Притча 6 класс литература кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Отдел религиозного образования Всесвятский церковный округ

Отдел образования Советского района г. Воронеж

V детские Житийные чтения –

фестиваль учебных проектов

НАПРАВЛЕНИЕ

План-конспект мастер-класса урока литературы по теме :

Романова Елена Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Полное название учебного учреждения, его адрес, телефон.

Дата начала и окончания работы:

октябрь 2017 года

Мастер-класс урока литературы в 6 классе

Работа с притчей помогает за короткое время рассматривать на уроке сложные вопросы, связанные с нравственными ценностями человека. Учащимся в данном жанре литературы проще выделять основную мысль, если в работе используется интеллект- карта, которая позволяет изображать информацию в графическом виде, помогает структурировать материал, выделяя основные моменты, а также даёт возможность логически мыслить в выбранном направлении и развивать творческие способности учащихся. Кроме этого, работа с притчей является хорошим помощником при подготовке учащихся к ОГЕ и ЕГЕ как по русскому языку, так и по литературе при написании сочинений.

Цель, задачи : Научить учащихся выделять основную мысль текста на примере работы с интеллект - картой.

1. Личностные: воспитывать доброжелательность и эмоционально — нравственную отзывчивость на примере притчи; воспитывать умение выслушивать мнения одноклассников, развивать навыки общения при работе в группах, в коллективном обсуждении;

2. Предметные: повторить, что такое притча; развивать умения и навыки самостоятельной работы с интеллект - картой, выделяя в тексте самое главное; учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; развивать этические чувства.

3. Метапредметные: формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению на основе работы с притчей; формировать любовь и уважение к окружающим нас людям посредством самовоспитания.

Оборудование: Текст притчи (Приложение №1); памятка работы с интеллект- картой(Приложение №2); экран, мультимедийный проектор, фломастеры, цветные карандаши, листы формата А4.

Этапы мастер-класса:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .

-Здравствуйте, ребята, предлагаю вам всем встать в круг, взяться за руки и поздороваться друг с другом по очереди.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

-Ребята, а сегодня я вам предлагаю послушать притчу о двух волках. Внимание на экран.

3.Самостоятельная работа в группах и реализация построенной интеллект- карты(защита своей работы).

-А теперь я вам предлагаю, посовещавшись в группах, составить интеллект-карту по данной притче, а также выбрать одноклассника, который должен будет высказать общее коллективное мнение, выделив основную мысль притчи, опираясь на выделенный вами материал в интеллект- карте. (Учащиеся работают в группах и составляют интеллект-карту, опираясь на текст из Приложения №1 и Приложения №2)

- Итак, давайте представим классу получившуюся работу (учащиеся выступают перед классом и защищают свою интеллект-карту).

4.Рефлексия учебной деятельности.

-Итак, ребята, наш урок мне хотелось бы закончить вот такими словами (читаются под музыку):


Маленькая птичка летела на юг, чтобы перезимовать. Было так холодно, что она замерзла и упала на землю в большом поле. Пока она там лежала, корова прошла мимо и покакала на нее. Лежа в коровьей лепешке, птичка вдруг поняла, как ей тепло. Коровье дерьмо вернуло ее к жизни!

Птичке вдруг стало так хорошо, что она запела, чтобы выразить свою радость. Пробегавшая мимо кошка услышала пение и решила разобраться, в чем тут дело. Следуя к источнику звука, кошка нашла птичку, раскопала ее и съела.

Мораль истории:
1) не каждый, кто нагадил на Вас, Ваш враг.
2) не каждый, кто достает Вас из дерьма, Ваш друг.
3) когда Вам хорошо и тепло, лучше держать рот закрытым.

О кувшине и воде


То есть если там вода, а тебе хочется чтобы лилось вино, одного желания будет мало.

Так и с людьми: ты напрасно порой ждешь от человека каких-то поступков, а он просто наполнен не тем содержимым, чтобы оправдать твои ожидания.

Так будет не всегда


Через некоторое время его сын занялся своим делом, дочь вышла замуж и стала хорошей женой, и заботливой супругой своей он стал очень доволен, да и сам устроился на хорошую работу. Однажды, проезжая на своём автомобиле, он вдруг повстречал того самого старика на дороге.
— Ну что, старикашка, всё сидишь? А у меня всё наладилось. И что ты мне сейчас посоветуешь?

Старик посмотрел на него и сказал:
— Табличку ту, не снимай.


На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников: «Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным.


Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.


Один мудрец, выступая перед слушателями, рассказал им анекдот. Вся аудитория содрогнулась от смеха.

Через несколько минут он снова рассказал людям тот же анекдот. Только несколько людей улыбнулись.

Мудрец третий раз рассказал эту же шутку, но не засмеялся уже никто.


Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате.

Но Ветру показалось мало этого, и он решил: "Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим". И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался.

Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:
— Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!
Но Цветок ничего не ответил. Он умер.

Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать.

Стекло и зеркало


— Ребе, я не понимаю: приходишь к бедняку — он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу — он никого не видит. Неужели это только из-за денег?
— Выгляни в окно. Что ты видишь?
— Женщину с ребёнком, повозку, едущую на базар…
— Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?
— Ну, что я могу там видеть? Только себя самого.
— Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра — и уже видишь только себя.

Зависть и лимоны


Отправила меня тут как-то жена в магазин за лимонами. Hу грипп, понимаете. И сказала — купи крупных, да не гнилых, как обычно. Hу подошёл я к лотку с лимонами, перебираю. Все кривые, подгнившие, толстокожие.

Смотрю краем глаза: справа ещё один лоток, и в нём другой мужик лимоны шурудит. А у него лимоны крупные, спелые, аппетитные. Hу думаю, щас мужик уйдёт — я справа лимонов мигом наберу.

Так, для вида перебираю фрукт, а сам искоса на мужика поглядываю — жду, когда он наконец возьмёт что ему надо и отвалит.

А он, скотина, всё ковыряется и ковыряется. Минут пять ждал — и то ему не нравится, и это, хоть лимоны у него, как на подбор. Hу не выдержал я — поворачиваюсь к нему, чтобы сказать что я о нём думаю, а справа … зеркало.


В тот день, как нарочно, каждый посетитель спрашивал учителя только об одном: что будет после смерти? Учитель только смеялся и ничего не отвечал.

Потом ученики спросили, почему он все все время уклоняется от ответа?
- Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? Им нужна ещё одна жизнь, которая длилась бы вечно, – ответил учитель.
- И всё-таки, есть жизнь после смерти, или нет? – упорствовал один из учеников.
- Есть ли жизнь ДО смерти - вот в чем вопрос, - ответил учитель.

Поучительные притчи с моралью для детей

Притчи

Поучительные притчи с моралью для детей

Поучительные притчи с моралью для детей и взрослых. Сборник лучших коротких поучительных рассказов.

Божья коровка Притча для детей

— Спасибо, ты спасла нас!

Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!

Два совета Притча для детей

Ложь или правда? Притча для детей

Притча для детей про уважение к матери

Детская притча про самое трудное дело

Поучительные притчи с моралью для детей

Два посла

Отправил царь двух послов с дружеским визитом в соседнюю страну.
— Посмотрите, не замышляют ли соседи против нас войну, — велел царь послам.
Послов приняли хорошо, поселили их в лучших комнатах, кормили роскошными обедами, приглашали на балы.
Вернулись послы и стали рассказывать царю о своей поездке.
— Не бойся, царь. Наши соседи добрые и гостеприимные, — с улыбкой сказал первый посол. — Принимали нас как самых дорогих гостей. Таких блюд, как там, я ни разу в жизни не пробовал: жаркое из морского чудища, райские яблочки, язычки соловьев в винном соусе. По сто блюд нам подавали и по сто вин, как королевским особам.
Долго перечислял посол, что он ел и пил в соседнем царстве. Затем взял слово второй посол:
— Наши соседи замышляют войну. Срочно надо армию собирать и границы укреплять. Во-первых, каждый день нас кормили не по чину. По сто блюд нам подавали и по сто вин, чтобы мы больше ели и поменьше по сторонам смотрели. Во-вторых, всюду нас сопровождала толпа королевских друзей, но это были военные, судя по их выправке. В-третьих, нам показали один новый оружейный завод. Услышал я в разговоре, что этот завод пятый, и понял, что есть еще четыре. Завод был велик, больше, чем любой наш завод.
Долго рассказывал посол обо всем, что он увидел и услышал. Наградил царь второго посла и велел готовиться к войне, а первому послу царь сказал:
— Глупый человек говорит о том, что он пил и ел, умный, что он видел и слышал.

Притча для детей об умении радоваться

Больше всего Мария любила цветы. У нее был небольшой садик возле дома. Какие только цветы не росли в этом садике! Они цвели с ранней весны до поздней осени и радовали всех вокруг.
Мария жила вместе с больным старым дедушкой. Он еле ходил, опираясь на палочку. Каждое утро дедушка, морщась от боли, с трудом доходил до садика Марии и усаживался там на скамейку. Старик смотрел на цветы, и на его лице появлялась улыбка.
— Спасибо, Мария. Глядя на твои прекрасные цветы, я забываю о боли, — говорил старик внучке.
Мария смеялась в ответ, а цветы еще шире раскрывали свои разноцветные лепестки. Но однажды случилась беда. Налетел ливень с градом и ветром. За несколько минут садик Марии был уничтожен. Одни цветы были словно срезаны ножницами, другие — поломаны. Мария горько плакала, убирая побитые цветы. На следующий день снова светило солнышко. Политая земля прогрелась, и оставшиеся в ней корни цветов пустили новые ростки. Через неделю на них появилось несколько бутонов. Мария хмурилась и даже не заходила в свой садик. К ее удивлению, дедушка каждое утро приходил и садился в саду на скамеечку. Он смотрел на разоренный садик, и на лице его появлялась улыбка.
— Чему вы радуетесь, дедушка? — спросила его Мария. — В моем садике больше нет цветов.
— Если есть цветы — радуйся цветам, если нет цветов — радуйся бутонам, — улыбнулся старик.
Мария посмотрела внимательно на новые ростки и тоже заулыбалась. Вскоре садик Марии снова расцвел на радость всем вокруг.

Поучительные притчи с моралью для детей

Не обманывай

Притча. Как найти друзей

Девочка приехала в деревню, где никого не знала. Она пожаловалась папе:

— Скучно мне. Никто не хочет со мной дружить. Как мне отыскать друзей?
— Друзей вокруг много. Выйди, доченька, на улицу, да внимательно присмотрись, — сказал он.

Вышла девочка на улицу — никого.

Пошла она в поле. Видит — бежит жеребёнок. Кинулась догонять — не догнала. Из-под куста выскочил заяц, она бросился его ловить — не поймала. Видит — летит голубка, побежала за ней — улетела голубка. Увидела девочка божью коровку, протянула руку — и … поймала.

— Отпусти меня! — попросила божья коровка.

— Не отпущу! — говорит девочка. — Я буду с тобой дружить, потому что все другие от меня убегают: и жеребёнок, и заяц, и голубка…

— Понятно, — говорит божья коровка. — Хочешь, я тебе подскажу, как друзей найти.

Говорящая собака

В кафе заходит мальчик с собакой. Он несмело заявляет, что его собака умеет разговаривать и приглашает желающих с ним поспорить на деньги. Многие посетители кафе, услышав такое, подошли ближе, ожидая чуда. Кто-то протянул деньги, соглашаясь на спор. И все уставились на собаку…

Но… собака молчит.

Мальчик проигрывает спор, лишается своих поставленных денег и уходит под общий хохот.

— Ну, зачем ты так? Из-за тебя я проиграл свои деньги! — говорит мальчик собаке. — Почему ты не заговорил?

— Да не переживай! — отвечает пес. — Ты только представь, сколько денег теперь мы сможем заработать завтра.

Поучительные притчи с моралью для детей

Притча для взрослых о детях

Притча про избалованную доченьку

Маленькая девочка не хотела идти на прогулке пешком. И всю дорогу канючила, чтобы ее взяли на руки. Мама не выдержала: — Да, доченька, наверное, мы тебя избаловали. Придется тебя наказывать! — Как это? Избаловали — вы, а наказывать — меня?

Притчи о жизни с моралью короткие — мудрые, для детей

Притчи о жизни помогают переосмыслить свое поведение и происходящее вокруг. Для того, чтобы по другому посмотреть на мир, советуем вам прочесть данную статью.

Смысл притчи направлен на пробуждение светлых чувств и эмоций, обретение душевной гармонии. Притчи мудрецов выполняют роль инструмента для воспитания истинных ценностей.

Притчи о жизни для детей

Притча о жизни и зависти

О зависти

О зависти

Притча о поспешных выводах

  • Маленький мальчик сорвал с дерева две груши и принес домой. Мама увидела, что сын с гостинцами. Поинтересовалась, можно ли и ей угоститься одной грушей. Мальчик немного задумался, а потом взял и надкусил каждый плод.
  • Мама пришла в недоумение и подумала, что сын пожадничал, что нужно провести с ним беседу о жадности.
  • Спустя минутку, мальчик протянул один из плодов своей маме. Сказал, что оба плода вкусные, но этот намного слаще!

Мораль: суть притчи о жизни говорит о том, что не стоит делать поспешные выводы, у каждого поступка могут быть невидимые, но очень уважительные причины.

Притча о жизни и плохих поступках

Мораль: суть притчи поучает о том, что каждый плохой поступок ранит другого человека. Можно извиниться, но стереть воспоминания из памяти гораздо сложнее. Поэтому свое поведение нужно всегда контролировать.

О поступках

О поступках

Притча об отражении души

  • На обочине дороги одиноко стояло засохшее дерево.
  • В темное время суток мимо дерева проходил воришка. Увидев силуэт дерева в темноте, ему показалось что перед ним полицейский. От страха вор убежал куда глаза глядят.
  • В один из вечеров мимо дерева проходил влюбленный парень. Заметив силуэт дерева, ему показалось, что вдалеке стоит любимая и выглядывает его. Он разволновался и стал бежать навстречу.
  • Среди бело дня мимо дерева проходила мама с ребенком. Маленький мальчик боялся приведений и увидев дерево, вспомнил о своем страхе и расплакался.
  • Дерево при этом по-прежнему оставалось деревом.

Мораль: суть притчи говорит о том, что мир вокруг нас – это наше отражение. Все, что мы замечаем в окружающих предметах, присутствует в нас самих, как хорошее, так и плохое.

Притча о значении слов в нашей жизни

  • Между друзьями произошла ссора. Один из друзей стал плохо отзываться о втором в кругу посторонних людей. Спустя время обида прошла, и юноша понял свою ошибку. Пришел к другу и стал извиняться.
  • Выслушав извинения, второй мальчишка обратился с просьбой. Попросил распороть подушку и пустить все перья по ветру. Первый мальчишка послушался и распотрошил подушку. Ветер подхватил перышки и закружил по улице. Тогда второй мальчишка обратился с новой просьбой – собрать все перышки назад. А ведь сделать это после ветра уже невозможно. Так и обидные слова. Первый мальчишка наговорил много неприятных слов, они разнеслись между людьми по улице. Обида прошла, а слова назад забрать уже нельзя.

Притча о значении работы в нашей жизни

  • Три строителя переносили на рабочем участке кирпичи. Мимо них прогуливался любопытный мальчик, который решил поинтересоваться, чем это они заняты.
  • Каждый строитель, выполняя одну и ту же работу, очень по-разному отвечал мальчишке.
  • Первый строитель сказал, что носит кирпичи, потому что у него работа такая.
  • Второй строитель сказал, что ему нужны деньги и поэтому он носит кирпичи.
  • Третий строитель ответил, что участвует в строительстве красивого дома, в которым скоро поселяться счастливые семьи.
  • Мальчик был очень удивлен, как можно выполнять одинаковую работу с таким разным настроением.

Мораль: смысл притчи о жизни в том, что к любому делу нужно приступать с положительными эмоциями. В каждом процессе можно найти светлые и приятные стороны. Поменяйте отношение к работе, и она не будет вам в тягость.

Притча о выборе человека

Мораль: смысл притчи в том, что мы сами решаем, как нам поступать. Что правильно, а что нет нам должна подсказывать наша совесть.

Выбор за тобой

Выбор за тобой

Притчи о жизни мудрые

Притча о жизни и любви

Притча про ожидания от жизни

  • На художественной выставке широкой публике было представлено новое полотно. На картине был нарисован Иисус, пытавшийся достучаться к хозяину дома через закрытые двери. Зрители с интересом рассматривали детали картины. Один из журналистов обнаружил недостающую деталь на картине и тут же озвучил художнику.
  • Дверь, в которую стучались, не имела ни ручки, ни замка. Как же можно попасть внутрь через такую дверь.
  • Автор картины тут же поспешил объяснить эту деталь. Дверь ассоциировалась с человеческим сердцем и открыть ее возможно только изнутри.

Мораль: суть притчи о жизни заключается в том, что закрытое сердце невозможно наполнить любовью, счастьем, радостью. Если мы хотим изменений, то нужно быть к ним готовым. Не закрывайтесь, а идите навстречу новой жизни.

Важно открыть дверь изменениям

Важно открыть дверь изменениям

Притча о жизни и доверии

  • Путешествуя по горам, девушка повстречалась со змеей. Инстинкт самосохранения сразу же пробудил желание бежать. Но внезапно змея заговорила с ней. В диалоге змея пожаловалась на свое здоровье из-за холодного климата и недостатка еды. Озвучила, что жить ей осталось совсем немного. Попросила девушку перенести ее в более комфортные условия.
  • Девушка, понимая, что змея ядовитая, сразу отказала в просьбе. Но змея стала уверять, что не причинит вреда и предложила искреннюю дружбу.
  • Путешественница стала разглядывать змею и пришла в восхищение от ее красивого окраса. Змея подкупила своим внешним видом и расположила к себе спутницу. Девушка решила позаботиться о живом существе, укутала змею в куртку и продолжила путь вместе с ней.
  • Как только девушка пересекла горную местность и спустилась на поляну, змея тут же сползла по ноге девушки и укусила ее.
  • Девушка была возмущена, ведь змея уверяла, что ей можно доверять. На прощание змея прошипела, что как была змеей, так ею и осталась. Человек не должен доверять змее.

Мораль: смысл притчи заключается в том, что никогда нельзя брать в спутники по жизни человека, не вызывающего доверия. Иначе слепая доброта выйдет вам боком.

Мудрость

Мудрость

Притча о взаимодействии и поддержке между людьми

  • В одном доме хозяин расставил мышеловки для надоевших грызунов. Одна из мышей увидела предстоящую опасность и поспешила поделиться новостью с домашними животными. Мышка попросила помощи у курицы, коровы и овцы, но они проигнорировали ее обращение – мол, мышеловка для мышей, вот и разбирайся сама.
  • Мышке удалось обойтись мышеловку, но туда случайно угодила змея, которая в последствии укусила супругу хозяина. Обессиленной больной нужно было варить бульон и курицу пришлось зарезать. Чтобы прокормить большое количество посетителей больной жены, пришлось зарезать овцу.
  • Жена умерла и хозяину пришлось заколоть корову для поминок на похоронах.
  • За всеми этими событиями наблюдала мышка из норки, размышляя о чужих проблемах…

Мораль: смысл притчи доносит, что вещи и события, которые сегодня не представляют для вас никакой ценности, завтра могут стать жизненно важными. Не спешите отказывать людям в помощи, потому что вскоре помощь понадобится и вам.

Притча о жизни

Мораль: смысл притчи о жизни говорит о том, что любые эмоции не долговечны, мы должны учиться контролировать свой гнев и наслаждаться минутами радости.

Притча о любви, богатстве и здоровье

  • Одна женщина вышла из дому и увидела возле своей калитки трех старцев. Она поприветствовала их гостеприимно, предложила передохнуть с дороги. Старики не отказались, но попросили соблюсти одно условие.
  • Первого старика звали Богатство, второго старика звали Здоровье, а третьего Любовь. Они входят в чужой дом только по одному. Поэтому старики попросили ее выбрать одного из них.
  • Женщина побежала домой посоветоваться с мужем. Муж тут же предложил позвать Богатство, а жене больше хотелось позвать Здоровье. К их беседе присоединилась дочка – она предложила позвать Любовь. Родители прислушались к ней.
  • Женщина вышла из дому и позвала в дом Любовь. На ее удивление в дом последовали все три старца. Потому что в доме, где царит любовь, найдется место и для здоровья, и для богатства.

Мораль: суть притчи в том, что материальные блага должны иметь второстепенное значение. Если в семье царит взаимопонимание и любовь, то все остальные желания обязательно сбудутся.

  • У одного мудрого человека подрастало 4 сына. Отец хотел научить сыновей делать правильные выводы и никогда не останавливаться на поверхностной оценке происходящего. Немного поразмыслив, он нашел интересный способ.
  • Мудрый человек отправил четырех сыновей на поиски яблони, которая росла далеко от их жилища. Первый сын отправился в зимнее время, второй сын поехал весной, третий сын следовал летом, а четвертый осенью. Вернувшись, они собрались, чтобы обменяться впечатлениями.
  • Первый сын поведал, что яблоня имела безжизненный вид. Ее ветки от влаги казались черными и отпугивающими.
  • Второй сын поведал, что наблюдал прекрасную картину. Яблоня была усыпана расцветающими бутонами и раскрывающимися почками. В ней как будто зарождалась новая жизнь.
  • Третий сын поведал, что яблоня предстала перед ним во всей красе, ярко цветущее и вечно зеленое дерево.
  • Четвертый сын поведал, что полакомился вкуснейшими яблоками и что был восхищен таким щедрым урожаем.
  • По рассказам сыновей можно было подумать, что все они повстречали разные деревья. А на самом деле все говорили об одной и той же яблони, но в разные периоды ее жизни.

Мораль: смысл притчи о жизни говорит о том, что нельзя оценивать человека по одной сложившейся ситуации. Сегодня нас сопровождает неудача, завтра нас повстречает любовь, позже мы испытаем радость или горе, через время добьемся успеха.

Читайте также: