Кризис конца 1990 х гг кратко

Обновлено: 18.07.2024

Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал В.С. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в “реакционную силу”.

Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента, оценив их как государственный переворот, и заявили об отстранении его от власти. Обязанности президента России были возложены на А.В.Руцкого.

Одержав верх, Президент приступил к ликвидации Советов по всей стране. 12 декабря 1993 г. был проведен референдум по новой Конституции РФ, проект которой получил одобрение и вступил в действие. Вступившая в силу новая Конституция резко расширяла полномочия президента и выводила правительство из-под парламентского контроля.

Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин.

В соответствии с Конституцией Россия объявлялась демократическим, федеративным, правовым государством, с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт- Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления.

Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них - Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

Для стабилизации политического положения в апреле 1994 г. администрацией президента был подготовлен Договор об общественном согласии – подписанный рядом политических и общественных организаций, но не оказавший реального воздействия на улучшение обстановки в стране.

17 декабря 1995г., в обстановке падения популярности президента и правительства, роста влияния консервативной оппозиции состоялись очередные парламентские выборы. На выборы в Государственную Думу общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической и политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г.А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые “ущемляли” интересы страны.

Сформировавшееся накануне выборов Всероссийское общественно- политическое движение “Наш дом - Россия” объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А. Явлинского.

В январе 1996 г. начала свою работу VI Государственная Дума. Спикером Думы был избран коммунист Г.Н. Селезнев. Выборы в Совете Федерации (верхней палате парламента) принесли успех губернатору Орловской области и бывшему члену Политбюро Е.Строеву.

Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии осенью 1992 г. удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами.

Осенью 1991 г. к власти в Чечне пришел Д. Дудаев. В 1992 г. произошло разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В соответствии с Указом Президента РФ от 30 ноября 1994 г. для восстановления конституционной законности и порядка в Чечню были введены федеральные войска. Вместо обещанного быстрого разгрома незаконных вооруженных бандформирований начались затяжные кровопролитные боевые действия, которые завершились лишь в конце 1996 г. Подписанное между российским и чеченским руководством соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов, которые состоялись в начале 1997 г. Однако эти меры не способствовали стабилизации обстановки в регионе.

В августе 1999 г. вооруженные отряды международных террористов с территории Чечни совершили нападение на Дагестан. Для борьбы с терроризмом были задействованы значительные силы федеральных войск и боевой техники. После разгрома крупных террористических вооруженных формирований были определены численность и сроки вывода войсковой группировки из Чечни и Дагестана. Как отметил в ежегодном послании (апрель 2001 г.) Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин, этот результат был достигнут дорогой ценой. В настоящее время на Северном Кавказе проводится контртеррористическая операция по выявлению и ликвидации террористов и бандитов.

Значительным шагом в укреплении государственности явилось решение Президента РФ В.В. Путина о создании федеральных округов. Деятельность полномочных представителей заметно приблизила федеральную власть к регионам. В течение 2000 г. одной из основных задач полпредов было приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Из более чем трех тысяч нормативных актов субъектов федераций, не соответствовавших Конституции РФ, 4/5 из них приведены в соответствие.

После распада СССР и неуспеха режима "перестройки" Горбачева новое руководство России взяло курс на завершение объявленного в октябре 1991 г. перехода к рыночным отношениям и формирование либеральной модели государства. Этому способствовала новая расстановка политических сил. После ухода с политической арены КПСС (ее деятельность на территории России была приостановлена указом Президента Б. Н. Ельцина в августе 1991 г.), основные политические силы, отстаивавшие социалистический путь развития России, были дезорганизованы. Большая часть общества и та часть высшей бюрократии, которая оказалась у власти, выступали за продолжение реформ.

Осуществление радикальных реформ в экономике осложнялось рядом объективных факторов. Реформы проводились в достаточно сложной с точки зрения стартовых условий экономической ситуации. В начале 1990-х гг. экономика России находилась в состоянии полного развала: страна имела внешний долг более 70 млрд долл. США, отсутствовали золотые и валютные резервы, стремительно развивались инфляционные процессы, что привело к полному обесцениванию рубля.

Основным звеном разработанной осенью 1991 г. новым правительством России программы радикальных реформ стала реформа ценообразования, одним из авторов которой был Е. Т. Гайдар, считавший, что нерешительность Горбачева именно в этом вопросе являлась главной причиной провала начатых им экономических реформ. В качестве второго шага предусматривалось проведение приватизации государственной собственности, в том числе с участием иностранных инвесторов.

С точки зрения перспектив развития России выдвижение на первый план задачи создания широкого "среднего класса" было своевременным и не вызывало особых разногласий в обществе. Как уже не раз отмечалось, именно наличие такого класса обеспечило стабильность и устойчивость большинства западных демократий.

Однако решить эту задачу в условиях России оказалось делом непростым: этому препятствовали как сам характер экономики, так и отсутствие опыта рыночных отношений в стране.В целом неудачной оказалась начавшаяся осенью 1992 г. приватизация государственной собственности, предполагавшая наделение всех граждан России частью государственного имущества и сопровождавшаяся выдачей всем россиянам приватизационных чеков (ваучеров).Основной целью приватизации являлось стремление правительства резко сократить бюджетные расходы. Становление новой российской государственности проходило в обстановке затянувшегося противостояния новых институтов власти, прежде всего института президентства и сохранявшейся системы советов. В 1990 г. была принята Декларация о защите прав и свобод граждан, имевшая принципиальное значение с точки зрения создания предпосылок для становления в России основ правового государства. Важным шагом в этом направлении явилось начало судебной реформы. В ходе осуществления судебной реформы были учреждены такие новые органы, как Конституционный Суд, арбитражные суды, суд присяжных.Большим достижением нового руководства России стало подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора, определившего принципы взаимоотношений между субъектами РФи обозначившего границы государства.

Осенью 1993 г. завершился важный по всем историческим меркам период отечественной истории - период советской власти. Наступает новый "постсоветский" период в истории российской государственности.

После распада СССР и неуспеха режима "перестройки" Горбачева новое руководство России взяло курс на завершение объявленного в октябре 1991 г. перехода к рыночным отношениям и формирование либеральной модели государства. Этому способствовала новая расстановка политических сил. После ухода с политической арены КПСС (ее деятельность на территории России была приостановлена указом Президента Б. Н. Ельцина в августе 1991 г.), основные политические силы, отстаивавшие социалистический путь развития России, были дезорганизованы. Большая часть общества и та часть высшей бюрократии, которая оказалась у власти, выступали за продолжение реформ.

Осуществление радикальных реформ в экономике осложнялось рядом объективных факторов. Реформы проводились в достаточно сложной с точки зрения стартовых условий экономической ситуации. В начале 1990-х гг. экономика России находилась в состоянии полного развала: страна имела внешний долг более 70 млрд долл. США, отсутствовали золотые и валютные резервы, стремительно развивались инфляционные процессы, что привело к полному обесцениванию рубля.




Основным звеном разработанной осенью 1991 г. новым правительством России программы радикальных реформ стала реформа ценообразования, одним из авторов которой был Е. Т. Гайдар, считавший, что нерешительность Горбачева именно в этом вопросе являлась главной причиной провала начатых им экономических реформ. В качестве второго шага предусматривалось проведение приватизации государственной собственности, в том числе с участием иностранных инвесторов.

С точки зрения перспектив развития России выдвижение на первый план задачи создания широкого "среднего класса" было своевременным и не вызывало особых разногласий в обществе. Как уже не раз отмечалось, именно наличие такого класса обеспечило стабильность и устойчивость большинства западных демократий.

Однако решить эту задачу в условиях России оказалось делом непростым: этому препятствовали как сам характер экономики, так и отсутствие опыта рыночных отношений в стране.В целом неудачной оказалась начавшаяся осенью 1992 г. приватизация государственной собственности, предполагавшая наделение всех граждан России частью государственного имущества и сопровождавшаяся выдачей всем россиянам приватизационных чеков (ваучеров).Основной целью приватизации являлось стремление правительства резко сократить бюджетные расходы. Становление новой российской государственности проходило в обстановке затянувшегося противостояния новых институтов власти, прежде всего института президентства и сохранявшейся системы советов. В 1990 г. была принята Декларация о защите прав и свобод граждан, имевшая принципиальное значение с точки зрения создания предпосылок для становления в России основ правового государства. Важным шагом в этом направлении явилось начало судебной реформы. В ходе осуществления судебной реформы были учреждены такие новые органы, как Конституционный Суд, арбитражные суды, суд присяжных.Большим достижением нового руководства России стало подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора, определившего принципы взаимоотношений между субъектами РФи обозначившего границы государства.

Осенью 1993 г. завершился важный по всем историческим меркам период отечественной истории - период советской власти. Наступает новый "постсоветский" период в истории российской государственности.

Читайте также: