Причины нарушений впф кратко

Обновлено: 02.07.2024

Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин "аномалии развития у детей” (в качестве синонима в настоящее время используется также термин ”отклонения в психофизическом развитии”).

В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают первичные и вторичные нарушения развития.

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут выть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций и т.п.

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.

Вторичные отклонения по своей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них. Их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефективности. (Так, немота – это возможное, но необязательное следствие глухоты, а “моральная дефективность” – возможное, но необязательное следствие умственной отсталости.)

Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к “выпадениям” ребенка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно- исторического опыта. Называя такие выпадения “социальными вывихами”, Л.С. Выготский подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти “обходные пути”, обеспечивающие доступ аномального ребенка к культуре как источнику и средству развития высших психических функций и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.

В тех случаях, когда система образования ориентированная, по преимуществу, на нормальный тип развития, не располагает такими “обходными путями”, органические нарушения приводят к формированию сложной картины отклоняющегося от нормы развития.

Одно органическое нарушение может вызвать комплекс “социальных вывихов”, и соответственно, – комплекс вторичных нарушений. Нескорригированные вторичные нарушения приводят к “социальным вывихам” следующего порядка, в результате которых возникают третичные и др. нарушения в развитии. Например, нарушение слуха порождает проблемы развития соответствующих возрасту форм общения, нескорригированность этих проблем вызывает недоразвитие словесной речи, что в свою очередь влечет за собой нарушение всех линий культурного развития ребенка, всех высших психических функций.

Поскольку вторичные (третичные и т.п.) нарушения не имеют прямой органической природы, они не требуют коррекции средствами медицины (как, например, не нуждается в медикаментозном лечении немота у глухого от рождения и специально не обученного человека). Предупреждение и коррекция таких социальных по своей природе нарушений находятся в поле компетенции специальных психологов и педагогов и осуществляется средствами образования, использующего “обходные пути” для решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

В отечественной дефектологии разработаны специальные подходы и накоплен опыт успешной практической коррекции и предупреждения возникновения вторичных нарушений в психическом развитии у детей. Так, в условиях специального организованного раннего обучения у глухого ребенка (даже в случае врожденной нейросенсорной глухоты), может сформироваться полноценная словесная речь, как в устной, так и письменной форме; слепые дети могут обучиться читать и писать, свободно, без посторонней помощи, ориентироваться в пространстве и т.п.

Для описания происхождения, сочетания и взаимосвязи (взаимообусловленности) различных нарушений в развитии каждого конкретного ребенка Л.С. Выготский предложил использовать термины “структура дефекта” или “структура нарушений”. Определение структуры нарушений – одна из важнейших задач комплексной медико-психолого- педагогической диагностики. От точности ее решения зависит эффективность комплексной помощи ребенку.

Для определения стратегия и тактики такой помощи принципиально важно различать сочетания одного первичного и комплекса вторичных и третичных нарушений от возможных разнообразных сочетаний множественных (двух и более) различных первичных нарушений в развитии. В этих случаях говорят о сложных, комплексных, или сочетанных нарушениях (например, нарушение слуха и зрения, слуха и интеллекта, слуха и опорно-двигательного аппарата т.д.).

Дифференциация первичных и вторичных нарушений в развитии ребенка, логика их сложной взаимосвязи достаточно ясно представлена и осмыслена в различных отраслях современной дефектологии, но еще не достаточно отражена в ее терминологическом аппарате. На современном этапе термин “нарушения в психофизическом развитии” используется для характеристики как первичных, так и вторичных нарушений в психическом развитии ребенка. Так, применяя по отношению к слабовидящему ребенку термин “ребенок с нарушением зрения” специалисты могут иметь в виду как нарушение функционирования одного из отделов зрительного анализатора (сетчатки глаза, зрительного нерва и т.д.), нарушение зрительного восприятия как высшей психической функции, так и определенный комплекс особенностей психического развития ребенка с нарушением зрения, характерных для определенной системы его воспитания и обучения.

Задачей развития понятийного аппарата современной дефектологии является создание терминологии, позволяющей в должной мере дифференцировать первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка, фиксируя при этом логику их внутренней связи.

Расстройства ВПФ – это мозговые дисфункции, протекающие на фоне относительно сохранной ориентировки в окружающем и в своем состоянии.

Основное внимание в современной нейропсихологии уделяется следующим видам патологии ВПФ:

· Нарушения неречевых ВПФ, обусловленных локальными поражениями какой-либо определенной зоны мозга. К ним относятся различные виды агнозии, апраксии и апрактоагнозии (сочетание апраксии и агнозии), модально-специфических видов памяти, внимания, мышления.

· Нарушения речевой функции, обусловленной локальными поражениями мозга (афазия, дизартрия).

· Нарушения речевой и неречевых ВПФ, обусловленные не локальными (диффузными) поражениями мозга (различного рода дегенеративные процессы, нейроинфекции и т.п.).

Расстройства неречевых и речевой ВПФ могут выступать изолированно друг от друга, а могут находиться в системной зависимости.

Причины нарушений ВПФ (у детей) органического генеза:

· Отягощенная наследственность, разнообразные генетически обусловленные изъяны психики. Алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей, наследственные заболевания, неудачный брачный подбор и многие другие факторы могут привести к тяжелым последствиям в виде отклонений в психическом развитии.

· Неблагоприятные условия внутриутробного развития плода: токсикозы, травмы (ушибы, падения), психотравмы (нервные стрессы), тяжелые заболевания, пребывание во вредных экологических условиях (в т.ч. связанных с профессией)

· Патологическое течение родов (перинатальные мозговые повреждения). В наши дни нередки случаи неблагополучных родов, особенно часты различные родовые травмы. Среди них на первом месте асфиксия, которая наступает из-за ранней отслойки плаценты, при обвитии шейки ребенка пуповиной, а также по другим причинам. Далее по степени распространенности следуют ушибы черепа, травмы мозга при наложении щипцов, неправильное положение роженицы во время родов, например, вставание на ноги после начала родовой деятельности и пр.

· Постнатальные повреждения мозга: нейроинфекционные и другие повреждения ЦНС в доречевой период жизни ребенка (до 2-3 лет). К ним относятся менингиты, энцефалиты, абсцессы мозга, травмы черепа

У взрослых нарушения ВПФ органического генеза выступают в следующем виде:

· Последствий мозговых инсультов (нарушения мозгового кровообращения).

· Опухолей мозга и хирургических вмешательств по поводу их удаления.


Остановимся на нейроинфекционных заболеваниях, представляющих значительную угрозу для психического развития ребенка:

· менингиты (воспаление оболочек мозга), энцефалиты (воспаление вещества мозга) арахноидиты (воспаления паутинной оболочки мозга).

· Гидроцефалия – чрезмерно большой размер головы в сравнении с нормативным, особенно ее черепной части. В ней скапливается избыточное количество спинномозговой жидкости, приводящее к расширению желудочковой системы мозга. Причиной могут являться кисты, опухоли мозга, воспалительные процессы. Гидроцефалия может быть врожденной или приобретенной.

· Микроцефалия – это уменьшение размеров головы в сравнении с нормативным, особенно ее черепная часть. Лоб узкий, как правило, скошен (отклонен назад), небо – высокое, уши отстают от головы (оттопырены). У детей с микроцефалией быстро зарастает родничок, рано смыкаются черепные швы. Она также может быть наследственной и приобретенной (рано перенесенные нейроинфекции, обменные нарушения и прочее).

К особым причинам нарушения развития у детей относят хромосомно-генетические:

· синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера, синдром Ульриха-Нунан, болезнь Дауна.

Наконец, повреждение плода во время беременности может быть не связанным с генным фактором:

· обильное употребление лекарств

· вирусные заболевания матери (особенно краснуха, болезнь Боткина);

· обезболивающие препараты, например, талидомид, приводящий к массовым уродствам новорожденных;

· употребление алкоголя, наркотиков, алкоголя;

· длительные стрессогенные воздействия на организм матери;

· неправильное питание, режим жизни и прочее.


Причины нарушений ВПФ функционального генеза.




· неблагоприятные условия жизни, насыщенные неврогенными и стрессогенными событиями.

· неправильное воспитание, проявляющееся в невнимании к ребенку, к видам его деятельности, режиму жизни или же, напротив, гиперопеке.

К числу причин, вызывающих отклонении в психическом развитии, относятся

· нестандартные взаимоотношения между полушариями мозга. Они являются врожденными и в большинстве случаев обусловлены функциональной гиперактивностью правого полушария. Известно, что в ранние периоды онтогенеза ведущим у ребенка является правое полушарие. Затем постепенно лидерство переходит к левому. Оно становится доминантным в отношении большой части ВПФ (левополушарная латерализация).

· Запаздывание левополушарной латерализации обуславливает различные задержки психического развития. Неспособность к 6-7 годам усвоить цифру и букву, отсутствие естественного интереса к ним делает проблематичным обучение в школе.

· Ускоренная латерализация приводит к обеднению правого полушария, лишает детей творческого импульса.

Нарушения ВПФ функционального генеза у взрослых

· стрессогенный или неврогенный характер. Здесь может иметь длительное пребывание в стрессогенной среде или же одномоментные шоковые состояния по разным поводам.

Расстройства ВПФ – это мозговые дисфункции, протекающие на фоне относительно сохранной ориентировки в окружающем и в своем состоянии.

Основное внимание в современной нейропсихологии уделяется следующим видам патологии ВПФ:

· Нарушения неречевых ВПФ, обусловленных локальными поражениями какой-либо определенной зоны мозга. К ним относятся различные виды агнозии, апраксии и апрактоагнозии (сочетание апраксии и агнозии), модально-специфических видов памяти, внимания, мышления.

· Нарушения речевой функции, обусловленной локальными поражениями мозга (афазия, дизартрия).

· Нарушения речевой и неречевых ВПФ, обусловленные не локальными (диффузными) поражениями мозга (различного рода дегенеративные процессы, нейроинфекции и т.п.).

Расстройства неречевых и речевой ВПФ могут выступать изолированно друг от друга, а могут находиться в системной зависимости.

Причины нарушений ВПФ (у детей) органического генеза:

· Отягощенная наследственность, разнообразные генетически обусловленные изъяны психики. Алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей, наследственные заболевания, неудачный брачный подбор и многие другие факторы могут привести к тяжелым последствиям в виде отклонений в психическом развитии.

· Неблагоприятные условия внутриутробного развития плода: токсикозы, травмы (ушибы, падения), психотравмы (нервные стрессы), тяжелые заболевания, пребывание во вредных экологических условиях (в т.ч. связанных с профессией)

· Патологическое течение родов (перинатальные мозговые повреждения). В наши дни нередки случаи неблагополучных родов, особенно часты различные родовые травмы. Среди них на первом месте асфиксия, которая наступает из-за ранней отслойки плаценты, при обвитии шейки ребенка пуповиной, а также по другим причинам. Далее по степени распространенности следуют ушибы черепа, травмы мозга при наложении щипцов, неправильное положение роженицы во время родов, например, вставание на ноги после начала родовой деятельности и пр.

· Постнатальные повреждения мозга: нейроинфекционные и другие повреждения ЦНС в доречевой период жизни ребенка (до 2-3 лет). К ним относятся менингиты, энцефалиты, абсцессы мозга, травмы черепа

У взрослых нарушения ВПФ органического генеза выступают в следующем виде:

· Последствий мозговых инсультов (нарушения мозгового кровообращения).

· Опухолей мозга и хирургических вмешательств по поводу их удаления.


Остановимся на нейроинфекционных заболеваниях, представляющих значительную угрозу для психического развития ребенка:

· менингиты (воспаление оболочек мозга), энцефалиты (воспаление вещества мозга) арахноидиты (воспаления паутинной оболочки мозга).

· Гидроцефалия – чрезмерно большой размер головы в сравнении с нормативным, особенно ее черепной части. В ней скапливается избыточное количество спинномозговой жидкости, приводящее к расширению желудочковой системы мозга. Причиной могут являться кисты, опухоли мозга, воспалительные процессы. Гидроцефалия может быть врожденной или приобретенной.

· Микроцефалия – это уменьшение размеров головы в сравнении с нормативным, особенно ее черепная часть. Лоб узкий, как правило, скошен (отклонен назад), небо – высокое, уши отстают от головы (оттопырены). У детей с микроцефалией быстро зарастает родничок, рано смыкаются черепные швы. Она также может быть наследственной и приобретенной (рано перенесенные нейроинфекции, обменные нарушения и прочее).

К особым причинам нарушения развития у детей относят хромосомно-генетические:

· синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера, синдром Ульриха-Нунан, болезнь Дауна.

Наконец, повреждение плода во время беременности может быть не связанным с генным фактором:

· обильное употребление лекарств

· вирусные заболевания матери (особенно краснуха, болезнь Боткина);

· обезболивающие препараты, например, талидомид, приводящий к массовым уродствам новорожденных;

· употребление алкоголя, наркотиков, алкоголя;

· длительные стрессогенные воздействия на организм матери;

· неправильное питание, режим жизни и прочее.


Причины нарушений ВПФ функционального генеза.

· неблагоприятные условия жизни, насыщенные неврогенными и стрессогенными событиями.

· неправильное воспитание, проявляющееся в невнимании к ребенку, к видам его деятельности, режиму жизни или же, напротив, гиперопеке.

К числу причин, вызывающих отклонении в психическом развитии, относятся

· нестандартные взаимоотношения между полушариями мозга. Они являются врожденными и в большинстве случаев обусловлены функциональной гиперактивностью правого полушария. Известно, что в ранние периоды онтогенеза ведущим у ребенка является правое полушарие. Затем постепенно лидерство переходит к левому. Оно становится доминантным в отношении большой части ВПФ (левополушарная латерализация).

· Запаздывание левополушарной латерализации обуславливает различные задержки психического развития. Неспособность к 6-7 годам усвоить цифру и букву, отсутствие естественного интереса к ним делает проблематичным обучение в школе.

· Ускоренная латерализация приводит к обеднению правого полушария, лишает детей творческого импульса.

Нарушения ВПФ функционального генеза у взрослых

· стрессогенный или неврогенный характер. Здесь может иметь длительное пребывание в стрессогенной среде или же одномоментные шоковые состояния по разным поводам.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Глава 7. Особенности поражения нервной системы и исследования нарушений психических функций в детском возрасте

7.1. Причины и специфика заболеваний и повреждений нервной системы в детском возрасте

Поражения нервной системы, с учетом причин, приводящих к разным патологическим состояниям, отклонениям в психическом развитии ребенка, можно сгруппировать следующим образом (Бадалян Л. О., 1984; Петрухин А. С., 2004).

Более раннее время воздействия на нервную систему приводит к более выраженным клиническим проявлениям в будущем, при этом разные вредные влияния могут приводить к сходным по­следствиям.

Наиболее часто в перинатальной патологии встречаются асфик­сия (кислородная недостаточность) при рождении и внутриче­репные родовые травмы (кровоизлияния в мозг, нарушения моз­гового кровообращения).

  1. Наследственные заболевания нервной системы, связанные с из­менениями генетической информации. Для наследственных забо­леваний характерны прогрессирующий тип развития нарушений, прямое или опосредствованное поражение определенных от­делов мозга, периферических отделов нервной системы, мышц. Дегенеративные процессы могут локализоваться в конкретных отделах нервной системы — мозжечке, экстрапирамидной, пи­рамидной системах. С другой стороны, например, при наслед­ственном нарушении обмена аминокислот (фенилкетонурии) образуются вещества, токсически воздействующие на централь­ную нервную систему, что, в свою очередь, приводит к наруше­нию процессов миелинизации.
  2. Инфекционные заболевания нервной системы наиболее часты в детской неврологии. Эти процессы могут захватывать различ­ные отделы нервной системы, оболочки, сосуды мозга. К пора­жениям головного мозга относятся энцефалиты — воспаления вещества мозга, менингиты — воспаления мозговых оболочек.
  3. Черепно-мозговые травмы составляют около половины всех случаев травматических повреждений в детском возрасте.
  4. Опухоли головного мозга у детей составляют до 5 % случаев органических повреждений центральной нервной системы. У маль­чиков новообразования встречаются несколько чаще, чем у де­вочек.
  5. Эпилепсия — хроническое прогрессирующее наследственно обу­словленное или приобретенное заболевание, сопровождающее­ся расстройствами сознания, судорогами, психическими изме­нениями.

Причины возникновения различных повреждений центральной не­рвной системы многообразны. К ним можно, в самом общем виде, от­нести биологические (врожденные) и средовые, обусловленные раз­личными внешними вредностями (органического и неорганического характера).

Отрицательное влияние наследственности связано с наследствен­ными заболеваниями, болезнями родителей (наркомания, алкого­лизм, токсикомания), неудачным сочетанием генетических кодов родителей и др.

Неблагоприятное влияние на протекание внутриутробного разви­тия оказывают травмы, токсикозы, стрессы, тяжелые соматические заболевания, экологические факторы и т. д. В постнатальном периоде на возможные отклонения в формировании нервной системы и пси­хическом развитии ребенка оказывают действие те же факторы, но существенную роль начинает играть и такой фактор, как социальная ситуация развития ребенка.

Важным фактором, приводящим к органически обусловленным на­рушениям психического развития, является питание, особенно в пер­вые два года жизни ребенка, которые связаны с быстрым ростом тела и мозга (Берк Л. Е., 2006).

Большую роль при этом играет грудное вскармливание. В бедных регионах мира, где наблюдается преимущественно грудное вскармли­вание, дети в меньшей степени страдают от недоедания и в 6-14 раз чаще выживают на первом году жизни по сравнению с младенцами в развитых странах. Это связано со сбалансированностью грудного мо­лока, наличием в нем защитных механизмов от респираторных и ки­шечных заболеваний, которыми наиболее часто страдают дети. Груд­ное вскармливание в течение 6 месяцев позволило бы спасть жизни 1 миллиона младенцев ежегодно.

От недостаточного питания страдает 40-60 % детей во всем мире. Недоедание оказывает влияние на способность к обучению и на пове­дение. Предполагается, что оно приводит к нарушению процессов ми- елинизации, к потере веса мозга в ходе его созревания. В результате этого наблюдается снижение когнитивных способностей, плохо фор­мируются координация тонкой моторики, регуляция внимания, сни­жается стрессоустойчнвость.

Одним из наиболее важных, неорганически обусловленных факто­ров, которые приводят к нарушению развития, является эмоциональ­ное благополучие, связанное с проявлениями любви, внимания к ре­бенку.

Л. Е. Берк, американская специалистка по детскому развитию, счи­тает, что функциональная задержка развития, обусловленная этим фак­тором, может проявляться в двух формах.

Первая из них манифестируется с 18 месяцев в виде симптомов общего истощения, апатии, отчужденности. Ребенок тревожно отсле­живает действия взрослых, не отвечает улыбкой на приближение ма­тери, отводит от нее глаза. Такие проявления связывают с семейной атмосферой, холодностью и враждебностью матери, а действия ребен­ка в этом случае выполняют защитную функцию.

Вторая форма представляет собой психосоциальную задержку роста, которая проявляется в возрасте от 2 до 15 лет. Основным здесь выступает снижение роста и трудности адаптации (последнее от­личает их от детей с нормальным низким ростом). Предполагается, что эмоциональная депривация приводит у таких детей к наруше­нию связи между гипоталамусом и гиппокампом, а это, в свою оче­редь, — к задержке роста. Снятие эмоциональной блокады приво­дит к компенсации.

Нарушения письма, вызванные патогенным воздействием на нервную систему взрослого человека, проявляющиеся в виде невозможности пользоваться письменной речью при сохранной общей и мелкой моторике называют аграфией.

Проявление нарушения письма

Аграфия может выступать как изолированное нарушение, но чаще встречается в составе более широких синдромов, таких как афазия. В таком случае характер нарушения письменной речи будет соответствовать характеру нарушения речи в целом. Так или иначе, нарушения письма разнообразны и требуют четкого понимания структуры нарушения для построения адекватного и продуктивного процесса реабилитации.

Диагностика и лечение

Специалистами, занимающимися диагностикой и восстановительным обучением при нарушениях письма, являются логопед-реабилитолог или афазиолог и нейропсихолог.

Работа с пациентом ведется после всестороннего обследования, включающего осмотр врачей различного профиля (невролог, кардиолог, психоневролог, терапевт), функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ) и под контролем лечащего врача. Отдельно рассчитывается уровень допустимой когнитивной нагрузки для каждого пациента и ведется контроль его соматического состояния.

Читайте также: