Природоохранные нормы это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий.

Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.

Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.

Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.

Юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Имеется большое количество законоположений, определяющих правовое регулирование природоохранных отношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие правовые отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

В СССР, а затем в России было шесть периодов развития экологического законодательства.

1922-1957 гг. - активное развитие союзного природоресурсного законодательства.

1985-1990 гг. - попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает в себя две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

Центральное место среди экологических норм Конституции Российской Федерации занимает ст. 9, ч. 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.




В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2). Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.

Другим источником экологического права служат Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья (август 1993 г.). В целом они относятся к источникам административного права, так как регулируют административные отношения. Однако в них есть нормы, обеспечивающие экологические права граждан. Так, ст. 28 закрепляет права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.

Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического законодательства составляют основу для охраны окружающей природной среды и обеспечения экологического законодательства.

Большую роль в обеспечении экологического права играют акты природоресурсного законодательства России, основным из которых является Земельный кодекс РФ, принятый Государственной Думой в октябре 2001 г., который принципиально отличается от своих предшественников - Земельных кодексов 1922, 1970 и 1991 гг.

Отход от административного метода регулирования характерен и для других актов природоресурсного законодательства. Вместе с тем в ряде законов наблюдается тенденция к укреплению административно-правового метода регулирования за счет сокращения норм экологической защиты.

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся также и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения президента РФ, практически не ограничен.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 144 Конституции РФ правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы. К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Вторая группа постановлений предназначена для определения компетентных органов управления и контроля. Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетентности. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами. Так, МПР России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Подводя итоги, следует отметить, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Поэтому развитие эколого-правовых норм - процесс непрерывный и неизбежный.

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий.

Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.

Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.

Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.

Юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Имеется большое количество законоположений, определяющих правовое регулирование природоохранных отношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие правовые отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

В СССР, а затем в России было шесть периодов развития экологического законодательства.

1922-1957 гг. - активное развитие союзного природоресурсного законодательства.

1985-1990 гг. - попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает в себя две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

Центральное место среди экологических норм Конституции Российской Федерации занимает ст. 9, ч. 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2). Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.

Другим источником экологического права служат Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья (август 1993 г.). В целом они относятся к источникам административного права, так как регулируют административные отношения. Однако в них есть нормы, обеспечивающие экологические права граждан. Так, ст. 28 закрепляет права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.

Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического законодательства составляют основу для охраны окружающей природной среды и обеспечения экологического законодательства.

Большую роль в обеспечении экологического права играют акты природоресурсного законодательства России, основным из которых является Земельный кодекс РФ, принятый Государственной Думой в октябре 2001 г., который принципиально отличается от своих предшественников - Земельных кодексов 1922, 1970 и 1991 гг.

Отход от административного метода регулирования характерен и для других актов природоресурсного законодательства. Вместе с тем в ряде законов наблюдается тенденция к укреплению административно-правового метода регулирования за счет сокращения норм экологической защиты.

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся также и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения президента РФ, практически не ограничен.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 144 Конституции РФ правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы. К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Вторая группа постановлений предназначена для определения компетентных органов управления и контроля. Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетентности. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами. Так, МПР России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Подводя итоги, следует отметить, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Поэтому развитие эколого-правовых норм - процесс непрерывный и неизбежный.

Основные механизмы экологического нормирования включают:

  • исследование обоснования нормативов в контексте природоохранной деятельности;
  • установление условий разработки нормативов;
  • проведение экспертизы на утверждение нормативов;
  • контроль за применением нормативов;
  • формирование информационной нормативной базы;
  • прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения утвержденных нормативов.

Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.

Экологическое нормирование представляет собой ряд законодательных предписаний, призванных организовать рациональное и уважительное отношение человека к природе. В основе каждого документа лежат:

Регламентирование экологических правил в процессе взаимодействия с окружающей средой включает в себя:

  • научное обоснование заявленных законом нормативов;
  • соответствие установленных норм условиям их разработки;
  • экспертизу, подтверждающую правомерность Закона о природоохране;
  • систему контроля за выполнением статей ФЗ №7;
  • информационное обеспечение законодательных инициатив;
  • составление прогнозов на последствия применения положений закона в экологической, экономической и социальной сфере для юридических и физических лиц, чья деятельность связана со строительством или эксплуатацией природных объектов.

Направления экологического нормирования

Среди направлений экологического нормирования главные:

  • Выработка санитарно-гигиенических правил безопасности жизни человека;
  • Контроль над ресурсной и производственной базой в данном регионе;
  • Штрафные санкции к предприятиям, негативно влияющим на окружающую среду;
  • Охрана, рациональное использование и восстановление природных ресурсов;
  • создание благоприятных условий для развития и функционирования безвредных производств.

Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование включает в себя систему проверки качества окружающей среды, к которым относятся:

  • исследовательские работы по совершенствованию и уточнению задачи экологического нормирования в области природоохранны;
  • условия, необходимые для утверждения выработанных правил;
  • экспертиза норм, принятых в законном порядке;
  • контролирующие действия административных органов над предприятиями;
  • прогнозы на оздоровление экологии регионов;
  • информационная база о физических и юридических субъектах, имеющих производства, загрязняющие среду обитания человека.

С помощью экологического нормирования антропогенной нагрузки удаётся ограничить негативное влияние человеческого фактора на окружающее пространство и рационально размещать опасные для природы объекты на территории регионов.

Механизмы экологического нормирования

При формировании основных механизмов экологического нормирования учитываются следующие факторы:

  • существование у производства вредных отходов, представляющих опасность;
  • возможность снижения ядовитых выбросов до приемлемых уровней с помощью специальных фильтров;
  • вероятность техногенных аварий на предприятии;
  • способы контроля подотчётных производств.

Этапы реализации экологического нормирования:

  1. Выявление загрязняющих атмосферу и водоёмы предприятий;
  2. Предупреждение владельцев о необходимости соблюдения экологических норм;
  3. Наложение штрафа на администрацию.
  4. В случаях тяжёлых последствий для людей и окружающей среды —привлечение к уголовной ответственности.

Правовые основы экологического нормирования

Экологическая экспертиза начинается с выезда на объект — наши сотрудники проводят необходимые исследования и изучают особенности работы конкретного предприятия. После разрабатывается план экологических мероприятий и проводится квалифицированное консультирование. Мы анализируем, прогнозируем, обосновываем и планируем. Все это направлено для достижения гарантий полной безопасности Вашего бизнеса — контролирующие органы больше не будут мешать производственному процессу и беспокоить дополнительными проверками.

Одной из причин негативных экологических тенденций в России является несовершенство правового инструментария. Его отличают фрагментарность и непрямой характер действия, что вкупе с частыми перестройками природоохранительных органов не способствует улучшению качества окружающей среды. Намечаемый на ближайшее время рост производства может значительно ухудшить экологическую ситуацию в силу наличия как минимум двух негативных тенденций: природоемкости традиционных российских технологий и столь же традиционной экстенсивности хозяйствования.

Понятно, что усилия, предпринятые в какой-то области права (совершенствование уголовной ответственности за экологические преступления, законодательства об административных правонарушениях, экологическое страхование, экологическое лицензирование), вряд ли окажутся долговременно эффективными. Но их полезность возрастет многократно, если каждое такое усилие будет являться составной (и непротиворечивой) частью некоего механизма, работающего на одну цель — поддержание благоприятного качества окружающей среды.

Каждое экологизированное правовое предписание Уголовного кодекса Российской Федерации, документов об экологическом аудите, планировании, нормировании должно быть не просто нужным само по себе и ситуативно правильным, но и вписанным как составная часть в механизм управления качеством окружаю- щей среды.

1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

Общие законопроекты.

Блок законопроектов по экологической безопасности.

Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.

Блок законопроектов по природным ресурсам.

Законодательство Российской Федерации в области экологической информации

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

  • природоохранное
  • природоресурсное законодательство.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.


Понятие природоохранного законодательства отечественной доктриной определяется через предмет правового регулирования двояко: в узком и широком смыслах. В первом случае оно представляет собой совокупность законодательных и иных актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. Во втором случае в предмет правового регулирования включается использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности и правопорядка.

Природоохранное законодательство представляет собой результат, конечный продукт правотворчества, осуществляемого на разных уровнях различными субъектами. В то же время оно является упорядочивающим поведение людей фактором, более или менее согласованной системой дозволения, запретов, ограничений и санкций.

Построение системы (другими словами — обоснование структуры) природоохранного законодательства — достаточно сложная задача. Дело не только в том, что ее можно конструировать, исходя из нескольких критериев, например юридической силы актов, их формы, или временного действия, классификации источников права, видов правовых норм, наборов правовых институтов или инструментов (средств) регулирования, уровня кодифицированности и др. Приходится учитывать факторы интенсивности развития, размытость границ между старыми и новыми, фундаментальными и комплексными отраслями права, а также постоянно возникающие проблемы; проявление не осознаваемых ранее признаков глобального, региональных и национальных экологических кризисов, что, как правило, ставит создателей экологических норм перед необходимостью решать все новые задачи, надстраивая, изменяя действующую систему.

В настоящее время систему российского экологического законодательства можно представить, выделив в ней международноправовые акты (одной из сторон которых является Российская Федерация), содержащие нормы, имеющие либо прямое действие на территории России, либо в той или иной форме и степени инкорпорированные в российское законодательство, и национальное законодательство РФ.

Рассматривать систему законодательства удобнее с помощью классификаций составляющих ее актов. Для этого обычно используются разные критерии. Например, выделяют следующие акты:

1) по юридической силе и форме — Конституцию, конституционные законы, законы и подзаконные акты, указы Президента и акты губернаторов, мэров, акты Правительства, а также ведомственные акты;

2) по территориальному действию — распространяющиеся на все страны, группу стран, территорию Российской Федерации в целом и действующие на территории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ, локальные;

3) по предмету регулирования — общие экологические, специальные экологические и содержащие отдельные экологические нормы или обеспечивающие реализацию, защиту экологических предписаний, но относящиеся к другим отраслям законодательства нормы;

4) по объекту регулирования — устанавливающие правила: а) охраны и использования средообразующих элементов (земель, лесов, недр, вод, воздуха, животного мира); б) осуществления отдельных видов деятельности (например, биотехнологий и генной инженерии, мелиорации, рекультивации земель, ветеринарии ); в) функционирования отдельных групп объектов или отраслей народного хозяйства (например, регулирующие промышленную безопасность опасных производственных объектов, безопасность гидротехнических сооружений); г) обращения с отдельными видами материалов, веществ, отходов производства и потребления, пестицидов и агрохимикатов; к этой группе относятся и акты, в которых содержатся обеспечивающие нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства (УК РФ, КоАП РФ) ;

5) по субъекту принятия — принятые парламентом, главой исполнительной власти, правительством, руководителем (или коллегией) министерства, ведомства, высшим судебным органом

Наконец, необходимо учитывать, что по источникам права в массиве экологических норм выделяются предписания, содержащиеся в: а) законодательных актах; б) нормативных актах органов управления (исполнительной власти); в) правовых обычаях; г) судебной практике и судебном прецеденте; д) правовой доктрине (юридической науке); е) нормативных актах частных организаций; ж) договорах; з) актах общественных организаций, в том числе программах партий, уставах ;

Специальные законы с определенными оговорками можно сгруппировать в зависимости от основного объекта регулирования, выделяют, в частности, законы, регламентирующие следующее:

Рассмотрим государственную политику охраны окружающей среды на примере некоторых её элементов.

Правовая охрана вод:


Вода, водные объекты, являются важнейшими компонентами окружающей среды, необходимым условием жизнедеятельности человека. Поэтому российское законодательство уделяет значительное внимание правовому регулированию использования и охраны вод, водных ресурсов (подземных и поверхностных вод, водосборов, источников питьевого водоснабжения). В многочисленных законодательных и подзаконных актах регламентируются вопросы водопользования и охраны вод от загрязнения, истощения, неправомерного использования путем создания разрешительной системы (лицензирования), введения ряда ограничений и запретов, мер юридической ответственности, установления платежей

Правовая охрана атмосферного воздуха:

Правовая охрана атмосферного воздуха осуществляется в глобальном, региональном и национальном масштабах для борьбы с его загрязнением, изменениями климата, трансграничными переносами вредных веществ и другими негативными явлениями и процессами, которые сказываются не только на состоянии окружающей среды, но и непосредственно на здоровье людей, качестве жизни.

Законодательство РФ последних лет развивается в соответствии с требованиями и нормами. В Российской Федерации используется ряд современных правовых инструментов, например установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий; государственная регистрация загрязняющих и потенциально опасных веществ; получение разрешений на выброс и оказание вредного физического воздействия; государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов, вредных физических воздействий и их источников; взимание платы за загрязнение атмосферного воздуха. Указанные правовые инструменты приспособлены ко всем стадиям хозяйственной деятельности (проектированию и размещению предприятий, их строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации), к этапам обращения опасных веществ (производству, хранению, транспортировке и использованию пестицидов и агрохимикатов, озоноразрушающих веществ, отходов и др.), к функционированию отдельных групп экологически опасных объектов (автомобильного и иного транспорта, опасных производственных объектов, объектов атомной энергетики, ТЭЦ ). Кроме того, законодатель устанавливает достаточно жесткую систему ограничений и запретов. Например, запрещаются: производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов; проектирование, размещение и строительство объектов, не имеющих установок для очистки газов и средств контроля за выбросами, которые могут привести к изменениям климата или озонового слоя Земли, Правительством РФ принято решение прекратить с 1 июля 2000 г. создание новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ, а их ввоз и вывоз из страны осуществляется по квотам на основе расчетных ставок, сроков и других требований Монреальского протокола. Производство же озоноразрушающих веществ в нашей стране начиная с указанной даты возможно только в тех случаях, когда они используются исключительно в качестве сырья для получения других химических веществ и в особых случаях, предусмотренных Монреальским протоколом. Транзитные перевозки их через территорию РФ возможны лишь из государств и в государства, являющиеся сторонами Монреальского протокола. Установлен запрет на такие воздействия на погоду, которые могут вызвать неблагоприятные изменения климата. Органы государственной власти субъектов РФ могут вводить ограничения въезда транспортных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма.

Правовое регулирование использования и охраны недр:

Российское законодательство детально регулирует правовую охрану недр, в том числе вопросы права собственности на недра и права недропользования, разную по содержанию деятельность, связанную с использованием недр и содержащихся в них минеральных ресурсов, а именно: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне); строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых; использование недр, выработанных шахт, естественных пустот для захоронения или временного хранения отходов и др.

Правовая охрана морской среды, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ:

Охрана этих объектов, входящих в экосистему Мирового океана, их неживых и живых ресурсов, а также правомерных видов пользования ими и экологической безопасности регулируется многочисленными актами международного, регионального и национального права в области морского, экологического, торгового, уголовного и иных отраслей законодательства. Постоянное внимание к практике реализации имеющихся норм и их совершенствованию объясняется значением ресурсов моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны как средообразующих элементов, производителей кислорода и иным вкладом в процессы жизни на Земле, ролью, которую они играют в экономике многих стран, опасностью катастроф и другими факторами. Российское законодательство последних лет детально регламентирует понятия, статусы, режимы охраны, дозволения, ограничения и запреты в использовании морской среды, открытого, внутреннего и территориального моря, прилегающей зоны, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, взятых в целом как компонент окружающей среды, их живые и неживые ресурсы и порядок предметно выраженных видов деятельности, например, по добыче нефти на шельфе, прокладке подводных трубопроводов.

Правовая охрана лесов:


Право лесопользования осуществляется по разрешительной системе, в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования. Разрешение требуется на заготовку древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, на побочные лесные пользования, па пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в , , туристических и спортивных целях. При этом не требуется специального разрешения на бесплатное пребывание граждан в лесах для отдыха (публичный лесной сервитут) и на сбор ими для личного пользования грибов, ягод, орехов и пр., лекарственного и технического сырья. Право публичного лесного сервитута может быть ограничено в целях пожарной безопасности, ведения орехового промысла и иного хозяйствования, на особо охраняемых природных территориях и по иным законным основаниям.

Читайте также: