Ирландские танцы история возникновения кратко

Обновлено: 15.05.2024

Перед праздником Святого Патрика, на тайной сходке лепреконов и клуриконов, хозяин канала получил от сородичей нахлобучку за то , что недостаточно уделяет внимание продвижению ирландской культуры . Напрасно я оправдывался, показывая черновик статьи о лучших ирландских группах , а также указывая на то, что в одной из статей я даже разместил видео Боба Гелдофа с ирландскими танцами. Лепреконы и клуриконы шумели и не стали слушать, заодно пообещав отнять у меня горшочек с золотом в виде наказания (сначала пусть найдут).

Однако доля правды в их упреках была, поэтому я дал честное клуриконское слово( учитывая что я не лепрекон, а клурикон, оно конечно недорого стоит), почаще писать об ирландской музыкальной культуре. Так что сегодня поговорим про Ирландские Танцы .

История

Ирландский танец относится к группе традиционных форм народного танца, которые развивались в Ирландии на протяжении нескольких веков. Разные формы ирландского танца носят социальный , развлекательный или соревновательный характер , хотя различия эти часто размыты.

На протяжении практически 100 лет с момента получения Ирландией независимости, традиционные ирландские танцы завоевали большую популярность во всем мире, что привело к тому, что внутри достаточно жёстко регламентированной системы ирландских танцев подули свежие ветры, а вне данной системы появились многочисленные фьюжн-стили, включающие элементы традиционных и современных танцев других стран.

Глобальное распространение ирландского танца началось с выступления труппы Riverdance в качестве номера местной культурной программы на конкурсе "Евровидение" в 1994 году, когда Ирландия была принимающей страной. ( Все таки какая то польза от "Евровидения" есть) .

После этого труппа получила просто бешеную популярность по всему миру, сделала мегауспешное шоу на Бродвее, и на сегодняшний момент существует три труппы под зонтиком Riverdance , выступающие в Европе, Америке и на Ближнем Востоке и в Азии. Также отпочковывающиеся от труппы танцоры создавали свои шоу, и сейчас по миру ездят порядка десятка коллективов, самым известным из которых являются Lord of the Dance , которое основал танцор и первый хореограф Riverdance Майкл Флэтли .

Традиционные ирландские танцевальные формы включают в себя одиночные степ-танцы и групповые сет-танцы и танцы кейли .

Степ-танцы

Собственно, это то, что что является визитной карточкой ирландских танцев - одиночные танцы с характерными движениями ног, которые могут исполнятся группой, но именно без взаимодействия с партнером. Основная цель данных танцев - демонстрация мастерства и ловкости. В свою очередь степ-танцы делятся на новый степ и степ старого стиля, по ирландски Sean-nós dance . Степ-танцы ведут свое происхождение от профессиональных странствующих танцоров, которые демонстрировали свое мастерство на ярмарках, в тавернах и пабах, а в период запрета - на тайных представлениях. Если мастер танца производил впечатление на публику, у него был шанс не только получить плату за выступление но и стать учителем танцев в данной общине. У каждого мастера, как тогда было принято, были свои секреты для успешной конкуренции с коллегами. Мастера танца как правило странствовали в компании со своим музыкантом, и по легендам, предпочитали слепых - что бы не смог выдать тайны школы.

Новый степ (Modern step) - это тот стиль , который мы знаем по выступлениям Riverdance - он окончательно сформировался приблизительно в конце 19-го века и для него характерны прямой неподвижный корпус, прижатые к телу руки и высокий подъем ноги при ударе.

Степ старого стиля (Old style step) : еще его называют "танцем низкой ноги", поскольку в нем ноги особенно задирать не нужно, и вообще он очень сильно напоминает известный нам классический степ-чечетку. В отличие от нового стиля, считается менее формальным, в нем больше возможности для импровизаций .

Групповые танцы

Групповые танцы делятся на сеты и кэйли . Неискушенный зритель не сразу найдет между ними разницу, но для ирландцев это вопрос принципиальный, и они не только разделяют данные формы, но иногда вокруг них вспыхивают настоящие локальные войны.

Каждая культура выражает свою самобытность и ценности через характерную музыку и виды танца.

Традиционные ирландские танцы – это старая форма искусства, прочно связанная с обществом, религиозными церемониями и ритуалами, а также с национальной гордостью.

Ирландский народ создал музыку и танцы для свадеб, ярмарок, дней святых, ежегодных фестивалей и сбора урожая. Углубляясь в историю ирландского танца, можно узнать немало особенностей национальной культуры этой страны, ее легенды и сказания.


Children Dancing at the Crossroads
Trevor Thomas Fowler / National Gallery of Ireland (1835)

Забегая вперед отметим, что уголовные законы были полностью отменены в конце 1800-х годов, что в последствии стало причиной возникновения ирландского национализма и Великого гэльского возрождения – возрождения интереса к ирландскому языку, литературе, истории и фольклору.

Соревнования по ирландским танцам обычно проводились в открытых полях и включали конкурсы по пению, музыке, выпечке и, конечно, сами ирландские танцы.

История берет начало с кельтских народов, также известных как гэлы (галлы или гаэлы). Эти народы находились в Западной Европе (Франция, Северная Испания и Британские Острова). В III веке до нашей эры народы гэлов распространились и в Ирландию принеся с собой общий язык — Гэльский. В будущем в Ирландии было создано 150 небольших гэльских королевств .

Романские народы и германцы победили гэлов на Европейском материке, однако в Ирландии, гэльская культура сохранилась и просуществовала до V века н.э., пока Святой Патрик не распространил христианство в стране в V веке н.э.

Другие произведения искусства этого периода – это большие каменные кресты и резные церемониальные предметы религиозного культа, такие как чаша Ardagh (начало IX века).

Набеги викингов уничтожили большинство книг этого периода, а также зафиксированные в письменной форме записи о каких-либо танцах. Однако факт, что одним из элементов изысканной гэльской культуры были музыка и танцы, является неоспоримым.

Набеги Викингов на Ирландию закончились в 1014 году после победы короля Ирландии Бриана Бору при Клонтарфе. Соревнования по ирландским танцам берут начало от этого периода.


Brian Boru at Clontarf in 1014, painted in 1914
by James Ward. Photograph: courtesy of Dublin City Council

Это была одновременно и торговая ярмарка, и политические собрания, и культурные мероприятия с музыкой, спортивными соревнованиями, рассказом историй и уроками мастерства. Со временем культурный аспект стал главным в соревнованиях по ирландским танцам. Эти мероприятия проводятся по сегодняшний день. Хотя политика и отошла на второй план, у них по-прежнему есть музыка, танцы, ремесла и торговля.

Упадок кельтской культуры

Кельтская традиция в Ирландии быстро канула в лету в течение XII века. Увеличение иностранного влияния ослабило традиционные искусства, и в 1170 году произошло завоевание Ирландии англо-нормандскими рыцарями. Однако на следующие двести лет завоеватели плотно вошли в традиционную ирландскую культуру.

Чтобы воспрепятствовать этому слиянию, англо-ирландский парламент принял Устав Килкенни в 1366 году, который предписывал отлучение от Церкви и тяжелые наказания против всех тех, кто следовал родным ирландским обычаям или был связан с ними. Прошло еще 128 лет, прежде чем было обеспечено соблюдение устава.

История засвидетельствовала множество танцев, выполненных ирландцами в середине 1500-х годов. К их числу относятся Rinnce Fada или Fading, где два ряда партнеров находятся друг напротив друга, Irish Hey (фигурный танец), джигу (вероятно, групповую), тренчмор (описывается как большой народный национальный танец (контрданс) с произвольными движениями), и танцы с мечом. Непонятно, какие танцы среди ирландских, английских и французских повлияли на какие, но характерно, что у ирландских танцев был более быстрый темп и присутствовали шаги в сторону.

Полный запрет и появление тайных школ

Образование детей католиков также было запрещено законом, что привело к появлению тайных школ (школы для бедняков под открытым небом). В традиционной ирландской культуре присутствовала некая степень секретности. Данный период жестоких репрессий длился более ста лет, объясняя изначальное сохранение преподавания ирландского танца в тайне.


An Irish Jig before royalty 1871

Появление мастеров танца

Основное влияние на ирландский танец и ирландскую культуру оказало появление мастеров танца около 1750 года, положив начало спорной традиции, которая существует и по сей день. Мастера танца, как правило, путешествовали по городкам, останавливаясь в деревнях у гостеприимных семей (которые удостаивались быть выбранными в качестве хозяев) приблизительно на шесть недель.

Учителя обучали ирландскому танцу на кухнях, сельскохозяйственных надворных постройках, перекрестках или в школах для бедняков под открытым небом. Студенты в первую очередь изучали джигу и рил. Иногда учитель повязывал веревку вокруг ноги студента, чтобы отличить правую ногу от левой.


irish dancecing lesson

Иногда мастера участвовали в соревнованиях по ирландским танцам, побеждал не тот, кто лучше танцевал, а тот, кто знал наибольшее количество шагов. Проигравший должен был уступить территорию города победителю.


McCarthy and Wife Additional title Champion Irish jig dancers posed in Irish dress 1873

Подавление католиков продолжалось в течение этого времени, но были найдены способы избежать контроля. Одна история гласит о том, что католики отправили ребенка наблюдать за встречами или мессами, которые они проводили в подвалах закусочных. Ребенок танцевал в определенном темпе и с особым тактом, чтобы предупредить католиков о приближающихся солдатах.

На протяжении 1800-х годов особо популярное место занимал танец пирога. Пирог размещался на подставку в центре поля, это был приз для наилучшего танцовщика. После соревнований победитель забирал пирог себе. Попытки приходских священников запретить танцы были нередки, но, как оказалось, в основном неэффективны.


Gaelic League Ard Fheis and Oireachtas 1913

Создание комиссии по ирландскому танцу

До 1929 года существовало множество видов местных танцев, музыки, костюмов и правил соревнования по ирландским танцам. Это привело к разработке стандартов, которые должны были придерживаться на соревнованиях. На протяжении XX века ирландский танец поменял технику танца, костюмы и место проведения мероприятий.

Место проведения соревнований также изменилось с течением времени, от амбаров или открытых площадок, где плоские грузовики использовались в качестве сцены (и до сих пор используются), до помещений в гостиницах, школах или ярмарочных площадей в основном. (Обратите внимание, что на ярмарочных площадках проводились древние соревнования по ирландским танцам и их использование особенно уместно в историческом контексте).

В течение ХХ века ирландский танец развивался по-разному. Обучение начиналось в более молодом возрасте. Среди обучающихся стали преобладать девушки, а не парни (переломный момент произошел до 1930 года).


Девушки, исполняющие сольный танец в конкурсе были большой редкостью до 1920-х годов. Также изменились и стили танцев; например, руки и ладони не всегда должны были находится строго в одном положении во время сольных танцев. Раньше в некоторых случаях они были более расслабленными и даже помещались на бедрах.

По-видимому, влияние приходских священников привело к удержанию рук в одном положении; некоторые утверждают, что это все было не настолько провокационным, другие убеждены, что Церковь пыталась увеличить самоконтроль танцоров. Движения рук до сих пор присутствуют в фигурных (групповых) танцах.


Умение танцевать пригодилось многим иммигрантам из Ирландии в 19 веке. Они редко могли найти подходящую работу в США (восток страны пестрил объявлениями, в которых было сказано, что не принимают на работу ирландцев) и потому начинали карьеру в шоу-бизнесе.

В 30-е гг. ХХ в. возник кейли (иное название — фигурный танец). В 50-е гг. ХХ в. ирландские танцы проникли на площадки для шоу, их демонстрировали на шоу Салливана и в других телепрограммах, возобновились соревнования среди мастеров.

В 1969 г. в Дублине состоялся чемпионат мира по ирландским танцам, и с тех пор они стали набирать обороты популярности по всему миру.


К 2021 году В мире ирландского танца уже появилось десятки различных шоу в разных частях планеты. Было создано несколько комиссий по ирландскому танцу. Ирландским танцем стали заниматься сотни тысяч людей в разных странах. Танцевальная техника стала намного сложнее и более акробатичнее, а платья более технологичнее и пестрее.

Первые упоминания об ирландских танцах датируются V веком до н.э. Те времена ознаменовались зарождением галлов – кельтского народа, представители которого основали собственное государство. Будучи кочевыми племенами, галлы старались обосноваться сразу в нескольких странах на западе Европы, однако Римская Империя, пытавшаяся покорить независимых поселенцев, практически полностью их уничтожила.

Остаться в живых удалось только немногочисленным представителям народа на территории Ирландии. Нелёгкий период XII века, связанный с норманнскими завоевателями, наложил отпечаток на формирование необычного танца: он представлял собой хоровод вокруг поющего человека.

История ирландского танца

Несмотря на то, что ирландские танцы были долгое время запрещены церковью и потому изучались в строжайшей тайне, уже в XVI веке они завоевали популярность и во дворцах. Спустя ещё два столетия основоположники сольного и группового исполнения в лице путешествующих по стране учителей продолжили активную популяризацию танца.

В начале XIX века жители деревень и небольших городков начали проводить соревнования среди лучших танцоров. Победителю вручался огромный вкусный пирог.

Интересные факты

Угнетение национальной культуры, начавшееся в XVII в., отразилось на положении рук. Священнослужители объявили традиционные движения непристойными и бесовскими. С тех пор кисти рук во время исполнения находятся неподвижно на поясе, а вся энергия сконцентрирована в ногах. Кстати, именно поэтому танцоры используют обувь с набойками.

Обувь для ирландского танца

Современную танцевальную школу основали бродячие преподаватели. Ирландцы относились с большим уважением к мастерам и считали почётным приютить у себя такого учителя. Крупные сельские мероприятия, связанные с изучением танца, объединяли жителей со всей округи, но проходили тайно.

Примечательно, что изначально ирландские танцы не доверялись женщинам. Несмотря на то, что в настоящее время ему обучаются представители обоих полов, полные залы собирают преимущественно мужчины.

Лучшие ирландские танцы

Шан-нос танец

Шан-нос

В основном используется в качестве шоу, подготовленного профессионалами своего дела, однако хорошо зарекомендовал себя и как соревновательный вид.

Исполение кейли

Кейли

Сет-танц

По сути, это кадриль, привезённая солдатами с французских земель, но с заметно увеличенным темпом.

Рил танец

Представляет собой традиционный национальный танец ирландцев и шотландцев

Ирландские танцы

История танца

Таинственные мифы и легенды, изумрудные холмы необыкновенной далекой страны — все сплелось воедино в узорах на костюмах девушек – эльфов. Что в этих танцах? Конечно же, любовь к родной земле, близость к природе, природные стихии — огонь и вода …и необыкновенная сила духа.

Что привлекает в ирландских танцах? В первую очередь необычная поза танцора – верхняя часть туловища и руки неподвижны, двигаются только ноги, отбивая бешеный ритм. Здесь можно с уверенностью сказать, что все мастерство в ногах танцора.

История ирландских танцев

Ирландские танцы

История ирландских танцев

Нет достоверной информации о происхождении ирландского танца. Но возможно они зародились в религиозных обрядах друидов в честь солнца. Отголоски этих обрядов сохранились до сих пор. Несомненно, что кельты, пришедшие в Ирландию из центральной Европы, также привнесли в танец свою фольклорную нотку. Уже тогда в танце проявились характерные черты – очень быстрый темп и совершенно особенные шаги.

Какие только трудности не пришлось испытать ирландскому танцу. Начиная с XVIII века, ирландская культура подвергается жесточайшему гонению и притеснению. Неудивительно, что и на танцы был наложен запрет. Надо отдать должное мужеству ирландцев, которые тайно обучались искусству народного танца. Танцам народ обучали бродячие мастера танцев, некоторые из мастеров создавали свои танцевальные школы. Мастера танцев, как правило, ходили от деревни к деревне в том районе, где обучали крестьян. У каждого мастера был свой район и он не мог претендовать на район другого мастера. Иногда на ярмарках мастера встречались и устраивали танцевальные соревнования. Состязание заканчивалось только тогда, пока один из танцоров не падал на землю от усталости. Каждый мастер придумывал свою версию танца, вырабатывая свой собственный стиль, который передавал своим ученикам.

Сегодня изучением, систематизацией и стандартизацией занимается особая организация – Комиссия по ирландским танцам.

Ирландский костюм и обувь

Обувь для ирландских танцев

Обувь для ирландских танцев

Для исполнения ирландских танцев обувь имеет огромное значение. Танцоры выступают в мягких или жестких туфлях. Жесткие похожи на туфли для чечетки, но их носок и пятка сделаны из стеклопластика, а не из металла. Самые первые туфли имели деревянные или кожаные набойки с металлическими заклепками. Позднее дерево заменили на каучук и стекловолокно. Вес обуви уменьшился, а звук стал громче.

Мягкие туфли или Ghillies напоминают балетные пуанты. Ghillies носят только женщины, мужчины танцуют в черных кожаных туфлях с жесткой пяткой.

Про женские костюмы стоит сказать отдельно. Традиционные цвета костюмов – цвета радуги. Платье щедро украшается замысловатыми кельтскими орнаментами в соответствии со стилем танцевальной школы. Юбки у девушек довольно короткие, и позволяющие любоваться той грандиозной работой, которой проделывают ноги. К плечу на брошь пристегивается шлейф, а на голове красуется изящная диадема или корона. Одетые в разноцветные костюмы с причудливыми старинными узорами, девушки мгновение ока превращаются в фей или в эльфов, живущих среди изумрудных холмов. А зрителям остается лишь восхищаться той легкости, с которой порхают эти эльфы по сцене.

Стили ирландских танцев

В ирландских танцах стиль определяет музыкальный размер.

Различается:

по темпу — single, double и treble

по виду обуви – light и heavy

Известен с 16 века. Одним из достоинств танца является то, что для его исполнения не требуется большого пространства. Танец исполняется в жесткой обуви. Изначально был исключительно мужским танцем.

В России ирландские танцы завоевывают все большую популярность. Открываются клубы, создаются танцевальные коллективы. Ирландский танец дарит чувство общности, принадлежности к одному кругу, воспитывает целеустремленность и волю. Такой танец мог появиться только в Ирландии. В этой маленькой стране, мужественно отстоявшей свой язык, традиции и культуру.

Читайте также: