Художественная культура 16 века кратко в европе

Обновлено: 05.07.2024

1. Каковы основные идеи гуманизма? 2. Что вы знаете о их развитии в Раннее Новое время?

Развитие гуманистических идей в XVI в. Идеи итальянского гуманизма стали утверждаться во Франции, Германии, Нидерландах, Англии. Гуманизм превратился в общеевропейское явление, влияние которого охватывало все сферы творческой деятельности — литературу, театр, искусство и архитектуру. Наряду с университетами и кружками интеллектуалов новыми каналами распространения ренессансной культуры стали королевские дворы. Европейские монархи покровительствовали модным веяниям, стремясь прослыть государями-философами на троне.

Своеобразием отличалось искусство Северного Возрождения, в живописи которого преобладал жанр портрета (лучшие его представители — А. Дюрер (1471—1528) и Г. Гольбейн Младший (1497—1543). В нидерландской живописи были популярны жанровые картины на темы повседневного крестьянского труда и досугов (Питер Брейгель Старший, 1525/30—1569).

В XVI в. культура отдельных стран приобретала всё большее национальное своеобразие. Это было связано с развитием языка, становлением национального самосознания, чему способствовала Реформация — создание независимых церквей, перевод Библии на европейские языки.


Эразм Роттердамский


Томас Mop

Он изобразил людей без прикрас, не пытаясь идеализировать их, подобно другим гуманистам, и показав, что большинство одержимо корыстными и приземлёнными интересами. Такая трактовка людской натуры была первым симптомом кризиса гуманистических представлений о человеке.

Кризис гуманизма. Во второй половине XVI в. в литературе усилились мотивы разочарования в идеале ренессансной героической личности.

Писатели позднего Возрождения не идеализировали человека, вполне осознавая его слабости и пороки.


Уильям Шекспир

Искусство барокко. Противоречивым умонастроениям людей на рубеже XVI—XVII вв. отвечал новый художественный стиль барокко (от итал. barocco — причудливый, странный), возникший в Италии. Другим центром, в котором этот стиль получил преимущественное развитие, стали Нидерланды. В XVII в. он быстро распространился в Европе, в особенности в католических странах. В отличие от искусства Ренессанса с его гармоничностью и просветлённой уравновешенностью, стиль барокко полон движения, эмоций, страстей. Ему свойственны подчёркнутая декоративность и зрелищность; фантазия художников и архитекторов превращала фасады зданий и скульптурные композиции в подобие текущих, бурлящих и вздымающихся волн. Барочные сооружения были нередко перегружены декором — лепниной, скульптурой.

Барокко стало излюбленным стилем католической церкви в эпоху Контрреформации. Оно позволяло передать напряжённость религиозного чувства, экстаз, устремлённость души ввысь, изумление перед масштабами Вселенной и могуществом её Творца. Не случайно лучшие барочные ансамбли возникли в Риме. Ярчайшим представителем архитектуры барокко был Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680), создавший ансамбль площади перед собором Святого Петра в Ватикане.

Живопись также испытала на себе влияние барокко. Одним из самых интересных итальянских художников рубежа XVI—XVII вв. был Микеланджело да Караваджо (1573—1610). Его живопись казалась современникам очень необычной из-за резких контрастов света и тени. Персонажи Караваджо исполнены загадочности и значительности, хотя часто это обыкновенные крестьянские юноши.

В Испании XVII век был отмечен взлётом религиозной живописи. Крупнейшим из художников, работавших в Испании, был Эль Греко (Доменико Теотокопули, грек по происхождению, 1541—1614), в творческой манере которого соединилось влияние византийской иконописи и итальянского маньеризма. Он сумел передать экзальтацию, напряжённость религиозного чувства и ощущение мистического величия и единства мира, окружающего людей. Франсиско Сурбаран и Хусепе Рибера создали множество полотен на религиозные сюжеты. Величайший из испанских художников XVII в. Диего Веласкес (1599—1660) больше работал в жанре парадного портрета. Будучи придворным художником Филиппа IV, он оставил великолепную галерею портретов монарха, его близких, придворного окружения. Веласкес любил писать и сцены крестьянского быта, портреты людей из простонародья, грустные лица придворных карликов и шутов.

Самым известным барочным художником, пользовавшимся популярностью при многих европейских дворах, был фламандец Питер Пауль Рубенс (1577—1640). Его картины исполнены динамики, бурных порывов, эффектных поз, неожиданных поворотов. Он любил обнажённую натуру и обилие плоти. Даже в картинах на религиозные темы его привлекало напряжение человеческих тел, мышц, игра эмоций на лицах. Рубенс был великолепным колористом, прекрасно владел светотенью и, как никто, умел передать фактуру материала.

Начало революции в естествознании. Если эпоха Возрождения ознаменовалась переворотом во взглядах на человека, то рубеж XVI—XVII вв. в Европе стал началом переворота в естественных науках. Философов и учёных увлекало устройство мироздания и познание законов природы, что привело к подъёму натурфилософии и точных наук — математики, физики, астрономии, геометрии, а также медицины, анатомии, биологии, химии, географии, минералогии. В этих сферах было совершено множество выдающихся открытий.


Николай Коперник

Труды Тихо Браге (1546—1601), выдающегося датского астронома, окончательно опровергли представления о прозрачных небесных сферах, к которым якобы прикреплены звёзды и планеты. Он открыл новую звезду, превосходящую по размерам Солнце. Расчёты Браге подтверждали теорию Коперника. Великий математик и астроном Иоганн Кеплер (1571—1636) сформулировал законы движения планет — так называемые законы Кеплера.

Взгляды Коперника разделял и итальянский монах-доминиканец Джордано Бруно (1548—1600), полагавший, что Вселенная бесконечна и состоит из великого множества миров, сотворённых Богом задолго до нашего. Бруно утверждал, что каждая планета и звезда — это особые миры, среди которых есть и обитаемые. Идеи, противоречившие Писанию, навлекли на Бруно обвинение в ереси, он был арестован и сожжён.


Фрэнсис Бэкон

Подлинный взлёт переживали медицина и анатомия: хирурги-практики уточнили представления о строении человеческого тела, остававшиеся до той поры искажёнными, поскольку церковь осуждала занятия анатомией как святотатство. Как и в других науках, здесь были свои авторитеты: выдающиеся врачи древности Гиппократ и Гален, цитаты из работ которых медики знали наизусть, имея при этом довольно туманное представление о внутреннем устройстве человеческого организма. Многие нелепости и ошибки опровергли немецкий хирург Теофраст Гогенгейм Парацельс (1493—1541) и выходец из Нидерландов Андреас Везалий (1514—1564), давший точное описание человеческого скелета. Систему кровообращения открыли испанец Мигель Сервет и англичанин Уильям Гарвей. Медики исследовали природу распространения инфекции — чумы, оспы, малярии. В тесной связи с медициной развивались химия, биология, ботаника.

Наука и общество. Увлечение точными науками захватило не только учёных, монархи и государственные деятели также проявляли интерес к ним. Многие государи покровительствовали астрономам и математикам, при дворах возникали кружки, объединявшиеся вокруг видных учёных. Поощрение со стороны властей привело к основанию в XVII в. научного Королевского общества в Англии и Академии во Франции (идея её учреждения принадлежала кардиналу Ришелье). Появились первые научные журналы, благодаря которым учёный мир обменивался информацией.

Астрология и алхимия. Занятия астрономией неизменно сопровождались интересом к астрологии — учению о влиянии звёзд и небесных духов на дела людей. Астрологи составляли гороскопы для королей, вычисляя благоприятное расположение планет для важных дел. Астрологами были Т. Браге, И. Кеплер, Д. Бруно. Алхимия — другое непременное увлечение серьёзных учёных XVI — XVII вв. Наряду с химическими опытами, изучением физических свойств металлов и минералов они искали философский камень, якобы позволяющий превратить любой металл в золото. Алхимия опиралась на опытное знание о том, что вещества меняют свои свойства, вступая в реакцию, и считалась полноправной наукой. В ходе алхимических экспериментов было сделано немало ценных открытий.

Охота на ведьм. Парадоксально, но эпоха научного переворота была и временем расцвета самых нелепых суеверий, всплеска демономании — массовой веры в магическую силу колдунов и ведьм, якобы подстрекаемых дьяволом. Эта вера издавна существовала в народной среде, но в XVI—XVII вв. возможность магических действий и контактов с духами стали признавать и учёные, увлекавшиеся астрологией. Убеждённость интеллектуалов в безграничных возможностях человека, способного подчинять себе стихии и таинственные силы природы, оказалась созвучна старинным народным заблуждениям и лишь усиливала их. Церковь, которая раньше отвергала истории о ведьмах как суеверие, также стала относиться к ним всерьёз. Европу захлестнул поток литературы, в которой видные теологи давали классификацию ведьм и способов, с помощью которых те вступают в связь с дьяволом на шабашах, как наводят порчу и варят отравленное зелье. Благодаря книгопечатанию эта литература распространялась огромными тиражами, способствуя нарастанию страхов и истерии. С середины XVI по середину XVII в. в Европе прошло более 50 тыс. ведовских процессов. Поскольку немногие подозреваемые могли выдержать пытки, почти все они, а в основном это были женщины или люди с расстроенной психикой, сознавались в связи с дьяволом. Охоту на ведьм с одинаковым рвением вели как католики, так и протестанты.

Вопросы и задания

Маньеризм – это художественное течение в ряде европейских стран в 16-17 веках. Это направление возникло в период позднего ренессанса, и некоторые исследователи полагают, что оно стало своеобразной реакцией интеллигенции на целый ряд кризисных явлений в период Возрождения.

Общая характеристика эпохи

Маньеризм – это переходный этап от средних веков к раннему новому времени. Это были очень непростые десятилетия в истории западноевропейских стран. Ведь именно тогда происходило формирование новых общественно-политических и экономических систем. Все это было связано с ведением более широких войн, в которых участвовали военно-политические союзы и даже целые блоки государств. Внутри ряда стран произошли серьезные изменения, связанные с переходом к капиталистическому укладу.

маньеризм это

Кроме того, образованное общество того времени было особенно потрясено разграблением Рима в 1527 году. Все эти изменения не могли не повлиять на мировоззрение образованных кругов. Маньеризм – это своеобразная реакция на кризис гуманистических идеалов, которые прославляли человека и его существование. Поэтому многие художники, скульпторы и архитекторы обратились к новым поискам в своем творчестве.

Особенности направления

Новый стиль возник в Италии, потом распространился на ряд европейских стран. В первую очередь его принципы стали разделять художники из Франции и Нидерланд. Для этого направления характерны следующие черты: стремление передать гармонию внешнего и духовного облика, вытянутость и удлиненность линий, напряженность поз. Это отличалось от гармоничного восприятия художников возрождения, которые стремились передать умиротворенность в своих произведениях, а также особенно заботились о пропорциональности форм в композиции.

маньеризм в архитектуре

В скульптуре мастера стали особенное внимание обращать на пластичность и элегантность. В архитектуре также наблюдалось нарушение гармонии форм, характерных для предыдущей эпохи.

В живописи

Школа живописи в Италии стала основательницей нового направления. Оно развивалось в таких городах, как Флоренция, Мантуя. Наиболее видными ее представителями были Вазари, Джулио Романо и другие. Для картин художников данного направления характерны сложная композиция, мифическая перегруженность, особая, светлая цветовая гамма. Темы были самые разнообразные, однако одной из главной было противопоставление любви небесной и любви земной. Спиритуализм был характерен для многих работ живописцев.

школа живописи

Своя школа живописи сложилась и во Франции (в Фонтенбло). Многие нидерландские художники подражали итальянским авторам. В рамках данного направления возник интерес к возрождению рыцарского портрета и средневековой тематики.

Скульптура и строения

Маньеризм в архитектуре также получил широкое развитие. Для зданий в этом стиле характерно нарушение пропорций и линий фасадов. Архитекторы стремились вызвать чувство обеспокоенности у зрителя, в чем проявилось веяние эпохи, а именно кризис ренессансных ценностей и утрата чувства гармонии и покоя. Одним из примеров строений в данном стиле является библиотека Лауренциана во Флоренции (автор – Микеланджело). В данном же стиле была оформлена площадь в Мантуе, а также лоджия в здании галереи в Уффици.

маньеризм в изобразительном искусстве

Маньеризм – это переходной этап между ренессансом и барокко. В скульптуре наблюдались те же явления, что и в архитектуре и живописи. Наиболее ярким представителем является Б. Челлини. Его работы отличаются подчеркнутой изящностью и изысканностью, даже некоторой вычурностью форм и цветов.

Место в культуре

Маньеризм – это важный этап в истории искусства. Многие исследователи видят в нем зачатки рококо и раннего барокко. Разумеется, многие элементы данного направления сказались на последующих течениях. Барокко, например, переняло от этого направления вычурность форм, сложность композиции, рококо – изящность и грациозную манеру изображений. Вообще же маньеризм в изобразительном искусстве, несмотря на все вышеприведенные особенности техники исполнения, – понятие довольно широкое и растяжимое.

ренессанс и маньеризм

Например, в работах художников Возрождения уже прослеживаются черты данного стиля. Рафаэль один из первых несколько отошел от привычной формы классицизма и стал придавать своим фигурам удлиненности. В полотнах Леонардо да Винчи наблюдаются некоторые черты, которые предвозвещают маньеризм: подчеркнутая изысканность некоторых образов и особенная утонченность, одухотворенность.

Влияние

Новый класс - буржуазия по новому смотрела на мир. Владельцы мануфактур, купцы, ростовщики были не менее жестокими и жадными, чем феодалы. Чтобы нажить богатство, они не гнушались ничем. Но в отличие от ленивых феодалов буржуазия была деятельна и предприимчива. Жажда наживы гнала купцов в далёкие и опасные плавания, заставляла их открывать новые земли. Соперничая друг с другом, владельцы мануфактур вводили более совершенные орудия труда и приспособления. На заре своего возникновения буржуазия была заинтересована в развитии науки и техники.

Своим богатством новый класс превосходил феодалов. На деньги, полученные от эксплуатации наёмных рабочих, буржуазия хотела жить весело и красиво. Выполняя заказы богачей, архитекторы строили роскошные дворцы. Художники рисовали картины, скульпторы высекали из мрамора статуи, которыми богачи украшали свои светлые, просторные дома. Буржуазия нуждалась в образованных и талантливых людях.

В XV-XVI веках страны Западной Европы переживали подъём культуры. Он был связан с зарождением нового класса - буржуазии.

2. Интерес к древней культуре.

Отвергая нелепые вымыслы о мире, учёные стали внимательно изучать природу. В это Время в Европа появились первые ботанические и зоологические сады.

Писателей интересовали люди, их радости и страдания. Они описывали бурную жизнь своего времени, воспевали в стихах сильные чувства человека и красоту природы.

Скульпторы и художники внимательно изучали строение человеческого тела. Они изображать людей как можно правдивей.

Деятелей новой, буржуазной культуры интересовал человек и его дела.

3. Интерес к древней культуре.

Образованные люди XV-XVI веков начали проявлять большой интерес к культуре древней Греции и Древнего Рима в отличие от мрачного и без - жизненного церковного искусства произведения древней культуры были жизнерадостны, прославляли красоту человека. Этим они и привлекали к себе новых писателей и художников.

В подвалах монастырей любители древности отыскивали старинные рукописи, в земле откапывали статуи греческих богов и героев. Эти находки ценились очень дорого. Некоторые богачи - любители искусства не жалели денег для приобретения статуй или старинных рукописей. Стало модой знать греческий и латинский языки, на которых говорили современники Перикла и Октавиана Августа. Писатели и художники тщательно изучали произведения древних греков и римлян, восхищались ими, стремились им подражать.

Древняя культура, осуждённая католической церковью и забытая всеми в предыдущие века, как бы снова возрождалась. Поэтому время, когда возникала новая, буржуазная культура, получила название Возрождения.

4 Отношение к феодалам и церкви.

Учёные, писатели и художники Возрождения выступали против церкви. Невежество и глупость священников и монахов, жадность и властолюбие пап стали постоянной мишенью для нападок передовых писателей и поэтов. Ещё до начала реформации в Германии поэт Ульрихфон Гуттен едко высмеивал римского папу. Он писал, что папа подчиняет себе всё с помощью трёх вещей: насилия, хитрости и лицемерия.

Но деятели Возрождения не собирались до конца порывать с религией и церковью. Буржуазия хотела сохранить религию как основу миропорядка.

5. Новая культура и народ.

Культура Возрождения развивалась на основе всего лучшего, что создали народные массы в средние Века. Писатели и поэты перерабатывали басни, сказки и стихи горожан. Архитекторы и скульпторы использовали опыт городских ремесленников.

Но свои произведения деятели культуры Возрождения создавали для немногих - дли богачей и знати. Лишь дети богатых родителей могли учиться в школах. Учёные продолжали писать книги на непонятном народу латинском языке.

Культура Возрождения была культурой зарождавшегося класса буржуазии. Но самые выдающиеся деятели Возрождения создали замечательные произведения, которыми восхищается всё человечество.

Был деревенский священник, очень богатый. Когда у него умерла любимая собачка, он похоронил её на кладбище. Об этом услышал епископ и, покушаясь на деньги священника, вызвал его к себе, чтобы наказать его, как если бы он совершил большое преступление.

Священник, который хорошо знал характер своего епископа, отправился к нему, захватив с собой пятьдесят золотых монет. Епископ приказал вести его в тюрьму. Но хитрый священник сказал епископу: Отец, если бы вы знали, какая умная была моя собачка, вы бы не удивлялись, что она заслужила погребение среди людей. Ибо она обладала умом более чем человеческим как при жизни, так и в момент смерти".

„Что это значит?" - спросил епископ. „Под конец жизни,- сказал священник,- она составила завещание и, зная вашу нужду, завещала вам пятьдесят золотых монет. Я их привёз с собою". Тогда епископ, одобрив завещание и погребение, принял деньги и отпустил священника.

На развитие культуры значительное влияние, как и прежде, оказывала церковь. Укрепление ее положения ставило задачи создания многочисленных произведений в области зодчества, живописи, в книжном деле и пр. С другой стороны, две ведущие силы феодального общества – государство и церковь – соперничали между собо й и в то же время нуждались друг в друге. В середине XVI в. упрочился компромисс между ними. Развитие государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. Церкви отводилась огромная роль в укреплении самодержавной власти, а потому ее идеологическая деятельность приобрела широкий размах.

Ведущей продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками, так как после свержения ордынского ига Российскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой Орды, Литвой, Польшей, Швецией.

К 16 веку культура русских земель претерпела значительные изменения. Если в домонгольский период сильным было византийское влияние, то за период ига и после освобождения она упрочила самобытные и приобрела национальные черты.

Литература в XVI веке

Летописание.

В XVI в. продолжало развиваться русское летописание . С образованием единого государства исчезли различные центры летописания, и оно сконцентрировалось в Москве. Московское летописание XVI в. было подчинено идеологическому обоснованию происхождения самодержавной власти московских великих князей и царя от римского императора Августа, киевских и владимирских великих князей.

Некоторые списки сопровождаются дополнительной статьей — родословием литовских князей, в основу которого положена легенда о низком происхождении первого князя литовского Гедимина, чем подчеркивалось превосходство русской династии над правителями Литовского княжества.

Книга Степенная

Никоновская летопись.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромны летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в.— так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону).

Лицевой свод Никоновской летописи.

Царственная книга

Светские жанры

Появление светских жанров того времени свидетельствует о глубоких преобразовательных процессах, охвативших все сферы русского общества. Помимо традиционных летописей и агиографий (жития святых) появляются беллетристика и книги с занимательными сюжетами.

Исторические повести

Москва-Третий Рим

В мировой практике и, прежде всего, византийской, история царствований излагалась в хронографах, а не летописях. Хронографы в отличие от летописей имели иное мировоззренческое обоснование. Ели основная летопись - представить деяния людей к страшному Суду, то цель хронографа - более историческая, чем религиозная.

Идея "трех царств" - Москва- Третий Рим потребовали для своего отражения иной исторический жанр - хронографы, которые были распространены в Византии. Русские историографы воспользовались давно им известным жанром, и уже в 1512 г. появился Русский хронограф, а за ним последовали и другие.

Последний всплеск летописания произошел во времена Ивана Грозного, ожидавшего Второго пришествия Спасителя в годы своего правления. Но Страшный суд и тогда не наступил. Летописание не исчезло вообще, оно еще велось на окраинах Русского государства, но в монастырях, где возникло в XI-XII вв. прекратилось совсем (и для нас этот факт весьма знаменателен), а в центре, в Москве, стало мирским (т.е. светским).

Великие Четьи - Минеи

Книгопечатани е

В 1552 году царь Иван IV Грозный решил наладить в Москве выпуск печатных книг. Некоторые попытки для этого предпринимались и раньше, но они были неудачными. Для этого в Москву был вызван датский книгопечатник. Официально печатный двор начинает работу в 1563 году, получает щедрые средства из бюджета. Царь, оценив работу, остался доволен и стал лично покровительствовать печатному двору. Считается что всё это время Иван Федоров был учеником Мессингейма, его назначил учиться царь по совету митрополита Макария.

В 1568 году по указу царя Федоров перебирается в Великое княжество Литовское.

Причины отъезда:

- Духовенство, которое занималось переписью книг вручную, боялось, что с развитием книгопечатания они потеряют работу.

- Также противодействие оказывали чиновники, которые видели в книгопечатании что-то новое, и поэтому непонятное.

- Также есть версия, что Иван 4 лично инициировал отъезд Федорова и Мстиславца, чтобы они наладили печать православных книг в Литве.

Федоров открыл во Львове типографию и передал бразды управления типографией старшему сыну, а сам стал разъезжать по командировкам в Европе делился опытом с зарубежными коллегами.

Архитектура

Шатровые храмы.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются ц ерковь Вознесения в селе Коломенском , Покровский собор (Василия Блаженного)

Храм Покрова Богородицы на Рву , более известный всему миру как собор Василия Блаженного , является не менее замечательным памятником архитектуры XVI в. Он был построен русскими зодчими Бармой и Постником в честь покорения Казанского ханства. Храм Василия Блаженного представляет в своем архитектурном строении 9 отдельных башен, соединенных между собою стеною, их окружающею; в них устроено 11 церквей, в двух этажах.

Василий Блаженный.

Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву , где царь Иоанн Грозный указал подписал указ строить Покровский собор , в память покорения Казани в 1552 году. В 1588 году на Поместном соборе Василий Нагой был причислен к лику святых.

Церковь Вознесения в Коломенском

Традиционно считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531-м, году выстроить в Москве несколько Предтеченских храмов, в том числе и знаменитый Иоанновский монастырь на Кулишках. Главным же из этих благодарственных церквей стал храм Вознесения в Коломенском, освященный в 1532 году.

Пятиглавые храмы.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы — в крупнейших русских городах.

Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.

Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре

Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма. Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение. В росписи иконостаса этого собора принимал участие московский живописец Симон Ушаков, роспись стен выполнял Дмитрий Григорьев.

Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Самые известные монахини:

Соломония Сабурова - жена Василия 3

Ирина Годунова- жена зря Федора Иоанновича и сестра царя Бориса Годунова

Софья Алексеевна - сестра Петра Первого, регент

Евдокия Лопухина - жена Петра Первого

Каменное гражданское строительство

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы.

В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо).

Затем в Москве возвели Земляной вал—15-киломстровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Севере (Соловецких островах).

Развивается каменное гражданское строительство. Среди построек можно выделить Александрову слободу , Опрѝчный двор (не сохранился).

Александрова Слобода была построена в 1513 году, как загородная резиденция Василия 3, потом после его смерти она отошла Елене Глинской (в опричь - вдовий надел) , и Ивану Грозному. Иван также использовал Слободу (кремль) в качестве своей загородной резиденции. Именно в Слободу уехал Иван 4, перед тем как начать вводить опричнину. Слобода превратилась в фактическую столицу государства, здесь была учреждена опричнина, в слободе функционировали приказы, Боярская дума и ряд других учреждений. Отсюда был совершён поход на вольный Великий Новгород. В 1581 году царь покинул крепость в Александровской слободе после смерти своего сына Ивана

Андрей Чохов с 1568 по 1632 г. изготовил множество пушек калибром от 92 до 470 мм, длиной до 6 м, весом от 1,2 до 7,2 т.В 1586 г. он отлил Царь-пушку для Кремля. Она стояла возле лобного места, откуда зачитывали царские указы, символизируя силу. мощь власти. Ее длина – 5,34 м, калибр – 890 мм, масса ствола 40 т. Распространено мнение, что Царь-пушка никогда не стреляла . Однако некоторые историки утверждают, что она произвела несколько выстрелов, но не ядрами, а картечью.

в это время активно развиваются. Различные миродержавные теории, вселенские и космологические концепции идеи государственности, а также династические интересы способствовали становлению чувства историзма, все более освобождающегося от аллегорической формы.

В росписи Золотой палаты Кремлевского дворца было немало композиций исторического характера: крещение Руси, история царских регалий Владимира Мономаха, поход Мономаха на Константинополь и т.п. Роспись Золотой палаты — не сохранившаяся до наших дней — памятник светского монументального искусства Древней Руси.

В росписи Грановитой палаты была развернута генеалогия Рюрика, история раздела Киевской земли князем Владимиром и т.д. Первые фрески, исполненные в конце XVI столетия при царе Федоре Ивановиче, просуществовали до второй половины XVII века. Существующая ныне живопись была создана в 1882 году.

Появление жанра парсуны. Парсуна - ранний жанр портрета в Русском царстве, сходный с канонами иконописи.Существует одно единственное, оригинальное изображение Ивана Васильевича в жанре парсуны, хранящее далеко за пределами в России - в Копенгагене. Считается, что именно это изображение он отправил королеве Англии, выдвигая свою кандидатуру в ее супруги.

При всей обширности своей территории Московское государство в середине XVI в. имело сравнительно малочисленное население, не более 6-7 млн. человек (для сравнения: Франция в это же время имела 17-18 млн. человек). Из русских городов только Москва и Новгород Великий насчитывали по несколько десятков тысяч жителей, удельный вес городского населения не превышал 2% от общей массы населения страны. В конце 16 веке возросла грамотность населения Руси. Грамотных дворян и бояр было около 65% , посадских людей – до 40% . Крестьян – до 15%. Образование необходимо было купечеству. На созванном в 1551 г. Стоглавом соборе был поставлен вопрос о принятии мер к распространению просвещения среди населения.

Все основные постройки крестьянского двора были срубные - избы, клети, сенники, мшаники, конюшни, хлева (хотя есть упоминания и о плетневых хлевах). Основным и обязательным элементом такого двора была изба, отапливаемая постройка, утеплённая в пазах мхом, где жила семья крестьянина, где в зимнее время занимались и работали (ткали, пряли, изготовляли различную утварь, инструменты), здесь же в морозы находил приют и скот. Как правило, на двор приходилось по одной избе , но бывали крестьянские дворы с двумя и даже с тремя избами, где размещались большие неразделенные семьи. Как элемент жилища появились сени, которые служат соединительным звеном между двумя постройками - избой и клетью. Но изменение внутренней планировки нельзя рассматривать только формально. Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы - всё это намного улучшило жильё, сделало его более теплым, удобным. Общий подъём культуры отразился и в этом усовершенствовании жилища, хотя XVI век был только началом дальнейших изменений, и появление сеней даже в конце XVI века стало типичным для крестьянских дворов далеко не всех областей России. Как и другие элементы жилища, раньше всего они появились в северных районах. Второй обязательной постройкой крестьянского двора была клеть, т.е. срубное помещение, служившее для хранения зерна, одежды, другого имущества крестьян. Но не все районы знали именно клеть как второе хозяйственное помещение. Традиция мыться в банях среди русских крестьян была не повсеместной. В иных местах мылись в печах.

Основной одеждой в XVI веке была рубаха. Рубахи шились из шерстяной ткани (власяницы) и льняного и конопляного полотна. В XVI веке рубахи носились обязательно с определенными украшениями, которые у богатых и знатных делались из жемчуга, драгоценных камней, золотых и серебряных нитей, а у простонародия, красными нитками. Главнейший элемент такого набора украшений - ожерелье, закрывавшее разрез ворота.Обувь XVI века была весьма разнообразной и по материалам, и по покрою. Археологические раскопки дают явное преобладание кожаной обуви плетеной с лыка или бересты. Это значит, что лапти не были известны населению Руси с древности и были скорей дополнительной, предназначенной для особых случаев обувью.

Что касается сарафанов, то они ещё в XVII веке оставались по преимуществу мужской одеждой, а не женской. С XVII века поверх рубахи женщины стали надевать сарафан, то есть платье без рукавов, которое облегало грудь и расширялось книзу или поневу — шерстяную юбку синего или черного цвета, с украшенным низом

Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Очень распространенным видом хлебной пищи были каши (овсяные, гречневые, ячменные, пшенные), и кисели - гороховый и овсяный. Одним из основных видов питания, следующим по значению, за хлебной и растительной пищей и продуктами животноводства в XVI веке рыбная пища. Для XVI века известны разные способы обработки рыбы: соление, сушение, вяление.

Социальным рубежом окончательного взросления на протяжении всего древнерусского периода считалось заключение брака. Среди крестьянства встречались случаи женитьбы восьми- или девятилетних мальчиков на взрослых девицах. Это делалось для того, чтобы получить в семью лишнего работника. Представители знатных сословий женились и выходили замуж позже, но свадьбы в 12–15 лет были нормой.

В брак молодые вступали по воле родителей и до свадьбы могли вообще не знать друг друга .

Любовь между супругами по большей части умеренна, в особенности у мужей именитых и знатных. Это происходит оттого, что они женятся на девушках, которых раньше никогда не видели, а затем, занятые государевой службой, вынуждены бывают покидать жен и в это время пятнают себя позорными связями на стороне.

Положение женщин весьма плачевно. Они (московиты) не верят в честь женщины , если она не живет взаперти дома и не находится под такой охраной, что никуда не выходит. Они отказывают женщине в целомудрии, если она позволяет смотреть на себя посторонним или иностранцам. Заключенные дома, они только прядут и сучат нитки, не имея совершенно никакого голоса и участия в хозяйстве; все домашние работы считаются делом рабов.

Русская женщина была постоянною невольницею с детства до гроба. В крестьянском быту, хотя она и находилась под гнетом тяжелых работ, хотя на нее, как на рабочую лошадь, взваливали все, что было потруднее, но по крайней мере не держали взаперти. У козаков женщины пользовались сравнительно большею свободою: жены козаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы. У знатных и зажиточных людей Московского государства женский пол находился взаперти, как в мусульманских гаремах. Девиц содержали в уединении, укрывая от человеческих взоров; до замужества мужчина должен быть им совершенно неизвестен. Сделавшись женою, она не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже если шла в церковь, и тогда обязана была спрашиваться. Ей не предоставлялось права свободного знакомства по сердцу и нраву, а если дозволялось некоторого рода обращение с теми, с кем мужу угодно было позволить это, то и тогда ее связывали наставления и замечания: что говорить, о чем умолчать, что спросить, чего не слышать. В домашнем быту часто ей не давали права хозяйства, женщина могла только вышивать весь день и смотреть за детьми, муж мог ее полностью отлучить от управления домашними делами. Обращение мужьев с женами было таково: по обыкновению, у мужа висела плеть, исключительно назначенная для жены и называемая дурак; за ничтожную вину муж таскал жену за волосы, раздевал донага, привязывал веревками и сек дураком до крови — это называлось учить жену ; у иных мужьев вместо плети играли ту же роль розги, и жену секли, как маленького ребенка, а у других, напротив, дубина — и жену били, как скотину. Такого рода обращение не только не казалось предосудительным, но еще вменялось мужу в нравственную обязанность.

Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет и сам погублен будет и в сем веке и в будущем и дом свой погубит.

"Домострой" человеколюбиво советует не бить жены кулаком по лицу, по глазам, не бить ее вообще железным или деревянным орудием, чтоб не изувечить или не допустить до выкидыша ребенка, если она беременна; он находит,

Нередко в таком случае муж заколачивал жену до смерти и оставался без наказания, потому что жена умирала медленно и, следовательно, нельзя было сказать, что убил ее он, а бить ее, хотя по десяти раз в день, не считалось дурным делом. Случалось, что муж таким образом приневоливал ее вступить в монастырь, как свидетельствует народная песня, где изображается такого рода насилие. Некоторые жены мстили за себя доносами. Как ни безгласна была жена пред мужем, но точно так же были мужья безгласны пред царем. Голос жены, как и голос всякого, и в том числе холопа, принимали в уважение, когда дело шло о злоумышлении на особу царского дома или о краже царской казны.

Читайте также: