Евреи на территории россии кратко

Обновлено: 25.06.2024

Россия и евреи — эта тема важна для всех, читающих по-русски. История евреев в России не так долга, и действительно многочисленным наш народ там стал лишь начиная с XIX века. Но в этой истории есть и изгнания, и погромы, и еврейское участие в войнах и революциях, и появление среди русских сект, истоком которых был иудаизм. Эпоха взаимного влияния России и евреев подходит к концу, сопровождаясь массовой эмиграцией и ассимиляцией евреев.

Оглавление

Наследница Византии… [↑]

Россия своими корнями уходит в Грецию, и этим частично объясняется сложный клубок российско-еврейских взаимоотношений: Россия, как и Греция, никогда не стремилась уничтожить евреев, но презирала еврейскую религию и образ жизни и стремилась повлиять на нас духовно, приобщить к своей культуре.

В России антисемитизм исторически был более откровенным и страстным — как и антисемитизм ее духовного предка Византии, а еще раньше — антисемитизм греческих философов и интеллектуалов, населявших Восточную Римскую империю. Но по большей части, в России антисемитизм шел от царей, а не от народа, который никогда не питал к евреям той ненависти, которая была присуща Западу.

Ересь жидовствующих [↑]

Московское княжество, активно заявившее о себе в начале XIV века, когда прежние политические центры Руси были разгромлены татарами, в XIV — XV веках стало центром консолидации русского этноса.

В новгородских летописях этого периода начинают появляться имена евреев: ученый еврей Схарья, торговцы Иосиф Шмойло Скаравей и Моисей Хануш.

XVII век и русско-польские войны [↑]

Русско-польские войны 1632—34 гг. и 1654—67 гг. принесли много бед проживавшим в зоне сражений евреям. Во время второй из этих войн, после антипольских восстаний под предводительством Богдана Хмельницкого, сопровождавшихся почти поголовным истреблением евреев, к России была присоединена Левобережная Украина.

Начало погромов в 1648 году инициировало цепь внутренних событий в еврействе России, которое окрасило их мышление и повлияло на образ жизни в последующих веках. В конце 1665 года до еврейских общин Польши и России докатилась и волна мессианского безумия, поднятая Шабтаем Цви.

В результате войн немало евреев оказалось в русском плену. Большинство из них было расселено в Поволжье, на Урале и в Сибири; некоторые оказались со временем в московской Немецкой слободе.

Евреи в России в XVIII веке [↑]

Преобразования, происшедшие в стране в годы правления Петра I (1682-1725), не коснулись статуса евреев, хотя царь относился к ним без предубеждений. Петр I впервые ввел в высшие круги российской аристократии большую группу выкрестов.

В 1727 г. Екатерина I подписала указ о полном изгнании евреев из России. Из Смоленска, присоединенного к России, как и Украина, в 1654 г., евреи были изгнаны, а оставшиеся — насильственно крещены.

Право оставаться в России имели лишь евреи, принявшие крещение, но им был запрещен выезд (чтобы предотвратить возвращение в иудаизм). Тысячи евреев западных окраин России вынуждены были покинуть страну. Это изгнание, как и предыдущие, вновь сопровождалось изъятием золотых и серебряных денег и заменой их медной монетой.

После разделов Польши [↑]

В результате первого раздела Польши в 1772 г. к России были присоединены Восточная Белоруссия (с городами Гомель, Могилев, Витебск, Полоцк) и Латгалия (часть Латвии). Впервые в истории в Русское государство вошла область с большим еврейским населением — около 600 000 евреев.

Отношение Екатерины II к евреям было неоднозначным: она во многом разделяла антиеврейские взгляды Вольтера, но тем не менее высоко ценила коммерческие способности евреев и считала, что при определенных условиях они будут способствовать экономическому развитию России и постепенно избавятся от того, что, по ее мнению, было религиозными предрассудками.

Для того чтобы заселять и осваивать земли, присоединенные к России в результате русско-турецких войн второй половины XVIII века, Екатерина в 1791-м году подписала разрешение евреям переселяться в Екатеринославское наместничество и в Таврическую область. Так фактически началось введение черты оседлости, то есть областей, отделенных от окружающей страны четко очерченными границами. Черта оседлости указывала, где позволено жить евреям.

В результате второго и третьего разделов Польши еврейское население России резко увеличилось. Второй раздел Польши в 1793 году увеличил число евреев в России на 400 000, а третий раздел через два года — еще на 250 000. Так под царским контролем к 1800 году оказались 1 350 000 евреев.

Уже после Второго раздела Польши Екатерина II резко ужесточила внутреннюю политику, в том числе и в отношении евреев, и подписала указ, в котором перечислялись территории, где евреи имели право на постоянное жительство: Минская, Изяславская (впоследствии Волынская), Брацлавская (Подольская), Полоцкая (Витебская), Могилевская, Киевская, Черниговская, Новгород-Северская губернии, Екатеринославское наместничество и Таврическая область. Из земель, присоединенных в результате третьего раздела Польши, были образованы две новые губернии, в которых могли жить евреи, — Виленская и Гродненская.

Субботники [↑]

В XVIII веке в Воронежской, Тульской и Московской губерниях распространились общины так называемых субботников. Они представляли собой разрозненные полуподпольные группы, не имевшие между собой никакой связи. Часто сведения, которыми они располагали об иудаизме, были очень скудны. Поэтому обряды и формы проведения молитв устанавливались местными наставниками и порой были очень далеки еврейских. Однако главные черты еврейской религии соблюдались.

Субботники не только соблюдали шабат, но и практиковали обрезание, не ели свинину, не ходили в церковь, признавали развод, гнушались всеми христианскими таинствами. Пасху они праздновали по-еврейски и не поклонялись иконам, называя их идолами.

Власти повсеместно боролись с сектантами, судили и высылали их, а детей отправляли в приюты. Но секта продолжала быстро распространяться. Особо жестокие репрессии обрушились на субботников с восшествием на престол императора Николая I. В конце концов, под давлением властей, почти все субботники были крещены. Секта полностью ушла в подполье.

Наполеон и евреи [↑]

Евреи в Восточной Европе разделились в своем отношении к Наполеону и развязанной им войне. Многие приветствовали его приход, считая, что война против царя может быть предсказанной пророком битвой Гога и Магога, которая предшествует приходу Мессии. Другие понимали, что победа Бонапарта и французского Просвещения с их светскими ценностями и свободами приведет евреев к отходу от Торы.

Хотя Наполеон потерпел поражение, его поход в Россию создал новую Восточную Европу. Идеи и цели Французской революции, надежды на светское гуманистическое общество и светлое завтра теперь наводнили Польшу и Россию. Они повлияли и на еврейскую жизнь. Наполеон послужил проводником Аскалы — еврейского Просвещения — и помог ей внедриться в еврейство восточной Европы.

Кантонисты [↑]

Детей определяли вначале в школы кантонистов, которые были созданы еще в 1805 году как учебные заведения низшего разряда для солдатских детей и сирот. По достижении 18 лет кантонистов переводили в солдаты — на 25 лет.

Евреи-кантонисты, принявшие православие, получали льготы: они более не подвергались избиениям, и вдобавок еще им единовременно выдавали по тридцать рублей…

Тысячи евреев выселили из домов и перевели в другие местности, над еврейским образованием ввели строгий надзор и издали указы против издания Талмуда и его изучения. Многие еврейские типографии закрыли. Все еврейские книги, которые издавали в России, требовали просмотра цензора (многие из них были крещеными евреями — выкрестами).

Евреям было запрещено работать по многим специальностям, пока они не крестились. Была введена процентная норма евреев в высших учебных заведениях. Правительство утвердило новую категорию религиозных функционеров, заставляя еврейские советы принимать в свои ряды преступников, похитителей детей и доносчиков. Это привело к дальнейшему снижению репутации еврейских лидеров в глазах еврейских масс.

Александр Второй и реформы [↑]

Следующий император — Александр II — ввел много реформ, среди прочего отменив крепостное право, а также и жестокий закон о кантонистах.

Черту оседлости расширили для всех евреев, а для некоторых категорий евреев ограничения сняли вообще. Уменьшилось давление на еврейских солдат, чтобы они крестились, ослабили контроль над еврейскими школами и расширили образовательные возможности для евреев в русских торговых и технических школах, гимназиях и университетах.

Евреи, которые воспользовались либерализацией приема в государственные учебные заведения и повалили в гимназии и университеты, платили за это отрывом от корней, потерей традиционных ценностей. И все-таки встречали вражду и презрение от учеников-неевреев.

Сам Александр не собирался давать евреям настоящее равноправие. Евреи должны были зарабатывать всякое улучшение своей ситуации путем отхода от еврейства.

Просвещение в России [↑]

Аскала, создавшая новый вид еврея — еврея без Торы, — в течение всего XIX века пробивала себе дорогу в России. Светский еврей не был склонен креститься или оставить еврейское общество, при этом не исповедовал иудаизм и не соблюдал еврейские традиции. Светская Аскала проявляла интерес к изучению иврита, библейской литературы, еврейской истории и историографии, но презирала традиционное видение еврейского будущего.

Раввины в России XIX века [↑]

Назначение казенных раввинов стало подрывать авторитет и положение традиционного раввина и вело к распаду традиционной кеилы — общинной организации.

Одним из выдающихся законоучителей второй половины XIX века был раби Ицхак бар Шломо Блазер, которого стали называть раби Ицеле Петербургер, когда он стал выполнять должность главного раввина Санкт-Петербурга. За шестнадцать лет, проведенных в российской столице, раби Ицхак Блазер стал одним из духовных лидеров поколения — со всех концов еврейского мира к нему обращались со сложными алахическими вопросами. После смерти раби Исраэля Салантера раби Ицеле стал общепризнанным вождем и идеологом движения Мусар.

В 1862 году в Петербурге была построена синагога и создана постоянная община, взамен прежней, управлявшейся николаевскими отставными солдатами.

Александр Третий и антисемитизм [↑]

Пришедший к власти в 1881 году царь Александр III считал, что евреям нет места в России, его политическим идеалом было государство с одним народом, одним языком и одной религией. Погромы, новые формы бесправия для евреев России, антисемитские кабинеты министров и администраторы — все это сделало правление Александра III самым трагическим временем в истории восточноевропейских евреев.

Изгнания, депортации, аресты и избиения стали повседневным уделом евреев, не только низшего, но даже среднего класса и интеллигенции.

Война против Традиции [↑]

На традиционную еврейскую жизнь вели атаку одновременно: с одной стороны, просвещение и либерализм, с другой — репрессии и тирания.

Цари хотели лишить евреев еврейства, и были евреи, которые не выдерживали этого напора. В адрес раввинов, ученых Торы, знатоков Талмуда и традиционного образа жизни слышались упреки евреев — лидеров Аскалы. Они были убеждены, что правительство и все общество — их союзники в модернизации еврейского народа. Поэтому они кооперировались с правительственными деятелями, не евреями, чтобы совместными усилиями преследовать своих религиозных братьев.

Традиционное еврейство очень пострадало от переселения из деревни в город. Ослабли семейные связи. Оторваться от общества стало несравненно легче, а новый светский мир стал ближе и привлекательнее. Синагога перестала быть жизненным центром. Маленькие молитвенные группы и дома, штиблахи, стали нормой, особенно среди хасидов в больших городах, это тоже подрывало центральное положение синагоги и способствовало раздроблению традиционного еврейства.

Бей жидов, спасай Россию! [↑]

Последним царем династии Романовых стал ярый антисемит Николай II, коронованный в 1894 году. По России катились погромы, многие из которых организовало и поддерживало само правительство. Евреев гоняли с место на место, лишали основных человеческих прав, вводили и устрожали процентные нормы на прием в учебные заведения, а затем установили ограничения и на еврейское обучение и соблюдение еврейского закона, что делало еврейскую жизнь невыносимой.

Чувствуя, что от смены правительства они могут только выиграть, евреи в непропорционально большом количестве включились во все революционные движения того времени. Так анархия, социализм и социальная революция проникли в жизнь российских евреев.

Крупнейшие в истории царской России еврейские погромы охватили южные и юго-западные губернии черты оседлости. В октябре 1905 года произошло до 690 погромов в 102 населенных пунктах, в которых были тысячи убитых и раненых…

Первая мировая война и российские евреи [↑]

В начале XX века еврейский мир Восточной Европы быстро распадался. Русское еврейство, сорванное с мест погромами, жестокостью населения и бедностью, начало уезжать. Россия поддерживала это движение, рассчитывая с помощью Америки избавиться от нежеланных евреев.

Первая мировая война (1914—1918 гг.) стала началом конца европейского еврейского мира. Очевидное разрушение установленной общинной структуры, вызванное перемещениями и перипетиями войны, сделало еврейский народ совершенно беззащитным.

Сотни тысяч евреев участвовали в войне в составе различных армий, убивая друг друга. Больше всего евреев было в русской армии — около 350 000. При этом правительство и значительная часть населения считали евреев активно нелояльными — поэтому вслед за каждым поражением русской армии на поле боя следовал погром.

В начале войны русское правительство изгнало сотни тысяч евреев из домов в черте оседлости вглубь России. Были разрушены великие и древние еврейские общины. Ешивы Литвы силой были закрыты и вынуждены перемещаться в Россию. Великие раввины, главы ешив, хасидские ребе — все потеряли свои возможности и поддержку.

Война усилила крен к светской жизни и радикализму в еврейском обществе, который наметился еще в конце XIX века. К несчастью, многие евреи решили, что традиционные формы иудаизма и еврейской жизни для них не несут больше никакого смысла.

Русская революция [↑]

Семнадцатый год принес России две революции. Евреи радовались падению царя. В результате Февральской революции во главе страны встало временное правительство под руководством Александра Керенского, которое пользовалось популярностью у евреев.

Но Октябрьская революция, проведенная большевиками под руководством Ленина и Троцкого, была иной, и если сутью Февральской революции была свобода, то сутью Октябрьской революции — диктатура меньшинства над большинством. И в этом меньшинстве было много евреев. Лев Троцкий, Яков Свердлов, Лев Каменев, Григорий Зиновьев — вот лишь несколько имен евреев, пришедших к власти в результате переворота.

Современная Россия и евреи [↑]

С 1991-го года, после распада Советского Союза, продолжается история евреев в России. По официальной российской переписи населения, в начале XXI века в Российской Федерации проживает 176 тысяч евреев.

Большинство российских евреев относятся к ашкеназской группе и родным языком считают русский. Однако в Дагестане и в крупных городах встречаются также горские и грузинские евреи.

В современной России восстанавливаются старые и строятся новые синагоги, открываются еврейские школы. Ешивы и колели существуют, по большей части, в Москве и Санкт-Петербурге.

Многие соглашаются, что таких благоприятных условий для евреев в России, как в XXI веке, никогда не было: не существует препятствий ни к соблюдению традиций, ни к изучению Торы, ни к свободному выезду из страны.

Большая часть российских евреев — не религиозны, ассимилированы, состоят в смешанных браках. Те религиозные евреи, у которых была возможность покинуть Россию — уехали в Израиль, США и другие страны. По прогнозу Американского еврейского комитета, сделанному в 2000 году, через 80 лет еврейская община в России полностью исчезнет.

Евреи

Первым сохранившимся аутентичным документом Киевской Руси было письмо, написанное на иврите. К концу XIX века в России уже проживало пять с половиной миллионов евреев, что составляло 80 процентов от их общего числа в мире.

НОВЫЕ ГИПОТЕЗЫ. До последнего времени главной версией того, как евреи оказались в Восточной Европе была Рейнская гипотеза, согласно которой восточноевропейские евреи произошли от потомков израильско-ханаанейских племен, мигрировавших со Святой земли под влиянием исламской экспансии в VII веке на территории среднего течения Рейна. До этого здесь уже были небольшие общины, переселившиеся на эти земли в позднеримкую эпоху.

Далее, уже в начале XV века большая группа евреев мигрировала на Восток.

Однако последние крупные исследования геномов, проведенные американским генетиком доктором Эраном Элхаиком из Университета Джона Хопкинса показали, что генентическая карта еврейских общин далеко не монолитна, более того, в ней доминируют южноевропейские и кавказские предковые сигнатуры с небольшой примесью ближневосточных. Исследование доктора Элхаика было опубликовано в журнале Genome Biology and Evolution.

Схожие исследования проводились и другими учеными. В 2013 году 17 исследователей из 12 научных организаций изучили больше 3,5 тыс. митохондриальных ДНК у евреев из Европы, с Кавказа и из стран Ближнего Востока и пришли к выводу, что больше 80% из них происходят из Старого Света, а не из Передней Азии и не с Кавказа.

По мнению автора исследования англичанина Мартина Ричардса (центр по изучению археогенетики Университета Хаддерсфилда) и его коллег, среди которых есть и российские ученые из Института общей генетики РАН Сергей Рычков и Оксана Наумова, это говорит о том, примерно 2000 лет назад большая группа евреев мигрировала из Палестины, причем это были приемущественно мужчины, что важно, поскольку принадлежность к еврейству передается по материнской линии.

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить, что еврейская миграция на территории России шла, во-первых, в несколько этапов, во-вторых, шла из разных мест: с территории Палестины и с территории Хазарского каганата, причем число палестинских евреев было меньшим.

Евреи в Древней Руси

ПЕРВЫЕ ЕВРЕИ НА БУДУЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ РУСИ. Первые евреи на будущей территории Руси появились ещё в I-II веках. Они жили в греческих островных колониях. Об этом свидетельствует найденная в Тамани могильная плита еврейского воина, датируемая I веком, а также многочисленные памятники с еврейской символикой еврейской символикой (изображения меноры, шофара, лулава и этрога).

Также известно, что значительное количество евреев проживали в Боспорском царстве ещё в конце IV века, это были потомки участников восстания Бар-Кохбы и тех, кто был изгнан во времена ассирийского и вавилонского пленений.

В VII веке Таманский полуостров был крупным центром сосредоточения евреев. Об этом говорит запись византийского хрониста Феофана, которую он сделал в 671 году:

Исследователь истории евреев Восточной Европы Юлий Бруцкус писал, что часть палестинских евреев из Персии через Дербентский проход мигрировала на нижнюю Волгу, где в VIII веке появился город Итиль — столица Хазарского каганата. Как известно, одной из религий каганата во второй половине VIII-начале IX века стал иудаизм, который там прижился очевидно под влиянием еврейских общин. В то время еврейские купцы-раданиты по покровительством хазарских правителей занимались торговлей и контролировали оборот меха, оружия, шелка и пряностями между Западом и Востоком.

После распада Хазарского каганата евреи были вынуждены мигрировать на запад. Это подтверждают летописи 1117 года о переселении хазар из Белой Вежи (Саркела) под Чернигов, а также многочисленные топонимы вроде Жидово, Жидичев, Жидова вила, Козари, Козара, Козарзевек на территории Древней Руси и Польши.

ЕВРЕИ В КИЕВСКОЙ РУСИ. Ещё в ранний период Киевской Руси еврейские общины были уже в Смоленске, Чернигове, Перемышле и Владимире-Волынском. Сведения о них содержатся в документах XI-XIII веков. В Киеве также в это время была значительная хазарско-еврейская колония. В летописях Киевской Руси есть упоминания о Жидовском квартале и Жидовских воротах.

Одна из древнейших аутентичных рукописей Киевской Руси, так называемое Киевское письмо, было написано на иврите. Это было рекомендательное письмо, выданное Яакову бен Ханукке иудейской общиной Киева. Оно датируется X веком.

Евреи в России

Евреи, проживавшие в черте оседлости на территории Российской империи крайне редко шли на сотрудничество с Наполеоном, восприняв нашествие как угрозу своей культуре, традициям и вере, то есть изгоями они себя не ощущали, а стали активно помогать русской армии в борьбе с захватчиками.

Черта оседлости была не только формой дикриминации (причем не по национальному, а по религиозному принципу), но ещё и формой защиты еврейского общества от внешних влияний.

Евреев долго не брали в армию, они не платили налогов. Им разрешались многие виды деятельности, в том числе винокурение, пивоварение, разрешалось работать ремесленникками и мастеровыми.

После появления черты оседлости не все евреи были ограничены в правах. Исключение делалось для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, тех же винокуров и пивоваров, лиц, окончивших ВУЗы, приказчиков евреев-купцов 1-й гильдии.

РАЗДЕЛЫ ПОЛЬШИ. Самая большая часть евреев оказалась в Российской империи после разделов Польши (1772-1794). После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году на территории России оказалось около 200 тысяч евреев. Российская власть учла специфики традиции. За евреями было сохранено право на публичное отправление веры и владение собственностью. Сенатским указом 1776 было узаконено существование кагала.

Ограничивать в правах евреев начала Екатерина Вторая, но до реакционизма конца XIX века и погромов было ещё далеко.

В 1795 черта оседлости включала уже 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина), Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь), Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова).

ЕВРЕИ В РОССИИ К КОНЦУ XIX ВЕКА. Немного статистики. В конце XIX века, в 1897 году в мире было 7,5 миллионов евреев, 5, 25 миллиона из них проживали на территории Российской империи. Из них 3,837 млн. жили в Европейской России, 105 тыс. евреев — на Кавказе, в Сибири и Центральной Азии.

Евреи составляли свыше 50% городского населения Литвы и Белоруссии. В городах Украины проживало: русских — 35,5%, евреев — 30%, украинцев — 27%.

Известно, что евреи живут на территории России, Украины и Беларуси с незапамятных времен. Удивительно, но самый первый аутентичный документ Киевской Руси, найденный учеными, был написан не на славянских языках, а именно на иврите. В конце 19 столетия перепись населения Российской империи выяснила, что в стране проживают 5,5 млн евреев, что составляло почти 80% от всего их количества в мире. Как появились в Восточной Европе первые евреи и почему им тут так понравилось?

Фотография: Как и когда на Руси появились евреи №1 - BigPicture.ru

Почти два столетия ученые объясняли появление евреев в Европе так называемой Рейнской гипотезой. Она гласила, что евреи Восточной Европы — это потомки израильско-ханаанейских племен, покинувших Ближний Восток в 7 веке из-за исламской экспансии.

Фотография: Как и когда на Руси появились евреи №2 - BigPicture.ru

Эти евреи селились на землях в среднем течении Рейна, где уже несколько столетий, со времен Римской империи, жили их соплеменники. В 15 столетии большая группа евреев покинула берега гостеприимного Рейна и отправилась на восток, на Русь. В связи с этим все были уверены, что все представители еврейского народа в Европе — это потомки переселенцев эпохи раннего Средневековья.

Но совсем недавно доктор Эран Элхаик из Университета Джона Хопкинса, США, провел масштабные генетические исследования и заявил, что еврейское население Европы очень неоднородно, но в нем главенствующую роль играют гены не рейнских мигрантов, а южноевропейские и кавказские предковые сигнатуры с относительно небольшой примесью ближневосточных.

В 2013 году результаты работы доктора Элхаика были уточнены работой 17 ученых, представляющих 12 организаций из разных стран мира. Они изучили более 3,5 тыс. митохондриальных ДНК у евреев из Европы, с Кавказа и из стран Ближнего Востока и определили, что 82% представителей этого древнего народа имеют, все-таки, европейских предков и лишь немногие произошли от выходцев с Ближнего Востока или Кавказа.

Фотография: Как и когда на Руси появились евреи №3 - BigPicture.ru

Более интересный вариант предложили ученые из британского Центра по изучению археогенетики Университета Хаддерсфилда. Там считают, что еще 2000 лет назад группа евреев мигрировала из Палестины в Европу. Генетики считают, что почти все они были мужчинами — это важный момент, так как еврейство, согласно канонам, передается только по материнской линии.

Кто из исследователей прав, а кто заблуждается — судить не нам. Но, вероятнее всего, современное еврейское население Восточной Европы — это потомки мигрантов из разных мест континента: из Палестины, Хазарского каганата и других регионов. При этом палестинцев в общей массе совсем немного.

Евреи на Тамани и в Поволжье

На территории Руси евреи появились, скорее всего, в 1-2 веках нашей эры и первыми местами их жительства были греческие колонии на берегах Черного моря. Эту версию подтверждает находка на полуострове Тамань — там археологи обнаружили надгробие еврейского воина, жившего в 1 веке нашей эры.

К этому периоду принадлежат и многочисленные религиозные изображения, обнаруженные в разных местах побережья — меноры, шофары, лулавы и этроги находятся при раскопках от Одессы до Кубани. В 7 веке Таманский полуостров населяло значительное количество евреев. Сведения об этом есть в трудах византийского летописца Феофана. Запись, сделанная хронистом в 671 году на греческом языке, гласит:

Фотография: Как и когда на Руси появились евреи №4 - BigPicture.ru

Историк Юлий Бруцкус, много лет изучавший историю евреев Восточной Европы, считает, что представители этого этноса пришли на нижнюю Волгу из Персии, воспользовавшись Дербентским проходом. В 8 веке на Волге появился город Итиль, которому было суждено стать столицей грозного Хазарского каганата.

Когда Хазарский каганат распался, евреи были вынуждены искать новое место для жизни и отправились на запад. В летописи 1117 года сказано, что хазары пришли из Белой Вежи (Саркела) под Чернигов. Красноречиво напоминают о хазарских корнях и многочисленные топонимы, встречающиеся на территории Украины, Беларуси и Польши: Жидово, Жидичев, Жидова Вила, Козари, Козара, Козарзевек.

Киевская Русь и ее еврейское население

Едва на карте Восточной Европе появилась Киевская Русь, появились в ней и евреи. Об их общинах в Смоленске, Чернигове, Перемышле и Владимире-Волынском говорят многие авторитетные источники 11-13 веков. В Киеве находилась внушительная по размерам колония хазарских евреев, занимавшихся торговлей и ремеслами. Об этом говорили такие канувшие в Лету киевские названия как Жидовские ворота и Жидовский квартал, известные нам из древних документов.

Фотография: Как и когда на Руси появились евреи №5 - BigPicture.ru

Первый аутентичный письменный памятник Киевской Руси, о котором мы говорили в начале — это рекомендательное письмо, выданное в 10 веке Яакову бен Ханукке иудейской общиной Киева. Существуют и другие письменные свидетельства деятельности евреев на Руси в Средние века. Греческий монах Феодосий в 1156 году писал о киевской колонии караимов.

Черта оседлости и ее роль в жизни еврейства

Сегодня о черте оседлости для евреев говорят только в негативном ключе и многие воспринимают ее как границу, некую демаркационную линию. На самом деле, это была достаточно обширная территория площадью 1,224,008 кв. км, то есть больше, чем Украина или Беларусь. Для сравнения площадь государства Израиль составляет всего 22 072 кв. км, так что притеснениями тут даже не пахнет.

Фотография: Как и когда на Руси появились евреи №6 - BigPicture.ru

За пределами черты оседлости власти Российской империи запрещали постоянное проживание евреев в период с 1791 по 1915 годы. Это была мера, целью которой была не только дискриминация. Во-первых, евреев разделяли не по национальности, а по вере, поэтому черта оседлости была актуальна только для иудеев. В во-вторых, это был неплохой способ защитить еврейские общины от нападений со стороны.

Долгое время евреев в Российской империи не призывали в армию и даже не заставляли платить налоги. Существовал список профессий, которыми разрешалось заниматься представителям этого народа и он был не маленьким. Сюда входила торговля, винокурение, пивоварение, а также многие ремесленные специальности, связанные с ювелирным делом, обработкой тканей, кожи и меха.

Крещеные евреи, купцы первой гильдии, провизоры, дантисты, инженеры и фельдшеры, лица с высшим образованием могли не обращать внимания на черту оседлости и селиться там, где им вздумается. В целом, условия были лучше, чем во многих европейских странах, где евреи, как минимум, не имели никаких льгот, а иногда даже платили больше других.

Фотография: Как и когда на Руси появились евреи №7 - BigPicture.ru

Стоит отметить, что отечественные евреи были довольно патриотично настроены. Когда войска Наполеона вступили на земли Российской империи и французы пытались привлечь их на свою сторону, суля деньги и привилегии, лишь единицы предали свою малую Родину и пошли на сотрудничество с неприятелем. Большинство восприняло французскую оккупацию как несчастье и угрозу своим традициям и вере. Евреи даже принимали участие в освободительной войне в рядах партизанских отрядов.

Больше всего евреев оказалось в Российской империи после разделов Польши, состоявшихся в 1772-1794 годах. Только в 1772 году из Речи Посполитой в Россию пришли более 200 тысяч человек, исповедовавших иудаизм. Евреям было разрешено владеть собственностью и отправлять религиозные обряды. Екатерина Вторая первой начала урезать права евреев, но до конца 19 века ни о каких погромах не было и речи.

Фотография: Как и когда на Руси появились евреи №8 - BigPicture.ru

К концу 19 столетия евреи составляли до 50% населения городов Литвы и Беларуси. В крупных городах Украины евреев проживало примерно 30%. В 1897 году во всем мире было 7,5 млн евреев, при этом 5,25 млн из них были частью населения Российской империи.


КНИГА ВРЕМЕН И СОБЫТИЙ.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ ЕВРЕЕВ.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. (До второй половины восемнадцатого века)
ОЧЕРК ПЕРВЫЙ. Кто мы. Как называем сами себя. Как называют нас другие. Когда пришли на эти земли.

Прежде всего – как же мы называем сами себя и как называют нас те народы‚ среди которых нам приходилось и приходится жить.


2.

Вот несколько примеров из русских источников.

Господь и жидов манной кормил.
Цыган, да жид обманом сыт.
Жиды, как шмели: все за одного стоят.
У мужика грудь никогда не зябнет‚ у жида – пятки‚ у ляха – уши.
Православного обманет цыган‚ цыгана жид‚ жида грек‚ грека – чёрт.
Из двух котлов жидов черти одного армянина выварили.
Девка с полными ведрами‚ волк‚ медведь и жид – добрая примета.


Бухарские – или среднеазиатские – евреи получили свое название оттого‚ что большая их часть до завоевания Россией Средней Азии жила на территории Бухарского эмирата‚ а затем поселилась в городах Узбекистана и Таджикистана.

Горские евреи живут в Азербайджане‚ Дагестане‚ Кабардино-Балкарии, Чечни и Ингушетии. Их предки‚ вероятнее всего‚ эмигрировали в давние времена из Северного Ирана и поселились среди местного татоязычного населения.

Грузинские евреи – живут в Грузии‚ преимущественно в городах.

Крымчаки – небольшая еврейская община‚ что жила прежде в Крыму‚ а затем рассеялась по разным районам Советского Союза. В годы Второй мировой войны нацисты убили около 80% крымчаков‚ и их осталось не более двух тысяч человек.

Лахлухи‚ выходцы из Иранского Азербайджана и Курдистана‚ пришли в конце девятнадцатого – начале двадцатого века на Кавказ‚ поселились затем в Тбилиси и Алма-Ате; их около полутора тысяч человек.


Караимские кенасы в Евпатории. Крым

В Литве‚ Западной Украине и Крыму живут караимы – иудейская секта‚ возникшая среди евреев Вавилона в восьмом веке новой эры. Их около трёх с половиной тысяч‚ и сегодня российские караимы – в отличие от караимов Востока – в большинстве своем не считают себя частью еврейского народа.

Вот такие мы разные‚ российские евреи‚ и Россия не сразу и не вдруг познакомилась с нами. Это был долгий период‚ растянувшийся на многие века‚ пока сотни тысяч евреев не оказались на территории Российской империи. Бывали периоды‚ когда евреи уходили от преследований и селились на тех землях‚ которые затем подпадали под власть русских царей. Бывали периоды‚ когда Россия расширяла свои границы и обнаруживала на занятых территориях вместе с коренными народами‚ их населявшими‚ ещё и евреев.

Во второй половине девятнадцатого века Россия захватила территории Средней Азии‚ и часть среднеазиатских евреев стали подданными русского царя. В первой половине девятнадцатого века Россия распространила свою власть на Кавказ и Закавказье‚ и ее подданными стали горские и грузинские евреи. В 1812 году‚ после присоединения Бессарабии‚ очутились в России бессарабские евреи.


Крым – 8 апреля 1783 года вошёл в состав Российской империи‚ и крымские евреи – тоже. 1772-1795 годы‚ три раздела Польши – и огромные количества евреев Белоруссии‚ Литвы‚ Польши‚ Украины и Курляндии оказались на русской территории.

Но и до этого‚ ещё раньше‚ евреи-купцы приезжали торговать в Россию‚ если их‚ конечно‚ туда впускали. Евреи-одиночки приезжали в Россию работать – врачи‚ аптекари‚ мастера разных ремесел‚ и одни из них приживались и оставались навсегда‚ а других изгоняли или убивали.

Но бывали на этой территории и такие периоды‚ совсем уж в давние времена‚ когда не было еще Российской империи‚ не было еще Московского княжества‚ не было Киевской Руси‚ а евреи уже приходили на эти земли и поселялись там. В Средней Азии‚ к примеру. В Крыму. И на Кавказе.


В 722 году до новой эры могущественная тогда Ассирия завоевала Израильское царство‚ захватила его столицу Самарию и угнала в полон многих жителей – в Ассирию‚ в Мидию. Это было первое в нашей истории массовое переселение евреев со своей земли‚ первое изгнание.

В 586 году до новой эры вавилонский правитель Навуходоносор завоевал Иудейское царство‚ взял после долгой осады Иерусалим‚ разрушил Храм и увёл в Вавилонию большинство жителей.

Разные еврейские общины мира до сего дня ведут отсчёт от этих событий‚ считая себя потомками тех изгнанников: евреи Аравии‚ Йемена‚ Персии‚ Бухары‚ Кавказа‚ Испании‚ Франции‚ Германии‚ Китая.

Были затем на нашей земле греко-сирийские завоеватели‚ и они тоже угоняли пленников. Было Великое еврейское восстание против Рима‚ разрушение римлянами Второго Храма в 70 году новой эры и новый угон пленников; было потом восстание Бар-Кохбы‚ выселение евреев с этой земли после подавления восстания в 135 году‚ – так начиналось и так продолжалось расселение евреев по землям и странам‚ от одного правителя к другому‚ затихая во времена благополучные и возобновляясь в периоды гонений.

Многие научные теории пытаются объяснить и доказать‚ каким образом‚ когда и откуда пришли евреи в Южную Русь‚ в северное Причерноморье. Были туда пути из Вавилонии – через Кавказ. Были пути из Хазарии – в Крым‚ в южные русские степи. И были‚ конечно‚ пути из Греции‚ Рима‚ Византии на причерноморские земли‚ где основывались их колонии.

Греческий историк Геродот – со ссылкой на поэта древних времен Аристея – писал‚ что на северных берегах Понта жили киммерийцы‚ севернее их – скифы‚ еще севернее – исседоны‚ потом аримаспы – одноглазые люди‚ за аримаспами грифы стерегли золото‚ и совсем уж на севере располагались блаженные гипербореи.

Что правда в этих рассказах‚ а что вымысел – решайте сами‚ но вот названия исторических народов‚ которые действительно прошли через южнорусские степи‚ завоевывая и в свою очередь завоеванные: скифы‚ массагеты‚ исседоны‚ киммерийцы‚ агатирсы‚ невры‚ будины с гелонами‚ сарматы‚ бастарны‚ гунны‚ аланы‚ авары‚ хазары‚ угры-мадьяры‚ чёрные болгары‚ утугуры с кутугурами‚ касоги с ясами‚ печенеги с половцами‚ – и где-то там‚ среди них‚ в безумном водовороте войн‚ пленений и перемещений народов жили и евреи‚ такие от всех отличные – посреди язычников: со своим единым Богом и со своими традициями.


Читайте также: