Причины возникновения субкультур кратко

Обновлено: 05.07.2024

Личность можно охарактеризовать несколькими характеристиками.
1. Палитра персональных качеств. У каждой личности есть определенный набор индивидуальных качеств, которые выделяют ее из толпы. Эти качества могут носить как положительный, так и отрицательный характер.
2. Система ценностей. Ценности определяют круг наших интересов. Так мы выражаем свое отношение к явлениям действительности, межличностным отношениям.

3. Наличие социальной роли. Личность не может быть пустым местом. Она несет определенную общественную функцию, приносит благо для всех людей.

Личность проявляет себя в процессе самореализации.

О самореализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самореализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ.

Важнейшим этапом на пути к самореализации является профессиональное самоопределение личности – процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.

Профессиональное самоопределение понимается как длительный процесс освоения профессии и самореализации в ней, охватывающий большую часть жизни человека.

Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура.

Субкультура – система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Субкультуры меняются настолько быстро и настолько разнообразны в один отдельно взятый промежуток времени в пределах одного большого пространства, что иногда нет возможности их даже назвать.

По сути, главное в понятии субкультуры – это приставка суб-, обозначающая голое структурное противостояние, направленное против явлений большой культуры

Представители субкультуры имеют культуру собственную, собственную настолько, что, имея общий с большой культурой разговорный язык, они вкладывают в те же слова другие ощущения, другие понятия, за всем этим стоит принципиально иная символика.

Под субкультурой следует понимать основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений подростков, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самореализации индивида. Таким образом, любая субкультура является способом выражения индивидуальности молодых людей.

Причины появления молодежных субкультур

Появление молодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов. Главными из них являются:

· Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).

· Недостатки системы образования.

· Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.

· Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения. Присоединение к неформальной группе - нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации). Причины вступления в группы:

ü непонимание родителей -

ü Среди прочих были названы: стремление к защищенности;

ü подражание, группирование;

ü эмоциональная насыщенность общения;

ü стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.

Быть причастным к какой-либо субкультуре происходит в силу возраста: молодой человек стремится найти себя, понять себя и мир вокруг, это занятие непростое, каждый идет своим путем. И есть второй фактор: молодежь как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга вместе со всеми позитивными и негативными явлениями.

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разные группы, движения. Эти условия и являются сплачивающим фактором, формирующим коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Возникновение молодёжной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:

1) Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Какого общество – такова и молодёжь, следовательно и молодёжная субкультура.

4) Стремление выделиться, обрести автономность и независимость, носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в группе – легче.

Характеристика отдельных молодёжных субкультур

Субкультура: эмо

Основное время провождение – тусовки.

Эмо не любят, когда на них обращают внимание, не хотят общаться с посторонними, не дают интервью и не отвечают на вопросы.

Настораживает эмоциональная неустойчивость эмо, которую можно объяснить следующими причинами:

Нагнетание подобного поведения принятием алкоголя и наркотиков.

Эмоциональным человек может быть только от природы. С одной стороны эмоциональный человек – сверхчувствительный (до слез) к чужому несчастью, в какой-то степени слабый: не умеет переживать неприятности. С другой стороны – это человек с повышенным чувством юмора, видит смешное там, где не видят другие. Вряд ли всех эмо можно отнести к тем или другим категориям людей.




Нельзя сказать, что эмо-культура имеет принципиальное отличие от других неформальных объединений.

Субкультура: панки

Место рождения – гараж

Современные панки отличаются от панков 90-х: они стали украшать тело разными татушками, у многих тату занимают всю поверхность тела, видимую и невидимую. Они делают многочисленные пирсинги, бодимодификацию (т.е. меняют форму частей тела, разрезая язык, имплантируя силикон под кожу, обрезая мочку ушей), искажают тело маниакальные нарезами или увечьями.

Из всего сказанного следует:

Панковская субкультура может нанести вред неустойчивой психике подростка.

Специалисты-медики утверждают, что бодимодификация.(прокалывание частей тела)

опасна для здоровья, чревата попаданием инфекций.

Несоблюдение гигиены ведет к различным заболеванием.

Внешний вид панков не соответствует менталитету славянских народов

Субкультура: стиляги

Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Фельетоны, карикатуры и критические статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской власти:

В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…

Вывод: Стиляги влияют на подростка. Именно со стиляг в своё время взяли красивые платья, колготки, а сейчас буквально каждого можно назвать стилягой по краскам внешнего вида! Но есть и минусы стиляг - не хотели работать, им нравилось только играть на саксофоне и проводить время в своё удовольствие, никакой ответственности.

Название субкультуры: Рэперы

Происхождение названия: Рэп от англ. rap — легкий стук, удар (намек на ритмичность рэпа).

Дата появления: 1970-е г.

Страна: Америка, район Нью-Йорка - Бронкс

Стиль одежды: 80-е г. – мешковатая одежда, кроссовки Adidas, Puma и ботинки Fila, серьги, значки.

Сейчас - каждый рэпер одевается модно и ярко.

Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук).

Увлечение подростка той или иной музыкальной культурой вовсе не значит начало его распада как личности. Совсем наоборот, это часто приводит к благоприятным последствиям. Например, повзрослев, ребенок сам становится рок или рэп-звездой, добивается больших успехов и признания. И в любом случае он получает необходимый, пусть иногда и негативный опыт. Так что, друзья, слушайте ту музыку, которая нравится именно вам, и не обращайте внимания, если вам говорят, что это вредно или неправильно! Музыка губит людей? Едва ли! Музыка спасет мир? Бесспорно!

1979 год считают годом рождения готической субкультуры. В ход пошла черная одежда и длинные волосы того же колора (черные волосы, чтобы не забывать о смерти, черные ногти и подводка на глазах – настоящий вампирский макияж). Девушки облачились в макси-юбки, корсеты, зашнуровали на ногах высокие ботинки, накрасили черным губы и ногти (корсет, юбка-макси – совсем как в Средние века; массивные ботинки – нужно всегда твердо стоять на своих позициях; шипы – защита от окружающего мира, есть в гардеробе любого гота.). Обвешались серебряными украшениями с египетской, христианской и кельтской символикой: крестами, распятиями, пентаграммами – символами смерти, вечной жизни, хаоса. Котировались летучие мыши, а также гробики, крестики, черепа. Разумеется, в виде изображений. Не так давно движение вспыхнуло с новой силой.

Из сказанного следует, что готическая субкультура небезобидна. Она не учит подростка добиваться цели в жизни, искажает действительность. Постоянные мысли о загробной жизни подавляют психику, порождают пессимизм, уныние, нежелание думать о будущем. Не находит место в этой субкультуре жизнелюбие, радость от достигнутого, мотивация к учебе и труду, удовлетворение от жизни, чуткое отношение к родным, близким, друзьям, бережное отношение к собственному здоровью.

Название субкультуры: Хиппи

Дата появления: 1940-1950-е г.г.

Увлечения: Философия Востока, мягкий рок, в частности, группа "Аквариум", этническая музыка разных народов.

Хиппи влияют на человека в большей степени положительно т. к приносят умиротворение, спокойствие, романтизм, веру в Бога, чего в современном обществе не хватает.

Название субкультуры: Байкеры

Происхождение названия: от англ. bike - "мотоцикл"

Дата появления: середина 1901 г.

Стиль одежды: Кожаные брюки, кожаные куртки и перчатки, темные очки, борода.

Поведение: Всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру – Скорости. Байкер живет и умирает, стремясь к запредельному.

По моему мнению байкеры несут свободу, проявляя её в полёте на таком транспорте, как мотоцикл, но не всегда такое проведение времени приводит к хорошему. Большинство байкеров умирает, попадая в аварии и что страшно, среди них есть подростки.

При незначительных отличиях все субкультуры имеют общие позитивные стороны: стремление к самовыражению, самореализации; желание быть независимым от мнения других, обратить на себя внимание, быть непохожим, самоутвердиться в среде сверстников. Как указывалось, это- тенденция подросткового возраста, это нормально. В рамках толерантности эти субкультуры имеют право быть, если не преступают закон.

С моей точки зрения, негативными сторонами субкультур являются: внешний вид, от которого шарахаются прохожие; использование модификаций тела: порезы, проколы, бугры, рубцы и т.д.; татуировки на теле; отсутствие желания трудиться; многочасовые тусовки; алкоголь и наркотики (нельзя сказать, что все неформалы являются алкоголиками или наркоманами, но ни в одной субкультуре это не возбраняется).

Таким образом, молодёжные субкультуры так или иначе влияют на развитие подростков.

Приложение №1 Эмо


Приложение № 2 Панк






Возникновение молодёжной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:

1) Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Какого общество – такова и молодёжь, следовательно и молодёжная субкультура.

4) Стремление выделиться, обрести автономность и независимость, носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в группе – легче.

Характеристика отдельных молодёжных субкультур

Субкультура: эмо

Основное время провождение – тусовки.

Эмо не любят, когда на них обращают внимание, не хотят общаться с посторонними, не дают интервью и не отвечают на вопросы.

Настораживает эмоциональная неустойчивость эмо, которую можно объяснить следующими причинами:

Нагнетание подобного поведения принятием алкоголя и наркотиков.

Эмоциональным человек может быть только от природы. С одной стороны эмоциональный человек – сверхчувствительный (до слез) к чужому несчастью, в какой-то степени слабый: не умеет переживать неприятности. С другой стороны – это человек с повышенным чувством юмора, видит смешное там, где не видят другие. Вряд ли всех эмо можно отнести к тем или другим категориям людей.

Нельзя сказать, что эмо-культура имеет принципиальное отличие от других неформальных объединений.

Субкультура: панки

Место рождения – гараж

Современные панки отличаются от панков 90-х: они стали украшать тело разными татушками, у многих тату занимают всю поверхность тела, видимую и невидимую. Они делают многочисленные пирсинги, бодимодификацию (т.е. меняют форму частей тела, разрезая язык, имплантируя силикон под кожу, обрезая мочку ушей), искажают тело маниакальные нарезами или увечьями.

Из всего сказанного следует:

Панковская субкультура может нанести вред неустойчивой психике подростка.

Специалисты-медики утверждают, что бодимодификация.(прокалывание частей тела)

опасна для здоровья, чревата попаданием инфекций.

Несоблюдение гигиены ведет к различным заболеванием.

Внешний вид панков не соответствует менталитету славянских народов

Субкультура: стиляги

Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Фельетоны, карикатуры и критические статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской власти:

В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…

Вывод: Стиляги влияют на подростка. Именно со стиляг в своё время взяли красивые платья, колготки, а сейчас буквально каждого можно назвать стилягой по краскам внешнего вида! Но есть и минусы стиляг - не хотели работать, им нравилось только играть на саксофоне и проводить время в своё удовольствие, никакой ответственности.

Название субкультуры: Рэперы

Происхождение названия: Рэп от англ. rap — легкий стук, удар (намек на ритмичность рэпа).

Дата появления: 1970-е г.

Страна: Америка, район Нью-Йорка - Бронкс

Стиль одежды: 80-е г. – мешковатая одежда, кроссовки Adidas, Puma и ботинки Fila, серьги, значки.

Сейчас - каждый рэпер одевается модно и ярко.

Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук).

Увлечение подростка той или иной музыкальной культурой вовсе не значит начало его распада как личности. Совсем наоборот, это часто приводит к благоприятным последствиям. Например, повзрослев, ребенок сам становится рок или рэп-звездой, добивается больших успехов и признания. И в любом случае он получает необходимый, пусть иногда и негативный опыт. Так что, друзья, слушайте ту музыку, которая нравится именно вам, и не обращайте внимания, если вам говорят, что это вредно или неправильно! Музыка губит людей? Едва ли! Музыка спасет мир? Бесспорно!

1979 год считают годом рождения готической субкультуры. В ход пошла черная одежда и длинные волосы того же колора (черные волосы, чтобы не забывать о смерти, черные ногти и подводка на глазах – настоящий вампирский макияж). Девушки облачились в макси-юбки, корсеты, зашнуровали на ногах высокие ботинки, накрасили черным губы и ногти (корсет, юбка-макси – совсем как в Средние века; массивные ботинки – нужно всегда твердо стоять на своих позициях; шипы – защита от окружающего мира, есть в гардеробе любого гота.). Обвешались серебряными украшениями с египетской, христианской и кельтской символикой: крестами, распятиями, пентаграммами – символами смерти, вечной жизни, хаоса. Котировались летучие мыши, а также гробики, крестики, черепа. Разумеется, в виде изображений. Не так давно движение вспыхнуло с новой силой.

Из сказанного следует, что готическая субкультура небезобидна. Она не учит подростка добиваться цели в жизни, искажает действительность. Постоянные мысли о загробной жизни подавляют психику, порождают пессимизм, уныние, нежелание думать о будущем. Не находит место в этой субкультуре жизнелюбие, радость от достигнутого, мотивация к учебе и труду, удовлетворение от жизни, чуткое отношение к родным, близким, друзьям, бережное отношение к собственному здоровью.

Название субкультуры: Хиппи

Дата появления: 1940-1950-е г.г.

Увлечения: Философия Востока, мягкий рок, в частности, группа "Аквариум", этническая музыка разных народов.

Хиппи влияют на человека в большей степени положительно т. к приносят умиротворение, спокойствие, романтизм, веру в Бога, чего в современном обществе не хватает.

Название субкультуры: Байкеры

Происхождение названия: от англ. bike - "мотоцикл"

Дата появления: середина 1901 г.

Стиль одежды: Кожаные брюки, кожаные куртки и перчатки, темные очки, борода.

Поведение: Всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру – Скорости. Байкер живет и умирает, стремясь к запредельному.

По моему мнению байкеры несут свободу, проявляя её в полёте на таком транспорте, как мотоцикл, но не всегда такое проведение времени приводит к хорошему. Большинство байкеров умирает, попадая в аварии и что страшно, среди них есть подростки.

При незначительных отличиях все субкультуры имеют общие позитивные стороны: стремление к самовыражению, самореализации; желание быть независимым от мнения других, обратить на себя внимание, быть непохожим, самоутвердиться в среде сверстников. Как указывалось, это- тенденция подросткового возраста, это нормально. В рамках толерантности эти субкультуры имеют право быть, если не преступают закон.

С моей точки зрения, негативными сторонами субкультур являются: внешний вид, от которого шарахаются прохожие; использование модификаций тела: порезы, проколы, бугры, рубцы и т.д.; татуировки на теле; отсутствие желания трудиться; многочасовые тусовки; алкоголь и наркотики (нельзя сказать, что все неформалы являются алкоголиками или наркоманами, но ни в одной субкультуре это не возбраняется).

Таким образом, молодёжные субкультуры так или иначе влияют на развитие подростков.

Отличительной чертой хиппи были длинные волосы у девушек и у парней, что вызывало резкое осуждение консервативной части советского общества. Помимо волос, хиппи отличало миролюбивое отношение к жизни, желание заниматься искусством и саморазвитием.

Панки тоже всегда выделялись из толпы своим внешним видом: прежде всего - ирокезом, а затем и пирсингом, и одеждой. Панки считали себя анархистами и не признавали любую власть, вели себя вызывающе, тем самым показывая свое презренное отношение к современному обществу и его строю.

Металлисты всегда были преимущественно мужской субкультурой. Их часто путают с панками, однако существует множество различий, большинство из которых кроется в самой металл-музыке. Большинство групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, многие группы затрагивают проблему добра и зла.

Необходимо упомянуть о таких субкультурах как, готы и эмо. Они появились в начале 80-х годов прошлого века.

Готы традиционно отдают предпочтение черному цвету в одежде. Многие из них прибегали к белому гриму лица, придавая ему неестественно бледный цвет, им была свойственна различная оккультная символика. Причиной их возникновения считается готический рок.

Направление эмо тоже связывают с музыкой. Музыка, как можно понять из названия субкультуры, была эмоциональной, эти эмоции обеспечивались голосом вокалиста. Характерной отличительной чертой являлась одежда с яркими розовыми тонами.

Из вышеизложенного следует, что появление субкультур напрямую зависит от музыки, которая характерна для определенного промежутка времени. Именно она, стиль ее исполнения и текста песен способствовали развитию субкультур. В настоящее время она не потеряла способность влиять на людей: в зависимости от музыки, которую слушает человек, формируются его приоритеты, взгляды, а затем, соответственно, действия.

Понятие субкультуры как системы ценностей, принадлежащей социальной группе людей объединённых по интересам, не противоречащим ценностям традиционной культуры, а дополняют её. История и причины ее появления. Социальный механизм образования субкультур.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 16.04.2015
Размер файла 30,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по социальной психологии

Выполнила: Студентка 4 курса

Содержание

2. История возникновения субкультур

3. Причины появления субкультур

4. Виды субкультур

Список используемых источников

Введение

субкультура социальный ценности

Современное общество не однородно. Каждый человек - это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих людей похожие интересы и запросы, и чтобы удовлетворить их, необходимо объединиться друг с другом, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур - объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) - не исключение.

Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка. Впервые к этой проблематике обратились социологи в 60-е годы XX века [8]. В России с конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало более заметным. В последние годы молодежной субкультуре уделяется гораздо больше внимания.

Объект изучения: субкультура.

Предмет изучения: причины появления и виды субкультур.

Актуальность: Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся представителями различных субкультурных направлений. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.

Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как социально-психологический феномен.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

1) Рассмотреть понятие субкультуры, историю ее возникновения.

2) Выяснить причины формирования современных субкультур.

3) Ознакомиться с классификацией субкультур.

Методы: анализ продуктов деятельности.

Впервые данный термин появился в научной литературе только в 30-х годах XX века, а его широкое распространение пришло на шестидесятые годы XX века за рубежом и восьмидесятые годы в нашей стране [13]. Это было связано с большим интересом к молодежным движениям, в первую очередь, с движением хиппи.

Субкультура - это система ценностей, принадлежащая некоторой социальной группе. Разновидности субкультур не ограниченны, пока существует человечество, развивается наука и социальная инфраструктура, будут возникать сообщества связанные одними интересами, профессиональными навыками и просто условиями жизни. Внутри каждой такой ячейки, как следствие, возникают свои правила, нормы и законы, регулирующие взаимоотношения между людьми данного "подвида" субкультуры. Существует такая точка зрения, что субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связаны с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения [8]. Символы субкультур - это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов - это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой - символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

Таким образом, субкультура в социологии и культурологии - часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей - носителей субкультуры.

2. История возникновения субкультур

Молодежная субкультура, в том виде, в котором мы наблюдаем ее сейчас - возникла двадцатом веке, на определенном этапе жизни общества, а соответственно, связана с теми изменениями, которые произошли в жизни общества в последнем столетии, а конкретней во второй его половине [2, с.14-15]. К первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой, у нас в стране можно отнести стиляг. Второй всплеск субкультур пришелся на 70-е годы. Буквально взрыв контркультурной активности пришелся на начало перестройки. В 87-89 годах уже можно было насчитать не меньше десятка различных неформальных движений. А в 89-90 об этом заговорили не только в периодической прессе, но и в научной.

Проблема молодежной контр- и субкультуры была поднята как социальная проблема. И именно к середине 80-х годов следует приписывать зарождение в нашей стране молодежной контркультуры как таковой. С середины и до конца 90-х гг. молодежные субкультуры продолжают свое развитие, трансформацию, меняются направления, пристрастия, численность тех или иных группировок. Процесс глобализации привлекает к себе внимание общественности, мигом становясь причиной для формирования двух противоположных политических лагерей.

Конец двадцатого века это безумное время, когда каждый сходит с ума по-своему. [16].В это время постепенно появляются такие субкультуры, как анимэ, эмо, падонки, гламур, а вместе с ним и антигламур. Теперь каждое убеждение может стать причиной для основания нового течения

3. Причины появления субкультур

В исследованиях, направленных на поиск причин, приводящих молодых людей в субкультуру, на первом месте стоит одиночество, непонимание родителей, отсутствие доверия, взаимного понимания, принятия, уважения, любви; конфликты между родителями; на втором - привлекательность качеств в подростках из субкультур - смелость, независимость, умение отстоять себя.

Подходы западных социологов к выделению причин возникновения молодежных субкультур различны [12]. Так Р. Левинталь говорил о том, что старшее поколение все меньше может помочь младшему при выработке норм поведения, соответствующих новым жизненным проблемам. Стремления молодежи не удовлетворяются ни в прагматично ориентированных семьях, ни в традиционных учреждениях и организациях, которые охраняют устаревшие ценности и нормы. Чаще всего субкультурные проявления молодежи выражаются в разных формах асоциального поведения отдельных групп молодых людей, которые шокируют общество своим внешним видом, манерами, интересами, выбором стиля жизни и пр. Речь идет о так называемом “шок-протесте”.

По Парсону, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых - это “нетерпение” детей занять место отцов в социальной структуре [12]. Однако дело кончается вхождением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.

У М. Мид иная точка зрения: молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации [12]. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, прежних позиций в ней нет. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. Результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой.

Так или иначе, анализ субкультур западными учеными основывается на опыте деятельности неформальной молодежи в условиях развитой демократии и стабильной экономики, а также на бихевиористских концепциях (т.е. изучение ведется по линии выявления девиантного поведения).

Одним из основных факторов формирования субкультуры, а также присоединения к ней подростка, по мнению многих исследователей, в частности Я. Гилинского, является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей [14].

3) Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе. Неудовлетворенная потребность в самоактуализации переживается как чувство обыденности, проскальзывания жизни. Фактически молодой человек при этом ощущает, что он отсутствует как социальный субъект. Жизнь распланирована не им, и в ней не играет никакой заметной роли его собственная активность. Возникает желание испытать свои способности, проверить что он может сам и, таким образом, решается на эксперимент, чтобы ответить на вопрос: существует ли он как человек, как социальное существо?

5) Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера. Субкультуры являются своеобразными социальными нишами, где могут получить признание подростки, обреченные быть отверженными традиционными социальными институтами. Другими словами, субкультура осуществляет своего рода стихийную социальную реабилитацию, организуя гиперкомпенсаторное поведение, при котором повышается самооценка, чувство собственной значимости. Субкультура как любая терапевтическая группа, обладает механизмами, обеспечивающими ее терапевтичность: схожесть проблем, выслушивание друг друга, эмоциональное отреагирование, моральная поддержка, взаимопонимание, исповеди, обмен жизненным опытом, советы, выработка альтернативных сценариев поведения и т.д..

8) Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье, школе. Членство в субкультуре удовлетворяет и эту потребность.

Это наиболее важные потребности, которые подростки могут реализовать, приобщившись к субкультуре. Фрустрация любой из них не обязательно приводит молодого человека в субкультуру, многое зависит от целого ряда внешних обстоятельств и особенностей его личности.

4. Виды субкультур

Выделяют два вида молодежных субкультур: - ингруппы -- группы, с которыми молодой человек себя отождествляет; - аутгруппы -- группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущая свое отличие от принадлежащих к этим группам.

По специфике поведения членов группы выделяют [3, с. 15].:

- просоциальные -- группы, которые не несут угрозу обществу, а, наоборот, демонстрируют позитивность и готовность помогать;

- асоциальные -- группы, демонстрирующие критичность по отношению к каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

- антисоциальные -- группы, в которых не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить

А. В. Толстых предложил следующую типологию молодежных субкультур [7, с. 16]:

2) эколого-этические субкультуры -- занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду (зеленые);

3) нетрадиционные религиозные субкультуры -- в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4) радикальные молодежные субкультуры -- отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5) субкультуры образа жизни -- группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки, эмо);

6) субкультуры по интересам -- молодые люди, объединенные общностью интересов -- музыкальных, спортивных и др.

В то же время С. С. Фролов предложил свою типологию субкультур [5, с. 59]:

1) романтико-эскапистские субкультуры -- ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры);

2) анархо-нигилистические группы -- отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки);

4) криминальная субкультура -- ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

- альтернативная -- характеризуется выработкой отличающихся от общепринятых, рекомендуемых моделей поведения, форм проведения досуга, образа жизни;

- социальная -- нацелена на решение конкретных социальных задач (экологическое движение, этнокультурное движение, движение милосердия);

- политическая -- направлена на изменение политической ситуации в стране в соответствии с идеями группы. Существует классификация субкультур по ведущим ценностям [10]:

2) гедонистско-развлекательные (рейверы, рэпперы), направленные на получение удовольствий, поиск развлечений;

4) радикально-деструктивные (анархисты, панки), направленные на переустройство общества, отрицание существующих норм.

Однако наиболее современной и понятной является классификация, разработанная Верной А. [10]:

- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс- культура.

- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит - байкеры, байкеры.

- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

- Элита: мажоры, рейверы.

- Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

- Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

1) В ходе работы было рассмотрено понятие субкультура, а также история ее возникновения. Существует множество понятий данного термина, наиболее общее из которых определяет субкультуру как часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей, в более узком смысле, термин означает социальные группы людей - носителей субкультуры. История субкультур насчитвыет не более столетия, в нашей стране пик развития субкультур пришелся на 70-80е гг. XX века, однако и в наши дни продолжается активное появление новых субкультур и развитие уже существующих.

2) Далее были изучены причины формирования молодежных субкультур. Разные авторы указывают на различные причины ухода молодежи в субкультурные группировки, однако, обобщив, можно выделить следующие наиболее встречающиеся причины: удовлетворение возрастных актуальных потребностей в самоактуализации, самоидентификации, автономности от взрослых, в принадлежности к референтной группе и признание оной.

3) Также были проанализированы классификации субкультур. Несмотря на многообразие представленных классификаций, можно сделать вывод, что субкультурные феномены легко поддаются описанию, однако их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков.

В заключении нужно отметить, что молодежь очень часто выстраивает свою социокультурную реальность, приобщаясь к нормам и ценностям определённой субкультуры, принимая её модели поведения, стилистические особенности, ценностные ориентиры, которые впоследствии будут формировать цели, мотивы выбора того или иного жизненного пути, следования тем или иным идеалам. Принимая ценности агрессии, нетерпимости в процессе выстраивания взаимоотношений с людьми, обществом молодые люди обрекают себя на путь разрушения, способствуют формированию асоциальных моделей поведения, в то же время, приобщаясь к ценностям взаимоуважения, толерантности, принятия самоценности каждого человека, молодёжь выстраивает социокультурную реальность на постулатах гармонии и созидания, что является основным условием формирования общества постиндустриального типа.

Субкультура и контркультура являются частью одного целого, между ними много общего и переход из субкультуры в контркультуру вполне возможен. Все классификации субкультур очень условны, и созданы для упрощения работы с ними, субкультуры не поддаются четкой типологизации, так как построены на индивидуальности, а не на стандартности.

В мире существует большое количество субкультур, все они отражают внутренний мир молодежи и являются способом удовлетворения потребности в самовыражении.

Список используемых источников

2. Бабахо В.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? / В.А. Бабахо //Общественные науки и современность, 1996г. №3.

5. Психология развития, Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2008г

9. Советский энциклопедический словарь (СЭС) [Текст] / Под ред. А.М. Прохорова. - 4-е изд. - М.: Советская Энциклопедия, 1987. - 554c 16

Подобные документы

Сущность субкультуры как проявление потребности в самовыражении, её элементы. История и причины появления молодёжных субкультур, их особенности и классификация. Социальные условия и социальные последствия формирования современных молодежных субкультур.

курсовая работа [81,9 K], добавлен 24.09.2013

Социологическое понятие и системы ценностей субкультур. История создания и типы субкультур, молодёжные субкультуры XXI века. Влияние субкультур на формирование молодого поколения России и на общество в целом. Особенности психологии неформальности.

презентация [3,3 M], добавлен 13.05.2013

Основные понятия и история возникновения субкультур. Деятельность, мировоззрение, внешняя атрибутика наиболее популярных молодежных субкультур. Причины вступления молодых людей в неформальные объединения. Эмпирическое исследование молодежных субкультур.

курсовая работа [165,1 K], добавлен 05.08.2010

История появления молодежной субкультуры - части общественной культуры, отличной от той, которая существует в обществе на данном этапе развития. Виды субкультур и их основные признаки, гендерный состав. Имидж эмо, одежда и атрибутика, характерные жесты.

реферат [26,0 K], добавлен 21.05.2016

Понятие молодежной субкультуры, причины появления. Изучение различных видов неформальных молодежных объединений, их отличия друг от друга, основные идеи, формы организации, элементы субкультуры. Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России.

Хиппи лежат в траве

Под субкультурой понимают часть общественной культуры, отличающуюся от той, которая преобладает в обществе на данный момент. Субкультуры молодежи объединяют всех, кто имеет что-то общее и верит в определенные идеалы. Некоторые варианты таких объединений понятны только узкому кругу посвященных членов.

Для каждого человека свойственно меняться и познавать новое. Особенно остро это ощущается в период взросления: желание обрести свою индивидуальность и изменить мир толкает молодых людей на поиски себя и смысла жизни. Так появляются молодежные субкультуры. Девушки и юноши объединяются по интересам, создавая отдельные движения, которые отличаются стилем жизни и одежды, а также поведением.

Функция таких социальных объединений – это предоставление молодым людям возможности реализоваться и выделиться из общей массы, найти новых друзей, которые бы понимали, принимали их такими, какие они есть и разделяли их взгляды.

История появления советских субкультур

1950-е годы

1960-1980-е годы

Вторая волна припадает на конец 60-х, начало 80-х годов. На нее оказали влияние как внутренние, так и внешние условия. Субкультуры молодежи этого периода характеризуются:

  • зарождающейся аполитичностью;
  • интернационализмом;
  • ориентированностью на внутренние проблемы.

Металлисты

Молодежь этого периода любит музыку и рок-н-ролл, в обиход входят наркотики. Новое движение стало более глубоким и продолжительным.

1986 год

Основные виды субкультур молодежи

Хиппи

Хиппи

Они относятся к одной из самых старых молодежных субкультур. Сформирована она была в середине 60-х годов 20-го века в Сан-Франциско.

Молодежь проводила свое время в дискуссиях и полемике, музицировала и предавалась свободной любви. Алкоголь и наркотики на тусовках считались привычным явлением.

У хиппи нет привязанности к дому, они постоянно путешествуют, не имея никаких средств к существованию. Они поклоняются свободе, любят цветы и гулять босиком. Идеи этого движения живы до сих пор.

Растаманы

Растаман

Эта субкультура несколько похожа на хиппи. Растафари – это особая религия всеобщего бога Джа. Участники этого движения являются убежденными пацифистами, которые категорически осуждают расизм.

Говоря об особенностях растаманского движения в России, можно заявить, что в такие объединения в основном входят молодые поклонники музыки регги.

Панки

Стиль одежды такой молодежи соответствует образу мыслей и поведению – предпочтение отдается несвежим футболкам и джинсам с дырками и потертостями. Картину дополняет любовь к выпивке, дракам и наркотикам ввиду отсутствия других увлечений.

В 1979 году движение панков проникло в СССР. Одними из первых его приверженцев стали известные рок-музыканты Санкт-Петербурга Андрей Панов и Виктор Цой.

Девушки готы

Датой зарождения готики считается конец 70-х годов 20 века. Основой этой субкультуры был пост-панк. Первые готы очень многое переняли у панков, сделав основным цветом своей одежды черный (могли быть незначительные вкрапления белого или красного). Дополняли одежду серебряные украшения.

В самые первые формирования входили молодые люди, которые были фанатами музыкальных готических групп. Впоследствии у готов появился собственный стиль жизни, они приобрели свой менталитет и иерархию.

Субкультура готов существует и в наши дни. Имидж участников движения очень сложен и формируется из специфической одежды, обуви, аксессуаров, прически и мейкапа.

Музыка этого движения имеет несколько видов:

Поклонники такой музыки выделяются в отдельную субкультуру и называются эмокидами. Характерной внешней особенностью такой молодежи является яркая одежда, прическа и макияж.

Мажоры

Золотая молодежь

Они щеголяют модной аппаратурой и заграничной техникой. Мажоры легко идут по жизни, любят и умеют отдыхать (часто на служебной даче, доставшейся родителям). Они в числе немногих могут выезжать за границу вместе с родственниками жить в капиталистических странах.

Уровень мажора связан с положением его родителей. Важны также личные достижения в школе или вузе. Он общается только с равными себе, остальных же просто не замечает, или относится покровительственно либо презрительно.

Юноши яппи

Такие молодые люди не демонстрируют свою успешность, не выставляют богатства напоказ и не сорят деньгами. Они сдержаны и уверены в себе, строгие, идеально сшитые костюмы, говорят сами за себя.

Жизнь яппи известна только узкому кругу посвященных людей, часто описывается в журналах, издаваемых за свой счет.

Хакеры

Такая молодежная субкультура, которая включает в себя программистов и компьютерных пользователей, для которых характерна наступательная линия поведения в сети интернет.

Проблемы субкультур

Отношение к определенному движению – субкультуре – это попытка поиска себя, шаг к взрослению и пониманию мира. Некоторые подростки впоследствии легко возвращаются к привычному для общества образу жизни, другие же, наоборот, испытывают трудности в общении с внешним миром.

Читайте также: