Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей преступление и наказание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня – олицетворение любви к людям, кротости и смирения, и именно поэтому ей удалось сохранить нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня – во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина, буржуазного дельца, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста.

Для всех героев романа характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки – это ненасытная жажда самопожертвования, у Дуни – всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны – исступленная гордость. Положение безнадежности, тупика толкает этих людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности, к сделкам с совестью.

Широкая, написанная безжалостным пером мастера, картина действительности показывает ту реальную почву, которая формирует мысли о преступлении у Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями.

Виновниками ужасной жизни в Петербурге становятся люди, подобные Лужину и Свидригайлову. Они являются источниками лжи, насилия и издевательства над другими. Они подминают под себя любого, кто встанет у них на пути. Для таких людей не существует законов и совести, они могут оклеветать и унизить невиновного, как это сделал Лужин по отношению к Соне. В образах Лужина и Свидригайлова Достоевский хотел показать два пути, которые могут ожидать Раскольникова. Он мог стать либо расчётливым эксплуататором людей, либо праздным помещиком, живущим в своё удовольствие. Но они оба одинаково омерзительны и неприемлемы для Родиона, потому что эти люди окончательно потеряли ориентиры между добром и злом и проповедуют только личную выгоду.

Боль за человека и человечество, сострадание и желание помочь людям, попавшим в беду, постоянно присутствуют на страницах романа Достоевского. Его герои постоянно ищут выход из сложных жизненных ситуаций. Зачастую они вынуждены жить в жестоком и яростном мире, заставляющем совершать безнравственные поступки. Но Достоевский показывает, что даже под гнётом этого страшного города, эти люди всё ещё способные на высокие и чистые поступки.

по плану: 1. суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.
2. широта изображения в романе нищиты и страданий "бедных людей".
а. описание интерьеров, трущеб, города.
б. униженные и оскорбленные в романе.
в. мир начальников и грабителей
г. характер социального протеста
3. отношение автора, идея произведения

В идеологическом романе "Преступление и наказание" эта тема имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента. Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущоб, в одном из переулков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совершает убийство Родион Раскольников. Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляют чувство духовного одиночества в толпе. Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Душа нормального умного, совестливого человека не может вынести ежедневных унижений, когда приходится быть безмолвным свидетелем оскорбления собственной жены, видеть голодных детей, знать, что дочь, чистая, честная девушка, живет по желтому билету. Переполненный страданиями, Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение.
Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, непохожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата.Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых — постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека.
Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечеловеческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей. Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью. К этому миру неприложимы общепринятые нравственные законы. Если бы Сонечка Мармеладова не стала жить по желтому билету, умерла бы с голоду ее семья. Когда Раскольников в разговоре с ней говорит о самоубийстве как о единственно достойном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: "А с ними-то что будет?" Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям. Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистоту, и цельность, и высокую нравственность.Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.В мире униженных и оскорбленных,несмотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранить благородство, любовь, сострадание,великодушие. Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленным и униженным людям,но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.
Только любовь, а не насилие — единственный путь для достижения гуманного общества.

Вот в такой атмосфере и обдумывает свое преступление герой романа. Он лежит в своей комнатке, похожей на гроб, мечтая изменить мир так, чтобы в нем не было зла и унижений. У него нет средств, чтобы продолжить учебу в университете. Мать получает маленькую пенсию, часть которой высылает сыну в Петербург. Сестра Раскольникова была гувернанткой у детей помещика Свидригайлова, где подвер­галась унизительным домогательствам со стороны хозяина. Чтобы помочь матери и брату, она готова выйти замуж за нелюбимого Лужина. И с этим Родион Рас­кольников не может смириться. Он готов совершить преступление, чтобы доказать свое право изменить мир.

Побывав у Алены Ивановны и заложив часы за сущие гроши, Раскольников заходит в трактир, где встречается с Мармеладовым и выслушивает его историю. Бывший чиновник, уволенный со службы за пьянство, Мармеладов не может про­кормить больную жену и детей. Старшая дочь, Соня, устав от упреков мачехи, идет на панель, чтобы прокормить младших детей. В доме полная нищета. Раскольни­ков кладет на подоконник жалкие медяки, прекрасно понимая, что ничем не мо­жет помочь этой несчастной семье. Как и пьяной девочке на бульваре, которую ждет судьба Сони Мармеладовой. Достоевский показывает нам страшную смерть пьяно­го Мармеладова, раздавленного лошадьми, помешательство Катерины Ивановны, танцующей с детьми на улицах на потеху уличным зевакам. Мы видим, как она умирает от чахотки в доме у Сони. Это — мир жертв буржуазного города, который калечит и разобщает людей.

Читайте также: