Природа и цивилизация кратко

Обновлено: 06.07.2024

Историческое познание: традиции и новации:
Материалы Международной теоретической конференции.
Ижевск, 26-28 окт. 1993 г. Часть 1.
Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1996.
– конец страницы.
OCR OlIva.

Цивилизация — это не только материальные условия существования общества, созданного человеком, но и осознание им единства мирового исторического процесса и ответственности за судьбу социоприродного мира. Для своего существования люди создают искусственный мир, но расширение взаимодействия этого мира с природой сужает (а в конечном итоге способно уничтожить) возможности существования человека 1) . Цивилизация — это особая социокультурная общность, существующая в определенное историческое время, в определенном социоприродном пространстве, которая характеризуется устойчивыми чертами и признаками (традиционная культура, язык, экономическая, социальная и духовная жизнь и т.п.), которые обусловливают особенности проявления общих закономерностей исторического процесса в человеческой деятельности. Цивилизация, как справедливо отмечал В.И. Вернадский, это явление природы, и не может быть осмыслена в отрыве от естественных условий жизни человека.

Разработка социально-экологических аспектов взаимодействия цивилизации и природы требует выделения стратегических и тактически-ситуационных направлений, обладающих определенной спецификой, которые могут быть применены для решения задач восстановления и воспроизводства природы как на глобальном, так и на локальном уровнях.

Из этого вытекает тактически-ситуационный аспект экологической альтернативы. А именно: как посредством формирования экологической культуры перейти к осознанию необходимости модернизации человеческой деятельности в направлении ее экологизации? Одним из важнейших условий этого процесса является существенная реорганизация сознания и деятельности людей в отношении к естественно-природным условиям существования цивилизации. Естественно, что проблема экологизации деятельности и сознания как раз и решается в процессе формирования экологической культуры человека и общества.

Итак, следует подчеркнуть: чтобы человечество могло обеспечить свое будущее в рамках цивилизации, ему необходима смена принципов поведения, принятие нового нравственного императива. Это подразумевает согласование глобальной цивилизационной деятельности с потребностями и функционированием природы, то есть усиление роли Разума в развитии человека как биосоциального существа в целях продолжения его истории.

Примечания

1) Гиренок Ф.И. Философские вариации на тему экологии // Человек и природа. 1989. № 6, С. 26.

2) Киселев Н.И. Мировоззрение и экология. Киев, 1990. С. 113.

3) См.: Современные тенденции в развитии инвайронментальной социологии: Материалы симпозиума, 1992, 17-21 июня, Нидерланды // Социологические исследования. 1992. № 12.

4) Вернадский В. И. Биогеохимичеекие очерки. М., 1940. С. 47.

5) Гиренок Ф.И. Методологический аспект учения В.И. Вернадского о ноосфере // Человек и природа. 1988. № 4. С. 4.

Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатиче­ских условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была достаточно высока — около +20 °С. Самые большие ее колебания были в некоторых районах Китая, где зимой мог выпадать снег. Лишь не­сколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа более сурова.

Но можно ли сделать вывод, что для возникнове­ния цивилизаций обязательно нужны благоприятные природные условия? Конечно, в глубокой древности, обладая еще несовершенными орудиями труда, люди в очень сильной степени зависели от окружающей их среды, и, если она создавала слишком большие пре­пятствия, это замедляло развитие. Но образование ци­вилизаций не проходило в идеальных условиях. На­оборот, оно сопровождалось суровыми испытаниями, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать до­стойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, совершен­ствовать природу и самих себя.

Многие цивилизации Старого Света родились в до­линах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными. И дей­ствительно, плодородная почва в их дельтах способст­вовала развитию земледелия. Реки связывали воедино разные районы страны и создавали возможности для торговли внутри нее и с соседями. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Кроме того, русло рек часто менялось, а разливы легко уничтожали поля и посевы. Требовался труд многих

Реки — это великие воспитатели человечества. Л. И. Мечников, русский историк, XIX в.

Конечно, не все древние цивилизации были речны­ми, но каждая из них сталкивалась с трудностями, за­висевшими от особенностей ландшафта и климата.

Вызов побуждает к росту. слишком хорошие ус­ловия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста.

Так, в особой географической ситуации развива-| лись Финикия, Греция и Рим — приморские цивили­зации. Земледелие здесь не требовало (в отличие от многих цивилизаций Востока) ирригации, зато полу­островное положение было еще одним вызовом приро­ды. И ответом на него явилось зарождение навига­ции, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав.

Итак, при всем многообразии природных усло­вий, в которых существовали цивилизации древнос­ти, цивилизационный процесс везде шел в неразрыв­ной связи с освоением и преобразованием естествен­ной среды.

Цивилизации древнего мира имеют целый ряд об­щих черт. Этот этап развития человечества, как мы увидим дальше, существенно отличается от последую­щих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших региона — Восток и Запад, в которых начинают скла­дываться цивилизационные особенности, определив­шие их различную судьбу и в древности, и в эпоху

средневековья, и в новое время. Поэтому мы будем рассматривать отдельно цивилизации Древнего Восто­ка и средиземноморские цивилизации, на развалинах которых родилась Европа.

Вопросы и задания

1. Вспомните, что представляла собой жизнь людей в пер­вобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.

2. Где и когда зародились самые древние цивилизации ми­ра? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, сущест­вовавшие з I тысячелетии до н. э., и покажите их на карте.




3. Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружа­ющая их естественная среда? Как строились взаимоотношения человека и природы в первобытнообщинном и цивилизованном обществах? Можно ли найти здесь какие-либо различия?

§2

Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатиче­ских условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была достаточно высока — около +20 °С. Самые большие ее колебания были в некоторых районах Китая, где зимой мог выпадать снег. Лишь не­сколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа более сурова.

Но можно ли сделать вывод, что для возникнове­ния цивилизаций обязательно нужны благоприятные природные условия? Конечно, в глубокой древности, обладая еще несовершенными орудиями труда, люди в очень сильной степени зависели от окружающей их среды, и, если она создавала слишком большие пре­пятствия, это замедляло развитие. Но образование ци­вилизаций не проходило в идеальных условиях. На­оборот, оно сопровождалось суровыми испытаниями, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать до­стойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, совершен­ствовать природу и самих себя.

Многие цивилизации Старого Света родились в до­линах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными. И дей­ствительно, плодородная почва в их дельтах способст­вовала развитию земледелия. Реки связывали воедино разные районы страны и создавали возможности для торговли внутри нее и с соседями. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Кроме того, русло рек часто менялось, а разливы легко уничтожали поля и посевы. Требовался труд многих

Реки — это великие воспитатели человечества. Л. И. Мечников, русский историк, XIX в.

Конечно, не все древние цивилизации были речны­ми, но каждая из них сталкивалась с трудностями, за­висевшими от особенностей ландшафта и климата.

Вызов побуждает к росту. слишком хорошие ус­ловия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста.

Так, в особой географической ситуации развива-| лись Финикия, Греция и Рим — приморские цивили­зации. Земледелие здесь не требовало (в отличие от многих цивилизаций Востока) ирригации, зато полу­островное положение было еще одним вызовом приро­ды. И ответом на него явилось зарождение навига­ции, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав.

Итак, при всем многообразии природных усло­вий, в которых существовали цивилизации древнос­ти, цивилизационный процесс везде шел в неразрыв­ной связи с освоением и преобразованием естествен­ной среды.

Цивилизации древнего мира имеют целый ряд об­щих черт. Этот этап развития человечества, как мы увидим дальше, существенно отличается от последую­щих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших региона — Восток и Запад, в которых начинают скла­дываться цивилизационные особенности, определив­шие их различную судьбу и в древности, и в эпоху

средневековья, и в новое время. Поэтому мы будем рассматривать отдельно цивилизации Древнего Восто­ка и средиземноморские цивилизации, на развалинах которых родилась Европа.

Вопросы и задания

1. Вспомните, что представляла собой жизнь людей в пер­вобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.

2. Где и когда зародились самые древние цивилизации ми­ра? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, сущест­вовавшие з I тысячелетии до н. э., и покажите их на карте.

3. Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружа­ющая их естественная среда? Как строились взаимоотношения человека и природы в первобытнообщинном и цивилизованном обществах? Можно ли найти здесь какие-либо различия?

Цивилизация – это достижения человечества, обеспечивающие его прогресс, то есть восхождение от животного состояния, а затем от стадии дикости и варварства к истинно человеческим способам жизни.

Цивилизационные достижения связаны:

- с технологическим освоением природы;

- с совершенствованием регуляции общественной жизни.

- высокий уровень материально-технического развития;

- система законов, права;

- возникновение монотеистических религий;

- высокий уровень духовного развития.

2) В рамках цивилизационного подхода цивилизация – это локальная, межэтническая общность народов, имеющих родственные корни и связанных единой исторической судьбой, единством системы ценностей и механизмом социальной регуляции.

Такие общности, как правило, на основе:

а) длительного вхождения народа в состав многонационального государства

б) на основе религиозного единства, формирующего единую систему ценностей и механизмов регуляции общественной жизни

3) Цивилизация определяется как исторически возникшие типы общественного устройства, каждый из которых реализуется по-разному в конкретных типах общества.

4) В немецкой классической философии (Шпенглер, Вебер) понятия культура и цивилизация противопоставляются друг другу.

Цивилизация – это уровень развития материальной культуры и общественной жизни (наука, техника, экономика, государство, право).

Культура – это уровень развития духовной жизни (нравственность, религия, философия, искусство). Существует три типа соотношения этих понятий:

1) Культура и цивилизация – синонимы.

2) Отношение части и целого (Ц=К1+К2+К3…).

3) Противопоставление понятий.

В этом можно усматривать несовместимость природы и культуры. Существует точка зрения, которая разрабатывает идею несовместимости природы и культуры, противоречия биологического и социального в человеке.

Культура все более сложно и более глубоко опосредует отношение человека к природе. Как следствие этого – нарастает степень отчужденности природы и человека. Созидая надприродную реальность, человек постепенно теряет естественные корни своего бытия, естественную природную детерминацию своего существования. Культура века показала это наглядно и довела отчуждение до максимума, что породило формы техницизированного бытия человека, и вслед за этим экологические проблемы. Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы. Природа – это среда инстинктивного обитания человека, а вне этого человек не способен существовать как биологический вид. Но наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является культура, которая создает надинстинктивную систему поведения, поведения сознательного, но от этого не менее необходимого.


Элективный курс состоит из шести логически и содержательно связанных между собой разделов, раскрывающих систему природно-цивилизационных взаимоотношений в их динамике и проблемах. Природа (в ее цельности и разумности), человек (в его природнобио-социальной сущности), цивилизация (в ее соотнесенности с культурой) представлены автором как компоненты этой системы. Учебное пособие предназначено для учащихся профильных 10–11 классов общеобразовательных учреждений, может использоваться как основа для спецкурсов в средних специальных и высших учебных заведениях, будет интересно студентам, учителям и преподавателям, изучающим и преподающим как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.


РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА

Природа — творец всех творцов.

Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять!

Эразм Роттердамский (Дезидерий)

Сложность души росла пропорционально потере одухотворенности природы.

Проблемы для обсуждения:

1. Природа и природопонимание.

2. Природа как среда жизни человека.

3. Природа как психолого-педагогический компонент среды жизни человека.

§ 1. Природа и природопонимание

Словарь В. И. Даля содержит определение, согласно которому природа — естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю (Богу).

В словаре С. И. Ожегова тоже несколько вариантов трактовок: природа — весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку; природа — места вне городов (поля, леса, горы водные пространства); природа — все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир; природа — основное средство, сущность.

Это проблематичное слово и все же оно является центральным для рассуждений на страницах данного учебного пособия о природно-цивилизационных процессах, об окружающей среде и экологической этике. Нам необходимо слово, которое позволяло бы нам говорить об отличии между человеческими искусственными изделиями и конструкциями и живым миром, и нам также необходимо слово, которое выражало бы тот факт, что люди представляют собой аспект этого живого мира, несмотря на их кажущееся желание либо устранить, либо одомашнить Ее. Несомненно, в ближайшее время это слово нуждается в восстановлении, переопределении и придании новой силы.

Отсюда — естественная (органическая, природная, изначальная) взаимосвязь всего естествознания (включая космологию и космогонию) с физикой, которая является как бы исходной основой науки о Природе.

В общеобразовательной школе в совокупность естественных наук обычно включают, прежде всего, физику, химию и биологию, а дополнительно к ним астрономию и географию (географию относят и к общественным наукам), имеющих специфический характер. В высших учебных заведениях число всевозможных естественных наук доходит до нескольких десятков и даже сотен ввиду их бесконечного дробления на узко специализированные дисциплины.

С некоторой условностью в естествознание включают наряду с такими основными естественными науками, как физика, химия и биология, еще и психологию, которую относят также и к гуманитарным наукам. Объяснение этому простое, такой подход позволяет четко представить себе подлинное единство природы (ее целостность), а именно-то единое основание, на котором построено все бесчисленное разнообразие предметов и явлений природы и из которого вытекают основные законы, связывающие микро — и макромиры, Землю и Космос, физические и химические явления между собой и с жизнью, с разумом. Так же, как нельзя постичь законы, управляющие жизнью и деятельностью человека, посредством знакомства лишь с анатомией отдельных его органов, так невозможно, изучая порознь отдельные естественные науки, познать природу как одно целое. Поэтому прежнее изучение физики, химии и биологии было лишь первой необходимой ступенью к изучению природы во всей ее целостности.

История науки свидетельствует о том, что в своем познании природы, начиная с самых первых его шагов в древности, человечество прошло через три стадии и вступает в четвертую. Все они звенья одной цепи и отражают определенные типы социально-экономической деятельности человека во взаимодействии с природой.

На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII–XV столетиям начатками естественных наук.

Затем, именно с XV–XVI веков, последовала аналитическая стадия — мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией).

Позднее, в IXX–XX веках, постепенно стало происходить воссоздание целостной картины природы на основе ранее познанных частностей, т.е. наступила синтетическая стадия ее изучения.

Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о природе, т.е. начинает осуществляться необходимая заключительная интегрально-дифференциальная стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука о природе рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать природу (Вселенную, жизнь и разум) как единый многогранный объект естествознания (природознания).

Несмотря на то, что первая из них — натурфилософия — отделяется от трех последующих тем, что на ней безраздельно господствовали еще лишь методы наблюдения, а не эксперимента, только догадки, а не точные, опытно воспроизводимые выводы, ее роль в общем ходе познания Природы очень важна. Именно на этой стадии возникли представления о мире как из чего-то происшедшем, развивающемся из хаоса, эволюционирующем.

Современная наука о природе (естествознание) наследует традиции понимания природы, выработанные в новое время, но одновременно существенно обогащает их. Это выражается в представлениях о развитии природы и его специфических закономерностях, о различных формах движения материи и различных структурных уровнях организации природы, в расширении представлений о типах причинных связей и т.п. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы; развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов; достижения физики микромира способствуют значительному расширению понятия причинности; прогресс экологии привел к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы. Вместе с тем интенсивное развитие комплекса социальных наук приводит к тому, что наряду с понятием природы интегрирующую роль в познании начинает играть такое понятие, как деятельность человека, которая должна сопровождаться биоэтическим самоконтролем.

1) Что такое природа в современном представлении науки?

2) Какие науки изучают природу? В чем заключается роль гуманитарных наук при изучении природы?

3) Что является предметом естествознания? Каковы особенности современного естествознания?

5) Какие стадии прошло человечество в своем познании природы?

§ 2. Природа как среда жизни человека

Начнем с того, что под средой жизни любого живого организма в науке принято понимать пространство или объем, в котором обитает данный вид организмов и, с которым он связан процессами жизнедеятельности.

Среда жизни имеет некоторые специфические характеристики, в том числе, такие как емкость и качество среды жизни.

Емкость среды (вместимость среды) жизни — способность среды обеспечивать всеми необходимыми компонентами определенное (ограниченное) количество живых организмов.

Качество среды жизни — это степень соответствия условий среды потребностям определенной группы живых организмов. В полной мере данные характеристики применимы к характеристике среды жизни человека.

Природная среда, окружающая человека, — факторы чисто естественного или природно-антропогенного системного происхождения (имеющие свойства самоподдержания и саморегуляции без постоянного корректирующего воздействия со стороны человека), прямо или косвенно воздействующие на отдельного человека или человеческие коллективы, вплоть до всего человечества. К числу таких факторов принадлежат энергетическое полевое (магнитное и гравитационное) состояние среды; химический и динамический характер атмосферы; водный компонент; физический, химический и механический характер поверхности земли; облик и состав биологической части экологических систем; климат; плотность населения; информационная составляющая всех перечисленных явлений. Природная среда в чистом виде сохранилась там, где была недоступна людям для успешного преобразования. Это в Антарктиде почти 100 %, Северной Америке — 37, России 40, Австралии и Океании — 27, Африке — 26, Южной Америке — 20, Азии — 13, в Европе — 2,5 % суши.

Среда социальная — культурно-психологический (информационный, в том числе политический) климат, создаваемый для личности, социальных групп и человечества в целом самими людьми и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и информационного воздействия. Воздействие включает экономическую обеспеченность в соответствии с выработанным обществом эталоном (жильем, пищей, одеждой); гражданские свободы (совести, волеизъявления, равенства перед законом и т.п.); степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие и наличие страха перед войной, голодом, воровством, бандитским нападением, заболеванием, потерей работы и т.д.); возможность пользоваться культурными и материальными ценностями (театрами, музеями, библиотеками и т.д.); доступность мест отдыха и лечения; комфорт сферы услуг и др.

Социальная среда интегрируется с природной, квазиприродной и артеприродной средами в общую совокупность окружающей человека среды (рис. 1).

На рисунке показаны среды — абиотическая, биотическая, биологическая, которые также являются компонентами среды человека.

Среда абиотическая включает в себя все компоненты, так называемой неживой природы: космические, погодно-климатические, геологические, рельефа.

Среда биотическая формируется при взаимодействии живых организмов с компонентами живой и неживой природы: почва, гуминовые вещества, атмосфера.

Среда биологическая — среда собственно живых организмов: животных, растений, грибов, микроорганизмов, естественно, людей.


Рис. 1. Структурные компоненты окружающей человека среды.

На рис. 1. подчеркнуто различие и несводимость одной среды к другой с помощью несовпадения фигур, отображающих различные формы среды. Однако все сущее входит в универсум Природы, Вселенной, а для человечества пока в рамки Земли (главным образом биосферы Земли) и Солнечной системы.

Читайте также: