Президентские выборы 2000 и 2004 гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Досрочные выборы президента Российской Федерации 26 марта 2000 года были назначены Советом Федерации 5 января 2000 года в связи с отставкой Бориса Ельцина 31 декабря 1999 года (первоначально предполагалось, что они пройдут в июле 2000 года).

По оценкам политологов, социологических служб и средств массовой информации, наибольшими шансами на победу обладал Владимир Путин, назначенный в 1999 году Председателем Правительства и исполнявший обязанности Президента. Главная интрига заключалась в том, выиграет ли Путин в первом туре или потребуется проводить второй тур (повторное голосование).

Содержание

Предвыборная кампания

15 февраля 2000 тогдашний заместитель главы администрации президента Дмитрий Медведев возглавил предвыборный штаб Владимира Путина. Основу штаба составляли коллеги Путина, члены инициативной группы кандидата, доверенные лица. Для организации связи с избирателями была открыта общественная приемная кандидата на пост Президента РФ Владимира Путина [1] . Утром 20 марта, за неделю до выборов, и. о. президента Владимир Путин совершил перелёт из Краснодара в Чечню на учебно-боевом истребителе Су-27, что увеличило его рейтинг. [2]

Другие кандидаты проводили митинги и шествия в рамках выборов.

После регистрации Савостьянов снял свою кандидатуру в пользу Явлинского, и в бюллетень было включено 11 кандидатов.



Результаты выборов



Оценки выборов

31 декабря 1999 г. президент РФ Б. Н. Ельцин заявил о намерении уйти в отставку до истечения срока своих полномочий. Назначенный ранее председателем правительства В. В. Путин после отставки Ельцина стал исполняющим обязанности Президента РФ до внеочередных выборов.

Из документа (Новогоднее обращение Президента России Б.Н. Ельцина (31 декабря 1999 г.)):

Осталось совсем немного времени до магической даты в нашей истории. Наступает 2000 год. Новый век, новое тысячелетие…

Путин не был напрямую связан с непопулярными у россиян либерально-радикальными реформами 1990-х гг. Он ассоциировался с образом молодого, образованного, самостоятельно мыслящего политика. В своих предвыборных выступлениях он говорил о необходимости укрепления власти, сохранении территориальной целостности, восстановлении позиций России на международной арене. Основным соперником В. В. Путина на выборах стал Г. А. Зюганов, лидер КПРФ. В марте 2000 г. на президентских выборах Путин получил 53 % голосов избирателей, Зюганов - 29, 2 %.


В. В. Путин в 2000 г.

С первым президентством В. В. Путина связывают процесс укрепления государственных институтов, выстраивания вертикали власти. Приоритетными задачами являлись для президента усиление роли федерального центра на местах, совершенствование федеративных отношений, экономическая стабилизация, создание единого законодательного пространства России.

Из документа (Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ (2 Июля 2000 г.)): "…Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов власти или как на хозяйственный организм. Но Россия — это прежде всего люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь — главная задача власти. Любой! Однако сегодня в нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Трудно жить.

Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек.

Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация — одна из тревожных.

Другой серьезной проблемой продолжает оставаться экономическая слабость России. Возрастающий разрыв между передовыми государствами и Россией толкает нас в страны третьего мира. Цифры текущего экономического роста не должны нас успокаивать: мы по-прежнему продолжаем жить в условиях прогрессирующего экономического отставания. Я прошу вас обратить на это особое внимание.

…Самостоятельность нашей внешней политики не вызывает сомнений. Основу этой политики составляют прагматизм, экономическая эффективность, приоритет национальных задач. Но нам еще предстоит поработать, чтобы эти принципы стали нормой государственной жизни.




…Наша важнейшая задача – научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы — свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества. Спор о соотношении силы и свободы очень стар, как сам мир. Он и по сей день порождает спекуляции на темы диктатуры и авторитаризма.

…Между тем сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека. Только демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными задачами.

…К сожалению, деловой климат в нашей стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным…

Во-первых, следует обеспечить защиту прав собственности…

…Второе направление — обеспечение равенства условий конкуренции.

…Третье направление — освобождение предпринимателей от административного гнета.

…Четвертое направление — снижение налогового бремени.

…Пятое направление — развитие финансовой инфраструктуры.

…Шестое направление — реалистичная социальная политика".

Россия в 2000-2014 гг.: внутренняя политика

31 декабря 1999 г. президент РФ Б. Н. Ельцин заявил о намерении уйти в отставку до истечения срока своих полномочий. Назначенный ранее председателем правительства В. В. Путин после отставки Ельцина стал исполняющим обязанности Президента РФ до внеочередных выборов.

Из документа (Новогоднее обращение Президента России Б.Н. Ельцина (31 декабря 1999 г.)):

Осталось совсем немного времени до магической даты в нашей истории. Наступает 2000 год. Новый век, новое тысячелетие…

Путин не был напрямую связан с непопулярными у россиян либерально-радикальными реформами 1990-х гг. Он ассоциировался с образом молодого, образованного, самостоятельно мыслящего политика. В своих предвыборных выступлениях он говорил о необходимости укрепления власти, сохранении территориальной целостности, восстановлении позиций России на международной арене. Основным соперником В. В. Путина на выборах стал Г. А. Зюганов, лидер КПРФ. В марте 2000 г. на президентских выборах Путин получил 53 % голосов избирателей, Зюганов - 29, 2 %.


В. В. Путин в 2000 г.

С первым президентством В. В. Путина связывают процесс укрепления государственных институтов, выстраивания вертикали власти. Приоритетными задачами являлись для президента усиление роли федерального центра на местах, совершенствование федеративных отношений, экономическая стабилизация, создание единого законодательного пространства России.

Из документа (Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ (2 Июля 2000 г.)): "…Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов власти или как на хозяйственный организм. Но Россия — это прежде всего люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь — главная задача власти. Любой! Однако сегодня в нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Трудно жить.

Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек.

Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация — одна из тревожных.

Другой серьезной проблемой продолжает оставаться экономическая слабость России. Возрастающий разрыв между передовыми государствами и Россией толкает нас в страны третьего мира. Цифры текущего экономического роста не должны нас успокаивать: мы по-прежнему продолжаем жить в условиях прогрессирующего экономического отставания. Я прошу вас обратить на это особое внимание.

…Самостоятельность нашей внешней политики не вызывает сомнений. Основу этой политики составляют прагматизм, экономическая эффективность, приоритет национальных задач. Но нам еще предстоит поработать, чтобы эти принципы стали нормой государственной жизни.

…Наша важнейшая задача – научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы — свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества. Спор о соотношении силы и свободы очень стар, как сам мир. Он и по сей день порождает спекуляции на темы диктатуры и авторитаризма.

…Между тем сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека. Только демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными задачами.

…К сожалению, деловой климат в нашей стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным…

Во-первых, следует обеспечить защиту прав собственности…

…Второе направление — обеспечение равенства условий конкуренции.

…Третье направление — освобождение предпринимателей от административного гнета.

Глава ЦИК Александр Вешняков вручил Владимиру Путину удостоверение об избрании его президентом России, 6 мая 2000 года ИТАР-ТАСС/Величкин Сергей, Родионов Владимир

31 декабря 1999 г. президент РФ Борис Ельцин объявил о своей добровольной отставке. В переданном в полдень по Общественному российскому телевидению обращении к гражданам страны он сказал, что не хочет еще полгода "держаться за власть, когда у страны есть сильный человек, достойный быть президентом, и с которым сегодня практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее". Исполняющим обязанности главы государства, согласно ст. 92 конституции РФ, стал премьер-министр Владимир Путин.

Владимир Путин 15 лет назад впервые возглавил страну

В соответствии с конституцией и федеральным законом о выборах президента РФ от 31 декабря 1999 г., досрочное голосование должно было состояться в трехмесячный срок. 5 января 2000 г. Совет Федерации назначил досрочные выборы главы государства на 26 марта.

Официально предвыборная кампания в России стартовала 18 января 2000 г., когда Центризбирком начал прием документов, необходимых для регистрации кандидатов на пост главы государства. До 13 февраля претенденты должны были предоставить подписи избирателей в свою поддержку. В связи с досрочным характером выборов число необходимых подписей было сокращено с 1 млн до 500 тыс.

В установленный срок в ЦИК России документы подали 33 претендента. Из них 28 человек были выдвинуты инициативными группами граждан, в том числе Владимир Путин и Геннадий Зюганов. Еще пять кандидатов представляли избирательные объединения, среди них Владимир Жириновский (ЛДПР) и Элла Памфилова (движение "За гражданское достоинство").

Из 33 человек, прошедших этап выдвижения, представить необходимое число подписей смогли только 15 человек. Среди тех, кто не смог собрать подписи, были Александр Баркашев, лидер Русского национального единства, Анатолий Панфилов, председатель партии "Кедр", и др.

Всего в период с 8 февраля по 7 марта ЦИК зарегистрировал 12 кандидатов: депутат Госдумы Станислав Говорухин; предприниматель Умар Джабраилов; председатель ЛДПР Владимир Жириновский; лидер КПРФ Геннадий Зюганов; председатель движения "За гражданское достоинство" Элла Памфилова; лидер движения "Духовное наследие" Алексей Подберезкин; председатель правительства, и.о. президента РФ Владимир Путин; председатель правления Московского фонда президентских программ, бывший руководитель Управления КГБ по Москве Евгений Савостьянов (снял свою кандидатуру 21 марта); генпрокурор РФ Юрий Скуратов; губернатор Самарской области Константин Титов; губернатор Кемеровской области Аман-Гельды Тулеев; лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский.

Таким образом, в выборах участвовали 11 кандидатов.

15 февраля был сформирован предвыборный штаб Владимира Путина, который возглавил заместитель главы президентской администрации Дмитрий Медведев. Среди руководителей избирательной кампании также были замглавы ФСБ России Виктор Черкесов, начальники управлений Администрации президента РФ Александр Абрамов и Владислав Сурков. Программу и предвыборную стратегию кандидата разрабатывали глава Фонда стратегических разработок Герман Греф и Глеб Павловский, один из руководителей Фонда эффективной политики.

29 февраля была проведена жеребьевка распределения бесплатного эфирного времени на теле- и радиоканалах. Агитация в печатных СМИ стартовала 25 февраля. На телевидении и радио агитационные материалы демонстрировались с 3 по 24 марта. В ходе предвыборной кампании Владимир Путин, единственный из всех кандидатов в президенты, отказался от участия в совместных теледебатах с другими претендентами.

Голосование состоялось 26 марта. Всего ЦИКом в списки избирателей было внесено 109 млн 372 тыс. 46 человек. Было сформировано 2737 территориальных избирательных комиссий и 94 500 участковых избирательных комиссий. Выборы прошли в 12-ти из 15-ти районов Чечни (340 избирательных участков), на территории которой проходили боевые действия в рамках контртеррористической операции 1999-2009 гг. В 108 иностранных государствах для голосования граждан России было организовано 358 избирательных участков.

5 апреля Центризбирком утвердил окончательные официальные итоги выборов. Явка по стране составила 68,7% - 75 млн 181 тыс. 73 избирателя. При этом максимальный результат среди регионов показала Чечня, где на избирательные участки пришло 92,8% избирателей. Минимальная явка была зафиксирована в Эвенкийском автономном округе - 57,3%.

Согласно официальным результатам, победу в первом туре одержал Владимир Путин. За него проголосовали 52,9% избирателей. Наибольшее число голосов Владимир Путин получил в Ингушетии - 85,4%, наименьшее - в Кемеровской области - 25%/ В Москве за него отдали свои голоса 46,2% принявших участие в голосовании.

Второе место занял Геннадий Зюганов (29,2%), третье - Григорий Явлинский (5,8%). Аман-Гельды Тулеев набрал 3% голосов избирателей, Владимир Жириновский - 2,7%, Константин Титов - 1,5%, Элла Памфилова - 1%, Станислав Говорухин и Юрий Скуратов 0,4%, Алексей Подберезкин и Умар Джабраилов - 0,1%.

Против всех кандидатов проголосовали 1,9% избирателей, больше всего таких бюллетеней было подано в Москве - 5,9%.

По информации ЦИК России, на подготовку и проведение президентских выборов из государственного бюджета было потрачено 1 млрд 420 млн рублей (около $50 млн). Согласно закону, каждый из кандидатов в президенты, принявших участие в выборах, получил из государственных средств 400 тыс. рублей. Восемь кандидатов, кому не удалось набрать больше 3% голосов избирателей, вернули деньги государству. Помимо государственных средств, кандидаты использовали деньги своих избирательных фондов. Больше всех на свою кампанию потратили Геннадий Зюганов - 24,6 млн рублей и Константин Титов - 24,5 млн рублей. Расходы Владимира Путина в ходе предвыборной компании составили 12,7 млн рублей.

За голосованием 26 марта следили более 1 тыс. иностранных наблюдателей, которые представляли 58 стран и 87 организаций, в том числе Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, Бюро по демократическим институтам и правам человека, Парламентскую Ассамблею ОБСЕ и Парламентскую ассамблею Совета Европы.

7 мая 2000 г. в Большом Кремлевском дворце Московского Кремля состоялась церемония вступления Владимира Путина в должность президента РФ.

7 мая 2000 г. в Большом Кремлевском дворце Московского Кремля состоялась церемония вступления Владимира Путина в должность президента РФ

На выборах Президента России в 2004 году ни одна выставленная кандидатура не представляла серьёзной угрозы для переизбранного на второй срок действовавшего президента Владимира Путина.

34. Корректировка системы власти в началеXXI в.:

образование 7 федеральных округов, изменение порядка комплектования Совета Федерации, возрождение Госсовета.

19 мая 2000 года Президент РФ официально направил в Государственную Думу проект федерального закона “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”. Законопроектом предусматривалось, что после введения с 1 февраля 2001 года закона в действие, избрание членов Совета Федерации
(на четырехлетний срок) в соответствии с новым порядком его формирования должно быть завершено не позднее 1 апреля 2001 года.
С этого же дня должны быть прекращены полномочия членов Совета Федерации - представителей от соответствующего субъекта Российской Федерации в Совете Федерации по должности. 23 июня 2000 года Государственная Дума приняла закон сразу во втором и третьем (“за” - 308, “против” - 86, “воздержались” - 3) чтениях, внеся в него лишь некоторые коррективы.

Члены Совета Федерации, с учетом того, что депутаты не учли их предложения, закон не одобрили (“за” - 15, “против” - 123, “воздержалось” - 2). Голосование было тайным, с использованием бюллетеней. В постановлении Совета Федерации по этому вопросу отмечалось о необходимости скорейшего принятия конституционного закона о Конституционном Собрании и по другим вопросам государственного строительства и конституционной реформы в Российской Федерации”.30 июня 2000 была образована согласительная комиссия для преодоления разногласий по данному федеральному закону. В ее состав вошло 16 человек, сопредседателями комиссии от Совета Федерации избраны заместители Председателя Совета Федерации О.П.Королев, В.М.Платонов и член Совета Федерации Н.В.Федоров. С 11 по 17 июля было проведено пять заседаний согласительной комиссии палат Федерального Собрания с участием представителей Президента Российской Федерации.

Заседания комиссии проходили под определенным прессингом со стороны депутатов Государственной Думы. Некоторые из них прямо заявляли, что если члены Совета Федерации не поддержат их предложения, они повторно примут закон и направят его на подпись Президенту. Некоторые позиции им удалось отстоять:1-Увеличен, с 21 года до 30 лет, возраст, с которого гражданин Российской Федерации может стать членом Совета Федерации (статья 1).2-Органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право принимать решения о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации (статья 9) в том же порядке, в каком осуществляется его избрание (назначение). 19 июля 2000 года Федеральный закон был принят Государственной Думой в редакции согласительной комиссии (“за” - 307, “против” - 88, “воздержалось” - 5). 26 июля 2000 года закон был одобрен Советом Федерации (“за” - 119, “против” - 18, “воздержалось” - 4) и 5 августа 2000 подписан Президентом В.В.Путиным. Законом предусматривается, что представитель в Совете Федерации от законодательного органа госвласти субъекта избирается на его заседании из числа кандидатур, внесенных председателем региональной легистратуры или группой не менее одной трети депутатов. Члены Совета Федерации избираются (назначаются) на срок полномочий делегировавших их региональных органов государственной власти.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), Указ (постановление) которого вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя. Таким образом, политические деятели, депутаты Государственной Думы, высказываются за более демократический порядок формирования Совета Федерации – с участием граждан субъектов Федерации. С другой стороны, члены Совета Федерации остро ощущают свою незащищенность и уязвимость, ведь орган власти субъекта в любой момент может отозвать своего представителя. Причем, даже не удосужившись объяснить или даже объявить основания, мотивы такого решения.

7 мая 2000 г. в Большом Кремлевском дворце Московского Кремля состоялась церемония вступления Владимира Путина в должность президента РФ

На выборах Президента России в 2004 году ни одна выставленная кандидатура не представляла серьёзной угрозы для переизбранного на второй срок действовавшего президента Владимира Путина.

34. Корректировка системы власти в началеXXI в.:

образование 7 федеральных округов, изменение порядка комплектования Совета Федерации, возрождение Госсовета.

19 мая 2000 года Президент РФ официально направил в Государственную Думу проект федерального закона “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”. Законопроектом предусматривалось, что после введения с 1 февраля 2001 года закона в действие, избрание членов Совета Федерации
(на четырехлетний срок) в соответствии с новым порядком его формирования должно быть завершено не позднее 1 апреля 2001 года.
С этого же дня должны быть прекращены полномочия членов Совета Федерации - представителей от соответствующего субъекта Российской Федерации в Совете Федерации по должности. 23 июня 2000 года Государственная Дума приняла закон сразу во втором и третьем (“за” - 308, “против” - 86, “воздержались” - 3) чтениях, внеся в него лишь некоторые коррективы.

Члены Совета Федерации, с учетом того, что депутаты не учли их предложения, закон не одобрили (“за” - 15, “против” - 123, “воздержалось” - 2). Голосование было тайным, с использованием бюллетеней. В постановлении Совета Федерации по этому вопросу отмечалось о необходимости скорейшего принятия конституционного закона о Конституционном Собрании и по другим вопросам государственного строительства и конституционной реформы в Российской Федерации”.30 июня 2000 была образована согласительная комиссия для преодоления разногласий по данному федеральному закону. В ее состав вошло 16 человек, сопредседателями комиссии от Совета Федерации избраны заместители Председателя Совета Федерации О.П.Королев, В.М.Платонов и член Совета Федерации Н.В.Федоров. С 11 по 17 июля было проведено пять заседаний согласительной комиссии палат Федерального Собрания с участием представителей Президента Российской Федерации.

Заседания комиссии проходили под определенным прессингом со стороны депутатов Государственной Думы. Некоторые из них прямо заявляли, что если члены Совета Федерации не поддержат их предложения, они повторно примут закон и направят его на подпись Президенту. Некоторые позиции им удалось отстоять:1-Увеличен, с 21 года до 30 лет, возраст, с которого гражданин Российской Федерации может стать членом Совета Федерации (статья 1).2-Органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право принимать решения о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации (статья 9) в том же порядке, в каком осуществляется его избрание (назначение). 19 июля 2000 года Федеральный закон был принят Государственной Думой в редакции согласительной комиссии (“за” - 307, “против” - 88, “воздержалось” - 5). 26 июля 2000 года закон был одобрен Советом Федерации (“за” - 119, “против” - 18, “воздержалось” - 4) и 5 августа 2000 подписан Президентом В.В.Путиным. Законом предусматривается, что представитель в Совете Федерации от законодательного органа госвласти субъекта избирается на его заседании из числа кандидатур, внесенных председателем региональной легистратуры или группой не менее одной трети депутатов. Члены Совета Федерации избираются (назначаются) на срок полномочий делегировавших их региональных органов государственной власти.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), Указ (постановление) которого вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя. Таким образом, политические деятели, депутаты Государственной Думы, высказываются за более демократический порядок формирования Совета Федерации – с участием граждан субъектов Федерации. С другой стороны, члены Совета Федерации остро ощущают свою незащищенность и уязвимость, ведь орган власти субъекта в любой момент может отозвать своего представителя. Причем, даже не удосужившись объяснить или даже объявить основания, мотивы такого решения.

Читайте также: