Приватизация в германии кратко

Обновлено: 04.07.2024

В основу реформирования хозяйства ГДР была положена концепция ускоренной и всеобъемлющей приватизации. Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления [7].

Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.

В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.

После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями [8 с. 5].

При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами [8, с. 6].

После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.

В Венгрии строго соблюдаются два основных принципа проведения приватизации. Венгрия представляет собой исключение из всех постсоциалистических стран, охваченных идеями всеобщего и бесплатного раздела госимущества. Строго соблюдается закрепленный законодательным порядком принцип проведения приватизации только на основе платности.

В Венгрии считают, что смысл приватизации не просто в смене собственника, а в утверждении слоя новых владельцев, способных к ответственным и заинтересованным действиям ради приумножения капитала. При этом изначально была отброшена, как несостоятельная, модель создания нового слоя собственников на основе административного передела. Это коренное отличие венгерской модели приватизации от российской.

Вторым принципом приватизации в Венгрии является ее подчиненность задачам повышения экономической эффективности. То есть речь не просто о том, чтобы как можно скорее распродать все государственное имущество, а о том, чтобы провести этот процесс наиболее рационально.




В 1990 году из 600 млн. форинтов доходов от приватизации 511 млн., то есть 85 %, были направлены на погашение государственного долга, в 1991 году от приватизации было уже получено 40 млрд. форинтов, из которых 20 млрд., то есть 50 %, поступило в госбюджет.

В Чехословакии каждый взрослый гражданин мог за сумму, равную средней недельной заработной плате, купить книжку купонов. Ценность купонов была выражена не в денежных единицах, а в пунктах. В ходе первой волны приватизации каждый владелец ваучерной книжки мог использовать купоны общим достоинством в 1000 пунктов. Акции каждого предприятия также были оценены в пунктах. 45 % владельцев купонных книжек полностью доверились инвестиционным фондам, 30 % частично передали их в фонды, частично вложили сами. Около 25 % предпочли действовать самостоятельно, не прибегая к услугам фондов. Всего было создано 434 фонда, аккумулировавших 72 процента ваучерных пунктов. Особой популярностью пользовались крупные, известные фонды.

В Польше приватизация основывается на законе, принятом в июле 1990 года. В соответствии с ним было создано министерство по реформе собственности (МРС) и в кратчайшие сроки проведена “малая приватизация” в торговле и сфере бытового обслуживания. Ею было охвачено 60 тыс. предприятий (ранее подчинявшихся в основном местным органам власти), которые были проданы или сданы в аренду частному сектору в 1990—1991 годах. Помимо этого, в торговле и услугах было создано несколько сот тысяч новых частных предприятий.

В основу реформирования хозяйства ГДР была положена концепция ускоренной и всеобъемлющей приватизации. Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления [7].

Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.

В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.

После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями [8 с. 5].

При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами [8, с. 6].

После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.

В Венгрии строго соблюдаются два основных принципа проведения приватизации. Венгрия представляет собой исключение из всех постсоциалистических стран, охваченных идеями всеобщего и бесплатного раздела госимущества. Строго соблюдается закрепленный законодательным порядком принцип проведения приватизации только на основе платности.

В Венгрии считают, что смысл приватизации не просто в смене собственника, а в утверждении слоя новых владельцев, способных к ответственным и заинтересованным действиям ради приумножения капитала. При этом изначально была отброшена, как несостоятельная, модель создания нового слоя собственников на основе административного передела. Это коренное отличие венгерской модели приватизации от российской.

Вторым принципом приватизации в Венгрии является ее подчиненность задачам повышения экономической эффективности. То есть речь не просто о том, чтобы как можно скорее распродать все государственное имущество, а о том, чтобы провести этот процесс наиболее рационально.

В 1990 году из 600 млн. форинтов доходов от приватизации 511 млн., то есть 85 %, были направлены на погашение государственного долга, в 1991 году от приватизации было уже получено 40 млрд. форинтов, из которых 20 млрд., то есть 50 %, поступило в госбюджет.

В Чехословакии каждый взрослый гражданин мог за сумму, равную средней недельной заработной плате, купить книжку купонов. Ценность купонов была выражена не в денежных единицах, а в пунктах. В ходе первой волны приватизации каждый владелец ваучерной книжки мог использовать купоны общим достоинством в 1000 пунктов. Акции каждого предприятия также были оценены в пунктах. 45 % владельцев купонных книжек полностью доверились инвестиционным фондам, 30 % частично передали их в фонды, частично вложили сами. Около 25 % предпочли действовать самостоятельно, не прибегая к услугам фондов. Всего было создано 434 фонда, аккумулировавших 72 процента ваучерных пунктов. Особой популярностью пользовались крупные, известные фонды.

В Польше приватизация основывается на законе, принятом в июле 1990 года. В соответствии с ним было создано министерство по реформе собственности (МРС) и в кратчайшие сроки проведена “малая приватизация” в торговле и сфере бытового обслуживания. Ею было охвачено 60 тыс. предприятий (ранее подчинявшихся в основном местным органам власти), которые были проданы или сданы в аренду частному сектору в 1990—1991 годах. Помимо этого, в торговле и услугах было создано несколько сот тысяч новых частных предприятий.

Немецкие приватизаторы - члены правления Treuhandanstalt на пресс-конференции 27 ноября 1990 года в Берлине. (фото Alliance / dpa / Фото: Томас Леманн)

Немецкие приватизаторы - члены правления Treuhandanstalt на пресс-конференции 27 ноября 1990 года в Берлине. (фото Alliance / dpa / Фото: Томас Леманн)

Головной офис Treuhandanstalt был расположен в здании в бывшем здании Имперского министерства авиации (Люфтваффе)

Головной офис Treuhandanstalt был расположен в здании в бывшем здании Имперского министерства авиации (Люфтваффе)

Легко оценить масштабы и поэтому не стоит думать, что российская приватизация была уникальной в своем роде. Только если главный российский приватизатор Чубайс живет и здравствует по ныне, то его немецкому коллеге повезло гораздо меньше. Роведдер был застрелен в самый разгар немецкой приватизации – 1 апреля 1991 года.

Три пулевых отверстия в окне спальни Роведдера. Пули сразили Роведдера когда он стоял перед зеркалом одетый одетый в бежево-синюю пижаму. Также была ранена в руку его жена.

Три пулевых отверстия в окне спальни Роведдера. Пули сразили Роведдера когда он стоял перед зеркалом одетый одетый в бежево-синюю пижаму. Также была ранена в руку его жена.

Заказчик и исполнитель не были найдены, есть косвенные улики, которые якобы указывают на причастность боевиков из Фракции Красной армии.

В газетах выдвигались различные версии случившегося, одна из которых, что Ровведер видя нарастающее недовольство восточных немцев(осси) в связи с сильным ростом безработицы – хотел снизить темпы приватизации, и поэтому был устранен. Так же есть версии что при приватизации прибыльных заводов ГДР он лоббировал определенные концернов и пал жертвой их конкурентов. Надо учитывать какую должность занимал Роведдер, фактически от него зависело кому достанется то или иное прибыльное предприятие, поэтому в данном случае не всё так однозначно и лучше решение этого вопроса оставить на будущее профессиональным не политизированным исследователям.

Тройханд завершил свою работу к концу 1994 года и был переименован Федеральное агентство по особым задачам объединения. В целом по итогам его деятельности, около 5% приватизированных компаний стали собственностью жителей восточногерманского происхождения, менее 10% были переданы международным инвесторам, более 85% стало принадлежать владельцам из Западной Германии. По сути на долгие годы земли бывшей ГДР стали придатком ФРГ, а разница в уровне жизни Восточной (Осси) и Западной Германией (Весси) ощущается и по сей день. Осси едут к Весси работать, а Весси едут к Осси учится.

Государственная собственность ГДР почти полностью оказалась в карманы частного капитала, история ГДР поныне активно затушевывается антикоммунистической риторикой. Штази - это единственное слово, которым сейчас обозначается сорокалетняя история ГДР. Полностью умалчивается о произведенной в ГДР денацификации, которая так и не была произведена в ФРГ, само собой разумеется никак упоминаний о впечатляющих достижения в области экономики, жилищного строительства, здравоохранения, образования и социальной политики.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Если вам понравилась статья — подписывайтесь на канал !


Приватизация в Германии: беспрецедентный эксперимент.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НОВЫХ ЗЕМЛЯХ.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМ ПРИВАТИЗАЦИИ.

ИНВЕСТИЦИИ В НОВЫХ ЗЕМЛЯХ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЛЯХ.

Приватизация в Германии: беспрецедентный эксперимент.

Преобразование экономики бывшей ГДР после объединения Германии имело некоторые принципиальные отличия от опыта восточноевропейских реформ. К особенностям германского варианта можно отнести:

— четкую определенность направления реформы;

— возврат к капиталисти­ческому пути развития, решительная приватизация;

— сжатые сроки переходного периода, обусловленные интеграцией в уже сло­жившуюся высокоразвитую рыночную экономику;

— возможность опереться на сформировавшуюся правовую базу и институ­циональные структуры (налоговые службы, системы социального обеспечения, ведомство по приватизации) и четкие ориентиры конкурентной рыночной среды. Важнейший среди них — цены. Германии не пришлось тратить время на определение уровней и структуры цен, проходить через период хаоса, связанного с поиском цен, приемлемых для всех экономических агентов. Отсутствие экономической неопределенности самый благоприятный фон для перестройки.

Вместе с тем переход Германии к рынку — это наиболее шоковый вариант транс­формации административно-командной системы. И он тоже имеет свою цену: разо­рение предприятий, лавинообразный рост безработицы, социально-психологи­ческая напряженность в связи с возникновением комплекса “немцев второго сорта”. Западногерманские эксперты считали, что все эти проблемы будут преодолены к 2000 г., и к концу века различия в уровне производительности труда и доходов между западными и восточными землями будут не больше, чем до объединения в старых землях ФРГ. Оптимизм западных консультационных фирм зиждется на позитивной оценке технического и кадрового потенциала предприятий экс-ГДР. Обнадеживающе выглядели и различные признаки не убитой частной инициативы, которые проявились еще до объединения Германии.

Что касается краткосрочных экономических прогнозов, то до лета 1991г. в восточногерманских землях ожидалось продолжение падения производства. По оценкам 5 ведущих экономических институтов ФРГ, прирост ВНП объединенной Германии в 1991г. не превысит 1.5%. Видимо (и таково мнение многих экспертов), в краткосрочной перспективе будет наблюдаться “раскол” конъюнктуры: подъем в западных и спад в восточных землях. По данным одного из опросов, заказы обеспечивали загрузку мощностей восточногерманских предприятий в первом полугодии 1991г. лишь на 45—48%. К концу года здесь ожидалось сокращение ВНП на 10% и увеличение числа безработных до 3 млн. Ситуация хуже, чем ожидалось по опросам, когда 60—70% предприятий рассчитывали, что их положение после объединения улуч­шится или будет удовлетворительным. В действительности же производство в Восточной Германии в 1990г. сократилось почти вдвое. Но лишь 7% руководителей предприятий не видели никаких шансов на выживание. Когда можно ожидать подъе­ма в восточных землях — являлся главным вопросом конъюнктурных прогнозов — в основном это зависело от темпов и глубины структурных преобразований хозяйства бывшей ГДР. Изменение ситуации должно было начаться скорее всего в 3-4 квартале 1991г. Именно к этому моменту должны проясниться темпы создания новых предприятий, масштабы приватизации, спрос на кредит. Многое в то время зависело от инвестиционной поли­тики западногерманских фирм.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НОВЫХ ЗЕМЛЯХ.

Понятия рыночная и предпринимательская экономика на Западе нередко употребляются как синонимы. Предприниматель является олицетворением дина­мизма и жизнеспособности капиталистической экономики, ключевой фигурой в инновационном процессе, структурной перестройке хозяйства. Именно стимули­рование предпринимательской активности могло ускорить выход восточногерман­ской экономики из структурного кризиса.

Возрождение предпринимательства, как показал опыт первых шести месяцев после объединения Германии, проходило в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм (к январю 1991 г. было подано примерно 260 тыс. заявок), и реприватизация некогда отчужденной собственности, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой являлась децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинали действовать как свободные производители в рыночной среде. Но основная ставка в настоящее время, естественно, делалась на приватизацию бывших народных предприятий.

Реприватизация, то есть возвращение собствен­ности бывшим владельцам или их наследникам, предусматривалась еще до объединения законом, изданным в ГДР в марте 1990г. Последние частные предприятия в Восточной Германии прекратили свое существование в 1972г., когда в соответствии с решением Совета министров ГДР они были переданы в народную собственность.

Пионером приватизации в виде крупномасштабной экономической реформы в национальных масштабах стало в 1979-1987 консервативное правительство Великобритании М.Тэтчер. Британская приватизация касалась энергетических компаний, транспортных предприятий, распродажи государственных квартир в полную собственность бывшим арендаторам. Стремясь добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий, что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.

В результате крупномасштабной британской приватизации размеры государственного сектора сократились на 2/3, выручка от реализации активов государственных предприятий составила огромную величину – около 80 млрд. фунтов стерлингов. Эти меры укрепили и стабилизировали государственный бюджет страны, создали вместо громоздких низкорентабельных или даже убыточных монополий сотни новых конкурирующих между собой частных фирм, что реально повысило эффективность производства. Опыт Британии в области приватизации оказал прямое влияние практически на все страны мира.

Франция

Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982 годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствами той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими и другими мотивами. Однако главную роль во Франции, глубинную первопричину изменений в политике правительств в отношении госсектора играли экономические императивы.

В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, в открытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации.

Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административного вмешательства и регулирования.

Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров - к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.

Германия

Возрождение предпринимательства в первый период времени после Второй мировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде.

Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления.

Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.

В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.

После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями.

При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами.

После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.

Испания

В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет.

К государственному сектору экономики относились также сеть лучших гостиниц, ведущие туристические агентства и даже гольф-клубы. Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным.

И весь этот гигантский сектор национальной экономики, включавший в себя более половины всех предприятий Испании, управлялся из одного центра – так называемого Национального Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное министерство.

Впрочем, такая структура экономики, созданная во времена диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа и трехлетней гражданской войны. Но лишь в 50-е годы его правительство обратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полный упадок.

Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своих сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на свое государство. В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим.

Легкой промышленностью и сельским хозяйством генерал Франко практически не занимался. И сельское хозяйство Испании оставалось традиционным: на юге преобладало крупное частное землевладение, на севере – мелкое.

Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.

Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у власти в Испании правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию. Продажа государственных предприятий – один из основных пунктов экономической программы нынешнего председателя правительства Испании Хосе-Мария Аснара. По своим взглядам он близок немецким христианским демократам.

Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты – третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.

Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.

Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефонная связь также приватизированы.

Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет.

Италия

Государственный сектор итальянской экономики начал формироваться в 1930-х гг. одновременно с тем, как Италия превращалась из аграрной страны в развитое промышленное государство. Государство очень активно участвовало в развитии как промышленности, так и финансово-банковской системы. В стране появились несколько крупных производственно-финансовых объединений, главенствующую роль в которых играл государственный капитал. В результате к 1960-м гг. правительство Италии прямо или косвенно контролировало около 40% национальной экономики, а в отдельных отраслях эта доля могла доходить и до 90%.

За период с 1993 по 2000 гг. из-под государственного контроля в частные руки перешли практически все предприятия пищевого сектора, предприятия металлургии, банковской сферы, телекоммуникационные компании, фирмы отрасли управления дорожным хозяйством, транспортные предприятия. Эксперты отмечают, что Италия стала одной из немногих стран, где в частные руки была передана практически вся сеть автомобильных дорог.

Всего с 1993 по 2000 гг. поступления в бюджет страны от приватизации составили 106,6 млрд долл., обеспечив примерно 8% валового внутреннего продукта страны за этот период.

В последующие годы процесс приватизации в Италии продолжался, однако масштаб осуществленных мероприятий становился все менее значительным. Например, в 2003 году за весь год было приватизировано два объекта государственной собственности, зато объем бюджетной выручки от их продажи составил немногим более 4,5 млрд евро. В частности, летом 2003 состоялся публичный тендер на продажу активов Национального табачного агентства Италии (ETI), его выиграла British American Tobacco, выручка от приватизации агентства составила 2,32 млрд. евро, и это в 12 раз больше объема расчетной валовой прибыли ETI в том же году. Осенью 2003 был осуществлен второй транш приватизационной кампании государственной электроэнергетической корпорации ENEL, в ходе которого был реализован пакет из 400 обычных акций на общую сумму 2,17 млрд евро.

Что любопытно, бросается в глаза очевидная взаимосвязь между началом перестройки в СССР и заметным ростом числа приватизационных процессов в Западной Европе именно во второй половине 1980-х. После прихода к власти Горбачева и провозглашения им курса на "ускорение социально-экономического развития страны" руководство стран Запада охватила безудержная эйфория. Наблюдая за "реформаторскими" действиями Горбачева, (которые в основной своей массе являлись попытками слепо скопировать социально-экономическое устройство западного общества) и за развивающимися в СССР процессами, инициированными этими действиями - западная "элита" уже не сомневалась: "Империя зла" приняла курс на либерально-демократические ценности. Победа капиталистических идей над идеями социализма - западной "элите" виделась окончательной и бесповоротной. Этим обстоятельством во многом объясняется "приватизационный бум" середины 80-х.

Читайте также: