Государство и право белого движения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Государство и право в большевистской России. Зарождение белого движения. Красные и белые. Разгром белогвардейских войск. Программа Деникина. Реорганизация остатка деникинских вооружённых сил в Русскую армию. Практические действия белых правительств.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.09.2013
Размер файла 28,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государство и право на территориях, занятых белыми армиями

1. Государство и право в большевистской России. Зарождение белого движения. Красные и белые

большевистский белый деникин правительство

Белогвардейцы - происхождение термина связано с традиционной символикой белого цвета, как цвета сторонников законного правопорядка (в противопоставление красному цвету - цвету восставшего народа и революции)… Впервые отличительным знаком белой гвардии были белые нарукавные повязки у буржуазной милиции, созданной в Финляндии в 1906 году для борьбы с революционным движением.

История гражданской войны в России не может быть достаточно полно освещена без анализа политических позиций белого офицерства в разных регионах страны, а также без анализа причин возникновения белого движения и прослеживания за его судьбой в годы гражданской войны.

Сразу же после Октябрьской революции, когда декретом Совнаркома генералы и офицеры по своему материальному и правовому положению были приравнены к солдатам и изгнаны из армии, многие из них, не имея гражданской специальности, бедствовали, что представляло собой горючий материал для любого антибольшевистского выступления. Это касалось в основном нового офицерства, которым пополнился командный состав русской армии после первой мировой войны взамен полегшей на полях сражений большей части кадрового офицерства. [5]

Из листовки по материалам декрета III Всероссийского Съезда Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов (январь 1918 г.)

…Учредительное собрание было последней надеждой отброшенной от власти буржуазии… даже помещики искали в нём защиту от передававших крестьянам землю Советов.

Помещики и капиталисты знают, что власть сейчас в твёрдых руках….; что земля на деле, а не на словах только передана ими крестьянам, что Советы ведут самые энергичные переговоры о мире…

А туда, в Учредительное собрание, собрались… правые социалисты-революционеры (эсеры)…, давно доказали, что они умеют защитить капиталистов не хуже, чем сами кадеты… Они 8 месяцев готовили законопроекты о передаче земли крестьянам и арестовывали неугодные помещикам земельные комитеты; они 8 месяцев говорили о мире и вели народ в наступление проливать кровь за интересы русской, французской и английской буржуазии.

Исполнительный Комитет Советов Крестьянских, Рабочих и Солдатских депутатов объявил Учредительное собрание распущенным и провозгласил, что вся власть отныне принадлежит трудящимся народным Советам и в центре, и на местах. [10]

Разгон Учредительного собрания и подписание партией Ленина унизительного Брестского мира для офицерства, стоявшего за войну до победного конца, стали событиями, которые даже нейтрально настроенных офицеров превращали в ярых противников новой власти. Эти действия вызвали недовольство, резкое неприятие большинства активных политических сил: от монархистов до умеренных социалистов. Но этих сил для сопротивления пусть ещё слабому, но показавшему умение удерживаться любыми средствами советскому правительству, было явно недостаточно. Отдельные очаги сопротивления первоначально подавлялись относительно легко. [6]

Но в стране, особенно в городах, резко обострилась продовольственная проблема. В городах после подписания Лениным 28 июня 1918 года декрета о национализации промышленности предприятия потеряли право покупать сырьё и продавать продукцию, но сырьё и топливо им не подвозились, а оплата за произведенную продукцию не производилась; производство катастрофически падало, рабочие бежали с предприятий. [10] Одним из ключевых обещаний большевиков было обещание накормить трудящихся городов. Однако голод усиливался. Нормальные рыночные отношения в стране были окончательно расстроены. Единая денежная система не существовала. Деньги полностью обесценились (рубль упал в 20 тысяч раз). К тому же и советская власть, и её вожди были последовательными сторонниками ликвидации рынка вообще, видя в нём систему отношений, постоянно порождающую ненавистный им капитализм.

Всё это вместе и привело к ужасающему падению уровня аграрного производства.

В настроениях крестьянства центральных областей, до этого активно не выступавших против большевиков и занятых демобилизацией и возвращением к хозяйству, с весны 1918 года происходит перелом. Оно всё более выражает своё недовольство новой властью. В стране нарастают хлебные бунты. Ситуация стала меняться не в пользу Советов.

Самым представительным был Комуч в Самаре, на Волге, (лето-осень 1918 года) - комитет из членов разогнанного Учредительного собрания, состоявший в большинстве своем из эсеров и считавший себя законным преемником распущенного Учредительного собрания. Власть Комуча распространилась на Самарскую, часть Саратовской, Симбирскую, Казанскую, Уфимскую губернии, Оренбургское и Уральское казачьи войска. Комуч сформировал Народную армию для борьбы с большевиками.

В рядах белых оказались различные политические силы: от правых социалистов до яростных монархистов. Вырабатывать при таких условиях единую идейно-политическую платформу оказалось почти невозможным. Военные же лидеры по природе своей не смогли уделять внимание этим вопросам столь интенсивно, как это делали вожди большевиков.

2. Государство и право на территориях, занятых белыми армиями

Колчак располагал золотым запасом страны.

Во главе управления стояли кадеты и монархисты. Кроме Совета министров был создан Совет верховных правителей (в него входили Вологодский, Пепеляев, Михайлов, Сукин, Лебедев). Во главе губерний были поставлены губернаторы, восстановлены старые царские законы. Революционные выступления жестоко подавлялись. [3]

После разгрома белогвардейских войск Колчак бежал из Омска в Иркутск, где 27 декабря 1919 года по указанию Верховного совета Антанты он был взят под международную охрану чехословацкими войсками.

Чехословакия передала Колчака в Иркутский эсеро-меньшевистский политический центр, который обязался выдать его большевистскому Ревкому и передать золотой запас советскому командованию.

7 февраля 1920 года Колчак по приговору Ревкома был расстрелян. Остатки колчаковских войск ушли в Забайкалье. [3]

Деникинщина - режим, установленный Деникиным на Юге России и на Украине. К началу 1919 года Деникину удалось подавить советскую власть на Северном Кавказе, объединить под своим командованием казачьи войска Дона и Кубани, получить от Антанты вооружение. Весной и летом 1919 года войска Деникина заняли Донбасс и область от Царицына до Харькова, Екатеринослава, Александрова. В июле заняли Орел и Воронеж. Успеху Деникина содействовали колебания середняка на Украине, восстания в тылу советских армий, преобладание у него конницы, отвлечение сил Красной Армии решающими боями против войск адмирала Колчака.

По политическим взглядам Деникин примыкал к кадетам и выступал за парламентскую республику.

Летом 1919 года Южный фронт стал главным. Крестьянин-середняк повернул в сторону Советской власти. К марту войска Деникина были в основном разгромлены. Деникин с частью войск бежал в Крым. 4 апреля Деникин ушёл в отставку и уехал за границу. Его сменил барон, генерал-лейтенант П.Н. Врангель.

Врангелевщина - режим, установленный белогвардейцами в Крыму и на Юге Украины в апреле-ноябре 1920 года.

После разгрома белогвардейской армии Деникина часть её отступила в Крым. Сюда же на кораблях Антанты в конце марта 1920 года были переброшены белогвардейские части, уцелевшие от разгрома на Северном Кавказе. Во главе этих белогвардейских сил в начале апреля встал генерал Врангель. Великобритания передала Врангелю оставшиеся неиспользованными правительственные кредиты Деникина, но Врангель решительно отклонил её предложение ограничить военные действия обороной Крыма.

Врангель реорганизовал остатки деникинских вооружённых сил в Русскую армию численностью до 40000 (в октябре-до 80000) бойцов. Врангель имел также военный флот на Черном и Азовском морях. Вся власть в этом районе находилась в руках главнокомандующего армией Врангеля и сформированного им правительства (председателя, министра иностранных дел, министра юстиции, министра финансов и др.). Выражая интересы помещиков и финансовой буржуазии, врангелевщина была в то же время попыткой опереться на крупных землевладельцев и зажиточные слои крестьянства. [3]

Практические действия белых правительств.

При таких обстоятельствах белые режимы уподобились холмам зыбкого песка. При первых же серьёзных встрясках они расползались, погребая под собой генералов - диктаторов - смелых и мужественных военачальников, но никудышных политиков.

Вначале белогвардейцы имели опытные военные кадры. Например, в деникинской армии находилось около двух третей всех генералов, полковников и подполковников старой русской армии, в своём большинстве, по словам самого А.И. Деникина, убеждённых монархистов. Это позволило белым создать в первые месяцы гражданской войны собственные вооружённые силы почти полностью на классовой основе. Там преобладали офицеры, юнкера, добровольцы из имущих слоев населения. Такие части были хорошо организованы, обучены, дисциплинированы, проявляли стойкость и упорство в боях. Но война затягивалась, расширялась, и белые генералы были поставлены перед необходимостью формировать массовые армии - главным образом за счёт принудительного призыва крестьян. Это неизбежно вело к потере социальной однородности, к возникновению и обострению антагонизма внутри армий, что, в свою очередь резко снижало их боеспособность. [8]

Такая картина наблюдалась не только в Сибири, но и в прочих тыловых районах белых армий.

Всего в партизанском движении участвовало до 300 тысяч человек. Оно в основном контролировалось подпольными комитетами большевиков под руководством Москвы (еще в январе 1918 г. при наркомате по военным делам РСФСР был учрежден Центральный штаб партизанских отрядов, позже преобразованный в Особое разведотделение). Действовало также немалое число партизанских формирований, возглавляемых анархистами и эсерами.

Подобные документы

Причины и начало гражданской войны: создание вооруженных сил Советской Республики, формирование белого движения и белых армий. Установление диктатуры А.В. Колчака, разгром армии Врангеля и наступление армии Деникина, факторы победы Красной армии.

контрольная работа [33,5 K], добавлен 12.01.2011

Отличительные признаки Белого движения от остальных антибольшевистских сил Гражданской войны. Изучение сущности, основных причин и идеологии Белого движения, характеристика и значение его основных лидеров - Деникина А.И., Врангеля П.Н., Колчака А.С.

реферат [46,5 K], добавлен 05.11.2013

Эскиз историко-психологического портрета Антона Ивановича Деникина, мировоззренческие основы и шкала нравственных ценностей. Армия Императорской России. Вооруженные силы Белого движения. Рабоче-крестьянская Красная Армия глазами генерала А.И. Деникина.

дипломная работа [71,4 K], добавлен 07.01.2014

Выступление чехословацкого корпуса. "Демократическая контрреволюция" как лозунг эсеров. Восточный фронт и "Колчаковщина". Период "красного террора" и "охоты на царя". Война с Польшей, борьба с басмачами, разгром Врангеля и окончание гражданской войны.

презентация [6,0 M], добавлен 25.02.2011

Зарождение и становление белого движения на Юге России. Формирование первых офицерских добровольческих частей на Дону. Добровольческая армия: структура, численность, кадровый состав. Развитие белого движения на Дону и Кубани. Крах белого движения.

курсовая работа [37,9 K], добавлен 03.01.2009

Ключевые этапы становления и распада Белого движения. Борьба идей и лозунгов белых и красных по время Гражданской войны. Судьба генерала А.И. Деникина и его роль в белом движении. Попытка экономических реформ П.Н. Врангеля. Трагедия адмирала Колчака.

реферат [72,5 K], добавлен 31.05.2013

Развитие и крах демократической контрреволюции. Создание Меньшевиков. Армии Деникина. Успехи и провалы белогвардейского движения. Организация монархистами Совета Государственного Объединения России и консолидация белого движения. Итоги гражданской войны.

В апреле 1920 г. в Крыму генерал Врангель принял всю полноту военной и гражданской власти с санкции Правительствующего Се­ната.

В апреле 1920 г. Правительство Юга России образовало комис­сию по разработке земельного вопроса. Основными принципами реформы стали частная собственность на землю, максимальное число пользователей, посредничество государства в земельных




Постановления земских собраний могли быть приостановлены: по волости - начальником уезда, по уезду — губернатором. Дальней­ший спор мог разрешиться председателем съезда мировых судей, ок­ружным судом, присутствием уездного правления или высшей цен­тральной властью.

На территории Правительства Юга России действовала система военно-полевых судов, корпусные и военно-судные комиссии при началь­никах гарнизонов (в составе председателя и пяти членов). Комиссии подчинялись главному прокурору, военно-полевые суды — войско­вым начальникам. Несколько позже в состав корпусных и гарнизон­ных комиссий были включены с правом совещательного голоса по два представителя от крестьянства волости. Предварительное следст­вие проводилось одним из членов комиссии, тем самым следствие и судопроизводство смешивались (по аналогии с деятельностью орга­нов ВЧК, действовавших на советской территории). При рассмотре­нии дел военно-судные комиссии руководствовались правилами о военно-полевых судах. Приговоры утверждались военными началь­никами. В случае несогласия последних с приговором дело передава­лось в корпусной или военно-окружной суд.

В начале апреля 1918 г. японские части высадились во Владиво­стоке под предлогом защиты жизни и собственности японцев.

В мае 1918 г. чехословацкий корпус завязал бои с красными час­тями в Западной Сибири. Поощряемый союзниками корпус двинулся к Волге, отрезав Центральную Россию от Сибири. В июне чехослова-

ки взяли Самару. Антибольшевистские партии (эсеры и меньшевики) создали Временное правительство в Самаре. В июле 1918 г. в Омске было создано Сибирское правительство, управлявшее Западной Си­бирью. В Чите атаман Семенов сформировал летом 1918 г. центр вла­сти, контролировавший Забайкалье.

На территориях, оккупированных войсками иностранных госу­дарств, устанавливался военный режим и применялись нормы права этих государств (применительно к условиям военного времени). Па­раллельно и под контролем военных властей действовали органы ме­стного самоуправления. На национальных окраинах (в Литве, Эсто­нии, Азербайджане, Латвии, Польши, Финляндии и т.д.) воссоздава­лись дореволюционные органы власти и формировались новые сис­темы права.

7. Конституционные проекты российской белоэмиграции

В январе 1920 г. в Праге был опубликован проект Основ Кон­ституции Российского государства, обсуждавшийся в среде русских политиков различных направлений и правоведов в Ростове, Крыму и Париже (Г. Львов, П.Струве, Б.Савинков, П.Новгородцев, Н.Львов


и др.). Главные идеи проекта заключались в следующем: форму го­сударственного устройства России должно определить Учредитель­ное Собрание; Глава государства избирается общим собранием двух палат простым большинством голосов; все акты, издаваемые Главой государства, скрепляются подписью канцлера; Глава государства назначает и увольняет высших чиновников, созывает палаты и об­ластные съезды.

Законодательная власть осуществляется двумя палатами: Госу­дарственной Думой и Государственным Советом. Государственная Дума избирается на основе всеобщего и равного избирательного пра­ва, Государственный Совет — областными сеймами.

Общеимперское Управление Государства состоит из ряда мини­стерств, главы которых, как и Канцлер, ответственны перед Государ­ственной Думой.

Высшими судебными инстанциями являются Верховный уголов­ный и гражданский и Верховный административный суды.

Все Российское государство разделяется Учредительным Собра­нием на области сообразно национальным, экономическим и соци­альным местным условиям. Каждая область управляется областным сеймом и правительством. Областные сеймы состоят из одной палаты, областные правительства - из председателя Совета министров и ми­нистров (в Советской России исполкомы местных советов повторяли структуру СНК, областные правительства — структуру имперского правительства). Сохраняется дореволюционная система губернских и уездных земств, избиравших специальные комиссии (исполнитель­ные органы). Областные сеймы избирают советы по городским и сельским делам.

Предполагаемое в проекте областное деление России напомина­ло ту форму устройства, которую предлагали эксперты Наркомюста при составлении проекта Конституции РСФСР 1918 г. (территори­альные коммуны).

Государственно-политические программы партий и объедине­ний предлагали различные формы государственного устройства России: от унитарной монархии до конфедерации демократических республик.

В эмиграции различные политические силы выработали ряд организационно-правовых форм своей деятельности. В январе 1921 г. в Париже прошел Съезд национального объединения, на котором бы­ла сделана попытка преодолеть разногласия между сторонниками

монархического и республиканского государственного устройства России.

В спектре государственно-политических программ русской эмиграции можно выделить два основных направления — монархиче­ское и республиканское.

сильной власти и вождя, но не обязательно власти императорской и монархической.

Государственно-политические программы русской эмиграции отражали многие реальные процессы, происходившие в сферах госу­дарственного, национального и правового строительства страны.

ТЕМА 10.

Советское государство и право в период НЭПа (1920-е гг.)

1. Тенденции политико-государственного развития Советской России в 20-е годы

К 1921 г. большевики победили в Гражданской войне. Но это был мир над могилами. Общий объем промышленного производства упал до 20-30% от уровня 1913 г., а по крупной промышленности — до 13-14%. Производство продукции сельского хозяйства сократилось на одну треть. Железнодорожный транспорт был парализован.

Недовольство охватило крестьянство. Прошли крестьянские вос­стания в Сибири, на Тамбовщине, восстали моряки Кронштадта.

Необходимо было искать выход из экономического и политиче­ского кризиса, охватившего страну.

Руководство большевистской партии принимает решение об от­мене военного коммунизма и переходе к новой экономической поли­тике (НЭП), т. е. частичном допущении капитализма, элементов ры­ночных отношений в тоталитарной экономике. Первым шагом в этом направлении стала замена продразверстки продналогом, т. е. фикси­рованными платежами государству. Размер продналога был в два раза меньше продразверстки. Это положило начало перехода к нэпу.

В деревне было разрешено сдавать землю в аренду, применять наемный труд. В городах была частично денационализирована мелкая промышленность, разрешена частная торговля, на место трудовых мобилизаций пришел наемный труд. Произошла перестройка управ­ления экономикой, была ослаблена централизация, предприятия пе­реходили на хозрасчет, они получили некоторую самостоятельность.

Одной из важнейших проблем, решение которой носило неот­ложный характер, была проблема формально-юридического объеди­нения советских республик в одно унитарное государство.

Сложившиеся к моменту окончания Гражданской войны отно­шения между республиками в виде военного и хозяйственного союза, двусторонние союзные договоры между ними в новых условиях мир­ного строительства стали недостаточными. Поэтому возникла необхо­димость найти форму более тесного государственного единства между республиками.

30 декабря 1922 г. в Москве открылся I съезд Советов СССР, со­
стоявший из представителей РСФСР, Белоруссии, Украины и
ЗСФСР. Съезд принял Декларацию об образовании СССР и Договор
об образовании СССР, в которых закреплялся факт создания нового
союзного государства, в которое объединялись РСФСР, БССР,
УССР, ЗСФСР.

Съезд принял решение о разработке и принятии Конституции СССР. В течение 1923 г. шла разработка Основного Закона СССР. Она велась на базе Декларации и Договора об образовании СССР.

6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции СССР и ввел его в действие.

31 января 1924 г. 11 съезд Советов СССР окончательно утвердил
Конституцию СССР (см. схему 56).

Конституция закрепляла СССР как союзное государство с рав­ноправными субъектами, в котором суверенитет Союза сочетался с суверенитетом его членов — союзных республик, но реально вся пол­нота власти оставалась по-прежнему у коммунистов.

Конституция закрепляла систему органов государственной власти Союза ССР, определяла компетенцию Союза и союзных республик.

Переход к миру, провал идеи мировой революции путем интер­венции, введение новой экономической политики обусловили необ­ходимость изменений в государственном аппарате.

Суть этих изменений состояла в том, чтобы отказаться от некото­рых крайностей, сложившихся в годы Гражданской войны (обюро­крачивание Советов, разбухание аппарата, его милитаризация). Вме­сте с тем изменения преследовали цель укрепления государственного аппарата как строго централизованной системы, соответствующей авторитарному политическому режиму, построенному на строго ие­рархической структуре власти, не допускающей никаких оппозици­онных подвижек при допущении в экономической области разнооб­разия форм собственности.

СТО возлагалось согласование деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства.

С хе м а 5 6

В апреле 1920 г. в Крыму генерал Врангель принял всю полноту военной и гражданской власти с санкции Правительствующего Се­ната.

В апреле 1920 г. Правительство Юга России образовало комис­сию по разработке земельного вопроса. Основными принципами реформы стали частная собственность на землю, максимальное число пользователей, посредничество государства в земельных

Постановления земских собраний могли быть приостановлены: по волости - начальником уезда, по уезду — губернатором. Дальней­ший спор мог разрешиться председателем съезда мировых судей, ок­ружным судом, присутствием уездного правления или высшей цен­тральной властью.

На территории Правительства Юга России действовала система военно-полевых судов, корпусные и военно-судные комиссии при началь­никах гарнизонов (в составе председателя и пяти членов). Комиссии подчинялись главному прокурору, военно-полевые суды — войско­вым начальникам. Несколько позже в состав корпусных и гарнизон­ных комиссий были включены с правом совещательного голоса по два представителя от крестьянства волости. Предварительное следст­вие проводилось одним из членов комиссии, тем самым следствие и судопроизводство смешивались (по аналогии с деятельностью орга­нов ВЧК, действовавших на советской территории). При рассмотре­нии дел военно-судные комиссии руководствовались правилами о военно-полевых судах. Приговоры утверждались военными началь­никами. В случае несогласия последних с приговором дело передава­лось в корпусной или военно-окружной суд.

В начале апреля 1918 г. японские части высадились во Владиво­стоке под предлогом защиты жизни и собственности японцев.

В мае 1918 г. чехословацкий корпус завязал бои с красными час­тями в Западной Сибири. Поощряемый союзниками корпус двинулся к Волге, отрезав Центральную Россию от Сибири. В июне чехослова-

ки взяли Самару. Антибольшевистские партии (эсеры и меньшевики) создали Временное правительство в Самаре. В июле 1918 г. в Омске было создано Сибирское правительство, управлявшее Западной Си­бирью. В Чите атаман Семенов сформировал летом 1918 г. центр вла­сти, контролировавший Забайкалье.

На территориях, оккупированных войсками иностранных госу­дарств, устанавливался военный режим и применялись нормы права этих государств (применительно к условиям военного времени). Па­раллельно и под контролем военных властей действовали органы ме­стного самоуправления. На национальных окраинах (в Литве, Эсто­нии, Азербайджане, Латвии, Польши, Финляндии и т.д.) воссоздава­лись дореволюционные органы власти и формировались новые сис­темы права.

7. Конституционные проекты российской белоэмиграции

В январе 1920 г. в Праге был опубликован проект Основ Кон­ституции Российского государства, обсуждавшийся в среде русских политиков различных направлений и правоведов в Ростове, Крыму и Париже (Г. Львов, П.Струве, Б.Савинков, П.Новгородцев, Н.Львов


и др.). Главные идеи проекта заключались в следующем: форму го­сударственного устройства России должно определить Учредитель­ное Собрание; Глава государства избирается общим собранием двух палат простым большинством голосов; все акты, издаваемые Главой государства, скрепляются подписью канцлера; Глава государства назначает и увольняет высших чиновников, созывает палаты и об­ластные съезды.

Законодательная власть осуществляется двумя палатами: Госу­дарственной Думой и Государственным Советом. Государственная Дума избирается на основе всеобщего и равного избирательного пра­ва, Государственный Совет — областными сеймами.

Общеимперское Управление Государства состоит из ряда мини­стерств, главы которых, как и Канцлер, ответственны перед Государ­ственной Думой.

Высшими судебными инстанциями являются Верховный уголов­ный и гражданский и Верховный административный суды.

Все Российское государство разделяется Учредительным Собра­нием на области сообразно национальным, экономическим и соци­альным местным условиям. Каждая область управляется областным сеймом и правительством. Областные сеймы состоят из одной палаты, областные правительства - из председателя Совета министров и ми­нистров (в Советской России исполкомы местных советов повторяли структуру СНК, областные правительства — структуру имперского правительства). Сохраняется дореволюционная система губернских и уездных земств, избиравших специальные комиссии (исполнитель­ные органы). Областные сеймы избирают советы по городским и сельским делам.

Предполагаемое в проекте областное деление России напомина­ло ту форму устройства, которую предлагали эксперты Наркомюста при составлении проекта Конституции РСФСР 1918 г. (территори­альные коммуны).

Государственно-политические программы партий и объедине­ний предлагали различные формы государственного устройства России: от унитарной монархии до конфедерации демократических республик.

В эмиграции различные политические силы выработали ряд организационно-правовых форм своей деятельности. В январе 1921 г. в Париже прошел Съезд национального объединения, на котором бы­ла сделана попытка преодолеть разногласия между сторонниками

монархического и республиканского государственного устройства России.

В спектре государственно-политических программ русской эмиграции можно выделить два основных направления — монархиче­ское и республиканское.

сильной власти и вождя, но не обязательно власти императорской и монархической.

Государственно-политические программы русской эмиграции отражали многие реальные процессы, происходившие в сферах госу­дарственного, национального и правового строительства страны.

ТЕМА 10.

Советское государство и право в период НЭПа (1920-е гг.)

1. Тенденции политико-государственного развития Советской России в 20-е годы

К 1921 г. большевики победили в Гражданской войне. Но это был мир над могилами. Общий объем промышленного производства упал до 20-30% от уровня 1913 г., а по крупной промышленности — до 13-14%. Производство продукции сельского хозяйства сократилось на одну треть. Железнодорожный транспорт был парализован.

Недовольство охватило крестьянство. Прошли крестьянские вос­стания в Сибири, на Тамбовщине, восстали моряки Кронштадта.

Необходимо было искать выход из экономического и политиче­ского кризиса, охватившего страну.

Руководство большевистской партии принимает решение об от­мене военного коммунизма и переходе к новой экономической поли­тике (НЭП), т. е. частичном допущении капитализма, элементов ры­ночных отношений в тоталитарной экономике. Первым шагом в этом направлении стала замена продразверстки продналогом, т. е. фикси­рованными платежами государству. Размер продналога был в два раза меньше продразверстки. Это положило начало перехода к нэпу.

В деревне было разрешено сдавать землю в аренду, применять наемный труд. В городах была частично денационализирована мелкая промышленность, разрешена частная торговля, на место трудовых мобилизаций пришел наемный труд. Произошла перестройка управ­ления экономикой, была ослаблена централизация, предприятия пе­реходили на хозрасчет, они получили некоторую самостоятельность.

Одной из важнейших проблем, решение которой носило неот­ложный характер, была проблема формально-юридического объеди­нения советских республик в одно унитарное государство.

Сложившиеся к моменту окончания Гражданской войны отно­шения между республиками в виде военного и хозяйственного союза, двусторонние союзные договоры между ними в новых условиях мир­ного строительства стали недостаточными. Поэтому возникла необхо­димость найти форму более тесного государственного единства между республиками.

30 декабря 1922 г. в Москве открылся I съезд Советов СССР, со­
стоявший из представителей РСФСР, Белоруссии, Украины и
ЗСФСР. Съезд принял Декларацию об образовании СССР и Договор
об образовании СССР, в которых закреплялся факт создания нового
союзного государства, в которое объединялись РСФСР, БССР,
УССР, ЗСФСР.

Съезд принял решение о разработке и принятии Конституции СССР. В течение 1923 г. шла разработка Основного Закона СССР. Она велась на базе Декларации и Договора об образовании СССР.

6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции СССР и ввел его в действие.

31 января 1924 г. 11 съезд Советов СССР окончательно утвердил
Конституцию СССР (см. схему 56).

Конституция закрепляла СССР как союзное государство с рав­ноправными субъектами, в котором суверенитет Союза сочетался с суверенитетом его членов — союзных республик, но реально вся пол­нота власти оставалась по-прежнему у коммунистов.

Конституция закрепляла систему органов государственной власти Союза ССР, определяла компетенцию Союза и союзных республик.

Переход к миру, провал идеи мировой революции путем интер­венции, введение новой экономической политики обусловили необ­ходимость изменений в государственном аппарате.

Суть этих изменений состояла в том, чтобы отказаться от некото­рых крайностей, сложившихся в годы Гражданской войны (обюро­крачивание Советов, разбухание аппарата, его милитаризация). Вме­сте с тем изменения преследовали цель укрепления государственного аппарата как строго централизованной системы, соответствующей авторитарному политическому режиму, построенному на строго ие­рархической структуре власти, не допускающей никаких оппозици­онных подвижек при допущении в экономической области разнооб­разия форм собственности.

СТО возлагалось согласование деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства.

Первые акты гражданской войны имели место уже осенью 1917 г. (выступления Керенского, Краснова, Каледина, Дутова). Но полномасштабно война развернулась к середине 1918 г. В нее оказались вовлеченными иностранные вооруженные силы: чехословацкий корпус, экспедиционные военные силы Англии, Франции, Японии, США, оккупировавшие Дальний Восток, Одессу, Мурманск, районы Закавказья и Средней Азии, другие регионы страны. Германская армия контролировала Прибалтику и значительную часть Украины и Белоруссии. В 1919 г. под властью Советов оставалась относительно небольшая территория.

Правительство генерала Врангеля проводило еще более либеральную аграрную политику. Местное население избирало земельные советы (волостные и уездные). В советы входили представители земских управ, финансового ведомства, волостных сходов.

Советы решали все вопросы, связанные с землевладением и землепользованием. Предполагалось, что успех аграрной реформы будет зависеть от демократических преобразовании в сфере местного самоуправления, которые и были проведены в июле 1920 г. (создание волостных и уездных земств).

Местное самоуправление. Правительство Юга России разработало также Правила о восстановлении волостных и уездных земств. При этом предполагалось права, которыми обладали уездные земства/перенести на волость, а права бывших губернских учреждений — на уезд. Гласные волостных земских собраний избирались сельскими сходами, участие в которых должны были принимать только земледельцы-домохозяева. Уездные земские собрания составлялись из гласных, избираемых волостными земскими собраниями.

В дополнение к модели земских органов 1864 г. по приказу Главнокомандующего войск Юга России должны были избираться на волост-ных земских собраниях еще и волостные земельные Советы (кроме управ). В целом реформа местного самоуправления ориентировалась на земское Положение 1892 г.

Судебная система. Постановления земских собраний могли быть приостановлены: по волости — начальником уезда, по уезду — губернатором. Дальнейший спор мог разрешаться председателем съезда мировых судей, окружным судом, присутствием уездного управления или высшей центральной властью.

На территории Правительства Юга России действовала система военно-полевых
судов, корпусные и военно-судные комиссии при начальниках гарнизонов (в составе председателя и пяти членов). Комиссии подчинялись главному прокурору, военно-полевые суды — войсковым начальникам. Несколько позже в состав корпусных и гарнизонных комиссий с правом совещательного голоса были включены по два представителя от крестьянства волости. Предварительное следствие проводилось одним из членов комиссии, тем самым следствие и судопроизводство смешивались (по аналогии с деятельностью органов ВЧК, действовавших на советской территории). При рассмотрении дел военно-судные комиссии руководствовались правилами о военно-полевых судах. Приговоры утверждались военными начальниками. В случае несогласия последних с приговором дело передавалось в корпусной или военно-окружной суд.

Сибирское правительство. В Сибири в 1918—1919 гг. был установлен политический режим, руководимый Директорией во главе с Верховным правителем
России (Колчак), более либеральный, чем на Юге. Политический блок, на который опиралось Сибирское Правительство (со столицей в Омске), включал широкий спектр партий — от монархистов до социалистов (эсеров и меньшевиков).

На территории Сибирского Правительства было созвано Учредительное собрание, обсуждавшее вопросы, поставленные еще в январе 1918 г. Были восстановлены земские и городские органы самоуправления, мировые суды, некоторые профессиональные союзы и общественные организации, а также действие уставов и уложений, принятых до октября 1917 г.
В начале апреля 1918 г. японские части высадились во Владивостоке под предлогом защиты жизни и собственности японцев.

В мае 1918 г. чехословацкий корпус завязал бои с красными частями в Западной Сибири. Поощряемый союзниками корпус двинулся к Волге, отрезав Центральную Россию от Сибири, и в июне взял Самару. Антибольшевистские партии (эсеры и меньшевики) создали Временное правительство в Самаре. В июле 1918 г. в Омске было создано Сибирское Правительство, управлявшее Западной Сибирью. В Чите атаман Семенов летом 1918 г. сформировал центр власти, контролировавший Забайкалье.

Социальная и экономическая политика. В правительствах Юга России и Сибири налоговая политика строилась на повышении ставок косвенных налогов, когда большая тяжесть обложения приходилась на категории состоятельных граждан. На это же были направлены и чрезвычайные налоги военного времени. Из прямых налогов главное внимание уделялось подоходному налогу, порядок сбора которого был выработан еще весной 1917 г. Временным правительством. Значительная часть этого налога ложилась на лиц, работающих по найму, т.е. рабочих и служащих.

Транспортные средства и предприятия частично денационализировались (с ноября 1918 г.) на востоке страны, на юге денационализация транспорта не проводилась. Транспортные перевозки регулировались специально созданными комитетами.

Частный капитал вполне успешно конкурировал как с кооперацией, так и с закупочными и сбытовными органами губернских и уездных земств.

Аграрное законодательство Колчака. Весной 1919 г. колчаковский Совет министров отменил законодательные акты Временного Сибирского правительства, регламентировавшие поземельные отношения и предусматривавшие безусловный возврат земельной собственности прежним владельцам. В первую очередь приобретение льготных прав на землю могли осуществлять солдаты и офицеры колчаковской армии. Подчеркивался государственный характер аграрной политики, а также принципы формирования фермерского (столыпинского типа) и общинного землевладения за счет казенных и частновладельческих земель. Высокий прогрессивный подоходный налог должен был побудить помещиков к продаже своих земель. Покупка и продажа земель контролировалась земельным банком, попытки спекуляции землей пресекались. Крестьяне, в ходе революционных захватов ставшие владельцами помещичьих земель, наделялись правами арендаторов с преимущественным правом выкупа этих земель. В целом решение аграрного вопроса законодатель откладывал вплоть до созыва будущего Национального (Учредительно- го) собрания.

Советское правительство признало республику в мае 1920 г. В июле
г. ее признала Япония. В декабре 1920 г. ДВР установила с РСФСР соглашение о границах между обеими республиками. В апреле была принята Конституция ДВР, закрепившая буржуазно-демократические формы государственности, однако политический и военный контроль в республике осуществляла далекая Москва.


Белое движение в Гражданской войне стало одной из двух противоборствующих сил. Судьба движения оказалась печальной, оно потерпело поражение и его лидеры были расстреляны или эмигрировали.

Зарождение

Белое движение состояло из разнообразных по идеологии антибольшевистских сил: монархистов, демократов, социалистов (эсеров и меньшевиков). В советские времена к белому движению относили и польскую армию Пилсудского, для ее обозначения использовался термин “белополяки”, что не совсем корректно.


Рис. 1. Гражданская война в России карта.

К белым не следует относить басмачей и различные зеленые формирования, например, махновцем и тамбовских повстанцев. В качестве символики белые чаще всего использовали российский триколор. Идеологически белое движение начало зарождаться еще до Октябрьской революции, во время мятежа генерала Корнилова в августе 1917 года.

Своей целью белые видели “Единую и неделимую Россию”. Ее форму правления и политическое устройство следовало определить Учредительному собранию. Также были сторонниками парламентского устройства и частной собственности.

Первые столкновения между белыми и красными произошли в октябре 1917 года во время боев за Кремль в Москве. На рубеже 1917-1918 центром сопротивления большевикам стал юг России, где началось формирование Добровольческой армии. Ее возглавили генералы Алексеев и Корнилов.

Белое движение в гражданской войне

Рис. 2. Белое движение в гражданской войне.

Участие в гражданской войне

Краткий период успехов белого движения пришелся на лето-осень 1918 года. Во времена СССР этот период назывался “Советская власть в кольце фронтов”. На юге белые взяли под контроль Донбасс и земли между Доном и Кубанью. На востоке они контролировали Урал и часть Сибири вдоль Транссибирской магистрали. На севере – Архангельск. Несмотря на помощь в виде поставок оружия и интервенции из стран-победителей в Первой мировой войне, белые начали терпеть поражения.

Сначала красные разгромили Колчака на Урале и в Западной Сибири, осенью-зимой 1919-1920 года были разгромлены войска генерала Деникина, которые наступали на Москву с юга и наступавшая на Петроград со стороны Эстонии армия генерала Юденича.

1919 года, однако, не стал последним в гражданской войне. К осени 1920 красные разгромили остатки белой армии генерала Врангеля в Крыму, а спустя два года взяли Владивосток.

советская власть в кольце фронтов

Рис. 3. Советская власть в кольце фронтов.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, что Белое движение представляло собой основного противника красных в Гражданской войне. Оно просуществовало около 5 лет, от момента Октябрьской революции до конца 1922 года.

Читайте также: