Особенности композиции романа отцы и дети кратко

Обновлено: 05.07.2024

В центре повествования фигура Базарова. Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается роман. Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров - Павел Петрович , Базаров - Николай Петрович, Базаров -Аркадий, Базаров - Одинцова, Базаров - родители, Базаров - Ситников и Кукшина, Базаров - дворовые в Марьине, Базаров - мужики в его собственной деревне, Базаров - Фенечка и т. д. Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь.

Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не' приносит облегчения.

2. Начало социального конфликта в романе связано, как и ранее в "Горе от ума" , с попаданием главногогероя в чуждую ему среду. Отсюда и неизбежность будущих столкновений. Развитие конфликта идет одновременно и вширь и вглубь, т. е. в него постепенно втягивается все большее количество героев и вместе с тем поднимается все большее количество проблем.

3. Действие в романе ведет Базаров. Остальные герои группируются вокруг него. Среди них различаются и прямой антагонист Базарова - Павел Петрович , и персонажи, своеобразно оттеняющие образ главного героя (Ситников и Кукшина). Их внешняя близость к Базарову подчеркивает вместе с тем их внутренние, содержательные различия: на фоне Ситникова и Кукшиной ярче проявляются истинные достоинства Базарова.

4. Сама интрига романа, собственно развитие действия не отличается остротой. Герои предстают в обычных, житейских ситуациях, и можно сказать, что, несмотря на периодические перемещения героев (Базаров в гостях у Аркадия, Базаров и Аркадий в городе, у Одинцовой, Базаров у себя дома), действие романа достаточно статично. Основное внимание уделяется спорам, выяснению важнейших вопросов времени.

5. Наряду с социальным в романе присутствует и конфликт любовный (Базаров - Одинцова). Особенность его в том, что он выполняет хотя и необходимую для характеристики героев, но эпизодическую роль. По своей значимости конфликты неравноценны. Это подчёркивается отнесением начала любовного конфликта только в тринадцатую главу романа.

6. Более глубокому раскрытию образов героев романа, а также объяснению причин социального конфликта служат особые вставные эпизоды - предыстории героев.

7. Тургенев в открытой форме не участвует в развивающемся действии в романе. Он не комментирует поступки героев, не дает собственных оценок происходящему. И в то же время автор не пассивен. Его позиция порой раскрывается своеобразно. Описывая красоту русской природы, автор вступает в незримый, спор с Базаровым, для которого природа "не храм, а мастерская". Можно говорить и о том, что смерть Базарова есть проявление авторского "произвола" в романе, возможности участия автора в решении судеб героев.

Собственно говоря, отцы и дети изображены в литературе нашей не одним романом, что было бы не под силу и такому таланту, как г. Тургенев , а двумя замечательными романами, принадлежащими двум разным художникам, ошибавшимся и касательно выводов, которые могут быть сделаны из основной идеи их произведений. Г-н Гончаров думал, что на смену Обломовых идет поколение Штольцев, между тем как настоящая смена явилась в образе Базарова ; г. Тургенев думал противопоставить Базаровым великого и малого рода их менее развитых отцов и забыл, что истинный родоначальник всех Базаровых есть Обломов , уже давно показанный нашему обществу.

Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это черт знает как сделано, просто гениально.

Молодежь в романе пытается самоопределиться, высказать свое мнение и утвердить свою позицию, поэтому возникают непрерывные споры, вызванные столкновением идейных, социальных, философских, нравственных взглядов.

В романе Тургенев представляет еще несколько людей, стремящихся поспешать за временем и найти свое место в жизни. Это Кукшина и Ситников. Базаров относится к ним пренебрежительно и с иронией, что является для Евгения средством отделить от себя людей, которых он не уважает. Труднее ему с Аркадием. Он не настолько глуп и мелочен, как Ситников. Аркадий тоже считал себя нигилистом, это сближало его с Базаровым и заставляло относиться к нему мягче и снисходительнее, чем к Ситникову с Кукшиной.

1. В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).

3. Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (гл. X).

4. Как говорит Базаров о своем происхождении (гл. X, XXI)? Что мы узнаем о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?

Придерживаясь нигилистических взглядов, Базаров в жизни обделяет себя многим. Отрицая искусство, он лишает себя возможности наслаждаться им.

Объяснение с Одинцовой — кульминационный момент для романа, это была его последняя попытка обрести счастье и понимание.

Базаров, несомненно, появился слишком рано в обществе, он не востребован своей эпохой. Этим и обусловлена его трагическая смерть в конце романа.

С уходом из жизни связано разрешение конфликта в душе героя. Это смерть гиганта, который осознает свою силу, — этим еще раз подчеркивается трагичность его образа. Перед уходом из жизни в душе Базарова наступает некое примирение, он перестает скрывать свои чувства и изменения во взглядах, он показывает свое истинное отношение к людям, нежную любовь к родителям.

В своем романе Тургенев подчеркивает, что право на трагедию принадлежи только сильной натуре, коей, по его мнению, является Базаров.

Автор не создает ощущение трагического конца, так как сам финал эпически спокойный, повествование идет в философском направлении. Тургенев хотел показать ценность жизни и то, что, несмотря на смерть героя, жизнь продолжается.

5. Какова причина смерти и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?

6. Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам? (Перед лицом смерти исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира.)

7. В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?

I. Краткая характеристика эпохи. (1855-1862 гг.- время действия романа - переходный период между поражением России в Крымской войне, крахом политики Николая I и взлетом революционных настроений.)

1.1. Основной конфликт эпохи: конфликт традиционного мышления и формирующегося революционного сознания, конфликт их носителей: либеральной дворянской интеллигенции и разночинцев-нигилистов.- Это - основной конфликт романа Тургенева.

III. Основная сюжетная линия романа - противостояние Кирсанова и Евгения Базарова. Кульминация - X глава, их спор.

IV. Базаров и Кирсанов - типичные представители своих поколений, поэтому они - носители конфликта эпохи. На Аркадия и Николая Петровича конфликт распространился в крайне ослабленном виде. "Отцы и дети" - пр оизведение критического реализма.

В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа организованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Базарова, который объединяет все художественное полотно произведения. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух.

Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в Марьино сразу возникает резкое столкновение двух героев – Базарова и Павла Петровича Кирсанова. В основе композиции романа лежит принцип

антитезы, связанный с главным конфликтом – нигилиста Базарова и его идейного антипода Павла Петровича, защитника либеральных идеалов.

В первой части этот конфликт, выражаясь в основном в форме диалогов, постепенно нарастает и переходит в открытую борьбу в сцене спора Базарова и Павла Петровича. Далее следует отъезд Базарова и Аркадия из Марьина и городские сцены, где с помощью образов-пародий уточняются основные позиции идейных противников, но главное – именно здесь завязывается новый сюжетный узел, связанный с любовной линией Базаров – Одинцова. С этого момента конкретноисторическая линия

развития сюжета сменяется нравственнофилософской, на смену идейных споров приходят вопросы, поставленные самой жизнью.

Особенностью развития конфликта романа является то, что две противоположные позиции – Базарова и Кирсанова – во второй части, где развивается любовный сюжет, начинают сходиться и в результате оказываются сопоставимы по степени их отклонения от естественной нормы человеческой жизни. Эта “норма” дается через сопоставление, проводимое по нескольким сюжетным линиям. Она воплощается в идее связи поколений, утверждении непреходящих ценностей человеческой жизни – любви и семьи.

Конфликтный узел произведения – дуэль Базарова и Павла Петровича – расположен строго посредине между основными сюжетными эпизодами. Он отграничивает социально-политическую коллизию от той, что обращена к вечным проблемам: ведь оба они поставлены здесь в ситуацию жизни и смерти. С этой точки зрения они оба противостоят обитателям Марьина и Никольского, погруженным в иную, чем они, сферу интересов и чувств. Для обоих героев стремления к полноте бытия оканчиваются крахом: они разрушены глухими, враждебными силами, стоящими над человеком – силой Судьбы. “Со мной кончено.

Попал под колесо”, – говорит Базаров перед смертью. Доживает свой век вдали от родины, без семьи, без родных, без друзей Павел Петрович. Финал романа имеет трагическую окраску, главный герой погибает.

И все же можно сказать, что финал открыт: за картиной, рисующей смерть Базарова, следует краткий эпилог, в котором сообщается о том, как устраиваются судьбы других героев произведения. А значит, жизнь продолжается и конфликт, обозначенный в романе, еще ждет своего разрешения.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.

Год написания – 1860 – 1861 гг.

Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Жанр – Роман.

История создания

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Проблематика романа глобальна, автор раскрывает извечные проблемы отцов и детей.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твёрдыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающий старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьёзным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни: ленивое созерцание происходящего или борьба за новое, прогрессивное будущее.

Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять её суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись писатель внёс некоторые изменения в текст, а некоторые фрагменты эпизода, где идёт спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Композиция

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но всё это построено на контрасте.

Антитеза использована и при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставлении городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нём сталкиваются яркие личности, каждый из которых убеждён в своей правоте.

Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого даётся в сравнении с ним. Всё это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой и ведёт борьбу Базаров.

Главные герои

Психологическую окраску роману придаёт детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю в сопоставлении чувств Базарова и Аркадия Кирсанова, который способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна, чего не скажешь о Базарове.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Всё это ведёт к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева определён тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

⦁ 1860-1861 гг. — работа над романом в Париже. Писатель заканчивает произведение на родине, в Спасском.

Композиция и сюжет

Композиция романа — кольцевая. Развитие событий происходит по кругу: Марьино (поместье Кирсановых) — город*** — Никольское (поместье Одинцовой) — дом родителей Базарова. В основе композиции — принцип антитезы. Сюжет — непрерывная цепь столкновений Базарова с другими героями.

Конфликты романа

В произведении присутствуют два основных типа конфликта — внешний и внутренний.

Внешний (социальный)

Противостояние поколений отцов и детей (мировоззрения Павла Петровича — нигилизм Базарова, Николай Петрович — Аркадий)

Внутренний

Борьба мировоззрений и чувств Базарова (Базаров — Одинцова, Базаров — родители) — теория нигилизма неприменима на практике

Каждый из конфликтов имеет собственную композицию.

КОНФЛИКТ ВНЕШНИЙ

Экспозиция

Описание предысторий братьев Кирсановых, знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нём Аркадия.

Завязка

Знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

Развитие действия

Споры героев-антагонистов, неприятие взглядов друг друга, чувство взаимного презрения.

Кульминация

Сцена дуэли (поражение Павла Петровича).

Развязка

Полный разрыв Базарова- с семьёй Кирсановых, прощание с Аркадием.

Эпилог

Рассказ о судьбе семейства Кирсановых.

КОНФЛИКТ ВНУТРЕННИЙ

Завязка

Знакомство Базарова с Одинцовой, три дня в родительском доме.

Развитие действия

Поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова.

Кульминация

Объяснение героя с Одинцовой, переосмысление чувств к родительскому дому.

Развязка

Отъезд Базарова из Никольского. Смерть Базарова от тифа дома — крах идей нигилизма.

Эпилог

Характеристика Базарова:

Характеристика Аркадия:

  1. Аркадий Николаевич Кирсанов — молодой образованный дворянин;
  2. наивен, попал под влияние Базарова, так как хотел ощутить свободу, однако он только внешне разделяет убеждения нигилистов;
  3. склонен видеть в людях прежде всего хорошее, хочет больших дел, но что и как делать, не знает;
  4. женится, поселяется с семьёй в Марьине.

Характеристика Павла Петровича:

  1. Павел Петрович Кирсанов — брат Николая Петровича Кирсанова,
    дядя Аркадия;
  2. выступает основным оппонентом в идейных спорах с Базаровым;
  3. принципиальный благородный аристократ с острым умом, силой воли, либеральными взглядами и страстью ко всему английскому;
  4. пережил серьёзную личную травму, после которой предпочёл остаться в одиночестве;
  5. в спорах с Базаровым защищал высокие идеи, выступал за права
    личности и самоуважение, за честь и свободу каждого человека;
  6. беспринципность, по его мнению, ведёт к разрушению.

Характеристика Николая Петровича:

  1. Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия Кирсанова и брат
    Павла Петровича;
  2. немолод, старается идти в ногу со временем, интересуется музы-
    кой, поэзией, думает о прогрессивных идеях в сельском хозяйстве;
  3. добрый, чуткий, деликатный и благородный, его лояльность и доброжелательность проявляются во всём;
  4. живёт С молодой девушкой Фенечкой, которая родила ему сына.

Характеристика Одинцова:

  1. Анна Сергеевна Одинцова — молодая богатая вдова;
  2. умна, рассудительна, уверена в себе;
  3. для неё важны стабильность, комфорт и покой;
  4. неспособна на сильные чувства, так как они выводят её из привычного размеренного существования, поэтому отказывает Базарову;
  5. выбрала для себя путь без эмоций, не приносящий ни радости, ни страданий

Характеристика Авдотьи Кукшиной и Виктора Ситникова:

Тема: отцы и дети (главная тема, которая следует из названия произведения) — широко представлена не только спорами между Базаровым и дядей Кирсанова, но и отношениями Аркадия и Базарова с их родителями; вечная тема любви, которая, по замыслу И. С. Тургенева, должна не только примирить старшее поколение с младшим, но и служить мерилом всех поступков героев, испытывая их на прочность; тема жизни и смерти показана в эпизодах с болезнью и кончиной Базарова (вопрос, волновавший автора, — удастся ли его главному герою остаться верным своим идеалам перед лицом неминуемой гибели).

Идея: показана борьба интеллигенции старой либеральной дворянской и новой разночинной революционно-демократической;
пути спасения России — главный вопрос, вокруг которого ведут споры нигилист Базаров и либерал Кирсанов; непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров, а на идейных расхождениях, по этой причине может произойти нарушение преемственности поколений: старый строй уже изжил себя, а новый ещё не сформировался.

Жанровое своеобразие.

Художественные особенности и средства.

Сопоставление с другими произведениями.

Читайте также: