Причины возникновения рода в период верхнего палеолита кратко
Обновлено: 04.07.2024
От палео… и греческого λίθος - камень. Хронологические рамки палеолита по результатам в основном радиоизотопных методов датирования: около 2,6 млн. - около 12-10 тыс. лет назад.
Термин введён Дж. Леббоком в 1865 году. Памятники на территории Западной Европы известны с 1820-х годов. В широком признании существования эпохи, когда люди изготавливали каменные орудия и были современниками ряда вымерших животных, важнейшую роль сыграла деятельность Ж. Буше де Перта, Э. Ларте и др. Ларте создал первую периодизацию палеолита (1861 год), выделив эпохи: пещерного медведя; мамонта и шерстистого носорога; северного оленя; зубра и бизона. Французский исследователь Ф. Гарригу добавил к ним древнейший период - древнего слона, носорога Мерка и гиппопотама.
Современная периодизация и выделение локальных групп в рамках палеолита основываются на закономерностях развития технологии раскалывания камня и вторичной обработки заготовок (оббивка, ретушь, подтёска, уплощающие сколы, резцовые сколы), а также на типологической характеристике каменных индустрий, прежде всего - морфологически выраженных орудий. Большинство исследователей делят палеолит Евразии на ранний (нижний; с подразделением на олдован и Ашель, по новейшим разработкам датированный около 1,6 млн. - 250 тыс. лет назад), средний (др. название - эпоха Мустье, от около 250 до 40 - 29/27 тыс. лет назад), поздний палеолит (с более дробным членением на периоды и культуры).
Некоторые специалисты придерживаются 2-членной схемы, объединяя ранний и средний палеолит в один период - раннего (нижнего) палеолита. Для Африки чаще используют др. периодизации, в которых палеолит соответствуют ранний и частично средний периоды каменного века. Для Америки выделяют палеоиндейский период, начало которого стадиально соотносится с неранней частью верхнего палеолита (смотрите в статье Индейцы). В Австралии древнейшие памятники каменного века по времени сопоставимы с концом среднего и верхним П. Евразии.
По геологической периодизации находки палеолита приурочены к эоплейстоцену и плейстоцену, когда климат, растительный и животный мир, особенно в более северных широтах, заметно отличались от современных [смотрите в статье Четвертичная система (период)]. Палеолит - время существования древнейших видов Homo (смотрите в статье Антропогенез).
Основные особенности культуры. Способы добычи пищи в палеолите были ограничены собирательством и охотой, формы и удельный вес которых существенно различались в зависимости от природных условий и нарастающих возможностей человеческих сообществ. В позднем палеолите была одомашнена собака.
Важнейшим материалом для изготовления орудий был камень. Прогресс в обработке каменного сырья характеризует усложнение технологии раскалывания: от простой оббивки до использования стадиальной утилизации специально подготовленных нуклеусов, чтобы получить максимально стандартизированной заготовки нужных размеров и очертаний. Развитие техники вторичной обработки проявлялось в увеличении разнообразия её приёмов (максимальное в Мустье, ранней и средней поре верхнего палеолита) в зависимости от типа обрабатываемой заготовки: ретуширование, подтёска, утоньшение заготовки, техники краевого и резцового скола и др. С верхнего палеолита зафиксирована полировка камня. Определённая стандартизация вторичной обработки в позднюю пору верхнего палеолита связана с возросшей стандартизацией самих заготовок.
Довольно широко применялись кость, рог, в ряде культур - бивни мамонтов. Объективную картину использования дерева и др. органических материалов трудно представить из-за их плохой сохраняемости в слоях большинства археологических памятников. Получают развитие сложные виды оружия: к Мустье относятся древнейшие свидетельства о бола; в позднем палеолите были изобретены копьеметалка, лук. С позднего палеолита зафиксировано использование растительных волокон, плетение, вязание, ткачество. В позднем палеолите в некоторых районах Дальнего Востока появилась керамика. Предметы из обожжённой глины, в т. ч. произведения искусства, были обнаружены на стоянках Восточного Граветта на территории Моравии.
Важнейшие последствия в большинстве областей человеческой жизни имело освоение огня. Возможности расселения человека на различных территориях повысило строительство искусственных жилищ, появление сшитой одежды; их типы, сложившиеся в палеолит, сохраняются в традиционной культуре ряда народов.
С Мустье известны достоверно зафиксированные погребения людей (Спи, Ла-Шапель-о-Сен, Ле-Мустье, Ла-Ферраси, Регурду, Киик-Коба, Мезмай, Тешик-Таш, Шанидар, Кебара, Схул, Кафзех и др.), что является несомненным свидетельством сложных представлений о загробной жизни (смотрите также Погребение). С позднего палеолита известны и погребения с богатым инвентарём (например, Сунгирь, Костёнки 15). Ряд памятников Мустье (Драхенлох) и верхнего палеолита (например, Монтеспан) обоснованно рассматривают как следы сложных культов. С обрядовой практикой связывают изображения в пещерах и ряд др. памятников первобытного искусства.
0 тыс. лет назад Homo Sapiens принесли родовую общину. Живых аналог людей на этой ступени развития не существует, поэтому неизвестно почему род превратился в общину.
Развитие материальной культуры.
Развитие форм сознания.
Появление родовой организации происходит в эпоху верхнего палеолита, который характеризуется скачком производственных сил. Отбивная ретушь – надавливание костяной палочкой на рабочий край изделия. Изделия приобретают симметричную форму и острый рабочий край. При помощи этой техники человек научился изготовлять крючки, гарпуны и др. Изобрели составные орудия труда, когда камень для удобства оправляли или делали рукоять. Кроме камня человек начал использовать кость и рог. Всё это свидетельствовало о возросшей технической вооруженности человека в борьбе с природой, что привело к относительной обеспеченности средствами существования. Возросшее количество потребляемой пищи привело к последствиям:
Прочные хозяйственные коллективы, постоянные по своему составу.
Привело к увеличению численности населения до нескольких сотен человек.
В эпоху верхнего палеолита были созданы условия для создания прочных коллективов, но они не стали организацией родственников пока не осознали экзогамию (от греч. вне брак) – запрещение брачных связей внутри родственного коллектива. О причинах появления экзогамии не существует единого мнения:
Появилась, как потребность избегать вредных последствий кровосмешения, что приводило к слабому потомству. Однако продолжительность жизни 20 - 30 лет не позволяет осознать вреда кровосмешения.
В России Золотарев и Токарев утверждают, что за счёт брака преодолевалась экзогамная изоляция.
По мнению Жакова, Толстого и др. экзогамия появилась для уничтожения конфликтов на почве ревности из-за женщин, которых было меньше чем мужчин. Люди стихийно, а затем осознанно стали выносить брачный вопрос за пределы коллектива. Но чем больше групп, тем больше конфликтов, поэтому древние люди осознали создание дуальной родовой организации. Главную роль в процессе появления экзогамии сыграл тотемизм. Тотем – священное животное, от которого ведут своё происхождение. Тотем становится прародителем производственной ячейки. За нарушение экзогамии людей стали изгонять из общины. Первые памятники искусства – изображения тотемов. Изображали анатомическое строение животных, цвет шерсти и повадки. Благодаря изображению тотемов на стенах, люди пытались установить связь с тотемами.
Осмысление идеи кровного родства и недопустимости браков между ближайшими родственниками.
Укрепление коллектива, за счёт появления представлений о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве.
Средство воспитания человека.
Итак, скачок в развитии производственных сил и идей экзогамии привёл к созданию родовой общины. Род – коллектив кровных родственников, ведущих происхождение по одной линии. Род характеризуется общей собственностью, коллективной организацией трудовой деятельности, демократическим порядком в общественной жизни, общей территорией, единством религиозного культа и родовым именем (имя – тотем, род лосей, род вепрей и т.д.)
Человек верхнего палеолита.
Неандертальского человека повсюду, где найдены его останки, в верхнем палеолите сменяет человек современного типа. По строению тела и внешнему облику люди верхнего палеолита принципиально уже ничем не отличались от людей нашего времени. Особенно важно, что их руки уже были способны выполнять самые различные, в том числе весьма сложные, трудовые действия.
Происхождение человека современного типа.
Вполне понятен поэтому тот большой и острый интерес, который в науке издавна вызывал вопрос о возникновении человека современного типа, в частности о ближайших предках Homo sapiens. Противники материалистических взглядов на происхождение современного человека от древних человекообразных обезьян и их позднейших потомков типа питекантропа, синантропа и неандертальского человека пытались противопоставить этим взглядам свою реакционную концепцию о возникновении Homo sapiens из каких-то иных существ, с самого начала обладавших будто бы чисто человеческими чертами. В качестве доказательства приводилась, например, находка коллекционера Даусона, который обнаружил в 1912 г. в Пильтдауне, неподалёку от Лондона, в графстве Суссекс, часть черепа человека и нижнюю челюсть, представляющие собой совершенно необычное и непонятное сочетание признаков человека и обезьяны. Череп имел вполне развитую мозговую коробку, а челюсть находилась в резком контрасте с ним, так как не отличалась по форме и величине от обезьяньей. Отсюда следовал вывод, что Даусон открыл остатки существа, которое имело мозг современного человека и жевательный аппарат обезьяны. Оно должно было, следовательно, питаться подобно обезьяне, а мыслить, как человек.
Теория, согласно которой Homo sapiens, по крайней мере в пределах четвертичного периода, не имел каких-либо других предков, кроме полностью подобных ему людей, и тем самым оказывался вне процесса эволюции, весьма удобна для приверженцев идеи о сотворении человека богом. Она поддерживалась также в кругу некоторых зарубежных учёных, неверно истолковывавших ряд находок ашельского времени. Однако специальные исследования показали, что фрагменты черепов, давшие повод к таким толкованиям, в действительности резко отличаются от современных и в целом сближаются с неандертальскими.
Передовой наукой с полной ясностью установлено, что непосредственными предшественниками и предками людей современного типа были неандертальцы (в широком смысле слова). Доказательствами этого положения служат следующие факты.
Во-первых, не существует ни одного местонахождения, где бы останки кроманьонцев (Термином кроманьонцы иногда условно обозначают верхнепалеолитических людей, по названию грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 г. были обнаружены под мощной толщей отложений 5 человеческих скелетов вместе с каменными орудиями и просверлёнными раковинами.) алегали в более древних, чем неандертальские, геологических слоях или в слоях, одновременных с теми, где были найдены неандертальцы. Во-вторых, неизвестно ни одного случая, чтобы кости неандертальца были обнаружены вместе с каменными орудиями, характерными для верхнего палеолита. В-третьих, по своему физическому облику неандертальцы были более развиты, чем синантропы, но значительно более архаичны, чем кроманьонцы. В-четвёртых, люди, сходные по многим основным признакам с неандертальцами Западной Европы, были обнаружены на огромном пространстве Восточного полушария, везде, где в силу географических условий было возможным существование и распространение палеолитического человека — в Европе, в Северной, Восточной и Южной Африке, в Передней и Средней Азии, в Юго-Восточной Азии; таким образом, неандертальцы не были какой-то местной формой, но повсеместно предшествовали кроманьонцам. В-пятых, известны и детально изучены настоящие переходные формы от неандертальца к современному человеку.
Таким образом, можно считать установленным, что человечество в целом прошло в своём развитии неандертальскую фазу.
Замечательным по яркости доказательством перехода от неандертальца к человеку современного типа явились костяки мустьерского времени, обнаруженные в палестинской пещере Эс-Схул, на горе Кармел. В них наглядно сочетаются как древние неандертальские черты, так и признаки, характерные уже для современного человека. Новые черты физического облика палестинских неандертальцев обнаруживаются прежде всего в строении черепа. Высота их черепной коробки близка к высоте черепа обычной, в среднем, для современного человека; лоб у них менее наклонный, чем обычно у неандертальцев. Затылочное отверстие, судя по одному из черепов из пещеры Эс-Схул, расположено в той же плоскости, как и у современного человека, что неразрывно связано с прямохождением. Самое же важное отличие их черепов от черепов других неандертальцев заключается в том, что здесь имеется отчётливо выраженный подбородочный выступ — характерная особенность человека современного типа, чуждая неандертальскому человеку.
Не меньшее значение, чем отмеченные особенности черепа палестинских неандертальцев, имеют с точки зрения эволюции человека'и такие признаки строения его тела, как устройство позвоночника и стопы. Признаки эти сближают древних палестинцев с современным человеком и свидетельствуют, что они были значительно лучше приспособлены к прямохождению, чем другие неандертальцы. Кисти их рук тоже были ближе по своему строению к кисти современного человека, чем, например, кисть неандертальца из крымской пещеры Киик-Коба.
В целом область, где в основном протекало становление современного человека, охватывала, повидимому, достаточно обширную территорию в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, а также в Крыму и на Кавказе.
В то же самое время, повидимому, группы древнейших людей неандертальского типа, обитавшие в менее благоприятных для взаимного контакта условиях, на далёких окраинах этой области, приняли меньшее участие в процессе становления человека современного типа, или вообще остались вне его и вымерли бесследно. Это случилось, повидимому, с неандертальцами Южной Африки и острова Ява.
О закономерности неандертальской фазы в эволюции человека свидетельствует не только повсеместное сочетание мустьерских находок с останками неандертальцев, но и наличие таких переходных памятников, как верхний слой Тешик-Таша в Узбекистане, стоянки Абри-Оди во Франции, пещеры на горе Кармел и на Кавказе, в мустьерских слоях которых есть уже орудия, имеющие черты близости с верхнепалеолитическими. Памятники эти показывают, как из мустьерской культуры вырастает более совершенная—верхнепалеолитическая.
Причину возникновения человека современного типа следует искать в ходе развития трудовой деятельности коллективов мустьерского времени. Это превращение было закономерным развитием существа с меньшей способностью к членораздельной речи, с менее совершенным мозгом в новое существо, организм которого был лучше приспособлен для более развитого коллективного производства и для более сложной общественной жизни. Слепки внутренней полости черепа кроманьонцев свидетельствуют о более мощном разрастании у них по сравнению с неандертальцами передних отделов лобной доли, нижнетеменной области, височной доли.
В итоге всего этого процесса возник новый вид человека, создавшего такое общество, в условиях которого оказался полностью снятым закон биологического отбора как видообразующей силы. Тип Homo sapiens остаётся в основных чертах неизменным со времени рисского оледенения до наших дней. При этом постоянстве физического типа нового человека производительные силы человеческих коллективов росли с возрастающей скоростью, изменялись и производственные отношения. Вместе с Homo sapiens мы вступаем в тот период человеческой истории, когда прогрессивное развитие человека полностью освобождается от пережитков тех законов, которые господствуют в стаде животных; это развитие начинает уже целиком осуществляться по социальным закономерностям, неизвестным в животном мире, присущим только человеческому обществу.
В период становления человека современного типа начинают формироваться и современные расы. На возникновение рас оказали влияние естественные условия жизни людей в первобытные времена, а также характерная для того периода разобщённость человеческих групп. Единству человечества как биологического вида, конечно, ни в коей мере не противоречит факт, что уже на этой ранней ступени развития человечества сложились локальные (местные) типы. Они отличались друг от друга по ряду второстепенных и несущественных признаков — выступание носа, высота переносья, размеры и форма нёба, цвет кожи, характер волосяного покрова и др. Эти же различия лежат и в основе деления ныне живущего человечества на расы. По мере того как биологическое приспособление к окружающим условиям в порядке естественного отбора начинало играть всё меньшую роль в жизни человека, заменяясь приспособлением природы к нуждам человечества в ходе его социальной деятельности, различия в физическом облике человека становятся всё менее значительными.
Различают три большие расы человечества, начало сложения которых относят к верхнему палеолиту: 1) негроидно-австралоидную, или экваториальную, расу, к которой относятся, например, африканские негры, коренные жители Австралии; 2) европеоидную, или европейско-азиатскую, расу, к которой относится население Европы, Северной Африки, Передней Азии, Северной Индии, и 3) монголоидную, или азиатско-американскую, расу, к которой принадлежит население Китая, Центральной и Северной Азии, Юго-Восточной Азии, коренное население Америки— индейцы.
Все эти расы связаны между собой переходными, промежуточными типами. Кроме того, каждая из них подразделяется на более дробные группы, отличающиеся между собой менее заметно. Следует подчеркнуть, что в ходе исторического развития расы постоянно смешивались и что в чистом виде расы не существуют.
Расовые различия — явление второстепенное, не могущее служить аргументом против факта биологического единства всего человечества. Расовые различия не имеют никакого значения для развития общественной жизни людей и развития их культуры. Как будет видно из дальнейшего изложения, народы, в том числе и принадлежавшие к одной и той же расе, развивались неодинаковыми темпами, по причинам, которые не имеют никакого отношения к расовым различиям.
Общая характеристика верхнепалеолитических орудий труда.
Соответственно изменилось и направление ударов, которыми отделялись пластины. Эти удары наносились теперь уже не наискось, не наклонно, а вертикально— от одного конца нуклеуса к другому. Получаемые с призматических нуклеусов узкие и длинные пластины нового типа позволили резко изменить и расширить ассортимент мелких каменных орудий, которые требовались в условиях несравненно более развитого, чем прежде, жизненного уклада: скребков различного вида, острий, проколок, разнообразных режущих инструментов. Впервые появляются кремнёвые инструменты, рабочие края которых в принципе оформлены так же, как у современных стальных резцов. Это обычно массивное режущее остриё, образованное сходящимися под острым углом плоскостями сколов. Таким кремнёвым резцом можно было легче резать дерево, кость и рог, пропиливать в них глубокие пазы и делать надрезы, последовательно снимая одну стружку за другой.
В верхнем палеолите впервые появляются разнообразные костяные наконечники копий и метательного вооружения, в том числе составные гарпуны с зубцами. При раскопках стоянки Мейендорф, у Гамбурга (Германия), найдены гарпуны и лопатки оленей, пробитые такими гарпунами.
Важнейшим событием в развитии охотничьего вооружения явилось изобретение первого механического приспособления для метания дротиков — копьеметалки (метательной доски), представляющей собою стержень с крючком на конце. Удлиняя размах руки, копьеметалка намного увеличивала тем самым силу удара и дальность полёта дротика.
Появились разнообразные каменные орудия для разделывания туш и обработки шкур добытых животных, для изготовления деревянных и костяных изделий.
Оформление матриархальной родовой общины.
В верхнем палеолите значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отдельные группы неандертальцев были, по всей вероятности, чужды и даже враждебны друг другу. Огромное значение для сближения разных групп должно было иметь возникновение экзогамии, т. е. запрета брачных отношений внутри рода и установление постоянной брачной связи между представителями различных родов. Установление экзогамии как общественного института, свидетельствующего о возрастающем развитии и усложнении общественных связей, можно отнести к верхнепалеолитическому времени.
Повышение производительности охоты в верхнем палеолите способствовало ещё более чёткому разделению труда между мужчинами и женщинами. Одни постоянно были заняты охотой, другие, при развивавшейся относительной оседлости (в силу всё той же большей производительности охоты), больше времени проводили на стоянках, ведя всё усложнявшееся хозяйство группы. Женщины в условиях более или менее оседлой жизни изготовляли одежду, различную утварь, собирали съедобные и технические растения, например употреблявшиеся для плетения, приготовляли пищу. Исключительно важно также, что именно женщины были хозяйками в общественных жилищах, тогда как их мужья были здесь пришельцами.
При господстве характерного для такого этапа родового строя группового брака, когда отец точно неизвестен, дети, разумеется, принадлежали женщинам, что усиливало социальную роль и влияние на общественные дела женщины-матери.
Всё это послужило основой новой формы первобытно-общинных отношений— материнской родовой общины.
Прямыми указаниями на оформление материнского рода в это время являются, с одной стороны, общинные жилища, а с другой — широко распространённые изображенин женщин, в которых можно видеть образы женщин-родоначальниц, известных по данным фольклора, например, у эскимосов и алеутов.
На основе дальнейшего усложнения общественной жизни людей верхнего палеолита происходят и существенные перемены во всех областях их культуры: возникает уже достаточно развитое искусство, в трудовой практике человек накапливает опыт и положительные знания.
Основные области расселения человечества.
Дальнейшее прогрессивное развитие человечества выражается и в том, что теперь обнаруживаются некоторые своеобразные черты культуры , характерные для населения отдельных больших областей.
Первая такая большая область охватывала Западную и Восточную Европу, в том числе Русскую равнину, замечательную своими палеолитическими поселениями под открытым небом. В период усиления деятельности ледников на севере Европы в последнюю, вюрмскую, или валдайскую, стадию оледенения эта область была приледниковой.
Вторая область охватывала внеледниковую зону на юге Европы, в Африке, в Передней и Средней Азии, на Кавказе и отчасти в Индии.
Третья область занимала Экваториальную и Южную Африку. Четвёртая область находилась в Восточной и Северо-Восточной Азии, в Сибири и Северном Китае.
Пятая область была расположена в Юго-Восточной Азии. Внутри каждой из этих больших областей, охватывавших в совокупности почти всю территорию расселения тогдашнего человечества, имелись, кроме того, отдельные районы, отличавшиеся теми или иными особенностями культуры, которые, однако, в настоящее время ещё не могут быть точно установлены.
Специально для портала "Антропогенез.РУ".
Авторский проект С.Дробышевского. Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.
Эпохой верхнего палеолита называется период примерно от 40 до 10 тысяч лет назад. В Африке обычно выделяют "поздний каменный век", имеющий древнейшие датировки 30-50 тыс.л.н. и заметно отличающийся технологически от европейского и азиатского верхнего палеолита. Множество верхнепалеолитических культур было создано людьми, относящимися к современному виду Homo sapiens; население Европы этого времени часто называется кроманьонцами (по пещере Кро-Маньон во Франции, где в 1868 г. были сделаны важные находки скелетов людей и орудий эпохи верхнего палеолита).
Кроманьонцы в Европе и на Ближнем Востоке не менее 5 тысяч лет подряд соседствовали с неандертальцами; возможно, этот этап можно удлинить даже до 24 тысяч лет (древнейшие датировки для верхнего палеолита – 52 тысячи лет, позднейшие для мустье и неандертальцев – 28 тысяч лет, хотя и те, и другие иногда оспариваются). Переходными культурами между мустье и верхним палеолитом являются шательперрон, улуццо, бачокирская, богуничская, селетская, существовавшие от 45 до примерно 30 тыс. лет назад. Часть археологов считает, что верхнепалеолитические культуры возникали независимо друг от друга из местных среднепалеолитических практически повсеместно. Особенно широко распространён был такой взгляд на проблему места и времени возникновения верхнего палеолита у советских археологов и сейчас в региональных археологических школах. В этом случае упомянутые культуры с признаками и мустье, и верхнего палеолита считаются стадиально промежуточными. Другие археологи аргументируют точку зрения, согласно которой мустье было вытеснено. Обычно слой мустье на стоянках резко отграничен от слоя верхнего палеолита в культурном отношении, а иногда и стерильной прослойкой. К тому же известны примеры, когда слой верхнего палеолита перекрыт сверху мустьерским, что свидетельствует о их синхронности. О верхнепалеолитических чертах в позднейших неандертальских культурах уже говорилось.
С другой стороны, отдельные мустьерские черты типичны именно для европейских верхнепалеолитических памятников, но отсутствуют в Африке; этот факт может быть интерпретирован как свидетельство обратных влияний – мустье на ранний верхний палеолит. Необходимо упомянуть, что древнейший верхний палеолит Европы найден в восточной её части, проникновение Homo sapiens шло, вероятно, с Ближнего Востока (где верхний палеолит ещё древнее) через Восточноевропейскую равнину и Балканы на запад. Для людей верхнего палеолита была типична склонность к далёким миграциям (например, некоторые стоянки Прибайкалья удивительно схожи с восточноевропейскими по целому комплексу признаков).
В Африке обнаруживается плавный переход от "среднего каменного века" к "позднему" 50-30 тыс.л.н. в центральных областях, но нет столь плавного перехода в Северной, Восточной и Южной Африке. Происходит микролитизация орудий, исчезают наконечники, типичные для "среднего каменного века". Во многом "поздний каменный век" Африки напоминает мезолит Европы, хотя намного древнее его.
Читайте также: