Причины возникновения адвокатуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Впервые о судебном представительстве упоминается в русских законодательных актах XV в. (Псковская и Новгородская судные грамоты).

В Судебниках 1497 и 1550 гг., а затем и в Соборном уложении 1649 г. (гл. 10, ст. 108) институт наемных поверенных фигурирует уже как существующий, но состав этих лиц был весьма разнообразен, ибо в то время еще не было законодательной регламентации представительства (стряпчества).

В результате Судебной реформы 1864 г. судебная система России стала наиболее упорядоченной. Однако после Февральской революции положение несколько изменилось. Декретом о суде от 24 ноября 1917 г. № 1 социалистическая революция упразднила все судебные учреждения российского буржуазного государства, а вместе с ними – присяжную и частную адвокатуру.

С этого момента законодательная деятельность была направленная на создание единой судебной системы.

29 октября 1924 г. ЦИК СССР принял Основы судоустройства СССР и союзных республик. В статье 17 учреждались коллегии защитников. В Положении о судоустройстве РСФСР, принятом 19 ноября 1926 г., указывалось, что они действуют под непосредственным надзором и руководством областных, губернских и окружных судов.

С целью установления контроля над адвокатурой в ноябре образовался отдел правовой защиты при Наркомате юстиции СССР. 16 августа 1939 г. Совет министров СССР одобрил новое Положение об адвокатуре.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 2. Формирование российской адвокатской школы в 6 0-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры.

Вопрос 2. Формирование российской адвокатской школы в 6 0-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры. К 1886 г. присяжных поверенных в России насчитывалось немногим более 1600 человек, и группировались они в основном в трех судебных округах: Петербургском, Московском и

Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры.

Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры. Основной функцией адвокатуры в пореформенный период стало правозаступничество. С 1890 г. развивается коллективная форма адвокатуры в виде

Вопрос 4. Упразднение традиционной российской адвокатуры Декретом о суде N 1 от 22 ноября 1917 г. Создание советской адвокатуры. Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г.

Вопрос 4. Упразднение традиционной российской адвокатуры Декретом о суде N 1 от 22 ноября 1917 г. Создание советской адвокатуры. Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г. Смена политической власти в России привела к изменению направления развития адвокатуры. Марксистская теория

Вопрос 5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (193 9-1980 гг.).

Вопрос 6. Становление современной российской адвокатуры (198 9-2002 гг.).

Вопрос 6. Становление современной российской адвокатуры (198 9-2002 гг.). В конце 80-х – начале90-х гг. XX в. в очередной раз произошли коренные изменения во всех сферах жизни общества, Россия стала на путь демократических реформ. На тот момент действовало Положение об адвокатуре

Вопрос 9. Адвокатура – институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России.

Вопрос 9. Адвокатура – институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России. Статья 3 Закона об адвокатуре закрепляет следующее соотношение адвокатуры и государства:- адвокатура является профессиональным

Вопрос 10. Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России. Корпоративное самоуправление в адвокатуре. Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры.

Вопрос 10. Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России. Корпоративное самоуправление в адвокатуре. Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры. Справедливое правосудие в

Вопрос 11. Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности.

Вопрос 11. Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности. Следует выделить две основные группы правовых источников, содержащих международные стандарты в области адвокатуры.Первая группа – это различные международные договоры общего

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЫ

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЫ Статья 20. Формы адвокатских образований 1. Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.2. Адвокат вправе в соответствии с

§ 1.5. Происхождение права

§ 1.5. Происхождение права Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и

§ 2. Происхождение государства

§ 2. Происхождение государства Многочисленные теории, посвященные вопросу о происхождении государства, могут быть разделены на две группы. Одни действительно исследуют происхождение государства, другие же заняты не столько происхождением, сколько обоснованием

1.2. Происхождение государства и права

1.2. Происхождение государства и права Организация социального управления и регулирование общественных отношений в первобытном обществе Всю историю человечества можно разделить на два больших этапа: догосударственное (первобытное) и государственно-организованное

2. Основные принципы деятельности адвокатуры

2. Основные принципы деятельности адвокатуры Свои задачи перед гражданским обществом адвокатура реализует путем выполнения принципов своей деятельности, определенных в ч. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре. К ним относятся принципы:1) законности;2) независимости;3)

5. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации

5. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации Организация адвокатской деятельности – это правовая и организационная форма объединения адвокатов в соответствующую структуру для эффективного осуществления своих задач. С помощью

Раздел I. Происхождение государства

Раздел I. Происхождение государства Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия. А.

Впервые адвокатура в России возникает в рамках правовых реформ 1864г., осуществленных при правлении Александра II. Адвокатура изначально планировалась и создавалась как самоуправляющаяся организация. Фактически это означало ее известную независимость от государства, что вносило элемент состязательности в мощную систему полицейского устройства державы. При этом самодержавие никоим образом не хотело видеть становление адвокатуры в качестве либеральной, антиправительственной или оппозиционной группы. Именно поэтому были сразу же предприняты шаги для того, чтобы не сложилась ситуация, когда адвокатура могла бы реально, в силу своего исключительного положения, стать опорой демократического движения.

В практике присяжных поверенных в основном преобладали гражданские дела, и надо отдать им должное за то, что они создали более стабильную среду для нарождавшегося предпринимательства. Благодаря своим связям в финансовом мире некоторые из них считались в большей степени предпринимателями, нежели адвокатами. Хотя мне кажется такая точка зрения абсолютно неверной: принадлежность к касте предпринимателей определяется не уровнем доходов и кругом общения, а родом деятельности и если угодно, источником доходов.

Следует отметить, что отношение к адвокатуре было неоднозначным. Если просвещенная интеллигенция понимала значение адвокатуры и всегда весьма уважительно к ней относилась, то среди обывателей бытовало иное мнение. В начале XX в. некоторых присяжных поверенных также критиковали за рекламные кампании, пустые выступления и за стремление принимать только те дела, которые давали возможность получить высокий гонорар. Интересно вспомнить, что по сходным мотивам критиковали и адвокатов в некоторых странах Запада.




Статус адвокатов-стажеров, или помощников, не был четко определен в законах 1864 г. и был предметом разногласий внутри сословия в течение всего периода до начала XX в. Стажировка, которая должна была продолжаться в течение пяти лет, упорно игнорировалась сверху. В начале XX столетия стали ярко проявляться генерационные различия между более молодыми юристами, имевшими революционные наклонности, и присяжными поверенными старшего возраста, либерально настроенными и верившими в возможность эволюционного характера изменения общества.

Государство видело слишком большую социальную мобильность внутри адвокатуры. Поэтому были определены группы лиц, чье участие в деятельности адвокатуры ограничивалось или затруднялось. Наиболее четко выраженное нарушение гражданских прав в то время было допущено в отношении еврейского населения. В 1889 г. правительство ограничило поступление евреев в коллегии адвокатов, и они могли, таким образом, практиковать только в качестве помощников, частных поверенных или стряпчих. Женщин вообще не допускали к юридической практике в России до Февральской революции 1917г. Реформы 1864г. не мешали женщинам стать присяжными поверенными, но им запрещалось посещать лекции по праву в университете. В 1874— 1875 гг. была предпринята попытка выдавать женщинам лицензии частных поверенных. Однако и эта попытка провалилась, поскольку Министерство юстиции запретило подобную практику. В то время как такое поведение в отношении женщин было, несомненно, дискриминационным, оно все же не представляло собой открытых репрессий, от которых страдали еврейские юристы.

Урок той реформы для нашего времени состоит в том, что адвокатская монополия скорее вредна, чем полезна. Русскому правительству технически ничего не стоило создать монополию и при этом широко открыть ворота в адвокатуру всем, кто удовлетворяет минимальным требованиям. Однако оно не двинулось по пути примитивной девальвации адвокатского статуса, а предпочло выстроить открытую многоуровневую систему, в которой разные категории профессионалов могли достаточно свободно конкурировать друг с другом. Подобная система вовсе не является чем-то уникальным: так, в Швеции и Финляндии, судебные системы которых принадлежат к числу наиболее исправных, адвокаты и поныне не имеют никакой монополии на судебное представительство и любые другие виды юридических услуг. За тяжущимся остается неограниченное право выбирать себе представителей и консультантов. Что же касается расхожего довода о необходимости защиты социально уязвимых групп от ошибочного выбора, то он явно неприложим к предпринимательским структурам, составляющим самый лакомый кусок юридического рынка.

Судебную реформу 1864 г. разрабатывали образованнейшие отечественные юристы того времени: С. И. Зарудный, Д. А. Ро-винский, Н. И. Стояновский1. Учитывая традиции страны и опыт западноевропейских держав, они восприняли отчасти немец-ко-австрийский тип адвокатуры, особенности которого состо­яли в соединении в одних руках функций правозаступниче-ства и судебного представительства хотя не все юристы до­революционной школы относились к этому одобрительно. Про­фессор Е. В. Васьковский, например, отстаивавший необходи­мость разделения двух функций адвокатуры, считал, что при таком положении "адвокат из ученого эксперта и судебного оратора, каким он был в качестве чистого правозаступника, становится практически дельцом, маклером по юридической части, имеющим тем больше успеха в публике, чем больше сметливости, юркости и даже неразборчивости в средствах он проявит при устройстве материальных интересов своих кли­ентов". Организационное устройство адвокатуры в России во многом напоминало французское по характеру внутреннего самоуправления, системе дисциплинарных взысканий и по­рядку дисциплинарного производства.

В основе организации адвокатуры лежал принцип: адво­кат — правозаступник, оратор и поверенный своего клиента. Адвокаты разделялись на две категории: высшую — присяж­ных поверенных и низшую — частных поверенных, которые появились в России согласно Закону от 25 мая 1874 г. Свиде­тельства на звание частного поверенного могли получать лица,не имеющие высшего юридического образования, если вы­держивали экзамен в соответствующем суде1.

Надзор за деятельностью присяжных поверенных был воз­ложен на избираемый ими Совет присяжных поверенных, ко­торый образовывался при окружной судебной палате. Высший надзор за их деятельностью осуществлялся судебной палатой и Правительствующим сенатом. Помимо защиты по уголов­ным делам, представительства сторон в гражданском процес­се, на адвокатуру возлагалось оказание юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.

Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образо­вание и 5 лет судебной практики в качестве чиновника судеб­ного ведомства или помощника присяжного поверенного.

Трудная миссия, выпавшая на долю петербургской адво­катуры, — создать устои и принципы деятельности адвокатов в духе Судебных уставов 1864 г. — была с честью выполнена адвокатами "первого призыва". Эти устои и принципы требо­вали "мужественного, честного и бескорыстного служения идеям нового суда"1. И ради воплощения этих идей они созда­вали "традиции честной адвокатуры, имеющей назначением не поощрение стяжательных аппетитов ее сочленов, а испол­нение единственного назначения присяжной адвокатуры — служения обществу"2.

Профессиональная адвокатура, организованная на основе Судебных уставов 1864 г., явилась абсолютно новым для Рос­сии учреждением и по своему содержанию, и по форме.

Русские адвокаты объединялись в самоуправляющиеся организации, придерживающиеся буквы и духа закона. Для населения были открыты юридические консультации. Предус­матривались также меры для того, чтобы без защиты не оста­вались подсудимые и участвующие в судебных тяжбах граж­дане, не имеющие средств для оплаты адвокатского гонорара. Адвокаты приобретали статус одновременно правозаступника и поверенного своего клиента.

Автономность, относительная независимость от государ­ственных властей, выборность и подотчетность Советов при­сяжных поверенных перед членами адвокатской корпорации, самостоятельное нормативное регулирование деятельности корпорации — этим адвокатура отличалась от других учреж­дений царской России.

Впервые адвокатура в России возникает в рамках правовых реформ 1864г., осуществленных при правлении Александра II. Адвокатура изначально планировалась и создавалась как самоуправляющаяся организация. Фактически это означало ее известную независимость от государства, что вносило элемент состязательности в мощную систему полицейского устройства державы. При этом самодержавие никоим образом не хотело видеть становление адвокатуры в качестве либеральной, антиправительственной или оппозиционной группы. Именно поэтому были сразу же предприняты шаги для того, чтобы не сложилась ситуация, когда адвокатура могла бы реально, в силу своего исключительного положения, стать опорой демократического движения.

В практике присяжных поверенных в основном преобладали гражданские дела, и надо отдать им должное за то, что они создали более стабильную среду для нарождавшегося предпринимательства. Благодаря своим связям в финансовом мире некоторые из них считались в большей степени предпринимателями, нежели адвокатами. Хотя мне кажется такая точка зрения абсолютно неверной: принадлежность к касте предпринимателей определяется не уровнем доходов и кругом общения, а родом деятельности и если угодно, источником доходов.

Следует отметить, что отношение к адвокатуре было неоднозначным. Если просвещенная интеллигенция понимала значение адвокатуры и всегда весьма уважительно к ней относилась, то среди обывателей бытовало иное мнение. В начале XX в. некоторых присяжных поверенных также критиковали за рекламные кампании, пустые выступления и за стремление принимать только те дела, которые давали возможность получить высокий гонорар. Интересно вспомнить, что по сходным мотивам критиковали и адвокатов в некоторых странах Запада.

Статус адвокатов-стажеров, или помощников, не был четко определен в законах 1864 г. и был предметом разногласий внутри сословия в течение всего периода до начала XX в. Стажировка, которая должна была продолжаться в течение пяти лет, упорно игнорировалась сверху. В начале XX столетия стали ярко проявляться генерационные различия между более молодыми юристами, имевшими революционные наклонности, и присяжными поверенными старшего возраста, либерально настроенными и верившими в возможность эволюционного характера изменения общества.

Государство видело слишком большую социальную мобильность внутри адвокатуры. Поэтому были определены группы лиц, чье участие в деятельности адвокатуры ограничивалось или затруднялось. Наиболее четко выраженное нарушение гражданских прав в то время было допущено в отношении еврейского населения. В 1889 г. правительство ограничило поступление евреев в коллегии адвокатов, и они могли, таким образом, практиковать только в качестве помощников, частных поверенных или стряпчих. Женщин вообще не допускали к юридической практике в России до Февральской революции 1917г. Реформы 1864г. не мешали женщинам стать присяжными поверенными, но им запрещалось посещать лекции по праву в университете. В 1874— 1875 гг. была предпринята попытка выдавать женщинам лицензии частных поверенных. Однако и эта попытка провалилась, поскольку Министерство юстиции запретило подобную практику. В то время как такое поведение в отношении женщин было, несомненно, дискриминационным, оно все же не представляло собой открытых репрессий, от которых страдали еврейские юристы.

Урок той реформы для нашего времени состоит в том, что адвокатская монополия скорее вредна, чем полезна. Русскому правительству технически ничего не стоило создать монополию и при этом широко открыть ворота в адвокатуру всем, кто удовлетворяет минимальным требованиям. Однако оно не двинулось по пути примитивной девальвации адвокатского статуса, а предпочло выстроить открытую многоуровневую систему, в которой разные категории профессионалов могли достаточно свободно конкурировать друг с другом. Подобная система вовсе не является чем-то уникальным: так, в Швеции и Финляндии, судебные системы которых принадлежат к числу наиболее исправных, адвокаты и поныне не имеют никакой монополии на судебное представительство и любые другие виды юридических услуг. За тяжущимся остается неограниченное право выбирать себе представителей и консультантов. Что же касается расхожего довода о необходимости защиты социально уязвимых групп от ошибочного выбора, то он явно неприложим к предпринимательским структурам, составляющим самый лакомый кусок юридического рынка.

Судебную реформу 1864 г. разрабатывали образованнейшие отечественные юристы того времени: С. И. Зарудный, Д. А. Ро-винский, Н. И. Стояновский1. Учитывая традиции страны и опыт западноевропейских держав, они восприняли отчасти немец-ко-австрийский тип адвокатуры, особенности которого состо­яли в соединении в одних руках функций правозаступниче-ства и судебного представительства хотя не все юристы до­революционной школы относились к этому одобрительно. Про­фессор Е. В. Васьковский, например, отстаивавший необходи­мость разделения двух функций адвокатуры, считал, что при таком положении "адвокат из ученого эксперта и судебного оратора, каким он был в качестве чистого правозаступника, становится практически дельцом, маклером по юридической части, имеющим тем больше успеха в публике, чем больше сметливости, юркости и даже неразборчивости в средствах он проявит при устройстве материальных интересов своих кли­ентов". Организационное устройство адвокатуры в России во многом напоминало французское по характеру внутреннего самоуправления, системе дисциплинарных взысканий и по­рядку дисциплинарного производства.

В основе организации адвокатуры лежал принцип: адво­кат — правозаступник, оратор и поверенный своего клиента. Адвокаты разделялись на две категории: высшую — присяж­ных поверенных и низшую — частных поверенных, которые появились в России согласно Закону от 25 мая 1874 г. Свиде­тельства на звание частного поверенного могли получать лица,не имеющие высшего юридического образования, если вы­держивали экзамен в соответствующем суде1.

Надзор за деятельностью присяжных поверенных был воз­ложен на избираемый ими Совет присяжных поверенных, ко­торый образовывался при окружной судебной палате. Высший надзор за их деятельностью осуществлялся судебной палатой и Правительствующим сенатом. Помимо защиты по уголов­ным делам, представительства сторон в гражданском процес­се, на адвокатуру возлагалось оказание юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.

Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образо­вание и 5 лет судебной практики в качестве чиновника судеб­ного ведомства или помощника присяжного поверенного.

Трудная миссия, выпавшая на долю петербургской адво­катуры, — создать устои и принципы деятельности адвокатов в духе Судебных уставов 1864 г. — была с честью выполнена адвокатами "первого призыва". Эти устои и принципы требо­вали "мужественного, честного и бескорыстного служения идеям нового суда"1. И ради воплощения этих идей они созда­вали "традиции честной адвокатуры, имеющей назначением не поощрение стяжательных аппетитов ее сочленов, а испол­нение единственного назначения присяжной адвокатуры — служения обществу"2.

Профессиональная адвокатура, организованная на основе Судебных уставов 1864 г., явилась абсолютно новым для Рос­сии учреждением и по своему содержанию, и по форме.

Русские адвокаты объединялись в самоуправляющиеся организации, придерживающиеся буквы и духа закона. Для населения были открыты юридические консультации. Предус­матривались также меры для того, чтобы без защиты не оста­вались подсудимые и участвующие в судебных тяжбах граж­дане, не имеющие средств для оплаты адвокатского гонорара. Адвокаты приобретали статус одновременно правозаступника и поверенного своего клиента.

Автономность, относительная независимость от государ­ственных властей, выборность и подотчетность Советов при­сяжных поверенных перед членами адвокатской корпорации, самостоятельное нормативное регулирование деятельности корпорации — этим адвокатура отличалась от других учреж­дений царской России.


Адвокатская деятельность по своей сути является одним из инструментов гражданского общества, предназначенным для защиты конституционных прав в отношении юридической помощи и защиты. Однако статус этой профессии неоднократно менялся на протяжении всей истории адвокатуры в России. Это прежде всего связано с особенностями политического и экономического строя в стране.

История института адвокатуры: краткое изложение

Российскую историю адвокатуры кратко можно описать следующим образом:

Ниже представлено более подробное описание этих этапов.

Суд в Древней Руси

В древности адвокатуры как таковой не существовало. В качестве судебных органов выступал удельный князь, члены его дружины и наместники. Согласно правовым нормам Киевской Руси, изложенным в первом сборнике Русская Правда 1016 г., судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Перед князем представали обе стороны спора, часто приходили всей семьей или общиной и предъявляли аргументы в пользу своей правоты. Нередко дело доходило и до рукоприкладства.

История адвокатуры - средние века

Поверенные в XIV-XVII века

История адвокатуры XIV-XVII века

  • Псковская судная грамота (1397-1467 гг.) в составе Воронцовского сборника.
  • Судебники 1497, 1550, 1589 гг.
  • Новгородская судная грамота (1471 г.).

Во всех этих сборниках законов институт поверенных описывается как обычное явление, которое существует уже длительное время. Право пользования такими услугами варьировалось. Так в Новгородской судной грамоте это разрешалось любому, а в Псковской – только женщинам, старым и больным людям, монахам. Уже тогда было закреплено положение, согласно которому поверенный не должен был состоять на службе государя, чтобы решение суда не стало предвзятым.

История развития адвокатуры в России в этот период отличается низким уровнем судебной и государственной культуры по сравнению с другими государствами Европы. Так, в Испании адвокаты имели свою сословную организацию уже с начала XIV в.

Его последовательница – императрица Елизавета Петровна в указе 1752 г. и вовсе поставила деятельность адвокатов вне закона. Такая традиция отношения к адвокатуре как к вредному и опасному явлению, подрывающему монархические устои, существовала в России длительное время.

Только 1832 г. был принят закон, в котором был регламентирован порядок отбора лиц для судебных представителей и их деятельность. В западных (литовских, украинских и белорусских) губерниях адвокат должен был иметь дворянское звание, поместье, а их подготовка проводилась под руководством меценатов – более опытных лиц в данном деле. Но эти новшества касались только коммерческих судов.

Реформа судоустройства в 1864 г.

История адвокатуры - реформа 1864 г

Вместе с развитием буржуазного общества в XIX веке в органах высшей власти была наконец осознана необходимость профессиональной защиты в суде для представителей купеческого сословия и промышленников. В 1864 г. Государственный Совет принял решение о создании организованной адвокатской структуры.

Введение этого законодательного акта считают переломным моментом в истории возникновения адвокатуры. Разработкой проекта реформы занимались самые образованные юристы. Присяжная адвокатская деятельность теперь регламентировалась Судебными Уставами. В 1866 г. они были введены в действие.

Основными требованиями, предъявляемыми к присяжным поверенным, были следующие:

  • высшее образование в области правоведения;
  • возраст – старше 25 лет;
  • практический опыт в судебном ведомстве от 5 лет и более (или в должности помощника присяжных поверенных);
  • российское подданство;
  • при наличии не юридического высшего образования – опыт работы в должности не ниже 7 класса в судебном ведомстве.

Претендент на должность присяжного поверенного также не должен быть на государственной службе, состоять под следствием, лишаться сословных или духовных прав по приговору суда. Его кандидатура окончательно утверждалась министром юстиции, а сам поверенный приносил присягу.

Период с 1964 г по 1917 г.

После того как были введены Судебные Уставы, состоялось первое собрание утвержденных присяжных поверенных. В Москве их было всего 21 человек. На собрании был избран Совет, состоящий из 5 членов.

Благодаря скрупулезно отобранному составу поверенных в российской адвокатуре сложилась система высокой культуры и профессиональной чести. Это способствовало изменению правосознания простых людей и их отношения к закону.

Со стороны императорской власти адвокатура не встречала никакой поддержки, а на самых принципиальных из них оказывалось давление. В публицистике деятельность присяжных поверенных продолжали показывать в деструктивном толке. Другим негативным явлением в истории возникновении института адвокатуры был тот факт, что в глубинке страны продолжали действовать архаические традиции в судопроизводстве.

К концу XIX века в России катастрофически не хватало адвокатов – на одного поверенного приходилось около 30 000 населения. К 1910 г. данное соотношение улучшилось почти в 2 раза, но этот показатель все равно был еще очень далек от европейских стран. В Великобритании он в то время составлял: 1 адвокат на 684 граждан.

Революция 1917 года

История адвокатуры - революция 1917 г.

В 1917 году, с приходом Советской власти, была упразднена и полностью разрушена вся судебная система, созданная в предшествующие годы. В истории развитии адвокатуры это был переходный период. В марте 1918 г. была предпринята попытка создания новой правозащитной структуры. Декретом предписывалось сформировать при местных Советах коллегии защитников, финансируемые государством.

В ноябре того же года ВЦИК выпустил Положение о народном суде, согласно которому адвокатская деятельность должна осуществляться коллегиями, состоящими из государственных служащих. Они выступали в роли обвинителей либо защитников в гражданском судопроизводстве. Оплата адвокатских услуг со стороны клиентов сохранялась, но средства поступали теперь на счет Комиссариата юстиции. Особенностью этой системы было то, что нельзя было обращаться непосредственно к адвокату. Он допускался к делу только в том случае, если коллегия считала это необходимым. Также был установлен предел численности адвокатов, что привело к ее резкому сокращению.

В 1920 г. была утверждена резолюция, согласно которой все граждане с юридическим образованием обязаны в течение 3-х суток зарегистрироваться в местных органах учета рабочей силы. Целью этого решения стало распределение юристов, которых не хватало в учреждениях. Тех, кто отказывался пройти регистрацию, обвиняли в дезертирстве и подлежали суду.

Период 20-х – 30-х годов XX в.

История адвокатуры - 20-30-е гг. XX в.

В 1922 г. советская власть приняла Положение об адвокатуре. Группы защитников, согласно этому документу, функционировали при губернских судах, а адвокатская деятельность оплачивалась по соглашению сторон. Коллегия защитников вновь стала общественным образованием, в котором не имели права находиться государственные служащие, за исключением преподавателей. Ее руководством занимался Президиум, членов которого выбирали на общем собрании.

В 1927 г. адвокатам запретили вести частную практику. В последующие годы это решение то отменяли, то вводили вновь. Профессионалы юридической сферы деятельности рассматривались рабоче-крестьянской властью как буржуазный пережиток прошлого, контрреволюционное сословие. Негативное отношение к адвокатуре в истории становления этого института существовало в течение всего советского периода.

Положение 1939 года

В 1939 г. в СССР было выпущено новое Положение об адвокатуре. Согласно этому документу в субъектах Советского Союза создавались адвокатские коллегии, основной задачей которых являлось оказание юридической помощи. Они подчинялись Народному комиссариату юстиции. В сферу их деятельности входило: юридические консультации, составление жалоб; защита интересов граждан в судебных заседаниях.

К адвокатской работе допускались лица с высшим юридическим образованием, или без него, но с опытом работы. По разрешению наркома юстиции этим могли заниматься и те, кто не состоял в коллегии. В последующие годы неоднократно издавались приказы по контролю приема лиц в адвокатуру.

Данное положение действовало вплоть до 1962 г. Однако говорить о полноценной правозащитной структуре в тот период не приходится – в 30-е гг. развернулась массовая волна репрессий. Судопроизводство в отношении репрессированных производилось в соответствии с особым порядком по делам о контрреволюционном вредительстве. Адвокаты к участию в таких процессах не допускались.

В годы ВОВ количество адвокатов сократилось в связи с их мобилизацией на фронт, а военные трибуналы имели право выносить решение в течение одних суток. В 50-е гг. ситуация в этом отношении улучшилась, были отменены постановления об исключительном порядке ведения рассмотрения судебных дел в отношении репрессированных.

Положение 1962 года

История адвокатуры - Положение об адвокатуре 1962 г.

В 1962 г. в РСФСР в силу вступило новое положение, регламентирующее деятельность адвокатов. В соответствии с этим документом коллегии определялись как добровольные объединения, оказывающие юридическую помощь во время следствия, суда и арбитража. Практикующий адвокат обязательно должен был иметь членство в такой организации. Коллегии находились под общим контролем Министерства юстиции РСФСР. В целом они были самоуправляемыми, но решения по ключевым вопросам диктовались государством.

Оплата услуг оказывалась по инструкции, утвержденной в 1966 г. Изменился также порядок приема в члены адвокатских коллегий: такое право имели только те лица, которые имели высшее юридическое образование и практический опыт в должности юриста не меньше 2-х лет. В виде исключения, при согласовании с соответствующими органами, допускались лица, не подходящие по образовательному цензу, но с опытом юридической работы от 5 лет и более.

Советская власть. Период 1962-1991 гг.

В 1977 г. в истории русской адвокатуры впервые появилась статья в Конституции СССР, в которой закреплялось публичное положение этого института, а еще через 2 года был принят Закон об адвокатской деятельности. На основе последнего в 1980 г. разработано Положение об адвокатуре РСФСР. Оно было более усовершенствованным, чем предыдущее, но основные моменты остались теми же. Работа адвокатов регламентировалась этим документом вплоть до 2002 г.

В каждом субъекте СССР функционировала одна коллегия адвокатов. Главным органом управления была конференция членов коллегии, а контрольным – ревизионная комиссия. Наименьшей структурной единицей являлась юридическая консультация во главе с заведующим. Их создание проводилось при согласовании с местной администрацией и органами юстиции.

Новое время. Период после 1991 г.

История адвокатуры - новое время после 1991 г.

Несмотря на преобразования 80-х гг., адвокатские коллегии оставались довольно закрытыми организациями. Это было обусловлено политическими реалиями социалистического строя в России. Пункты Положения об адвокатуре 1980 г., соответствующие международному праву, по-настоящему заработали только после 1991 г.

Новый федеральный закон об адвокатуре был принят лишь в 2002 г. Согласно его положениям, в составе субъектов РФ создаются адвокатские палаты, являющиеся негосударственными и некоммерческими организациями. Они учреждаются коллективным собранием (конференцией) адвокатов и являются юридическим лицом, обладающим обособленным имуществом, расчетным и другими банковскими счетами. Создание межрегиональных палат не допускается.

Высший орган – собрание адвокатов – собирают не реже 1 раза в год, при этом должно присутствовать не менее 2/3 членов. Коллегиально принимают решения об избрании ревизионной комиссии и делегатов на Всероссийский съезд, определяют размер отчислений на нужды палаты, устанавливают виды ответственности и меры поощрения адвокатов, принимают другие решения.

Адвокаты имеют право оказывать гражданам и юридическим лицам любую юридическую помощь, которая не запрещена Федеральным законом. Таким образом, эта сфера деятельности в России в настоящее время приведена в соответствие с общепринятыми международными стандартами.

История адвокатуры

Впервые об адвокатах стало известно в античную эпоху в таких известных империях, как Древняя Греция (Афины) и Древний Рим. Оттуда и появилось понятие гражданского общества, а на место традициям и обычаям народов пришло право. В Древних Афинах были установлены законы Солона, в Древнем Риме – Законы XII Таблиц. Именно это и стало столпом в решении различных спорных вопросов между свободными людьми в защите личных прав и интересов. В Древней Греции афинские адвокаты помогали составлять гражданам страны речи для суда (логография), либо выступали в суде с ними устно (ораторство). Судя по тому, что история донесла до нашего времени множество памятников греческих ораторов, они были весьма красноречивыми и популярными.

Адвокатура Древнего Рима – это практически полный прототип современного адвокатского дела. В то время адвокаты были общедоступными для любых слоев общества, причем в любом месте, даже на улице, их можно было остановить и спросить совет. Ежегодно проводились выборы, где избирались 10 новых адвокатов, которые должны были защищать права бедных перед богатыми. В то время считалось престижным работать адвокатом и многие именно с этой профессии начинали свой карьерный рост (Цезарь, Помпей). Цицерон, известный сенатор, на то время был символом красноречия в судебных делах. Адвокат получал за работу не деньги, а почести. Оттуда и пошло понятие получения вознаграждения. В итоге адвокаты стали получать гонорар или почетную награду.

Постепенно времена рабовладельческого строя сменил другой период истории, когда за адвокатскую работу стали платить. Это было продиктовано решением римских императоров, которые в итоге также требовали оканчивать юридическую школу, чтобы заниматься адвокатурой. Так адвокаты были выделены как особое сословие.

Вновь адвокатура появилась во Франции и Англии только в XIII-XIV в.в. Во Франции адвокатское дело стало популярным благодаря противоположным основаниям для граждан: равноправие всех и независимость от государства. В то время образуется новое сословие между французскими и английскими адвокатами, которое называют коллегии или инны. Такой уклад сохранился и в современной адвокатуре Франции и Англии, и по сей день пользуется уважением. Многие адвокаты дослуживались до постов канцлеров и президентов во Франции, и лордов-канцлеров в Англии.

Из-за серьезного противостояния таких лидеров России как Петр Великий и Николай І, в эту страну адвокатура пришла не сразу. Все юридические вопросы в России решали малоопытные и сомнительные люди, которых называли ходатаями и стряпчими. У них не было специального юридического образования и компетентности в разрешении спорных вопросов.

Только в 1864 году Александром ІІ был издан Судебный Устав, благодаря которому адвокатура стала независимым сословием присяжных поверенных согласно с образцом французской коллегии. Теперь для вступления в это сословие требовалось быть подданным России и не моложе 25 лет, иметь высшее юридическое образование, практику не менее 5 лет помощником присяжного поверенного либо по другой юридической специальности. Существовало несколько судебных округов, где работало какое-то количество присяжных. Если их число достигало 20 человек, они моги образовать совет. Первые такие советы появились в Москве, Санкт-Петербурге и Харькове, вскоре еще в 5 городах. Россия стала известна на весь мир такими выдающимися ораторами адвокатуры, как К.К. Арсеньев, В.И. Жуковский, Н.П. Карабчевский и др. Была позднее открыта национальная школа судебного красноречия, которая отличалась своей скромностью, искренностью и правдивым подходом к работе. Благодаря существованию советов присяжных сформировался стандарт адвоката-профессионала и нормы его поведения, за исполнением которого четко следили.

В результате Октябрьского переворота в 1917 году адвокатура была снова подавлена, однако с наступлением времен НЭПа появилась необходимость ее возрождения, но уже в качестве коллегии защитников. Теперь это не был независимый орган, хотя и выполнял прежние функции, но строго контролировался партией СССР. Но навязать сформировавшемуся укладу адвокатуры советские законы большевикам полностью не удалось.

Но пока умы большинства юристов поглощены злободневными разъяснениями закона о кредитных каникулах, обсуждением моратория на банкротство и поиском баланса интересов арендаторов и арендодателей, я же хочу предложить Вам отвлечься от повторяющих один другого заголовков новостей и почитать историческую заметку.

История – это уверенность, история – это спокойствие (столь необходимое сегодня), история – это возможность оценить закономерность событий и явлений, примерив ее к современным реалиям. Во времена, когда сама жизнь словно вопреки происходящему указывает на важность соблюдения прав и свобод человека и обеспечения достойного уровня их защиты, в центре первой части серии моих исторических заметок – адвокатура как общепризнанный институт защиты человеческих прав.

Для удобства прочтения ниже приведена ссылка для скачивания файла в формате PDF:

Часть I . К вопросу о зарождении адвокатуры в России

« История – это фонарь в будущее,

Предпосылки учреждения адвокатуры в Российской империи

Ни одно социальное явление, к коим относится и адвокатура, не может возникнуть само по себе, ему, безусловно, предшествует целый ряд событий, создающих определенные предпосылки такого возникновения.

Однако развитие законодательства требовало усложнения юридических норм, что делало их затруднительными для понимания и ввиду низкого уровня образованности вело к правовой беспомощности населения. Возникла необходимость оказания помощи специалистов–правоведов нуждающимся в ней лицам. Дело в том, что существовавшая в Российской империи должность судебного представителя не предполагала специализированных юридических знаний и подготовки, главная задача судебного представителя – это простое облегчение процесса, в то время, как правозаступничество требовало специального юридического образования. Ученые Нового времени Т. Гоббс, Г. Гроций рассматривали право на защиту, как естественное право человека. Естественное право защиты в свою очередь требует специализированного учреждения, способного оказывать такую защиту – института адвокатуры [4] . Фактором, долгое время затруднявшим официальное образование адвокатского сословия в Российской империи, являлась отрицательная репутация тогдашних ходатаев, не имевших каких-либо ограничений на занятие хождением по делам, и, как следствие, недоверие к ним со стороны населения. В дореформенный период судебным представительством занимались люди, зачастую не владевшие грамотой. Уровень оказываемой ими помощи был крайне низок. Законом от 14 мая 1832 года была осуществлена попытка ввести некоторую организацию в представительство сторон в коммерческих судах путем создания института присяжных стряпчих. Хождением по делам в коммерческих судах могли заниматься только те лица, которые были внесены в список присяжных стряпчих. Но на практике это не внесло ни малейшего изменения в существующее положение дел. Присяжные стряпчие не приобрели в обществе какого-либо доверия или авторитета, поскольку в коммерческих судах они играли роль простых канцелярских чиновников, занимавшихся бумажной волокитой, находившихся в полной зависимости от судей, не соответствовавших своему назначению, способных лишь запутать дело и затянуть судебный процесс.

Проще говоря, долгие годы имело место глубокое недоверие к дореформенным ходатаям, сопротивление правящих кругов учреждению института адвокатуры, а также отсутствие четкого представления о роли и значении этого института. Тем не менее, недостатки существовавшей в Российской империи судебной системы, а именно произвол, взяточничество, невежество судебных чиновников, засилье канцелярии, негласный и инквизиционный процесс имели очевидный характер и осознавались как в обществе, так и в правительстве [6] .

Немаловажную роль в процессе учреждения адвокатуры сыграл так называемый внешний фактор: развитие процессов интеграции, функционирование иностранного капитала, увеличение количества иностранных граждан, а также необходимость международного авторитета требовали введения демократических институтов, в том числе адвокатуры. В целом, можно выделить следующие предпосылки создания в Российской империи института присяжных поверенных: правовая беспомощность населения; низкий уровень образования; недостаточное развитие состязательного элемента в судебном процессе; наличие слоя либерально-буржуазной интеллигенции, способного войти в состав адвокатского сословия; платежеспособность населения, наличие средств для оплаты деятельности защитников (однако необходимо отметить существование и безвозмездной защиты).

Кроме того, важнейшей предпосылкой создания института присяжных поверенных являлось проведение Крестьянской реформы 1861 года, поскольку сосуществование феодально-крепостнической системы, не предполагающей предоставления населению прав и свобод, и демократического по своей природе института адвокатуры невозможно. Иными словами, к 60-м годам XIX века сложились как объективные, так и субъективные предпосылки введения адвокатуры в России.

Статус присяжных поверенных по судебным уставам 1864 года

О поступлении в сословие

Негативные условия приема в адвокатуру были перечислены в ст. 355 Учреждения Судебных Установлений. Присяжными поверенными не могли быть лица:

  • не достигшие 25-ти летнего возраста;
  • иностранцы;
  • объявленные несостоятельными должниками;
  • состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалования;
  • подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
  • состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, быв под судом за такие преступления и проступки, не оправданы судебными приговорами;
  • исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
  • те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных [9] .

О правах и обязанностях

Права, обязанности и ответственность присяжных поверенных также регламентировались судебными уставами 1864 года. Присяжным поверенным предоставлялось право принимать на себя хождение по делам во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они приписаны. Приняв на себя хождение по делу в соответствующем округе, присяжный поверенный по желанию тяжущегося мог продолжать ходатайство по делу во всех судах, в том числе вне округа, при условии подчинения совету присяжных поверенных того округа, где осуществляется производство по делу. Была предусмотрена обязанность присяжного поверенного передать все находящиеся у него дела, подлежащие производству в его отсутствие, другому присяжному поверенному в случае необходимости переезда в другой город для продолжения ходатайства по определенному делу.

О вознаграждении

Об этике

Судебными уставами присяжным поверенным запрещалось:

  • каким-либо образом приобретать права своих доверителей по их тяжбам (ст. 400);
  • действовать в качестве поверенного против своих родителей, жены, детей, родных братьев, сестер, дядей, а также двоюродных братьев и сестер (ст. 401);
  • одновременно быть поверенным обеих спорящих сторон или переходить от одной стороны дела к другой (ст. 402);
  • оглашать тайну своего доверителя во время производства по делу в случае отстранения присяжного поверенного от него и даже после окончания дела (ст. 403).

В случае совершения присяжным поверенным действий, в результате которых произошел пропуск определенных сроков или установленных правил, тяжущийся имел право взыскать с поверенного понесенные убытки, а если действия носили умышленный характер, то помимо возмещения убытков присяжный поверенный мог быть подвергнут уголовному наказанию (ст. 404–405 Учр. Суд. Уст.) [16] .

Первоначально сословие состояло из отставных чиновников разных рангов – от коллежского секретаря до статского советника. В суде производилось огромное число гражданских дел, что гарантировало для присяжных поверенных достойный заработок. Иметь присяжного поверенного считалось роскошью.

Тем не менее, абсолютной несправедливостью будет не отметить, что русская присяжная адвокатура объединяла в своих рядах выдающихся юристов. Демократический подъем и рост общественно-политической активности представителей интеллигенции способствовали притоку талантливых и эрудированных людей в адвокатское сословие. Многих присяжных поверенных по праву можно считать выдающимися ораторами и виртуозами слова. Русский адвокат XIX века – это, в большинстве своем, представитель буржуазии. Присяжный поверенный Д.В. Стасов – сын зодчего и брат известного деятеля культуры В. В. Стасова, П.А. Александров – сын священника из Орловской губернии, адвокат князь А.И. Урусов – племянник министра иностранных дел, выдающегося государственного деятеля А. М. Горчакова.

Обобщая, можно констатировать, что большинство присяжных поверенных дореволюционного периода являлись представителями русской буржуазной интеллигенции, имели довольно приличный заработок и отличались активной политической позицией, принимавшей все радикальный характер по мере приближения революционных событий.

Принципы организации корпорации

О Советах

Совет присяжных поверенных служил для надзора за всеми поверенными округа и мог применять санкции к лицам, нарушившим свои обязанности, в виде:

Исключенные из числа поверенных лишались права поступать в это звание во всем государстве. Тем не менее по статистике против каждого третьего поверенного и каждого двенадцатого помощника присяжного поверенного возбуждалось хотя бы по одному дисциплинарному делу, и 26,5% всех дел в отношении присяжных поверенных завершались осуждением [25] .

О помощниках

  • Постановление Совета от 21 августа 1869 года, согласно которому необходимым условием являлось предоставление аттестата, диплома или удостоверения об окончании курса юридических наук в высших учебных заведениях или о выдержании экзамена в этих науках;
  • Постановление Совета от 11 декабря 1869 года, запрещающее поступать в помощники лицам, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым к самим присяжным поверенным (кроме возрастного ценза в 25 лет и запрета состоять на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья).

Существовало две формы адвокатской стажировки: сословный и личный патронат. Та или иная форма определяла возможность для помощника заниматься профессиональной практикой. Сословный патронат предполагал, что стажер-адвокат вправе заниматься самостоятельной практикой и осуществлять функции адвоката. Личный же патронат лишал помощников профессиональных адвокатских прав и запрещал самостоятельно осуществлять адвокатскую деятельность. Встречалась и смешанная форма стажировки: самостоятельная профессиональная деятельность и одновременное получение навыков у патрона.

Затем Совет, рассматривавший проект, внес корректировки: ввел обязательное посещение юридических бесед и составление трех рефератов [31] . 21 ноября 1880 года был принят новый проект правил о юридических конференциях. Занятия помощников проходили в группах, руководитель группы назначался Советом из числа присяжных поверенных. Руководители следили за помощниками и знакомили их с практикой Совета. Возможность сотрудничества в группах была призвана благоприятно повлиять на развитие корпоративных традиций в среде помощников.

Институт присяжных поверенных в Российской империи прошел сложный путь становления и развития. По ряду причин долгие годы проблема официального учреждения института адвокатуры в России оставалась неразрешенной. Но со временем необходимость его создания приобрела очевидный характер. Организация состязательного процесса, столь необходимого для усовершенствования судебной системы, была невозможна без учреждения сословия адвокатов.

Так и сегодня реализация ключевых принципов судопроизводства и, как следствие, гарантированное обеспечение прав и свобод граждан прямо пропорциональны расширению прав и возможностей, доступных стороне защиты, и должному уровню внимания и уважения к адвокатскому сообществу и правозаступничеству в целом со стороны отечественной системы правосудия.

«Потеря человеческих прав тотчас же совпадает

Читайте также: