Природа человека обществознание кратко

Обновлено: 07.07.2024

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Биосоциальная природа человека" из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))

Человек — это живая система, представляющая собой единство физического (биологического) и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В то же время на уровне сознательной психики человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Именно биопсихосоциальная природа человека определила его как высшую ступень эволюции живых организмов на Земле.

Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

Биологическое существо - человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens.

Так, биологическое, указывает на то, что человек является неотъемлемой частью природы. Биологически человек связан с иными формами жизни, схож с другими живыми организмами:

  • анатомией и физиологией (костная, мышечная, нервная системы и т.д.);
  • физиологическими (естественными) потребностями (питание, вода, воздух и т.д.);
  • наличием инстинктов (инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, инстинкт поиска и усвоения пищи и пр.)

Существует множество историй, сохранившихся до наших дней о детях, воспитанных волками, медведями, обезьянами, ягуарами. Но, в отличие от истории сказочного героя Маугли, эти дети лишены даже самых элементарных социальных умений и навыков. Так, они испытывают сложности с такими простыми вещами как прямохождение, одевание, речь. Феральные дети не проявляют интереса к обществу людей, с трудом учатся говорить и являются неразвитыми. Многие из реальных подобных детей умерли в раннем возрасте, потому что не смогли приспособиться к новой жизни.

Таким образом, биологическое и социальное в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности.

Попытки рассматривать человека только с одной из сторон, приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Общая черта биологизаторских концепций — истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Ее представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

Представители социологизаторских концепций абсолютизируют значение общественных отношений и считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избежать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. Врождённые и приобретённые качества Выполнил Лянгузов Глеб

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. Врождённые и приобретённые качества Выполнил Лянгузов Глеб

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. Врождённые и приобретённые качества Выполнил Лянгузов Глеб

1. Философские представления о социальных качествах человека.

1. Философские представления о социальных качествах человека.

Проблема человека – одна из основных в философии. Теория происхождения и раз.

Проблема человека – одна из основных в философии. Теория происхождения и развития человека называется антропогенезом

Подходы к решению вопроса о происхождении человека Название теории Религиозна.

Подходы к решению вопроса о происхождении человека Название теории Религиозная (теологическая) Космическая Эволюционная (Ч.Дарвина) Трудовая (Ф.Энгельса) Сущность теории Человек – творение Бога. Ч. – существо внеземное, пришелец из космоса. Ч. – продукт естественного отбора в процессе эволюции. Труд создал Ч. сформировалось сознание, язык, творческие способности

? Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Почему?

? Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Почему?

Человек – биосоциальное существо Биологическое существо Человек – часть живой.

Человек – биосоциальное существо Биологическое существо Человек – часть живой природы; Тело и мозг – результат деятельности природы; Наличие инстинктов; Анатомия и физиология, биологические потребности. Биологические свойства жёстко не запрограммированы, что ведёт к возможности приспосабливаться Социальное существо Подавление и регулирование инстинктов; Формируется в обществе речь, мышление, навыки; Не мыслит себя вне общества.

? Каковы отличия человека от животного?

? Каковы отличия человека от животного?

Признаки (критерии) человека Прямохождение Мышление Развитие руки Речь Умение.

Признаки (критерии) человека Прямохождение Мышление Развитие руки Речь Умение изготавливать орудия труда и целенаправленно их использовать в производстве

Человек существо Уникальное (неповторим), Универсальное (способен к любому в.

Человек существо Уникальное (неповторим), Универсальное (способен к любому виду деятельности), Целостное (совокупность физического, психического, духовного начала)

Человек высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле представитель род.

Человек высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле представитель рода человеческого.

Индивид Отдельный человек в среде других людей, единичный представитель рода.

Индивид Отдельный человек в среде других людей, единичный представитель рода человеческого

Индивидуальность отличия человека от других людей (внешний облик, совокупност.

Индивидуальность отличия человека от других людей (внешний облик, совокупность социально значимых качеств). Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Индивидуален каждый человек

Личность - человек с социально значимыми качествами: Разум Целеустремлённость.

Личность - человек с социально значимыми качествами: Разум Целеустремлённость Доброта Работоспособность; Учёный Семьянин Студент и др.

Факторы формирования личности Наследственные Социальные - Микросреда - Макрос.

Факторы формирования личности Наследственные Социальные - Микросреда - Макросреда Природно-географическая среда.

? 1.Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному пред.

? 1.Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению. Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется: а) лидер; б) деятель; в) индивид; г) человек; д) личность. 2. На знание основных признаков, характеризующих личность: Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность: а) победитель конкурса эрудитов; б) человек высокого роста; в) “душа” коллектива; г) готов прийти на помощь в любую минуту

Развитие общества – результат деятельности людей Деятельность – человеческая.

Развитие общества – результат деятельности людей Деятельность – человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Различия деятельности человека и активности животного Активность животных При.

Различия деятельности человека и активности животного Активность животных Приспособление к условиям природы Задаётся инстинктом, целесообразная Использование готовых природных материалов Деятельность человека Приспособление и преобразование природных и социальных условий Задаётся инстинктом и ставится самим человеком Целесообразное и целеполагающее

Основные компоненты деятельности Субъект деятельности – это тот, кто осуществ.

Основные компоненты деятельности Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность ( человек, коллектив, общество) Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность ( предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека) Мотив Цель Методы и средства Процесс Результат (процесс)

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность суб.

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать : потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоци и др.

Цель – осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направл.

Цель – осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Действие – активность, направленная на достижение цели.

Средства. Результат. Средства – всё, что используется для достижения цели. Ре.

Средства. Результат. Средства – всё, что используется для достижения цели. Результат – реализованная на практике цель. Может быть - материальным (предметы…) - идеальным (знания…)

Виды действий Вид Его сущность 1.Целенаправленное 2. Ценностно-рациональное 3.

Виды действий Вид Его сущность 1.Целенаправленное 2. Ценностно-рациональное 3. Аффективное 4. Традиционное Поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты действий. Индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т.п. Бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением сознания. Автоматическое, основано на привычках.

Виды деятельности По объектам: Практическая (материально-предметная). Направл.

Виды деятельности По объектам: Практическая (материально-предметная). Направлена на изменение природы, общества Духовная. Связана с преобразованием сознания людей. познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая.

Виды деятельности (продолжение) По результатам: Созидательная – деятельность.

Виды деятельности (продолжение) По соответствию социальным нормам: Законная (.

Виды деятельности (продолжение) По соответствию социальным нормам: Законная (незаконная) Моральная (аморальная) По соотношению с социальным прогрессом: Прогрессивная (реакционная) Созидательная (разрушительная)

Виды деятельности (продолжение) По сфере общественной жизни: Экономическая Со.

Виды деятельности (продолжение) По сфере общественной жизни: Экономическая Социальная Политическая Духовная По характеру: Репродуктивная – повторяющая достигнутое Продуктивная (творческая) – порождающая новое

Виды деятельности, формирующие его как личность, обеспечивающие существование.

Виды деятельности, формирующие его как личность, обеспечивающие существование 1. Игра – форма деятельности в условных ситуациях. Направлена не на результат, а на процесс, на усвоение общественного опыта. 2. Обучение – целенаправленная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предками. 3. Труд – направлен на достижение цели, практически полезного результата . 4. Общение – передача информации, эмоций, настроений.

Виды общения Непосредственное – осуществляется при помощи органов чувств Опос.

Виды общения Непосредственное – осуществляется при помощи органов чувств Опосредованное – осуществляется с использованием специальных приспособлений или изобретённых средств (газета, компакт-диск и т.п) Прямое – личный контакт Косвенное – через других людей

Функции общения Социализации – формирование и развитие межличностных отношени.

Функции общения Социализации – формирование и развитие межличностных отношений Познавательная – получение новой информации Психологическая – определённое воздействие на психическое состояние человека Отождествления – выражение причастности человека к группе (свой, чужой) Организационная – распределение обязанностей, установление правил.

 Общение - это элемент любой деятельности, один из видов деятельности.

Общение - это элемент любой деятельности, один из видов деятельности.

Мышление активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях.

Мышление активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п. совершается в коре головного мозга неразрывно связано с языком

Этапы процесса мышления 1 этап Наличие: потребности (материальной, духовной).

Этапы процесса мышления 1 этап Наличие: потребности (материальной, духовной) или необходимости понять, узнать, объяснить; интереса к новому, неизвестному в мире; умения отделить новое, необычное от известного; стремления узнать, понять, раскрыть новое, неизвестное. Формулирование задачи: определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.

Этапы процесса мышления 2 этап Решение поставленной задачи (мыслительный проц.

Этапы процесса мышления 2 этап Решение поставленной задачи (мыслительный процесс). Используют методы анализа и синтеза, различные умственные операции: сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, конкретизацию и пр.

Этапы процесса мышления 3 этап Достижение нового знания, которым раньше не вл.

Этапы процесса мышления 3 этап Достижение нового знания, которым раньше не владел человек.

Типы мышления Образное – наглядное, в конкретной форме. Понятийное (теоретиче.

Типы мышления Образное – наглядное, в конкретной форме. Понятийное (теоретическое) – использование понятий, теоретических знаний. Знаковое – использование искусственных, знаковых языков.

В процессе мышления человек делает открытия, что позволяет активно воздейств.

В процессе мышления человек делает открытия, что позволяет активно воздействовать на природу, общественную жизнь.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 584 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.06.2018 1935
  • PPTX 1.5 мбайт
  • 51 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лянгузова Светлана Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


В жизни человека природа играет важную роль.Человек не может существовать без общества так же, как и без природы. Человек, природа, общество – взаимосвязанные части, компоненты одной цепочки, составляющие жизни планеты.


Значение природы

  • Природа – это окружающий мир во всем его проявлении. Природой в данном смысле считается все, кроме того, что создается сознанием человека: мысли, образы и идеи.
  • Природа – это все, что развивается и появляется не в ходе человеческой деятельности. По такому понятию, природа делится на 2 составляющие части: живая и неживая. Обе группы существовали до появления человека.
  • Природа – это биосфера планеты Земля, оболочка, в которой происходят живые процессы.


Единство природы и человека

Что связывает человека, природу и общество? Ученые нашли множество доказательств тесного взаимодействия. Человек – это элемент системы, частица, но от него зависит множество процессов. Человек не может существовать вне природы. Это его место жизни. Чем можно аргументировать такое утверждение? Природа дает людям питание. Растения, животные, рыбы появились еще до человека, он нашел в них полезные питательные элементы, без которых не может существовать. То же можно сказать и о воде. Реки, озера, природные водоемы, внутренние воды дают человеку возможность обеспечить себя питьем. Человек не продержится и 3 минут без воздуха. Откуда он его берет?

Из атмосферы. Именно это позволяет сделать вывод: человек и природа – неразделимы. А. Тойнби создал теорию “вызова-ответа” между природой и обществом. Суть теории заключается в том, что природа дает человеку вызов (частые наводнения, засуха, холод, жара, определенные полезные ископаемые), а человек отвечает этим условиям созданием своей особенной культуры (дома на сваях, каменные или деревянные жилища, системы орошения и т.д.)

Некоторые ученые предсказывают наступление эпохи ноосферы, когда будет торжествовать гармония между обществом людей и природой. Данный период еще не наступил, но ученые верят в его скорый и обязательный приход.

Человек – часть природы

Человек – это верхняя ступень развития природы. Ум его позволяет руководить тем, что находиться рядом. В Древнем Китае все живые существа ученые расставили по ступеням: на начальной ступени расположились растения, затем рыбы. Всех остальных поднимали вверх по совершенству и широте интеллекта. На верхней ступеньке оказался человек. Почему? Человек – не просто царь, божество. Он тот, кто отвечает за эволюционные процессы. Он сохраняет историю и то, что появилось за много миллионов лет до него. Человечество постоянно занимается совершенствованием, умом, который приобрел от природы. Направлять силу разума человек должен не на разрушение, а на сохранение всего живого.

Часть своего исторического развития человек прошел через путь, аналогичный всем живым существам, но постепенно выбрал другой: он начинает трудиться. Труд преображает личность. Для труда нужны знания, человек, работая, обретает умения и опыт.

Источник научных открытий

Природа, окружающая человека, дарит ему множество знаний. Постигая ее тайны люди стали мудрее и практичнее. Множество законов было открыто в ходе изучения взаимосвязи компонентов планеты. Человек постигал природу и создавал новое.

ТЕОРИЯ ОГЭ

Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Биологическое в человеке.

Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.

Социальное в человеке.

Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.

Человек и животное.

Особенности, свойственные только человеку.

  • Способность обладать мышлением, анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

Особенности, свойственные только животному.

  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности, свойственные и человеку, и животному.

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Человек, индивид, личность.

Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

Индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

Читайте также: