Татарстан в 90 е годы кратко

Обновлено: 18.05.2024

Провозглашенная в период перестройки политика демократизации и гласности привела к существенному изменению политической атмосферы республики. Резко возросла общественно-политическая активность населения. В первые годы перестройки наибольшую активность по всей республике проявляло экологическое движение. Оно решительно выступило против строительства в Казани биохимического завода, Татарской атомной электростанции в Камских Полянах. Массовые манифестации с требованиями прекратить строительство опасных для окружающей среды объектов закончились в конечном счете тем, что ни биохимзавод, ни АЭС построены не были.

Как и по всей стране, в Татарстане стали четко заявлять о себе оппозиционно настроенные к коммунистической партии люди, которые объединились в Народный фронт. Постепенно из него выделилась часть движения национально-культурной ориентации. К концу 1980-годов в республике сформировалось национальное движение. Его главной консолидирующей силой стал Татарский общественный центр (ТОЦ), учредительный съезд которого состоялся в 1989 году.

С этого же года активную позицию в решении национального вопроса занял и Татарский обком КПСС. Этому способствовали и серьезные кадровые изменения в Татарском обкоме КПСС. В него влились новые члены, не имевшие номенклатурного прошлого – Андрей Бусыгин, Василий Лихачев, Олег Морозов, Рафаэль Хакимов. В сентябре 1989 г. на пост первого секретаря Татарского обкома КПСС был выдвинут Минтимер Шарипович Шаймиев, тогда Председатель Совета Министров ТАССР. В 1989 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором рассматривался вопрос о статусе автономных республик. На этом пленуме представители Татарстана высказали претензии относительно второсортного статуса республики. Позиция Татарстана была поддержана представителями других автономий.

В условиях распада СССР и образования СНГ Верховный Совет республики принял Декларацию о вхождении Татарстана в СНГ. Российские власти обвиняли руководство республики в сепаратизме. В этих условиях Верховный Совет Республики РТ принял решение о проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан. Состоявшийся 21 марта 1992 г. плебисцит подтвердил поддержку большинства татарстанцев курса на реализацию принципов Декларации о суверенитете республики и строительстве федеративных отношений в Российской Федерации. Принятая 6 ноября 1992 г. Конституция РТ зафиксировала результаты мартовского референдума.

С самого начала 1990-х гг. между Россией и Татарстаном шел активный процесс по заключению договорных отношений. Договор между органами государственной власти и органами государственной власти РТ о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий был подписан 15 февраля 1994 г. Его положения были развиты и конкретизированы в межправительственных соглашениях. Российско-татарстанская модель взаимоотношений вызвала большой интерес со стороны мировой общественности.

В области межнациональных отношений доминирующими были принципы толерантности, межэтнического согласия, взаимодействия и культурного плюрализма. В мае 1992 г. в республике состоялся съезд народов Татарстана, на котором было принято решение о создании Ассоциации национально-культурных обществ. Представители многих, проживавших на территории республики национальностей, образовали свои культурные центры, общества. Большим консолидирующим событием в истории татарского народа стало проведение в июне 1992 г. Всемирного конгресса татар. Активно укреплялись связи Татарстана с ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы, Международным валютным фондом, Лигой Арабских государств, другими международными, межгосударственными организациями. С сентября 1995 г. Татарстан стал членом Ассамблеи Европейских регионов.

Политические реалии в начале ХХI столетия формировалась под влиянием процессов, протекавших на федеральном уровне после смены высшего руководства страны. Их содержание определял курс на укрепление российской государственности посредством усиления централизации власти. Начавшийся в стране общий процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством повлек за собой изменения в нормативно-правовых актах Татарстана.

Автор: Альфия Габдульнуровна Галлямова, доктор исторических наук, ВНС отдела новейшей истории Института им. Ш. Марджани, заслуженный деятель науки РТ.

Ни о какой отдельной для них федерации не было и речи. Все государственные образования в Татарстане, Башкирии и других, провозглашенные без участия большевиков, не были признаны. Только в 1920 году большевики сами учредили Татарскую АССР. Лидер татарских коммунистов Султан-Галиев, выступавший за образование в составе СССР Тюркской федеративной республики, был репрессирован уже в 1923 году.

Татары были одним из самых многочисленных народов СССР, занимая сначала пятое по численности место (после русских, украинцев, белорусов и узбеков), а в конце советского периода – шестое (пропустив вперед казахов).

Среди народов РСФСР татары всегда были вторым по численности после русских, а среди российских автономных республик Татарстан уступал по численности населения только Башкирии. По численности же титульной нации Татарстан был первым среди российских автономий (1 млн 765 тыс. в 1989 году).

Татары составляли 48,5% населения республики. Но даже с таким показателем они превосходили по доле титульной нации такие союзные республики, как Казахстан (39,7%) или Киргизия до начала 1980-х (47,9% в 1979 году).

Доля в экономике

В 1966 году республика дала почти треть – 32,5% — всей добываемой в СССР нефти. Таким образом, у партийно-советской элиты Татарстана сложились экономические и психологические предпосылки для возникновения требований о предоставлении республике статуса союзной.

При принятии новых конституций СССР в руководство Татарской АССР просило ЦК КПСС о преобразовании в Татарскую ССР. Главным мотивом отказов в этих просьбах всегда считалось географическое положение Татарстана, не имевшего внешних границ с иностранными государствами или выхода к морю, ни даже границы с другой союзной республикой.

Но это, без сомнения, воспринималось в Татарстане как формальная отговорка. Возникало ощущение ущемления национальных прав татар на фоне других народов СССР.

Борьба за статус

Поэтому с началом Перестройки в Татарской АССР возникли и приобрели популярность организации, добивающиеся повышения государственного статуса республики (вплоть до создания независимого государства).

Также она заявляла о намерении Татарстана наравне со всеми союзными республиками участвовать в разработке и подписании нового Союзного договора. Правда, депутаты Татарстана продолжали заседать на российском Съезде народных депутатов и в Верховном Совете РСФСР, а общесоюзные органы власти пока не спешили признавать Татарскую ССР равной остальным пятнадцати союзным республикам.

Остаться в СССР

Руководство Татарстана во главе с Минтимером Шаймиевым повело четкий курс на повышение статуса республики и прямые договоренности с руководством СССР, минуя руководство России. Лидеры Татарстана не собирались выходить из состава федеративного государства, но этой федерацией мыслился именно СССР. В новом Союзном государстве Татарстан собирался занять место такого же равноправного субъекта, как и Россия. Образованный в октябре 1988 года по примеру прибалтийских Народных Фронтов, Татарский Общественный Центр (ТОЦ) стал главным идеологом движения за преобразование статуса республики.

Значительное место в его деятельности занимала пропаганда идеи закрепления татарского языка в качестве первого государственного языка республики. Многие партийные руководители республики (в частности, заведующий отделом идеологии Татарского обкома КПСС Хакимов) являлись одновременно лидерами ТОЦ.

Главной чертой ТОЦ и всех близких ему по духу организаций и групп, созданных во время Перестройки, был светский национализм. Татарстан представлялся ими как светское демократическое государство европейского типа. Религиозного, исламистского подтекста в подобных движениях в тот период не было.

Суверенное государство в СНГ

После Беловежских соглашений 26 декабря 1991 года Республика Татарстан провозгласила себя одним из суверенных государств — учредителей СНГ. Все 1992 и 1993 годы отношения между Москвой и Казанью находились в патовой ситуации.

Татарстан де-юре считал себя вышедшим из состава Российской Федерации. Последняя же не признавала этого положения. Татарстан всеми силами демонстрировал свою независимость. В частности, он по-своему проводил экономические реформы, не копируя слепо либеральный эксперимент Гайдара. Были даже попытки ввести свою валюту.

Татарстан отказался подписать Федеративный договор 1992 года. Конституция республики, принятая 30 ноября 1992 года, провозглашала Татарстан суверенным государством, субъектом международного права.

Укрепление власти Ельцина в результате разгона Съезда народных депутатов побудило руководство Татарстана подписать в феврале 1994 года договор о разграничении полномочий между органами власти России и Татарстана. Договор предусматривал особые условия вхождения республики в Российскую Федерацию.

В 2006 году был подписан новый договор между Россией и Татарстаном такого же плана. Срок его действия истек в 2017 году, после чего российское руководство не пожелало его продлять, потому что Татарстан входит в Российскую Федерацию на основаниях конституции России.

По мнению же части татарских общественных деятелей, наоборот, де-юре членство Татарстана в Российской Федерации якобы прекратилось, поскольку Татарстан не участвовал в принятии российской конституции 12 декабря 1993 года.


Республика Татарстан – субъект Российской Федерации. Столицей Татарстана является город Казань. По данным на 2010 год население Татарстана составляло около 3,8 млн человек (население Казани – 1,2 млн человек). Около половины его составляют татары (48,5% по данным всесоюзной переписи 1989 года, 53,2% по данным всероссийской переписи 2010 года). Второй по количеству этнической группой являются русские (43,3% в 1989 году и 39,7% в 2010 году). Республика Татарстан занимает территорию бывшего Казанского ханства, присоединенного к России Иваном Грозным в 1552 году. В 1920 году была создана Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.

Твердая позиция и успехи властей Татарстана в переговорах с федеральным центром отчасти объяснялись активной деятельностью радикальных татарских националистов, в начале 90-х годов имевших поддержку среди населения. Националистические организации выводили на улицы города толпы демонстрантов, требующих выхода Татарстана из состава России, а то и изгнания русских из республики. В этих условиях республиканские власти казались российскому руководству умеренными националистами, а значит – желательными партнерами для переговоров.

Напряженные, но при этом вполне рабочие отношения между Москвой и Казанью позволили президенту Татарстана М. Шаймиеву значительно укрепить свой авторитет в 90-е годы.

М. Шаймиев создал систему, при которой и националисты, и федеральные власти считали его наиболее приемлемой фигурой на посту главы республики. Он добивался все большей и большей независимости Татарстана от Москвы, тем самым обеспечивая себе поддержку в республике. В 1991 году в ходе безальтернативных выборов Президента Татарской ССР он получил 71% голосов избирателей, в 1996 году был избран Президентом Республики Татарстан с результатом 97%, а в 2001 году победил в конкурентной борьбе (в выборах участвовали еще четыре кандидата) с результатом 80%.

Декларация о государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики (принята 30 августа 1990 года)

Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической Республики,

  • сознавая историческую ответственность за судьбу многонационального народа республики;
  • свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, населяющих Российскую Федерацию и Союз Советских Социалистических Республик;
  • отмечая несоответствие статуса автономной республики интересам дальнейшего политического, экономического, социального и духовного развития ее многонационального народа;
  • реализуя неотъемлемое право татарской нации, всего народа республики на самоопределение;
  • стремясь создать демократическое правовое государство,

Настоящая Декларация вступает в силу с момента ее принятия.

Председатель Верховного Совета
Татарской Советской Социалистической Республики
М. ШАЙМИЕВ


Что скрывает Ельцин в тюбетейке


Много Ельцина в тюбетейке и Ельцина, рассуждающего о суверенитете. Есть Ельцин, сидящий за рулем елабужского Chevrolet Blazer


Комментаторы спорят, как может быть независимым Татарстан, не имеющий границ с другими государствами.


Я живу в частном доме в бандитском районе в грязи,
Где на дорогах помои, куда не довозят такси.
В гнилых и тесных домишках ютятся по трое семей.
На темных улицах тени бродячих собак и людей.

Предрассудки — материал для дегуманизации


Конечно, выходцы из соседних деревень всегда подтрунивают друг над другом, рассказывая всякое, но в определенных ситуациях негативный образ региона может сыграть роковую роль. В критические моменты истории предрассудки превращаются в материал для дегуманизации. Свежий пример тому — Донецк, жители которого имели в других областях Украины репутацию малокультурных людей с криминальным оттенком. Кому-то это было смешно, пока кровь не полилась рекой. И даже дончане, принявшие сторону Киева и покинувшие родные места, сталкиваются с этими предрассудками.

Одним хештегом по разным эпохам


Читайте также: