Крещение варварских племен кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 496 г. король франков Хлодвиг (от этого имени происходит французское имя Людовик) принял католическую религию.

Он был крещен епископом Реймса Святым Реми. Много позже этот прецедент будет взят за образец французскими королями, которые станут короноваться в Реймсе, ведя происхождение этой церемонии от Хлодвига.

Под влиянием своей жены Клотильды, дочери короля бургундов Гомбода, уже крещенного, он заставляет креститься свою армию и народ.

Мы еще вернемся к политическому значению этого крещения.

Европа после вторжений: варварские королевства

После взятия Рима вождь германского племени герулов сверг последнего западноримского императора. Этот последний император, словно в насмешку, носил имя Ромулус (так звали мифического основателя Рима) Августулус (маленький Август). Вождь герулов Одоакр отправил императорские знаки отличия императору Востока, сказав при этом, что теперь достаточно иметь одного императора!

Фактически же Западная Римская империя уже давно перестала существовать. Вторгшиеся германские племена разделили ее территорию.

В Италии с 489 г. герулов сменили остготы; Испания и часть Галлии к югу от Луары составили королевство вестготов. Королевство бургундов (они дали название Бургундии) занимает долины Соны и Роны; вандалы, пройдя через Испанию, остановились в 430 г. в северной Африке, где создали свое королевство; алеманны занимают центральную Германию (Баден-Вюртемберг, немецкую Швейцарию), а также часть прежней Галлии — Эльзас и Лотарингию.

Британия захвачена англами и саксами, которые вытесняют кельтов на запад (в Уэльс) и на север (в Шотландию). Речь идет о том острове, который римляне называли Британией, а мы сегодня — Англией (или Великобританией).

Часть бриттов переправилась через Ла-Манш в область Арморика, которая будет называться Бретань. Это современная французская провинция того же названия.

Франки, уйдя из Центральной Германии (Франкония), заняли левый берег Рейна и север Галлии (современная Бельгия и север Франции). Они делятся на две племенные группы — рипуарских франков в долине Рейна и салических, приморских франков.

Становление Франкского королевства

В 481 г. Хлодвиг становится, после своего отца Хильдерика и деда Меровея (о котором почти ничего не известно, но именно он дал имя династии Меровингов), королем (военным вождем) салических франков района Турнэ.

В 486 г. Хлодвиг напал на владения римского генерала Сиагрия в междуречье Луары и Соммы и захватил их. Затем он добивается своего признания королем всеми салическими франками, уничтожив своих соперников.

Алеманны были отброшены к югу, а Хлодвиг присоединил значительную часть их территории, включая правый берег Рейна. Он также воспользовался своей победой, чтобы навязать свою власть рипуарским франкам.

В 507 г. Хлодвиг разбил вестготов возле Пуатье, в Вуйе, и оттеснил их в Испанию, завоевав тем самым всю Галлию от Луары до Пиренеев, за исключением района Нарбонны, оставшегося в руках вестготов.

Хлодвиг, таким образом, оказался во главе Франкского королевства, которое занимает почти всю Галлию (кроме королевства бургундов) и часть Германии.

Политическое значение крещения Хлодвига

С падением императорской власти галло-римляне, став объектом варварских завоеваний, сплачиваются вокруг единственного авторитета, существующего в обществе, а именно вокруг церкви, представленной епископами.

Некоторые варварские племена (остготы, вестготы, вандалы) приняли христианство, но присоединились к арианской ереси (по имени Ария, который отрицал божественность Христа), поэтому варвары и галло-римляне оказались противниками как в плане религиозном (галло-римляне были католиками), так и в плане политическом.

Ведущей идеей Хлодвига было стремление получить поддержку крупных галло-римских землевладельцев через посредство их наставников епископов. Принятие им христианства стало залогом этого союза. В конце концов Хлодвиг, первый варварский король, принявший католицизм, получит признание всех католиков, что объясняет ту легкость, с какой он смог распространить свою власть на завоеванных территориях.

Союз Франкского королевства с церковью останется постоянно действующим фактором политики как во времена Меровингов, так и их преемников Каролингов.

Хлодвиг, как мы сказали, вначале был всего лишь племенным вождем.

Воссоединение франкских земель произошло в 538 г. при правлении Хлотара I, а также при короле Дагобере с 629 по 639 гг. Франкское королевство расширилось за счет Бургундии и германских территорий — Тюрингии и Вестфалии.

В конечном итоге выделились три большие государственные единицы: Нейстрия (между Соммой и Луарой), Австразия (Рейнская область, Лотарингия, Шампань) и Бургундия.

Христианство зародилось в I веке в Палестине. В канун Средневековья оно становится господствующей религией Римской империи. Какие причины побудили принять крещение короля франков Хлодвига, исповедавшего язычество? Какое место занимала христианская церковь в управлении государством в раннем Средневековье? Какую роль сыграло принятие христианства франками в развитии Западной Европы? Ответить на эти вопросы, узнать интересные факты об этом переломном периоде поможет данный урок.

План урока:

Принятие христианства Хлодвигом и франками. Значение этого события

Завоевания франков при Хлодвиге позволили им считать себя свободными гражданами:

Заселение новых земель, привилегии в правах франков, возвышение знати над рядовыми людьми порождало недовольство со стороны местного населения. Завоевателям требовалось удерживать власть и поддерживать порядок в государстве. Опорой власти Хлодвига служило созданное им государство, знать и королевская дружина. Но этого было недостаточно для безоговорочного повиновения населения.

Как же укрепить свою власть в новых условиях? Наиболее оптимальным решением данного вопроса являлось принятие Хлодвигом христианства:

  1. Церковь поддерживала авторитет королей среди подчиненных;
  2. Во владении церкви находилось большое количество земель и доходов;
  3. При помощи христианской религии можно было направлять жителей на противостояние врагам, внушать смирение и подчинение;
  4. Вера в единого Бога Христа объединяла людей;
  5. Христианская церковь в средние века оказывала колоссальное влияние на людей.

Все это послужило вескими причинами, побудившими Хлодвига заручиться такой мощной поддержкой. Важность этого исторического события и значение принятия христианства Хлодвигом сложно переоценить.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Большая часть населения Средневековой Европы – верующие, поэтому церковь и ее руководство играли значительную роль в жизни людей и государств.

Около 498 года Хлодвиг и его дружина приняли крещение. Затем и все франки приняли христианство по примеру короля. Это событие произошло в самом начале эпохи Средневековья. Началом Средних веков принято считать 476 год.

Какой религии придерживались франки ранее? Они поклонялись идолам, множественным богам, то есть были язычниками. После того, как франки приняли христианство, они стали верить в одного бога - Иисуса Христа.

Принятие Хлодвигом христианства имело огромное значение для возвышения его авторитета как среди жителей Галлии, так и среди остальных варварских племен. Христианство превратило его из предводителя варваров в короля, власть которому даровал Бог.

Крещение Хлодвига и его дружины происходило очень торжественно, была организована пышная церемония. Церковь и здание для крещения (баптистерий) были украшены белыми полотнищами. Благовония распространяли божественные ароматы.

После того, как Хлодвиг принимает крещение, мощная церковная организация становится для него союзником. Причем этот союз был основан на взаимовыгодных условиях.

Приняв христианство, Хлодвиг укрепил свой авторитет и во всех христианских государствах. Короля поддерживало местное население, которое состояло из галло-римлян, являвшихся христианами. После того, как франки приняли христианство, они начали объединяться с галло-римлянами в один народ, так как их больше не разделяла вера.

Итак, франки приняли христианство при короле Хлодвиге. Это событие способствовало распространению латинской письменности, так как богослужения велись на латинском языке. Появляются школы, развивается искусство рукописных книг, архитектура, живопись, музыка.

Значение принятия христианства Хлодвигом:

  • укрепление авторитета Хлодвига среди местных жителей;
  • политика Хлодвига поддерживается христианской церковью;
  • развитие римской культуры и ее распространение среди франков;
  • усиление влияния церкви на захваченных франками землях.

Духовенство и миряне

Распространение христианства внесло свои коррективы в обустройство общественного строя. Верующие разделились на две большие группы: духовенство и миряне.

Руководство духовной жизнью прихожан осуществляли представители духовенства. В храмах они организовывали богослужения, проводили проповеди, наставляли христиан на путь веры.

Помимо служения в церкви, духовенство храма было наделено рядом привилегий:

  • освобождение от уплаты налогов;
  • освобождение от воинской службы;
  • подчинение только церковному суду.

Духовенство в Средние века являлось самым грамотным сословием. Чтобы вести богослужения, изучать Библию, необходимо было знать латынь и уметь читать. Благодаря грамотности, церковное духовенство пользовалось особым уважением среди мирян. В те времена были безграмотны не только ремесленники и крестьяне, но и многие знатные люди.

Благодаря материальной обеспеченности, грамотности, содействию правителей, служители церкви имели существенную власть над верующими. Церковь и духовенство, заручившись поддержкой наиболее активных мирян, становились центром городских и сельских поселений.

ВЫВОД: рост количества верующих христиан приводит к появлению новых социальных слоев - духовенства и мирян, к увеличению власти и росту материальных благ духовенства.

Иерархическая структура церкви

  1. Церковь – это религиозная организация, а также объединение последователей религии на основе общности вероучения;
  2. Церковь – здание для совершения богослужения.

Распространение христианства положило начало выстраиванию слаженной иерархической структуры церкви. Все церковные должности располагались от низшей к высшей и находились в строгом соподчинении. Со временем высокопоставленные церковные чины стали передаваться по наследству или через назначение приемника.

Папа Римский - глава христианской церкви

Епископы – управляющие церковными областями

Вторую ступень в социальной структуре церкви занимали епископы и архиепископы. Христиане, проживающие недалеко от той или иной церкви и посещающие ее, входили в состав религиозной общины – приход. Такой общиной были объединены жители части города или всей деревни. В приходах вели службу священники. Общины, в свою очередь, объединялись в регионы, во главе которых стояли епископы. Организацией церковной жизни в масштабах крупных территорий занимались архиепископы. Их выбирали из числа епископов.

Аббаты – наместники монастырей

Третья ступень в структуре церкви раннего Средневековья принадлежала аббатам. Монастырь – религиозная община монахов. Со временем такие общины разрастались и наиболее крупные из них стали называть аббатствами, а настоятелей монастырей – аббатами. В королевстве франков насчитывалось примерно 250 монастырей. Причем были организованы как мужские, так и женские монастыри.

Священники и монахи

В христианстве в раннее Средневековье произошло разделение на белое и черное духовенство.

Священники служили в церкви, но жили обычной жизнью среди людей.

Монах, давший обет, должен был:

  • полностью отказаться от своего имущества;
  • отречься от семьи;
  • посвятить свою жизнь молитвам;
  • жить в бедности и трудиться;
  • выполнять все повеления настоятеля - аббата.

Почему человек принимал решение стать монахом?

В Средние века людей часто преследовали различные угрозы жизни: неизлечимые болезни, военные сражения, низкий уровень жизни. Христианство проповедовало возможность исцеления души и обещало продолжение жизни в раю тем, кто посвящает себя смирению и молитве.

Чем занимались монахи в Средневековье? Они жили в монастырях, отгороженных от остального мира стеной. Они должны были молиться не менее семи раз в сутки, а все оставшееся время посвящать труду, обеспечивая себя едой и одеждой. Монахи Средневековья заботились о больных, нуждающихся бедняках, сиротах.

Жизнь монахов в Средневековье проходила в специальных комнатах – кельях. Во дворе монастыря обычно находились ремесленные помещения, конюшни, амбары, огороды и сады. При крупных монастырях в Средние века строились лечебницы, школы и библиотеки. Предполагалось, что внутри монастыря должно быть все необходимое, чтобы у монахов не возникало необходимости выходить за его пределы.

Монахи занимались переписыванием религиозных рукописей, а также произведений философов и поэтов.

Монах переписывает рукопись

Средневековые книги внешне напоминали современные, но имели гораздо больший размер. Книги писались на пергаменте, листы которого были сложены и переплетены. Создание одной книги - кропотливый и долговременный труд нескольких монахов. Один человек занимался написанием текста каллиграфией при помощи птичьих перьев; второй – расписывал заглавные буквы красной строки; другие – украшали страницы витиеватым орнаментом. Ценность средневековой рукописной книги была очень высока, она считалась дорогим преподношением, достойным королей и знатных персон. Главной книгой, которую необходимо было изучить всем верующим, была Библия.

Молитва монахов монастыря очень ценилась обычными мирянами. Они верили в ее чудодейственную силу и избавление от грехов. В связи с этим, верующие часто прибегали к завещанию своего имущества монастырям. Они надеялись, что молитва монахов спасет их души. Так во владение монастырей стало переходить значительное количество земель. Со временем целые деревни попадали к ним в зависимость. Жители этих деревень полностью содержали монастырь.

ВЫВОД: в период раннего христианства сложилась четкая организационная структура церкви, подразумевающая беспрекословное подчинение нижестоящих чинов. Такое подчинение было основано на строжайшей дисциплине.

Возникновение папской области

Союз между королем и христианской церковью, заключенный Хлодвигом, положил начало процветанию церкви. Духовенство поднимает вопрос о взаимодействии церкви и государственной власти. Оно утверждает, что только церковь способна обеспечить порядок в управлении государством и выступить высшим посредником в деле веры. Светская власть и церковь должны быть в тесном взаимодействии и находится в подчинении у главы христианской церкви.

Рим постепенно возрождается, он становится центром христианства и обителью Папы Римского. В период предводительства франкским войском Пипина Короткого, Риму угрожали германские племена лангобарды. Римский Папа обратился за помощью к Пипину, который в двух походах одержал победу над германцами. В 751 году Папа Римский даровал ему королевский титул. В честь своих побед и в благодарность за коронацию, франкский король преподнес в дар Папе Римскому часть завоеванных земель. Со временем количество дарованных земель увеличивалось. В 756 году возникла Папская область – государство, в котором светской и духовной властью обладал Папа Римский. Территории, занимаемые этим государством периодически изменялись, часто были разрознены и находились далеко друг от друга. История Папской области насчитывает более тысячи лет.

ВЫВОД: в период раннего христианства укрепилась взаимная поддержка светской и церковной власти. Возникновение Папской области подтвердило, что церковная и государственная власть были неотделимы.

Преследование христиан Диоклетианом в 303 году было одним из самых жестоких и практически последний гонений. Гонимое в начале IV века языческим общество и государством, раздираемое внутри сложными богословскими спорами, христианство встречает новый V век, являясь единственной официально признанной религией Римской империи. Победа христианства связана с именем императора Константина I (274 - 337), принимавшего участие не только в укреплении официального положения христианства в империи, но и в решении внутрицерковных, догматических вопросов. С изданием Миланского эдикта (313 г.) христиане оказались под защитой государства и получили равные права с язычниками. С середины IV в. Христианство стало официальной государственной религией, обязательной для всех полноправных членов Римской империи. К концу века император Феодосий I ввел запрет на языческие культы. Языческие храмы были разрушены или превращены в церкви. Можно говорить об окончательном торжестве новой веры. Римская империя стала христианской империей. Новая вера впервые распространилась по городам. Сельские приходы появились только в V - VI вв. На рубеже VI - VII вв. оно распространено уже повсюду.

Обоснование церковного первенства (верховенства) кафедры апостола Петра стало основным направлением деятельности папства в IV - V вв. Наиболее полно это учение было выражено Папой Львом I Великим (440 - 461). Однако на востоке империи верховенство римского епископа было признано только формально, и претензии Льва Великого на вознесение над самими Вселенскими Соборами, которые продолжали считаться высшей церковной властью, были отвергнуты.

Вместе с тем среди восточных патриархов в V в. Константинополь вышел вперед. Если на востоке империи церковь находилась под строгим контролем императора, активно вмешивавшегося в решение догматических вопросов, то на западе папство стремилось защитить автономию духовенства и, как следствие, свою власть. Этому во многом способствовал перенос столицы империи из Рима и ликвидация Западной Римской империи. Папа Геласий I в конце V века. объявил безусловным злом любое вмешательство империи в дела церкви.

К концу IV в. Христианство утвердилось почти во всех провинциях Римской империи. На его одобрение не повлияло создание германских государств на Западе. За исключением франков, все другие народы Запада были обращены в христианство в его эротической, арийской интерпретации еще до того, как поселились в империи. Еще в 40-х годах IV века. стараниями епископа арианства Вулфилы (от имени александрийского священника IV в. В V веке. в Испании вестготы приняли арианство от вандалов и свеви, а в Галлии - от бургундов. Лангобарды, вторгшиеся в Италию в 568 году, переняли арианство от астготов.

Православное христианство продолжало господствовать к северу от вестготского и астроготского маршрутов. В 496/497 году оно был принят королем франков Хлодвигом. Религия, принятая на Никейском соборе, преобладала в юго-западной Европе: в начале V века. в Бургундии, в 589 г. у вестготов, до конца VII в. у лангобардов. В Ирландии, не входившей в состав Римской империи, христианство начало распространяться в первой половине V века. Христианизация варварских народов в основном происходила сверху, в сознании масс долгое время продолжали жить языческие идеи и образы. Часто королей приводили к крещению по чисто политическим мотивам или желанию получить покровительство более могущественного бога, способного обеспечить удачу. Стремясь расширить свое влияние, церковь адаптировала языческие идеи к христианству. Результатом стало странное слияние христианского учения и язычества. Языческие праздники и ритуалы наполнились новым христианским содержанием. Слова христианских проповедников разъяснялись необразованным слоям населения вопреки их воле в духе, далеком от богословской традиции.

В 597 году папа послал к англосаксам языческих проповедников христианства во главе с монахом Августином. К концу VII в. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, непосредственно подчинявшейся Риму, усвоившей его обычаи и литургию. В течение VIII в. Европейский континент более глубоко привязан к христианству. Заслуга обращения германских народов в христианство принадлежит англосаксонскому монаху Бонифацию из Уэссекса, который в первой половине VIII в. развернул миссионерскую деятельность в Германии. Он реформировал франкскую церковь, целью которой было ее объединение и подчинение Риму. Каролинги использовали христианизацию, чтобы укрепить власть франков на завоеванных территориях, и превратили ее в оружие внешней политики. Именно в это время возник личный тип христианской миссии, несущей новую веру на острие меча. Такова была христианизация Саксонии в последней трети восьмого века. Каролинги взяли у св. Бонифация идею церковной реформы, посредством которой они создали единую Римскую церковь и укрепили авторитет папства в Западной Европе.

В конце Х - начале ХI в. языческий мир отступает в северную и восточную Европу. Частью экспансионистской политики германских императоров была христианизация соседних языческих народов. В Х веке. усилиями немецких миссионеров христианство было утверждено в Чехии, Польше и Венгрии. В 1000 году венгерский герцог принял христианство. В то же время началась насильственная христианизация славянских племен между реками Эльба и Одер, продолжавшаяся до XIII века. В Х веке немецкие миссионеры дали толчок распространению христианства в Скандинавии. В 1010–1030 годах, после обращения нормандских герцогов в христианство, к христианскому миру присоединились короли Норвегии, Швеции и Дании. Включение южных и восточных славян в христианский мир во многом связано с Византией. Начиная с перехода к христианству, сербы болгары и другие восточнославянские племена предпочитали Византию в отличии от германских племен. А западные славяне (поляки, чехи, словаки) и некоторые южные славяне (хорваты, словенцы) обратились в христианство франко-немецкими монахами, что сыграло свою роль в разделении славянских народов.

Начинается упорная работа по созданию духовенства, возведению храмов, формированию корпуса литургической литературы. Важным событием для христианского мира стала деятельность святых братьев Константина (Кирилла) и Мефодия. Византийские монахи Кирилл и Мефодий, призванные моравскими правителями в 863 году, создали славянский алфавит на основе греческих букв, которые легли в основу современного белорусского алфавита, перевели литургические книги с греческого на славянский и начали богослужение на славянском языке. . В 864 г. крестился болгарский хан Борис вместе со своей семьей и сановниками. Разобравшись с антихристианским движением (приказав уничтожить 52 языческих мятежника, ослепить собственного сына за предательство христианства), он, маневрируя между Римом и Константино-полем, ввергая новообращенных болгар в бездну раздора между ними, начинает многовековую борьбу за независимость болгарской церкви.

Непосредственным толчком к провозглашению христианства государственной религией в Польше и на Руси послужили политические обстоятельства. Руководя борьбой за Западную Померанию и столкнувшись с угрозой политической и религиозной экспансии Германии, польский король Мешко I стремился найти союзника в лице чешских правителей и занять равные позиции в политических и дипломатических отношениях со Священной Римской империей. Союз с Чехией был скреплен браком с чешской принцессой, который сопровождался крещением самого Мешки и его ближайшего окружения. Христианизация Польши до XII века было заботой государства. Первыми оплотами христианства были монастыри. Восстание 1037 г. свидетельствует о трудностях проникновения новой веры в народные слои. В течение X-XII вв польская культура претерпела глубокие внутренние преобразования, став частью западного христианства.

В 988 году христианство приняли княжеский двор Руси и киевляне, а затем жители других городов и областей. Процесс христианизации восточных славян длился веками, но решительный шаг был сделан. Русь получила доступ к более высокой византийской культуре. После организации церкви сюда стала проникать не только греческая, но и славянская (сначала литургическая, затем светская) литература. Важную роль в этом процессе сыграла Болгария, в которой славянская письменность базировалась на более чем вековой традиции, а собственная литература достигла высокого уровня. Русь активно копировала опыт Византийской империи в каменном зодчестве, живописи, книгах, ювелирном деле и стеклоделии. В XI в. на Афоне был основан русский монастырь, который стал важным центром восточно-славянско-византийских культурных связей. Культурные и торговые связи между странами не прерывались до конца XI века, а затем на долгое время практически прекратились в связи с захватом Константинополя крестоносцами в 1204 году и разорением Киева монголо-татарами в 1240 году.

Таким образом, к началу второго тысячелетия христианство утвердилось во всей Западной, Центральной и Восточной Европе, за исключением Прибалтики, а также в частях Испании и Сицилии, оккупированных арабами. Распространение христианства сильно изменило облик средневековой Европы. Христианские церкви - римско-католическая, православная греческая, а в позднем феодализме - протестантская и униатская - стали ведущими факторами в ее духовной и социально-политической жизни. Христианство формировало религиозное сознание и продвигало культуру европейского общества - письменность, литературу, философию, архитектуру и изобразительное искусство, было хранителем древнего культурного наследия, способствовало созданию и укреплению цивилизационного единства Европы, приобщая ее народы к новым этическим нормам. В то же время христианская церковь стала крупным землевладельцем (в странах Западной Европы, например, ей принадлежало около трети земельного фонда), а также главной идейной силой феодального общества, ее учение освящало феодальный строй.

Между тем отношения между христианским Востоком и Западом ухудшаются. Уже в девятом веке между Византийской и Западной Римской империями с разными политическими системами, с разными языками и конфессиями нет почти ничего общего. Окончательный разрыв между Римом и Константинополем становится лишь вопросом времени. Разделенный политически и культурно, христианский мир разделен и церковно. В 1054 году произошел раскол между папством и Восточной церковью, положивший начало раздельному существованию двух церквей: римско-католической и православной. Фактически, церкви на латинском Западе и греческом Востоке долгое время развивались отдельно, а расколы (схизмы) происходили и раньше. Противостояние Восточной и Западной церквей во многом определялось разными представлениями о соотношении светской и духовной власти, а также соперничеством между Папой и Константинопольским Патриархом. Значительную роль в обострении отношений между Римом и Константинополем сыграли политические факторы: возрождение Римской империи на Западе и борьба империи и папства против Византии на юге Италии в первой половине XI века.

Несмотря на углубление богословских разногласий, современники не воспринимали раскол 1054 года как окончательный. Это стало возможным только после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году, сопровождавшегося зверствами латинян в греческих церквях. С каждым столетием разрыв между двумя ветвями христианства увеличивался. Были предприняты попытки преодолеть раскол и восстановить утраченное единство христианства. В 1274 году в Лионе и в 1439 году во Флоренции были заключены союзы, фактически подчинявшиеся папе церкви ослабленной Византийской империи. Позже они были отвергнуты Православной церковью, но были признаны униатскими церквями Беларуси и Украины, где после провала попыток глобального объединения христианства в 1596 году была заключена Брестская региональная церковная уния. Движение за возвращение былого единства христианства

Франки приняли христианство в эпоху Меровингов, что стало результатом в 486 году франкского вторжения на территорию Северной Галлии и развития государства именуемого Франкским, на верху которого был поставлен вождь салических франков, выходец из рода Меровея по имени Хлодвиг. Это и есть основатель королевства франков. Существовало три королевства на территории Германии (бургундское, вестготское и франкское), сильнейшее – королевство франков. В VI веке франкскими королями окончено было присвоение Аквитании и Бургундии, соответственно, им удалось овладеть всей Галлией – низовья Рейна, Гаронны, Севен и Прованс.
На степень прочности власти германских племен, обосновавшихся в Галлии, непосредственное влияние имела их способность к не полному растворению в массе римского населения, объединению его с новыми подданными с целью образования единой культурно-этнической группы. К успешному решению данной задачи пришли франки, а неудача была на стороне вестготов и бургундов. Причина заключалась не только в разнице устойчивости и действенности общинного уклада, еще и в том, что были различны религиозные взгляды их королей.

В процессе расселения на римских землях, германское население принимало христианство, что способствовало приобщению их к наследственности античной цивилизации. Однако в период принятия христианства германскими племенами, когда в христианстве царил раскол: большинством старо римского социума исповедовалась католическая церковь, признанная ортодоксальной вселенскими соборами, меньшинством – арианская вера, осужденная как ересь. Вестготами и бургундами принято христианство было раньше в форме арианства. А вот франки, представителем которых король Хлодвиг и его супруга, приехали в Галлию позже, для принятия христианства в качестве католичества, это способствовало обеспечению им поддержки церкви римов против общества бургундов и готов к бою за властвование в Галлии.
Крещение франков нельзя назвать простым и быстрым процессом. Хлодвига на протяжении длительного периода времени не удавалось убедить отречься от богов собственных предков, а его обращение в иную веру яркое доказательство наличия истинных мотивов, которыми и руководствовались варварские правители, становясь христианами. Королева непрестанно увещевала Хлодвига о важности признания истинного бога и отказа от языческих идолов.

К этой вере ничто не способно было склонить вождя пока, наконец, однажды, во времена войны с алеманами, он вынуждено согласился с тем, что ранее яро отвергал. Хлодвиг за свое обращение потребовал от Христа незамедлительной победы в битве: варварских королей главным образом побуждали политические мотивы и практические соображения и не отнюдь не высокие духовные устремления принимать крещение. Конкуренты Хлодвига вестготы, придерживались арианства, и в отличие от них Хлодвиг теперь рассчитывал на поддержку римского населения, которое ранее находилось в подчинении вестготов.
Переход к христианству в основном совершался в городах, а самим процессом были охвачены широкие слои населения. Во времена правления Хлодвига, в главных городах появились епископы, а если они отсутствовали, то причиной этому был упадок города, который вынужденно сливался с соседним. Епископы, которые базировались в зонах провинций, высказывали требования, касающиеся их предпочтительности метрополией перед иными коллегами. Так была установлена церковная иерархия, поддерживаемая императорской властью, копировавшая порядки гражданской иерархии. Связи между ними установлены были самые тесные: обычно епископов подбирали из сенаторских семей.

В IV–V вв. многие германские народы вошли в контакт с христианской Римской империей. Римские христианские церкви существовали в пограничных районах близ Рейна и Дуная, а христианские епископы играли активную роль в местных делах, в том числе иногда организуя сопротивление захватчикам. Как церковь относилась к варварским племенам? Пыталась ли она обратить их в свое лоно и, если пыталась, насколько успешными были эти попытки?

Несмотря на то что некоторые германцы были готовы к обращению в христианство, не может не удивлять, что не проводилось практически никакой последовательной работы по обращению народов за границами империи. Судя по всему, ни один римский император не пришел к выводу, что обращение большого числа варваров в христианство может принести пользу в сфере политики, в какой-то степени нейтрализовав врага. Такую возможность, по крайней мере, рассматривал святой Паулин из Нолы, который надеялся, что обращение некоторых готов епископом Никитой может значить, что отныне они будут жить в мире с теми римлянами, рядом с которыми обитают теперь в римских провинциях. Значит, все же были такие люди, как Никита, которые старались принести евангельское учение народам, которые пересекали или намеревались пересечь границы империи. Однако в целом авторитет церкви не направлял их усилий, и успехи оставались в основном локальными.

Несмотря на все это, некоторые германцы, даже вне империи, все же обращались в новую веру. Они приходили к христианству благодаря общению с христианскими пленниками, захваченными ими во время набегов на римские провинции, а также через посредство других германцев, которые служили в римской армии, стали христианами во время службы, а затем возвратились на родину. Возможно, проживавшие среди германцев торговцы-христиане также способствовали крещению кого-нибудь, но такие люди редко могли сделать многое для церкви, хотя время от времени они добивались успеха. Христианский путешественник, возможно купец, оказавшийся на земле маркоманнов в конце IV в., рассказал королеве маркоманнов Фритигиль о великом Амвросии – епископе Милана. Фритигиль так увлек рассказ о могущественном епископе, что она решила принять веру Христову и написала Амвросию, прося наставлений. Епископ воспользовался возможностью просветить королеву варваров, послав ей письмо в форме своеобразного катехизиса. Но даже сам Амвросий не стал бы предпринимать сознательных усилий для обращения маркоманнов, если бы тот путешественник не заговорил о христианстве с Фритигиль.

За исключением отдельных обращений, которые были делом рук пленников, путешественников и возвратившихся домой германцев, миссионерской деятельности за границами империи практически не было. Обращение в христианство целых народов, за небольшим исключением, было возможно лишь тогда, когда варвары селились внутри самой империи. Таким образом, хотя христианские общины и существовали среди остроготов на юге России уже в IV в., этот народ в основном оставался языческим до тех пор, пока не пересек границы в V в. То же самое было с франками, аламаннами и бургундами. Империя гуннов в Центральной и Восточной Европе была для христианских миссионеров огромным камнем преткновения, и народы, над которыми она господствовала, в том числе гепиды, некоторые из ругиев, а также и остроготы, могли быть обращены в христианство лишь после крушения господства кочевников в середине V столетия.

Многие крупные народы были обращены в христианство также гораздо позже. Так, лангобарды, согласно их собственным представлениям, приняли христианство в конце V в., так же и герулы. Племена, послужившие основой для появления баварцев, еще долго оставались язычниками. Народы севера, которые длительное время были вне сферы деятельности миссионеров, очень долго исповедовали язычество – фризы и саксы до IX в., а шведы – еще дольше. Даже тогда значительные области севера оставались чужды церкви и ее миссионерам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Христианство в трех ипостасях

2. Раннее христианство и антисемитизм

2. Раннее христианство и антисемитизм Те, кто знаком с историей христианства, говорят, что корни нацизма – в христианском антисемитизме. Преподобный доктор Джеймс Паркс писал: «Совершенное в наши дни преднамеренное убийство шести миллионов человек есть следствие учения

Христианство

Христианство К распространившемуся в Римской империи христианству власти и население поначалу относились терпимо. Римская администрация не делала различия между христианами и иудеями, и к ним применялись одинаковые законы. На начальном этапе христианами становились

Христианство

7. О том, как в Исландию пришло христианство

7. О том, как в Исландию пришло христианство Король Олаф Трюгвасон (Трюггви же был сыном Олафа, сына Харальда Хорфагера) сделал христианство государственной религией Норвегии и Исландии. В Исландию он направил священника по имени Тангбранд, который учил людей

Христианство – это очень неудобно (Интервью)

Христианство – это очень неудобно (Интервью) Быть христианином – значит отказаться от себя в пользу ближнего. Это не имеет отношения к определенной конфессии, а зависит только от личного выбора человека и потому вряд ли станет массовым явлением – Наталия Леонидовна,

X. Холокост и Христианство

Архиепископ Фаульхабер Иудаизм и христианство в Германии

ГЛАВА 6 ПЕРСИЯ, АРМЕНИЯ И ХРИСТИАНСТВО

ГЛАВА 6 ПЕРСИЯ, АРМЕНИЯ И ХРИСТИАНСТВО «Строительство и основание этой церкви были типично армянским Силой, с войсками, Григор [апостол Армении] проходит через страну, разрушает храмы и обращает в христианство народ. В то время это было новым по отношению к греческому

Обращение авторитетов

Обращение авторитетов Обращаюсь ко всем, кто находится в этом доме и будет находиться в нем, я – от своего имени и от имени всех воров.Когда в нашем доме наладятся отношения? Прекратить между собой всяческие разборы, искать друг за другом жизненные ошибки, которые

6. Истинно-православное христианство

6. Истинно-православное христианство После 1917 г. в православной церкви наметился раскол. Появились два лагеря: тихоновцы и обновленцы. Кроме этого, в православии возникло множество различных группировок: последователи истинной православной веры (ПИПВ), истинной веры

ОБРАЩЕНИЕ МАРИИ ФЕ

ОБРАЩЕНИЕ МАРИИ ФЕ Вместе со своими жертвами террористы преодолели 500 км — полностью пересекли море Сулу. И высадились на острове Басилан, в джунглях которого имели несколько баз. Однако у руля страны находился не вороватый Эстрада, а Глория Арройо — начинающая

ОБРАЩЕНИЕ К ФЮРЕРУ

Читайте также: