Причины возникновения сознания кратко

Обновлено: 05.07.2024

особенностями продуктивной, трудовой деятельности, которая не может осуществляться неосознанно.

II е р в о и и важнейшей особенностью этой деятельности явля­ется то, что она связана с производством новых, оригинальных продуктов. Животные делают что-то по аналогии, подражая соро­дичам. Человек может производить предметы, которых нет в поле его зрения. Для того чтобы правильно рассчитать последователь­ность и содержание операций, найти нужные материалы, необхо­димо заранее, еще до начала деятельности, представлять себе ее конечный результат. Этот результат может быть представлен толь­ко в идеальном плане, в плане сознания. Следовательно, сознание возникает тогда, когда появляется новый вид деятельности, для вы­полнения которой необходимо сознавать ее результат и ход. Это относится не только к сложным творческим процессам, но и к про­стейшим бытовым операциям. Например, чтобы сшить платье, не­обходимо заранее представить, что именно мы хотим получить, в какой последовательности будем кроить и шить это платье, какой материал и фурнитуру для него купим. Тем более осознание цели и состава операций необходимо при более сложной деятельности.

Второй особенностью трудовой деятельности, приводящей к появлению сознания, является ее разделение между разными людь­ми. Животные всегда совершают действия, направленные на до­стижение потребности, даже если существует временной интервал между началом действия и его результатом (например, хищник мо­жет часами сидеть в засаде, подстерегая жертву). Люди же часто со­вершают действия, которые не имеют прямой связи с их потребно­стями и потому, на первый взгляд, бессмысленны. Например, про­изводство посуды или лука, если человек не идет с ним на охоту, бессмысленно, если люди не осознают, что с этим луком пойдет на охоту другой человек, который часть своей добычи отдаст создате­лю оружия. Точно так же осознание того, что за свой труд он полу­чит часть добычи, придает смысл поведению того человека, кото­рый делает посуду. Таким образом, сознание необходимо для того, чтобы представить, отрефлексировать связь между целью и моти­вом, между той конкретной деятельностью, которую совершает че­ловек, и его потребностью. Чем сложнее социальный уклад, чем бо­лее разделенной становится деятельность, тем важнее сознание, помогающее человеку ориентироваться в действительности, нахо­дить разные способы удовлетворения своих потребностей.

254 Часть П. Психология

Развитие сознания в филогенезе связано с тем, что круг созна­ваемых предметов постепенно расширяется. Так, первобытные люди осознавали преимущественно только те предметы окружаю­щего мира, которые были непосредственно связаны с их жизнедея­тельностью. Названия, которые получали эти предметы, фиксиро­вались в языке, передаваясь от одних людей к другим, от поколе­ния к поколению. У некоторых племен, сохранивших свою традиционную культуру вплоть до XVTII в., одно слово могло озна­чать несколько предметов, объединенных тем, что они выполняют одно и то же назначение (например, пищи).

Развитие культуры приводило к тому, что человек начинал со­знавать окружающий мир более широко, обращать внимание на предметы, не имеющие сугубо утилитарного значения. В языке в это время начинают появляться новые слова, названия предметов, непосредственно не связанных с удовлетворением биологических потребностей. Наконец приходит осознание эстетических катего­рий, появляются понятия прекрасного, безобразного и т.д.

Глава 4. Развитие психики 255

своих качеств и интересов — все это стало содержанием самосозна­ния. Таким образом, в сознании человека выделяются две области - со­знание внешнего мира, окружающих, и сознание себя - самосознание.

Появление сознания, естественно, не означает, что оно подме­няет собой другие области психики, отождествляясь с ней, хотя в Новое время некоторые психологи и были в этом убеждены. На­пример, Декарт считал, что у человека область психического и об­ласть сознания тождественны, равны по объему. Однако психика имеет несколъкоуровней, отличающихся друг от друга по степени яс­ности и осознанности своего содержания. Это области бессознатель­ного, сознания, отчетливого, ясного сознания (или внимания) и надсозна-телъного.

Бессознательное, о котором впервые заговорил немецкий уче­ный XVTI в. Г.В. Лейбниц, занимает значительное место в нашей психике. Многие события, факты, идеи, которые мы не можем вос­произвести в данный момент, не исчезли, но перешли из плана со­знания в бессознательное. Некоторые, неприятные нам представ­ления, были вытеснены туда. Отдельные впечатления в силу своей малой интенсивности и значимости сразу попали в бессознатель­ную область. Более подробно о факторах, которые влияют на то, на какой уровень (сознательный или бессознательный) попадет представление, мы поговорим в главах, рассказывающих о познава­тельных процессах (восприятии, памяти, мышлении) и мотивации. Однако любое впечатление, которое хранится в нашей психике, может быть осознано нами, при этом существуют специальные ме­ханизмы, помогающие вспомнить нужный нам факт.

Осознаваемые нами представления отличаются друг от друга по степени яркости и отчетливости. Некоторые из них, представ­ляемые смутно, размыто, находятся как бы на периферии нашего сознания. Как правило, это предметы, которые и не важны для нас в данный момент, и не отличаются яркостью или интенсивностью. Особенно яркие или новые, или очень значимые для нас объекты сразу же попадают в центр нашего сознания. Именно на них фик­сируется наше внимание, при этом очень важный или привлека­тельный объект может стать центром внимания, вытеснив осталь­ные на периферию.

Некоторые ученые, особенно те, кто занимается изучением творчества, выделяют еще и надсознательный уровень, отличая его от бессознательного. Этим термином определяют те процессы,

256 Часть II. Психология

которые не рефлексируются человеком в момент интуитивного мышления (озарения), характерного тем, что мы осознаем только его результат, а процесс может происходить неосознанно, а иногда и мгновенно. Так Менделееву приснилась периодическая система элементов, так Ньютон открыл свой закон тяготения, так часто приходит решение к любому человеку, особенно если задача была интересной и важной и много времени было отдано ее решению. Тогда в один прекрасный момент это решение приходит как бы само собой, мгновенно. Однако за этим лежит сложный процесс мышления, который, если это нужно, может быть осознан челове­ком, однако только после получения результата. Именно это интуи­тивное творчество и является содержанием надсознательного.

Содержание сознания представлено нам в виде его чувственной ткани, значений и смыслов, которые и образуют его структуру. Созна­ние наполняется содержанием благодаря работе восприятия, памя­ти и мышления. Результаты их деятельности, прежде всего образы и представления, и составляют чувственную ткань сознания. То есть внешний мир представлен в сознании не в виде неясных и аморфных образований, но четких структур. Когда мы осознаем ка­кой-то предмет (море, яблоко, знакомого человека), мы можем с большей или меньшей отчетливостью воспроизвести и его образ. Часто имеют определенный вид и понятия, особенно конкретные, а не абстрактные. Иначе говоря, чувственная ткань сознания на­полняет его конкретными образами, делает наше представление о мире богатым, разнообразным, красочным. С этим связан и тот факт, что у людей с нарушениями восприятия (слепых, глухих и т.д.) сознание отличается от сознания здоровых людей. Этот факт получил отражение даже в литературе и искусстве. Так, в опе­ре П.И. Чайковского прозревшая Иоланта не может различить от­дельные предметы в хаосе цветов, не может даже узнать отца, пока тактильное восприятие не поможет ей соотнести новый образ со знакомым. Современные исследования выявили эти отличия в чув­ственной ткани сознания при наблюдении за слепыми от рожде­ния людьми, начавшими видеть после операции. Вначале они с тру­дом ориентировались даже в знакомой обстановке, их первые ри­сунки предметов существенно отличались от реальности.

Еще больше сознание отличается у людей с большими наруше­ниями восприятия. Например, у слепо-глухо-немых детей отсутст­вуют основные пути постижения мира, поэтому сознание может во-

Глава 4. Развитие психики 257

обще не сформироваться, несмотря на то, что остальные отделы мозга, кора больших полушарий у них сохранны. Такие дети нужда­ются в специальном обучении, которое помогает им научиться вос­принимать окружающее и осознавать его.

Другой элемент структуры сознания — значение — отражает зна­ние о предназначении и функциях объектов внешнего мира. Это знание объективно, т.е. все люди, принадлежащие к данной культу­ре, одинаково понимают, что представляет собой тот или иной предмет. Например, топор нужен, чтобы рубить деревья, ложка — есть жидкую пишу, ручка — писать и т.д. Эти знания вырабатывают­ся постепенно, в них кристаллизован опыт взаимодействия с окру­жающим многих людей, т.е. они имеют культурно-исторический ха­рактер, так как изменяются во времени и в разных культурах. Ребе­нок получает значения в готовом виде при обучении, при контактах со взрослыми.

Если значения объективны, то смыслы всегда субъективны, они отражают отношение конкретного человека к значению. Поэтому, в отличие от значений, смыслы не могут быть переданы при обуче­нии, они вырабатываются самим человеком в процессе его жизни,

258 Часть II. Психология

Естественно, что значений в нашем сознании больше, чем смыслов,, так как наш опыт ничтожно мал по сравнению с общече­ловеческим, да и не все объекты, с которыми мы взаимодействова­ли, вызвали определенное эмоциональное отношение к себе. Одна­ко при общении мы склонны оперировать не только значениями, понятными для всех, но смыслами, хотя и не всегда осознаем это. Это может стать и причиной конфликта, как личностного, так и конфликта между разными поколениями, разными социальными группами.

Кроме значений и смыслов в содержании сознания выделяется три области — аноэтичное сознание, поэтичное сознание и автоноэ-тичное сознание. Аноэтичное (незнающее) сознание связано с теку­щей ситуацией, оно не выходит за его рамки, поэтому как бы не зна­ет ничего о прошлом и будущем. Этот тип сознания помогает чело­веку фиксировать значимые признаки окружающего, своевременно и адекватно реагировать на изменение условий. Как будет показано ниже, его содержание формируется оперативной памятью.

В неэтичном (знающем) сознании зафиксированы объектив­ные данные, сведения об общих законах, правилах, и понятиях. От

Глава 4.1'аянитпспсихики 259

значений содержание неэтичного сознания отличается тем, что эти сведения не только объективны, но носят всеобщий, надлично­стный характер, это скорее научные, а не житейские знания. Поэ­тому содержание неэтичного сознания связано главным образом с семантической памятью.

Автоноэтичное (знающее о себе) сознание отражает знания че­ловека о себе, но не только о своем внутреннем мире, как самосо­знание, но и о внешних фактах и событиях жизни, различных эпи­зодах, произошедших с данным человеком. Поэтому этот вид со­знания связан с эпизодической памятью, подробнее о которой также будет сказано ниже.

Сознание – это высшая способность психического отражения, которая характерна только для человека, а также целенаправленное отражение реальности, которое служит для регулирования поведения.

Условия возникновения сознания

В качестве носителя сознания выступает человек со специфическим органом – мозгом. Сознание человека формируется, полагаясь на психику высших животных. Важнейшими биологическими предпосылками появления сознания учёные называют увеличение размеров мозга и усложнение его структуры у древних обезьян. Среди социальных предпосылок выделяют коммуникацию и труд.

Человек по природе своей становится сознательным существом, он не рождается таковым. Формирование сознания происходит в онтогенезе и филогенезе.

Филогенез – процесс формирования человеческого рода, в котором сознание является результатом труда и коммуникации предков человека друг с другом.

Есть предположение, что древние люди с ходом времени приобретали навыки, которые помогали им выделять и фиксировать объективные свойства и отношения предметов природы, иными словами – обобщать. Результат подобного обобщения фиксировался в конкретном знаке для того, чтобы передать его другим людям. Одновременно с тем, как происходило становление сознания, формировался и язык.

Сознание древних людей имело наглядно-действенных характер, иначе говоря, процесс мышления происходил благодаря манипуляции с предметами, данные манипуляции и представляли собой сознание. Занимаясь любой работой, будь то оттачивание камня или добыча еды при помощи острой палки, человек думал. Изменение и усложнение труда благоприятно сказывались на развитии сознания древнего человека.

Со временем логика внешних действий с предметами уступила место логике обобщённых образов этих вещей. Этот вид мышления называют наглядно-образным, оно, в последствие стало базой для формирования примитивных верований, первобытного искусства и мифологии.

Наглядно-образное мышление на историческом этапе развития стало предшественником абстрактно-логического мышления, т.е. способности использовать понятия, суждения и умозаключения. Логическое мышление – это наивысшая способность сознания.

Причины возникновения человеческого сознания

Онтогенез – это индивидуальное развитие человека.

В процессе онтогенеза сознание формируется посредством общения. Ребёнок, который долгое время был изолирован в раннем возрасте от других людей, не сможет в полном объёме приспособиться к жизни в обществе. Сознание получает толчок к развитию только в том случае, если человек с самого начала своей жизни вовлечён в культуру посредством семьи, которая усваивает её достижения. При этом став взрослым и самостоятельным, такой человек будет действовать, творить и оценивать.

Из признания социальной природы сознания следует важное замечание о его свойствах и характерных особенностях. Сознание – это диалог, оно является знанием совместным с другими такими же знаниями. Каждый из нас знаком с сознанием, которое является диалогом "я" и "другого" внутри нас. Во время формирования сознания у ребёнка данный диалог происходит посредством прямого общения с родителями и ровесниками. У взрослого данный диалог переносится на внутренний уровень. Внутренний оппонент или слушатель – "другой", в сознании взрослого человека, представляет собой нормы и ценности культуры.

В русском языке слава "познание" и "сознание" объединяются общим корнем – "знание". Познание представляет собой последовательное движение в направлении знания, а сознание – наивысшую способность психического отражения действительности, которая может быть присуща только человеку. Однако весьма ошибочно, даже на фоне того, что термин "сознание" ведёт к знанию, говорить о том, что сознание сводится только к знанию.

Сознание связано с оцениванием и переживанием. Иначе говоря, выражению конкретного отношения к тому, что известно. Такая способность сознания выражается и посредством английского языка словом "consciousness". В данном случае слово "знание" относится не к слову "knowledge", а к совести - "conscience". Отсюда можно сделать вывод, что буквально в одном слове имеется и знание, и оценка, и отношение.

Проблема сознания в философии

Проблема сознания в философии не заключается исключительно в проблеме познания и познавательных способностях. Задаваясь вопросом сознания, философ непременно обращается к свободе и ответственности, добру и злу, правильному и неправильному действию. Более того, стоит отметить, что сознание – это не единственное измерение личности. Для обозначения всего, чем наполнен внутренний мир человека, философы используют понятия субъективности или субъективной действительности.

Субъективность – это все проявления человека: сознательные и бессознательные, эмоциональные и интеллектуальные, ценностные и рациональные – это многомерная реальность, где множество слоёв и уровней, при этом сознание лишь один из них.

Сложность проблемы сознания состоит ещё и в том, что всякое проявление сознания в свёрнутом виде хранит в себе всю жизнь человека, оно пропитывает все проявления личности и является определяющим фактором для них. Сознание невозможно отделить от опыта жизни и поэтому оно должно изучаться вместе с ним. Однако в таком виде сформулированная проблема сознания не имеет границ ввиду того, что жизненный опыт человека или культурный опыт человечества в целом никогда не завершится. Проще говоря, проблема сознания – это извечный философский вопрос.

Определить сознание практически невозможно в качестве точного и однозначного предмета философской науки, в силу этого оно рассматривается с различных сторон: С позиций его происхождения, структуры, соотношения с бессознательным или с позиций свободы, смысла жизни и ценностей, которые определяет для себя каждый человек.

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.

Содержание

Введение________________________________________ стр.3
1.Сознание,функции сознания человека____________________стр.4
2.Причины возникновения сознания________________________ стр.4-7
3.Уровни сознания_______________________________________ стр.7-9
4.Структура сознания___________________________________ стр.9-11
Заключение_______________________________________стр.11
Список литературы________________________________стр.12

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

Содержание:

Введение______________________ __________________ стр.3

1.Сознание,функции сознания человека____________________ стр.4

2.Причины возникновения сознания________ ________________ стр.4-7

3.Уровни сознания______________________ _________________ стр.7-9

4.Структура сознания______________________ _____________ стр.9-11

Заключение____________________ ___________________ стр.11

Список литературы____________________ ____________стр.12

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.

Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.

Итак, мы должны рассмотреть тему ,интересующую человечество испокон веков ,тему сознания, а так же мы рассмотрим причины возникновения сознания, его уровни и функции.

Сознание

Сознание человека— это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Исходя из структуры сознания можно вывести основные его функции:

Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Причины возникновения сознания

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т. е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.

  • Как известно, причиной, которая лежит в основе очеловечения животноподобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. ". Труд, - говорит Энгельс,- создал самого человека". Труд создал и сознание человека.

Возникновение и развитие труда, этого первого и основного условия существования человека, привело к изменению и очеловечению его мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. "Сначала труд, - так говорит об этом Энгельс, - а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходитего по величине и совершенству."Главный орган трудовой деятельности человека - его рука - могла достичь своего совершенства только благодаря развитию самого труда.

Совершенствовались под влиянием труда и в связи с развитием мозга также и органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые особенности. Уточнилось чувство осязания; очеловечившийся глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы; развился слух, способный воспринимать тончайшие различия и сходства звуков человеческой членораздельной речи. В свою очередь, развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, "давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию".

  • В чем же мы находим эти специальные условия такого отражения? Мы снова находим их в самом процессе труда. Труд не только изменяет общее строение деятельности человека, он не только порождает целенаправленные действия; в процессе труда качественно изменяется также содержание деятельности, которое мы называем операциями. Это изменение операций совершается в связи с возникновением и развитием орудий труда. Трудовые операции человека ведь и замечательны тем, что они осуществляются с помощью орудий, средств труда.

Изготовление и употребление орудий возможно только в связи с сознанием цели трудового действия. Но употребление орудия само ведет к сознанию предмета воздействия в объективных его свойствах. Употребление топора не только отвечает цели практического действия; оно вместе с тем объективно отражает свойства того предмета - предмета труда, на который направлено его действие. Удар топора подвергает безошибочному испытанию свойства того материала, из которого состоит данный предмет; этим осуществляется практический анализ и обобщение объективных свойств предметов по определенному, объективированному в самом орудии признаку. Таким образом, именно орудие является как бы носителем первой настоящей сознательной и разумной абстракции, первого настоящего сознательного и разумного обобщения.

  • Мышлением в собственном значении слова мы называем процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты. Например, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он тем не менее знает об их существовании и знает их свойства. Как же возможно такое познание? Оно возможно опосредствованным путем. Этот путь и есть путь мышления. В самом общем своем принципе он состоит в том, что мы подвергаем вещи испытанию другими вещами и, сознавая устанавливающиеся отношения и взаимодействия между ними, судим по воспринимаемому нами изменению их о непосредственно скрытых от нас свойствах этих вещей.

Поэтому необходимым условием возникновения мышления является выделение и осознание объективных взаимодействий - взаимодействий предметов. Но осознание этих взаимодействий невозможно в пределах: инстинктивной деятельности животных. Оно опять-таки впервые совершается лишь в процессе труда, в процессе употребления орудий, с помощью которых люди активно воздействуют на природу. "Но существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления, - говорит Энгельс, - является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу".

  • Возникновение языка может быть понятно лишь в связи с появившейся у людей в процессе труда потребностью что-то сказать друг другу.

Как же формировались речь и язык? В труде, как мы видели, люди необходимо вступают в отношения друг к другу, в общение друг с другом. Первоначально собственно трудовые их действия и их общение представляют собой единый процесс. Трудовые движения человека, воздействуя на природу, воздействуют также и на других участников производства. Значит, действия человека приобретают при этих условиях двоякую функцию: функцию непосредственно производственную и функцию воздействия на других людей, функцию общения.

Производство языка, как и сознания, и мышления, первоначально непосредственно вплетено в производственную деятельность, в материальное общение людей.

Непосредственная связь языка и речи с трудовой деятельностью людей есть то главнейшее и основное условие, под влиянием которого они развивались как носители "объективированного", сознательного отражения действительности. Означая в трудовом процессе предмет, слово выделяет и обобщает его для индивидуального сознания именно в этом объективно общественном его отношении, т. е. как общественный предмет.

Таким образом, язык выступает не только как средство общения людей, он выступает и как средство, как форма человеческого сознания и мышления, также не отделенного еще от материального производства. Он становится формой, носителем сознательного обобщения действительности. Именно поэтому вместе с происходящим впоследствии отделением языка и речи от непосредственно практической деятельности происходит также и абстракция словесных значений от реального предмета, которая делает возможным существование их только как факта сознания, т. е. только в качестве мысли, только идеально.

Рассматривая условия перехода от досознательной психики животных к сознанию человека, мы нашли некоторые черты, характеризующие особенности этой высшей формы психического отражения.

  • Мы видели, что возникновение сознания возможно лишь в условиях, когда отношение к природе человека становится опосредствованным его трудовыми связями с другими людьми. Сознание, следовательно, есть именно "изначально-исторический продукт" (Маркс).
  • Мы видели далее, что сознание становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу - в условиях трудовой деятельности посредством орудий, которая является вместе с тем и практической формой человеческого познания. Следовательно, сознание есть форма активно-познающего отражения.
  • Мы видели, что сознание возможно лишь в условиях существования языка, возникающего одновременно с ним в процессе труда.
  • Наконец - и это мы должны особенно подчеркнуть, - индивидуальное сознание человека возможно лишь в условиях существования сознания общественного. Сознание есть отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых значений, понятий.

Эти черты, характеризующие сознание, являются, однако, лишь наиболее общими и абстрактными его чертами. Сознание же человека представляет собой конкретно-историческую форму его психики. Оно приобретает разные особенности в зависимости от общественных условий жизни людей, изменяясь в след за развитием их экономических отношений.

Уровни сознания

Дэвид Хоукинс (David R. Hawkins) в своей книге “Сила против Насилия” (Power vs. Force) описал иерархию уровней человеческого сознания.

Вот эти уровни, снизу вверх: позор, вина, апатия, горе, страх, желание, гнев, гордость, храбрость, нейтралитет, готовность, принятие, интеллект, любовь, радость, мир, просветление.

23. Возникновение и развитие сознания

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова. С возникновением прямохождения у человека освободились руки, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления. Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализом), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтезом) вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Таким образом, совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека. Совершенствовалось и орудие этой деятельности – речь.

Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируются абстрактное мышление человека, его воля.

Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание.

Читайте также: