Приливное трение канта кратко

Обновлено: 30.06.2024

Приливное трение на Земле уменьшает период ее обращения вокруг оси на 4 4 - 10 - 8 с за оборот, что подтверждается астрономическими наблюдениями. Однако в системе Луна - Земля момент импульса должен сохраняться. Земля вращается в том же направлении вокруг оси, в каком Луна - вокруг Земли. [5]

Силы приливного трения , вызываемые лунными приливами, замедляют осевое вращение Земли. [6]

Силы приливного трения , вызываемые лунными приливами, замедляют вращение Земли вокруг своей оси. [7]

Воздействие приливного трения на элементы орбиты Луны ( большую полуось, наклонение и эксцентриситет) хорошо известно. Общая черта всех этих расчетов та, что, если современное приливное запаздывание считать постоянным во времени, то получается, что Земля и Луна были очень близки друг к другу всего 1 7 - 10 лет назад. Это заставило Макдональда [125] предположить, что современная система Земля - Луна возникла относительно недавно и что до этого времени у Земли было несколько меньших лун. Однако наличие огромного количества кратеров на поверхности Луны и отсутствие геологических сведений относительно многочисленных ударов в древних породах делает эту гипотезу невероятной. Таким образом, темп приливной диссипации мог сильно меняться в течение геологического времени, и это усложнение не учитывалось в расчетах динамики Земли и Луны. [8]

Итак, поскольку приливное трение бесспорно тормозит вращение Земли, постольку употребленная на это кинетическая энергия абсолютно теряется для динамической системы Земля - Луна. Следовательно, она не может снова появиться внутри этой системы в виде динамической потенциальной энергии. Луны от Земли, лишь та часть, которая действует на твердую массу земного шара. Та же часть, которая действует на жидкие массы Земли, может дать этот эффект лишь постольку, поскольку она не приводит эти массы в движение, направленное в сторону, противоположную вращению Земли, ибо это движение превращается целиком в теплоту и в конце концов благодаря излучению оказывается потерянным для системы. [9]

Итак, поскольку приливное трение бесспорно тормозит вращение Земли, постольку употребленная на это кинетическая энергия абсолютно теряется для динамической системы Земля - Луна. Следовательно, она не может снова появиться внутри этой системы в виде динамической потенциальной энергии. Луны от Земли, лишь та часть, которая действует на твердую массу земного шара. Та же часть, которая действует на жидкие массы Земли, может дать этот эффект лишь постольку, поскольку она не приводит эти массы в движение, направленное в сторону, противоположную вращению Земли, ибо это движение превращается целиком в теплоту и в конце концов благодаря излучению оказывается потерянным для системы. [10]

Итак, поскольку приливное трение бесспорно тормозит вращение Земли, постольку употребленная на это кинетическая энергия абсолютно теряется для динамической системы Земля - Луна. Следовательно, она не может снова появиться внутри этой системы в виде динамической потенциальной энергии. [11]

С увеличением М, обусловленным приливным трением , возрастает расстояние г между Землей и Луной и уменьшается скорость вращения Луны вокруг Земли. Скорость увеличения расстояния в настоящее время составляет примерно 0 04 см / сут. Хотя она и мала, но за несколько миллиардов лет составляет величину, сравнимую с современным расстоянием между Землей и Луной. [12]

То, что сказано о приливном трении на поверхности Земли, относится также и к гипотетически принимаемому иногда приливному трению предполагаемого жидкого ядра. [13]

Как же обстоит дело в случае приливного трения . [14]

Как же обстоит дело в случае приливного трения . Ясно, что и здесь вся кинетическая энергия, сообщенная притяжением Луны водным массам на земной поверхности, превращается в теплоту как благодаря трению водяных частиц друг о друга в силу вязкости воды, так и благодаря трению воды о твердую оболочку земной поверхности и размельчению противодействующих приливному движению горных пород. Из этой теплоты обратно в кинетическую энергию превращается лишь та исчезающе малая часть, которая содействует испарению водных поверхностей. Но и это исчезающе малое количество кинетической энергии, уступленной системою Земля - Луна тому или иному участку земной поверхности, остается пока что на земной поверхности и подчиняется господствующим там условиям, которые всей действующей на ней энергии готовят одну и ту же конечную участь: превращение в конце концов в теплоту и излучение в мировое пространство. [15]


«На всех небесных телах, у которых, как у нашей Земли, части их свободной поверхности покрыты жидкостью, имеются благодаря трению, тормозящему приливные движения, также и косвенные сопротивления.[406] Эти сопротивления должны, до тех пор пока указанные тела движутся относительно соседних тел, все время отнимать энергию от их относительных движений. Таким образом, если мы станем прежде всего рассматривать действие одной лишь Луны на Землю с ее океанами, озерами и реками, то мы заметим, что оно должно стремиться уравнять период вращения Земли вокруг своей оси и период обращения обоих тел вокруг их центра инерции; ибо до тех пор, пока эти периоды разнятся друг от друга, приливное действие земной поверхности должно все время отнимать энергию от их движения. Чтобы разобрать этот вопрос подробнее и избежать в то же время ненужных усложнений, предположим, что Луна представляет собой однородное сферическое тело. Взаимное действие и противодействие притяжения между массой Луны и массой Земли можно выразить силой, действующей по прямой, проходящей через центр Луны, и сила эта должна тормозить вращение Земли до тех пор, пока оно совершается в период времени более короткий, чем движение Луны вокруг Земли. Поэтому она должна иметь направление, подобное линии MQ на прилагаемом рисунке, которая представляет – разумеется, с огромным преувеличением – ее отклонение OQ от центра Земли. Но силу, действующую на Луну по прямой MQ, можно разложить на силу, действующую по прямой МО в направлении к центру Земли, приблизительно равную по своей величине всей силе, и на сравнительно очень небольшую силу по прямой МТ, перпендикулярной к МО. Эта последняя сила направлена с очень большим приближением по касательной к орбите Луны в направлении, совпадающем с ее движением. Если подобная сила начнет вдруг действовать, то она сначала увеличит скорость Луны; но по истечении некоторого времени Луна, в силу этого ускорения, настолько удалится от Земли, – что, двигаясь против притяжения Земли, она должна будет потерять в скорости ровно столько, сколько она перед этим приобрела от ускоряющей тангенциальной силы. Непрерывно продолжающееся действие тангенциальной силы, действующей в направлении движения, но столь незначительной по величине, что в каждый момент она производит лишь небольшое отклонение от круговой формы орбиты, имеет своим результатом то, что она постепенно увеличивает расстояние спутника от центрального тела и заставляет утрачиваемую кинетическую энергию движения совершать опять такое же количество работы против притяжения центральной массы, какое производится ею самой. То, что происходит при этом, легко понять, если представить себе, что это движение вокруг центрального тела совершается по медленно развертывающейся спирали, направленной наружу. Если допустить, что сила действует обратно пропорционально квадрату расстояния, то тангенциальная слагающая силы. притяжения, направленная против движения, будет вдвое больше возмущающей тангенциальной силы, действующей в направлении движения, и поэтому половина работы, производимой против первой, производится последней, а другая половина производится кинетической. энергией, отнимаемой от движения. Интегральный эффект действия на движение Луны рассматриваемой нами специальной возмущающей причины легче всего найти, пользуясь принципом сохранения моментов количеств движения. Таким образом, мы находим, что момент количества движения, выигрываемый в какое-либо время движениями центров инерции Луны и Земли относительно их общего центра инерции, равен моменту количества движения, теряемому вращением Земли вокруг своей оси. Сумма моментов количества движения центров инерции Луны и Земли, как они движутся в настоящее время, приблизительно в 4,45 раза больше теперешнего момента количества движения вращения Земли. Средняя плоскость первого движения совпадает с плоскостью эклиптики, и поэтому оси обоих количеств движения наклонены друг к другу под средним углом в 23°27,5', углом, который мы, пренебрегая влиянием Солнца на плоскость лунной орбиты, можем принять за теперешний наклон обеих осей. Результирующий, или совокупный, момент количества движения поэтому в 5,38 раза больше момента количества движения теперешнего вращения Земли, и его ось наклонена к земной оси под углом в 19°13?. Следовательно, конечная тенденция приливов состоит в том, чтобы свести Землю и Луну к простому равномерному вращению с этим результирующим моментом вокруг этой результирующей оси, как если бы они были двумя частями одного твердого тела; при этом расстояние Луны увеличилось бы (приблизительно) в отношении 1:1,46, являющемся отношением квадрата теперешнего момента количества движения центров инерции к квадрату совокупного момента количества движения, а период обращения увеличился бы в отношении 1:1,77, являющемся отношением кубов тех же самых количеств. Поэтому расстояние Луны от Земли увеличилось бы до 347100 миль, а период обращения удлинился бы до 48,36 дня. Если бы во вселенной не было иных тел, кроме Земли и Луны, то эти два тела могли бы вечно двигаться таким образом по круговым орбитам вокруг своего общего центра инерции, причем Земля вращалась бы вокруг своей оси в тот же самый период, обращая к Луне всегда одну и ту же сторону, так что вся жидкость на ее поверхности находилась бы в относительном покое по отношению к твердой части шара.

При этом он был того мнения, что это замедление происходит только от приливного трения, т. е. от наличия жидких масс на Земле.

Кант был вправе удовольствоваться этим результатом. Тогда еще отсутствовали все научные предпосылки для более углубленного понимания влияния Луны на вращение Земли. Ведь потребовалось почти сто лет, прежде чем кантовская теория стала общепризнанной, и прошло еще больше времени, пока открыли, что приливы и отливы – это только видимая сторона действия притяжения Солнца и Луны, влияющего на вращение Земли.

Мы видим, что теория эта совершенно не зависит от физико-химического строения соответствующих тел. Она вытекает из общих законов движения свободных небесных тел, связь между которыми устанавливается притяжением, действующим пропорционально массам и обратно пропорционально квадратам расстояний. Она возникла явным образом как обобщение кантовской теории приливного трения и даже излагается здесь Томсоном и Тейтом как математическое обоснование этого учения. Но в действительности эта теория исключает специальный случай приливного трения, хотя ее авторы удивительным образом даже и не подозревают этого.

Трение является тормозом для движения масс, и в течение столетий оно рассматривалось как нечто уничтожающее движение масс, т. е. уничтожающее кинетическую энергию. Теперь мы знаем, что трение и удар являются двумя формами превращения кинетической энергии в молекулярную энергию, в теплоту. Таким образом, в каждом случае трения кинетическая энергия как таковая исчезает, чтобы появиться вновь не в виде потенциальной энергии, в смысле динамики, а как молекулярное движение в определенной форме теплоты. Следовательно, потерянная в силу трения кинетическая энергия пока что действительно потеряна для динамических соотношений рассматриваемой системы. Динамически действенной она могла бы стать вновь лишь в том случае, если бы превратилась обратно из формы теплоты в кинетическую энергию.

То, что сказано о приливном трении на поверхности Земли, относится также и к гипотетически принимаемому иногда приливному трению предполагаемого жидкого ядра.

Любопытно во всей этой истории то, что Томсон и Тейт не замечают, как они для обоснования теории приливного трения выдвигают теорию, исходящую из молчаливой предпосылки, что Земля является совершенно твердым телом, т. е. исключающую всякую возможность приливов, а значит и приливного трения.

(1724-1804) - это немецкий ученый и философ. Кант считается родоначальником немецкого классического идеализма. Родным городом И. Канта является Кенигсберг. Здесь же он учился и впоследствии работал. С 1755 года по 1770 год Кант имел звание доцента, а в период с 1770 г. по 1796 г. - профессора университета.

Еще до 1770 года Иммануил Кант создал "небулярную" космогоническую гипотезу. Эта гипотеза обосновывала возникновение и эволюцию планетной системы в соответствии с принципом первоначальной "туманности". Одновременно с этим философ предположил, что имеется Большая вселенной галактик, причем она находится вне нашей Галактики.

Кроме того, Кантом было разработано учение о замедлении, которое является итогом приливного трения. Последнее имеет место в результате суточного вращения Земли.

Ученый размышлял и об относительности покоя и движения. Все эти исследовательские работы в чем-то повлияли на формировании диалектики. Иммануил Кант считается основателем "трансцендентального" ("критического") идеализма. Этому вопросу посвящены следующие труды Канта:
• "Критика чистого разума" - 1781 год;
• "Критика практического разума" - 1788 год;
• "Критика способности суждения" - 1790 год и др.

Иммануил Кант пересматривает понятие "веры" (которая все-таки остается в его учении) и наполняет его новым философским смыслом (который существенно отличается от теологического). По мнению философа, вера в старом ее понимании вводила людей в заблуждение и заставляла подчиняться суевериям и т.п.

Разрушая постулаты религии, Кант тем не менее остается искренним христианином - он верит в такого Бога, который бы не ограничивал свободу человека. Иммануил Кант рассматривает человека как морального субъекта, причем вопросы этики в учении этого философа становятся центральными.

Иммануил Кант - основатель "критического" идеализма

Переход к подобным воззрениям состоялся в 1770 году. Уже в 1781 году свет увидел труд Канта "Критика чистого разума". За этой книгой последовали "Критика практического разума" (опубликована в 1788 году) и "Критика способности суждения" (опубликована в 1790 году). Эти труды содержали в себе суть "критической" теории познания, учение о целесообразности природы, а также рассуждения по поводу эстетики и этики. Философ пытается обосновать тот факт, что необходимо раскрыть границы познавательных способностей человека и исследовать формы познания. Без подобной предварительной работы не представляется возможным построение системы умозрительной философии. Последнее понятие во времена Канта было синонимично понятию "метафизики". Такого рода исследовательская работа приводит немецкого ученого к агностицизму. Он ратует за то, что наше познание не может воспринять природу вещей, как эти вещи существуют сами по себе. Причем эта невозможность по Канту принципиальна. Более того, познание человека применимо лишь по отношению к "явлениям", то есть способу, с помощью которого опыт человека позволяет обнаружить эти самые вещи. Развивая свое учение, Кант говорит, что только естествознание и математика содержат в себе достоверное теоретическое знание, что, по мысли философа, обусловлено наличием в сознании человека "априорных" форм чувственного созерцания. Философ полагает, что изначально в разуме человека имеется стремление к безусловному знанию, которое ничем нельзя искоренить. Эта особенность связана с высшими этическими запросами. Все это приводит к тому, что рассудок человека пытается найти решение вопросов, связанных с границами мира, теми процессами, которые в нем протекают, существованием Бога, наличием неделимых элементов мира и т.д. Иммануил Кант полагал, что противоположные друг другу суждения (такие как: атомы существуют и неделимых частиц нет, мир безграничен или имеет пределы и т.п.) могут быть обоснованы с абсолютно равной доказательностью. Отсюда следует, что разум как бы раздваивается в противоречиях, то есть по своей природе антиномичен. Однако Кант уверен, что подобные противоречия являются всего лишь кажущимися, и решение такой загадки состоит в ограничении знания в пользу веры. Таким образом, делается акцент на различении "вещей в себе" и "явлений". При этом "вещи в себе" как раз и должны быть признаны непознаваемыми. Получается, что человек в одно и тоже время и свободен, и не свободен. Свободен, потому что является субъектом непознаваемого сверхчувственного мира. Несвободен, потому что по сути является существом в мире явлений.

Иммануил Кант являлся искренним христианином

Философ крайне непримиримо относился к атеизму. Но Кант признается и одним из разрушителей и критиков религиозного мировоззрения. В философском учении этого человека нет места вере, которая способна заменить знание, причем Кант критикует все виды веры. Он говорит, что вера происходит из потребности человека сократить границы неопределенного в окружающем его мире. Вера нужна для того, чтобы нейтрализовать ощущение того, что жизнь человека негарантированна. Таким образом, немецкий философ вступает в некий конфликт с теологическим учением. Однако Иммануил Кант, подвергая критике многие религиозные постулаты, разрушал религию как ее искренний приверженец (как бы это парадоксально не звучало). Он предъявив религиозному сознанию нравственные требования, непосильные для него, в тоже время выступил со страстной защитой Бога. Такого Бога, вера в которого не забирала бы у человека моральное достоинство и не ограничивала бы его свободу. Кант заостряет внимание на том, что вера главным образом является неким вариантом расчетливости. Именно поэтому на протяжении многих лет она приводила к слепому повиновению народа вождям, существованию различных суеверий, появлению религиозных движений, отсюда можно сделать вывод, что внутренняя убежденность в чем-либо, по сути, являлась малодушной верой в откровение. Несмотря на все вышеперечисленное, немецкий философ все-таки сохраняет категорию "веры" в разработке своей теории. Однако в своем учении он ратует за иное понимание веры. Он наполняет это понятие философским и психологическим смыслом, отличным от теологической трактовки. В своих произведениях Кант задается определенными вопросами. "Критика чистого разума" ставит вопрос о том, что же человек может знать. "Критика практического разума" спрашивает о том, что же человек должен делать. И, наконец, "Религия в пределах только разума" задается вопросом, на что же человек собственно может надеяться. Таким образом, последний из вышеприведенных вопросов и обрисовывает собственно проблему веры в том виде, в каком она приводилась внутри философии Канта. Получается, что этот философ сделал бы последовательный (и в его учении вполне логичный) шаг. Если бы совсем исключил понятие "вера", заменив его другим понятием - "надежды". Чем же надежда отличается от веры? Главное отличие состоит в том, что надежда никогда не представляет собой внутреннее одушевление. Она не определяет выбор и не предшествует какому-либо действию. Более того, надежды, в принципе, простительны. Ведь в данном случае речь зачастую идет об утешении. Однако необходимо критическое и настороженное отношения к себе в том случае, если надежда является побудительной силой совершаемого поступка.

Общие законы представляют собой основу абсолютно всех суждений естественных наук

Эти законы не только общие, но и необходимые. Кант разработал учение о гносеологических условиях возможности естествознания. Предметы естественных наук, конечно, отличаются друг от друга. Однако человек может получить научное знание о них только в том случае, если все явления природы и предметы мыслятся разумом не иначе, как производные следующих трех законов. Первый - закон сохранения субстанции. Второй - закон причинности. Третий - закон взаимодействия субстанций. Кант подчеркивает тот факт, что вышеперечисленные закону принадлежат, скорее, рассудку человека, нежели природе. Познание человека непосредственно строит предмет. Конечно, речь не о том, что оно дает ему бытие (порождает предмет). Человеческое познание дает предмету форму всеобщего и необходимого знания, то есть именно ту, под какой и может познаваться. Таким образом, философ приходит к выводу, что вещи природы сообразуются с формами ума, а не наоборот. В связи с этим обстоятельством Иммануил Кант говорит, что сами по себе вещи познать нельзя, так как ничто не составляет их определения. Кант по-особому рассматривает понятие разума. Разум представляет собой способность к умозаключению - это определение дается обычной логикой. При философском обосновании разума Кант рассматривает эту способность, как нечто, чьим непосредственным результатом является возникновение "идей". Идея является понятием о безусловном, поэтому ее предмет невозможно воспринять в ходе опыта с использованием органов чувств. Ведь все, что человек получает опытным путем, обусловлено. Иммануил Кант выделяет три идеи, образуемые разумом. Первая идея - это идея о душе. Все обусловленные психические явления составляют безусловную совокупность. Вторая идея - это идея о мире. Существует бесконечно много причин обусловленных явлений. Все они в безусловной совокупности и составляют суть идеи о мире. Третья идея - это идея о боге. Ее суть состоит в том, что все обусловленные явления происходят по одной безусловной причине. Кант полагал, что естественные науки возможны лишь тогда, когда они говорят об обусловленных явлениях, которые происходят в мире. В тоже время философская наука, основанная на том, что мир представляет собой безусловное целое, невозможна. Таким образом, философ опроверг то, что существование Бога имеет некие теоретические доказательства, более того, он обосновывает, что основа такого рода доказательств является логической ошибкой. По Канту это исходит из того, что само понятие о Боге является основой для теоретического доказательства его существования. Немецкий философ говорит, что понятие ни в коем случае не может служить доказательством того, что оно и обозначает. Только опытным путем может быть обнаружено любое существование, в тоже время в существование Бога необходимо верить. Нравственное сознание человека (его "практический " разум) как раз и требует подобной веры, более того, без веры в Бога нравственный порядок в мире и не может существовать. Иммануил Кант критикует "идеи" разума.

Метафизика - теоретическая наука

Кант отверг такое понимание метафизики, но полагал, что она представляет собой важную часть в философии. Однако ее значение сводилось Кантом к "критике" разума. Подчеркивалась необходимость перехода к практическому разуму от теоретического разума.

Гносеология Канта ставит перед собой задачу преобразования метафизики в настоящую науку

Философ говорит о необходимости нахождения способа такого преобразования. А до этого требуется выявить, почему прежняя метафизика оказалась неудачна. Таким образом, задача гносеологии по Канту двуедина. Существуют два критерия - необходимость и всеобщность. Им удовлетворяют не только математические выводы, но и, как полагает Кант, выводы естествознания. Философ основательным образом изучил современное естествознание. Канта в область своего гносеологического исследования включил не только интеллект, но и чувственность. Все это придало его гносеологическому исследованию глобальный характер. Немецкий философ рассуждал следующим образом. Из-за того, что до какого-то момента метафизика развивалась плохо, то любой человек в принципе может усомниться в возможностях этой науки. В "Критике чистого разума" конкретизируется такой вопрос: "Возможна ли метафизика как наука?". Если ответ положительный, то возникает другой вопрос: "Как метафизика может стать подлинной наукой?" Кант критикует старую метафизику, опирающуюся на познание Бога, души и свободы. Одновременно с этим философ подтверждает факт возможности познания природы.

В центре размышлений Иммануила Канта стоит этика

Как уже было упомянуто ранее этот немецкий философ разделил вопросы практического разума от вопросов теоретического, причем практический разум является более широким понятием. Вопросы практического разума предполагают выяснение, что же человек должен делать. Проблемы этики выделяются в таких важных трудах Канта как "Метафизика нравов", "Основы метафизики нравственности", "Критика практического разума" и др. Каждый человек способен к моральным поступкам. При этом он на добровольной основе осуществляет свой долг. Этот факт подтверждает реальность свободы, поэтому если найти закон ее обозначающий, то на его основе возможно построение метафизики нового типа. И немецкий философ находит требуемый закон. Это категорический императив. Его суть состоит в том, что поступки любого человека должны сводиться к тому, чтобы его воля была способна оказаться основой всеобщего законодательства. Таким образом, Кант выражает закон, который можно применить к каждому разумному существу. Это обстоятельство свидетельствует о широте практического разума. По Канту закон категорического императива приобретает и такой оттенок. Человек должен быть не средством, а целью (как и человечество в целом). Получив такую формулировку данного закона, немецкий философ заявляет, что человек верит в Бога, потому что является существом моральным, а не является моральным существом потому, что верит в Бога. Кант говорит, что нецелесообразно рассуждать о человеческих обязанностях перед Богом. Точно также не следует выводить религиозные принципы построения государства.

Мораль в философии Иммануила Канта - это способ достижения требуемого результата

Это не так. В подобном понимании нравственность представляет собой не что иное, как прагматическая задача, умении достигать обозначенной цели эффективно. Нельзя поспорить с тем, что такого рода принципы нельзя отделить от жизни человека, в связи с этим немецкий философ называет их условными императивами. Однако такие правила не затрагивают проблему непосредственного определения цели, а только констатируют наличие средств для ее осуществления. Более того, не всякая цель по своей сути является нравственной, а для достижения благой цели могут быть применены и аморальные средства в том числе (пусть они даже будут эффективными). Мораль далеко не всегда одновременно совпадает с целесообразностью, именно нравственность осуждает одни цели и признает другие.

Абсолютный предел каждого человека, по мнению Канта задается нравственными законами

Они определяют ту границу, после пересечения которой человек может потерять свое достоинство. Кант понимает, что часто все на земле происходит не по этим самым нравственным законам. В связи с этим философ рассуждает о двух вопросах. Первый касается непосредственно законов морали. Второй исходит из того, как эти принципы реализуются в человеческой жизни (в опыте). Таким образом, философия морали оказывается разделенной на два аспекта - априорную и эмпирическую части. Первая представляет собой собственно мораль. Кант называет ее метафизикой нравственности. Вторая часть - это практическая антропология или эмпирическая этика. Метафизика нравственности, по мнению Канта, предшествует практической антропологии. Чтобы определить моральный закон, необходимо выявить абсолютный закон, так как именно абсолютная необходимость свойственна моральному закону. Иммануил Кант, отвечая на вопрос о выборе абсолютного начала, говорит, что таковым является добрая воля. Речь идет о чистой и безусловной воле, для которой свойственна практическая необходимость и отсутствуют какие-либо посторонние воздействия. Если за здоровьем, мужеством и др. не находится чистая добрая воля, то заявлять, что эти качества (как и многие другие) обладают безусловной ценностью, ни в коем случае нельзя. Например, самообладание может перерасти в хладнокровие, если за ним не стоит добрая воля, на которую не влияют никакие внешние мотивы.

Только для разумного существа характерно обладание волей

Воля представляет собой практический разум. Немецкий философ считает, что предназначение разума состоит в управлении человеческой волей. Разум в некоторой степени препятствует состоянию безмятежной удовлетворенности. Опыт неразумных существ (то есть животных) свидетельствует о том, что инстинкт хорошо справляется с такой задачей как, например, самосохранение. Более того, скептики античных времен принимали разум за основу всех человеческих страданий. Трудно противоречить немецкому ученому в том плане, что простые люди (которые поддаются действию природного инстинкта), гораздо чаще радуются жизни и чувствуют себя счастливыми. Говоря более простым языком: счастливее живет тот, кто живет проще. Таким образом, вряд ли разум дан человеку только для того, чтобы выявлять средства для счастья, скорее, он необходим для поиска непосредственно доброй воли. Существование чистая добрая воля в отсутствие разума невозможно. Это связано с тем, что она не включает в свое понятие никаких эмпирических элементов. Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что центральное место в философии И. Канта принадлежит отождествлению доброй воли и разума.

Путь преобразования мира связан с действиями субъектов

Основой осуществления этих действий по Канту являются нравственность и свобода. История действий человека образуют историю всего человечества. Социальные проблемы могут быть решены за счет моральных аспектов. Отношения людей должны быть построены согласно закону категорического императива, который является главным нравственным законом. Социальное действие субъекта и представляет собой суть практической философии Канта. Воля становится для человека законом под воздействием свободы. Воля, формирующаяся по законам нравственности, и свободная воля для немецкого философа представляются идентичными понятиями.

Понятия "законы" и "максимы" занимают важное место в нравственном учении Иммануила Канта

Закон отражает выражение значимости для каждой личности. Максимы представляют собой принципы воли, которые субъективны, то есть применимы к какому-то единичному лицу или группе лиц. Императивы Кант подразделяет на гипотетические и категорические. Первые исполняются только при наличии конкретных условий. Вторые являются обязательными всегда. В случае, когда речь идет о нравственности, то для нее должен быть характерен только один высший закон - это и есть категорический императив.

ТРЕНИЕ ПРИЛИВНОЕ — приливная волна (см. Приливы и отливы) обегает Землю в направлении, обратном ее вращению в течение суток и вследствие трения о дно океанов в мелких местах, а также встречая преграды в виде материков теряет часть своей кинетической энергии, в конечном итоге преобразуемой в тепло. Значительная часть этого тормозящего вращение Земли действия приходится на сравнительно мелкое с сильными течениями Берингово море. Т. п. вызывает постепенное замедление вращения Земли и удаление Луны от Земли. При этом увеличивается продолжительность суток примерно на 0,001 сек за 120 лет, что подтверждается дошедшими до нас наблюдениями древних солнечных затмений.

Геологический словарь: в 2-х томах. — М.: Недра . Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др. . 1978 .

Смотреть что такое "ТРЕНИЕ ПРИЛИВНОЕ" в других словарях:

Приливное взаимодействие — Рис. 1. Тело в поле тяготения массы (расположена справа за границами рисунка). Вверху: Силы тяготения максимальны для частей тела, ближних к тяготеющей массе и минимальны для дальних частей. Внизу: приливные силы как разность сил, действующих на… … Википедия

Приливное воздействие — Рис. 1. Тело в поле тяготения массы (расположена справа за границами рисунка). Вверху: Силы тяготения максимальны для частей тела, ближних к тяготеющей массе и минимальны для дальних частей. Внизу: приливные силы как разность сил, действующих на… … Википедия

Приливы и отливы — (франц. marées, нем. Gezeiten, англ. tides) периодические колебания уровня воды вследствие притяжения Луны и Солнца. Общие сведения. П. всего заметнее по берегам океанов. Тотчас после малой воды наибольшего отлива, уровень океана начинает… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Дарвин, Джордж Говард — У этого термина существуют и другие значения, см. Дарвин. Джордж Говард Дарвин George Howard Darwin … Википедия

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА — Солнце и обращающиеся вокруг него небесные тела 9 планет, более 63 спутников, четыре системы колец у планет гигантов, десятки тысяч астероидов, несметное количество метеороидов размером от валунов до пылинок, а также миллионы комет. В… … Энциклопедия Кольера

ЛУНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ — Истории Луны интересна не только сама по себе, но и как часть общей проблемы происхождения Земли и других планет Солнечной системы. В последнее время мы много узнали о физических и химических характеристиках Луны. Эти данные получены не только с… … Энциклопедия Кольера

Жизнепригодность планеты — При ведении дискуссии о потенциальной обитаемости той или иной планеты, всегда речь идет об экстраполяции информации о земных условиях и условиях, существующих в Солнечной системе … Википедия

Приливная сила — Рис. 1. Тело в поле тяготения массы (расположена справа за границами рисунка). Вверху: Силы тяготения максимальны для частей тела, ближних к тяготеющей массе и минимальны для дальних частей. Внизу: приливные силы как разность сил, действующих на… … Википедия

Приливные взаимодействия — Рис. 1. Тело в поле тяготения массы (расположена справа за границами рисунка). Вверху: Силы тяготения максимальны для частей тела, ближних к тяготеющей массе и минимальны для дальних частей. Внизу: приливные силы как разность сил, действующих на… … Википедия

Иммануил Кант — один из выдающихся мыслителей XVIII в. Влияние его научных и философских идей вышло далеко за рамки эпохи, в которую он жил. Кант выдвинул ряд новых и для своего времени передовых научных идей: гипотезу о возникновении Солнечной системы из диффузных твердых частиц материи, гипотезу о космическом значении приливного трения, догадку о существовании целой системы внешних галактик. Канту принадлежит дальнейшее — после Декарта и Галилея — развитие идеи об относительности движения и покоя.

Оглавление

Содержание
1 Биография
1.1 Этапы творчества
2 Философия
2.1 Теория познания
2.2 Этика Иммануила Канта
2.3 Эстетика Иммануила Канта
3 Краткое содержание философии Канта
4 Литература

Файлы: 1 файл

Философия Канта.docx

1.1 Этапы творчества

2.1 Теория познания

2.2 Этика Иммануила Канта

2.3 Эстетика Иммануила Канта

3 Краткое содержание философии Канта

Иммануил Кант — один из выдающихся мыслителей XVIII в. Влияние его научных и философских идей вышло далеко за рамки эпохи, в которую он жил. Кант выдвинул ряд новых и для своего времени передовых научных идей: гипотезу о возникновении Солнечной системы из диффузных твердых частиц материи, гипотезу о космическом значении приливного трения, догадку о существовании целой системы внешних галактик. Канту принадлежит дальнейшее — после Декарта и Галилея — развитие идеи об относительности движения и покоя.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности.

В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей , даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорят, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр. Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.

Умер Кант в восьмидесятилетнем возрасте 12 февраля 1804 года.

Был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

критический (начинается с 1770 или с 1780-х гг.)

Таких чистых форм чувственного наглядного представления две: пространство и время. Кант отказывается, как это он делал раньше, признать пространство и время объективными формами материального мира. Теперь он считает иначе: в мире вещей-в-себе ни пространства, ни времени нет. Пространство и время — лишь субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на внешние предметы. Такое наложение является необходимым условием познания: вне пространства и времени мы ничего познать не можем. Но именно поэтому между вещами-в-себе и явлениями лежит непроходимая пропасть (трансцензус): мы можем знать только явления и ничего не можем знать о вещах-в-себе.

В конечном счете аргументы философа сводятся к тому, что всем людям, и прошлым и нынешним поколениям, присущи якобы одни и те же представления пространства и времени, которые не может изменить никакой опыт и никакая наука. Но именно наука (и прежде всего наука XX века) опровергла кантовские аргументы. Во-первых, объективные свойства пространства и времени не неизменны, а зависят от материи и движения. Во-вторых, и субъективные представления о времени и пространстве у взрослого и ребенка, культурного человека и дикаря, у людей разных культур весьма и весьма различны, что подтверждают и этнографические и психологические исследования.

Рассудок — это вторая ступень познания. (Первая — чувственность). Посредством чувственности, считает Кант, предмет нам дается. Но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Орудия, инструмент рассудочного познания — категории. Они присущи рассудку изначально. Многообразие явлений накладывается на сеть категорий, которые придают нашему знанию уже не эмпирически-случайный, а всеобщий, необходимый, т. е. научный, характер. Научное знание есть знание категориальное. Это верно, но дальше Кант рассуждает уже как субъективный идеалист; рассудок не открывает законы природы, а диктует природе их. Единство категорий, и познавательная (синтетическая) способность их имеют своим источником, по Канту, не объективное материальное единство мира, а трансцендентальное единство самосознания.

Сила рассудка — в его синтетической способности. Но эта способность у него не полная, небезграничная. Она ограничена пределами опыта, за эти границы рассудок выйти не может. Однако сам рассудок не знает своих собственных границ, да и знать их не хочет. Он постоянно преступает эти границы, т. е. стремится из мира явлений (на который только и распространяется его законодательная власть) проникнуть в мир вещей-в-себе. Но, покинув границы опыта (став, тем самым, уже не рассудком, а разумом), он попадает в область неразрешимых противоречий, а его суждения необходимо становятся иллюзорными.

Но почему же он, несмотря на это, признается высшей ступенью, высшей инстанцией познания — не твердо стоящий на своих ногах рассудок, а противоречивый, вводящий нас в заблуждение разум? Именно потому, что чистые идеи разума (Кант называет их принципами) выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок. Идеи разума можно сравнить с линией горизонта, которая, хотя и недосягаема, дает возможность человеку ориентироваться в пространстве, идти правильно к намеченной цели. И все же Кант остался в теории познания метафизиком: противоречивость разума (т. е. противоречивость бесконечности) он истолковывал как признак слабости, неспособности разума проникнуть в сущность вещей, тогда как в действительности это было свидетельство его величайшей силы, на что позже указывал Гегель.

Читайте также: