Природа философских проблем кратко

Обновлено: 07.07.2024

Коренные мировоззренческие вопросы традиционно представлялись философам вечными и неизменными. Выявление К. Марксом их исторического характера, обусловившее существенное изменение способов философского исследования, привело к переосмыслению этих вопросов. Так, казавшееся вечным отношение “человек - природа” было переосмыслено как исторически изменчивое, зависящее от производственной и иной деятельности людей на том или ином этапе истории. Оказалось, что данная проблема в разные исторические периоды способна не просто менять свой характер, обостряться, становиться напряженной, но и перерасти в глобальную проблему, как это случилось в наши Дни.

Историко-материалистически были истолкованы также все аспекты философской проблемы “мир - человек”. Классические философские вопросы (об отношениях “человек - природа”, “природа - история”, “личность - общество”, “свобода - несвобода”) и при новом подходе сохранили свое непреходящее мировоззренческое значение. Они предстали как выражение реальных диалектических “полярностей”, неустранимых из жизни людей и потому принципиально неустранимых из философии.

Что же было внесено нового в понимание философских проблем? Можно ответить совсем кратко: историзм. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух-трех проблем; речь идет о принципиально новой общей концепции философии, ее предназначения. Важно, однако, подчеркнуть, что преодоление старой формы философских учений отнюдь не означало и не означает отказа от сохранения, развития, углубления содержания обсуждавшихся в них серьезных проблем, а наоборот, предполагает все это.

В свете историко-материалистического подхода классические философские проблемы утратили облик неизменных, умозрительно решаемых проблем. Марксу удалось найти их искомую “земную основу”: они предстали как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, незавершенный характер. Отсюда их теоретическое решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему. Динамичное, процессуальное, как сама история, содержание философских проблем накладывает печать и на характер их решения, призванного резюмировать прошлое, определять конкретный облик проблемы в современных условиях и прогностически осмысливать будущее. В таком ключе была осмыслена, в частности, одна из важнейших философских проблем - проблема свободы. Маркс преодолел ее сугубо абстрактное решение, примером которого может служить, в частности, тезис Спинозы “свобода есть осознанная необходимость”. Обретение свободы осмысливается им как длительный процесс, обусловленный закономерным развитием общества и приобретающий в каждый период истории наряду с общими также особые, не допускающие стандартных решений черты. [11]

Новым было также понимание философских проблем не как “чистых” проблем сознания, а как проблем общественного бытия, которые объективно возникают и разрешаются в человеческой жизни, практике. Отсюда следовало, что и философская мысль должна осмысливать такие проблемы не только в теоретическом, но и в практическом плане.

К большим философским проблемам обращались и будут обращаться мыслители разных эпох. При всем различии их подходов и историческом изменении характера самих проблем все же в их содержании и понимании будет сохраняться определенное смысловое единство и преемственность. Историко-материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.

Что же касается отношения “мир - человек” (“бытие - сознание” и т. п.), то оно тоже причастно к истории, хотя абстрактная его форма скрывает это обстоятельство. Но стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что разлапые человеческие связи с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Иначе говоря, поле практических, познавательных, ценностных отношений людей к миру, составляющих главный предмет философского осмысления,- явление всецело историческое.

Человеческая история - реальность особого рода. Это - сложное сочетание общественной жизни людей (форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозможных духовных ее составляющих. Причем оба компонента переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования - на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоретические, отражения этих реалий в человеческом сознании - с другой. Например, философский анализ проблем свободы предполагает, как пояснял Маркс, умение различать, что конкретно являлось, а что представлялось “свободой” (“несвободой”) людям различных исторических эпох и формаций. Аналогично обстоит дело со всеми философскими проблемами. Осмысление, с философской точки зрения, политики, права и т. д. предполагает разграничение соответствующих реалий и отражающих их взглядов, учений.

Может показаться, однако, что на природу как на предмет философского интереса сказанное не распространяется, что к природе философский разум обращается прямым образом, вне всякой связи с человеческой историей, практикой, познанием. Это иллюзия. Вопрос, что собой представляет природа в ее самых общих чертах, по сути равнозначен вопросу, каковы наши практические, научные и другие знания о природе, что дает их философское обобщение. А это значит, что философские концепции природы тоже формируются на основе критического анализа, сопоставлений, отбора, теоретической систематизации различных исторически возникавших, сменявших, дополнявших друг друга образов природы в нефилософском сознании людей.

В общественно-исторической жизни людей в целом и в каждом из конкретных ее “пластов” тесно переплетены объективное и субъективное, бытие и сознание, материальное и духовное. Ведь все предметы, создаваемые людьми, будь то машины, архитектурные сооружения или полотна художников, представляют собой овеществленные человеческий труд, мысль, знания, творчество. Вот почему философское мышление, связанное с осмыслением истории, требует сложных процедур разграничения этих составляющих - мыслимого и реального. Этим и объясняется “биполярный”, субъектно-объектный характер всех типично философских размышлений. Не случайно важной обязанностью философов, как и других специалистов, изучающих общественно-историческую жизнь людей, Маркс считал объяснение механизмов появления и существования не только истинных, но и искаженных представлений о действительности, преодоление всяческих деформаций объективного содержания проблем. Отсюда необходимость для философа критической позиции, учета искажающих факторов. Одним слоном, и эта часть задачи связана с уяснением смыслового поля “мир - человек - человеческое сознание”, то есть с тем или иным решением основного вопроса философии в его конкретных исторических проявлениях.

Заключение.

Итак, классическая традиция связывала философию с постижением ночных принципов понимания мира и человеческой жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием, подчеркнув, что философская мысль обращена к общественно-исторической жизни людей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало переистолкование предмета, методов, результатов философии как исторических, принимающих различный облик в разные эпохи. Маркс стремился преодолеть традиционную обособленность философии от реальной действительности, а также претензии философов на окончательное суждение о ней. Сегодня в условиях интенсивного обновления советского общества на глазах меняются устоявшиеся формы хозяйственной, политической, духовной жизни, разрушаются устаревшие стереотипы мышления, формируются свободные, демократические взгляды, позиции. Ясно, что замкнутая на самое себя философская мысль не способна отразить процесс столь быстрых изменений общественной реальности.

На переживаемом нами ныне серьезном переломном этапе истории возникла настоятельная потребность более четко определить полномочия философии, ее отношение к действительности, к решению сложных современных проблем. С этой точки зрения представляется крайне важным уяснить мысли о предназначении философии, к которым пришел Маркс в результате серьезных теоретических раздумий и преодоления спекулятивно-умозрительного, замкнутого в себе философствования. Важно возродить. ввести в действие разработанную Марксом интерпретацию философии как социально исторического знания, мировоззрения, но стояние связанного с жизнью, практикой, открытого новым ситуациям и проблемам.

Список литературы:

1. Введение в философию./Фролов И. –М., 1989.

2. Лосев А. Дерзание духа. –М., 1988.

3. Межуев В. Культура и история. –М., 1977.

4. Ойзерман Т. Проблемы историко – философской науки. –М., 1982.

5. Сагатовский В Вселенная философа. –М., 1972.

6. Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. –М., 1984.

[1] Введение в философию./Фролов И. –М., 1989, с. 23

[2] Введение в философию./Фролов И. –М., 1989, с. 23

[3] Фрпнкфорт Г., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. –М., 1984. С. 39

[4] Сагатовский В . Вселенная философа. –М., 1971, с. 76

[5] Межуев В. Культура и история. –М., 1977, с. 29

[6] Ойзерман Т. Проблемы историко – философской науки. –М.. 1982, с 98

[7] Введение в философию./Фролов И. –М., 1989, с. 20

[8] Лосев А. Дерзание духа. –М.. 1988, с. 63

[9] Введение в философию./Фролов И. –М., 1989, с. 29

[10] Введение в философию./Фролов И. –М., 1989, с. 56

[11] Введение в философию./Фролов И. –М., 1989, с. 65

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Что же было внесено нового в понимание философских проблем? Можно ответить совсем кратко: историзм. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух-трех проблем; речь идет о принципиально новой общей концепции философии, ее предназначения. Важно, однако, подчеркнуть, что преодоление старой формы философских учений отнюдь не означало и не означает отказа от сохранения, развития, углублении содержания обсуждавшихся в них серьезных проблем, а наоборот, предполагает все это.

К большим философским проблемам обращались и будут обращаться мыслители разных эпох. При всем различии их подходов и историческом изменении характера самих проблем все же в их содержании и понимании будет сохраняться определенное смысловое единство и преемственность. Историко-материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.

Может показаться, однако, что на природу как на предмет философского интереса сказанное не распространяется, что к природе философский разум обращается прямым образом, вне всякой связи с человеческой историей, практикой, познанием. Это иллюзия. Вопрос, что собой представляет природа в ее самых общих чертах, по сути равнозначен вопросу, каковы наши практические, научные и другие знания о природе, что дает их философское обобщение. А это значит, что философские концепции природы тоже формируются на основе критического анализа, сопоставлений, отбора, теоретической систематизации различных исторически возникавших, сменявших, дополнявших друг друга образов природы в нефилософском сознании людей.

Итак, классическая традиция связывала философию с постижением вечных принципов понимания мира и человеческой жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием, подчеркнув, что философская мысль обращена к общественно-исторической жизни людей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало, переистолкование предмета, методов, результатов философии как исторических, принимающих различный облик в разные эпохи. Маркс стремился преодолеть традиционную обособленность философии от реальной действительности, а также претензии философов на окончательное суждение о ней. Сегодня в условиях интенсивного обновления советского общества на глазах меняются устоявшиеся формы хозяйственной, политической, духовной жизни, разрушаются устаревшие стереотипы мышления, формируются свободные, демократические взгляды, позиции. Ясно, что замкнутая на саму себя философская мысль не способна отразить процесс столь быстрых изменений общественной реальности.

На переживаемом нами ныне серьезном переломном этапе истории возникла настоятельная потребность более четко определить полномочия философии, ее отношение к действительности, к решению сложных современных проблем. С этой точки зрения представляется крайне важным уяснить мысли о предназначении философии, к которым пришел Маркс в результате серьезных теоретических раздумий и преодоления спекулятивно-умозрительного, замкнутого в себе философствования. Важно возродить, ввести в действие разработанную Марксом интерпретацию философии как социально-исторического знания, мировоззрения, постоянно связанного с жизнью, практикой, открытого новым ситуациям и проблемам.


Философия стремится раскрыть суть вещей в их первозданном виде без тени мистики. Она помогает человеку найти ответы на те вопросы, которые имеют для него особенное значение. Природа философских проблем начинается с поиска смысла возникновения жизни. Исторически первыми формами мировоззрения являются мифология и религия. Высшей формой восприятия мира выступает философия. Духовная деятельность предполагает постановку и анализ вопросов вечности, помогает человеку найти свое место в мире, рассуждает о смерти и Боге, о мотивах поступков и мыслей.

природа философских проблем

Предмет философии

Терминология определяет философию как "любовь к мудрости". Но это не означает, что любой человек может быть философом. Важным условием является знание, которые требуют высокого уровня интеллектуального развития. Простые люди могут быть философами лишь на низшем бытовом уровне своего существования. Платон считал, что настоящим мыслителем нельзя стать, им можно только родиться. Предметом философии является знание о существовании мира и понимание его ради нахождения нового знания. Основной целью выступает постижение мира. Специфика и структура философского знания определяет существенные моменты, присущие учению:

  • Вечные философские проблемы. Рассматриваются в общем пространственном понятии. Выделение материального и идеального мира.
  • Анализ проблематики. Рассматриваются вопросы о теоретической возможности познания мира. Поиски статичного истинного знания в переменчивом мире.
  • Изучение вопросов существования общественности.Социальная философия выделена в отдельный раздел философского учения. Попытки узнать место человека на уровне мирового сознания.
  • Деятельность духа или человека? Кто правит миром? Предметом философии является изучение существенных знаний, полезных для развития интеллекта человека и повышения осознанности земного существования.

вечные философские проблемы

Функции философии

Специфика и структура философского знания не могут быть раскрыты в полной мере без выяснения функций учения. Все тезисы взаимосвязаны и не могут существовать по отдельности:

  • Мировоззренческая. Предполагает попытки объяснить абстрактный мир с помощью теоретических знаний. Дает возможность прийти к понятию "объективная истина".
  • Методологическая. Философия использует совокупность различных методов для полноценного изучения вопроса бытия.
  • Прогностическая. Основной упор приходится на существующие научные знания. Формулировка ориентируется на гипотезы о возникновении мира и предполагает их дальнейшее развитие в рамках окружающей среды.
  • Историческая. Школы теоретического мышления и мудрого учения хранят динамику прогрессивного образования новых идеологий от ведущих мыслителей.
  • Критическая. Используется основополагающий принцип о подвержении всего существующего сомнению. Имеет положительное значение в историческом развитии, так как помогает вовремя обнаружить неточности и ошибки.
  • Аксиологическая. Эта функция определяет все мировое существование с точки зрения установленных ценностных ориентиров разного рода (идеологических, социальных, нравственных и других). Наиболее яркое проявление аксиологическая функция находит во времена исторического застоя, кризиса или войны. Переходные моменты позволяют четко определить наиболее важные ценности из существующих. Природа философских проблем рассматривает сохранение главного как основу дальнейшего развития.
  • Социальная. Эта функция призвана объединять членов общества по определенным признакам в группы и подгруппы. Разработка коллективных целей помогает воплотить в реальность глобальные мировоззренческие идеалы. Правильные мысли способны изменить ход истории в любую сторону.

специфика и структура философского знания

Проблемы философии

Любой из видов мировоззрения в первую очередь рассматривает мир как объект. В основе лежит изучение структурного состояния, ограниченность, происхождение. Философия одной из первых начала интересоваться вопросами человеческого происхождения. Другие науки и теории еще не существовали даже в теоретическом понятии. Любая модель мира требует каких-либо аксиом, которые первые мыслители составляли на основе личного опыта и природных наблюдений. Философский ракурс сосуществования человека и природы помогает осознать общий смысл мироздания в направлении развития. Даже естествознание не может дать ответы на подобное философское мировоззрение. Природа вечных проблем на сегодняшний день так же актуальна, как и три тысячи лет назад.

Структура философского знания

Прогрессирующее развитие философии со временем усложняло структуру знания. Постепенно появлялись новые разделы, которые становились самостоятельными течениями с собственной программой. Со времени основания философского учения прошло более 2500 лет, поэтому дополнительных пунктов в структуре существует очень много. Новые идеологии появляются по сей день. Природа философских проблем и основной вопрос философии выделяет следующие разделы:

  • Онтология. Изучает принципы мироустройства с момента основания.
  • Гносеология. Рассматривает теорию познания и особенности философских проблем.
  • Антропология. Изучает человека как жителя планеты и члена мира.
  • Этика. Затрагивает углубленное изучение морали и нравственности.
  • Эстетика. Использует художественное мышление в качестве формы преобразования и развития мира.
  • Аксиология. Подробно рассматривает ценностные ориентиры.
  • Логика. Учение о мыслительном процессе как двигателе прогресса.
  • Социальная философия. Историческое развитие общества как структурной единицы со своими законами и формами наблюдения.

какой раздел философии рассматривает вопросы познания

Где найти ответы на общие вопросы?

Природа философских проблем ищет ответы на общие вопросы. Наиболее полно проблематику рассматривает раздел "Онтология", который пытается найти определение самой главной категории изучения - понятию "бытие". В повседневной жизни это слово используется крайне редко, чаще всего заменяется привычным термином "существование". Природа философских проблем заключается в констатации факта, что мир существует, он является средой обитания человеческого рода и всего живого. Также мир имеет стабильное состояние и неизменную структуру, упорядоченный уклад жизни, устоявшиеся принципы.

Вечные вопросы бытия

Исходя из философских знаний развиваются следующие вопросительные моменты:

  1. Мир существовал всегда?
  2. Он бесконечен?
  3. Планета будет существовать всегда и с ней ничего не случится?
  4. Благодаря какой силе появляются и существуют новые жители мира?
  5. Таких миров множество или он единственный?

философское мировоззрение природа философских проблем

Теория познания

Какой раздел философии рассматривает вопросы познания? Существует специальная дисциплина, отвечающая за познание человеком мира, - гносеология. Благодаря этой теории человек может самостоятельно изучать мир и осуществлять попытки по нахождению себя в структуре мирового бытия. Исследуются имеющиеся знания в соответствии с другими теоретическими понятиями. Изучив, какой раздел философии рассматривает вопросы познания, можно сделать соответствующие выводы: гносеология изучает меры движения от полного незнания к частичному знанию. Именно проблемы этого раздела учения занимают ведущее значение в философии в целом.

природа философских проблем и основной вопрос философии

Методы философии

Как и другие науки, философия берет истоки из практической деятельности человечества. Философский метод - это система приемов для освоения и понимания действительности:

  1. Материализм и идеализм. Две противоречивые теории. Материализм считает, что все возникло из определенной субстанции, идеализм - все есть дух.
  2. Диалектика и метафизика. Диалектика определяет принципы, закономерности и характеристики познания. Метафизика рассматривает ситуацию только с одной стороны.
  3. Сенсуализм. За основу познания берутся чувства и ощущения. И отдается абсолютная роль в процессе.
  4. Рационализм. Рассматривает разум как инструмент изучения нового.
  5. Иррационализм. Методологическое действие, которое отрицает статусность разума в процессе познания.

Философия объединяет все методы и мудрецов, пропагандирующих свои мысли. Она выступает как один общий метод, который помогает в познании мира.

особенности философских проблем

Специфика философского знания

Природа философских проблем имеет двойственный смысл. Особенности знания имеют ряд отличительных особенностей:

  • Философия представляет много общего с научным знанием, но не является наукой в чистом виде. Использует плоды ученых для достижения своих целей - постижения мира.
  • Нельзя называть философию практическим учением. Знания строятся на общих теоретических знаниях, не имеющих четких границ.
  • Интегрирует все науки, выискивая важные аспекты для получения нужного результата.
  • Основывается на примитивных базовых понятиях, полученных путем накопления человеческого опыта в течение жизни.
  • Философия не может оцениваться в полной мере объективно, так как каждая новая теория несет в себе отпечаток мыслей конкретного философа и его личных качеств, создавшего идеологическое течение. Также в трудах мудрецов находит отражение исторический этап, в который происходило становление теории. Можно проследить прогресс эпохи через учение философов.
  • Знание может выступать в качестве художественного, интуитивного или религиозного.
  • Каждая следующая идеология является подтверждением доктрин предыдущих мыслителей.
  • Философия неисчерпаема и вечна по своей сути.

Осознание бытия как проблемы

Бытие означает все, что есть в мире. Существование бытия определяется вопросом: "Это есть?" Небытие также существует, иначе бы весь мир стоял на месте и никогда не двигался. Все приходит из небытия и уходит туда же, основываясь на философское мировоззрение. Природа философских проблем определяет суть бытия. В мире все меняется и течет, поэтому нельзя отрицать существование определенного понятия, откуда все берется и куда все исчезает.

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Мы уже говорили о том, что наличие в струк­туре философского знания так называемых вечных вопросов, зат­рагивающих существование человека и общества, специфическим образом характеризует философское знание.

Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но все-таки не­смотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовав­ших философских учений признать единый предмет исследова­ния, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Какие же это основные философские про­блемы, философские темы?

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Первый вопрос, с которого начи­налось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь – что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее? В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различный вид.

Опи­раясь на различные науки, синтезируя знания из разных облас­тей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, прин­ципов его устройства, первоосновы всего существующего. Философия – дочь своего времени, как писал Фейербах, и в соответствии с этим формировались различные философские модели мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устрем­ленности к познанию тайн мира.

Вторая философская тема – проблема человека, смысла суще­ствования человека в мире. Проблема человека – в центре многих древневосточных философских школ. Антропологический пово­ рот, совершившийся в древнегреческой философии в лице софис­тов, а затем Сократа, зафиксировал еще одну “вечную” философс­кую тему. Человек – мера всех вещей, с точки зрения Протагора.

Софисты отказываются от рассмотрения космологической про­блематики и поворачиваются к человеку. Космос, с точки зрения Сократа, непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Имея это в виду, Гегель говорил о Сократе: “Субъект взял на себя акт приня­тия решения”. В последующем развитии в средневековой филосо­фии человек рассматривается как существо, тяготеющее к злу вследствие своей природы, первородного греха и т.д.

В эпоху ран­них буржуазных революций Декарт провозглашает человеческий разум непогрешимым судьей в вопросах истины: “Мыслю, следо­вательно, существую”. Человек – венец природы, с точки зрения Фейербаха, и в этом смысл его философской антропологии. С мар­ксистской точки зрения, человек – совокупность общественных от­ношений, а в рамках западной философии XX века анализируют­ ся различные феномены человеческого бытия – страх, отчаяние, воля, любовь, одиночество и т.п. До сих пор проблема человека – самая трепетная философская тема.

Третья важнейшая философская тема – проблема отношения человека и мира субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализм во все времена, начиная от античного стихийного материализма и древневосточных мате­риалистических философских школ, решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объек­тивного, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализ­му, принимающему за первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п.

Тема отношения человека и мира на протяжении всей истории философской мысли инициировала постановку и специфическое решение проблемы познаваемости человеком мира, соотношения мнения и знания, истины и заблуждения, возможностей и пределов познания, проникая в механизмы и тайны познавательной деятель­ности человека, поиска критерия истинности наших знаний и т.п.

И, наконец, четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в “мире людей”. Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начи­ная от идеального государства Платона и Конфуция, города Сол­нца Кампанеллы и кончая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества.

В рамках решения самых разнооб­разных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания тек­стов, диалога автора того или иного произведения с читателем, адресатом, который порою через века проникает в сокровенный смысл произведений и благодаря этому “творит” свои личност­ные смыслы и тайны восприятия. Поиск согласия, взаимопонима­ния, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного реше­ ния всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полно­стью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме или построению модели мира, или проблеме человека, исследованию субъективного, или взаимоотно­шению человека и мира, постановке гносеологических вопросов, или же анализу проблемы отношения человека и общества, человека в мире людей.

В исторической динамике менялись акценты в решении этих философских проблем, однако уже в древних философских уче­ниях можно зафиксировать постановку и своеобразное решение каж­дой из выделенных нами философских тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения.

Возможность различных трактовок предмета философии зак­лючена в сложности, многогранности самого предмета исследова­ния. Каждое время, отмечал в связи с этим Л. Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и призывал не забывать о времени, когда было написано то или иное произве­дение. Самые тонкие и драгоценные мысли своего времени и народа концентрируются в философских идеях.

Обобщая различные подходы к определению философии и про­блемного поля ее исследования, отдельные мыслители по-разному трактовали этот вопрос. Аристотель делит философию на теоре­тическую (умозрительную), цель которой – знание ради знания, практическую, цель которой – знания ради деятельности, и твор­ческую (поэтическую), цель которой знание ради творчества.

Ви­зантийский богослов и поэт Иоанн Дамаскин (около 675 – около 753) в своем труде “Источник знания” дает шесть определений философии:

  1. философия есть познание природы сущего;
  2. философия есть познание вещей божественных и человечес­ких, то есть невидимых и видимых;
  3. философия есть помышления о смерти как произвольной, так и естественной;
  4. философия есть уподобление богу, ибо уподобляемся богу мы через мудрость, справедливость, праведность, доброту, когда мы благодетельствуем нашим обидчикам;
  5. философия есть искусство искусств и наука наук, через нее изобретается всякое искусство и всякая наука;
  6. и, наконец, философия есть любовь к мудрости.

Принципиальное значение для философии в ее самом высоком, всемирно-гражданском космическом значении, считает И. Кант , имеют вопросы, отражающие типы отношения человека к миру: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеять­ся? Отдавая высокую дань теоретическому разуму, Кант без коле­баний на первый план выносит практический разум – то, чему учит философия.

Философия воплощает в себе идею совершенной мудрости и указывает высшие цели человеческого разума, связанные с нравственными идеалами и ценностями. А потому все три вопроса, в которых охватывается предназначение философии, можно было бы свести к четвертому – что есть человек? Если существует наука, писал И. Кант, действительно нужная человеку, то

это та, которой я учу – а именно подобающим образом занять ука­занное человеку место в мире, и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. По мнению Канта, ори­ентация на человека и высшие нравственные ценности придает философии достоинство и внутреннюю ценность.

Отдавая дань рационалистически-аналитическому, “объекти­вистскому” взгляду на мир, марксисты основной вопрос филосо­фии формулировали как вопрос отношения мышления к бытию. Ф. Энгельс, акцентируя внимание на научный, рациональный мо­мент нашего взгляда на мир, констатирует: “Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию”.

Основной вопрос филосо­фии, согласно этой позиции, имеет две стороны. Его первая сто­рона – это вопрос о том, что является первичным – дух или мате­рия, материя или сознание. Философы разделились на два боль­ших лагеря, сообразно тому, как они отвечали на вопрос об отно­шении мышления к бытию. Те, которые утверждали, что дух су­ществовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

Вторая сторона основного вопроса философии – как относятся наши мысли об окружаю­щем нас мире к самому миру, познаваем ли мир. Философы, от­рицающие познаваемость мира, называются агностиками.

Датский философ и теолог С. Кьеркегор (1813 -1855 ), чьи философские воззрения сложились под влиянием немецкого ро­мантизма и переоценки рационалистического, “холодного” взгляда на мир, основное предназначение философии видел в осмыслении таких вопросов – где я? Что значит сказать “мир”? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто Я?

Осуществив пересмотр западной философии, как отвлеченной рассудочности и негативной философии, русский религиозный философ, поэт и публицист В. Соловьев (1853 – 1900) противополагает ей цельную философию всеединства и связывает философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса “быть или не быть правде на земле”, пони­мая правду как реализацию христианского идеала. Нравствен­ный аспект не только может, но и должен был быть положен, с точки зрения мыслителя, в основу теоретической философии.

Для французского писателя и философа А. Камю (1913 -1960 ) “есть лишь одна по-настоящему серьезная философская пробле­ма – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаменталь­ный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измере­ния, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью кате­гориями – второстепенно” К В более широком контексте Камю стремится основной вопрос философии связать с проблемой ценности человеческой жизни.

Мы наметили лишь отдельные контуры проблемного поля философского знания, позволяющего “уловить” динамику и многообразие предмета философии.

В рамках же собственно философского знания уже на ранних этапах становления нача­лась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

  • онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;
  • гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;
  • аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;
  • праксеология – учение о практическом отношении челове­ка и мира, активности нашего духа, целеполагании и действен­ности человека;
  • антропология – философское учение о человеке в много­мерных его ипостасях;
  • социальная философия – раздел философии, описываю­щий специфические особенности общества, его динамику и пер­спективы, логику социальных процессов, смысл и предназначе­ние человеческой истории.


Эти разделы не редуцируемы, не сводимы друг к другу, но тесно связаны между собой. В целях наглядности можно пред­ложить схему философского квадрата, вершинами которого бу­дут онтология, гносеология, аксиология, праксеология, а точку, объединяющую эти различные разделы философского знания, будут олицетворять философская антропология и социальная философия, помещенные в центре квадрата

Исследование исторической динамики предмета философии, ее проблемного поля, сравнение философии с мифологией, рели­гией, наукой, искусством, мировоззрением позволяет сделать вы­вод о том, что философия не сводится ни к одному из этих феноме­нов человеческой культуры однозначным образом. Такое сведение означало бы неоправданное снижение существа философии, зак­лючение ее в узкие рамки.

М. Хайдеггер подчеркивает двусмысленность, специфици­рующую философию: философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой; философия кажется похожей на мировоззренческую проповедь, тоже не будучи ею. Философская мысль всегда есть мышление, охватывающее “заодно и понима­ющего человека, и его бытие – не задним числом, а так , что первого нет без второго, и наоборот. Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующей экзистенции”.

В силу этого философия представляется чем-то таким, что, во- первых, каждого касается и до каждого доходит, и, во-вторых, является предельным и высшим К. Хайдеггер пытался осмыслить суть философии, философского вопрошания путем истолкования и осмысления романтического изречения известного поэта Новалиса: “Философия есть, соб­ственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома”.

Философия может быть подобной тягой, когда мы, философствующие, повсюду не дома. Очевидно, быть дома повсюду, значит быть всегда, и глав­ное, в целом. Это “в целом” и его целое мы называем миром. Нас всегда зовет нечто как целое, бытие в целом, к которому и тянет нас в нашей ностальгии. Философская истина есть по существу исти­на человеческого присутствия в мире.

В судьбе человеческого при­сутствия укоренена истина философствования. Философия позволяет человеку поднять собственное присутствие и присутствие других до плодотворной вопросительности. Правда такого пони­мания есть нечто последнее и предельное. Поэтому философия – это всегда противоположность всякой успокоенности и обеспечен­ности, изгнание из повседневности, она подобна вихрю, который находится в самом существе человека, его присутствии, подобно воронке, затягивающей человека в свою середину, чтобы именно таким образом он смог понять свое присутствие. В этом суть ис­тинного настоящего философствования, готовность к опасности философии.

Читайте также: