Огузы и кимаки кратко

Обновлено: 18.05.2024

Кимакский каганат (каз. قىيماق قاعاندىعى , Қимақ қағандығы, Qïmaq qağandığı ) — древнее государство кочевников [1] , располагавшееся на территории современного Казахстана и Южной Сибири примерно с 750 по 1035 годы. Каганат был основан древними тюрками, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата.

Содержание

История

Государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков. Также каганат населяли: эймуры, татары, байандуры, ланиказы, аджлау и др. Столицей государства был город Имакия на Иртыше [2] . Кимакский каганат занимал обширную территорию от рек Тобол и Иртыш [2] и до Каспийского моря и Саян, от тайги и до Казахских степей [2] . Северной границей каганата была Сибирская тайга, восточной были горы Алтая, южная заканчивалась в безжизненной степной зоне. Перед серединой VIII вв. Кимакский каганат граничил с карлуками и тогуз-огузами на юге и с енисейскими кыргызами на востоке. После развала Уйгурского каганата в 840 г. большое количество тюркских племён присоединились к кимакам.

В X веке огузы были союзниками кимаков. В труде Ибн-Хаукаля (Х век) представлена карта, показывающая кипчак-кимакские и огузские совместные пастбища к северу от Аральского моря, сообщает об этом и Ал-Масуди, и добавляет о совместных учениях кипчаков с огузами вдоль реки Эмба.

На Ближнем Востоке страна кипчаков стала называться Дешт-и-Кипчак. Аль-Бируни отмечал в своих произведениях, что огузы с кимаками пасут скот совместно в стране кимаков. Главные западными соседями кимак-кипчаков в Х в. были башкиры, с которыми тесно контактировали самые западные племена кипчаков. Подтверждением этих сведений служит широкое распространение по Южному Уралу в IX—X веках каменных фигур людей [2] , типично тюркских поясных ремней и др.

В начале XI века кимаки и кипчаки вытеснили огузов в южном направлении, печенегов в западном направлении, карлуков в юго-восточном и угров на север в сторону сибирской тайги. Полу-независимые ханы Кимакского каганата, почувствовав силу, стали проводить. сепаратистскую политику, ослабляя центральную власть кагана. Каган превращается только в военного лидера, с небольшим подвластным ему ополчением. Отдельные ханы имели и собственное ополчение. В каганате в это время не было централизованной армии. Примерно в том же XI в. кипчаки двинулись дальше на запад, занимая земли, ранее принадлежавшие огузам. Кипчаки усилились, и поставили кимаков в зависимое положение. Согласно оценкам некоторых источников, кипчакская миграция была продуманным захватом лучших пастбищ [3] . Вместе с кипчаками на запад ушло большое количество кимаков, остальные остались на своих территориях около Иртыша. Эта миграция на запад кипчаков, кимаков и печенегов, полностью изменила этническую карту Восточной Европы.

Общественный строй

Каганат делился на 12 уделов, во главе которых стояли управители.

Власть кагана и управителей была наследственной. Широко была развита система удельного землепользования. Право на удельное владение давалось каганом, владельцы земель обязаны были выставлять ему определённое количество воинов, организовывать сбор налогов и обеспечивать выполнение законов и порядка. Каган пребывал в городе Имакия, расположенном на Иртыше.

Кимакский каганат являлся раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства было кочевое скотоводство, занимались и ранним земледелием — возделывали пшеницу, ячмень, даже рис. Было развито и ремесло: металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство и др. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, из Тюркского каганата была также заимствована руническая письменность [2] .

Археология

В стране существовали десятки городов, развалины которых обнаружены в Южной Сибири и Казахстане. Умерших хоронили в курганах по способу трупоположения или сожжения (кремация). От тюрков — своих ближайших предков — кимаки унаследовали захоронение вместе с умершим коня, изготовление каменных статуй и поклонение богу Тенгри.

Религиозные верования в каганате

Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, тенгрианство — почитало солнце и звезды, занималось астрологией [2] . Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III века в Иране, Средней Азии и Индии), а также буддисты, позднее, с VIII века, — ислам [2] .

Племена огузов занимали обширную территорию Казахстана по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в Приаралье, долину Сырдарьи, предгорья Каратау, Чуйскую долину. Наиболее компактно они жили в Приаралье, северном Прикаспии, в низовьях Сырдарьи. В XI—X вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкающих к ней степях современного Западного Казахстана сложилось политическое объединение огузов.

До прихода огузов на Сырдарью столицей их была старая Гузия в Жетысу. В Х веке cтолицей огузского государства стал Янгикент, или так называемая Новая Гузия. Янгикент находится на старой караванной дороге, на стыке кочевого мира с оседло-земледельческой культурой.

Кимаки

Кимакский каганат. На политической арене в казахской степи в IX веке появилось государство кипчаков, объединившее многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи. Политическое ядро этого государства, племя имак, в середине VII века заняло территорию Восточного Казахстана. После падения Западно-Тюркского каганата в 656 г. имаки получили некоторую независимость. В начале VIII в. имаки подчиняются туркешам, но уже к середине этого столетия освобождаются от их власти. Более того, местные ертисские племена подчиняются имакам и создают с ними конфедерацию, получившую в восточных источниках название кимак ("еки-имак" - "два племени имаков"). Находясь между карлуками и тюргешами, кимаки не только сумели сохранить независимость, но и распространили свое влияние на многочисленные кангарские роды, кочевавшие в Центральном Казахстане и объединенные в VIII в. группой сиров-кыпчаков, бежавших с Алтая после разгрома уйгурами Второго Тюркского каганата. После распада уйгурского каганата в 840 г. часть входивших в него племен присоединяется к кимакскому союзу. Создается мощное государство во главе с правителем, носившем титул "байгу" (искаженное "ябгу"), а в начале Х в. принявшим титул "хакан". В конце IX в. в состав кимакского государства входило семь племенных групп: ишк, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак. К середине Х в. территория Кимакского каганата делится на четыре основные области: 1. Йагсун-Йасу - охватывает междуречье Есиля и Ертиса, Бара-бинскую степь к западу от Оби. Здесь, на Ертисе, располагались столицы - старая и новая. 2. Кыркырхан - занимает территорию Восточного и Центрального Казахстана от Ертиса до Балхаша и Алаколя, включая Каркара-линские, Чингизтауские и Тарбагатайские горы. 3. Андар аз-хифчак - область "внутренних кыпчаков" - располагалась в Центральном Казахстане, включая окрестности Улутау-ских гор, бассейны рек Нуры, Сары Су, Каракенгира, на юге - по низовьям Шу и Таласа. 4. "Внешние кыпчаки" занимали предгорья Южного Урала и торгайские степи и пользовались значительной автономией. В кимакском обществе все более возрастала роль военных. Правителями уделов (их в стране было 12) были военные вожди. Зарождение удельно-племенной системы говорит об элементах административного деления в кимакском союзе. Арабский историк Ал-Идриси в своей книге называет 16 городов кимаков, 12 из которых находились в бассейне реки Ертис. В государстве существовала система налоговых сборов. Многие кочевники из-за своей бедности вынуждены были переходить к оседлости и заниматься ремеслом, рыболовством, земледелием. Их называли ятуками-жатак. Источники полны сведений о взаимоотношениях кимакских правителей с соседними племенами. Военная экспансия кимаков на юге и севере Х в. сменилась мирным общением с соседями. Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в IX-X вв. стали появляться признаки ее упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла кыпчакскому объединению.

5) литература

Кимаки. — Сросткинская культура. — Карлуки.

// Степи Евразии в эпоху Средневековья. Серия: Археология СССР. М.: 1981. С. 43-52.

4) Кадыров А.М.: Ассаламу алейкум! Кимак,Комук,Кумык(КЪУМУКЪ)---распространенный этноним в Евразии.Нужны исследования по их происхождению.


Кимакский каганат — древнее государство кочевников, располагавшееся на территории современного Казахстана и Южной Сибири примерно с В конце 9 века по 1035 годы. Каганат был основан древними тюрками, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата.

Территория

Кимакский каганат образовывается на территории Северо-восточного Центрального Казахстана в конце IX в.

Столица — Иллакия (на реке Иртыш).

Вторая столица — Карантия (на побережье озера Алаколь).

Город Карантия отмечен на карте ал-Идриси.

Государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков. Также каганат населяли: эймуры, татары, байандуры, ланиказы, аджлау и др. Столицей государства был город Имакия на Иртыше. Кимакский каганат занимал обширную территорию от рек Тобол и Иртыш и до Каспийского моря и Саян, от тайги и до Казахских степей. Северной границей каганата была Сибирская тайга, восточной были горы Алтая, южная заканчивалась в безжизненной степной зоне. Перед серединой VIII вв. Кимакский каганат граничил с карлуками и тогуз-огузами на юге и с енисейскими кыргызами на востоке. После развала Уйгурского каганата в 840 г. большое количество тюркских племен присоединились к кимакам.

В Х веке огузы были союзниками кимаков. В труде Ибн-Хаукаля (Х век) представлена карта, показывающая кипчак-кимакские и огузские совместные пастбища к северу от Аральского моря, сообшает об этом и Ал-Масуди, и добавляет о совместных учениях кипчаков с огузами вдоль реки Эмба.

На Ближнем Востоке страна кипчаков стала называться Дешт-и-Кипчак. Аль-Бируни отмечал в своих произведениях, что огузы с кимаками пасут скот совместно в стране кимаков. Главные западными соседями кимак-кипчаков в Х в. были башкиры, с которыми тесно контактировали самые западные племена кипчаков. Подтверждением этих сведений служит широкое распространение по Южному Уралу в IX—X вв. каменных фигур людей, типично тюркских поясных ремней и др.

В начале XI в. кимаки и кипчаки вытеснили огузов в южном направлении, печенегов в западном направлении, карлуков в юго-восточном и угров на север в сторону сибирской тайги. Полу-независимые ханы Кимакского каганата, почувствовав силу, стали проводить. сепаратистскую политику, ослабляя центральную власть кагана. Каган превращается только в военного лидера, с небольшим подвластным ему ополчением. Отдельные ханы имели и собственное ополчение. В каганате в это время не было централизованной армии. Примерно в том же XI в. кипчаки двинулись дальше на запад, занимая земли, ранее принадлежавшие огузам. Кипчаки усилились, и поставили кимаков в зависимое положение. Согласно оценкам некоторых источников, кипчакская миграция была продуманным захватом лучших пастбищ. Вместе с кипчаками на запад ушло большое количество кимаков, остальные остались на своих территориях около Иртыша. Эта миграция на запад кипчаков, кимаков и печенегов, полностью изменила этническую карту Восточной Европы.

Предыстория и происхождение кимаков

В казахстанской историографии преобладает мнение о том, что кимаки являются телесским племенем, известным в китайских источниках как яньмо. Согласно мнению Б. Е. Кумекова, кимаки (яньмо) в начале VII в. обитали в бассейне Кобдо, в Северо-Западной Монголии. В середине VII в. они откочевали севернее Алтайских гор и в Прииртышье. Между 766 и 840 годами кимаки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. При этом как полагает Ж. М. Сабитов, версия Б. Е. Кумекова о том, что кимаки проживали на территории Алтая и Иртыша, начиная с VII в. ошибочна. Более обоснованной является версия С. М. Ахинжанова об относительно позднем появлении кимаков на Иртыше. По мнению Ж. М. Сабитова, появление кимаков на Иртыше, стоит датировать никак не раньше конца X в. — начала XI в.

В состав кимаков входило семь племен: эймюр (ими), имек, татар, кыпчак, баяндур, ланиказ, аджлар (аджлад). Ими (эймюр) является вариантом произношения известного племени киби, входившего в телесский союз. Название имек больше известно как кимек. Ланиказ является написанием названия рода теленгит (доланьго). Аджлад имеет отношение либо к уйгурскому роду эдиз, либо к монголоязычному племени ажа.

Л. Н. Гумилёв отождествлял кимаков с чуйским племенем чумугунь, хотя эта версия не имеет общего признания. Данная версия, по мнению Ж. М. Сабитова, выглядит экстравагантной.

Монгольская теория

Рядом исследователей аргументирована теория, согласно которой кимаки являются потомками монголоязычных кумоси. С. М. Ахинжанов выдвигает свою оригинальную теорию, доказывая, что кимаки — это известный из других источников народ кай или кумоси (си, хи) из китайских источников. Йемеки и кимаки, по его мнению, разные народы. Доказывая свой основной тезис о тождестве кимаков и кумоси (каи), Ахинжанов С. М. приводит аналогичные мнения Григорьева В. В., Пелльо П., Менгеса К. Г., Минорского В. Ф., Василевича Г. М., Туголукова В. А. Пилипчук Я. В. также поддержал точку зрения о происхождении кимаков от кумоси.

В Ляо Ши, выделялись западные и восточные си. По мнению Ж. М. Сабитова, это косвенно доказывает идентичность западных кумоси и кимаков. Кумоси разделились на восточных, подчинившихся киданям и западных, ушедших на Иртыш и Алтай. Это хорошо согласуется с легендой о Шаде из сведений Гардизи.

Кумоси представляют собой потомков юйвэнь, которые управлялись выборными хуннскими старейшинами из шаньюевого рода Юйвэнь. Кумоси включали в себя как хуннские, так и дунхуские этнические элементы. Кумоси, в свою очередь, являлись предками урянхайцев.

Согласно Ж. М. Сабитову, кимаки были монголоязычны и тождественны таким племенам, как йемек, кумохи (хи, кумоси, си), кумук-атыкуз, урянкат, дачун тайцзи (великие змеи). Кай (уран), по его мнению, не тождественны кимакам, это соседние и родственные между собой народы. Он полагает, что кимаки входили в состав союза цзубу, во главе которых стояли кумоси. После поражений от киданей часть союза цзубу откочевала на Запад (в район Алтая и Иртыша), где основала Кимакское владение на Иртыше.

Общественный строй

В Кимакском государстве титул кагана переходил по наследству.

Каган единолично назначал малого кагана или джабгу, шад-тутика.

Джабгу — на две ступени ниже кагана.

В Кимакском государстве власть наместников кагана в 11-ти его уделах переходила по наследству их сыновьям.

Уделы всех 11 наместников кимакского кагана передавались по наследству.

В политической жизни Кимакского каганата важную роль играли воины.

Отряды воинов управлялись по удельноплеменной системе.

Наместники за образцовую службу получали от кагана новые земельные уделы.

Говоря об общественном строе Кимакского каганата IX-XI вв., следует подчеркнуть, что он был первым патриархально-феодальным государством, имевшим самобытный путь историкополитического развития.

Экономика

С их поселениями и пастбищами, простиравшимися на тысячи километров от Иртыша до Каспийского моря и от тайги до казахстанских полупустынь, экономика Кимакской конфедерации варьировала между восточными районами и западными районами, а также между северной лесостепью и южными предгорьями Тянь-Шаня. Персидский анонимный автор подчеркивал, что кипчаки, жившие в крайних западных областях каганата, вели более примитивный образ жизни, чем те, кто жил вблизи Иртыша, где город Имак был центром кимакского союза и летней резиденцией кимакского кагана.

Кимакская экономика была классическим среднеазиатским скотоводческим кочевничеством, с тюркской моделью широко варьирующихся местных экономических специализаций и адаптаций. Ключевым животным была лошадь, а главным животным для пропитания-овца. Будучи натуральным животным, жирнохвостые овцы давали мясо для еды, масло для приготовления пищи и жир для освещения. Самые бедные кимаки пасли скот. Зимовали они в степи между реками Эмбой и Уралом, а лето проводили у Иртыша. Летний дом Кимакских каганов находился в городе Имак, на среднем Иртыше, зимняя столица-Тамим на южном берегу озера Балхаш. Археология подтверждает, что те кимаки в Прииртышье были полуоседлыми, аль-Идриси в XII веке писал о кимакских возделываемых землях как о хорошо известном факте, с посевами пшеницы, проса, ячменя, бобовых и даже риса. Кимаки также выращивали виноград и были пчеловодами. Они оставили после себя остатки ирригационных систем и развалины замков. Аль-Идриси подробно описывает кимакские города, подчеркивая, что все они были хорошо укреплены. В городе кагана, где сосредоточилась кимакская аристократия, были рынки и храмы. Оседлый образ жизни привел к строительству более устойчивых жилищ, в поселениях и городах наряду с войлочными юртами широко использовались глинобитные полуземлянки. Как правило, оба типа жилищ имели очаг в центре.

Причины падения

  1. Внутри страны шла постоянная междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен.
  2. Главная угроза исходила от тюркоязычных кочевых племен, двинувшихся на запад и нанесших на своем пути значительный удар по кимако-кыпчакским племенам.

Религиозные верования в каганате

Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, тенгрианство — веру в единого Бога Тенгри, почитало небо (космос), солнце и звезды, землю и духов предков, занималось астрологией. Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III века в Иране, Средней Азии и Индии), а также буддизм, позднее, с VIII века, — ислам. Кимаки также поклонялись скалам с изображениями (по-видимому, древними петроглифами) и изображениями человеческих ног. Аль-Идриси говорил о вере в различных духов и о принятии некоторыми кимаками манихейства и ислама. По-видимому, последние две религии начали проникать к кимакам в X веке, но получили широкое распространение значительно позже, и то только в Центрально-Иртышском и Балхашском районах.

С конца IX века сооружение небольших огороженных святилищ, посвященных предкам, со статуей (или статуями) внутри стало отличительной чертой куманов и кипчаков. Обелиски часто были простыми грубыми стелами, часто с фигурами без деталей. Лица обозначались глубокими резными линиями, часто в форме сердца. Женские статуи отличались от мужских круглой грудью. Святилища строились только для богатых и знатных кочевников.

Кочевников всегда сопровождали в потусторонний мир забитые лошади, а иногда и другие животные, а убитых им врагов изображали простыми стелами или грубыми человеческими изображениями из камня или дерева. Лошади были необходимы для быстрого перехода, для переправы из одного мира в другой, и чем их больше, тем лучше. Среди огузов изображения умерших не устанавливались ни над гробницами, ни в специальных святилищах. Этот обычай был только у населения Кимакского каганата, и главным образом у кипчаков.

Хозяйство

В основном занималось скотоводством.

М.Кашгари называл жатаками тех, у кого

было мало скота или ничего не имелось, Они не кочевали, а вели оседлый образ жизни.

По сведениям М.Кашгари, те, кто не имел скота, становились жатаками, занимались ремеслами, рыболовством и охотой.

Возле мест зимовок богачей жатаки строили постоянные жилища из камня, дерева и камыша.

Поселения постепенно превращались в города.

Каганы и представители феодальной знати огораживали свои ставки высокими глинобитными стенами, превращали их в крепости.

Бедняки выращивали просо, пшеницу и ячмень.

Ремесла

Были искусными мастерами домашних промыслов и ремесел.

Кимаки были непревзойденными мастерами изготовления конской сбруи.

Шили верхнюю одежду из шкур диких и домашних животных.

Из меха пушных зверей делали головные уборы.

Гончарное ремесло было развито относительно слабо.

Кимаки гончарные изделия изготавливали вручную.

Ювелирные женские украшения очень искусно выполнены, подобные не встречаются ни у одного из тюркоязычных племен, кроме кимаков.

Литература

Культура

Материальная культура любого народа характеризуется видами его хозяйства.

Бытовал культ Тенгри (Неба) и поклонение духам предков.

Поклонялись огню, солнцу, звездам, рекам и горам.

Верили в существование загробного мира.

Об этом говорят бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями, относящиеся к IX-X вв. (найдены в Прииртышье и Тарбагатае).

В X в. среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам.

Каган принял имя Хакан-аль-Кимаки.

В X в. некоторых знатных людей стали хоронить по исламским обрядам.

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 17504
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

Тюргешский каганат(704-756гг.) Первые сведения о тюркском племени тюргешей встречается в китайских летописях и историческом письменном памятнике Культегина. В составе Тюркского каганата в VI в. многочисленные тюргешские племена населяли территорию междуречья Чу и Или. Еще в период Западно-Тюркского каганата ряд удачных побед вождя и к племени тюргешей Ушлик-кагана над Танской империей в конце VII- начале VII вв. привели к их возвышению. Основатель Тюргешской династии правитель Ушлик-каган разделил племена на две орды, определив ставкой Малой орды, город Кунгит, ставкой большой орды Суяб. После смерти Ушлика в результате борьбы за власть с Восточно-Тюркским каганатом к власти приходит Сулу. Столицей каганата избран город Тараз. В период его правления Тюргешский каганат противостоял на западе нашествию арабов, с востока Китайского гос-ва, давление оказывал на них и Восточно-Тюркский каганат. Чтобы сохранить независимость Тюргешского гос-ва Сулу-каган и его преемники вели военную и политическую борьбу в трех направлениях. В 748 г. Вторгшиеся в Жетысу китайские войска захватили и разрушили город Суяб. В 751 г. у города Атлаха произошло грандиозное сражение тюргешско-арабскими войсками и китайцами, на стороне арабов принимали участие и тюркские племена карлуков. Китайские войска потерпели поражение. Атлахская битва имела большое историческое значение, т.к. китайцы навсегда покинули территорию Жетысу. Арабское и китайской нашествия, междоусобицы подорвали Тюргешский каганат, и он пал под натиском племен карлуков в 756 г. Поданным археологических раскопок, тюргешские монеты в 704-766 гг. выпускали в городе Тараз. Согдийцы- древняя Восточно-Иранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Каз-на. В VI-VII вв. согдийцы попали под власть Тюркского каганата. В VI-VIII вв. произошло массовое переселение согдийцев в Жетысу, где они в период раннего средневековья оставили заметный след в развитии землиделия и городской культуры. Востоковед Бартольд В.В основной причиной их переселения в Жетысу считал торговлю. Переселение согдийцев в Жетысу еще более усилилось в период вторжением арабов.

9.Кимаки и кыпчаки: этническая и политическая история, хозяйство.

Кимакский каганат (конец IX-начало XIвв.) Китайские летописи сообщают ,тчо в начале VII в. племена кимаков сформировались и проживали в северо-западной Монголии. О составе населения кимаков, об их происхождении писал также персидский историк Гардези. В середине VIIв. Племена кимаков откочевали с территории северо-западной Монголии в Прииртышье. Обособление кимаков от других тюркских племен произошло в 656 году в процессе распада Западно-Тюркского каганата. Объединение кимакских племен происходит в 840 г. уже после падения Уйгурского каганата. Такием образом, в конце IXв. на территории Северо-восточного и Центрального Каз-на образовывается Кимакский каганат. Столица –город Имакия. Вся полнота власти в Кимакском гос-ве находилась в руках правителя, который носил титул –каган. Титул кагана переходил по наследству. Власть наместников кагана в одиннадцати уделах гос-ва также переходила по наследству. В кимакском гос-ве за образцовую службу наместники получали от кагана земельные уделы. Наиболее известным и могущественным племенем, находившимся под влиянием кимакского каганат, были кипчаки. Междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен стала одной из причин падения в XIв. Ким. Каганата. Со второй половины Xв. Эти набеги участились, что также способствовало упадку гос-ва. В религиозных вырованиях кимаков значительное место занимал культ Тенгри. В Хв. Среди представителей кимакской знати начал распространять ислам. Кимакский каганат просуществовал в период в конца IXв. по начало XIв. , на территории Северо-Восточного и центрального Каз-на.

Кыпчакское ханство(начало XI-начало XIIIвв.) С конца VIIIдо начала ХI вв. кыпчаки были в составе гос-ва Кимаков. В нач. XIв., после падения Кимакского каганата , территория кимаков полностью вошла в состав Кыпчакского ханства. С XI по начало XIIIв. на основной территории Каз-на кроме Жетысу господствовали кыпчаки. Территория расселения кипчаков в исторических источниках наз-ся Дешт-и-Кыпчак. Восточный Дешт-и-Кыпчак занимал территорию между Алтаем и Волгой. Ставкой левого крыла кыпчакских племен(Восточно-Кыпчакское объединение) был присырдарьинский город Сыгнак. Ставка правого крыла кыпчакских племен находилась на месте города Сарай. В начале XIв. На пути продвижения кипчаков в южные районы Руси и южный Каз-н преградой являлось гос-во Огузов. Но вначале XIв. Огузское гос-во переживало упадок, чем воспользовались кыпчаки и окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. Кипчакские ханы вели борьбу также и со стороны среднеазиатским гос-вом Хорезм. Для усилия своего влияние на кипчаков Хорезмийцы распространяли среду них ислам. В XIIв. Регион Аральского моря, города Отрар и Сыгнак долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Противоборство кыпчаков и хорезмийцев окончательно прекратилось после завоевания их монголами. Племена, входившие в состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакской народности, шел процесс сближения и слияния племен. Процесс образования кыпчакской народности был остановлен нашествием монголов. В русских исторических источниках кыпчаков называли половцы. В европейских источниках дошедших до берегов Дуная кыпчаков, называли команами. В кыпчакском обществе показателем обеспеченности людей считалось кол-во лошадей. Кипчакское племя ельбороли в арабских источниках наз-ли племенем ханской династии.




10. Государство Огузов: этнополитическая история, хозяйство и культура.

Огузкое гос-во (конец IX-начало XIвв.) Огузы вместе с дригими тюркскими племенами расселялись в Жетусу, но в середине VIIIв. были вытеснены карлуками в Сырдарьинский регион. Переселившиеся в Западный Каз-н огузы в длительной борьбе с племенами печенегов одержали победу и вынудили их перекочевать далее на запад. Эпическая летопись XIIIв. “Огузнаме” свидетельствует о победе огузов над печенегами? Жившими между Волгой и Уралом. В сосав огузов входили племена индоевропейского и финно-уйгурского происхождения перенявшие язык и культуру тюрков. Огузское гос-во было создано в среднем и нижнем 1 течении Сырдарьи в конце Ixв. и просуществовало до начала XIвв. Столица гос-ва город Янгикснт. Общественное устройство Огузского гос-ва – военная демократия, один раз в год собирали Народное собрание. Вурховный правитель носил титул сюбаши, а советники верховного правителя джагбу, носил титул кюль еркин. Эпическая летопись “Огузнаме” свидетельствует, что с укреплением огузского общества власть стала при надлежать великому и малому курултаю. Для торгового обмена с гос-вами Средней Азии и Китаем огузы использовали в основном животноводчекую продукцию. Огузское гос-во вели длительную войну с Хазарским каганатом за пастбищные земли и торговые пути в Причерноморье. В 965 году между огузским джабгу и киевским князем был заключен военный союз, направленный против хазар. Результатом этого союза был полный разгром Хазарского каганата. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с огузами совершил поход против Волжской Булгарии. Таким образом, в конце Xв. Огузы в союзе с Киевской Русью разгромили не только Хазарский каганат, но и Волжскую Булгарию. В начале XIв. Наблюдается упадок Огузского гос-ва, вызванный многолетней войной, недавольством огузских племен правящей властью и увеличением налогов. Ухудшением внутреннего положения Огузского гос-ва воспользовались сельджуки и захватили город Джент. Ослабленное многолетней войной и увеличением налогов Огузское гос-во, окончательно пало под ударами кипчакских племен в XIв. Кипчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В XIв. на территории Зап. Каз-на перестало существовать гос-во Огузов, сыгравшее важную роль в плитической истории Евразии.

Читайте также: