Причины психопатии у детей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Синоним – асинхрония (греч. а – приставка отрицания; synchronismos – совпадение по времени). Имеется в виду отклонение, при котором некоторые психические функции развиваются в обычном или ускоренном темпе, а другие, напротив, стойко задержаны в течение неопределенного времени.

Типичным и наиболее значимым в клиническом плане примером асинхронии является психопатия – врожденное или берущее свое начало в раннем детстве расстройство развития личности. Обычно при психопатии нормально или даже опережающими темпами развиваются речь, память, до известной степени – мышление и интеллект, психопаты могут быть одаренными в том или ином отношении – становиться блестящими ораторами, военачальниками, писателями, художниками, хотя их таланты нередко выявляются лишь в мрачной сфере жизни общества.

Задержанное и искаженное развитие при психопатии касается преимущественно эмоционально-волевых, в первую очередь социальных, нравственных, эстетических, духовных качеств личности и социального поведения.

Психопатия проявляется в основном нарушениями социального поведения на протяжении всей жизни пациента или, чаще, в течение длительных ее отрезков, особенно если они наполнены сложными жизненными обстоятельствами, когда, собственно, и проявляются подлинные качества личности. В смутные времена малозаметные до этого психопаты, особенно с антисоциальными качествами личности, вдруг всплывают на поверхность общественной жизни и вносят немалый вклад в дальнейшую ее дезорганизацию, об этом впервые написал П.Б. Ганнушкин в своей монографии о психопатии (1933).

В детстве одна часть будущих психопатов отличается от адекватных детей тем, что в силу генетических и конституциональных факторов оказывается органически не способной формировать прочные привязанности и вследствие этого усваивать, принимать адекватное социально-психологическое влияние со стороны взрослых, превращать его в просоциальные качества собственной личности. В первую очередь это дети, которым изначально свойственно стойкое деструктивное поведение.

Вторая часть будущих психопатов характеризуется тем, что процессы их социализации замедлены и/или искажены органическими повреждениями либо психогенной дисфункцией тех структур мозга, которые являются ответственными за принятие и осуществление норм социального поведения. Имеется в виду, предположительно, лобно-лимбический комплекс мозга, окончательно созревающий, как считают в настоящее время нейрофизиологи, к 25–30 годам или даже позднее. Если это действительно так, то возраст окончательного формирования психопатии может быть значительно увеличен, а не ограничиваться временем завершения пубертатного криза, как это принято считать теперь.

Наконец, третья часть потенциальных психопатов с раннего детства и в течение длительного времени воспитывается в неблагополучной социальной среде, где нет места нормальным межличностным отношениям, уважению к другому человеку (Homo homini lupus est), не разделяются конструктивные ценности существования, а социальное преимущество определяется негативными качествами личности (агрессивностью, наглостью, лживостью, стяжательством, криминальным поведением и т. п.).

Иными словами, психопатия представляет собой группу патологических состояний неоднородной (чаще смешанной) этиологии с различными патогенезом, клиническими проявлениями, прогнозом, а также разными перспективами терапии и реабилитации. Одним из важнейших аспектов созревания просоциальных качеств личности может, вероятно, служить следующий.

Согласно теории Л. Кольберга, нравственное развитие происходит поэтапно и продолжается до 20–21 года.

На первом этапе нравственный статус определяется преимущественно осязаемыми физическими стимулами: наказанием и материальным поощрением. Ребенок в возрасте до 4–5 лет старается вести себя так, чтобы заслужить некое чувствительное поощрение (физическую ласку, игрушку, сладость, развлечение) или избежать возможного и ощутимого наказания (боли, лишения общения, игры и т. п.). В этом возрасте не развита также способность контролировать свои эмоции и побуждения, поведению свойственна импульсивность, зависимость от случайных обстоятельств. Для взрослого человека с данным нравственным статусом рамки поведения ограничивают жесткие внешние факторы: карающий закон и репрессалии, с одной стороны, и материальные привилегии и непосредственные удовольствия – с другой. Законопослушность, согласно данной теории, есть лишь начальная ступень развития нравственности. Вероятно, это одна из причин того, почему личности с антисоциальными тенденциями поведения много лучше знают уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, чем нормальные индивиды, которые чаще всего интуитивно руководствуются правовыми нормами.

На второй стадии нравственного развития (возраст от 5–6 до 14–15 лет) функцию нравственных норм выполняет преимущественно общественное одобрение или порицание: мнение родителей, воспитателей, оценки педагогов, сверстников о поведении индивида. Ребенок, подросток старается вести себя так, чтобы избежать осуждения или заслужить похвалу, признание. Он подражает своим кумирам и дистанцируется от тех, кто говорит ему нелицеприятные вещи. Формируются чувство стыда (страх порицания), самолюбие, гордость за себя или, напротив, комплекс ущербности с попытками компенсировать его тем или иным образом. Поведение в значительной степени определяется требованиями той социальной среды, в которой ребенок или подросток находится.

На третьей стадии, в возрасте от 14–15 лет, нравственные нормы общества усваиваются, интернализуются и тем самым становятся внутренними регуляторами поведения. Развиваются совесть, чувство долга, самоуважение и чувство собственного достоинства, потребность вести себя просоциальным образом, то есть желание вести себя так, как требуется. Неподобающее поведение карается жестокими угрызениями совести, чувством вины, потребностью в раскаянии. При этом не возникает когнитивного диссонанса, при котором неадекватные поступки скрываются, оправдываются и обычно приводят к изменению установок личности.

С этой точки зрения нравственное развитие незрелых индивидов, в особенности социопатов, не продвигается далее первой его стадии.

Распространенность психопатии у лиц, не обращающихся за помощью в психиатрические учреждения, составляет в РФ 8,2% (2012). Регистрируемые случаи психопатии не превышают 1% населения, при этом почти вдвое чаще учитываемые статистикой психопаты встречаются в городском населении, чем в сельской местности. Среди психопатов отмечается, кроме того, преобладание лиц мужского пола (в 3,9 раза). Значительно чаще психопатия встречается в неимущих и малообеспеченных слоях населения, беловоротничковые, обеспеченные и облеченные властью психопаты в статистических сводках оказываются значительно реже. В структуре пограничных расстройств (невротических, непсихотических нарушений с разной этиологией) доля психопатий составляет 2,3–32,7% (Александровский Ю.А. и др., 2000).

Этиология психопатий многомерна и во многом остается неясной. Предполагается, что основными факторами развития психопатии являются:

  • генетические – неизвестные до сих пор особенности генома индивида. Каким образом они передаются из поколения в поколение, также не установлено. В основном предполагается аутосомно-доминантный тип передачи с неполной пенетрантностью, не исключается и полигенное наследование. При этом полагают, что генами контролируются не социальные качества личности, а ее биологические характеристики, такие как темперамент, особенности влечений и психомоторики. На роль наследственности указывают, в частности, близнецовые исследования. Так, по данным A.J. Rosanoff (1938), конкордантность по психопатии среди монозиготных близнецов (МГ) составляет от 67,6 до 100%, по данным E.C. Slater (1953) – 53%, а у дизиготных близнецов (ДГ) – 25%. Сравнительно невысокую конкордантность у МГ объясняют действием модифицирующих генов, но главным образом – преципитирующим воздействием факторов внешней среды. Многие исследователи отмечают значительное накопление лиц с патологическими чертами характера в семьях психопатических личностей;
  • конституциональные – связанные с неблагоприятными условиями внутриутробного развития структур головного мозга, ответственных за формирование моделей социального поведения. Важная роль в генезе органических форм психопатии отводится при этом негрубым экзогенно-органическим повреждениям головного мозга в эмбриофетогенезе, в перинатальный и ранний постнатальный периоды развития (гипоксия, нейроинфекции, интоксикации, травмы и др.). Конституциональные факторы создают как бы почву в виде изменений церебральной реактивности, сам же процесс формирования психопатии происходит под влиянием неблагоприятных социально-психологических факторов, в основном, по-видимому, в первые годы жизни. При органической психопатии всегда отчетливо проявляются повышенная истощаемость, утомляемость и другие симптомы астении;
  • негативныесоциально-психологическиевоздействия на развивающуюся личность ребенка. Вначале это приводит к развитию у биологически нормального ребенка патохарактерологических реакций, затем – психогенных патохарактерологических, постреактивных и невротических формирований личности и в итоге может повлечь развитие краевой психопатии, т. е. патологической личности дефицитарного типа;
  • особое место в развитии психопатии принадлежит жестокомуобращениюсдетьми – систематическому физическому и/или психологическому насилию, включая широко распространенное сексуальное насилие, последствиями чего в значительной части случаев является стойкое расстройство развития личности. Эти последствия, полагают, тяжелы тем более, чем в более раннем возрасте и более длительное время дети ему подвергаются.

По большей части имеют место различные комбинации упомянутых причин развития психопатии.

Патогенез психопатий изучен мало. Е. Крепелин (1915), как известно, основным патогенетическим механизмом формирования психопатии считал частичную задержку психического развития (парциальный инфантилизм). В целом это положение сохраняет силу, дополнения к нему касаются других причин и механизмов задержки развития личности.

Исходя из того, что в основе психопатии лежит дизонтогенез нервной системы, Г.Е. Сухарева (1959) предполагает существование 3 типов дизонтогенеза: 1) задержанное развитие; 2) искаженное (диспропорциональное) развитие; 3) поврежденное развитие.

При задержанном развитии имеется в виду дисгармонический инфантилизм, который, гипотетически, лежит в основе неустойчивой и истерической психопатии.

Искаженное развитие, при котором отставание в развитии одних механизмов личности сочетается с ускоренным развитием других, составляет, предположительно, патогенетическую основу ряда конституциональных психопатий (гипертимной, психастенической и аутистической).

Поврежденное развитие (вызванное повреждением ЦНС на ранних этапах онтогенеза) характеризуется сочетанием нарушений развития с явлениями дефекта психических функций и свойственно органической психопатии.

Единой и общепринятой классификации расстройств личности не существует, а предлагаемая в МКБ-10 является сугубо описательной и встречает серьезные возражения, поскольку она статична и слишком схематична, не учитывает всего многообразия и динамики психопатических проявлений. Кроме того, она не может быть использована для систематики социальных нарушений поведения в детской психиатрии, так как параллелей детских расстройств поведения и психопатий у лиц зрелого возраста не существует. Например, параноидной и циклотимической психопатии, по мнению ряда исследователей, у детей не наблюдается (Ковалев В.В., 1979). Наконец, эта систематика в целом может служить иллюстрацией к фрагментации клинического сознания, когда рубрики классификации не связаны определенной теоретической концепцией, объединяющими идеями и в этом плане лишены осмысленного контекста.

Э. Кречмер (1921) предложил классификацию расстройств личности, основанную на гипотетической связи патологической конституции при некоторых психопатиях с эндогенными психическими заболеваниями. Он выделил шизоидную, циклоидную, а позднее – эпилептоидную психопатию.

H. Shirley (1963) разделяет расстройства личности в детском возрасте на 2 большие группы: преимущественно врожденные нарушения структуры личности, которые объединяют шизоидных, циклотимических, параноидных психопатических личностей, и нарушения черт личности (возникающие преимущественно в связи с неправильным воспитанием), к последним отнесены эмоционально-неустойчивые, пассивно-агрессивные, компульсивные и истерические личности.

О.В. Кербиков (1971) различает 3 группы психопатий: 1) ядерные (конституциональные), 2) органические и 3) краевые.

А.Е. Личко (1977), обобщая систематики П.Б. Ганнушкина (1933), Г.Е. Сухаревой (1959), О.В. Кербикова (1962) и классификацию акцентуированных личностей К. Леонгарда (1964, 1968) различает:

  1. истинные (генуинные) психопатии (гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный типы);
  2. психопатические развития или приобретенные психопатии (по гипертимно-неустойчивому и неустойчивому типам; по истероидному, лабильно-истероидному и гипертимно-истероидному типам; по психастеническому и эпилептоидному типам);
  3. органические психопатии (неустойчивоподобный, эпилептоидоподобный, шизоидоподобный типы).

Клиника и динамика психопатий в детском и подростковом возрасте изучены недостаточно. В руководстве по психиатрии под редакцией академика РАН А.С. Тиганова (2012) информации о проявлениях психопатии у детей и подростков вообще не приводится, исключая отдельные замечания по этому поводу (автор главы А.Б. Смулевич). Критерии психопатии, предложенные П.Б. Ганнушкиным, а именно:

  1. выраженность патологических черт характера до степени социальной дезадаптации;
  2. тотальность психопатических особенностей, определяющих весь психический облик индивида;
  3. относительная стабильность психопатических особенностей, их малая обратимость, справедливы для пациентов зрелого возраста, в детско-подростковом возрасте имеют относительное значение.

Как указывает В.В. Ковалев, нарушения социальной адаптации у детей могут наблюдаться при наличии нерезко выраженных патологических черт характера, как правило, вплоть до препубертатного и даже пубертатного возраста. В большинстве случаев детские психопатические проявления носят парциальный характер и, кроме того, часто отличаются неустойчивостью, изменчивостью, многократным смещением относительной роли и удельного веса облигатных и факультативных черт в клинической структуре. Трудности в диагностике рудиментарных психопатических проявлений у детей, как отмечает Г.Е. Сухарева (1959), вызваны и тем, что в младшем детском возрасте такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная эмоциональная и моторная возбудимость, неустойчивость поведения, двигательная расторможенность, преобладание примитивных влечений над высшими мотивами поведения, до известной степени являются физиологическими.

В связи с этим, подчеркивает В.В. Ковалев, особенно важное значение в диагностике формирующихся конституциональных и органических психопатий у детей и подростков приобретает выявление аномальных особенностей низших структурных компонентов личности: темперамента, сферы инстинктов и влечений, элементарной аффективности, т. е. природно-психических свойств личности.

психопатия у подростков, у детей
Понятие психопатии, болезнь психопатия

Психопатии – это аномалии личности, которые характеризуются тотальностью психопатических особенностей, их относительной стабильностью, малой обратимостью, приводят к социальной дезадаптации. Психопатиями чаще болеют лица мужского пола (мальчики, мужчины). Современная патопсихология и нейропсихология может помочь вылечить расстройство личности, нормализует активность и направленность личности.

Причины психопатии, этиологий психопатии

Ведущая роль в развитии психопатии принадлежит наследственным факторам, конституциональным факторам. Большое значение имеют негрубые экзогенно-органические повреждения головного мозга плода, внутриутробная гипоксия, перинатальная энцефалопатия у ребенка. На становление краевых психопатий, патологическое развитие личности большое влияние оказывают неблагоприятные факторы социальной и психологической среды.

Патогенез психопатии личности

При психопатии личности имеет место дизонтогенез нервной системы в виде задержанного, искаженного, диспропорционального, поврежденного ее развития. При развитии психопатии наблюдается преобладание второй сигнальной системы. У людей с истерической психопатией преобладает первая сигнальная система над второй и подкорковые структуры над корой головного мозга.

Виды психопатии, типы психопатий

Врачи выделяют определенные виды типы психопатий.

1. Тормозные психопатии (психастеники, астеники).

2. Патологически замкнутые психопатии.

3. Возбудимые психопатии.

4. Истерические психопатии.

5. Неустойчивые психопатии.

6. Мозаичные психопатии.

7. Сексуальные психопатии, половые психопатии.

Среди пациентов с задержкой психического развития выделяют истероидные и неустойчивые личности. В группе искаженного диспропорционального психического развития выделяют гипертимные, аутичные, психастеничные формы. В результате поврежденного развития могут возникать импульсивные и бестормозные формы.

Также можно выделить истинные психопатии, или генуинные психопатии, психопатическое развитие личности, или приобретенные психопатии. Органические психопатии.

Классификация психопатий

Основными видами психопатии являются астенические, ананкастические, шизоидные, параноидные (паранояльные, параноидальная), возбудимые, аффективные, истерические, неустойчивые, эмоционально тупые, мозаичные, ядерные, эксплозивные, краевые, алкогольные, сенсетивная, приобретенные, асоциальная.

Психопатия симптомы, характеристика психопатии

В связи с несформированностью личности диагноз психопатия желательно ставить после 12 летнего возраста. От психопатии нужно отличать патохарактерологические формирования личности и акцентуации характера. Рассмотрим основные симптомы психопатии.

Возбудимый тип психопатии (эксплозивная психопатия)

Возбудимый, или эксплозивный тип психопатии встречается преимущественно у мальчиков и впервые проявляется чаще всего во время первого биологического криза в возрасте от 2 до 5 лет. У детей отмечаются следующие симптомы: чрезмерная возбудимость, повышенная двигательная активность, агрессивность, злобность, капризность. Двигательные и аффективные разрядки сопровождаются выраженным вегетативным проявлением. Фон настроения неустойчивый: повышенное настроение сменяется часто дистимическим настроением со слезами и капризами. В дошкольном возрасте такие дети трудно адаптируются в детских садах, бьют детей, реагируют протестом на замечания. В школе, гимназии, лицее и семье постоянно нарушают режим, конфликтуют с окружающими, уходят с занятий и из дома. Отмечаются также дисфории, нарушения влечений, астенические симптомы. В развитии возбудимого типа психопатии имеют значения перинатальная энцефалопатия, резидуально-органическая патология, конституционально-наследственные факторы.

Эпилептоидный тип психопатии (эпилептоидная психопатия)

Становление эпилептоидной психопатии обычно происходит в препубертатном возрасте. Однако иногда даже у дошкольников уже отмечается педантизм, чрезмерная аккуратность, обстоятельность, вязкость. Любой дискомфорт или ущемление прав вызывает бурные аффективно-двигательные реакции. Злобное настроение в отличие от возбудимых психопатий длится долго. Дети обычно злопамятны. В школьном возрасте у детей появляется более выраженный эгоцентризм, стремление к борьбе за порядок, недоброжелательное враждебное отношение к окружающим людям.

Неустойчивый тип психопатии (неустойчивая психопатия)

Неустойчивый тип психопатии чаще всего проявляется в препубертатном возрасте. У таких детей наблюдаются слабость воли, волевых задержек, повышенная внушаемость, неустойчивость интересов, поверхностные суждения, легкомысленность, повышенное стремление к удовольствиям, жажда новых впечатлений. Дети плохо учатся в школе, быстро попадают под влияние специфических асоциальных компаний, уходят из дома и школы, бродяжничают, курят, пьют алкогольные напитки, употребляют наркотики. В компаниях всегда играют подчиненную роль. В основе неустойчивой психопатии часто лежит психофизиологический инфантилизм.

Истерический тип психопатии (истерическая психопатия)

Истерическая психопатия отчетливо проявляется в пубертатном возрасте. Истерический тип часто характеризуется стремлением любыми путями добиваться признания, быть на виду и в центре внимания. Встречается истерический тип чаще у девочек. Отдельные истерические черты могут проявляться еще в дошкольном возрасте. Девочки стремятся выделяться одеждой, командовать другими детьми, выступать на утренниках и школьных мероприятиях, выслушивать похвалу. В школьном возрасте стремление быть первыми обостряется, появляется выраженный эгоизм, игнорирование интересов других детей, ревность к успехам одноклассников. Эмоциональные реакции бывают очень яркими, а поведение - демонстративно театральным. Для завоевания признания дети могут использовать интриги, наговоры, фантазии, выдумки и каких-нибудь необычных своих приключениях или тайнах. В подростковом возрасте могут отмечаться демонстративные суицидальные попытки, участие в экстравагантных группировках (эмо, рокеры, байкеры, металлисты и др.). В происхождении истерической психопатии имеют значение воспитание по типу кумира семьи, наследственные и конституциональные факторы.

Психастеническая психопатия (тревожно-мнительная психопатия)

Для детей с психастеническим типом психопатии характерны тревожность, неуверенность, мнительность. У таких детей часто возникают страхи, навязчивые состояния. Они плохо переносят большие психоэмоциональные и стрессовые нагрузки, разлуку с родителями, родственниками и родными, плохо адаптируются в новом коллективе. В школе они обычно учатся ниже своих возможностей, так как из-за неуверенности не проявляют активности, не успевают вовремя сделать самостоятельную или контрольную работу.

Шизоидная психопатия (аустическая психопатия)

У детей с шизоидной психопатией уже в раннем возрасте проявляется диссоциация развития, которая заключается в опережении речевых, умственных и интеллектуальных функций на фоне задержки развития психомоторных навыков. Дети обычно рано начинают читать, считать, интересуются недетскими и отвлеченными проблемами. Впоследствии их увлечения могут иметь сверхценный и узкоспециальный характер. В то же время у них заторможена моторика, дети поздно овладевают навыками самообслуживания, плохо успевают на уроках труда и физической культуры. Дети с шизоидной психопатией не участвуют в шумных играх, не испытывают потребности в общении со сверстниками. Эмоциональная холодность у таких детей сочетается с сенситивностью. В отличие от шизофрении у них нет прогредиентности и психических расстройств.

Лечение психопатии

Комплексное лечение психопатии позволяет нормализовать развитие личности ребенка. Лечение зависит от вида психопатии и возраста пациента.

Психопатия – врождённый либо приобретённый дефект работы высшей нервной деятельности. Психическое расстройство выражается в отсутствии у человека базовых эмоций: привязанности, любви, сочувствия и сострадания. Психопаты не чувствуют стыда, не раскаиваются в совершённых проступках. Именно поэтому такие люди часто становятся преступниками.

Психопатия

Причины развития психопатии

Психопатическое расстройство может развиваться в результате как внутренних, так и внешних факторов.

Выделяют 3 основные группы психопатии по причине её возникновения:

  1. Ядерная (конституциональная). Психопатия передаётся по наследству или возникает в результате поражения плода, до момента рождения. Воздействие окружающей среды также важно, но она влияет на формирование дефекта в меньшей степени.
  2. Органическая (мозаичная). К возникновению болезни приводит церебрально-органическая недостаточность. Роль внешних факторов зависит от степени этой аномалии: чем меньше выражена недостаточность, тем они значимей.
  3. Краевая и постпроцессуальная. Патология возникает в результате взаимодействия с окружающей средой. На появление психопатии влияют психогенные, ситуационные, реактивные и невротические причины. Роль биологических факторов в формировании расстройства незначительна либо отсутствует полностью.

Важно! Группы причин, при которых возникают психопатические расстройства, не влияют на тип патологии и характерные для него симптомы. В большинстве случаев этиология психопатии является смешанной.

Типы психопатии и их симптомы

Вне зависимости от того, какая форма психопатии наблюдается у пациента, она всегда сопровождается характерными признаками:

  • нарушения социальной адаптации;
  • развитие стрессового расстройства личности;
  • дисгармоничность поведения и личности в целом;
  • наличие отклонений с детского или подросткового возраста;
  • поведение, не вписывающееся в рамки нормы и психических болезней;
  • проблемы с социальной либо с профессиональной продуктивностью.

Общепринятая классификация психопатий включает в себя 9 крупных групп: астеническое, шизоидное, параноическое, истерическое, эпилептическое, циклоидное, неустойчивое, антисоциальное и конституционально-глупое расстройство.

Каждый вид патологии имеет свои характерные черты.

Астенический подтип

Астеническая психопатия характеризуется робким, стеснительным, нерешительным поведением. Неуверенность в себе сочетается у этого психотипа с болезненным, гипертрофированным самолюбием. Психопаты-астеники с трудом переносят перемены и новшества в своей жизни, очень чувствительны к любым внешним раздражителям.

Ответственность, исполнительность и дисциплинированность таких людей позволяет им добиться карьерного роста. Руководящие должности, однако, астеническим психопатам не подходят: они неспособны принимать самостоятельные решения и проявлять инициативу.

Астенический подтип склонен анализировать и контролировать всё, что с ним происходит, однако его мысли и планы всегда далеки от реальности. Астеники часто страдают от навязчивых мыслей и идей, отличаются повышенной тревожностью и мнительностью.

Шизоидный подтип

Шизоидные психопаты – замкнутые, скрытные, оторванные от реальности личности. Для них характерна эмоциональная двойственность: такие люди очень остро переживают собственные проблемы, и в то же время проявляют полное равнодушие по отношению к другим людям, в том числе и к близким.

Шизоидная психопатия характеризуется нестандартностью и экстравагантностью. У этого психотипа своё мнение о мире вокруг него, не вписывающееся в общепринятые концепции. Среди психопатов-шизоидов много творческих личностей и учёных – людей, для которых важен оригинальный взгляд на вещи.

Психопаты-шизоиды не склонны формировать постоянные связи с другими людьми. Они относятся к окружающим с пренебрежением, зачастую – с неприязнью. Их активность очень избирательна: такие люди бездеятельны в решении бытовых проблем, но настойчивы и упорны при достижении личных целей.

Параноический подтип

Параноидальные психопаты отличаются формированием сверхценных идей. В отличие от бредовых идей, они имеют конкретное содержание, подтверждаются фактами или событиями. Однако суть подобных идей основана на субъективизме и одностороннем взгляде на вещи, поэтому смысла в них зачастую нет.

Параноик

Важно! Психопаты-параноики упрямы, самоуверенны, злопамятны, подозрительны и крайне обидчивы. Они отличаются односторонностью увлечений и мышления, неспособностью переносить критику, сильным стремлением к самоутверждению.

Истерический подтип

Истерическая психопатия проявляется стремлением пациента обратить на себя внимание окружающих людей. Поведение таких личностей демонстративно, театрально, экспрессивно и всегда очень наигранно. Чтобы оказаться в центре внимания, истероиды эпатируют других людей своим внешним видом, поведением или рассказами.

Истерика

Паталогическая ложь – основная характеристика истероидных психопатов. Они преувеличивают свои заслуги и переживания, приукрашивают происходящие с ними события, часто придумывают ситуации, которые никогда не происходили. Ложь может выставлять истероидов не только в положительном свете: для получения внимания они не гнушаются клеветать на самих себя.

Истерические личности психически инфантильны, отличаются поверхностными суждениями и чувствами. Они склонны к внушению и самовнушению, часто играют определённую роль. У таких людей отсутствует критическое мышление, их идеи и мысли зачастую противоречат сами себе.

Эпилептоидный подтип

Люди с эпилептоидной психопатией раздражительны, возбудимы, склонны к агрессии. Вспышки гнева и ярости возникают у них регулярно, чаще всего беспричинно либо по незначительному поводу. После того, как эпилептоидный психопат успокоится, он раскаивается в своём поведении, но в аналогичной ситуации поступает абсолютно так же.

Психопаты-эпилептоиды упрямы, негибки, злопамятны, всегда убеждены в своей правоте. В зависимости от настроения, они могут быть мрачными и педантичными, либо льстивыми и ханжествующими. Такие личности склонны к спорам, скандалам и придиркам, неспособны идти на компромиссы. Из-за неумения уживаться с другими людьми они часто меняют место работы, почти не заводят длительные отношения.

Эпилептические психопаты часто нарушают закон, находясь в состоянии аффекта. Во время приступа гнева они способны на любое преступление: на избиение, изнасилование, убийство. Также в этой подгруппе встречаются маргинальные личности: алкоголики, наркоманы, азартные игроки, извращенцы, бездомные.

Циклоидный подтип

Циклоидные психопаты – это люди с определённым уровнем настроения, который обусловлен биологическими факторами. В этой группе выделяется 4 подвида:

Неустойчивый подтип

Неустойчивые психопаты – слабовольные, внушаемые, легко поддающиеся чужому влиянию личности. Их поведение и действия зависят не от личных установок и целей, а от окружения, от внешних обстоятельств.

Неустойчивый тип личности недисциплинирован, склонен игнорировать возложенные на него обязательства. Из-за стремления угодить другим людям он много на себя берёт, но данные обещания чаще всего не исполняет.

В зависимости от окружения, неустойчивый психопат может стать маргинальной личностью, либо добропорядочным членом общества. Ему всегда требуется сильный лидер, который направит его и покажет, что нужно делать.

Антисоциальный подтип

Антисоциальные психопаты – люди, отличающиеся эмоциональной тупостью. Они одинаково равнодушны к порицанию и к похвале, испытывают проблемы с простейшими социальными эмоциями. Стыд, раскаяние, страх, сочувствие неведомы этим личностям.

Антисоциальные психопаты не испытывают никакой симпатии к окружающим людям. Зачастую они равнодушны и жестоки даже к самым близким: к отцу и матери, к домашним питомцам. Они не склонны заводить отношения, не заботятся ни о ком, кроме себя.

Этот подтип психопатии больше других склонен к жестокости. Им нравится мучить животных и других людей, как морально, так и физически. Для того, чтобы причинять другим боль, им не нужно злиться или находиться в состоянии аффекта. Этот тип чаще других становится преступным.

Конституционально-глупый подтип

Тип личности, характеризующийся умственной недостаточностью. По происхождению этот тип психопатии является ядерным: конституциональная глупость возникает с момента рождения, в результате патологий развития плода или наследственности.

В отличие от олигофренов, личности с конституционально-глупой психопатией могут хорошо учиться в школе и в университете, обладать хорошей памятью. Проблемы возникают при применении знаний на практике: отклоняясь от заученного шаблона, они теряются и не могут воспроизвести необходимую последовательность действий.

Интеллектуальная недостаточность

В конституционально-глупом подтипе выделяют 2 крупные подгруппы:

Конституционально-глупые люди любят следовать моде, легко поддаются пропаганде и рекламным уловкам. Они склонны к консерватизму из-за неумения приспосабливаться к новым вещам. Несмотря на скудный интеллект, они зачастую обладают большим самомнением, считая себя умными и креативными личностями.

Особенности психопатии

Психопатоподобное поведение в большей степени характерно для мужчин, нежели у женщин. По статистике, мужчины подвержены этому состоянию в 5-6 раз сильнее. В последние десятилетия этот разрыв понемногу уменьшается.

Дети страдают психопатией значительно реже, нежели взрослые. Несмотря на то, что признаки патологии можно заметить ещё в 3-хлетнем возрасте, чаще всего это состояние обнаруживается у подростков старше 14 лет.

У мужчин

Симптомы патологии у психопатической личности мужского пола разнообразны. Это связано с тем, что мужчины намного чаще страдают психопатией, нежели женщины.

К основным особенностям мужской психопатии относят следующее:

  • любовь к манипулированию другими людьми;
  • изображение чувств, не испытываемых в реальности;
  • склонность к нанесению физического ущерба другим людям;
  • сложные взаимоотношения с близкими людьми;
  • постоянные нарушения закона, мелкие или крупные;
  • жестокость по отношению ко всем живым существам.

У женщин

Женская психопатия отличается меньшей жестокостью и агрессивностью по сравнению с мужской. Среди особенностей психопатического поведения у женщин выделяют следующее:

  • склонность к клептомании, воровству;
  • лицемерие, постоянное притворство;
  • зависимость от алкоголя, наркотиков;
  • половая распущенность, беспорядочные связи;
  • бродяжничество, попрошайничество.

Женщины гораздо реже наносят другим людям физический ущерб. Они в большей степени, нежели мужчины, склонны к притворству и лицемерию, и чаще стараются поддерживать нормальные отношения с близкими людьми.

У детей

Детская психопатия может проявляться в раннем возрасте: начиная с 2-3 лет жизни ребёнка. С возрастом симптомы становятся заметнее, поэтому чаще всего это состояние диагностируют у подростков старше 12 лет.

Особенности проявления психопатии у детей таковы:

  • безразличие к чувствам других людей;
  • жестокость к другим детям, животным;
  • отсутствие раскаяния и вины за дурные поступки;
  • осознанное стремление к риску, отсутствие страха;
  • нарушение запретов, моральных устоев и законов.

Ребёнок-психопат равнодушен к своей успеваемости, он не стремится брать на себя ответственность. Его нельзя напугать возможностью наказания или пристыдить за плохое поведение. Чувства родителей и других людей вокруг не заботят такого ребёнка. Всё, что его интересует – это он сам и удовлетворение его желаний.

Драка

Из-за склонности вредить животным и другим людям дети-психопаты часто попадают на учёт в полицию. По мере взросления, если это состояние не корректируется психиатром или психотерапевтом, формируется полноценная психопатическая личность.

Диагностика психопатии

Люди склонны путать психопатическое расстройство с простой истеричностью, с асоциальным поведением. Чтобы выяснить, болезнь или скверный характер виноваты в поведении человека, врач-психотерапевт проводит следующие диагностические манипуляции:

  1. Беседа с пациентом. Психотерапевт проводит консультацию с человеком, общается с ним, задаёт вопросы. По манере общения, поведению и ответам человека врач делает выводы о том, является ли пациент психопатом.
  2. Общение с близкими людьми. Специалист контактирует с родственниками или друзьями пациента. Он задаёт вопросы о поведении человека, о его склонностях и увлечениях, об условиях проживания и отношениях с окружающими людьми.
  3. Сбор анамнеза, документации. Врач изучает записи в медицинской карте пациента, узнаёт о перенесённых заболеваниях. Также он берёт характеристику с места учёбы или работы, общается с правоохранительными органами, если пациент стоит на учёте.

В некоторых случаях, когда после начального обследования картина неясна, может потребоваться проведение психологических тестов. Врачи используют тестирование Хаэра, анкету самоотчётности психопатии Левинсона, опросники PCL-R и MMPI.

Лечение психопатологического синдрома

Психопатическое состояние лечится при помощи ноотропов, симптоматической медикаментозной терапии и психотерапевтических методик.

Медикаментозное лечение

Лечение психопатического синдрома проводится при помощи ноотропов и психостимуляторов. Также актуальна вспомогательная симптоматическая терапия.

Психотерапия

Если к появлению психопатологического состояния привели внешние факторы, врач может скорректировать это состояние психотерапией.

В качестве основных методов применяются:

  1. Индивидуальные консультации с пациентом, личное общение с врачом.
  2. Рисуночная терапия, лепка, другие творческие занятия.
  3. Игровые занятия с применением ролевых сюжетов.
  4. Семейные консультации для решения внутрисемейных проблем.

Коллективная и групповая терапия, применяемая при других психических расстройствах, при психопатии практически не используется.

Расстройство личности у детей

Отклонения, которые отрицательно сказываются на приспосабливаемости детей к окружающей их среде, сегодня принято называть расстройствами личности. Такие нарушения психики у детей выявляются довольно редко, так как на протяжении всего периода взросления психика постоянно претерпевает изменения. Иногда у детей возникают состояния, имеющие признаки расстройства личности.

По достижению ребенком подросткового возраста можно говорить об окончании формирования личности. Если признаки расстройства личности сохраняются в этом периоде, то уже можно говорить о состоянии, которое нуждается в коррекции.

Причины дисгармонии

Расстройство личности у детей может иметь различные формы. Исходя из причин заболевания, выделяют три основных его типа:

  • наследственное расстройство обусловлено наличием генной предрасположенности и передается из поколения в поколение:
  • приобретенное расстройство прогрессирует при неправильном подходе к воспитанию ребенка, а также при длительном влиянии негативного окружения и примеров;
  • органические психопатии развиваются в результате травмы или инфекционного заболевания некоторых отделов головного мозга или всей ЦНС.

Предпосылки для развития дисгармонии могут появиться во время беременности. Чтобы этого не произошло женщина должна следить за своим здоровьем и не допускать отклонений, которые могут негативно отразиться на состоянии малыша.

Большое значение на процесс формирования личности ребенка оказывает психологический климат в семье. Если ребенок получил травму головы или заболел инфекционным заболеванием, необходимо предпринимать активные действия для скорейшего его выздоровления. В противном случае велик риск развития осложнений, в том числе и расстройства личности.

Симптомы и диагностика

Диагностировать расстройства личности у детей довольно сложно. Специалистам необходимо около 6 месяцев наблюдать маленького пациента, чтобы иметь возможность поставить точный диагноз.

Проявляется расстройство личности по-разному, в зависимости от вида заболевания:

Симптомы расстройства личности ребёнка

1. Расстройство параноидального типа сопровождается появлением у ребенка появлением одной идей, которая оказывается для него сверхценной. Это может быть идея заболевания, преследования или ревности и т.д. В таком состоянии дети становятся сверх подозрительными, они очень остро реагируют на отказы в удовлетворении желаний.

2. Расстройство может иметь шизоидную окраску. Типичным поведением ребенка, имеющее подобный дисбаланс личности, является отказ от общения. В таком состоянии доверительные отношения с кем-либо установить очень сложно, ребенок сдержан в эмоциях и не способен к сопереживанию. Но при этом, пациент очень любит фантазировать.

3. Безвольная психопатия или диссоциальный тип расстройства личности проявляется в полном несоблюдении общепринятых моральных норм. Ребенок не имеет собственных принципов, а также не в состоянии поддерживать семейные и дружеские связи.

4. Эмоциональная неустойчивость также может наблюдаться у детей с дисбалансом личности. Наиболее часто данный вид психопатии встречается у подростков. Агрессия и жестокость являются обычными симптомами такого состояния, проявляются они вспышками. Время от времени, от подростка можно услышать угрозы покончить жизнь самоубийством.

5. Отличительной чертой истерической психопатии является демонстративность. Поведение больного, все его поступки и эмоции направлены на привлечение внимание к себе.

6. Расстройство психастенического характера диагностируется у ребенка, если он постоянно находится в тревожном состоянии, связанным с переживаниями о каждой мелочи или детали. Пациент стремится выполнить любое задание наилучшим образом, в итоге это становится навязчивой идей, приводящей к появлению дисбаланса личности.

7. Чрезмерные опасения и тревога, приводящие к самоограничениям в деятельности или общении, характерны для сенситивного расстройства личности у детей.

Также у детей может развиться расстройство личности, которое специалисты называют зависимым. В таком состоянии ребенок боится своей беспомощности. Такие дети не умеют самостоятельно принимать решения.

Проявления некоторых видов расстройства личности очень часто принимают за педагогическую запущенность. Отличить патологические изменения психики от элементарной невоспитанности может только опытный психоаналитик или психиатр. При появлении первых симптомов родителям следует обратиться за квалифицированной помощью. Если не провести должного лечения и коррекции, у ребенка в будущем возникнут трудности с адаптацией в социуме.

Лечение

Лечение расстройства личности ребёнка

Наиболее подходящую схему лечения врач выбирает исходя из причин, вызвавших патологические изменения в психике ребенка. Если речь идет о наследственной форме заболевания или органических нарушениях в работе ЦНС, то упор делается на медикаментозное лечение и поддерживающую терапию. Специалисты, работающие в Психоэндокринологическом Центре, для диагностики используют самые современные разработки и методики, направленные на выявление причины заболевания. Наблюдение за маленьким пациентом ведется на протяжении длительного времени, после чего принимается решение о выборе схемы лечения.

Приобретенные формы расстройств личности у детей поддаются коррекции в большинстве случаев. Медикаментозное лечение редко приносит значительные результаты, большую роль в излечении играет психотерапия. Если же необходимость в приеме препаратов все же возникает, то врач Психоэндокринологического Центра назначает всего одно средство, которое принимается курсом.

Независимо от того, какие причины лежат в основе расстройства личности у детей, необходимо приступать к лечению после обнаружения первых признаков заболевания. Своевременное обращение к специалистам и строгое следование рекомендациям обеспечит положительный успех от лечения.

Читайте также: