Охранительный либерализм чичерина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Либерализм как интеллектуальная традиция русской политикоправовой мысли обретает заметную роль с середины XIX века. Исследователи творчества Б.Н. Чичерина отмечают, что ученому, безусловно, принадлежит почетное место в истории русского либерализма.

Чичерин одним из первых начал возрождать в России теорию естественного права 1 , учение о правах личности как естественных правах, критиковал учение социалистов, в котором индивид поглощается государством, частное отрицается во имя общего, ратовал за выход России на общечеловеческий путь общественного развития [146] [147] . В то же время ученый выступает с концепцией сильного, централизованного государства [148] с развитой бюрократической системой, настаивает на сохранении аграрного, социального, сословного слоя в России при преобладании деревни над городом, дворянства над другими сословиями, аристократии как первенствующего сословия.

Так, в России на рубеже веков существовало множество направлений либерального течения, среди которых современные исследователи выделяют земский либерализм (братья Павел и Петр Долгоруковы, Д.И.

Шаховский и др.), бюрократический (правительственный) либерализм, инициированный "сверху" (М.М. Сперанский), философ- ско-религиозный (В.С. Соловьев, братья Трубецкие, Н.А. Бердяев и др.), "новый либерализм" (Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий и др.)

Однако в современной литературе по историко-теоретическим проблемам русского либерализма данное различие почти не анализировалось. Представляется, что консервативный либерализм есть, прежде всего, разновидность либерализма, вбирающего в себя консервативные ценности.

Если либеральное направление желает получить действительное влияние на общественные дела, оно должно искать иных начал - положительных: приноравливаться к жизни, извлекать уроки из истории, действовать с пониманием природы и необходимых условий осуществления власти, а не становиться к ней во враждебное отношение, оправдывая себя избранием беспристрастной, независимой позиции.

Такой либерализм Б.Н. Чичерин называет либерализмом охранительным, несущим в себе позитивный смысл и ориентированный на осуществление реформ с учетом всех социальных слоев на основе взаимных уступок и компромиссов, с опорой на сильную власть.

Гармоничное соглашение свободы, власти, закона предполагает общественное единство, а для этого необходимо единство в государственной жизни. Лучше всего это достигается при конституционной монархии, которая является политическим идеалом мыслителя 1 . Монарх предстает посредником между народом и аристократией. Монарх воплощает начало власти, аристократия - начало закона, а демократия - начало свободы. Согласно Б.Н. Чичерину, развитие данных начал должно вести к гармоничному сочетанию всех элементов человеческого общества и гарантировать свободу.

Монархическая власть в системе Б.Н. Чичерина имеет особый характер: это четвертая власть, которая утверждает законы в законодательстве, назначает министров и принимает верховные решения в правительственной власти, назначает судей и обладает правом помилования. Таким образом, монархическая власть становится выше всех прочих властей. Это власть умеряющая, гарантирующая при разделении властей государственное единство, воздерживает партии, охраняет права и интересы меньшинства, при этом всегда стремясь к высшему благу целого (а не какой-либо части).

Однако Б. Н. Чичерин существенно расходился с классическими либеральными мыслителями относительно объема предоставляемых местным властям полномочий. Главное правило в теории Б.Н. Чичерина о местном самоуправлении составляет утверждение о том, что государственная, центральная власть непременно должна иметь влияние на местное самоуправление для соблюдения законов и надлежа-

щего исполнения различных мер, предпринимаемых правительством 1 .

Консерватизм Б.Н. Чичерина проявляется также в его учении о политических партиях. Организованные политические партии мыслитель рассматривал в качестве неотъемлемой части механизма власти, без которого невозможно полное и эффективное осуществление конституционным государством своих функций. Для либерализма, в понимании которого партия представляется объединением свободных граждан на основе их взаимного согласия, неким избирательным клубом, созданным для достижения определенных политических целей, не связанным никакой организацией и дисциплиной, это был новый взгляд.

Представляется, что дуализм мировоззрения мыслителя всецело отражал двойственную идейную атмосферу, которой в условиях острого социального, экономического и политического кризиса России того времени, когда возникла потребность пересмотра не только социально-политических ориентиров, но и переосмысления исторической ситуации в стране и в мире в целом, было подвержено все мыслящее русское общество. Это было сложное и противоречивое время. Поражение в Крымской войне 1 окончательно поставило Россию на порог принудительной модернизации. И бесспорно, отмена крепостного права и реформы Александра II способствовали развитию российского общества.

Таким образом, либерализм Б.Н. Чичерина имеет определенные особенности, выражающиеся в синтезе основных идей традиционного либерализма (свобода, права личности, реформаторство, преемственность) и консерватизма (порядок, сильная государственная власть, религиозно-нравственные традиции). Осознавая потребность коренных преобразований на рубеже веков, философ настаивал на сохранении политических и нравственно-религиозных устоев.

Либерализм Чичерина

Ведущий представитель раннего русского либерализма Борис Чичерин сочетал либеральные идеи с идеями национального строительства и нации как модернизирующего феномена. Молодой Чичерин в годы становления либерализма 1850-х годов, использовал инструментальный подход к либерализму. При этом либерализм служил конкретной цели – объединить людей и сформировать сообщество активных граждан, чтобы Россия могла модернизироваться. Чичерин был озабочен формированием современного национального государства, а не установлением народного правления или всеобщих политических прав. В этом смысле его мышление хорошо вписывается в то течение, которое в контексте Османской империи было названо модернистским национализмом.

Много внимания Чичерин уделял теме свободы. Он считал, что свободная деятельность индивидов – бессознательный инструмент.

Субъективная свобода – это инструмент исторического движения, окончательность которого состоит в реализации объективных определений свободы, высшим выражением которой является Государство.

Однако субъективная свобода, атрибут человека как разумного существа, не может быть сведена к уровню простого инструмента, она всегда остается самоцелью. Задача истории – примирить два принципа: объективную свободу и субъективную свободу. Прогресс ума происходит последовательно, историческое движение не может отрицать прошлое, оно поднимает его на более высокую ступень и сохраняет его в настоящем.

Готовые работы на аналогичную тему

Для Чичерина наиболее важными были два принципа:

Эти принципы постоянно противоречат друг другу, при том что оба они вписаны в человеческую природу. Народы стремятся следовать обоим, так как они необходимы для их развития. История – это постоянная попытка примирить несовместимое.

Государство – это высший союз, который, объединяет в себе все цели человека. Ему предстоит разрешить постоянное противоречие между двумя противоположными принципами. Государство – сложный организм; в нем сочетаются различные и даже противоречивые элементы, которые могут объединиться, только ограничившись друг другом. Свобода должна подчиняться власти, закону, порядку; и наоборот, власть должна быть ограничена в пользу свободы, дав последней пространство, которого она заслуживает, и даже возможность влиять на общие дела.

Чичерин как убежденный западник

Западнизм Чичерина уходит корнями в его философию истории. Концепция истории как прогресса человечества отражает принадлежность Чичерина к западным традициям русской философии: он убежден, что историческое развитие всех народов подчиняется одним и тем же законам и что все государства проходят через одинаковые социальные этапы в их развитии.

Все государства современной Европы живут одной и той же исторической жизнью, каждое по-своему развивает общий принцип – принцип свободы. Чтобы выйти из состояния анархии и раздробленности средневековья, все европейские народы должны подчиниться королевской власти, единственной, способной бороться с частными силами для установления государственного порядка.

Россия следует тому же образцу. Однако, к своему несчастью, в силу прежде всего географических особенностей, монархия принимает форму самодержавия, единственного, способного обеспечить сплоченность бесконечных пространств и населения, рассеянного в едином государстве. Поэтому в России монархия была отправной точкой и ориентиром всего исторического развития жизни народа. Поэтому Чичерин видел в автократии верх монархии.

Взгляды К. Д. Кавелина на государство

С 1840-х годов развитие теории обычного права шло особенно активно. Попытки связать развитие права с государством были предприняты Кавелиным. Именно он подчеркнул тесную связь законодательных актов и обычаев. По его мнению, законодательные акты должны изучаться применительно ко всей повседневной жизни, в которой рождаются отдельные юридические факты, и в которых нужно искать единство в случае отсутствия между ними прямой связи.

Взгляды К. Д. Кавелина на государство отражали идеи европейских либералов. В отличие от Чичерина, Кавелин полагал, что принципы институционального дизайна европейских государств невозможно перенести в Россию. В частности, неразвитость правового сознания не позволяет России следовать по стопам европейского либерализма.

Кавелин отмечал, что России необходимы административные преобразования, но без нарушения принципа самодержавия. По его словам, Россия

"есть единственная страна в мире, где возможен твердый законный порядок и широкие гражданские свободы при полноте самодержавной власти".

Именно централизация системы управления должна была положить конец бюрократическому произволу, что позволило бы качественно улучшить положение дел в Российской империи. Важно отметить, что именно монархию Кавелин считал наиболее оптимальной формой правления для социально-политического развития России.

Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный и охранительный:

Государство.

Происхождение государства. Чичерин отрицал возможность договорного происхождения государства. Оно (государство) возникает, как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского или церковного.

Семья – первая ступень общежития, физиологическая основа государства;

Гражданское общество – сфера частных интересов, регулируемых частным правом.

Церковь – носительница преимущественно нравственного закона.

Основные элементы государства: власть, закон, свобода и общая цель.

Право.По Чичерину, право есть взаимное ограничение свободы. Разделял положительное (позитивное) и естественное право, а также право и закон.

Право – это не только закон, исходящий от государства, право – это нечто существенное, глубинное, содержательное, а закон – внешнее, формальное, случайное.

После отмены крепостного права (1861 г.) правительство России провело ряд реформ (судебная, земская, городская, военная и др.), которые подготовили почву для перехода ее к промышленному строю. Однако реформы носили половинчатый характер, не гарантировали права и свободы широким слоям населения.

Несмотря на то, что Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития, политико-правовая идеология российского либерализма в теоретико-правовом отношении стояла на уровне западно-европейской философской мысли. В конце XIX – начале XX вв. в российском правоведении и государствоведении сложилось много школ и направлений. Все теоретики права и государства относили юриспруденцию к социальным наукам, однако объект и методологию науки о праве понимали по-разному. На этом основывался плюрализм правовых школ.

В 1877 г. Максим Максимович Ковалевский (1851–1916 гг.), юрист, социолог, историк общественный деятель, был избран профессором государ­ственного права и сравнительной истории права Московского университета и занимал эту должность в течение 10 лет. Его многочисленные ученые труды, печатавшиеся и в России, и за границей, свидетельствуют о широте его научных интересов, огромной эрудиции и самостоятельности мысли. Ковалевский – автор известных трудов по истории и экономике, создатель новой школы права, исследователь-этнограф, социолог, стоявший у истоков социологического образования в России.

Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный и охранительный:

Государство.

Происхождение государства. Чичерин отрицал возможность договорного происхождения государства. Оно (государство) возникает, как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского или церковного.

Семья – первая ступень общежития, физиологическая основа государства;

Гражданское общество – сфера частных интересов, регулируемых частным правом.

Церковь – носительница преимущественно нравственного закона.

Основные элементы государства: власть, закон, свобода и общая цель.

Право.По Чичерину, право есть взаимное ограничение свободы. Разделял положительное (позитивное) и естественное право, а также право и закон.

Право – это не только закон, исходящий от государства, право – это нечто существенное, глубинное, содержательное, а закон – внешнее, формальное, случайное.

После отмены крепостного права (1861 г.) правительство России провело ряд реформ (судебная, земская, городская, военная и др.), которые подготовили почву для перехода ее к промышленному строю. Однако реформы носили половинчатый характер, не гарантировали права и свободы широким слоям населения.

Несмотря на то, что Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития, политико-правовая идеология российского либерализма в теоретико-правовом отношении стояла на уровне западно-европейской философской мысли. В конце XIX – начале XX вв. в российском правоведении и государствоведении сложилось много школ и направлений. Все теоретики права и государства относили юриспруденцию к социальным наукам, однако объект и методологию науки о праве понимали по-разному. На этом основывался плюрализм правовых школ.

В 1877 г. Максим Максимович Ковалевский (1851–1916 гг.), юрист, социолог, историк общественный деятель, был избран профессором государ­ственного права и сравнительной истории права Московского университета и занимал эту должность в течение 10 лет. Его многочисленные ученые труды, печатавшиеся и в России, и за границей, свидетельствуют о широте его научных интересов, огромной эрудиции и самостоятельности мысли. Ковалевский – автор известных трудов по истории и экономике, создатель новой школы права, исследователь-этнограф, социолог, стоявший у истоков социологического образования в России.

Как и в настоящее время, в середине XIX в. Россия обновлялась: от государственного строения до частного быта – все получило новое направление. Задача столь обширных нововведений, полагал государствовед, может быть решена двумя способами: с помощью революции или насилием деспота. Чичерин причислил себя к тем, кто не ставит перед собой грандиозных перемен во всем общественном здании с помощью революции. Избежать оба бедствия – и революционные страсти и железное иго властителя, считал он, можно только с помощью постепенных преобразований.

решаться или твердой рукой власти или самим обществом путем деятельного осознания необходимости перемен и создания независимых сил, способных к изменениям. Второй путь, по мнению Чичерина, несравненно лучше, поскольку насилие внешней силы (правителя) производит раздражение или равнодушие [5, c.450], что может привести к гибели государства.

Читайте также: