Переворот тайка в японии кратко

Обновлено: 05.07.2024

— основание столицы с постройками в китайском стиле;

создание централизованной системы государственных министерств;

— попытки свести управление провинциями к унифицированной модели;

— строительство дорог и мест для передержки лошадей в целях улучшения коммуникаций;

— введение системы централизованного сбора налогов;

— составление систематизированного кодекса законов.

Новая система управления в конечном счете в 702 году нашла свое воплощение в Тайхо (Великое Сокровище), уголовном и административном кодексе. Заложенные в этом кодексе принципы стали первым официальным сводом законов и оставались основой законодательной системы вплоть до XIX века, хотя в 718 и в 757 году некоторые статьи пересматривались.

Провинциями управляли назначаемые из центра наместники. Все рисовые плантации в теории являлись собственностью государства и распределялись в соответствии с числом обрабатывающих их крестьян в обмен на уплату налогов, которые шли на производство, одежду и оплату труда, в том числе военной службы. В отсутствие грозных врагов за пределами страны, однако, двор не желал содержать постоянную армию размерами больше дворцовой стражи. Монеты чеканились, но экономика — развитая гораздо слабее, чем в Китае — функционировала преимущественно на основе бартера. Гнет землевладельцев и налоговой системы вынуждал многих крестьян покидать свои земли. Вскоре правительство отказалось от фундаментального принципа кодекса Тайхо, государственной собственности на землю, и признало право частной собственности на те земли, которые начинали обрабатываться впервые. Было обработано много новых территорий, но — поскольку только аристократы и богатые монастыри могли позволить себе столь крупномасштабные затраты — в долгосрочной перспективе эта мера привела к возвращению того самого зла, от которого намеревались избавиться реформаторы Тайка: существованию автономных, не платящих налоги вотчин (шоен), потенциальных носителей могущественной власти.

Реформы

Реформы Война с Казанью наложила печать на ход преобразований в России. Мирная пауза, длившаяся с весны 1548 г. до конца 1549 г., оживила деятельность реформаторов.Церковное руководство опередило светскую власть. В 1549 г. митрополит Макарий провел второй собор, пополнив список

Реформы

Реформы Война с Казанью наложила печать на ход преобразований в России. Мирная пауза, длившаяся с весны 1548 г. до конца 1549 г., оживила деятельность реформаторов. Церковное руководство опередило светскую власть. В 1549 г. митрополит Макарий провел второй собор, пополнив

§ 1. РЕФОРМЫ 60–70-Х ГГ

§ 1. РЕФОРМЫ 60–70-Х ГГ Подготовка реформ. После поражения в Крымской войне крепостное право стало рассматриваться как одна из причин внешнеполитической катастрофы. Теперь за его отмену выступили даже некоторые консерваторы, например приватный советник Николая I, один из

Реформы

Реформы От Александра III в обществе ждали продолжения реформ, но в первые же дни своего правления, отменив идею конституционности государства, император начал проводить политику, направленную на усиление самодержавия. Он не хотел допустить ослабления власти и нарушения

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Глава третья Освобождение рабов. Реформа Тайка. Система крепостничества

Глава третья Освобождение рабов. Реформа Тайка. Система крепостничества Народ древней Японии, как и древние народы всего мира, постепенной с большими трудностями переходил от первобытного производства к развитию земледелия, торговли и ремесла; по мере того как

Реформы

Реформы Летом 1904 года (во время войны!) Николай II меняет внутреннюю политику. После убийства эсерами министра внутренних дел Плеве вместо ужесточения курса (как нам кажется правильным теперь, с нашим советско-постсоветским менталитетом) он начинает готовить широкую

3. РЕФОРМЫ

3. РЕФОРМЫ Каждая великая реформа состояла не в том, что вводилось что-нибудь новое, а в том, что уничтожалось что-нибудь старое. ГЕНРИ БОКЛЬ Император Александр I выгодно отличался от своего предшественника, и это проявлялось буквально во всем: в его намерениях, в первых

4. Реформы 60—70-х гг

4. Реформы 60—70-х гг 4.1. Причины реформ.• Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися после отмены крепостного права общественными и экономическими условиями. • Рост

4. Ход реформы

4. Ход реформы 4.1. Юридическая основа, этапы и сроки проведения реформы.Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой и

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Реформы 80-х

Реформы 80-х Пугачевская война сильно тряханула Российскую империю. Надо было наводить порядок в государстве, и Екатерина, буквально засучив рукава, взялась за дело. К тому времени относятся очень важные правительственные документы, направленные на стабилизацию жизни в

3. Реформы

3. Реформы Естественным дополнением или продолжением крестьянской реформы была реформа земская, или реформа местного самоуправления. И на эту реформу дворянство, правившее в центре, наложило свою тяжелую руку.В цензовом земстве крестьяне, т.е. огромное большинство

Прелюдия реформ Тайка

Прелюдия реформ Тайка Используя материалы подворных списков начала VIII в., можно систематизировать сказанное в предыдущих разделах главы и выделить несколько стадий в развитии режима Ямато, каждой из которых соответствуют свои особенные социальные, политические и

Оценка реформ Тайка

Оценка реформ Тайка В оценке реформ Тайка наблюдается заметный разнобой, который обусловлен различными, иногда противоположными взглядами на характер дотайковского и послетайковского общества, на движущие силы реформ и т. п. Старая японская, а вслед за ней и мировая

Формирование классов и государства происходило в условиях упорной и длительной борьбы родов за главенство в племенном союзе. С середины V в. до 587 г. она велась между домами Кацура, Хэгури, Отомо, Мононобэ и Сога, которые последовательно становились во главе союза племен.

Вслед за этим в 645—646 гг. была проведена серия реформ, тесно связанных с целями переворота. Ликвидировались прежние наследственные звания родоплеменной знати, а также ее право владения зем-

Все прежние налоги и поборы заменялись единым поземельным обложением, вносимым государству в зависимости от плодородия почвы. Сохранялась также подать изделиями домашнего ремесла, выплачиваемая пеньковой одеждой и шелковой материей. Вводилась отработочная повинность (барщина), обязательная для всех трудоспособных мужчин; этот даровой принудительный труд разрешалось заменять каким-либо продуктом ремесленного производства.

Вводилась новая административная система государственного управления, в основу которой был положен территориальный принцип. Создавались провинции и уезды, во главе которых находились назначенные центральным правительством губернаторы и уездные начальники из числа потомков прежней родоплеменной знати, бывших старейшин и военачальников родов и племен. Главной их функцией являлся контроль за проведением переделов полей, исполнением отработочной повинности, переписью населения и сбором налогов и податей.

Во второй половине VII — начале VIII в. государственный аппарат Японии получил дальнейшее развитие. Центральным правительством стал государственный (большой) совет во главе с первым министром. Ему подчинялись восемь исполнительных департаментов; главными из них были военный, юстиции и финансов (ведомство сокровищ).

Монополистами различного рода должностей в государственном аппарате были члены императорского дома, а также влиятельные семьи Фудзивара, Сугавара и Киёвара, потомки бывшей родоплеменной знати. Наибольшей властью длительное время обладал дом Фудзивара, постепенно оттеснивший императора и с середины IX в. фактически управлявший страной.

В тесной связи с введением новой административной системы находилась и реорганизация родовых дружин, замена их обязательной воинской повинностью. Каждые 50 дворов, составивших сельский округ, должны были выставлять по одному рекруту, принимая на себя полное его содержание.

и культурным центром страны, центром императорской бюрократии. Число его жителей в начале VIII в. достигало 200 тыс. (всего в Японии насчитывалось 6 млн. населения). Позднее, в 784—794 гг., столица была переведена в Нагаока, а затем в Хэйан (Киото), ставший местом пребывания двора и правительства до 1192 г.

Значение переворота и реформ Тайка

Переворот и реформы Тайка оформили возникшеена развалинах первобытнообщинного строя централизованное государство, обеспеченное регулярной армией, во главе с наследственным императором. Вместе с последующим законодательством они закрепили уже сложившиеся новые социальные отношения, становление раннефеодального монархического государства с присущей ему земельной и сословной иерархией, наследственную власть императора и политическое влияние феодализирующихся властителей. В это же время завершался процесс формирования японской народности.

Реформы Тайка, как и развивавшие их законы о земле и структуре государственного аппарата, проводились по образцу преобразований в соседнем феодальном Китае, перешедшем к феодализму раньше Японии. Это сказалось и при постройке императорских столиц — Нары и Хэйана, архитектура которых испытала влияние зодчества столицы Суйской и Танской империй — Чанъани (современный Сиань), а также Лояна.

Тем не менее было бы ошибочным на этом основании считать влияние Китая отправным пунктом процесса феодализации Японии. Этот процесс развивался на внутренней основе, органически присущей японскому обществу, внешнее же влияние могло лишь в какой-то мере ускорить его. Как только отдельные институты, заимствованные из Китая, стали приходить в противоречие с этой основой, они заменялись другими, более соответствовавшими развитию самой Японии. Так, государственное землевладение в тех исторических условиях долго не просуществовало, феодальные же формы частной земельной собственности были более жизнеспособными. Непригодной в конечном счете оказалась и сложная китайская административная система, которая была заменена более простой и эффективной для феодальной эксплуатации японского крестьянства.

Рабство и рабовладельческий уклад

Японский народ принадлежит к числу тех народов, которые, как и большинство славянских и германских племен, совершили переход к феодализму от первобытнообщинного строя, минуя рабовладельческий, при сосуществовании, однако, с пережитками рабовладельческого социально-экономического уклада, и первобытнообщинных отношений, сохранившимися в раннефеодальный период.

Различные причины как внутреннего, так и внешнего характера воспрепятствовали перерастанию рабства, достигшего в Японии в VIII в. наивысшего развития, в рабовладельческую формацию, т. е. обусловили специфическое проявление общих закономерностей развития социально- экономических формаций.

Земледелие — главная в ту эпоху отрасль хозяйства — находилось в руках крестьян — свободных общинников, составлявших 80—90% населения страны. Рабы независимо от их численности не определяли господствующих производственных отношений. Основой производства был труд крестьянина, господствующей формой эксплуатации — эксплуатация феодальная. Малопроизводительный рабский труд не имел решающего значения в хозяйстве и был подсобным; он носил патриархальную форму и в производственных целях применялся ограниченно.

Кроме того, гористость Японских островов и весьма примитивные сельскохозяйственные орудия не позволяли создавать крупные латифундии, для обработки которых был бы выгоден даровой труд раба.

Препятствием для перехода к рабовладельческому способу производства являлся также ограниченный источник пополнения рабов. Упорное сопротивление во время межплеменных войн воинственных племен, в особенности айну на севере страны и кумасо на юге, было серьезной преградой для обращения их в рабство. После вытеснения японцев С562 г.) с южной оконечности Корейского полуострова (Мимана) возможность пополнения рабов за счет корейских военнопленных почти полностью исчезла. Еще меньшее место занимало долговое рабство — обращение в рабов общинников за неуплату долгов и налогов.

Характерной чертой японского рабства было то, что оно являлось по преимуществу домашним, рабы находились главным образом в распоряжении феодальной знати. Вместе с тем широкое распространение имели государственные рабы, обслуживавшие императорские склепы и различные правительственные учреждения. Рабы находились также во владении храмов и монастырей.

Рабы не обладали никакими правами, их быт и поведение строго регламентировались. Браки разрешались только между рабами, а между полноправным населением и рабами — запрещались. Частично существовала и работорговля: раб оценивался в 700—1000 снопов риса, рабыня — в 600—800 снопов. Согласно кодексу Тайхо (701 г.), рабы получали 2/3 надела свободного. Однако фактически эти наделы принадлежали владельцам рабов, а потому стали дополнительным источником концентрации земель в руках феодальной знати.

Существенное значение для смены первобытнообщинного строя феодальным в Японии имела крепкая сельская (соседская) община, внутри которой периодически производился передел земли, сплачивавший крестьян — членов общины.

Немаловажным для перехода Японии от первобытнообщинного строя непосредственно к феодальному обществу был и внешний фактор. Централизованная феодальная империя Китая, уже прошедшего рабовладельческий путь развития, прямо или косвенно оказывала воз-действие на феодализацию соседней Японии как в экономическом, так и в культурном отношении.

Разложение первобытнообщинных отношений в Японии повело не к торжеству рабства, сохранившегося в патриархальной форме, и рабовладельческого способа производства, а к победе феодальных отношений. Феодальный экономический уклад, одно время сосуществовавший с рабовладельческим, стал преобладающим и превратился в феодальную формацию с господствующим феодальным типом производственных отношений.

Но феодальные отношения в Японии, как и в ряде стран Востока, несколько последующих столетий сочетались с отношениями рабства.

Эволюция аграрного строя. Распад надельной системы

Совершенствовалась система налогов, которые считались компенсацией государству за пользование земельными участками. Она предусматривала традиционную триаду повинностей — ренту продуктами (зерном), налог изделиями ремесла (холст, шелковые ткани) и трудовую повинность (барщину) продолжительностью до ста и более дней в году (ремонт дорог и мостов, строительство ирригационных сооружений).

Однако процессы феодализации Японии неизбежно вели к крушению принципа государственной собственности на землю и к распаду надельной системы. Фактически надельная система землепользования не получила повсеместного распространения, ее применение было ограничено провинциями, близко расположенными к столице. Часто нарушались установленные законом сроки передела полей, которые время от времени удлинялись, что постепенно привело к полному прекращению переделов и к переходу земель в частное владение. Кроме того, правительственные чиновники, ведавшие распределением земли по надельной системе, часто на местах допускали злоупотребления при об-мере земельных участков и учете налоговых поступлений.

Прекращение периодических переделов полей, относящееся, по-видимому, ко второй четверти X в., объяснялось их неприемлемостью для участков, занятых посевами риса. Держатели таких наделов были заинтересованы в длительном их освоении, так как рисовые посевы требуют больших затрат труда и средств. По этой причине держатели стремились сохранить надельные участки как собственные. Серьезной преградой для функционирования надельной системы было государственное регулирование и контроль, ограничивавшие хозяйственную инициативу крестьянства. Ее осуществление наталкивалось также на центробежные тенденции провинциальной феодальной знати, препятствовавшей распространению этой системы на свои владения, поскольку она задерживала развитие крупного частного хозяйства. В большой степени прекращению переделов способствовала также практика купли-продажи земель.

Надельная система могла существовать при сравнительном изобилии целинных земель. Правительство всемерно поощряло разработку пустошей, издав (743 г.) специальный указ о закреплении в частное владение целинных земель за теми свободными (надельными) крестьянами, которые первыми стали их обрабатывать. Однако по мере роста производительных сил и производительности сельскохозяйственного труда база для применения надельной системы сузилась. Ее крушению способствовало также распространение форм земельной собственности, предусмотренных земельным кодексом Тайхо. Это — ранговые земли, наделы должностные, за заслуги и жалованные (дарственные), предоставлявшиеся по особому указу императора. Размеры их колебались от 0,7 до 300 га. Все эти земли (как правило, самые плодородные) находились в руках феодальной аристократии. Помимо светского землевладения существовали земли синтоистских и буд-

дийских храмов, находившиеся в их вечном владении, что свидетельствовало о значительном удельном весе церковного землевладения. Особое место занимали кормовые наделы, или приписные крестьянские дворы, также находившиеся в распоряжении привилегированной придворной и феодальной аристократии, храмов и монастырей. Крупные земельные собственники использовали государственный аппарат для присвоения земельных наделов и концентрации в своих руках земельного богатства, обладание которым позволяло занимать высокие посты в феодальном государстве. Другими словами, иерархии земельной собственности соответствовала и определенная иерархия политической власти.

Таким образом, в Японии VII—X вв. создались благоприятные условия для дальнейшего развития феодального способа производства. Земледелие стало его экономической основой, сельское хозяйство — главной отраслью общественного производства.

Важнейшими источниками образования поместий являлись целинные земли, угодья, пожалованные феодальной знати императором и правительством, земли, экспроприированные у крестьян феодалами, чиновниками и духовенством за неуплату долга, невозвращение ссуд и т. п., а также земли, захваченные в результате покорения воинственного племени айнов, оттесненных в северные районы страны.

Поместья обладали особыми привилегиями: они изымались из подчинения центральному правительству и освобождались от налогов и повинностей. Многие крестьяне, наивно поверив в возможность избавления от произвола властей и разорительных поборов, предпочитали покидать надельные земли и переходить в поместья. Они устремлялись сюда также из-за обременительной системы рисовых ссуд, которые правительство принудительно навязывало им под предлогом оказания помощи, требуя затем, после сбора урожая, возврата ссуды с 30—50-, а иногда и со 100-процентной надбавкой.

Однако переход в поместья не облегчал положения крестьян. Они превращались в феодально-зависимых, попадали в новую кабалу, по-прежнему платили натуральный оброк и отрабатывали барщину на полях феодалов и чиновников.

Образование частновладельческих поместий с господствующими феодальными формами экеплуатации создало условия для окончательного вытеснения рабовладельческого уклада. Поскольку рабский труд в условиях поместного хозяйства был нерентабельным, поместья погло-тили рабов, которые постепенно превращались в зависимых крестьян.

Крестьянские выступления

Хищническая эксплуатация крестьянства, в частности принудительные рисовые ссуды, а также превращение надельных крестьян в феодально-зависимых и последующее их закрепощение вызвали рост крестьянского сопротивления.

Широко распространились уходы, побеги и переселения с государственных земель — зачаточные формы классовой борьбы. Им способст-

вовали феодальная раздробленность Японии, наличие невозделанных земель, неодинаковые условия жизни крестьян, неодинаковая степень их эксплуатации в различных частях страны, возникновение частновладельческих поместий, куда в силу вышеизложенных причин устремлялись крестьяне.

Другой формой протеста были петиции-жалобы крестьян на чиновников на жестокое обращение, злоупотребления и вымогательство; они подавались ходоками на имя уездных и провинциальных властей и реже — в адрес центрального правительства.

Применялись и более активные средства борьбы. Не удовлетворяясь побегами, крестьяне формировали воинские отряды, которые совершали нападения на губернаторов и местных чиновников, на официальные учреждения и проезжих. Эти выступления вызывали особое беспокойство господствующего класса и вынуждали его делать уступки. Так, правительство нередко объявляло снижение ссудного процента до 30, а в некоторых случаях (формально) — и полную ликвидацию крестьянской задолженности.

Тем не менее крестьянские выступления не прекращались, так как обещания облегчить положение крестьян не выполнялись. В IX—XI вв. возникали уже крупные волнения; крестьяне все чаще нападали на богатых и знатных лиц. Во второй половине IX в., в конце XI — начале XII в. крестьянские отряды совершали нападения даже на столицу— г. Хэйан, где громили и предавали огню множество правительственных учреждений и дворцов феодальной аристократии.

Однако крестьянские выступления в период раннего феодализма неизменно заканчивались поражением ввиду их локальности и разрозненности. И все же они не прошли даром, показав необходимость объединения крестьян в воинские отряды для борьбы против растущей феодальной эксплуатации.

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 21-27.

Глава III. Возникновение и развитие феодализма в Японии (III-VIII вв.)

Возникновение раннефеодального государства

Эти полусвободные сыграли большую роль в процессе образования Японского государства, так как их труд способствовал развитию производительных сил. В категорию полусвободных попадала значительная часть корейцев и китайцев, либо занесённых на японские острова волнами миграций, либо увезённых во время набегов японцев на Корею. Эти выходцы из Кореи и Китая были носителями гораздо более высокой культуры, в частности более высокой техники земледелия. Часть переселенцев из Китая и Кореи составляли ремесленники — гончары, кузнецы, плотники, ткачи, вышивальщики и т. д. Местные племенные вожди, под власть которых они подпадали, предоставляли им возможность иметь своё имущество и орудия производства, но обязывали их жить в определённых местах компактными группами и отбирали у них всю продукцию. Тем самым по своему положению такие ремесленники приближались к рабам. В то же время от рабов-слуг их отличало, как и табэ, то, что господин не мог убивать и продавать их. Эту категорию полусвободных японские источники именуют томобэ и какибэ. Так наряду с возникновением феодальных отношений в Японии имели место и отношения рабовладельческие.

Развитию рабовладельческих отношений препятствовали, однако, многие факторы. Главная отрасль хозяйства — земледелие — в подавляющей части находилась в руках общинников. Крупные латифундии, создающие условия выгодного применения труда рабов, в горной стране были невозможны. Был ограничен и источник пополнения рабочей силы: рабов захватывали главным образом в Корее во время набегов. Но в VI в. на полуострове выросло в мощное государство одно из трёх корейских царств — Сияла, которая не только успешно отражала набеги японцев, но в 562 г. даже вытеснила японцев из Миманы. Приобретение рабов на японских островах из племён эбису (айну, айны) и кумасо (хаято) было связано с далёкими и трудными походами и наталкивалось на сильное сопротивление этих тогда ещё многочисленных племён. Поэтому рабовладельческий путь развития в VII в. уже исчерпал свои возможности, и Япония не стала рабовладельческим государством; её развитие пошло по пути феодализма. ( Некоторые современные японские историки находят, что рабовладельческие отношения в древней Японии развились настолько, что можно говорить о существовании рабовладельческого строя, охватывающего VIII и даже последующие века. Однако другие японские историки, как и советские учёные, полагают, что феодальные отношения господствовали в Японии уже во второй половине VII в., что, конечно, не означало полного исчезновения рабства. )



Пагода в монастыре Хорюдзи. VII в.

В дальнейших событиях большую роль сыграли внешние факторы: политическое влияние Китая, где в это время создалась могучая, централизованная феодальная империя, влияние китайской образованности, особенно права, политических теорий; влияние буддизма, перешедшего из Китая в Корею, а оттуда в Японию. Централизованная, иерархически организованная буддийская церковь являлась своего рода образцом для феодального государства. Единство культа и абсолютное значение верховного божества (Будды) способствовали преодолению в области идеологии представлений, связанных с остатками прежней родоплеменной разобщённости.

В том же манифесте 646 г. были объявлены отменёнными все частные владения, и земля перешла в собственность государства. Население превратилось в держателей государственных наделов. Следовательно, как в Китае и в Корее, японское раннефеодальное государство основывалось на государственной феодальной собственности на землю.

Основная масса населения — крестьяне — получала подушные наделы и была обложена зерновым налогом и налогом с продуктов домашнего ремесла, а также несла повинность на общественных работах (строительных, ирригационных и др.) в течение определённого числа дней в году. Правящий класс сохранил земельные владения под видом наделов — должностных, ранговых. Таким образом, для феодалов владение землёй обусловливалось службой и носило бенефициальный характер. Крестьяне-земледельцы формально не были лишены личной свободы; они сохраняли своё имущество и орудия производства, что влекло за собой и известную их инициативу в ведении хозяйства. Но в то же время они были лишены права покидать свои наделы, т.е. оказывались фактически прикреплёнными к земле.

Для управления государством был создан обширный аппарат, состоявший из центральных органов (Верховного государственного совета и подчинённых ему 8 ведомств) и местных властей (наместников провинций и уездных начальников); страна была подразделена на административные районы — провинции (купи) и уезды (кори). Всё население было обязано нести военную службу. Вводилась система светского образования, построенная по китайскому образцу, для подготовки чиновников. Китайский язык стал официальным языком правительственного обихода и даже вошёл в быт высшего слоя правящего класса. В 701 г. весь этот строй получил фиксацию в своде законов — Кодексе Тайхорё. В 710 г. был закончен постройкой город Нара — первый город в Японии.

Утверждение феодализма в Японии не привело к полной ликвидации рабовладельческого уклада. Была уничтожена категория полусвободных томобэ и какибэ, категория же яцуко — домашних рабов — сохранилась. Появилась и новая категория государственных рабов — слуг в правительственных учреждениях. Владение рабами являлось в то время одним из средств получения земли. По закону владелец раба получал на него от государства дополнительный участок в размере 1/3 надела свободного. Господствующая верхушка стремилась поэтому увеличивать число рабов.

Однако основной источник их получения — пленные из числа местных иноплеменников — в эту пору мог иметь значение только на окраинах. Обращение же в рабство членов побеждённых родов после прекращения борьбы между ними также не могло уже иметь места. Поэтому приходилось прибегать к другим средствам: насильственному уводу и похищению крестьян, особенно детей, или купле у главы семьи её младших членов. В рабство можно было обратить также за преступление и за неуплату долга. Существовала и самопродажа в рабство людей, не имеющих средств к существованию. В VII—VIII вв. количество рабов достигало 10—20% всего населения. Их труд применялся больше всего на строительстве. Но уже к концу VIII в. рабский труд стал применяться всё реже и реже, а использование рабов в земледелии и вовсе прекратилось.

Земли феодалов

Ранговые и должностные наделы давались на срок состояния в том или ином ранге или в должности. Жалованные наделы были пожизненными. Наделы за заслуги давались на одно, два или три поколения, а в случае крупных заслуг — навечно, иными словами, являлись фактически собственностью отдельных феодалов. Все прочие земли давались формально во временное пользование на разные сроки. Однако, учитывая принадлежность владельцев всех этих наделов к аристократии, а также и то, что феодалы заполняли собою весь аппарат государственного управления, превращение права пользования данными наделами в право собственности являлось лишь вопросом времени.



Флейтист. Скульптура из монастыря Тодайдзи. Первая половина VIII в.

Императорский дом пользовался доходами не только со своих владений, но и со всей страны. Эти доходы в форме жалованья делили между собой и другие представители господствующего класса, составлявшие центральный и провинциальный правительственный аппарат и получившие права высшего сословия. Признаком принадлежности к высшему сословию служило получение какого-либо ранга.

Культура в VIII в.

Во дворцах и храмах города Нары находились многочисленные предметы искусства, особенно скульптуры и художественного ремесла из бронзы, золота, лака — изделия японских, корейских и китайских мастеров. Скульптурные изображения деятелей буддийской церкви носили реалистический характер, и многие из них отличались совершенством художественного исполнения.

К VII в. в Японии возникла кризисная обстановка. Причиной этого была борьба за частное обладание зависимыми людьми и землей, борьба за господство над свободными общинниками между правителями Ямато и новой знатью, возникшей в VI-1/2 VII в. Прежние управленческие структуры сохраняли многие черты родового устройства и не могли уже осуществлять эксплуатацию народа. Кризис привел к политическому перевороту 645 г., известному в истории как "переворот Тайка" (букв. "Великие перемены", по девизу годов правления), когда группа аристократов во главе с принцем Наканооэ и Накатоми Камако (впоследствии Фудзивара Каматари) ликвилировала влиятельный при императорском дворе род Сога. Этот переворот привел к последующим реформам ("реформы Тайка"). Реформы, кроме внутренних, вызваны были и внешним фактором - усилением китайской империи Тан и ее стремлением захватить Корейский полуостров, что расценивалось как угроза самой Японии.

Уже в 645 г. начались преобразования правительственного аппарата, а указом правительства от 646 г. был разъяснен смысл реформ:

1. Отмена частных земельных владений и ликвидация категории зависимых людей императорской семьи и аристократии; объявление земель и людей государственными. За это аристократия получила компенсацию в виде ранговых, должностных и прочих наделов, выплат из казны, права на налог и отработки крестьянских дворов, выделяемых в "кормление".

2. Были созданы центральные органы управления, введено территориальное административное деление.

3. Было предписано составление земельных реестров, проведение подворных переписей, каждый получал земельный надел.

4. Вводилась новая унифицированная налоговая система.

Все эти реформы были направлены на создание централизованного государства. Реформы имели продолжение и в последующие годы. В 668 г. при императоре Тэндзи (бывший принц Наконооэ) был создан первый кодекс законов "Омирё", а в 670 г. проведена первая в масштабах страны перепись населения. Этим также были заложены основы централизованного государства.

Однако после смерти императора в 671-672 гг. развернулась вооруженная борьба между двумя принцами, претендовавшими на престол. Война выражала отношение к реформам: часть местной знати и населения были недовольны быстрыми темпами создания централизованного государства по китайскому образцу. Учитывая ситуацию, новый император (один из двух принцев, победивших в этой борьбе) внес исправления в механизм государственного управления: упорядочил систему назначения губернаторов, изъял частные земли у кланов, установил систему продвижения чиновников в зависимости от результатов их деятельности. Тем самым он организовал родовую знать в качестве государственных чиновников.

К 80-м гг. была создана база, позволяющая приступить к завершению строительства централизованного государства. В 681 г. по приказу императора началось составление нового административно-уголовного кодекса. В 684 г. была установлена новая система родовых титулов, которая унифицировала прежние разнообразные титулы в стройную систему с императором во главе. В следующем году были введены 48 рангов придворных званий, что отражало усложниышуюся структуру государственных органов. Шло совершенствование центральной и периферийной администрации: в 690 г. возникла система главных министров и 8 ведомств. К 689 г. было завершено составление кодекса, а в 701 г. - создан новый кодекс законов "Тайхо рицурё". Это означало, что поставленная реформаторами цель построения централизованного государства была достигнута.

К VII в. в Японии возникла кризисная обстановка. Причиной этого была борьба за частное обладание зависимыми людьми и землей, борьба за господство над свободными общинниками между правителями Ямато и новой знатью, возникшей в VI-1/2 VII в. Прежние управленческие структуры сохраняли многие черты родового устройства и не могли уже осуществлять эксплуатацию народа. Кризис привел к политическому перевороту 645 г., известному в истории как "переворот Тайка" (букв. "Великие перемены", по девизу годов правления), когда группа аристократов во главе с принцем Наканооэ и Накатоми Камако (впоследствии Фудзивара Каматари) ликвилировала влиятельный при императорском дворе род Сога. Этот переворот привел к последующим реформам ("реформы Тайка"). Реформы, кроме внутренних, вызваны были и внешним фактором - усилением китайской империи Тан и ее стремлением захватить Корейский полуостров, что расценивалось как угроза самой Японии.



Уже в 645 г. начались преобразования правительственного аппарата, а указом правительства от 646 г. был разъяснен смысл реформ:

1. Отмена частных земельных владений и ликвидация категории зависимых людей императорской семьи и аристократии; объявление земель и людей государственными. За это аристократия получила компенсацию в виде ранговых, должностных и прочих наделов, выплат из казны, права на налог и отработки крестьянских дворов, выделяемых в "кормление".

2. Были созданы центральные органы управления, введено территориальное административное деление.

3. Было предписано составление земельных реестров, проведение подворных переписей, каждый получал земельный надел.

4. Вводилась новая унифицированная налоговая система.

Все эти реформы были направлены на создание централизованного государства. Реформы имели продолжение и в последующие годы. В 668 г. при императоре Тэндзи (бывший принц Наконооэ) был создан первый кодекс законов "Омирё", а в 670 г. проведена первая в масштабах страны перепись населения. Этим также были заложены основы централизованного государства.

Однако после смерти императора в 671-672 гг. развернулась вооруженная борьба между двумя принцами, претендовавшими на престол. Война выражала отношение к реформам: часть местной знати и населения были недовольны быстрыми темпами создания централизованного государства по китайскому образцу. Учитывая ситуацию, новый император (один из двух принцев, победивших в этой борьбе) внес исправления в механизм государственного управления: упорядочил систему назначения губернаторов, изъял частные земли у кланов, установил систему продвижения чиновников в зависимости от результатов их деятельности. Тем самым он организовал родовую знать в качестве государственных чиновников.

К 80-м гг. была создана база, позволяющая приступить к завершению строительства централизованного государства. В 681 г. по приказу императора началось составление нового административно-уголовного кодекса. В 684 г. была установлена новая система родовых титулов, которая унифицировала прежние разнообразные титулы в стройную систему с императором во главе. В следующем году были введены 48 рангов придворных званий, что отражало усложниышуюся структуру государственных органов. Шло совершенствование центральной и периферийной администрации: в 690 г. возникла система главных министров и 8 ведомств. К 689 г. было завершено составление кодекса, а в 701 г. - создан новый кодекс законов "Тайхо рицурё". Это означало, что поставленная реформаторами цель построения централизованного государства была достигнута.

Читайте также: