятий, у которых не было финансовых возможностей приобрести значительный пакет акций своего предприятия.

2. Модель с преимущественным контролем работников предприятия – трудовой коллектив имел право получить по закрытой подписке абсолютный контрольный пакет своего предприятия (51% всех акций) по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.

Такую модель избрало большинство предприятий (примерно 3/4), особенно с невысокой капиталоёмкостью. Большую часть акций при этом смогла приобрести администрация предприятия.

3. Модель с внутренним или внешним инвестором – инициативная группа заключала с фондом имущества договор о реорганизации предприятия сроком на 1 год. Согласно условиям этого договора, каждый член инициативной группы должен был вложить в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных размеров оплаты труда). Если через год договор был выполнен, то члены группы получали право на приобретение 20% обыкновенных акций предприятия. Трудовой коллектив (включая членов инициативной группы) мог приобрести еще 20% акций.

Данный вариант использовался наиболее редко. Главная проблема состояла в том, что при серьёзном риске собственными средствами инициативная группа не получала контрольного пакета акций.

При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80%) уходила за пределы предприятия и попадала в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их частным лицам и различным экономическим организациям (например, инвестиционным фондам).

Приватизация в постсоветской России: ваучерная компания.

Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).

Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.

Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.

Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.

Результаты приватизации в России 1990-х.

Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 (Табл. 3 и 4). По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.

Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)
Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)
Годы
1995 1998 2000 2004
Всего, тыс. 1946 2727 3106 4150
в т. ч. по формам собственности, %
– государственная и муниципальная 25,5 11,9 11,2 19,8
– частная 62,5 73,9 74,4 78,0
– прочие 12,0 14,2 14,4 12,2
Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. сборник / Росстат. М.: 2004. С. 331.
Таблица 4. СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО В РОССИИ 1993–2002 ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ
Таблица 4. СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО В РОССИИ 1993–2002 ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ
Годы
1993 1996 1999 2002
Число приватизированных предприятий, всего 42 924 4 997 1 536 2 557
Из них, в %
– государственная собственность 16,45 18,57 6,77 3,36
– собственность субъектов РФ 22,18 14,31 19,40 8,84
– муниципальная собственность 61,37 67,12 73,83 87,78
Структура приватизированного имущества по способам приватизации, в %:
– акционирование; 31,10 22,50 12,00 3,40
– продажа на аукционе и коммерческом конкурсе; 38,00 42,10 74,60 61,40
– выкуп арендованного имущества; 29,50 32,10 8,30 32,90
– прочие 1,40 3,30 5,10 2,30
Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. сборник / Росстат. М., 2004, табл. 13.14 и 13.15

Таким образом, результаты приватизации в России не следует переоценивать. Доступ к собственности остался тесно связанным с близостью к властным структурам, не сложился механизм действенной защиты прав собственности. Свершившиеся преобразования собственнических отношений пока не пользуются у граждан России одобрением.

С другой стороны, после относительно быстрого (за три-четыре года) проведения приватизации реставрация командной экономики стала в России невозможной – это нарушало бы интересы новой элиты, сделавшей себе состояние на разделе государственной собственности.

Юрий Латов, Дмитрий Преображенский

Савас Э.С. Приватизация – ключ к рынку. М., 1992
Виноградов В.А. Веселовский С.Я. Приватизация в глобальном контексте. Опыт критического исследования. М., 1998
Бойко М., Васильев Д., Евстафьев А., Казаков А., Кох А., Мостовой П., Чубайс А. Приватизация по-российски. Под ред. А. Чубайса. М., 1999

2. к приватизации США стали относить не только продажу государственных предприятий, но и внедрение других рыночных механизмов – контрактирование государственных учреждений с частными фирмами – исполнение заказов, использование государственных ваучеров для коммерциализации бюджетных организаций;

3. американский опыт может служить примером того, до каких пределов следует и возможно распределять приватизацию в экономических и социальных сферах.

При проведении приватизации важно соблюдение ряда условий:

1. поддержка общественного мнения;

2. к проведению приватизации должен быть подготовлен государственный аппарат;

3. приватизация должна дать требуемый эффект, чтобы ее было трудно повернуть вспять.

1. Финансовый – ранее бесплатно предоставляемые услуги государством становятся платными.

2. Управление услугами – ранее предоставленные непосредственно государством общественная услуга, отныне предоставленная частными фирмами с помощью контрактного механизма.

3. Регулирующий – нормы законодательства по которым государство единолично несло ответственность за те или иные условия жизнедеятельности общества. Теперь распределяют эту ответственность на частные институты.

4. Механизм принятия решений – процесс принятия решений перемещается от государственных структур к частным институтам и представителям общественности.

Американский опыт приватизации интересен по нескольким причинам. Во-первых, основные теоретические обоснования расширения сферы приватизации были сделаны именно американскими учеными.

Во-вторых, концепция приватизации была здесь, как уже отмечалось, расширена: к ней стали относить не только продажу государственных предприятий, но и внедрение других рыночных механизмов, например, контрактирование государственных учреждений с частными фирмами-исполнителями заказов, использование государственных ваучеров для коммерциализации бюджетных организаций и др. В-третьих, поскольку США развивали приватизацию в ситуации гораздо менее государственной экономики, чем во многих других странах, американский опыт может служить примером того, до каких пределов следует и возможно распространять приватизацию в экономической и социальной сферах. В-четвертых, опыт США полезен для уяснения различий в приватизации, обусловленной мотивами повышения эффективности экономики, и приватизации, побуждаемой причинами политического характера.

Можно выделить три основных типа приватизации в зависимости от целей, которые перед ней ставятся: прагматическая, тактическая и систематическая приватизация. Эти типы приватизации, при том что используют в основном одни и те же приватизационные механизмы, движимы принципиально различными мотивами. Так, в случае с прагматической приватизацией основным мотивом является, например, стремление уменьшить нагрузку на государственный бюджет, приспособиться к меняющимся обстоятельствам. Здесь могут применяться продажа государственных активов, контрактирование с частными фирмами, дерегулирование различных отраслей и введение дополнительных платежей при предоставлении государственных услуг. Цели тактической приватизации иные: привлечь голоса избирателей, поощрить поддерживающие социально-экономические группировки.

При проведении приватизации важно соблюдать ряд условий. Во-первых, требуется серьезная поддержка общественного мнения — именно отсутствие такой поддержки не позволило президенту США Р. Рейгану провести приватизацию национальных парков. Во-вторых, к проведению приватизации должен быть подготовлен государственный аппарат, поскольку разгосударствление затрагивает его интересы. В-третьих, приватизация должна удовлетворять главному политическому критерию: она должна дать требуемый эффект, чтобы ее было трудно повернуть вспять. Границы приватизации большинством исследователей определяются в зависимости от эффективности функций государственных институтов и конкретных условий.

Следует выделить экономические механизмы, при помощи которых могут быть использованы те или иные формы приватизации. Кроме продажи государственной собственности в частные руки, можно выделить несколько таких механизмов. Финансовый — ранее бесплатно предоставлявшиеся государством услуги (например, посещение общественных парков) становятся платными. Управление услугами — ранее предоставлявшаяся непосредственно государством общественная услуга отныне предоставляется частной фирмой с помощью контрактного механизма. Регулирующий механизм — нормы законодательства, по которым государство единолично несло ответственность за те или иные условия жизнедеятельности общества (например, за состояние окружающей среды), теперь распространяют эту ответственность на частные институты.

Принятие решений — процесс принятия решений перемещается от государственных структур к частным институтам и представителям общественности (пример — деятельность общественных советов в государственных школах).

Направления и масштабы приватизации

Избрание на пост президента США Р. Рейгана дало новый импульс как публичным дискуссиям о путях приватизации в стране, так и конкретным шагам в этой области. Администрация Рейгана выдвинула масштабную программу приватизации в стране.

Далеко не все инициативы Рейгана были доведены до конца. Так, идея приватизации национальных парков и других государственных земель была весьма негативно встречена общественностью, прежде всего по экологическим соображениям. Не нашли широкой поддержки и многие другие проекты, хотя эксперименты в области приватизации проводились в различных сферах, например в пенитенциарной системе. Да и само государство, как мощнейший общественный институт с миллионами занятых, было не готово расставаться как с собственностью, так и со многими прерогативами. Пришедший к власти после Рейгана Дж. Буш, в целом разделяя прорыночную ориентацию своего предшественника, в области приватизации придерживался более умеренных взглядов и ставил более реалистичные задачи. Реализовывались, в частности, программы по привлечению частного капитала к реконструкции заброшенных центральных районов больших городов.

Были предприняты некоторые попытки коммерциализации государственных школ: кое-где вместо прямого финансирования этих образовательных учреждений государственные средства передавались нуждающимся семьям. Однако проекты финансовой реформы образования не были доведены до стадии практической реализации.

Тема приватизации не была забыта и после прихода к власти У. Клинтона. Пожалуй, впервые в американской истории президент-демократ не только не дезавуировал рыночные, в том числе приватизационные, реформы своих предшест- венников-республиканцев, но и заявил о себе как о стороннике свободного предпринимательства и рынка как внутри страны, так и в мировой экономике.

В качестве самой последней тенденции отметим, что в президентской кампании 2000 г., уже в практическом русле в качестве предвыборной позиции республиканской партии, была взята на вооружение идея экономиста М. Фридмэна об использовании государственных ваучеров для повышения эффективности школьного образования. Идеи усиления частных институтов и использования различных форм приватизации и коммерциализации нашли отражение и в экономических планах администрации Дж. Буша-младшего.

В целом можно констатировать, что в США, несмотря на относительно небольшую долю государственной собственности, особенно по сравнению с другими развитыми странами, последние два десятилетия ознаменовались активизацией усилий по дальнейшей приватизации и усилению действия рыночных механизмов в экономике и социальной сфере.

Выводы В США сложилось несколько основных форм производственной собственности (частная, государственная, кооперативная), среди которых преобладает частная собственность. Значительная доля государственной собственности в экономике США присутствует лишь в инфраструктуре, в образовании, здравоохранении, рекреации и в атомной энергетике. Частную собственность можно классифицировать по различным критериям — в зависимости от правовой формы организации, от использования наемного труда, по объему продаж, по превалирующей принадлежности. Так, в зависимости от организационно-правовой формы лидирующее положение по объему продаж занимают акционерные компании (корпорации) (около 90 % продаж), по численности компаний — индивидуальные предприятия (более 70%). Доля индивидуальных акционеров в совокупном акционерном капитале имеет тенденцию к сокращению с 84 % в 1965 г. до 49 % в конце 90-х гг. XX в. Основными владельцами акционерного капитала являются институциональные инвесторы — пенсионные фонды, инвестиционные фонды, банковские трасты, страховые компании, паевые фонды. В зависимости от принадлежности можно выделить компании, принадлежащие производителям (инвесторам, работникам, производственным кооператорам), потребителям (потребителям коммунальных услуг, владельцам жилищных кооперативов и кондоминиумов, а также разного рода клубам и ассоциациям), а также бесприбыльные фирмы. Модификации частной собственности определяются прежде всего экономическими факторами, и в первую очередь тем, какая форма собственности позволяет минимизировать предельные издержки и максимизировать предельный продукт. Важно определить, какого рода издержки являются минимальными — связанные с транзакциями в рамках владения или в рамках контрактных отношений. Американский опыт приватизации расширил концептуальные представления об этом феномене. К приватизации стали относить не только продажу государственных предприятий в частные руки, но и внедрение других рыночных механизмов: в частности, контрактирование государственных учреждений с частными фирмами, использование государственных ваучеров для коммерциализации бюджетных организаций. История приватизации в США имеет давнюю историю, начало которой положил закон о гомстедах 1862 г., предоставлявший гражданам право приобретения земли за символическую плату. Активная приватизация и дерегулирование отраслей связи, транспорта, ряда других отраслей проходили в период президентства Р. Рейгана. Прагматический подход к приватизации (в противовес идеологическому) преобладал в США в 90-е гг. XX в. и в начале XXI в.

Контрольные вопросы Какие формы производственной собственности существуют в США? Какие формы частной собственности преобладают? Как классифицируется собственность в зависимости от ее превалирующей принадлежности? Что лежит в основе выбора той или иной формы частной собственности? Какие достоинства и недостатки имеет та или иная форма собственности? Каковы концептуальные основы приватизации в США? Охарактеризуйте конкретные механизмы приватизации в США. Расскажите об истории и отличительных чертах различных этапов приватизации в США. Какие уроки из эволюции производственной собственности США могут быть полезны для российской практики?

После развала СССР, в начале 1990-х годов в России было совершенно одно из самых масштабных и катастрофических по своим последствиям экономических преступлений за всю историю человечества.

В результате грандиозной аферы по приватизации промышленности и ресурсов огромной развитой социалистической страны, десятки миллионов человек оказались на грани нищеты, с лица земли исчезли сотни заводов и предприятий, а вместе с ними целые города и деревни, страна погрузилась в демографическую, социальную и культурную бездну.

Читайте также: