Малявин художник биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Филипп Андреевич Малявин (22 октября 1869, село Казанка Самарской губернии – 23 декабря 1940, Ницца) – русский художник, график. Начал осваивать азы живописи в афонском монастыре, откуда перекочевал в петербургскую Академию художеств под личное наставничество Ильи Репина. Писал главным образом портреты в манере, сочетающей черты импрессионизма, экспрессионизма и модерна. Начиная с 90-х годов XIX века обретает главное вдохновение в живописании мощных образов людей из народа и усердно разрабатывает крестьянскую тему практически до конца жизни.

Особенности творчества художника Филиппа Малявина: его живопись обладает неуемным, буйным характером, не вписывается в конкретные стилистические рамки и впечатляет как масштабом полотен (Малявин редко брался за холсты размером менее квадратного метра), так и страстностью письма, что находит воплощение в стремительном напоре вихревого мазка и огненно-красной цветовой гамме.

Биография художника Малявина настолько же пестра, захватывающа и эксцентрична, как и его картины. Выходец из бедной крестьянской семьи проделал путь от послушника Афонского монастыря до студента Академии художеств Петербурга, а затем и модного, широко известного в Европе живописца.

Его независимое и своеобразное видение русского крестьянства вызывало негодование отечественных критиков и восторги заграничных ценителей художественной экзотики в исполнении экстравагантного самородка из российской глубинки.

Ломоносов от живописи

Маленький Филипп, помимо прочего, отличался умом и сообразительностью. Ему легко далась грамота под наставничеством местного фельдфебеля. А поскольку из предметов искусства на тот момент были доступны лишь образы святых в сельской церквушке, мальчик увлекся мечтой научиться иконописи. Его завораживали афонские иконы, поэтому он стремился попасть в мастерскую на Святой горе, чтобы именно там освоить это ремесло.

Вот кто-то с горочки спустился

Так Малявин становится послушником в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Афоне. С 1885 по 1892 год он прилежно трудится в иконописной мастерской, соблюдая строгий монастырский устав. Но мирное течение аскетической жизни прерывается знакомством художника со скульптором Беклемишевым, заехавшим на Святую гору во время своего европейского вояжа. Тот был настолько впечатлен работами Малявина, что всеми правдами и неправдами убеждает монашескую братию дать иконописцу вольную, а затем устраивает его поступление в Академию художеств в Петербурге и даже селит на первое время в своих апартаментах.

Но не только непривычной внешностью и кротким нравом поражает всех Малявин в Академии. Его увлеченность и способности к обучению позволили освоить программу головного класса всего за два месяца и за столько же – окончить фигурный класс. И писал он так же стремительно, как и его шведский коллега-импрессионист Цорн, с которым Малявина не сравнивал только ленивый.

И смех и грех

Сила в правде

Нарастив в Европе не только завидную репутацию в мире искусства, но и приличный финансовый жирок, Малявин покупает усадьбу под Рязанью. Там он оседает вместе с семьей на следующие два десятка лет, продолжая прилежно производить величественные как по размерам, так и по содержанию портреты своих любимых крестьянских муз.

После революции 1917 года он было даже пытался приспособиться к новым реалиям. Некоторое время занимался культурно-просветительской деятельностью среди народных масс, устроил открытие картинной галереи в Рязани и преподавал в свободных художественных мастерских.

Но, как и многие люди искусства того времени, Малявин недолго протянул при новом режиме. В 1922 году он эмигрирует сначала в Берлин, а затем в Париж и Ниццу, которая стала его последним пристанищем. В 1940 году ему не повезло оказаться в оккупированном Брюсселе, где его арестовывают по подозрению в шпионаже.

И, хотя гестаповский начальник, оказавшийся ценителем искусства, отпускает семидесятилетнего старика с миром, обратная дорога домой его доконала. Ему пришлось проделать путь из Бельгии во Францию пешком, что истощило и без того пожилого и подкошенного арестом художника. Сразу же по возвращении в Ниццу Малявин попадает в клинику, но уже не покидает ее стен живым.

Начал осваивать азы живописи в афонском монастыре, затем переехал в Петербург и поступил в Академию художеств под личное наставничество Ильи Репина. Писал главным образом портреты в манере, сочетающей черты импрессионизма, экспрессионизма и модерна.

Биография и картины Филиппа Малявина

Филипп Малявин родился 10 октября 1869 в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне — Оренбургская область) в многодетной бедной крестьянской семье. С детства начал проявлять склонность к искусствам, писал портреты односельчан, увлекался лепкой, а также интересовался иконами в деревенской церкви и пробовал подражать им.

Когда Малявину было 16 лет, в деревню приехал афонский монах, навещавший своих родственников. Вместе с ним Филипп отправился на Афон, чтобы учиться иконописи. Там он поступил послушником в монастыре святого Пантелеймона, стал работать в иконописной мастерской, где расписывал стены небольшой церкви.

Из воспоминаний художника:

В 1891 году на Афон приехал скульптор Владимир Александрович Беклемишев , который увидел работы Малявина и был поражен его талантом. Вернувшись в Россию, Беклемишев разыскал Малявина в подворье Пантелеймоновского монастыря и убедил его уехать в Петербург, где поселил его у себя и подготовил к поступлению в Императорскую Академию художеств.

1892 году Филипп Малявин стал вольнослушателем академии. За два года с выдающимся успехом Малявин прошел весь курс дореформенной Академии и начал выставлять на передвижных выставках.

Биография и картины Филиппа Малявина

По возвращении из Франции женился на бывшей вольнослушательнице Академии художеств, также ученице Репина, одесской мещанке Наталии Николаевне Новак-Савич. С 1900 года жил преимущественно в усадьбе близ деревни Аксиньино под Рязанью, где построил себе мастерскую, время от времени ездил в Петербург и Москву.

После революции 1917 года некоторое время занимался культурно-просветительской деятельностью среди народных масс, устроил открытие картинной галереи в Рязани и преподавал в свободных художественных мастерских.

Биография и картины Филиппа Малявина

В 1922 году Малявин с семьей эмигрировал сначала в Берлин, а затем в Париж, где он писал портреты по заказу и в 1924 году в галерее Шарпентье состоялась его вторая персональная выставка, приуроченная к 55-летию художника. В конце 1920-х годов Филипп Малявин переехал с семьёй в Ниццу, где и прожил до конца жизни.

В 1940 году художнику не посчастливилось оказаться в оккупированном Брюсселе, где его арестовывают по подозрению в шпионаже. Спустя какое-то время Малявин был отпущен, однако ему пришлось проделать путь из Бельгии во Францию пешком. По возвращении домой истощенный Малявин попал в клинику, где 23 декабря 1940 года художник скончался. Похоронили Филиппа Малявина на Русском кладбище Кокад в Ницце.

На сегодняшний день работы Филиппа Малявина представлены в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музее Российской академии художеств, а также некоторых российских региональных музеях и в музейных коллекциях США и Европы. Многие произведения Малявина находятся в частных коллекциях за границей и в России. В августе 2016 года в городе Бузулуке Оренбургской области был открыт памятник художнику.

Биография и картины Филиппа Малявина

Моя бабушка Меркулова Мария Михайловна во время проживания Малявина в поместьи около села Аксинино была некоторое время у него в прислугах. Она много рассказывала о жизни и деятельности Фёдора Малявина, а на одной картине он нарисовал мою бабушку

Филипп Андреевич Малявин родился в 1869 году в бедной крестьянской семье, судя по его русским бабам – в старообрядческой вере. Старообрядцы – особая порода русских людей, твердокаменных и сильных. Когда смотришь на портрет отца художника, именно эти ассоциации возникают в голове: сила, мощь, стойкость и неподкупность.

В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. И здесь в его судьбу вмешался случай в лице скульптора Владимира Беклемишева, который, путешествуя по Греции и заехав в Афонский монастырь, увидел этюды и рисунки молодого иконописца. Профессиональным чутьем Беклемишев увидел в юноше талантливого художника, пригласил его к себе в Петербург, помог сдать экзамены и стать вольнослушателем живописного отделения Академии художеств.

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Малявин Филипп Андреевич.Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой, 1896

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Малявин Филипп Андреевич. Портрет художника К.А.Сомова. 1895.

Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской принесли ему известность.

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Малявин Филипп Андреевич. Старуха. Портрет Дарьи Ивановны Татаринцевой. 1898
Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты.

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Ф.Малявин. Смех.1899

В начале 1900-х годов появились портреты, в которых Малявин очень точно схватил характеры несколько фатоватого С. Дягилева, сосредоточенного М. Нестерова, часто задумчивого И. Репина.

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Портрет Дягилева

Из Европы Малявин приехал известным художником, притом неплохо обеспеченным. Он женился, купил усадьбу в живописном месте под Рязанью и вплоть до 1920-х годов почти безвыездно жил здесь и рисовал своих знаменитых крестьянских женщин.

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Малявин Филипп Андреевич .Баба. 1903

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Вихрь (фрагмент)
Так же как и в иконе, свет, отражающийся на лицах крестьян – главное действующее лицо в картинах Филиппа Малявина, нерукотворный Свет духовного мира, падающий на одежду, освещающий предметы и людей, при этом не имеющий источника, находящийся будто внутри, просвечивающий насквозь, создающий просветленность образов.
Красные крестьянки в его картинах светятся особенным внутренним светом как иконописные образы, как богообразные лики, с написания которых началась живописная история великого русского художника Филиппа Малявина.

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Две девки. 1910.

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Малявин Филипп Андреевич .Бабы. (Зеленая шаль). 1914

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Ф.А.Малявин. "Продавщица шали".

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Ф.А. Малявин. Песня

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Ф.А. Малявин.На качелях

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Филипп Малявин. Фарандоль 1926 г.

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Ф. Малявин.Старуха. 1927г.

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Ф. Малявин. Предсказатель.1925

Вновь в творчестве мастера большую роль играл портрет. В предвоенные годы Малявин-портретист был широко известен в Европе. Среди его моделей были король Швеции Густав V, королева Югославии Мария, экс-премьер-министр Чехословакии Карел Крамарж.
Вторая мировая война застала Малявина в Брюсселе, он был задержан оккупационными властями, его допрашивали, приняв за шпиона, правда, потом отпустили. Художник испытал серьезный стресс, пешком прошел пол-Европы, добираясь до Ниццы, где он в то время жил. Организм семидесятилетнего Малявина не выдержал, и 23 декабря 1940 года он умер.

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Филипп Малявин . Филипп Малявин. Пляшущая баба

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Малявин Филипп Андреевич . Баба 1916 –

Другие работы художника:

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Ф.Малявин. Ню в шляпе из цветов.

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Ф.Малявин. Даная

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Филипп Малявин .Портрет скульптора Беклемишева

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.


Филипп Малявин . Автопортрет

http://i077.radikal.ru/1011/89/4ceae750826f.jpg

Ф. А. Малявин родился в многодетной крестьянской семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской.

В 1891 г. работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892 г. бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ. После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником.

Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И. Э. Грабаря, К А Сомова, А П. Остроумовой) - принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты.

Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты. Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех" (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника Малявину было дано за серию портретов.

Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства. В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника - "Три бабы" (1901-02), его приобрел Люксембургский музей в Париже. 1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: "Баба в желтом", "Девка" (обе 1903), "Две девки" (1910) и др. Крестьянки в ярких красочных нарядах - главные персонажи произведений Малявина.

К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто декоративна. Но в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов.

Картина "Вихрь", показанная в 1906 г. на выставке объединения "Мир искусства", воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет. В 1900 г. Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей.

В 1906 г. тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке СРХ в январе 1911 г. он показал большой "Семейный портрет", который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией.

В 1918 г. Малявин с семьей поселился в Рязани, занимался преподаванием. В 1920 г. переехал в Москву, а в 1922-м выехал за границу для устройства там собственной выставки. Он поселился в Париже, где в галерее Шарпантье в 1924 г. с большим успехом прошла выставка его работ. Живописные и графические произведения Малявина тех лет неизменно посвящены русской теме, нередко приобретающей гротескную трактовку. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924) и певицы Н. В. Плевицкой (1929). В 1930-х гг. Малявин много занимался организацией собственных выставок в разных городах Европы. Вторая мировая война застала художника в Брюсселе. Не знавший иностранных языков, Малявин был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен. Семидесятилетний художник вынужден был пешком добираться до Ниццы, где в то время находился его дом. Вскоре Малявин скончался.

Читайте также: