Природа в лирике есенина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Лирика - это род литературы, в котором воспроизводится субъективное чувство или настроение автора.

Тема природы в творчестве Сергея Есенина

Сергей Есенин является одним из самых популярных, самых читаемых русских поэтов. Его творчество отличается необыкновенной силой непосредственности, искренности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Стихи Есенина – это чистосердечный разговор с слушателем, читателем. Вместе с этим Есенин еще и глубокий мыслитель. Мир чувств, мыслей и страстей лирического героя его стихотворений сложен и противоречив. Патриот своей родины, поэт был кровно связан со своим народом, с его поэтическим творчеством, с родной землей.

Природа – это главная, всеобъемлющая стихия творчества Сергея Есенина.

Лирический герой его произведений связан с ней врожденно и пожизненно:

"Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали".

Поэзия Есенина – важный этап в формировании национального пейзажа, в котором наряду с традиционными мотивами запустелости, грусти, нищеты, включены необычайно яркие и контрастные краски.

Готовые работы на аналогичную тему

Есенин с особенной остротой ставит проблему сложных взаимоотношений природы с побеждающей ее цивилизацией:

В творчестве Есенина значительное место занимают космические и фантастические пейзажи, которые выдержаны в стиле библейских пророчеств, но имеют богоборческий и человекобожеский смысл:

" Древесные мотивы" лирики С. Есенина

Многие произведения Есенина в ранний период творчества проникнуты ощущением тесной связи с природой. Он постоянно обращается к ней, когда делится самыми сокровенными мыслями о себе, о своем настоящем, прошлом и будущем.

У Есенина клен предстает в виде человека со всеми присущими ему периодами жизни и душевными состояниями.

Образ ивы и Есенина ассоциируется с одиночеством, грустью, разлукой, а осина подчеркивает одиночество, горечь, так как в народной поэзии осина – символ печали.

Хвойные деревья в лирике Есенина передают другое настроение, они выражают погруженность в себя, таинственное молчание, оцепененность. Зелень хвойных деревьев вызывает ассоциации с глубоким сном, вечным покоем, над котором не властен ни круговорот природы, ни время.

Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

2 вариант

Есенин писал о любви, себе и природе. Наверное, таковы основные векторы концентрации его поэтического внимания. При этом тема природы является основополагающей не только как содержательная часть и просто предмет, о котором следует сочинять, Сергей Александрович использует природу, как часть собственного мировоззрения и идеологии.

К примеру, в стихах близких к началу 20-х годов, когда он окончательно порвал с деревне, появляются образы разрушения природы и печали о природе. Поэт видит, как наступают новые времена, когда больше не будут простые руки собирать хлеба, теперь наступает эра комбайнов, период, когда жать будут железные кони и многое канет в Лету. Конечно, речь не просто об индустриализации, но об уходе старого уклада и с этим люди в каком-то смысле теряют часть собственной души.

Не сказать, чтобы Есенин был благосклонен к революции, он не вступал в открытые конфликты, но мог себе позволить откровенно высказываться и не подстраивать свою позицию под требования времени. Он видел смену эпохи комплексно, как тотальный переход и утрата природы в том смысле, в котором ее видел простой русский человек, в котором созидал природное пространство, являлась частью общего перехода, который совершала Россия. Если раньше и эти детали часто прослеживаются в есенинской лирике, природа была живой и насыщенной, то наступали времена узурпации и использования, обезличивания.

Безусловно, даже поверхностное наблюдение позволяет выделить основные ассоциативные ряды, которые использует поэт, работая с лирикой на тему природы: природа как храм, природные процессы как служба в храме, природа как живое существо, частое использование антропоморфных сравнений для различных феноменов, восприятие сходное пантеистическому или чем-то подобному, обращение к древней, вероятно, во многом языческой, коренной деревенской символики и верованиями, которые с течением эпох прочно интегрировались в православное мировидение, которое и давало ассоциацию природа – храм и вечное богослужение, которое совершается в мире, внешние выглядящее как природные процессы.

Все эти образы, водоем-купель или кадящие облака, ну и даже банальные купола небес, на мой взгляд, являются удивительно красивыми и нежными. Тот, для кого природа – храм не станет относиться к этому потребительски, как минимум, он высадит там красивый вишневый сад. Тем не менее, под завершение своего творчества образы русской природы уходят из лирики Есенина и, вероятно, по причине ухода самой природы, остаются метафоры и персидские мотивы, впрочем, тоже в основном метафорические.

Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир - здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность. Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Образец 4

В творчестве каждого писателя образ природы имеет определенное значение. В лирике С. Есенина природа – это неотъемлемая часть жизни поэта, так как она помогает понять смысл существования. Мир природы в его сочинениях яркий, запоминающийся, реалистичный.

Рассматривая раннюю лирику поэта, можно говорить о том, что центральное место отводится в каждом стихе именно природным явлениям. В более поздних текстах человек становится главным образом. Привлекательно то, что в каждом его четверостишии есть упоминания о привычных всем животных, растениях, явлениях окружающего мира. Но в каждом из них Есенин видит необыкновенный источник радости. Зоря, реки, насекомые, луга также как и люди наделены разными чувствами, о которых читатель узнает благодаря олицетворениям – способностью страдать, грустить, радоваться.

Таким образом, любое обращение Есенина к образам природе – это диалог с ними. В этой беседе чувствуется взаимное уважение, защита и понимание друг друга. Каждый природный образ занимает достойное место в творчестве поэта, занимая место главного героя. Именно так проявляется искренняя любовь поэта как тонкого ценителя красоты природы к родному краю.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

Популярные сегодня темы

Вода – это основополагающий ресурс, поддерживающий биологические процессы в организме живых существ. С детства нам известно, что человек способен прожить без жидкости не более шести дней

Во все времена любовной тематикой интересовались философы и литераторы. Поэтам и писателям удавалось отразить свои рассуждения о любви, они выясняли ее происхождение или воспринимали как нечто обычное

Мне кажется, жизнь всегда ставит перед нами выбор, и именно этот регулярный выбор определяет человека, и он непрестанно решает каким быть, каким образом действовать. Быть может, незначительные детали кажутся чем-то малосущественным

Когда мне исполнилось 6 лет, я пошла в первый класс. Я очень стеснялась знакомиться с ребятами, поэтому стояла в сторонке. Спустя некоторое время ко мне подошла женщина и спросила, почему я не общаюсь с ребятами

Гончаров вводит в свое произведение Обломов образ Захара не напрасно. Это не только верный слуга, который приносит барину одежду по утрам, укоряет за непомерные траты и осведомляется








Сергей Есенин - самый популярный, самый читаемый в России поэт. Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.
Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи - это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. "Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей", - говорил сам поэт.
Вместе с тем Есенин - глубокий и самобытный мыслитель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений - современника невиданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: "Я пел тогда, когда был край мой болен".
Верный и горячий патриот своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством.

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали"
("Матушка в купальницу по лесу ходила. ", 1912);

"Будь же ты вовек благословенно,
что пришло процвесть и умереть"
("Не жалею, не зову, не плачу. ", 1921).

Поэзия С. Есенина (после Н. Некрасова и А. Блока) - самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:

"Синее небо, цветная дуга,

Край мой! Любимая Русь и Мордва!";
"Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес";
"О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку. "
"синь сосет глаза"; "пахнет яблоком и медом"; "Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей"; "Звени, звени златая Русь. ".

Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.
Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия "край", "Русь", "родина" ("Русь", 1914; "Гой ты, Русь, моя родная. ", 1914; "Край любимый! Сердцу снятся. ", 1914; "Запели тесаные дроги. ", ; "О верю, верю, счастье есть. ", 1917; "О край дождей и непогоды. ", ).

По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления - более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него - не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: "рыжий ласковый осленок", "отрок", "схимник", "тонкогубый", "пляшет трепака". Месяц - "жеребенок", "ворон", "теленок" и т.п. Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 - очень высокий коэффициент; ср. у "звездного" Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд). При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает "месяц" (18 из 20), а в поздних - луна (16 из 21). В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций - "лошадиная морда", "ягненок", "рог", "колоб", "лодка"; луна - это прежде всего свет и вызванное им настроение - "тонкий лимонный лунный свет", "отсвет лунный, синий", "луна хохотала, как клоун", "неуютная жидкая лунность". Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.

Есенин - создатель единственного в своем роде "древесного романа", лирический герой которого - клен, а героини - березы и ивы. Очеловеченные образы деревьев обрастают "портретными" подробностями: у березы - "стан", "бедра", "груди", "ножка", "прическа", "подол", у клена - "нога", "голова" ("Клен ты мой опавший, клен заледенелый. "; "Я по первому снегу бреду. "; "Мой путь"; "Зеленая прическа. " и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения - липа, рябина, черемуха.

Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с "братьями меньшими" ("Песнь о собаке", "Собаке Качалова", "Лисица", "Корова", "Сукин сын", "Я обманывать себя не стану. " и др.).

Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни - чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности ("Этой грусти теперь не рассыпать. ", 1924; "Отговорила роща золотая. ", 1924; "Какая ночь! Я не могу. ", 1925). Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е. Баратынского, - разлука с отчим домом и возвращение на свою "малую родину": образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний ("Я покинул родимый дом. ", 1918; "Исповедь хулигана", 1920; "Эта улица мне знакома. ", ; "Низкий дом с голубыми ставнями. ", ; "Я иду долиной. На затылке кепи. ", 1925; "Анна Снегина", 1925).

Впервые с такой остротой - и опять же после Баратынского - поставлена у Есенина проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: "живых коней победила стальная колесница"; ". сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе"; "как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон" ("Сорокоуст", 1920; "Я последний поэт деревни. ", 1920; "Мир таинственный, мир мой древний. ", 1921). Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить "каменное и стальное", разлюбить "бедность полей" ("Неуютная жидкая лунность", ).

Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:

"Ныне на пики звездные
Вздыбливаю тебя земля!";
"Возгремлю я тогда колесами
Солнца и луны, как гром. ".

Есенинская поэзия природы, выразившая "любовь ко всему живому в мире и милосердие" (М. Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей:
"Золотою лягушкой луна// Распласталась на тихой воде. "; "не звенит лебяжьей шеей рожь"; "ягненочек кудрявый - месяц // Гуляет в голубой траве" и т.п.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

Поэзия Есенина, даже облеченная в традиционные образы христианской религии, не перестает быть языческой по своей сути.
Пойду в скуфейке, светлый инок,
Степной тропой к монастырям.

Так начинается стихотворение, а заканчивается словами:

С улыбкой радостного счастья
Иду в другие берега,
Вкусив бесплотного причастья
Молясь на копны и стога.

Вот она, религия Есенина. Крестьянский труд, природа заменяют поэту Христа:

Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.

Если его герои и молятся Богу, то просьбы их вполне конкретны и носят подчеркнуто земной характер:

Еще молимся, братья, о вере,
Чтобы Бог нам поля оросил.
А вот - чисто языческие образы:
Отелившееся небо
Лижет красного телка.

"Древесные мотивы" лирики С. Есенина

Многие стихи раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы ("Матушка в Купальницу…", "Не жалею, не зову, не плачу…"). Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем. В его стихах она живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.

Образ природы строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы.

Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.
(" Я по первому снегу бреду …", 1917 г.),
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
("Зеленая прическа", 1918 г.)
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
("Я покинул родимый дом…", 1918 г.)

В стихотворении " Зашумели над затоном тростники " идет речь о важном и увлекательном действе семицко-троицкой недели - гадании на венках.

Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.

Девушки плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку судили об ожидавшей их участи (дальнее или ближнее замужество, девичество, смерть суженого).

Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной.

Радостная встреча весны омрачена предчувствием приближающейся смерти" на березке пообъедена кора". Дерево без коры погибает, а здесь ассоциация" березка - девушка ". Мотив несчастья усиливается использованием таких образов как "мыши", "ель", "саван".
В стихотворении "Зеленая прическа". (1918 г.) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития. Береза становится похожей на женщину.

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву, а дерево человеку.
В таких стихотворениях, как" Не жалею, не зову, не плачу…" (1921 г.) и "Отговорила роща золотая…" (1924 г.), лирический герой размышляет о прожитой жизни, о молодости:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
…И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

"Яблонь дым" - цветение деревьев весной, когда все вокруг возрождается к новой жизни. "Яблоня ", "яблоки" - в народной поэзии это символ молодости - "молодильные яблоки", а "дым" - символ зыбкости, мимолетности, призрачности. В сочетании они означают мимолетность счастья, юности. К этому же значению примыкает и береза - символ весны. "Страна березового ситца" - это "страна" детства, пора самого прекрасного. Недаром Есенин пишет "шляться босиком", можно провести параллель с выражением "босоногое детство".

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче что-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.
("Да ! Теперь решено…", 1922 г.)

Здесь все так же, как было тогда,
Те же реки и те же стада.
Только ивы над красным бугром
Обветшалым трясут подолом.

И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки.
("Край любимый…" , 1914 г.)
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.
("Я по первому снегу бреду…", 1917г.)

Лирический герой, вспоминая свою юность, грустя о ней, также обращается к образу ивы.

Под Маврикийским дубом
Сидит мой рыжий дед…
Введение образа Маврикийского дуба в это стихотворение не случайно, так как в нем говорится о родине:
О родина, счастливый
И неисходный час!
о родных -
"мой рыжий дед".

Этот дуб как бы обобщает все то, о чем хотел написать поэт в этом произведении, то, что семья - это самое главное, что может быть у человека.
Образ "семьи" здесь дан в более широком смысле: это и "отчий край", и "родные могилы", и "отчий дом", то есть все, что связывает человека с этой землей.
В стихотворении "Богатырский посвист" Есенин вводит образ дуба, чтобы показать мощь и силу России, ее народа. Это произведение можно поставить в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец и другие богатыри, шутя, играючи валили дубы. В этом стихотворении мужик тоже "насвистывает", и от его свиста
задрожали дубы столетние,
На дубах от свиста листья валятся.

Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку…

Лес, где живет героиня, сказочный, волшебный, тоже живой, как и она.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…

Темная ночь молчаливо пугается,
Шалями тучек луна закрывается.
Ветер - певун с завываньем кликуш…

Рассмотрев стихотворения, где встречаются образы деревьев, мы видим, что стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив" древесного романа "восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп" человек - растение ".

Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны с животным и растительным миром. Есенин как бы переплетает эти два мира, создает один гармоничный и взаимопроникающий мир. Он часто прибегает к приему олицетворения. Природа - это не застывший пейзажный фон: она горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она любимый герой поэта.

Список литературы:
1. Кошечкин С. П. "Весенней гулкой ранью. " - М., 1984.
2. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. - М., 1972.
3. Прокушен Ю. Л. Сергей Есенин' Образ, стихи, эпоха. - М., 1979.

Сергей Есенин стихи о природе

Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. В его лирике сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки переживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто вся жизнь и творчество Есенина: стихи о родине, о любви, о природе и о животных. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувствовать красоту и силу природы. В его стихах она живет собственной богатой жизнью, постоянно изменяется: рождается, растет, умирает, грустит и радуется. Часто поэт прибегает к приему олицетворения, поэтому его природа всегда многоцветна, многокрасочна и жива.

Синий и голубой (любимые цвета Есенина) усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов, например, “вечером синим”, “вечером лунным”, “заметался пожар голубой”, “предрассветное, синее, раннее” и др.

Природа у Есенина не просто составляет пейзаж: она живет, реагирует на судьбы людей. Ее невозможно отделить от человека, его чувств, мыслей, настроения. Такое отношение к природе можно увидеть в стихотворение “Отговорила роща золотая…”. Оно построено на развернутой метафоре: роща предстает перед нами как живое существо, которое наделено теми же возможностями и чувствами, что человек. Она может говорить “березовым, весенним языком”, “милым” лирическому герою.

Но этот язык мил ему не только потому, что состояние природы очень сходно состоянием самого поэта:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Осень в природе сравнивается с “осенью” в душе лирического героя. Этот мотив ушедшей юности вводится предложением “отговорила роща золотая” и продолжается: “о всех ушедших грезит конопляник”. Лирический герой, с одной стороны, принимает жизнь такой, какая она есть:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире — странник.

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

А с другой — его мучают воспоминания о юности, о которой он думает не без сожаления:

Я полон дум о юности веселой…

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

И, несмотря на эти слова, действительность для него вовсе не привлекательна:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль.

Юность же в памяти лирического героя осталась как “цветы”. Повторяющееся слово “не жаль” еще больше подчеркивает чувство утраты.

Двойственное отношение к прошлому передает инверсия “отговорила роща золотая”: с одной стороны, она “отговорила”, причем “веселым языком”, а с другой — ее уже “не жаль”. Однако автор называет ее “золотой”, то есть прошло самое лучше время в жизни лирического героя. Сам эпитет “золотая” вызывает в сознании читателя самые прекрасные эмоции.

Все эпитеты, сравнения и метафоры здесь существуют не только для красоты форм, но и для того, чтобы полнее выразить отношение лирического героя к уходящей молодости: журавли теперь пролетают “печально”, конопляник “грезит”, дерево “роняет тихо листья”.

Природа и лирический герой в этом стихотворении неразрывно связаны. Все перемены, происходящее в природе, можно наблюдать и в жизни человека, который не только является ее частью, но и должен слиться с нею, чтобы достичь гармонии с миром.

Особое место в лирике Есенина занимают образы животных. “Братья наши меньшие” наделены абсолютно всеми человеческими чувствами, в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства. Стихотворение, в котором наиболее ярко это описано, — “Корова”.

С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь:

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах.

И ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной:

Не дали матери сына,

Первая радость не впрок.

Старая корова знает, что и ее ожидает та же участь, что и сына:

Скоро на гречневом свее

С той же сыновней судьбой

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько смерть своего дитя. Ведь, вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживают разлуку со своими детьми. Это стихотворение наполнено сострадания к бедной корове, поэтому здесь практически нет эпитетов, а если и есть, то только те, которые усиливают печаль: “выгонщик грубый”, “сердце неласково к шуму”, “грустная дума”, “жалобно”, “грустно”, “тоще” и т.д.

Но, как и у человека, у животного есть надежда. Последние строки стихотворения помогают понять, о чем мечтает корова:

Снится ей белая роща

И травяные луга.

“Белая роща” символизирует жизнь без мук, без огорчений. Но этой мечте не суждено сбыться, этот мотив введен для того, чтобы противопоставить реальную жизнь той, которая грезится корове.

Таким образом, природа в лирике Есенина предстает со всеми ее печалями и радостями, но в то же время только она способна исцелять душу человека.

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Стихотворение относится к лучшим произведениям литературы для детей. Оно способно научить ребенка понимать и ценить красоту родной природы, а также воспитать чувства добра и сострадания.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

Сергей Есенин является одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века. Однако к своему творчеству автор относился с определенной долей сарказма и недоверия. Несмотря на всеобщее признание, Есенин чувствовал себя очень несчастным, тоскуя по родному селу Константиново и буквально задыхаясь в московской суете. Именно этим объясняются его многочисленные психологические проблемы, которые поэт пытался решить с помощью спиртного. Вместе с тем, Есенин также понимал, что с годами он не становится моложе, а жизненный опыт, достаточно богатый и далеко не всегда позитивный, отражается не только на образе его мышления, но и на восприятии окружающего мира.

Тем не менее, в начале 20‑х годов Есенин все еще остается романтиком, хотя все меньше и меньше верит в общечеловеческие ценности. В его стихотворениях гораздо чаще проскальзывают грустные нотки, которые свидетельствуют о том, что автор среди шумной городской толпы чувствует себя одиноким и неприкаянным.

Мир природы в лирике С.А. Есенина для учеников 9–11 классов

Тема русской природы – неотъемлемая часть творчества любого русского писателя и поэта. Природа – это и мир приятных эмоций, и мир детских воспоминаний, и воплощение образа Родины, и предмет для размышления о вопросах бытия…

В творчестве любого мастера слова можно отыскать какие-то строки о природе, которые вдохновят нас и окрылят красотой. Для меня такими проникновенными стихами являются есенинские. В них оживает каждый листочек, каждая былинка!

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Понятен мне земли глагол,

Но не стряхну я муку эту…

Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил общность и отклик в мире природы:

Подымайте вы, лунные лапы,

Мою грусть в небеса ведром.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Трудно вспомнить более народного поэта, чем С. А. Есенин. Каждая его строчка пронизана любовью к природе, деревне, народу, русским красавицам, бескрайним просторам, Родине. Тема патриотизма первостепенна в его лирике. Тексты певучи, раскатисты, плавны, гармоничны, их хочется петь. Неудивительно, ведь поэт был воспитан на фольклоре, с колыбели слышал народные песни, сказки. Детство его прошло на Рязанской земле, на воле, что помогло ему сроднится с лесами, полями, реками. Поэтому в его творчестве так много олицетворений, художественного параллелизма.

Для него природа – главное действующее лицо. Тонкоствольная белая березка – любимая героиня поэта, олицетворяет юную скромную красавицу, деревенскую девушку. Черемуха – барышня, ее наряд дорог, одета по моде. Себя же он сравнивает с опавшим, заледенелым кленом, выжженным эмоционально и физически.

Психология, душа русского народа сквозит в каждом катрене. Здесь нет спокойствия, только эмоции, буря, безудержность во всем. Будучи истинным певцом России, вышедшим из крестьянской жизни, Сергей Александрович умел находить прекрасное в любом сезоне, погоде.

В звонких весенних ручейках, которые напитывают влагой почву, в летней грозе, которая прекрасна своей несдержанностью, кратковременностью, в заснеженных лесах и полях, которым нет конца. Осень – время особенное для поэта. Это пора сбора урожая, как материального, так и жизненного, философского, время подведения итогов. Ведь для любого крестьянина, новый год наступает осенью после торжественного окончания полевых работ. Поэтому так важно то, что останется с человеком после того, как будут сжаты последние нивы и окончательно опустеют рощи, скинув свою листву.

У Есенина осень еще острее, пронзительнее, чем у Лермонтова. Здесь нет пушкинского восторга от поздней осени, но и душевного метания, неприятия, как стихи о природе у Фета, читатель не встретит. Сергей Александрович, как настоящий художник, рисует нам картины осенней природы, передавая унылость, тоску, горечь, но выбирая яркую, глубокую, насыщенную палитру. Облетевшие рощи, опустевшие нивы, сырость, туман – все это поглотило былую радость жизни, навеяло легкую грусть. Заставило задуматься о будущем.

В природе все естественно, гармонично, что стремится передать автор. Поля, леса, изрытая дорога находятся в предвкушении, в ожидании зимы. Это неудивительно, что дороге мечтается о пушистом снеге, который скоро на нее ляжет. Ведь она с весны до поздней осени трудилась, потому изрыта. По ней часто ездили, возили собранный урожай. Зима – отдых для крестьянина, труженика поля. Поэтому ожидание нового времени года так остро в стихотворении. Осталось совсем немного. Ключевые образы стихотворения: явления, происходящие в природе и лирический герой, то есть сам рассказчик.

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.

Казалось бы, что можно поведать об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Однако именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства. Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России, достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах.

Читайте также: