Природа и цивилизация кратко
Обновлено: 06.07.2024
Историческое познание: традиции и новации:
Материалы Международной теоретической конференции.
Ижевск, 26-28 окт. 1993 г. Часть 1.
Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1996.
– конец страницы.
OCR OlIva.
Цивилизация — это не только материальные условия существования общества, созданного человеком, но и осознание им единства мирового исторического процесса и ответственности за судьбу социоприродного мира. Для своего существования люди создают искусственный мир, но расширение взаимодействия этого мира с природой сужает (а в конечном итоге способно уничтожить) возможности существования человека 1) . Цивилизация — это особая социокультурная общность, существующая в определенное историческое время, в определенном социоприродном пространстве, которая характеризуется устойчивыми чертами и признаками (традиционная культура, язык, экономическая, социальная и духовная жизнь и т.п.), которые обусловливают особенности проявления общих закономерностей исторического процесса в человеческой деятельности. Цивилизация, как справедливо отмечал В.И. Вернадский, это явление природы, и не может быть осмыслена в отрыве от естественных условий жизни человека.
Разработка социально-экологических аспектов взаимодействия цивилизации и природы требует выделения стратегических и тактически-ситуационных направлений, обладающих определенной спецификой, которые могут быть применены для решения задач восстановления и воспроизводства природы как на глобальном, так и на локальном уровнях.
Из этого вытекает тактически-ситуационный аспект экологической альтернативы. А именно: как посредством формирования экологической культуры перейти к осознанию необходимости модернизации человеческой деятельности в направлении ее экологизации? Одним из важнейших условий этого процесса является существенная реорганизация сознания и деятельности людей в отношении к естественно-природным условиям существования цивилизации. Естественно, что проблема экологизации деятельности и сознания как раз и решается в процессе формирования экологической культуры человека и общества.
Итак, следует подчеркнуть: чтобы человечество могло обеспечить свое будущее в рамках цивилизации, ему необходима смена принципов поведения, принятие нового нравственного императива. Это подразумевает согласование глобальной цивилизационной деятельности с потребностями и функционированием природы, то есть усиление роли Разума в развитии человека как биосоциального существа в целях продолжения его истории.
Примечания
1) Гиренок Ф.И. Философские вариации на тему экологии // Человек и природа. 1989. № 6, С. 26.
2) Киселев Н.И. Мировоззрение и экология. Киев, 1990. С. 113.
3) См.: Современные тенденции в развитии инвайронментальной социологии: Материалы симпозиума, 1992, 17-21 июня, Нидерланды // Социологические исследования. 1992. № 12.
4) Вернадский В. И. Биогеохимичеекие очерки. М., 1940. С. 47.
5) Гиренок Ф.И. Методологический аспект учения В.И. Вернадского о ноосфере // Человек и природа. 1988. № 4. С. 4.
Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была достаточно высока — около +20 °С. Самые большие ее колебания были в некоторых районах Китая, где зимой мог выпадать снег. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа более сурова.
Но можно ли сделать вывод, что для возникновения цивилизаций обязательно нужны благоприятные природные условия? Конечно, в глубокой древности, обладая еще несовершенными орудиями труда, люди в очень сильной степени зависели от окружающей их среды, и, если она создавала слишком большие препятствия, это замедляло развитие. Но образование цивилизаций не проходило в идеальных условиях. Наоборот, оно сопровождалось суровыми испытаниями, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать достойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, совершенствовать природу и самих себя.
Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными. И действительно, плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия. Реки связывали воедино разные районы страны и создавали возможности для торговли внутри нее и с соседями. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Кроме того, русло рек часто менялось, а разливы легко уничтожали поля и посевы. Требовался труд многих
Реки — это великие воспитатели человечества. Л. И. Мечников, русский историк, XIX в.
Конечно, не все древние цивилизации были речными, но каждая из них сталкивалась с трудностями, зависевшими от особенностей ландшафта и климата.
Вызов побуждает к росту. слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста.
Так, в особой географической ситуации развива-| лись Финикия, Греция и Рим — приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало (в отличие от многих цивилизаций Востока) ирригации, зато полуостровное положение было еще одним вызовом природы. И ответом на него явилось зарождение навигации, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав.
Итак, при всем многообразии природных условий, в которых существовали цивилизации древности, цивилизационный процесс везде шел в неразрывной связи с освоением и преобразованием естественной среды.
Цивилизации древнего мира имеют целый ряд общих черт. Этот этап развития человечества, как мы увидим дальше, существенно отличается от последующих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших региона — Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху
средневековья, и в новое время. Поэтому мы будем рассматривать отдельно цивилизации Древнего Востока и средиземноморские цивилизации, на развалинах которых родилась Европа.
Вопросы и задания
1. Вспомните, что представляла собой жизнь людей в первобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.
2. Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие з I тысячелетии до н. э., и покажите их на карте.
3. Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда? Как строились взаимоотношения человека и природы в первобытнообщинном и цивилизованном обществах? Можно ли найти здесь какие-либо различия?
§2
Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была достаточно высока — около +20 °С. Самые большие ее колебания были в некоторых районах Китая, где зимой мог выпадать снег. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа более сурова.
Но можно ли сделать вывод, что для возникновения цивилизаций обязательно нужны благоприятные природные условия? Конечно, в глубокой древности, обладая еще несовершенными орудиями труда, люди в очень сильной степени зависели от окружающей их среды, и, если она создавала слишком большие препятствия, это замедляло развитие. Но образование цивилизаций не проходило в идеальных условиях. Наоборот, оно сопровождалось суровыми испытаниями, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать достойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, совершенствовать природу и самих себя.
Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными. И действительно, плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия. Реки связывали воедино разные районы страны и создавали возможности для торговли внутри нее и с соседями. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Кроме того, русло рек часто менялось, а разливы легко уничтожали поля и посевы. Требовался труд многих
Реки — это великие воспитатели человечества. Л. И. Мечников, русский историк, XIX в.
Конечно, не все древние цивилизации были речными, но каждая из них сталкивалась с трудностями, зависевшими от особенностей ландшафта и климата.
Вызов побуждает к росту. слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста.
Так, в особой географической ситуации развива-| лись Финикия, Греция и Рим — приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало (в отличие от многих цивилизаций Востока) ирригации, зато полуостровное положение было еще одним вызовом природы. И ответом на него явилось зарождение навигации, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав.
Итак, при всем многообразии природных условий, в которых существовали цивилизации древности, цивилизационный процесс везде шел в неразрывной связи с освоением и преобразованием естественной среды.
Цивилизации древнего мира имеют целый ряд общих черт. Этот этап развития человечества, как мы увидим дальше, существенно отличается от последующих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших региона — Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху
средневековья, и в новое время. Поэтому мы будем рассматривать отдельно цивилизации Древнего Востока и средиземноморские цивилизации, на развалинах которых родилась Европа.
Вопросы и задания
1. Вспомните, что представляла собой жизнь людей в первобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.
2. Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие з I тысячелетии до н. э., и покажите их на карте.
3. Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда? Как строились взаимоотношения человека и природы в первобытнообщинном и цивилизованном обществах? Можно ли найти здесь какие-либо различия?
Цивилизация – это достижения человечества, обеспечивающие его прогресс, то есть восхождение от животного состояния, а затем от стадии дикости и варварства к истинно человеческим способам жизни.
Цивилизационные достижения связаны:
- с технологическим освоением природы;
- с совершенствованием регуляции общественной жизни.
- высокий уровень материально-технического развития;
- система законов, права;
- возникновение монотеистических религий;
- высокий уровень духовного развития.
2) В рамках цивилизационного подхода цивилизация – это локальная, межэтническая общность народов, имеющих родственные корни и связанных единой исторической судьбой, единством системы ценностей и механизмом социальной регуляции.
Такие общности, как правило, на основе:
а) длительного вхождения народа в состав многонационального государства
б) на основе религиозного единства, формирующего единую систему ценностей и механизмов регуляции общественной жизни
3) Цивилизация определяется как исторически возникшие типы общественного устройства, каждый из которых реализуется по-разному в конкретных типах общества.
4) В немецкой классической философии (Шпенглер, Вебер) понятия культура и цивилизация противопоставляются друг другу.
Цивилизация – это уровень развития материальной культуры и общественной жизни (наука, техника, экономика, государство, право).
Культура – это уровень развития духовной жизни (нравственность, религия, философия, искусство). Существует три типа соотношения этих понятий:
1) Культура и цивилизация – синонимы.
2) Отношение части и целого (Ц=К1+К2+К3…).
3) Противопоставление понятий.
В этом можно усматривать несовместимость природы и культуры. Существует точка зрения, которая разрабатывает идею несовместимости природы и культуры, противоречия биологического и социального в человеке.
Культура все более сложно и более глубоко опосредует отношение человека к природе. Как следствие этого – нарастает степень отчужденности природы и человека. Созидая надприродную реальность, человек постепенно теряет естественные корни своего бытия, естественную природную детерминацию своего существования. Культура века показала это наглядно и довела отчуждение до максимума, что породило формы техницизированного бытия человека, и вслед за этим экологические проблемы. Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы. Природа – это среда инстинктивного обитания человека, а вне этого человек не способен существовать как биологический вид. Но наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является культура, которая создает надинстинктивную систему поведения, поведения сознательного, но от этого не менее необходимого.
Элективный курс состоит из шести логически и содержательно связанных между собой разделов, раскрывающих систему природно-цивилизационных взаимоотношений в их динамике и проблемах. Природа (в ее цельности и разумности), человек (в его природнобио-социальной сущности), цивилизация (в ее соотнесенности с культурой) представлены автором как компоненты этой системы. Учебное пособие предназначено для учащихся профильных 10–11 классов общеобразовательных учреждений, может использоваться как основа для спецкурсов в средних специальных и высших учебных заведениях, будет интересно студентам, учителям и преподавателям, изучающим и преподающим как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА
Природа — творец всех творцов.
Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять!
Эразм Роттердамский (Дезидерий)
Сложность души росла пропорционально потере одухотворенности природы.
Проблемы для обсуждения:
1. Природа и природопонимание.
2. Природа как среда жизни человека.
3. Природа как психолого-педагогический компонент среды жизни человека.
§ 1. Природа и природопонимание
Словарь В. И. Даля содержит определение, согласно которому природа — естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю (Богу).
В словаре С. И. Ожегова тоже несколько вариантов трактовок: природа — весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку; природа — места вне городов (поля, леса, горы водные пространства); природа — все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир; природа — основное средство, сущность.
Это проблематичное слово и все же оно является центральным для рассуждений на страницах данного учебного пособия о природно-цивилизационных процессах, об окружающей среде и экологической этике. Нам необходимо слово, которое позволяло бы нам говорить об отличии между человеческими искусственными изделиями и конструкциями и живым миром, и нам также необходимо слово, которое выражало бы тот факт, что люди представляют собой аспект этого живого мира, несмотря на их кажущееся желание либо устранить, либо одомашнить Ее. Несомненно, в ближайшее время это слово нуждается в восстановлении, переопределении и придании новой силы.
Отсюда — естественная (органическая, природная, изначальная) взаимосвязь всего естествознания (включая космологию и космогонию) с физикой, которая является как бы исходной основой науки о Природе.
В общеобразовательной школе в совокупность естественных наук обычно включают, прежде всего, физику, химию и биологию, а дополнительно к ним астрономию и географию (географию относят и к общественным наукам), имеющих специфический характер. В высших учебных заведениях число всевозможных естественных наук доходит до нескольких десятков и даже сотен ввиду их бесконечного дробления на узко специализированные дисциплины.
С некоторой условностью в естествознание включают наряду с такими основными естественными науками, как физика, химия и биология, еще и психологию, которую относят также и к гуманитарным наукам. Объяснение этому простое, такой подход позволяет четко представить себе подлинное единство природы (ее целостность), а именно-то единое основание, на котором построено все бесчисленное разнообразие предметов и явлений природы и из которого вытекают основные законы, связывающие микро — и макромиры, Землю и Космос, физические и химические явления между собой и с жизнью, с разумом. Так же, как нельзя постичь законы, управляющие жизнью и деятельностью человека, посредством знакомства лишь с анатомией отдельных его органов, так невозможно, изучая порознь отдельные естественные науки, познать природу как одно целое. Поэтому прежнее изучение физики, химии и биологии было лишь первой необходимой ступенью к изучению природы во всей ее целостности.
История науки свидетельствует о том, что в своем познании природы, начиная с самых первых его шагов в древности, человечество прошло через три стадии и вступает в четвертую. Все они звенья одной цепи и отражают определенные типы социально-экономической деятельности человека во взаимодействии с природой.
На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII–XV столетиям начатками естественных наук.
Затем, именно с XV–XVI веков, последовала аналитическая стадия — мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией).
Позднее, в IXX–XX веках, постепенно стало происходить воссоздание целостной картины природы на основе ранее познанных частностей, т.е. наступила синтетическая стадия ее изучения.
Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о природе, т.е. начинает осуществляться необходимая заключительная интегрально-дифференциальная стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука о природе рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать природу (Вселенную, жизнь и разум) как единый многогранный объект естествознания (природознания).
Несмотря на то, что первая из них — натурфилософия — отделяется от трех последующих тем, что на ней безраздельно господствовали еще лишь методы наблюдения, а не эксперимента, только догадки, а не точные, опытно воспроизводимые выводы, ее роль в общем ходе познания Природы очень важна. Именно на этой стадии возникли представления о мире как из чего-то происшедшем, развивающемся из хаоса, эволюционирующем.
Современная наука о природе (естествознание) наследует традиции понимания природы, выработанные в новое время, но одновременно существенно обогащает их. Это выражается в представлениях о развитии природы и его специфических закономерностях, о различных формах движения материи и различных структурных уровнях организации природы, в расширении представлений о типах причинных связей и т.п. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы; развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов; достижения физики микромира способствуют значительному расширению понятия причинности; прогресс экологии привел к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы. Вместе с тем интенсивное развитие комплекса социальных наук приводит к тому, что наряду с понятием природы интегрирующую роль в познании начинает играть такое понятие, как деятельность человека, которая должна сопровождаться биоэтическим самоконтролем.
1) Что такое природа в современном представлении науки?
2) Какие науки изучают природу? В чем заключается роль гуманитарных наук при изучении природы?
3) Что является предметом естествознания? Каковы особенности современного естествознания?
5) Какие стадии прошло человечество в своем познании природы?
§ 2. Природа как среда жизни человека
Начнем с того, что под средой жизни любого живого организма в науке принято понимать пространство или объем, в котором обитает данный вид организмов и, с которым он связан процессами жизнедеятельности.
Среда жизни имеет некоторые специфические характеристики, в том числе, такие как емкость и качество среды жизни.
Емкость среды (вместимость среды) жизни — способность среды обеспечивать всеми необходимыми компонентами определенное (ограниченное) количество живых организмов.
Качество среды жизни — это степень соответствия условий среды потребностям определенной группы живых организмов. В полной мере данные характеристики применимы к характеристике среды жизни человека.
Природная среда, окружающая человека, — факторы чисто естественного или природно-антропогенного системного происхождения (имеющие свойства самоподдержания и саморегуляции без постоянного корректирующего воздействия со стороны человека), прямо или косвенно воздействующие на отдельного человека или человеческие коллективы, вплоть до всего человечества. К числу таких факторов принадлежат энергетическое полевое (магнитное и гравитационное) состояние среды; химический и динамический характер атмосферы; водный компонент; физический, химический и механический характер поверхности земли; облик и состав биологической части экологических систем; климат; плотность населения; информационная составляющая всех перечисленных явлений. Природная среда в чистом виде сохранилась там, где была недоступна людям для успешного преобразования. Это в Антарктиде почти 100 %, Северной Америке — 37, России 40, Австралии и Океании — 27, Африке — 26, Южной Америке — 20, Азии — 13, в Европе — 2,5 % суши.
Среда социальная — культурно-психологический (информационный, в том числе политический) климат, создаваемый для личности, социальных групп и человечества в целом самими людьми и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и информационного воздействия. Воздействие включает экономическую обеспеченность в соответствии с выработанным обществом эталоном (жильем, пищей, одеждой); гражданские свободы (совести, волеизъявления, равенства перед законом и т.п.); степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие и наличие страха перед войной, голодом, воровством, бандитским нападением, заболеванием, потерей работы и т.д.); возможность пользоваться культурными и материальными ценностями (театрами, музеями, библиотеками и т.д.); доступность мест отдыха и лечения; комфорт сферы услуг и др.
Социальная среда интегрируется с природной, квазиприродной и артеприродной средами в общую совокупность окружающей человека среды (рис. 1).
На рисунке показаны среды — абиотическая, биотическая, биологическая, которые также являются компонентами среды человека.
Среда абиотическая включает в себя все компоненты, так называемой неживой природы: космические, погодно-климатические, геологические, рельефа.
Среда биотическая формируется при взаимодействии живых организмов с компонентами живой и неживой природы: почва, гуминовые вещества, атмосфера.
Среда биологическая — среда собственно живых организмов: животных, растений, грибов, микроорганизмов, естественно, людей.
Рис. 1. Структурные компоненты окружающей человека среды.
На рис. 1. подчеркнуто различие и несводимость одной среды к другой с помощью несовпадения фигур, отображающих различные формы среды. Однако все сущее входит в универсум Природы, Вселенной, а для человечества пока в рамки Земли (главным образом биосферы Земли) и Солнечной системы.
Читайте также: