Притча о талантах кратко

Обновлено: 04.07.2024

Притча о талантах – одна из самых известных и поучительных в Новом Завете. Здесь говорится о рабах, которым господин, отправляющийся в дальнюю сторону, поручил свое имение: одному дал пять талантов, другому — два, третьему — один — каждому по его силам (см.: Мф. 25, 14–30) Каждый раб распорядился своими талантами так, как посчитал правильным. О каких талантах идёт речь? И чему нас учит Господь в этой притче?

Таланты — это душевные силы и способности, равно и телесные силы, которые дал нам Бог и коими в этом веке мы все делаем, которые пускаем как бы в оборот и посредством коих по мере своего умения и усердия умножаем свое духовное богатство. Под талантами следует разуметь и то служение в обществе, какое каждому Бог вверил, смотря по его способностям, или то материальное богатство, какое кто имеет

По смыслу притчи, каждый, кому даётся талант, должен его развить, усовершенствовать. В притче о талантах, речь, безусловно, идёт не о творческих способностях, а о стремлении к духовной жизни , о том развитии божественного дара, которое позволит приблизиться ко спасению души. Чем больше талантов человеку благословлено, тем больше Господь ждёт от него добрых плодов.

Не закапывать талант в землю

Получивший от господина пять талантов пошел, стал трудиться и приобрел на них еще пять талантов; получивший два приобрел другие два, а получивший один взял да и зарыл талант своего господина в земле, т. е. всю жизнь прожил в безрассудной, непростительной лености: ел, пил, веселился, обогащался всеми возможными средствами, чтобы только весело жить здесь, а о духовной жизни, о вере, о молитве, о добрых делах не заботился.

Не использованный талант был отнят господином у ленивого раба и передан тому, кто способен преумножить его.

Тем, кто умножил свои дары господин говорит: " в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего" (Мф. 25, 21)

Важно и нам стараться развиваться в духовной жизни, чтобы хоть на немного приблизиться к Богу и достойно исполнить, возложенное на нас предназначение.


Притчи Иисуса Христа

Притча о талантах представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 25 главе Евангелия от Матвея с 14 по 30 стих и в 19 главе Евангелия от Луки с 11 по 28 стих.

Текст притчи


Толкование

В Евангелие есть притча о талантах, в которой рассказывается, как некий человек, отправляясь в далекий путь, призвал своих рабов и каждому дал некую сумму денег для того, чтобы они пустили их в оборот и он, по своему пришествию, получил от них прибыль.

Одному человеку он дал 5 талантов, другому – 2, третьему – 1. Каждому по силе его. Изначально талант – мера веса. Например, в Библии говорится, что у царя Давида был венец весом в талант золота. Мы даже можем представить, какая эта денежная сумма, потому что его корона весела не 100 грамм. Золото само по себе очень тяжелое. А поскольку талантами отмеривали серебро и золото, то со временем талант стал денежной единицей.

Вот этот человек, о котором рассказывается в Евангелие, дал своим рабам разные суммы денег. Из этой притчи ясно, что речь идет не о чисто торговле. Здесь затрагиваются духовные аспекты.

В нашем современном понимании талант – это способности человека, его дарования. Это могут быть изначальные возможности, и развитые. Дарования от Бога у нас у всех разные. У каждого из нас свой талант, и может быть даже не один.

Человеку важно найти свой талант, открыть его и определится что в себе развивать. В этом и есть призвание земной жизни. Найдите свой путь, осознав к чему вы призваны от Бога. Ведь не случайно то, что мы имеем разные таланты. Бог призывает каждого из нас к чему-то конкретному.

Конечно бывают и такие таланты, в которых трудно разобраться. Как же они могут принести духовную пользу? Например, человек очень ловок с мячом. Он известный футболист или какая-то женщина умеет красиво танцевать или петь. Даже внешняя красота человека – тоже дар от Бога.

Если мы сумеем относится к своим талантам духовно, то всегда найдем и поймем, как можно то или иное дарование употребить для спасения души человека. Например, футболит может не только трудится на себя, зарабатывать деньги, но и привлечь молодежь в спорт, стать для них примером для подражания и повести на дорогу правильной жизни.

Даже в таких трудных проявлениях таланта, которая бы казалась бы никакого отношения к духовности не имеет, можно найти свое призвание от Бога. При этом в талантах мы ни однобокие, то есть ни один талант у каждого из нас. Есть таланты, которые мы не рассмотрели и не развили. Есть и у футболиста, и у танцовщицы, и у певицы, и у любого человека, который казалось бы достигает вершит не на путях дел благоугодных, а на каких-то земных (те, которые ведут к человеческой славе). Вот таким людям стоит задуматься о поиске своего призвания от Господа.

Разные народы из разных природах обитания и в разные времена были призваны для того, чтобы все искали Бога. Хотя он недалеко от каждого из нас. Задумываясь о тех дарования и талантах, которые получили от Господа, и имея ввиду тот путь который мы должны пройти, мы ищем Бога. Дарованные таланты мы должны употребить на этом пути так, чтобы мы могли предстать на Страшном Суде Божием и принести результаты своих талантов Господу.

Эта притча одна из наиболее часто обсуждаемых, упоминаемых, цитируемых из Евангелия. Она и для житейских отношений поучительная, и в жизненных выборах человека (стратегических путей, судьбы) подходит. Она очень важна, поэтому хорошо над ней поразмышляйте.

В этой притче говорится, что Господь дал каждому по силе его. У нас у всех разный стартовый капитал: физический, материальный и душевный. Обстоятельства жизни у нас разные. Господь дает всем по-разному.

Многие полагают, что Господь несправедлив. Но это не так. Он выше справедливости. Ведь Любовь сильнее всего. Он милостивый и многое прощает. Бог любит как отец, ведь мы прощаем своих детей. Мы же не за все с них взыскиваем, когда они бывают виноваты.

Нужно понимать, что ропот на неравенство судьбы, на то, что кто-то якобы чем-то обделен (судьбой или какими-то обстоятельствами), он связан с нашей слабой верой. Когда мы говорим о вере, нужно иметь ввиду не просто знание, что там на небесах есть какая-то высшая духовная реальность, а прежде всего подразумевать доверие как к Отцу Небесному. Как сын и дочь доверяют своему отцу. Такое же доверие у нас должно быть и к Богу.

Содержание притчи

Один господин позвал в свои покои трех рабов и дал каждому из них разное количество серебряных монет. Разделяя монеты, он исходил из способностей и реальных возможностей каждого слуги. Одному мужчине он дал 5 монет, другому — две, а третьему рабу — всего одну монетку.


Двое мужчин вложили эти деньги в дело и получили прибыль, а третий раб побоялся потратить деньги своего господина и зарыл монету в землю. После возвращения слуги вернули хозяину его деньги с прибылью, за что он поощрил их. А последний слуга, не сумевший приумножить деньги, был подвержен гневу господина.


Чем больше человеку дано способностей и сил свыше, тем строже с него будет спрашивать Господь, тем больше этот человек должен сделать добро своим ближним. С обыкновенного человека требуют добросовестности, честности, ответственности, милосердия.

Богатый человек должен быть щедрым, пренебрегать хитростью и подлостью, свои деньги зарабатывать трудом, а не обманом. Священник должен чутко относиться к своим прихожанам, искренне верить в свои идеалы и стараться зажечь искру этой веры в сердцах других людей.


Толкование Антония Сурожского

Святой Антоний считал, что каждый человек на определенном этапе жизни может струсить или смалодушничать, как это сделал третий слуга в притче. Часто люди боятся рисковать покоем, материальными благами, комфортом ради достижения благой цели.

Человек боится что-то потерять. Но на самом деле, все, что нам дается свыше, никогда не бывает нашим — все эти духовные силы и материальные блага были и остаются собственностью Божьей. Все это не должно умереть заживо, его блага должны жить и дарить жизнь и радость другим людям.

Важно! Не следует бояться совершать добрые дела в страхе потерять какие-либо сиюминутные блага. Главная задача христианина — оставаться человеком. Тот, кто не был человеком при земной жизни, не станет им в Вечности.

Таким образом, эта притча — своеобразное предупреждение о Страшном Суде. Спаситель хочет, чтобы люди предстали перед Ним готовыми держать ответ за свои дела, поэтому предостерегает о тех опасностях, которые могут встретиться на земном пути каждому человеку.

Притча о талантах

Притча о талантах имеет очень много толкований. Эту Притчу произносит Иисус Христос в Евангелии от Матфея. Что же на самом деле имел в виду Господь, рассказывая Притчу о талантах? Стоит отметить, что Он говорил ее в контексте второго пришествия.

О чем говорится в Притче о талантах

В Притче о талантах речь идет о богатом господине, который отъезжал с дома и дал своим рабам талантами. Первого из рабов наделил пятью талантами, второго – двумя, а третьего – одним. Каждого из них он наградил соответственно с их способностями и возможностями. Когда господин возвратился, то потребовал обратно таланты, которые он раздавал прежде. Первый раб, вместо пяти талантов, принес господину своему десять.

И похвалил его владелец за то, что он был верным рабом и умножил его богатство. Второй раб вернул тоже вдвое больше талантов – четыре. И этого раба похвалил господин. А третий раб принес один талант, тот, которым наделил его господин. Он сказал, что закопал его в землю, зная как жесток и сребролюбив его господин. Вероятно, он хотел просто сохранить то, что имел и вернул то же, что и получил от господина своего.

Притча о талантах

Но господин рассердился на его и сказал, что зная о том, каков его владелец, раб все равно закопал и спрятал талант, а не умножил его. За это он наказал раба своего и забрал у него тот талант. Господин отдал талант тем двум, которые приумножили их. А злого раба бросили в темницу. Оттуда был слышен его плач и скрежет зубов. Вывод таков: кто не имеет, у того заберется, а кто имеет, тот получит еще больше.

Толкование притчи от святителя Луки Исповедника

Святитель Лука Исповедник толкование притчи сей начинает с конца. Он говорит о последних словах в ней. Тот, кто имеет, умножится ему, тот, кто не имеет, потеряет и то, что имеет. Для земного неверующего человека эта притча вообще непонятная. Поскольку уразуметь это невозможно. В мире эта фраза кажется сверх несправедливой. И только духовные люди смогут правильно потолковать ее. Лука Исповедник говорит о том, что господином однозначно является сам Иисус Христос. Речь идет о Суде Божием.

Икона Лука Исповедник

Он считает, что талантами в притчи можно назвать все дары Духа Святого. Это и любовь, и вера, и милосердие, и разум, и мудрость и так далее. Господь очень хорошо знает всех людей, их жизненные перипетии, поэтому, как и в притче, в зависимости от возможностей человека, кому-то дается пять талантов, а кому-то только один. Но задание каждого – развивать и умножать талант, а не закопать и спрятать его. Именно это и спросит Господь на Суде: умножили ли люди талант, который им был дан. Вот за что придется ответить. Святитель Лука говорит, что умножать таланты можно по-разному.

Если это вера и любовь, то нужно каждый день думать о жертве Иисуса Христа и о том, что Он чувствовал в тот момент, когда шел на Голгофу и отдавал за нас, грешных, свою праведную жизнь. Тогда люди станут любить Его сильнее. Если талант – это ум, то нужно наполнять его и развивать, читая интересные, полезные послания, либо жития праведников.

Толкование притчи от Святого Праведного Иоанна Кронштадтского

В толковании Притчи о талантах Святой Иоанн Кронштадтский также говорит о том, что господин – это Сын Божий, а мы, люди, – рабы Его. Согласно его трактовке, все мы получаем как таланты Божью благодать. Если человек имеет на земле богатство, то естественно, он должен поделиться с другими, не имеющими. С бедного человека справедливый Бог не будет этого требовать. Третий раб же сказал господину, что тот жесток. Иоанн Кронштадтский уверяет, что таким образом люди также обвиняют самого Господа Бога. Но если подумать, то Господь имеет право требовать с человека большего, нежели он дал.

Икона Иоанна Кронштадского

Святой Иоанн наводит очень интересный пример с жизни и еще один с Евангелия. Когда люди сажают зерно, то они ожидают высокого уровня урожайности. Одно зерно должно принести плод в двадцать и больше зерен. Смоковницу, которая не приносит плода, вырубают. Иисус говорил, что если одна ветка винограда усохла, то ее нужно отсечь. Ибо, зачем она нужна, если не приносит плод. Также и с людьми. Господь имеет право требовать у человечества большего, чем то, что Он дал им. Сокровище должно сохраняться не в земле, а на небе. Земное – это временное, оно пропадет, а небесное – будет жить вечно.

Толкование притчи о талантах от Митрополита Антония Сурожского

Трактуя притчу о талантах, Митрополит Антоний Сурожский выделяет три проблемы, из-за которых человек не развивает данный ему талант. Первая причина – это иллюзия беспечности. Талант получил, надежно закопал, все хорошо. Вторая причина – малодушие. Как много люди теряют из-за этого качества, просто потому, что боятся рискнуть. Да, в какой-то мере, это очень большой риск, но и этот факт не оправдает человека на Суде.

Митрополит Антоний Сурожский

Господь справедливо заберет у него талант и отдаст тому, кто готов рискнуть и вернуть больше. Третья причина, по словам Митрополита Антония, – это недостойная человека жизнь. Возможно, Господь подарил кому-то очень доброе, чувственное сердце, но из-за того, что человек слишком любит себя, он не может воспользоваться им правильно и найти в сердце место для кого-то еще.

Притча о талантах учит людей тому, что в земной жизни нет времени для того, чтобы материально обогащаться или жить в свое удовольствие. Ведь на Суде Господь спросит с каждого, где находится его сокровище: в земле или на небе.

Видео: Смысл притчи о талантах

Библейская притча о талантах

Как рассказанная Мастером Иисусом притча о талантах кратко и ёмко
даёт возможность нам сегодня понять смысл и суть Божьего Дара людям.

Что такое талант в Древнем мире

таланты в древнем мире

талант мера веса

Во время жизни признанного частью евреев Христом (Машиахом) Мастера Иисуса талант служил денежной единицей в Иудее, жившей в те времена под владычеством Римской империи.

древнеримский талант

Притча Иисуса о талантах

В 25 главе Евангелия от Матфея пересказана речь Мастера Иисуса - притча о талантах начинается с 13 стиха и заканчивается 30 стихом.

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа.

14 Ибо будет, как с человеком, который, уезжая,
позвал рабов своих и вручил им имение свое;

15 и одному дал он пять талантов, другому два,
иному один, каждому по его силе; и уехал.

16 Тотчас пошел получивший пять талантов, вложил их в дело
и приобрел другие пять.

Рассуждалочка по притче Иисуса о талантах от Александра Владиславовича Измайлова

Раньше я считал, что эта притча требует от одаренных людей как можно шире распространять свое влияние, публиковаться, растить тиражи, выставляться во всех смыслах этого слова, копить миллионы подписчиков и петь на концертах, собирая стадионы поклонников.

Но вдумавшись, я представил кто и кому рассказывал эту притчу,
и понял ее, кажется, ближе к истинному смыслу.

Под талантом, а это денежная единица, Иисус имел в виду капитал своего братолюбивого учения , а под его оборотом и увеличением,

  1. во-первых, имел в виду распространение учения
    и собирание в Его церковь учениками новых адептов.
  2. А во-вторых, личную инициативу развития
    собственной нравственности учеников в духе Его учения.

Если вы, Елена, так стараетесь заставить меня выйти из тени и отыскать для своих размышлений более ответственную и широкую аудиторию, возложив на меня ответственность за мою особую роль в этом мире, то я, конечно, буду вам благодарен.

Но, похоже, Иисус имел в виду всё же другую ответственность. Сегодня утром, по привычке психотерапевтов продлевать просонок и начинать день с самогипноза, я молился - видимо, именно так следует назвать этот способ внутренней речи - и спросил своего собеседника, попаду ли я в рай?

И услышал громкий и быстрый ответ: "АД!"

Я плохой друг, никудышный отец, отвратительный муж, холодный сосед и неверный сын. По христианским стандартам я не только закопал свой братолюбивый талант, но даже и забыл, куда и когда.

Как-то, забыл от кого, я услышал парадоксальную мысль,
что Иуда предал Христа чтобы попасть в ад, потому что
считал себя недостойным быть с Иисусом в раю.

Он сознавал себя рядом с Христом настолько мерзким, неисправимо грешным и грязным, что не мог допустить даже мечты, чтобы Иисус простил его. Такое прощение превратило бы Христову любовь в безразличное равнодушие, а то, что такую дрянь как он, Иуда, может любить такой светлый человек как Иисус, казалось Иуде абсолютно невозможным.

Это значило, что он, Иуда, должен избавить своего Учителя от необходимости любить гадину, а для этого надо было совершить самый страшный грех - предательство, причем, совершить его по причине величайшей любви к Христу, которой Иуда не был и никогда не будет достоин.

Куда ни глянь, увидите людей, которым было внятно доказано, что они недостойны любви.

  • Их отвергли друзья,
  • ими побрезговали возлюбленные,
  • от них отвернулись родители, братья и сестры,
  • к ним холодны и безразличны их дети.

И люди эти не повесились, как это сделал более решительный Иуда, они продолжили существование в мире посторонних людей. Думается, посторонним стал для них и Бог, хотя верующие станут их убеждать в обратном, но не смогут этого доказать никогда, потому что сами не смогут полюбить этот холодный шизофренический шлак.

Вы никогда не задумывались, что имеют в виду люди, называя кого-то говном?

А имеют они в виду такое же отвращение к ним, как и к этому физиологическому отходу. И что теперь делать отходам? Очевидно, что христианская карьера им не удалась. Они не любят, их не любят.

Остается только личное выживание, потому что смерть пугает, а инстинкт самосохранительной привычки к своему телу еще не преодолён.

Иными словами, остается только работа и одинокий досуг, заполненный профессиональным самосовершенствованием и американскими сериалами.

Будучи непреодолимо и, видимо, навсегда приговоренным к наказанию собственной личностью, я не мог не заинтересоваться психологией и философией, а будучи одаренным по линии материи предприимчивостью мелкого буржуа, я не мог не сделать из этого "бизнес".

И вот теперь занят тем, что изо всех сил стараюсь не встречаться со своей подлинной личностью, то есть не сталкиваться с обстоятельствами, которые в очередной раз напомнят мне, что я недостоин любви и заставят жестоко, до слёз страдать.

Хотя бы в этом надо оставаться воином.

Именно по этой причине я научился быть столь же холодным и безразличным к себе, как холодны ко мне все. Я отказался принимать себя всерьез, запрещаю себе думать о себе как о человеке вообще, и всякий раз, когда кто-то лезет мне в душу, неважно, с отвращением или даже любовью, я просто отхожу в сторону.

Я не человек - в том смысле, что я не умею участвовать в этом дружелюбном и любвеобильном празднике человечности.

Формально я проявляю христианские признаки в том, что

  • пять раз в год сдаю по 400 мл крови как донор,
  • убираю мусор на трамвайной остановке по ночам,
  • сортирую отходы и
  • закрашиваю на стенах матерные слова.

Едва ли за это можно любить.

Так что, Елена, на вашем месте я бы задумался, стоит ли увеличивать тираж текстов, которые производит этот социопат.

Если вы считаете, что от откровений мне стало легче, что помогли мне тем, что "излил перед кем-то душу", то ошибаетесь. У меня больные нервы, всякий раз от переживаний усиливается глухота в левом ухе, возобновляются наплывы тиннитуса и нестерпимо зудит экзема.

Более того, я теряю обычный для меня покой, исчезают остатки чувства юмора, и не надо мне внушать, что болезнь уходит через пик обострения, и что инсайт ждет меня как свет в тоннеле.

Я так и не научился делать людям ни больно, ни приятно. Христианская тупость - так я бы поставил себе религиозный диагноз, с которым лучше было бы записаться в атеисты и никогда не выписываться.

Как мы все по-разному понимаем притчу о талантах.

И, тем не менее, само слово Талант в нашем русском (и других) языках, утратив свой денежный смысл, стало обозначать творческий дар. Изменив тем самым акцентирование и первоначальный смысл той древней притчи.

Вкладывая свой творческий дар любого свойства в дело ,
мы его употребляем, по-любому ведь, на пользу своей Душе?

  • Писатель "от Бога" не может не писать,
  • певец "от Бога" не может не петь и замолчать навсегда,
  • Бетховен "от Бога", даже полностью оглохнув на оба уха,
    не мог не сочинить свою Торжественную мессу и 9 симфонию.

Талантом, по всей видимости, может быть и нечто, относимое так называемыми христианами к "плохому" с их обывательской точки зрения?

Талант остроумного троллинга (хотя бы и с вкраплениями матерной "ругани"), как на мой вкус, ничуть не хуже таланта безудержного морализаторства. И оба эти таланта не только могут, но и должны, наверное, приносить дивиденды Душам их обладателей?

То, что вы назвали "христианскими стандартами",
никакого отношения не имеет к Учению Мастера Иисуса,
как оно понимается мною самою.

Предательство - ни по меркам Духа, ни по меркам самого Иисуса не является грехом. Греха по меркам Духа нет вообще как такового, а понятие о нём как о том, за что неизбежно воспоследует наказание, было до некоторых пор (на этапе взросления Человечества) уместным - это другая тема, мы ей откроем новую статью.

Елена Витальевна, не могу я согласиться с вашим пониманием притчи.

Иисус имел в виду не то, что в будущем наши современники назовут талантом, а дар своего учения, распространять который он поручил апостолам. И ничего другого в тех обстоятельствах и том времени иметь в виду не мог.

Талант — никакая не божья искра.

Потому что именно Бог был темой и мессы, и указанной вами симфонии. Бог всегда был главной темой высокого искусства и культуры как таковой. Но сам по себе талант, искусность, подвеска языка и т.п. — никакой не дар Бога.

Наш сайт посвящён исследованию кармического импланта, который представляет собой всю совокупность приносимых Душой в текущее воплощение энергий. Одним из открытий, сделанных группой эзотериков во главе с Александром Горловским, являются Источники Божественных энергий, в том числе такой, как Источник Талантов, которыми наделяется в каждом текущем воплощении Душа для реализации своего предназначения.

В-третьих, любая способность наша - это больший или меньший талант. Называемые нами бездарностями певцы или писаки без всякой связи своего пения или писательства с какими-то своими имеющимися или отсутствующими представлениями о служении Богу пользуются именно этими врождёнными своими способностями в полном соответствии всё с тем же кармическим контрактом, в котором и уровень Популярности, и уровень Власти нам с вами чуждых Бузовых с Зеленскими прописаны Душами в качестве тех испытаний, которые запланированы их же Душами для получения какого-то нужного им опыта.

А отсутствие таковых каналов с Источниками Популярности и Власти у нас с вами - для чего-то нужного нашим, возможно, гораздо более талантливым по сравнению с "бездарями" Душам.

Дискуссия о талантах и писательских эмоциях

Впрочем, Вы поэт, у Вас не замечают алогизмов,
Вас любят за красоту, образность изложения и загадочную клинопись.

Может в том, на что Вы так ополчились и не было заложено того смысла, который Вы пожелали увидеть? Кто-то приподнял руку, чтобы почесать себе затылок, а Ваше воображение дорисовывает в этой руке плетку, которой на Вас замахнулись.

Скалы на месте, море спокойно, и волны ласково перемещают разноцветные блики.

Мне приятны ваши комплименты, честное слово, я бы искренне хотел стать от них лучше насколько вы сами хотели бы меня ими улучшить. Но, простите, я не понял, где именно в ответе я "не воздержался от упреков неправедным"?

Впрочем, вы правы.

До праведности мне так далеко, что я не ставлю себе целью даже начать этот путь. И ещё: вы проницательны, и легко поняли, что я человек излишне ранимый.

Обидчивость - это главная и самая отвратительная черта моего характера. Она ожесточает, отчего жертва злобного злодея сама легко превращается в такого злодея. Но я бы не хотел обсуждать мой характер и переходить на мою личность. Для меня это мучительно, и мне неприятно, что меня оценивают, даже если оценивают высоко.

Приглашаю всех талантливых людей любого уровня дарований поделиться своими жизненными и творческими достижениями на созданном мною для этих целей некоммерческом сайте -форуме Сокровищница Талантов!

Читайте также: