Причины и характер локальных конфликтов в рф и снг в 1990 е гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990–е гг.

Национальные проблемы СССР в конце 90х

Республики принимали декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными, в некоторых были введены должности президента. 12 июня 1991 г. всенародно был избран первый Президент России — Борис Николаевич Ельцин. Делегаты первого Съезда народных депутатов России, выражая волю избирателей, приняли Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Декларация законодательно разграничивала полномочия Союза ССР и России, не выходя за пределы Конституции СССР.

Потеря централизованного управления страной в начале 90х

10 февраля более 90% принявших участие в референдуме жителей Литвы высказались за независимость и демократическую республику, подтвердив решение Верховного Совета Литвы от 11 марта 1990 г. о восстановлении полного государственного суверенитета республики.

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Все больше экономические, социальные и политические конфликты оказываются перегруженными этническими, языковыми, религиозными и культурными противоречиями. Конечно, со всеми этими проблемами человечество сталкивается не впервые. Новыми являются интенсивность и острота, с которыми в последней трети XX в. проявляются этнические вопросы. При этом этнонациональная проблематика имеет много аспектов.

Рост интереса к этнической проблематике связан с процессами, наблюдаемыми в современном мире. Мощные модернизационные сдвиги, приведшие к мобильности и миграции большого числа людей, с одной стороны, формируют единое глобальное поликультурное пространство, а с другой — уменьшают готовность народов ассимилироваться.

К числу факторов, катализирующих этнополитические процессы и способствующих возникновению и развитию конфликтов, относятся: экономические основы глобализации; быстрые перемены социально-экономического положения одних этнических групп по отношению к другим; политика экономического протекционизма; деятельность преступных этнических группировок; рост числа националистических организаций этнонациональные конфликты этореакция на нарушение политического принципа, согласно которому этническая и национальная единицы должны совпадать, т.е. определенная этническая группа должна доминировать в государстве.

Нарушается он разными способами:

- политическая граница не охватывает всех представителей соответствующей нации;

-политическая граница охватывает всех представителей данной нации, но включает также инородцев;

-политическая граница не охватывает представителей данной нации и включает представителей другой

Таким образом , несовпадение политических границ с этническими границами может также послужить основанием для конфликта. Одним из самых значительных политических порождений глобализации в конце XX в. является распад СССР и политической системы. Как отмечал Путин В., крушение Советского Союза стало для российского народа настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Хотя искусственно созданные территориальные границы, разделяющие народы и трансформирующие этнические процессы, возникли не с распадом СССР и характерны не только для постсоветского пространства, однако ученые Совета по миграции РАН и Центра Карнеги, говоря о миграции как о социальном феномене, четко обозначают рубежность 90-х гг. XX в., в связи с дезинтеграцией СССР, оставившей за пределами исторической родины более 25 млн. человек.

С 1988 по 1991 гг. на этнической почве в бывших республиках СССР вспыхивало более 150 конфликтов, в том числе 20 — с человеческими жертвами. В настоящее время в ЦА существует ряд факторов, способных при стечении обстоятельств, стать аккумулятором роста конфликтогености в регионе.

Во-вторых — борьба за перераспределение ресурсов (территориальных, водных, энергетических и финансовых) между представителями различных этнических групп. Особенно остро эта борьба проявляется в республиках, испытывающих острый дефицит пригодных к обработке земель. Достаточно вспомнить случаи межэтничес- кого противостояния, наблюдавшегося между таджиками и турками-месхетинцами в 1989 году (Таджикистан), узбеками и киргизами в 1990 году, июнь 2010 года (Ошская область), таджиками Исфаринского района Таджикистана и киргизами Баткенского района Киргизии в 1989—1990 годах.

Третий фактор — большая плотность населения в местах компактного проживания представителей одной национальности. При этом нетрудно спрогнозировать ситуацию, когда в политическом противостоянии может быть использован вопрос об этнической принадлежности и принадлежности к тому или иному региону внутри страны. Как в начале 1990-х годов, так и в июньских событиях на юге Киргизии эксплуатация этнических и религиозных лозунгов с целью привлечения рядовых граждан республик на свою сторону является составной частью практики и идеологии многих протестных движений и даже открытых бунтов.

В-пятых , проблемы трудовой и нелегальной миграции. Следует выделить два основных вектора ее направленности: Россия и Казахстан. С наступлением летнего периода трудовая миграция в Казахстан принимает большой и неконтролируемый масштаб. Как следствие большого наплыва рабочих в РК усиливаются социально- экономические проблемы. Это, в свою очередь, создает реальные предпосылки этнической неприязни к трудовым мигрантам и способствует росту межэтнической напряженности в Казахстане и, как следствие — в регионе. Регион Большого Кавказа также является поставщиком конфликтов на постсоветском пространстве. Пять вооруженных межэтнических конфликтов имели место в Кавказском регионе. Это — армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты, два конфликта внутри России — осетино-ингушский и российско- чеченский. Кавказский регион стал своеобразным поставщиком непризнанных республик постсоветского пространства. Три из четырех де-факто государств СНГ возникли на Южном Кавказе (Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия). Еще одно непризнанное образование — Чеченская Республика Ичкерия — существовало, в общей сложности, шесть лет (1991 —1994, 1996 —1999 гг.). Помимо Чечни попытка создания де-факто государства была предпринята в 1998— 1999 гг.

Таким образом, после распада СССР мы увидели на Большом Кавказе и конфликты между государствами, и внутригосударственное противоборство. Но во всех этих конфликтах важнейшей причиной был сепаратизм. Именно реализация сепаратистских проектов (сначала ориентированных на выход из состава СССР, а затем — на отделение от новых независимых государств) сделала если не полностью невозможным, то, по крайней мере, проблематичным политическую интеграцию различных этнических сообществ в рамках одного государства.

В последние годы по признаку конфликтное все болевые точки России классифицируются по следующим основаниям:

– зоны острых кризисных (военных конфликтов или балансирования на их грани)

– Северная Осетия – Ингушетия;

– потенциально кризисные ситуации (Краснодарский край). Здесь основным фактором межнациональной конфликтогенности являются миграционные процессы, в результате которых обостряется обстановка;

– зоны сильного регионального сепаратизма (Татарстан, Башкортостан);

– зоны среднего регионального сепаратизма (Республика Коми);

– зоны вяло текущего сепаратизма (Сибирь, Дальний Восток, ряд республик Поволжья, Карелии и пр.).

Если рассматривать только вооруженные конфликты, то в постсоветских республиках можно выделить три типа вооруженных конфликтов:
а) конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств реализовать свое право на самоопределение;
б) конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства;
г) конфликты, имеющие форму гражданской войны.

Обобщая вышеназванные конфликты и сравнивая их с конфликтами, происшедшими с 1986 г. по 1996 г. в бывшем СССР, дадим конкретно определение каждому из них в следующей таблице.

по приблизительным данным более 60 тыс. чел. боевиков, мирных жителей, военнослужащих Российской армии.

Конечно, приведенная типология чисто условна.

Локальная военная опасность в настоящее время имеет более подвижный характер, более выраженные и конкретные симптомы противоречий и менее короткий процесс по времени перехода к непосредственной военной угрозе или вооруженному конфликту.

В настоящее время все большую роль играют тенденции нарастания военной опасности внутри СНГ и России, которые могут перерасти в вооруженные конфликты различного масштаба и интенсивности.

Первая –несовпадение этнических и административных границ ряда государств СНГ и России. Эта же проблема имеет место и внутри РФ и между ее субъектами. Вторая –политические и экономические противоречия как внутри России, так и с государствами СНГ, могут спровоцировать вооруженные конфликты. Третья –стремление властных националистических структур некоторых автономий к полному суверенитету и созданию своих национальных формирований.

Таким образом, для России в настоящее время существуют источники военной опасности в Европейском, Центрально-Азиатском, Азиатско-Тихоокеанском регионах. Краткий анализ тенденций развития военно-политических отношений между государствами и источников военной опасности показывает, что при неблагоприятном развитии возможно резкое обострение существующих противоречий между Россией и государствами ближнего и дальнего зарубежья. Это может привести к возникновению вооруженных конфликтов (войн), различных по своим целям и масштабам.

Тема:Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990г.

Цель работы:уметь выявлять причинно-следственные связи локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990г.

Задание №1:Дать определение понятию локальный конфликти выявитьпричины возникновения локальных конфликтов.

Локальный конфликт (от лат. localis — местный) — военные действия между двумя и более государствами, ограниченные по политическим целям интересами участвующих в военных (боевых) действиях государств, а по территории — небольшим географическим регионом, как правило, находящимся в границах одной из противоборствующих сторон .

Локальные конфликты имели место в истории нашей страны вне зависимости от смены цивилизаций. Они - серьезная внутренняя проблема для всех политических режимов, находившихся у власти в стране, начиная с XIX в. Причины локальных конфликтов носят как объективный, так и субъективный характер.

Тема:Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990г.

Цель работы:уметь выявлять причинно-следственные связи локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990г.

Задание №1:Дать определение понятию локальный конфликти выявитьпричины возникновения локальных конфликтов.

Локальный конфликт (от лат. localis — местный) — военные действия между двумя и более государствами, ограниченные по политическим целям интересами участвующих в военных (боевых) действиях государств, а по территории — небольшим географическим регионом, как правило, находящимся в границах одной из противоборствующих сторон .

Локальные конфликты имели место в истории нашей страны вне зависимости от смены цивилизаций. Они - серьезная внутренняя проблема для всех политических режимов, находившихся у власти в стране, начиная с XIX в. Причины локальных конфликтов носят как объективный, так и субъективный характер.




Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Главный Попко

Лучший ответ:


Пармезан Черница

Объективные причины : колониальная политика царского политического режима усилила цивилизованную неоднородность российского социума , где смешались различные культуры ,ментальности ; советская власть , получив в наследство от царизма сложный узел национальных противоречий ,провозгласила разумные принципы национальной политики , на деле все вело к жёсткой централизации. Распад СССР создавший новую геополитическую систему в мире однако новое руководством был допущен ряд ошибок , которые обострили существующие ранее проблемы. Непродуманный ход политических и экономических социальных реформ, приведший к резкому ухудшению экономического положения жизни народа в стране, отсутствие отпора националистам недооценка руководства страны негативный явлений в межнациональных отношениях, бездействие или запоздание с выработкой . по урегулированию острых проблем чрезмерное увеличение государственным суверенитетом руководство бывших союзных и автономных республик

Субъективные причины : ограниченное количество оружия имевшееся на дело разрешения конфликта за ними не всегда высок.професионалы политики и военные.недостаток взвещ,конфликт национальных отношений в ряду религ.страны




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

1. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е годы.
Локальные этнополитические конфликты, охватившие территорию бывшего Советского Союза – так называемое постсоветское пространство – были, на наш взгляд, предопределены распадом СССР и последующими за ним глобальными пертурбациями на международной арене.
2. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа 23.11..doc

  1. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характ ер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е годы.

Однако для формирования непредвзятой точки зрения на причины и характер вышеназванных событий лучше всего обратиться к первоисточникам, каковыми для любого исследователя событий в их ретроспективе служат исторические документы, связанные с изучаемыми событиями.

Что касается событий как таковых: на территории РФ в 1990-е годы наиболее масштабным противостоянием стал конфликт в Чечне; на территории СНГ – нагорно-карабахский, приднестровский, межтаджикский конфликты традиционно вызывают наибольший интерес исследователей. В каждом из перечисленных нами конфликтов есть свои составляющие и особенности политического, идеологического, экономического, национального, этнического и религиозного, демографического, исторического, языкового характера. А также характера географического. Именно географические особенности можно отследить, используя карты в качестве основного источника для исследования.

Хотелось бы подчеркнуть, что вследствие ограниченности объема контрольной работы мы не ставили целью раскрыть сущность и течение каждого из анализируемых ниже конфликтов. Задача, поставленная в данном случае – проработать имеющийся в свободном доступе массив документов касательно локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг., была выполнена нами по следующей схеме: работа с документами, касающимися начала военных действий в Чечне; работа с картами, освещающими характер конфликта и позиции сторон в нагорно-карабахском противостоянии; анализ заключенного соглашения по межтаджикскому конфликту как документальный пример разрешения противоречий дипломатическим путем. Таким образом, работа проделана с различными по характеру источниками, представляющими наглядно при этом все основные фазы локального конфликта.

Итак, найденные документы касательно правовой базы прямого военного конфликта в Чечне.

Следующий документ - Постановление № 75-1ГД "О политическом урегулировании отношений федеральных органов государственной власти с органами власти ЧР" 4 - был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 25 марта 1992 г. Постановление выдвигает в качестве предварительного условия для начала переговоров проведение в Чечне под международным контролем новых выборов в республиканские органы власти и в российский парламент, то есть смену мятежных лидеров.

Особое значение имеет Указ Президента Российской Федерации № 2137с "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики" 5 , подписанный Б.Н.Ельциным 30 ноября 1994 г. Документ этот был засекречен, однако его текст был опубликован уже в следующем году группой депутатов-активистов. Этот Указ предусматривал разоружение и ликвидацию вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, а фактически он стал правовой основой для начала активных военных действий между федеральными военными силами и вооруженными отрядами республики. Указ предусматривал осуществление мер чрезвычайного положения в Чечне, предоставлял особые - в том числе и не предусмотренные Конституцией и законами РФ - полномочия группе руководства действиями по разоружению и ликвидации вооруженных формирований.

Указ № 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории ЧР и в зоне осетино-ингушского конфликта" 6 , был принят 9 декабря 1994 г. Президентом Российской Федерации. В соответствии с текстом документа федеральное правительство могло "использовать все имеющиеся у государства средства для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения всех незаконных вооруженных формирований". На наш взгляд, этот Указ созвучен предыдущему и оба они противоречат Конституции 1993 г.: согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Окончательно военное течение конфликта в Чечне закрепляет Постановление № 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности РФ, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории ЧР и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа" 7 : документ принят правительством РФ 9 декабря 1994 г. Основное его значение, по нашему мнению, состоит в том, что на ряд министерств и ведомств возлагаются обязанности по введению и поддержанию на территории ЧР особого режима, подобного чрезвычайному, без формального объявления там чрезвычайного или военного положения. Примечательно, что данное Постановление действует до сих пор.

Конфликт между Азербайджаном и Арменией по Нагорному Карабаху в основе своей имеет территориальный спор двух независимых государств, имеющих общую границу, а потому при изучении конфликта необходимо обратиться к политической карте региона.

Карта территории Нагорного Карабаха 8

Единственный в СНГ конфликт, который удалось разрешить дипломатическим путем – межтаджикский. Общее соглашение об установлении мира и национального согласия 9 положило начало процессу миростроительства в этой центрально-азиатской стране, которая оказалась погруженной с 1990 г. в межклановое, межэтническое, политико-религиозное вооруженное противостояние. Документ подписан в Москве 27 июня 1997 г. Президентом Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмоновым и Руководителем Объединенной таджикской оппозиции С.А. Нури. Соглашение включает в себя Протокол об основных принципах установления мира и национального согласия в Таджикистане, Протокол по политическим вопросам, Протокол по военным вопросам, Протокол по вопросам беженцев, Протокол о гарантиях осуществления Общего соглашения – договоренности, заключенные ранее.

Значение данного документа в том, что стороны взяли на себя обязательства перед лицом мирового сообщества о выполнении достигнутых договоренностей в полном объеме и прекращении конфликта в Таджикистане, обеспечении амнистии, проведении свободных выборов и восстановления экономики страны, разрушенной многолетним противостоянием.

Таким образом, очевидно, что в основе самостоятельного изучения такого социально-политического явления как локальный конфликт могут и должны быть положены правовые акты, дипломатические соглашения и политические и исторические карты, а выбор вида источника должен зависеть от цели, преследуемой исследователем и особенностей конкретного конфликта.

  1. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.

Этот момент представляется нам точкой бифуркации, по прошествии которой уже Советский Союз в своем развитии вынужден испытывать влияние новых тенденций в странах ОВД. На наш взгляд, следующие события так или иначе оказали влияние на дезинтеграционные процессы в Советском Союзе.

Крах “железного занавеса”. В политике новых лидеров восточноевропейских стран проявляется основная линия - ликвидация тоталитаризма. Во внешней политике поворот этот был особенно резок. Демократические силы добиваются вывода советских войск со своей территории. Все международные организации, созданные странами Восточной Европы при участии СССР, были в итоге распущены.

Таджикистан
Движущей силой конфликта в Таджикистане стала многолетняя вражда на межэтнической и межрелигиозной почве, помноженная на обостряющуюся политическую борьбу. К концу лета 1992 года противостояние переросло в столкновения между противоборствующими группировками.
К концу октября 1993 года части дислоцированной в республике 201-й дивизии оказались в окружении и вынуждены были перейти к круговой обороне военных городков. Обе воюющие стороны пытались захватить принадлежащую дивизии технику.
Участились нападения на погранотряды со стороны Афганистана. В ночь на 13 июля 1993 года одна из российских застав была практически полностью уничтожена отрядом исламской оппозиции, были убиты 24 пограничника.
В этот момент было принято решение сформировать в Таджикистане миротворческие силы, доукомплектовать 201-ю дивизию и перебросить в республику 41-ю отдельную вертолетную эскадрилью, штурмовой авиаполк и подразделения обеспечения.
Результатом миротворческой операции в Таджикистане стало прекращение боевых действий и создание условий для достижения мирных договоренностей между противоборствующими сторонами.

Южная Осетия
Осенью 1990 года, после прихода к власти в Грузии Звиада Гамсахурдиа, руководство Южной Осетии взяло курс на создание независимой республики. В ночь с 5 на 6 января 1991 года руководство Грузии ввело в столицу автономии Цхинвали подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. После боев с группами осетинских боевиков 26 января грузинские силы оставили город.
В феврале 1992 года грузинская артиллерия и бронетехника начали интенсивные обстрелы Цхинвали. Обстрелы продолжались до 14 июля, когда в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы. Основу российского контингента составлял 104-й парашютно-десантный полк Псковской дивизии. С ноября 1990-го по июль 1992 года в результате конфликта погибло свыше 3 тыс. мирных жителей.

Абхазия
В начале перестройки на сходах абхазского населения стали выдвигаться требования о выходе республики из состава Грузии. 15 июля 1989 года в Сухуми прошли первые столкновения грузин и абхазов, разрастись которым не позволили советские войска.
14 августа 1992 года войска Грузии вошли в Абхазию. С обеих сторон было убито несколько тысяч человек, сотни тысяч покинули свои дома и стали внутренними беженцами.
К началу конфликта ВВС Грузии располагали восемью Су-25 производства Тбилисского авиазавода. У абхазов были достаточно сильные средства ПВО, и уже в первые недели Грузия лишилась половины своего воздушного флота.
Для эвакуации российских граждан и охраны важнейших объектов в Абхазию был направлен 10-й отдельный парашютно-десантный полк. С начала конфликта дислоцированные в Абхазии российские части подвергались постоянным атакам грузинских формирований. 19 марта 1993 года ПВО Грузии был сбит перехватчик Су-27, выполнявший разведывательный полет.
К 26 июня 1994 года российские миротворцы вошли в зону конфликта. Три батальона разместились на территории Абхазии, один — в пограничном городе Зугдиди. Осенью 1994 года российские войска занимались возвращением в Абхазию беженцев.
В ходе конфликта в Грузии российские вооруженные силы потеряли более 80 человек убитыми и несколько сотен ранеными.

Российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Читайте также: