Притча о ворах в пьесе на дне кратко

Обновлено: 02.07.2024

Жил на земле мужик. Он был бедный и несчастный, голодный и оборванный. Только вот не опускал он руки, а все боролся за свою судьбу, ведь верил в существование праведной земли, где все люди равные, где все существа уважают друг друга. Он терпел всякие жизненные трудности и в тяжелую минуту утешал себя сладкими мыслями о той прекрасной, райской жизни. Многое он выдерживал на своем пути, много страдал, но … верил. И вот однажды, познакомился он с ученым и попросил показать дорогу в сторону праведного края. Долго ученый изучал карты, выискивал пути. Но, к большому сожалению, ничего не нашел. Есть все континенты, все страны, а вот праведной земли не сыскать. Не поверил мужик ученому, стукнул его да ушел. Только вот, придя домой, разочаровался в жизни и удушился. Очень уж история Луки напоминает все те сказки, о который говорил сам странник. Ведь для большинства жителей ночлежки он сочинил такие же сладкие небылицы, которых никогда не было и не будет. Я думаю, Лука рассказал жителям эту историю для того, чтобы они были готовы принять жизненный удар после прояснения всех неправдивых обещаний. Только вот, у многих героев пьесы история оказалась очень похожа на жизненный путь того мужика, который так и не нашел путь к праведной земле. Актер, после вести о том, что бесплатной клинике не существует, покончил жизнь самоубийством. Васька совершил страшное преступление – убийство и отправился в Сибирь в роли каторжника. Теперь то его там уже не ждет счастливая судьба с Наташей. После таких событий Наташа становится сама не своя, ведь ее жизнь теперь тоже разрушена. Вот и получается, что выдуманные рассказы странника привели к еще худшим последствиям. Конечно, старик хотел утешить и поддержать утопающих жителей ночлежки, но, они приняли его рассказы слишком близко к сердцу и не смогли сдержать эмоции, не смогли найти в себе силу воли, чтобы бороться с окружающей нищетой и своей слабохарактерностью.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы

о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.

С какой целью Лука рассказывает ночлежникам историю о праведной земле?

Другие работы по этой теме:

  1. Анализ эпизода “Рассказ о праведной земле” Лука рассказывает историю о “праведной земле”. Но что значит слово “праведный”? Словарь дает следующее определение: проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости. Когда Лука…
  2. Помог или навредил ночлежникам Лука? Он умница… Сатин Мнения на этот счет разнообразны и противоречивы. Многие критики обвиняют Луку в том, что он не сделал ничего для спасения обитателей “дна”,…
  3. С какой целью автор романа “Герой нашего времени” нарушил хронологический порядок его глав? (ЕГЭ по русскому) Великому роману Лермонтова суждено было превратиться в шедевр классической литературы. Все произведение – это умелое соединение разносторонних и многогранных историй и личностей, каждой из которых…
  4. С какой целью М. Горький создал “Литературные пор­треты”? С какой целью М. Горький создал “Литературные пор­треты”? Почему слова Сатина о человеке не являются истиной? Слова Сатина о том, что человек – это звучит…
  5. Какой след в жизни ночлежников оставил странник Лука? по пьесе На дне (Горький А. М.) Над пьесой “На дне” Максим Горький работал в 1902 году. Начало ХХ века было сложным для России временем: повсюду царили бедность, бесправие и безысходность, человеческая…
  6. Сочинение: С какой целью автор поэмы “Василий Теркин” постоянно подчеркивает “обыкновенность” своего героя? Среди поэтических произведений, созданных в годы Вели­кой Отечественной войны, особое место занимает поэма Алек­сандра Трифоновича Твардовского “Василий Теркин”. Особое потому, что в военные годы ведущее…
  7. Фонвизин, Недоросль. С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана? С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана? Не понимая значения образования и бу­дучи полной “невеждой без души”, Про­стакова все же нанимает учителей для Митрофана…
  8. Фонвизин, Недоросль. С какой целью в имении Простаковой нахо­дится Правдин? С какой целью в имении Простаковой нахо­дится Правдин? Что можно сказать о его обществен­ных взглядах? Правдин – чиновник наместничества, прогрессивно мыслящий в духе просвети­тельской идеологии…
  9. Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов 1. Какие материки и океаны пересекают экватор, какие – начальный меридиан, а какие – меридиан 80° з. д.? Покажите на карте материки, которые лежат только…
  10. С какой целью М. Горький в рассказе “Старуха Изергиль” противопоставляет понятия “гордость” и “гордыня”? С какой целью М. Горький в рассказе “Старуха Изергиль” противопоставляет понятия “гордость” и “гордыня”? В рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” противопоставлены две жизненные философии, изложенные…

Орнитологический пролог

Еще одну дату нужно упомянуть, еще одно событие, которое было в жизни Горького очень важным и нам тоже пригодится. В 1884 году Горький прочитал Маркса, и марксизм стал для него некоторой, если хотите, заменой религии. Он воспринял марксизм не просто как некоторое учение, а как программу, которую необходимо было исполнить.

И опять даже из того немногого, что мы о Горьком сказали, как кажется, понятно, почему это так произошло. Свинцовые мерзости русской жизни, тяжелое, невыносимое существование. Марксизм предлагал некоторую программу. На самом деле в XX веке это многих и многих людей заворожило. Он предлагал не просто какие-то абстрактные выходы из ситуации, а последовательную программу, шаг за шагом, как из этой тяжелой жизни можно было выбраться к свету. И Горький усвоил это мировоззрение.

Ну, здесь видно, какой Горький еще неуклюжий писатель. Птицы должны идти по пути, не лететь куда-то, а идти! Т.е. он берет абстрактную формулу и накладывает ее на свою орнитологическую метафору. Но – это уже важно – он проговаривает здесь важные слова. Это вообще его одна из идей, которая будет для него существенна.

И этот дятел, любитель истины, и чиж, который сладко лгал, оказываются главными героями этого текста. Но, кроме того, есть еще и птицы, которые сначала воодушевляются, а потом дятел их убеждает в том, что никуда лететь не надо.

Символизм и реализм в произведении



Вывод

В мире есть зло, и ему нужно противостоять, а не убегать от него в мир мечтаний и фантазий. Люди, предпочитающие вымысел, слабы. Им противостоят более приспособленные к жизни, которые могут выдержать правду. Алексей Максимович выступает подлинным гуманистом, раскрывающим человеку глаза на истинное положение вещей, не затуманивая его взор утешительными обещаниями, в основе которых — ложь, унижающая человека.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Реакция читателей и критиков

Глава 18

Читается в 30 неделю по Пятидесятнице.

Св. Лука повествует об этом событии совершенно согласно с Матфеем (19:16–30) и Марком (10:17–31), только у первого полнее ответ Господа Петру.

Лк.18:18. И вопроси́ егó некий кня́зь, глагóля: учи́телю благий, чтó сотвори́в, живóт вечный наследствую?

Лк.18:19. Речé же емý Иисýс: чтó мя глагóлеши блáга, никтóже блáг, тóкмо еди́н Бóг.

И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

Некий князь

Лк.18:20. Зáповеди веси: не прелю́бы твори́: не убий: не укради́: не лжесвидетелствуй: чти́ отцá твоегó и мáтерь твою́.

Лк.18:21. О́н же речé: вся́ сия́ сохрани́х от ю́ности моея́.

знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

Заповеди закона для того и даны грешному человеку, чтобы по ним он устроял свою жизнь и возводил себя к большему и большему нравственному совершенству, ибо кто исполняет закон

Лк.18:22. Слы́шав же сия́, Иисýс речé емý: ещé еди́наго не докончáл еси́: вся́, ели́ка и́маши, продáждь, и раздáй ни́щым: и имети и́маши сокрóвище на небеси́: и гряди́ вослед менé.

Лк.18:23. О́н же слы́шав сиé, прискóрбен бы́сть: бе бо богáт зелó.

Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

У еванг. Матфея прибавлено здесь: Если хочешь быть совершенным,

По Евангелию Матфея, Господь сказал юноше: если хочешь войти в жизнь вечную

Лк.18:24. Ви́дев же егó Иисýс прискóрбна бы́вша, речé: кáко не удóбь имýщии богáтство в цáрствие Бóжие вни́дут:

Лк.18:25. удóбее бо éсть велбýду сквозе иглине ýшы проити́, нéже богáту в цáрствие Бóжие вни́ти.

Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Здесь Господь высказал Свое учение о богатстве, – именно то, что трудно человеку, привязанному всею своею душею к богатству, принять христианскую веру, требующую не иметь такой привязанности, трудно для такого человека исполнять правила христианской веры, и таким образом войти в царство небесное.

Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в цартво Божие.

Это – народное присловие, употребляемое для того, чтобы показать, что известное дело невозможно или чрезвычайно трудно. Под верблюдом, по-славянски вельбудом, одни из толкователей разумеют животное, для которого невозможно пройти в узкую дверь на подобие иглиных ушей, в которую едва проходит человек, другие – толстый канат, употребляемый на кораблях, который невозможно пропустить сквозь иглиные уши. По Евангелию Марка,
трудно надеющимся на богатство войти в царствие Божие
(24 ст.). Словами:
надеющимся на богатство
разъясняются слова:
имеющим богатство
(ст. 23). Это значит, что не само по себе богатство опасно в отношении наследия царства небесного; нет, оно опасно лишь в том случае, когда человек надеется на него, т. е. очень привязан к нему, – всею своею душою привязан, любит его больше всего, все счастие свое поставляет в нем. Опасно потому, что для человека, привязанного всею душою к богатству, трудно принять христианскую веру, которая требует не иметь такой привязанности, трудно для такого человека и исполнять правила христианской веры, и таким образом направлять себя в царство небесное. Богатство обыкновенно отвлекает от добродетелей христианских, которые ведут в царство небесное, каковы: истинная любовь к Богу и ближнему, смирение, воздержание и др.; а, напротив, располагает к порокам, которые, влекут к вечной погибели, каковы: гордость, скупость, жизнь роскошная, рассеянная и т. п.

Лк.18:26. Реша же слы́шавшии: тó ктó мóжет спасéн бы́ти?

Лк.18:27. О́н же речé: невозмóжная у человек возмóжна сýть у Бóга.

Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Кто может спасен быти

Лк.18:28. Речé же Пéтр: сé мы́ остáвихом вся́ и по тебе идóхом.

Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

Оставихом вся

Лк.18:29. О́н же речé и́м: ами́нь глагóлю вáм, я́ко никтóже éсть, и́же остáвит дóм, или́ роди́тели, или́ брáтию, или́ сéстры, или́ женý, или́ чáда, цáрствия рáди Бóжия,

Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,

Здесь перечисляются виды самоотвержения ради Христа, для царствия Божия

Лк.18:30. и́же не прии́мет мнóжицею во врéмя сиé, и в век грядýщий живóт вечный. и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

В Евангелиях Матфея и Марка здесь прибавлено: Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Это значит, что раздаяние будущих небесных наград будет зависеть от веры и добрых дел, а не от раннего или позднего обращения ко Христу, ни от знатности или незнатности и т. п. Разумеется здесь и то, что иудеи, быв некогда первыми по избранию Божию или мечтавшие получить великие земные блага в царстве Мессии, не уверовав во Христа, станут последними, а язычники, прежде последние, уверовав, будут первыми. Иуда был сыном царствия и вместе с другими Апостолами слышал:
сядете на двенадцати престолах
(Мат. 19:28), однакож сделался сыном геенны; а ефиоплянин (Деян. 8:27), будучи варваром, язычником, удостоился венцев вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом.

Для того, что б разобраться с притчей о ворах, которую рассказал Лука, давайте сначала ознакомимся с ее очень кратким содержанием, а потом разберем, что эта придча значит.

Краткое содержание притчи Луки о двух ворах.

1sZaseCuPycOhAy1Ce9BUGL9eIgF9dqj.jpg

Суть притчи, что если к человеку проявить человечность, он тебе ответит тем же.

Даже если это совершенно озверелый человек, преступник.

Доброта порождает доброту, зло порождает зло.

Однако не лишним будет сказать, что притчи Луки носят утопический характер.

Он рассказал, в частности, еще притчу, про мифический город, где все счасливы, а алкашей лечат в прекрасной мраморной лечебнице.

Он сеет в души людей, с которыми общается, надежды. Но когда эти надежды не сбываются, незаметно уходит от этих людей.

Притча о ворах, заключается в том,что Лука пытался донести, что абсолютно каждого человека можно перевоспитать, сделать это можно с помощью сострадания к другим. И проясняет причину доброжелательности ко всем людям. Вообще Лука верил в светлое будущее человека и многие его притчи именно об этом.

Подставляем в приведённую формулу:

Для справки: Wiki дает 1.68 км/с.

Не стоит забывать, что эта пьеса одно из ранних произведений писателя. Жизнь обитателей приюта показывает опустившихся до самого дну существования людей, которые вот именно что существуют, но никак не живут. Появившийся в их среде странник Лука из другой породы. Вот он как раз не утратил смысла жизни, и своей жалостью к людям сродни персонажам Библии. Он проповедует среди обездоленных надежду, дарит им минуты мечтаний и тем самым придает смысл их жизни, обозначает направление к которому следует стремиться. Многие считают Луку провокатором, но я с этим не соглашусь. Что может быть хуже той жизни до которой докатились остальные герои? Пусть в итоге Актер убивает себя, разочаровавшись в мечте, которую ему дал Лука, но зато основной оппонент Луки Сатин кажется что-то понял. Он понял, что человек не животное и не должен жить как животное, что это звучит гордо. Так что Луке в пьесе отведена роль пророка-просветителя, который хоть что-то пытается сделать для забытых всеми остальными людей.

Происхождение поговорки я не знаю. Но в сравнении с блохами имелось в виду, что люди по большому счету все заслуживают внимания и понимания, и жулики тоже. Луку всегда считали добреньким с виду стариком с вредными увещеваниями. На самом деле Горький создал истории для каждого своего героя. Лука был старостой мордовской (если не ошибаюсь) деревни, человеком зажиточным и уважаемым. Но была у него любовница из деревни и ее муж повесился на воротах Луки. После этого Лука ушел в "мир". Лука действительно хотел помочь людям чем мог. Мог он не многое, пожалеть, посочувствовать, вселить надежду. Лука видел человека в человеке, неважно кем был этот человек, жулик или актер.

Распределение символов в тетраморфе пытались объяснить многие ученые церкви. По самому распространенному представлению, телец, или бык, как символ жертвы достался именно евангелисту Луке именно за то, что свое Евангелие он начал с описания принесения жертвы в храме. Еще многие считают, что в своем Евангелии святой лука лучше всех остальных евангелистов изобразил жертвенность Христа. Надо отметить, что христианское толкование отличается от того смысла который вкладывали в эти символы жители древнего Шумера, места в котором впервые появились эти четыре символа-ипостаси. Там бык символизировал главенство божества которого олицетворял - верховного бога Мардука (Зевс-Юпитер).

Старинное мужское имя Лука снова на слуху. Многие родители обращаются к забытым именам, чтобы назвать своего сынишку как-то по-особенному, чтобы выразить его индивидуальность и неповторимость.

Это по происхождению латинское имя. В переводе с латыни оно значит "светоносный". Как тут не вспомнить апостолов Иисуса Христа: Иоанна, Луку, Матфея, Марка?

Имя Лука начинается со звонкого сонорного звука "л", легко произносится и образует короткое, то есть удобное в произношении, отчество Лукич или Лукинична.

В семье мальчика с таким чудесным именем назовем ласково Лучиком, Лукашей, Лукашиком.

Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть. жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел. Я те скажу — вовремя человека пожалеть. хорошо бывает! Вот, примерно, служил я сторожем на даче. у инженера одного под Томском городом. Ну, ладно! В лесу дача стояла, место — глухое. а зима была, и — один я, на даче-то. Славно — хорошо! Только раз — слышу — лезут!

Лука. Они. Лезут, значит, да. Взял я ружьишко, вышел. Гляжу — двое. открывают окно — и так занялись делом, что меня и не видят. Я им кричу: ах вы. пошли прочь. А они, значит, на меня с топором. Я их упреждаю — отстаньте, мол! А то сейчас — стрелю. Да ружьишко-то то на одного, то на другого и навожу. Они — на коленки пали: дескать, — пусти! Ну, а я уж того. осердился. за топор-то, знаешь! Говорю — я вас, лешие, прогонял, не шли. а теперь, говорю, ломай ветки один который-нибудь! Наломали они. Теперь, приказываю, один — ложись, а другой пори его! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они. и говорят мне — дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши. Вот те и воры, милая (смеется). вот те и с топором! Да. Хорошие мужики оба. Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они — надоело, говорят. просишь-просишь, а никто не дает. обидно. Так они у меня всю зиму и жили. Один, — Степаном звать, — возьмет бывало, ружьишко и закатится в лес. А другой — Яков был, все хворал, кашлял все. Втроем, значит, мы дачу-то и стерегли. Пришла весна — прощай, говорят, дедушка! И ушли. в Россию побрели.

Наташа. Они — беглые? Каторжане?

Лука. Действительно — так, — беглые. с поселенья ушли. Хорошие мужики. Не пожалей я их — они бы, может, убили меня. али еще что. А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь. что толку? Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит. а человек — научит. да! Человек — может добру научить. очень просто!
Ваше мнение и текста примерно на страницу тетради
Пж решите очень надо

Согласно моим наблюдением такие рассказы алкаши так что вероятней всего Лука захмелевший дед. Ему нравится издеваться и эксплуатировать незнакомцев. Он считает что система в которой они живут прогнила, один он хороший, а все остальные плохие и поучает девушку считая её тупой.

Микропересказ : В ночлежку для нищих, потерявших надежду на будущее, пришёл странник, вернул им эту надежду и исчез. Надежды оказались несбыточными, а люди — не готовыми к переменам. Ничто не вытащит их со дна жизни.


Действие происходит в конце 19-го века.

Очень краткое содержание

В ночлежку, где жили изгои общества, пришёл старик Лука.


Лука — стран­ству­ющий пропо­ведник, лет 60, мудрый, ласковый, внима­телен к людям.

У старика была собственная философия: он уважал любого человека, будь то вор, нищий или проститутка.

Лука начал подбадривать изгоев, пробуждать в них надежду. Алкоголику он сказал, что есть некая больница, в которой лечат таких, как он. Вору он посоветовал начать новую честную жизнь в Сибири, а умирающей женщине облегчил уход из жизни.

Но советы Луки не принесли пользы. Вор случайно убил жадного хозяина ночлежки и погубил любимую женщину. После убийства Лука исчез так же внезапно, как и появился. Поняв, что его мечты не сбудутся, алкоголик повесился, а остальные обитатели ночлежки продолжили жить, как раньше.

Подробный пересказ по актам

Названия актов — условные.

Акт 1 . Появление старика Луки

Весеннее утро. Комната со сводчатым потолком в подвале. По стенам стояли нары. Правый угол был отгорожен фанерой. Левый угол занимала русская печь. Рядом находилась дверь в кухню, с другой стороны — отгороженная грязной занавеской кровать.

Посреди комнаты стоял большой стол, некрашеный и грязный. На нём — самовар, у которого хлопотала торговка пельменями и рассуждала о своём ухажёре.

Пожив с мужем-тираном, торговка не хотела снова выходить замуж. Рядом работал за верстаком Клещ, его тяжелобольная жена лежала на кровати за занавеской.


Андрей Митрич Клещ — слесарь, 40 лет, рабо­тящий, грубый, угрюмый, мечтает вырваться из нищеты.

Клещ был груб с умирающей женой, считая, что оказался в ночлежке из-за неё. С печи слез Актёр.


Актёр — алко­голик, бывший актёр, около 40 лет, безобиден, способен на сочув­ствие, насто­ящее имя — Сверчков-Заволж­ский.

Помогая жене Клеща выйти на свежий воздух, Актёр столкнулся с Костылёвым, который искал свою молодую жену Василису.


Михаил Иванович Костылёв — хозяин ночлежки, 54 года, богат, жаден, готов отобрать у своих посто­яльцев последнюю копейку, ревнует свою молодую жену Васи­лису.


Василиса Карповна Костылёва — жена Костылёва, 26 лет, безнрав­ственная, скан­дальная, жестока к сестре, жадна до денег.

Костылёв оценил доброе отношение Актёра к умирающей, но отказался простить ему половину долга.

Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг!

Василиса была любовницей Пепла, жившего в отгороженном углу, но Костылёв не мог поймать их вместе и побаивался вора.


Васька Пепел — потом­ственный вор, 28 лет, любовник Васи­лисы, хочет стать честным.

Пеплу Василиса надоела, он ухлёстывал за её сестрой Наташей, но та отвергала его.


Наташа — сестра Васи­лисы, 20 лет, тихая, добрая, мечта­тельная.

Вслед за ним появилась Василиса. До неё дошла сплетня, что Пепел хочет бросить её из-за Наташи. Вора в ночлежке не было, и Василиса ушла, ещё сильнее разозлившись.

Появился дядя Василисы и Наташи, полицейский, который ухаживал за торговкой пельменями. Лука ввёл в комнату еле живую жену Клеща. В это время в сенях Василиса начала бить Наташу. Все, кроме Луки с тяжелобольной, бросились их разнимать.

Акт 2 . Лука пробуждает в нищих надежду

Вечер. Лука сидел у постели умирающей, та жаловалась, что муж бил и обижал её, она всю жизнь голодала, ходила в отрепьях. Лука утешал несчастную, обещая ей отдых после смерти.

Сжульничав, нищий Барон выиграл в карты и предложил Актёру и Луке пропить выигрыш. Старик отказался.


Барон — обни­щавший аристо­крат, 33 года, умный, обра­зо­ванный, живёт прошлым и не наде­ется на будущее.

Актёр из-за постоянного пьянства забыл свои любимые стихи, которые собрался прочесть Луке. Старик предложил Актёру лечиться в бесплатной лечебнице для пьяниц, Актёру только надо не пить несколько дней. Сперва Актёру понравилась идея начать жизнь сначала, но потом он назвал Луку чудаком и ушёл.

Жена Клеща позвала Луку. Клещ хотел поговорить с женой, но той уже было не до него. Больше никому не было дела до умирающей, только Бубнов радовался, что она больше не будет кашлять ночью.


Андрей Бубнов — картузник, 45 лет, некогда имел собственное дело, равно­душный, тугодум.

Пепел спросил полицейского, сильно ли Василиса избила сестру. Тот ответил, что семейные дела вора не касаются, и пригрозил арестовать его. Тогда Пепел пообещал выдать Костылёвых, которые скупали у него краденое. Полицейский отступил.

Лука начал убеждать Пепла, что в Сибири можно начать новую, честную жизнь. Пепел заявил, что старик врёт, Лука ответил, что правда не всем нужна, для многих она смертельна.

Костылёв застал жену с Пеплом и устроил скандал. Пепел напал на Костылёва, но Лука посоветовал вору не слушать Василису, а брать Наташу и уходить.

Умерла жена Клеща. Лука с Пеплом пошли сообщить Клещу о её смерти. В комнату вошли Наташа и пьяный Актёр, который всерьёз собрался вылечиться от пьянства и вернуться на сцену. Он наконец вспомнил любимое стихотворение — стихи Беранжера.

Клещ пропил все деньги и не мог похоронить жену. Жители ночлежки пообещали собрать, кто сколько может, и спокойно легли спать: присутствие мёртвого тела их не волновало.

Акт 3 . Разговоры о правде и человеческом достоинстве

Пустырь между тёмной бревенчатой стеной дворовой постройки и серой стеной ночлежки. В глубине пустыря, закрывая полнеба, возвышалась противо­пожарная стена из красного кирпича. На пустыре сидели Наташа, Лука, Барон, Настя и Клещ.


Настя — сожи­тель­ница Барона, прости­тутка, 24 года, роман­тичная и обид­чивая, мечтает о любви.

В окно ночлежки выглядывал Бубнов. Настя рассказывала о влюблённом в неё красавце-студенте. Барон снова поссорился с ней, сказав, что история взята из бульварного романа. Лука увёл Настю, ласково утешая. Наташа призналась, что ждёт особенного человека, который спасёт её от сестры и Костылёва.

Бубнов сказал, что врать не умеет и предпочитает говорить правду, как она есть. Тут Клещ закричал, что ненавидит Луку, его утешения и правду Бубнова, и убежал.

Пепел предложил Наташе уйти с ним, пообещав с её помощью измениться, бросить воровство.

Появились Сатин и Актёр, который целый день не пил.


Сатин — нищий, лет 40, обра­зо­ванный, раньше работал на теле­графе и много читал, чем и теперь любит блес­нуть.

Тут все узнали, что Василиса искалечила сестру, ошпарив ей ноги. Разъярённый Пепел толкнул Костылёва, тот упал и умер. Василиса назвала вора убийцей, а он крикнул, что это Василиса его подговорила мужа убить. Наташа решила, что они заодно и изувечили её, чтобы не мешала. Находясь в полубес­па­мятстве, она прокляла Пепла.

Акт 4 . После исчезновения Луки

Ночь. Из ночлежки исчезли перегородка, за которой жил Пепел, и верстак Клеща. За столом Клещ, ставший нищим, чинил гармонь, а Сатин, Барон и Настя выпивали. На печи кашлял Актёр.

Барон вспомнил своё семейство — выходцев из Франции. Его предки служили русским царям, занимали высокие посты. Чтобы обидеть Барона, Настя крикнула, что ничего этого не было. Сатин посоветовал ему всё забыть.

Настя рассказала, что Наташа сбежала из больницы и бесследно исчезла. Девушка считала, что хитрая Василиса вывернется, а Пепел попадёт на каторгу.

Барон так рассуждать не умел и боялся. Он всю жизнь плыл по течению и менял одежду. Учился — носил форму студента, женился — примерил фрак, разорился — надел серый пиджак и рыжие брюки, служил чиновником — облачился в мундир и фуражку, украл казённые деньги — получил арестантский халат, теперь носит отрепья, а зачем родился — так и не понял.

Актёр выпил стакан водки и выбежал из комнаты. Вошли выпившие Бубнов и полицейский с водкой и закуской, начали всех угощать. Все смеялись над полицейским: его уволили из полиции, теперь он подчинялся торговке, а та, по слухам, его била. Собутыльники, весело распевая, собрались в трактир.

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание повести из собрания сочинений Горького в 30 томах (М.: Гослитиздат, 1949). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: