История возникновения ткачества в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Процесс ткачества

Сам метод ткачества появился ещё в каменном веке. Первоначально ткацкий станок был вертикальным.

Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок.

В Средние века эта профессия не пользовалась большим уважением. В странах Европы распространённым сырьём для пряжи были шерсть и лён, а также импортируемые из Азии хлопок и шёлк. Появление ткацкого станка позволило производить ткани высокого качества.

Образовалось полотно с более сложной фактурой и по другому декорированное, что придало ткачеству другую смысловую функцию.

Теперь оно рассматривалось уже какпромысел и как творческое ремесло. Много веков подряд климатические, территориальные и социально-экономические условия воздействуют на преобразование ткани. Расширяется и география ремесла. У многих народов ткачество — это основа национальной культуры…

Ткачество в народной культуре

До 19-20 века ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий.

Развивалось узорное тканье. Это изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путем переплетения цветных нитей.

Узорные ткани в виде полос различного размера и лент использовались для декорирования предметов одежды с 18 — 19 вв.: главным образом, они пришивались к белым холщовым или пестрядинным рубахам и головным полотенцам.

В татарской и башкирской культуре браное ткачество использовалось преимущественно для предметов интерьерного назначения, у чувашей (низовой этнографической группы) — почти полностью для украшения предметов одежды.

Тканье использовалось и для изготовления поясов — полосатых, с орнаментом и даже надписями; как правило, это т. н. плоские или ленточные пояса. Среди народов Поволжья и Приуралья (марийцев, мокши, эрьзя, удмуртов) домашнее ткачество сохранялось: для изготовления одежды — до 1970-80-х гг., для тканья праздничных поясов — до 21 в.

Современность

В наше время основная часть тканей производится промышленным образом на различных механических, автоматических и специальных ткацких станках.

Ручное ткачество встречается только в прикладном искусстве и изделия нередко предлагаются на ярмарках и в сувенирных магазинах.

В России хорошо развито ткацкое производство. Во многих областях есть ткацкие фабрики. Самое, пожалуй, известное во всём мире Российское ткацкое производство находится в Иваново и прилегающих к нему областных городах.

Возникновение ремесла

Тка́чество возникло в позднем неолите, как эволюция плетения. Это древнейшее ремесло сопровождает человечество на всех этапах развития. Сначала люди научились просто плести, используя траву, тростник, лианы, полоски кожи и жилы животных. Цель человека была – защитить тело от воздействий окружающей среды. Когда придумали первые механизмы, а именно — за 5-6 тысяч лет д.н.э., позволяющие плести быстро и более качественно, эволюция человечества двинулась вперёд. Одежда, постель, подстилки и ковры — всё это стало доступным.

Использование

Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы.

Ткачество в наши дни

Традиции народного узорного ткачества поддерживаются в наши дни многочисленными энтузиастами и профессиональными художниками, в том числе на предприятиях народных художественных промыслов. В 2000-х гг. оно стало развиваться в рамках обществ военно-исторической реконструкции.

В Древней Руси

Ремеслу ткачества придавалось большое практическое и даже магическое значение. Много обрядов сопровождало сам процесс тканья.

Авторские права

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Армия Петра I нуждалась в обмундировании, и дать ей это были способны только крупные текстильные предприятия. Мечта Петра I - дать армии все русское и хорошего качества, в том числе и древнерусскую ткань – сукно.

В это время открываются шелковые, суконные и полотняные мануфактуры. Возрастает потребность в производстве швейных изделий, декоративных материй, тканей для мебели и т.д.

В 1706 году в Москве открывается полотняная фабрика для производства голландского полотна. Опытные мастера были выписаны вместе с оборудованием из-за границы, они и занялись обучением русских ткачей искусству выработки полотна, которое очень ценилось за тонкость работы.

Ткацкий станок

В 1714 году истопник царского дома Милютин Алексей открывает шелковую и позументную фабрики. Еще одна шелковая фабрика по указу царя открывается в Москве. Для того чтобы можно было открывать заводы, был необходим Указ, и он появился. Указ разрешал людям любого звания открывать шелковые фабрики за свои деньги.

Уже с начала развития ткацкого производства перед производителем стояла задача обеспечения населения тканями повседневного спроса, а для церкви и двора нужны были художественные материи. Это стало толчком к осваиванию все новых технологий ткачества, окрашивания материй и методов нанесения орнамента на ткань. Для этого за границу отправляли молодых людей для обучения, которые позже внесли огромный вклад в развитие русской текстильной отрасли.

К 40-60-м годам XVIII века русская текстильная промышленность была способна обеспечить тканями внутренний рынок. Хлопчатобумажные и ситценабивные фабрики работали в то время в Москве, Петербурге и Ивано-Вознесенске.

До революции хлопчатобумажная отрасль в России активно развивалась, однако она отставала от более развитых стран. Причина была в слабой технической оснащенности и низкой механизации процесса ткачества. Но уже в 1928 году текстильная отрасль была оснащена 4-мя тысячами автоматических ткацких станков.

С 1926 года по 1931 год идет укрупнение предприятий шерстяной отрасли. В списке предприятий этой отрасли появились Монинский камвольный комбинат, фабрика Калинина в Москве, фабрика имени Тельмана в Ленинграде и фабрика в Тбилиси.

В 40-ые годы увеличилась выработка тканей за счет введения новых мощностей и реконструкции старых комбинатов. Прошла замена оборудования на более современное, с лучшей производительностью. Активно шла автоматизация и механизация производства. Текстильные фабрики работали на бесчелночных ткацких станках, которые значительно повышали производительность труда, если сравнивать с челночными.

Дальнейшее развитие ткачества основывалось на политических, экономических и социальных целях руководства СССР. Основное направление – это наращивание объемов производства тканей. Главенствовало так называемое плановое производство. К сожалению, не уделялось должное внимание новым технологиям и внедрению нового оборудования. Не самым лучшим образом отражалась на развитии текстильной промышленности и сама организация работы отрасли в целом.

Сегодня потребности внутреннего рынка России удовлетворяются в большей мере за счет импорта. Правительство Российской Федерации видит текстильную промышленность приоритетным направлением в развитии экономики страны. Разработана стратегия развития отрасли до 2020 года. Ее основные положения включают создание промышленных кластеров, модернизацию, привлечение инвестиций, внедрение инноваций, в том числе и нанотехнологии. При этом государственная политика направлена на защиту российского производителя, защите от контрафактной и контрабандной продукции, внедрение лизинговых схем, использование субсидий, инвестиционных фондов и развитие частно - государственного партнерства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История ткацкого ремесла на Руси

hello_html_5e0d29f7.jpg

Для одного из самых древних промыслов – ткацкого – на Руси было множество разновидностей не только техник исполнения, но и узорного плетения.

Хобби для домохозяек.

Все разнообразие прекрасных узоров, различные техники создания тканей, любовь и уважение к ткацкому ремеслу наши прародительницы передавали из поколения в поколение, бережно сохраняя и улучшая.

hello_html_m45a15e5f.jpg

Основа основ

hello_html_76a06d62.jpg

Хамовники царского двора.

История узорного ткачества в России уходит своими корнями в глубокое прошлое. Среди остатков тканей, найденных при раскопках курганов на территории средней полосы России, относящихся к X—XIII вв., встречаются узорные ткани местного изготовления. Самым неожиданным стало то, что их узоры и техника выполнения близки крестьянским узорным тканям России XIX—XX вв. Известно также, что льняные ткани Древней Руси в XV в. экспортировались на Восток – в Самарканд, Индию, что говорит о высоком уровне развития ткацкого искусства уже в тот период.

Сырьем для узорного ткачества служили лен, шерсть, конопля, добываемые и обрабатываемые в каждом крестьянском хозяйстве.

Брать или закладывать?

В русском народном ткачестве издавна сложились различные приемы, составляющие особенность той или иной техники исполнения.

hello_html_7bbe065c.jpg

Техника закладного ткачества – одна из самых древних и относится к числу наиболее трудоемких. Она состоит в том, что нити утка прокладываются не по всей ширине ткани, а участками. Согласно узору каждый участок выполняется ниткой определенного цвета. Узор при этом получается двусторонним, без изнанки. Техника закладного ткачества позволяет выполнять самые разнообразные узоры геометрического характера, от простых до самых сложных, причем чередование цветов в узоре может быть любым.

Художественные возможности браной техники велики: она позволяет выполнять любые по сложности геометрические узоры.

Однако цветовое решение ограничено: в одной горизонтальной полосе нельзя применять более двух цветов (цвет фона и цвет узора). В случае полихромной гаммы цвета должны располагаться в виде полос (одна над другой). Именно браное ткачество было самым распространенным в XIX в.

hello_html_d1b4fe5.jpg

Техника ажурного ткачества была очень распространена на Русском Севере – особенно в Карелии, а также в Новгородской, Вологодской, Московской и других областях.

Наименее трудоемкой в народном ткачестве считается ремизная узорная техника . В народном ткачестве существует много ее разновидностей. Нередко применялась двухуточная структура ткани, в которой один уток был узорным, а другой – фоновым, полотняным. Фактура ткани при этом получалась очень рельефной и выразительной.


Изготовление ткани было постоянным занятием славянских женщин и девушек. Необходимые для этого нити делались частично из овечьей шерсти или же из волокон льна (Linum angustifolium) и конопли (Cannabis sativa). Это подтверждается многочисленными свидетельствами как письменных источников, так и данными археологии.

Пряслица, надеваемые на веретено при прядении, очень часто встречаются в славянских находках IX и X веков, а в Киеве известно одно пряслице со славянской надписью.

Что же касается ткачества, то его техника тысячу лет тому назад была, конечно, проще той, которую мы встречаем в славянских деревнях в настоящее время. Однако то, что основы этой техники были выработаны уже в то время, видно из того, что вся ткацкая терминология, касающаяся деталей станка и ткани, а также термины, относящиеся к процессу ткачества, являются общими для всех славян и чрезвычайно древними.

Венгры заимствовали её уже после прихода в Венгрию; да и вообще немыслимо, чтобы вся эта общая терминология ткачества развилась позднее. Она возникла ещё на прародине славян, и несомненно, что в конце языческого периода славянские женщины пряли и ткали так же, как и позднее, в историческую эпоху.

Веретено (вретено) в руке женщины – древний символ, засвидетельствованный на рисунках и в исторических источниках.

Ткацкий станок был, судя по всему, стоячий, что подтверждается самим названием стань, ставь (от глагола стоять).


орнаменты древнерусских прялок пестрят чисто языческими символами

Древнеславянская терминология ткачества и прядения.

Для мятья и трепания льна использовали специальные мялкой, представляющие собой бревно с вырезанным продольным пазом, куда клали стебли льна, и для размалывания льняной костры, и с силой опускали на стебли длинный деревянный нож, прикреплённый к бревну. Мялицы устанавливали на улице. Сам процесс проходил уже в холодную погоду, иногда одного мятья было недостаточно, и процедуру повторяли с более тонкими инструментами, за день можно было помять до двух пудов (32 кг) стеблей.


Среднерусские орудия для обработки льна (XIX век): 1 – льномялка, 2 – ручная ступа и пест (пестик)

Целью трепания льна было отделение частичек костры от волокна и его распределение. Можно было просто побить пучок волокон о жердь, но чаще брали специальное трепало — деревянный широкий нож, пучок льна брали за один конец, а по второму били трепалом. Потом процесс повторяли с другим концом пучка льна, и напоследок выворачивали пучок наизнанку и точно так же оббивали его со всех сторон. Оставалось отсортировать волокна по качеству и цвету. Остатки костры и обрывки волокон либо сжигали, либо конопатили ими стены. Из отрепья льна могли вить толстые грубые веревки для перевязки того же льна.


Прядение и ткачество

Прядильный сезон продолжался долгие пять месяцев. Украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую была семейной ценностью или подарком жениха, а также веретено было истинными спутниками пряхи. Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 метров пряжи. В Древней Руси пряли все, от мала до велика: девочки начинали прясть с раннего детства, они должны были напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого к свадьбе. На 1 кв.метра изготовления тканного полотна уходило до четырех дней.



Сама прялка представляла собой устойчивую деревянную дощечку, к которой крепили кудель. Левой рукой пряха тянула нить с кудели, а правой крутила веретено, наматывая на него нить. Вот такую L-образную конструкцию древней самопрялка не смогли вытеснить механические прялки, появившаяся в XIX веке, качество нити ручного прядения было гораздо выше.

После прядения льняные нити сортировали по по качеству, сделанные маленькими пряхами, шли на уток, а тонкие и прочные предназначались для ткачества.


В избах устанавливали кросна — станок для ткачества, представлявший собой П-образную перекладину, к которой крепили нити основы. В нижней части рамы устанавливалась ещё одна перекладина: её роль — распределение нитей основы, чётные нити основы шли сверху, нечётные — снизу (и наоборот). Свободные концы связывались, и к ним подвешивался груз для натяжения основы.

Кросна ставили под небольшим наклоном, чтобы между нитями оставался промежуток. Задние нити крепились к еще одной перекладине. Если она лежала на кроснах, то оставалось естественное расстояние для пропускания утка между нитями, а если ткачиха её натягивала на себя, то образовывался искусственный промежуток, в который с помощью челнока протягивали уток; в этом случае передние нити отходили назад. Используя цветную нить и чередуя цвета и способы ткачества, мастерицы создавали красивые геометрические узоры.


Если льняные нити не красили, то полотно получалось серого цвета. На Руси для шитья обычно использовали беленый холст:

  • перед тканьём полотна белили саму нить, смотанную в клубки;
  • готовое полотно в течение 15 часов отбеливали в щёлоке и оставляли под открытым небом на несколько дней, после чего ещё раз вываривали в щёлоке и стирали.

Перед пошивом одежды ткань красили в разные цвета, используя природные красители: кора и корни различных деревьев, кустов, цветы и листья растений, глина, сажа и прочие традиционные средства. Особенно ценился на Руси красный цвет, прекрасно сочетающийся с белым.


В руках Пресвятая Богородица держит веретено и пряжу и это не случайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма. Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице:

Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Читайте также: