Анархизм это в политологии кратко

Обновлено: 04.07.2024

идейно-политическое течение, отрицающее государство и связанное с ним принуждение и предполагающее заменить его свободной, добровольной, самоуправляющейся ассоциацией граждан.

от греч. "анархия" - безвластие) - политическая идеология, провозглашающая целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего государства.

греч. anarchia - безвластие) - политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

политическое течение, отрицающее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности людей, ставящее целью замену любых форм принудительной власти добровольными ассоциациями граждан.

идеологическое течение, ставящее своей целью уничтожение государства и характеризующееся неприятием политической власти во всех ее проявлениях; в основе анархизма — безграничная вера в идеалы свободы и равенства.

утопическая теория и основанная на ней, как правило, неконвенциональнаяполитическая практика, настаивающие на отрицании любой государственности, рассмотрении общества как самоорганизующейся системы, живущей вне политики.

политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. "Анархизм - это вывернутая наизнанку буржуазность" (В.И. Ленин).

социально-политическое учение, основная идея которого заключается в том, что общество может и должно быть организовано без принудительной власти государства, а личность освобождена от любой власти - экономической, политической, идеологической.

гр. anarchia безначалие, безвластие) – теория и политическое течение, ориентированные на безгосударственную организацию общества. Государство отождествляется анархизмом с насилием и принуждением, несовместимыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью.

от греческого "a", "an" - "отрицание", "не" и "arce" - "начало", "власть". Политическое учение из разряда левых идеологий, возникшее в XIX веке параллельно с социализмом и марксизмом. Главные теоретики - Ж.Прудон, М.Штирнер, О.Бланки. Анархизм считает "власть" и "государство" источником всех социальных зол, эксплуатации, насилия, настаивает на отмене традиционных политических институтов и упразднении всех видов "власти".

гр. anarchia безвластие) - политическая идеология, провозглашающая необходимость уничтожения государства, и замены любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Государство в А. отождествляется с насилием и принуждением, не совместимыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью. Ведущими теоретиками А. были П. Ж. Прудон, М. Л. Бакунин, П. А. Кропоткин и др. Пик популярности А. пришелся на конец XIX-начало XX в.

от греч. anarhia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самопроизвольного", стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. 19 в. в Зап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в 19 в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-07 и особенно в годы Гражданской войны (см. в ст. Н. И. Махно).

(греч. - безвластие) - учение об обществе, в основу которого положена идея безвластия, безгосударственного устройства. В качестве руководящего начала эта теория признает только волю отдельной личности. Как политическое течение анархизм ставит целью уничтожение государства и замену его добровольной ассоциацией граждан. Основателями научной теории анархизма являются: Уильям Годвин (Англия, книга "Исследование о политической справедливости" (1793 г.)), Макс Штирнер (Германия, книга "Единственный и его собственность" (перевод на русский в 1922 г.)), Пьер Жозеф Прудон (Франция, книга "Что такое собственность?" (1840 г.)), М.А. Бакунин (Кропоткин П.А. журнал "Хлеб и воля" 1903 г.).

от греч. anarchia - безначалие, безвластие) - 1) общественно-политическое учение (или идеология), провозглашающее своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднения любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами; 2) термин, обозначающий всякие антиэтатистские (т.е. направленные против государства) взгляды, идеи, позиции, а также соответствующую им практику, в т.ч. экстремизм [Мельвиль А.Ю. Политология: Учебник. - М.: МГИМО МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С. 556; Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / Под ред. А.В. Малько. -М.: изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2000. - С. 71].

anarchy anarchia - безналичие, безвластие) - 1) социально-политическое течение, обосновывающее целесообразность и необходимость реализации "анархии", то есть освобождения личности от какой бы то ни было экономической, социальной, политической духовно-идеологической власти. Это освобождение личности анархизм усматривает в преодолении сложившегося на определенных этапах общественного развития отчуждения человека от государства, власти, собственности путем ликвидации этих социальных институтов, в отрицании какого бы то ни было государства, отстаивании идей создания федерации автономных ассоциаций производителей. Главными идеологами А. были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А Кропоткин. Переживает полосу подъема в конце XX в.; 2) в обыденной жизни - непризнание авторитетов, дисциплины, порядка.

от греч. unarchiа — безначалие, безвластие) как течение выступает в роли особого политического идеала, представляющего собой направление общественного мировоззрения, отрицающее необходимость государственной власти как таковой, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Своей целью анархизм ставит освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти. Анархизм как идеал политического устройства общества воплощает в себе идею свободы личности, идеальной формой которой является отсутствие государственной и всякой иной власти. Анархисты полагают, что такое государственное устройство дает подлинную свободу личности. Цель движения, предел общественного стремления, по мнению сторонников теории анархизма — свободного самоуправления. Однако анархизм до настоящего времени остается лишь утопической теорией, не нашедшей практического воплощения в реальности.

бывает двух видов:
1. анархизм, вытекающий из стремления человека к возможно большей свободе,
2. анархизм, вытекающий из вражды к тому общественному строю, который создает неравенство и давит человека.
Анархизм исходит из требования самой неограниченной свободы личности и отрицает какую бы то ни было принудительную власть, государство для него есть организация меньшинства для эксплуатации большинства, и кроме механизма эксплуатации не может быть ничем иным.
Теория анархизма, вытекающего из стремления человека к возможно большей свободе, развивается в направлении проведение принципа крайнего либерализма в его чистом виде с признанием возможно большей свободы личности и отрицанием государственного вмешательства. Для сторонников этого направления анархизма жизнь в идеальном обществе должна обеспечиваться свободными компаниями помимо вмешательства принудительной власти. Философию одной из разновидностей этого анархизма представляет Ницше.
Теория анархизма, вытекающая из вражды к тому общественному строю, который создает неравенство и давит человека, развивается в направлении создания идеального общественного строя в виде союза автономных и свободных общин. Этот вид анархизма называют анархизмом революционным или анархизмом социалистическим. Впервые теория этого анархизма была разработана Прудоном (1840), который первый также употребил слово анархия для обозначения идеального, по его мнению, общественного строя, до него анархия была просто безначалием, отсутствием власти. Для Прудона анархизм – это теория преимущественно для крестьянства и мелкой буржуазии. За Прудоном последовал Штирнер (1844). Дальнейшему развитию идея анархии обязана Михаилу Бакунину. Бакунин отрицал государство во всех его проявлениях и основаниях, даже всеобщее голосование, по его мнению, при нынешнем народном невежестве, из него извлекают выгоды только лучше организованные классы, только насильственный переворот признавал он подходящим орудием для водворения на земле идеального строя, в котором не было бы ни частной собственности, ни власти, ни богатства, ни бедности, ни властелинов, ни рабов; все должны работать по мере сил и получать по потребностям. Дальнейшее развитие теории совершил Кропоткин (1890), в которой доказывается, что анархия есть исторически неизбежная дальнейшая ступень общественного развития. По его мнению, и теперь уже многое, что прежде составляло предмет монополии и частной собственности, является предметом всеобщего, совершенно неограниченного пользования; мостами, дорогами, даже публичными библиотеками пользуются все по мере потребности, а не средств или заслуг.

(anarchism) Общественно-политическое течение, согласно которому общество может и должно быть организовано без участия государства как органа принуждения. Существующие примитивные общества, отвечающие данному критерию, обычно называют "ацефальными", т.е. неуправляемыми; в то же время анархизм рассматривается как один из путей трансформации современных развитых обществ. В бытовом употреблении термин означает отсутствие морального и политического порядка. Отрицательное значение "анархизма" такое же древнее, как греческое слово, его обозначающее, усилилось на рубеже XIX–XX вв., когда анархисты совершили несколько громких политических убийств: русского царя Александра II (1881), французского президента Карно (1894) и американского президента Маккинли (1901). Единой позитивной доктрины анархизма не существует, и, если не считать отрицания государства, его теоретики расходятся по самым фундаментальным вопросам, высказывая абсолютно противоположные точки зрения – от пропаганды крайнего индивидуализма (individualism) до призыва к полному коллективизму (collectivism). Если сторонники государства смотрят на него как на необходимый инструмент, служащий в основном для обеспечения безопасности и порядка в обществе, то анархисты, напротив, именно в государстве видят источник проблем, связанных с безопасностью. Самая ранняя разработка теории анархизма, хотя этот термин тогда и не употреблялся, содержится в трактате Уильяма Годвина (Godwin) "Рассуждение о политической справедливости" ("An Enguiry Conserning Political Justice") (1793). Он утверждал, что правительства существуют только за счет обмана и развращения своих подданных. По мере роста интеллекта и здравого смысла граждане непременно осознают идеи справедливости и права и правительствам будет все труднее удерживать власть. В конечном счете они исчезнут. Штирнер (Stirner) употреблял термин "анархизм" по отношению к либерализму, но был самым большим индивидуалистом и отвергал саму идею об обязательности или правдивости. Когда человек осознает себя как единственную ценность, он отвергнет все моральные и институционные структуры; в итоге образуется "союз эгоистов", основанный исключительно на личных интересах каждого. Другие анархисты-индивидуалисты в такие крайности не впадали. Бенджамин Таккер (Tucker) (1854–1939), например, считал, что каждый человек должен пользоваться максимумом свободы, но совместимой со свободой других, а что касается общества, то для его хорошей организации необходимы свободный рынок и отсутствие авторитарных институтов. Эти идеи возродились в 1945 г., порой в форме либертарианизма (libertarianism). Пьер Жозеф Прудон (Proudhon) (1809–65), которого Маркс (Marx) считал основателем научного социализма (до 1846 г., когда Прудон отказался стать французским корреспондентом социалистических изданий, решив, что Маркс слишком авторитарен), прославился как ведущий революционный мыслитель Европы после выхода в свет его книги "Что такое собственность?" ("What is Property?") (1840). На вопрос, вынесенный в заглавие книги, он ответил: "Собственность – это кража". Прудон рассматривал человеческое общество (и Вселенную в целом) как нечто противоречивое, неспособное к изменению, но, во избежание катастрофических крайностей, поддающееся регулированию путем уравновешивания различных сил. Прудон отвергал идеи Бога и государства, а также институты, которые они порождают, считая их двумя взаимосвязанными источниками порабощения человека. Он одним из первых утверждал, что отдельные группы и общество в целом существуют как единое целое, а не являются совокупностями индивидов. В своей теории эксплуатации Прудон в отличие от Маркса, рассматривал прибавочную стоимость, которую присваивают капиталисты, как результат кооперирования труда рабочих, а не как продукт, производимый сверх прожиточного минимума. Он также предлагал заменить государство экономическим и территориальным федерализмом, при котором каждая производственная ячейка управляется рабочими, а каждый регион – людьми, его населяющими. Взаимоотношения между различными уровнями организации, от самой небольшой группы до всего человечества, должны определяться в ходе переговоров делегатов. При таком устройстве, по мнению Прудона, в современном обществе мелкое ремесленное и сельское производство может сосуществовать с производством промышленным. Такой подход более точно отражал картину французской экономики, чем модель Маркса. Михаил Бакунин (Bakunin) (1814–76) был последователем Прудона. Широко распространенный тип наемного рабочего, он рассматривал как раба и по этой причине предлагал ввести коллективную собственность. Государство, по мнению Бакунина, развращает своих граждан, как подчиненных, так и управляющих, уничтожает их человеческий статус. В I Интернационале Бакунин критиковал Маркса, считавшего целесообразным трансформацию государства вместо его полной ликвидации. Эти разногласия привели к развалу организации в 1876 г. Петр Кропоткин (Kropotkin) (1842–1921) пытался научно обосновать свою концепцию анархизма, опираясь на труды Дарвина (Darwin). В работе "Взаимная помощь как фактор эволюции" (1897) он утверждал, что успех эволюции зависит от степени развития взаимопомощи между особями какого-то конкретного вида, причем не обязательно выгодной каждому из них. Рассматривая эволюцию человечества с этой точки зрения, Кропоткин пришел к выводу, что оптимальной организации общественной жизни отвечает средневековый город. Сохранившиеся с тех времен некоторые формы кооперации могут занять доминирующее положение только в результате революции, объединяющей народные массы и идеи анархизма. Почти по определению, концепций анархизма столько, сколько и его теоретиков. Главный критерий, позволяющий отличать их друг от друга, – это степень признания законности различных действий – от терроризма до пацифизма Толстого (Tolstoy) (1828–1910) и социального переустройства. В противостоянии так называемым тоталитарным (totalitarianism) государствам Гитлера и Сталина анархизм, в отличие от либерализма (liberalism), значительной роли не сыграл, хотя оба течения слились в либертарианизм (libertarianism).

Тема 8. Анархизм

1. Анархизм как политико-идеологическая концепция

Анархизм (от греч. anarchia - безвластие, безначалие) - совокупность идейно-политических течений, отрицающих необходимость государственной власти и официальной религии как источников экономического, политического и духовного подавления личности, выступающих за создание мелких автономных ассоциаций производителей. Переход к новому общественному устройству мыслится преимущественно революционным путем, прежде всего в результате самопроизвольного, стихийного бунта.

Любое государство воспринимается анархистским сознани­ем как абсолютное зло, оно — источник всех социальных по­роков .

В книге У. Годвина выдвинут классический постулат анархиз­ма - власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует потому, что люди лишены возможности свободно действовать, руководствуясь разумом; предложена модель децентра­лизованного общественного устройства, основной ячейкой которого являлись бы автономные общины (приходы). Эти общины, по мыс­ли автора, должны функционировать без демократических поли­тических процедур, поскольку даже правление большинства вы­ступает как форма тирании, и делегирования полномочий при представительном правлении, которое приводит к отчуждению ин­дивидов. У. Годвин отрицал собственность как источник власти, считая, что промышленное развитие и технический прогресс приве­дут к сокращению продолжительности рабочего дня до получаса и облегчат переход к обществу без власти.

При всей радикальности своих воззрений У. Годвин был против­ником революций, оценивая насилие как результат неразумности. Вместе с тем он приветствовал французскую революцию и призна­вал желательность насильственного переворота в случае, если в его результате утвердится проповедуемый им анархический порядок.

Учение У. Годвина оказало значительное влияние не только на становление доктрины анархизма, но и на развитие социалисти­ческой мысли, в частности, на воззрения Роберта Оуэна. Под его воздействием формировалось творчество поэта-романтика Перси Б. Шелли, разделявшего утопические социалистические идеи.

Как идейно-политическое течение анархизм сложился в середи­не XIX в. Его основоположниками и теоретиками были немецкий философ Макс Штирнер (1806-1856), французский философ Пьер Жозеф Прудон (1809-1865), русские революционеры Михаил Алек­сандрович Бакунин (1814-1876) и Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921)/ Идеи последних популярны вплоть до настоящего вре­мени, в частности, служат ориентиром для многих участников анти­глобалистских движений.

2. Индивидуалистический анархизм

Штирнер исходил из права силы. Согласно его концепции общество — это иллюзия, его не существует, зато люди являются реальностью. Он выступал защитником собственности, приобретённой физической силой, властью, но не моральным правом.

3. Мютюэлистский анархизм П.Прудона

"Собственность - это воровство".

"Философия не признает иного счастья, кроме себя, счастье, в свою очередь, не признает никакой философии, кроме себя; таким образом, и философ счастлив, и счастливец считает себя философом".

Прудон был противником государственного насилия в любых формах: будь то конституционная монархия Луи Филиппа, бонапартистская империя, якобинская республика или революционная диктатура. Проанализировав опыт революции 1848 г., Прудон сделал вывод: революция несовместима с государством, а попытки реализовать утопии приверженцев государственного социализма (Луи Блана, Огюста Бланки и других), рассчитывавших овладеть властью и использовать ее как инструмент преобразований, ведут только к победе реакции и к поражению революции.

Если у Штирнера и Годвина, мало известных широкой публике, анархический идеал носил по преимуществу абстрактно-философский характер, а критика государства явно преобладала над конструктивными идеями, то Прудон развил и популяризировал анархическое мировоззрение, во многом подготовив появление поколения парижских коммунаров.

Прудон подчеркивал, что лишь на основе широчайшей и полной свободы личности, лишь в результате осознания людьми своих интересов и их взаимного согласования возможны истинная анархия, настоящий порядок и реальное единство.

Хотя П.Ж. Прудон отказывался счи­тать себя основателем какого-либо учения или партии, М.А. Баку­нин, П.А. Кропоткин и другие вожди анархизма видели в нем своего непосредственного предшественника.

4. Анархо-коллективизм М.А.Бакунина

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 ) закончил Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, затем год прослужил в армии в чине прапорщика и вышел в отставку. С начала 1836 г. Бакунин жил в Москве. В это время он много общался с В.Г. Белинским, В.П. Боткиным, М.Н. Катковым, Т.Н. Грановским, входил в философский кружок Н.В. Станкевича. В 1839-1840 гг. познакомился с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым. Увлечение немецкой философией (трудами Канта, Фихте и Гегеля), а также напряженные отношения с окружающими (ссора с Катковым едва не завершилась дуэлью) побудили Бакунина уехать в 1840 г. в Германию.

В 1844 г. Бакунин познакомился в Париже с Марксом и Энгельсом. В том же году был заочно приговорен российским Сенатом, в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу.

В 1848 г. Бакунин участвовал в работе Славянского съезда в Праге и стал одним из лидеров начавшегося во время этого съезда бунта. В мае 1849 г. Бакунин в числе руководителей восстания в Дрездене (Саксония). Он был арестован и в апреле 1850 приговорён судом Саксонии к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Передан в руки австрийского правительства и в мае 1851 вторично приговорён военным судом в Ольмюце (Оломоуц) к смертной казни, которая снова была заменена пожизненным заключением. Затем Австрия предпочла избавиться от Бакунина и выдала его России.

Возможность ликвидации основных препятствий на пути к сво­боде - государства и религии М.А. Бакунин видел в присущей че­ловеку способности мыслить и потребности бороться. Разум пре­одолеет религию, а бунт разрушит государство. Цель и критерий прогресса представлялись ему как постоянное возрастание свободы личности, во имя которого допустимы любые действия.

Узловой элемент бакунинского мировоззрения - концепция закономерностей возникновения государства, его роли в жизни общества и путей к его "разрушению" и установлению безгосударственного общественного самоуправления. Определенной исторической роли государства Бакунин не отрицал. В его глазах государство - зло, но зло исторически оправданное, в прошлом необходимое; общество и государство не тождественны, а государство не вечно, оно лишь временная общественная форма, которая должна полностью и коренным образом перестроиться, исчезнуть, раствориться, стать простой "канцелярией" общества, "центральной конторой".

Антиэтатист Бакунин мечтал о "безгосударственных" формах политической и экономической организации жизни общества. Его идеал - не общество, организованное в государство, а общество, организованное на социально-политических началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций и на началах социализма: свободы, равенства, справедливости для трудящихся, освобожденных от всякой эксплуатации. Бакунинский принцип: свобода без социализма - это несправедливость, а социализм без свободы - это рабство.

В 1870 г. Бакунин участвовал в Лионском восстании, в 1874 - в выступлении анархистов в Болонье (Италия). В 1872 г. на Гаагском конгрессе он был исключен из Интернационала, что привело к расколу организации и переезду Генерального совета в Нью-Йорк (анархический Интернационал, объединявший сторонников Бакунина, действовал в Европе до 1876 г.). Умер Бакунин в Швейцарии, там и похоронен.

Время показало утопичность воззрений Бакунина. Всенародный бунт и вольная организация масс ведут куда угодно, но только не к свободе и справедливости. Советские идеологи относились к Бакунину неоднозначно, так как он был оппонентом марксизма. Однако его вклад в разрушение русской государственности был признан, поэтому его имя появлялось на картах СССР.

В дальнейшем принципы индивидуализма и ненасилия (основ­ные в доктрине П. Прудона) продолжали развиваться периферийны­ми течениями анархизма. Идеи же М.А. Бакунина о необходимости коллективной собственности и насильственной революции домини­ровали в анархистском движении со времени I Интернационала до окончательного крушения анархизма как массового движения в пе­риод гражданской войны в Испании в 1939 г.

5. Анархический коммунизм П.А.Кропоткина

Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921 ) - представитель старинного русского княжеского рода Рюри­ковичей. Кропоткин получил образование в привилегирован­ном высшем военном учебном заведении России — Пажеском корпусе (1857-1862) и как лучший его воспитанник в 1862 г. стал камер-пажем (помощником) императора Александра II . Хотя перед Кропоткиным открывались блестящие карьерные перспективы, он выбрал военную службу в Сибири — в Амур­ском казачьем войске. В 1862—1867 гг. он совершил ряд путе­шествий по Амурскому краю и Северной Манчжурии, первым среди русских географов составил подробное описание этого региона. После отставки в 1867-1868 гг. учился на физико-ма­тематическом факультете Петербургского университета и про­должал исследования в области географии и геологической ис­тории; в 1868 г. был избран членом Русского географического общества (РГО) и стал секретарем Отделения физической гео­графии, занимал этот пост до 1871 г.

6. Анархо-синдикализм

В XIX в. идеи анархизма получили некоторое распространение во Франции, Швейцарии, Испании, Италии и США. Тем не менее, попытки путем агитации подтолкнуть массы к восстанию закончились неудачей, что обусловило поворот анархизма к т.н. пропаганде действием, призванной при помощи террора в отношении представителей господствующего класса спровоцировать массовые революционные выступления. Поражение анархизма и на этом направлении способствовало формирова­нию принципиально новой тактической линии, предполагавшей в борьбе за уничтожение буржуазного государства использовать в качестве опоры пролетарские профсоюзные организации и положившей начало анархо-синдикалистскому течению в международном рабочем движении.

В основе анархо-синдикализма лежит идея о том, что только революционные организации трудящихся, базирующиеся на принципах взаимопомощи и коллективного самоуправления должны, и могут способствовать построению нового, действительно справедливого общества. Анархо-синдикализм рассматривает борьбу с государством как главную составную часть процесса разрушения капиталистического строя, движущей силой которой должна стать экономическая, а не политическая организация рабочего класса.

Анархо-синдикализм , или рабочий анархизм, признает только низовую, неиерархическую, самоорганизацию трудящихся и отвергает любые партии, равно как и любые органы власти. Анархо-синдикалисты призывают к развитию навыков самоуправления и солидарности через самоорганизацию в повседневной борьбе за улучшение жизненных условий и расширение прав наемных тружеников, против произвола капитала и государства, проводя забастовки и другие подобные акции протеста, чтобы подготовить тем самым социальную революцию, которая должна привести к торжеству либертарного (свободного, вольного) коммунизма.

Важнейшими принципами анархо-синдикализма являются:

Ø coлидарность рабочего класса,

Ø прямое действие,

Помимо непосредственной борьбы на рабочем месте, важной темой является борьба с милитаризмом и войной. Кроме того, анархо-синдикалистское движение критикует разрушительный, варварский способ хозяйствования при капитализме и борется с разрушением окружающей среды, патриархатом, расизмом и фашизмом. Анархо-синдикализм стремится к обществу, устроенному по принципам солидарности, свободы, равенства и просвещения. Земля, строения, средства производства, транспортная система и СМИ перейдут в коллективную собственность, чтобы положить конец обществу, раздираемому классовыми противоречиями.

Анархо-синдикализм возник в XIX столетии ввиду сходства целей анархистов и синдикалистов. Жорж Сорель использовал этот термин, чтобы описать свою теорию, объединяющую иррациональное насилие с синдикализмом. До первой мировой войны анархо-синдикалисты были значительной общественной силой во Франции.

Цели анархо-синдикалистов:

1. Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня.

2. Организация труда ассоциациями производителей.

3. Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое.

4. Свободное развитие каждой личности во всех её проявлениях.

Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня — действуя по принципу горизонтальной самоорганизации люди сами, без чьей бы то ни было указки смогут организовать жизнь так, как они того действительно захотят, и учитывая мнение по возможности каждого отдельного человека, а не узкой группы лиц, как это происходит в государстве или капиталистическом предприятии (фирме) бюрократов, а все решения должны приниматься общими собраниями трудящихся.

Организация труда ассоциациями производителей — исходным пунктом является понятие о том, что такое современное положение вещей, когда руководство предприятий распоряжается результатами труда непосредственных производителей является несправедливой, и, по сути, является грабежом трудящихся. В обществе же либертарного коммунизма подразумевается, что организовывать производственный процесс будут сами трудящиеся, всем производственным коллективом, а, так как все они являются жителями какой-то области, федерации, коммуны или общины, то и участвовать в непосредственном распоряжении плодами труда будут все жители.

Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое — частная собственность возникла, когда общество стало расслаиваться на угнетённых и угнетателей, и чем больше увеличивался между ними разрыв, тем больше укоренялся институт частной собственности, который способствовал все большему разрыву межличностных отношений, приводя к тому, что человек действительно становился человеку волком. Таким образом, ликвидируя данный институт, анархо-синдикалисты добиваются торжества принципа солидарности, и ликвидации самого существования класса господ, которые заставляют основную массу населения жить по навязываемым им предписаниям, которые не учитывают мнения большинства, и не способствуют их полноценной самореализации.

Соответственно и государство рассматривается именно как орган насилия и принуждения, в действительности необходимый лишь узкой группе лиц, стремящихся сохранить своё господство. Уничтожив государство, капиталистические отношения, искоренив в обществе иерархию, а также экономическое и внеэкономическое принуждение анархо-синдикалисты стремятся к созданию общества, живущего в гармонии между всеми его членами, которые сами, коллективно распоряжаются своей судьбой.

7. Направления развития анархизма

В конце 1930-х гг. анархизм как массовое движение практически перестал существовать . Влиятельное в Италии, оно было раз­громлено фашистским правительством Б. Муссолини в 1920-х гг. В Германии анархисты были уничтожены нацистами в 1930-х гг. В Японии анархистские организации, возникшие в период русско-японской войны 1904-1905 гг., были разгромлены в 1935 г., когда их обвинили в подготовке военного переворота.

Следуя традиции ситуационистов и новых левых, многие современные анархисты пытаются создать некую альтернативу отчуждённому и репрессивному социуму, решая все вопросы коллективно, на основе консенсуса, уважая личность и избегая всякого авторитаризма и иерархии. Патриархату противопоставляется равенство полов, традиционным семейным отношениям — коммуны, иерархии — самоуправление. Пропагандируются и активно практикуются экологизм, антиимпериализм и антифашизм.

Анархисты активно выступают против дискриминации по национальному, гендерному, сексуальному признакам, против межгосударственных войн и политики неоколониализма. Анархисты весьма активны в антифашистском движении, постоянно участвуют в уличном противостоянии с неофашистами и неонацистами, а также полицией. В семидесятые огромный размах и известность приобрело антиядерное движение, в котором активно участвовали анархисты и автономы. Это было очень массовое движение, в котором активно участвовала западная молодёжь. Автономы-сквоттеры часто захватывают пустующие здания, которые они превращают в центры либертарной культуры и политики. Существуют различные анархистские коммуны, одной из самых знаменитых из которых является коммуна Христиания в Копенгагене.

В целом ряде стран продолжают действовать традиционные анархо-синдикалистские профсоюзы и пропагандистские организации, из которых наиболее крупными являются САК в Швеции, НКТ и ВКТ в Испании, УСИ в Италии, НКТ-МАТ и НКТ-Ф во Франции, ФАУ в Германии (в них состоят десятки тысяч человек).

Во многих странах мира насчитываются десятки тысяч сторонников анархистских идей. Появились группы анархистов и в тех странах, в которых их никогда не было, например, в Нигерии, Турции, Ливане, Бангладеш. Греческое анархистское движение является на сегодняшний день одним из самых сильных в либертарном лагере.

В XXI в. явно анархистскую окраску приобретает движение ан­тиглобалистов. Следуя анархистской традиции, левое крыло анти­глобализма считает государство инструментом господства и угнете­ния и призывает к его замене самоорганизованным обществом. Анархисты играют наиболее активную роль в осуществлении са­мых радикальных антиглобалистских акций, как это имело место в Сиэтле, Барселоне. Генуе и других городах, где проходили форумы мировой экономической и политической элиты.

Представления анархистов о будущем общественном устройстве весьма туманны, что является причиной идейной и политической неопределенности их действий. Стремление анархистов к органи­зации общества на началах самоуправления, автономии общин и наций, на принципах свободы и равенства, справедливости, осво­бождения от эксплуатации находит понимание у левых партий, солидаризирующихся с ними.

Литература

Антология современного анархизма и левого радикализма. Том 1. Без государства. Анархисты. М.: Ультра. Культура, 2003.

Бакунин М.А. Анархия и порядок. М.: ЭКСМО, 2000.

Боровой А.А. Анархизм. М.: КомКнига, 2007.

Дамье В.В. Анархо-синдикализм в XX веке. М.: ИВИ РАН, 2001.

Кропоткин П. Анархия, ее философия, ее идеал // Сочинения / Сост., вст. ст. и коммент. М.А. Тимофеева. М.: ЭКСМО, 1999.

Кропоткин П. Записки революционера. М.: Мысль, 1990.

Нозик Р. Анархия, государство и утопия / Роберт Нозик ; пер. с англ. Б. Пинскера под ред. Ю. Кузнецова и А. Куряева. — М.: ИРИСЭН, 2008. 424 с.

Рябов П.В. Краткая история анархизма. Краснодар: Чёрное и красное, 2000.

Рябов П.В. Философия классического анархизма (проблема личности). М.: Вузовская книга, 2007.

Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.

Шубин А.В. Анархия — мать порядка. Между красными и белыми. М.: Яуза, Эксмо, 2005.

Существуют разные политические теории. Не все люди имеют правильные представления об анархизме, кратко и понятно это учение сложно разобрать. В его основе лежит система взглядов, отрицающих принудительное управление и власть одного человека над другим. Внутри течения есть несколько основных направлений, которые расходятся в некоторых взглядах на одни и те же моменты.

Анархизм: виды, идеи и представители движения

Немного истории

Прежде чем узнавать, что такое анархия, нужно понимать, где появилось это движение. Зарождение произошло еще в античные времена, где элементы анархизма существовали у киников и стоиков. Основные положения были выдвинуты в XVII веке после Английской революции.

Дж. Уинстэнли

Основатель анархизма — Дж. Уинстэнли. Он утверждал, что человек становится счастливым только вне собственности и политической власти. Особое значение он уделял понятию совести, так как именно она должна ограничивать личность, а не законы.

Идеи Дж. Уинстэнли развил У. Годвин. Он сформулировал главный аргумент движения. По его мнению, любая власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует в мире только потому, что люди лишены возможности свободно действовать. Годвин предложил децентрализировать общество и разделить его на множество маленьких коммун.

В России анархизм получил распространение только в конце XIX века. Благодаря пропаганде идей Бакунина это движение стало ведущим в революционном народничестве. Но после 1880 года оно стало популярным у маргинальных групп.

Современное состояние

В развитых странах возвращается популярность анархизма. Современные государства переживают кризис, и общество ищет новые идеи, которые помогут решить существующие проблемы. В СССР движение возродилось во время перестройки.

Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС)

Внутри движения было образовано несколько противоборствующих направлений. Простой пример: одни считали, что правильный путь пролегает через буржуазную демократию и капитализм, другие полагали, что нужно переходить к добровольному самоуправлению и профсоюзам.

Среди современной русской молодежи движение приобретает особую популярность, но оно не имеет особой политической силы и является больше субкультурой.

Основные виды

В анархизме есть множество направлений, каждое из которых имеет свои особенности. Так, в основе анархо-индивидуализма лежит идея о том, что преследование личного интереса и индивидуальная совесть не должны быть ограничены государственной властью или коллективом. Это течение отрицает возможность коллективного владения собственностью. Идеологи анархо-индивидуализма:

Макс Штирнер

  1. Макс Штирнер.
  2. Бенджамен Таккер.
  3. Генри Торо.
  4. Алексей Боровой и другие.

Еще один вид анархизма — это анархо-капитализм. Он основан на идее, что главным механизмом социального взаимодействия будет свободный рынок. Последователи течения отрицают любую правительственную власть и ее вмешательство. Любая частная собственность должна быть в свободном владении. Основоположниками этого направления были Уильям Годвин и Пьер Жозеф Прудон.

Анархо-феминизм сформировался в конце XIX века. Он представляет собой сочетание радикального феминизма и анархизма. В этом направлении патриархат рассматривается как проявление государственной системы. Основателями направления стали известные феминистки:

Анархо-феминизм

  1. Эмма Гольдман.
  2. Люси Парсон.
  3. Дора Марсден и другие.

Анархо-феминистки негативно настроены по отношению к институту брака, они выступают против традиционных гендерных ролей. Сторонницы этого направления имеют особые представления о семейных отношениях. Также они считают борьбу против сексизма и патриархата частью противостояния государственной власти.

Зеленый анархизм делает особый акцент на проблемах окружающей среды. Основателем течения считается Фреди Перлман. Последователи должны заниматься экологией, пропагандой веганизма и созданием специальных поселений.

Символика и принципы

Теория анархизма строится на нескольких принципах. Первый — это отсутствие любой власти, второй — свобода от принуждения, третий — разнообразие, четвертый — взаимопомощь, пятый — свобода ассоциаций.

Тоталитаризм и демократия считаются неприемлемыми, не допускается любое принуждение к посещению общественных мероприятий или вступление к организации.

Анархизм

Существуют и малоизвестные знаки движения. Например, черная кошка символизировала протесты. Эта идея принадлежала Ральфу Чаплину. В XIX—XX вв. еках был популярен деревянный башмак. С помощью такой обуви срывали работу на производстве — ее бросали в станки. В современном движении этот символ не используется, но он знаком всем последователям.

Очень редко используется символ черной розы. Он применяется в просветительских инициативах — издании книг и журналов.

Преимущества и недостатки

У анархизма есть определенные плюсы. Любой сторонник движения стремится остаться свободным и гармонично развиваться — он должен быть индивидуальностью и не испытывать угнетение. Подобное саморазвитие является преимуществом объединения.

Сторонники такого движения придерживаются идеи бескомпромиссной критики власти. Они не боятся осуждать государство, показывать его ошибки и слабые стороны. Но у анархизма есть и определенные минусы.

Анархизм: виды и идеи

Некоторые течения обладают радикальными идеями. Так, национал-анархизм придерживается мнения, что государство нужно уничтожать с помощью национальной революции. После этого все национальности разбиваются на коммуны. Внутри общины могут придерживаться разных принципов, в том числе и фашистских. Минусы анархизма:

  • радикальные идеи;
  • слабый мобилизационный характер идеологии;
  • зацикленность на критике любой централизованной организации.

Философия анархизма становится все популярнее. Последователи движения выступают за беспрепятственное распространение программ, энциклопедий, произведений искусств и результатов научных исследователей.

Что такое анархизм? Идеи и определение простыми словами. Русский анархизм и его представители и основоположники: Михаил Бакунин и Петр Кропоткин. Политический, методологический, социальный анархизм.

Фото Что такое анархизм: идеи и политика, русский анархизм и его основоположники

Анархизм – это идеология безвластия. Анархизм предполагает отсутствие в обществе какой-либо власти, в том числе государственной.

Анархисты стремятся уничтожить любые формы эксплуатации людей друг другом. Вместо этого они предлагают установить сотрудничество индивидов, чтобы общественные отношения и социальные институты строились на личной заинтересованности всех их участников.

Анархистов наряду с социалистами и коммунистами относят к представителям левой идеологии, противопоставляя их правым – либералам и консерваторам.

Идеи анархизма

Анархистский идеал – это:

свобода от принуждения;

Говоря об отсутствии власти, анархисты имеют в виду, что один человек или группа не могут навязывать другим свое мнение или волю. В этой идеологии нет места иерархии, представительной (непрямой) демократии и авторитарному правлению.

Каждая отдельная личность должна максимально развиваться, полагают анархисты. Согласно их философии, проблемы и потребности любого человека решаются индивидуально. Полноценной жизни можно достичь только за счет разнообразия рабочего процесса.

Любые общественные структуры должны создавать люди, которые объединились по личной инициативе и имеют равные права на определение будущего общества.

По мнению анархистов, чтобы деятельность была максимально эффективной, в ее основе должна лежать взаимопомощь. То есть в подобном обществе одиночная работа считается непродуктивной.

Под братством анархисты подразумевают, что интересы и потребности всех людей одинаково важны и ценны.

Основоположники анархизма

Пьер Прудон первым изложил целостную концепцию анархизма. Ее основные идеи: уничтожение централизованной государственной бюрократии и установление вместо нее федерации автономных регионов, в которые должны войти самоуправляющиеся объединения трудящихся и территориальные коммуны.

Производство из собственности государства и предпринимателя, по Прудону, должно передаваться во владение трудящихся. Объединения работников для решения общих вопросов создают союзы, которые, в свою очередь, объединяются в федерации.

Макс Штирнер основал анархо-индивидуализм: он выступал за абсолютную свободу личности. Некоторые анархисты допускали, что государственную власть можно использовать для борьбы за идеалы анархии.

В качестве путей борьбы за свою идеологию анархисты выбирали пропаганду, организацию восстаний и терактов, создание производственных коммун, кооперативов и профсоюзов.

Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин и Махно

Русский анархизм в первую очередь ассоциируется с именами Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921).


Михаил Бакунин

Социальная революция, как ее определял Бакунин, – это разрушение всех учреждений неравенства и насилия, в первую очередь – государства. Социальная революция, в отличие от политической, совершается с помощью не одной только революционной власти, а народной силы.

Петр Кропоткин – создатель анархокоммунизма, основной принцип которого – социальная кооперация и взаимопомощь. В его учении идея взаимопомощи между людьми, которая занимает главенствующее место, тесно переплетена с идеями философии природы. Этика анархокоммунизма строится на правиле: не обращайся с человеком так, как не желаешь, чтобы обращались с тобой.


Петр Кропоткин

Другое базовое положение Кропоткина – необходимо стремиться к наибольшему счастью для наибольшего числа людей (утилитаризм). Как считал Кропоткин, это возможно на основе всеобщего равенства, из которого вытекают солидарность и взаимопомощь.

Право и закон должны быть обособлены друг от друга, считал Кропоткин. Он отмечал, что существуют естественные основы права – инстинкты, естественные права, в том числе право на минимум социальных благ, и естественное право, основанное на обычае.

С осени 1918 по июль 1919 года в Гуляйполе строилось анархистское сообщество, которое позже назвали Вольной территорией. Она простиралась от современного Днепропетровска до Бердянска и Мариуполя. Там проживало примерно семь миллионов человек.

Экономика Вольной территории представляла собой свободный обмен между сельскими и городскими общинами. Махновцы сопротивлялись продразверстке (политике обложения крестьян налогом в виде зерновых и других продуктов). Необходимые ресурсы они получали посредством набегов. В Гуляйполе можно было расплачиваться трофейным золотом и советскими деньгами.

История этого анархистского государства внутри государства закончилась уничтожением махновцев. При этом сам Махно бежал в Париж, где провел остаток своей жизни. Там он активно пропагандировал идеи анархизма и издавал брошюры.

Виды анархизма

Базовый принцип анархо-индивидуализм а заключается в праве свободно распоряжаться собой. Это право любой человек получает при рождении вне зависимости от его пола. Согласно этой философии, новое общество должно быть бесконфликтным.

Представители индивидуалистического анархизма утверждают, что люди должны быть независимы от общества. Все теории о том, что индивиды могут работать вместе, должны подтвердиться на практике. Последователи такой идеологии должны стремиться не к утопии, а к реальной справедливости.

Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли. Она развивает заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, базирующихся на насилии и угнетении.

Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С их точки зрения, личность – первичный и единственный полноценный субъект общественной жизни. Главный фактор перемен в христианском анархизме – этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно в результате не захвата власти, а только изменения общественных отношений.

Анархо-коммунизм нацелен на установление безвластного общества без иерархии и принуждения, основанного на взаимопомощи и солидарности всех людей. Анархо-коммунисты стремятся к децентрализации, свободе, равенству и взаимопомощи.

Читайте также: